Классификация функций менеджмента

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Управление и менеджмент
2. Классификация функций менеджмента
2.1. Функция планирования
2.2. Функция организации
2.3. Функция мотивации
2.4. Функция контроля
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г

ВВЕДЕНИЕ
 
Как самостоятельный виддеятельности менеджмент начал формироваться во второй половине XIX века. Менеджмент непосредственноотносится к управлению бизнесом, предпринимательской фирмой, а не обществом в целом.Существует, однако, мнение что менеджмент необходим и для государственныхорганизаций.
В основе возникновенияменеджмента лежит отделение капитала-собственности от капитала — функций.Появление самостоятельного менеджмента связано со следующими условиями:
v Органическим строением капитала,развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению,неспособностью собственника и предпринимателя справиться с все возрастающимитрудностями управления;
v Возникновением большого количествасубъектов рыночной экономики, возрастанием объема и усилением рыночных связей;
v Развитием конкуренции инеустойчивостью рыночной экономики, которые обуславливают необходимостьпрофессионального подхода к управлению;
v Появлением крупных корпораций,приводящим к увеличению объема и сложности управленческих работ, которые могутбыть выполнены только специальным аппаратом работников. Именно в корпорации менеджментокончательно отделяется от самоуправления собственника и предпринимателя;
v Рассредоточением собственности междуакционерами, в результате чего появились новые функции управления акционернымкапиталом, распределением прибыли между акционерами.
Современныйпериод экономического развития сопровождается ломкой старой социальной иполитической системы, трансформацией тоталитарного государства вдемократическое, а в области управления – заменой административно-команднойсистемы рыночной.
Необходимым условием этихизменений является постоянное совершенствование управления в социальныхсистемах на основе всестороннего использования достижений науки, техники ипередового опыта. Большое внимание уделяется теоретическим и практическимпроблемам менеджмента, его становлению и развитию.
Что же такое организация?Отвлекаясь от отдельных частных аспектов можно сказать, что основнымисоставляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию,задачи, для решения которых данная организация существует, и управление,которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации длярешения стоящих перед ней задач.
На вопрос, что и какделается в управлении, отвечает его функциональная характеристика. Функцииуправления являются общими для любых организаций независимо от характеравыполняемой деятельности. Анри Файоль определил, что деятельность по управлениювключает в себя пять обязательных функций: планирование, функциюорганизации, распорядительство, координацию и контроль. Для успешногоуправления организацией необходимо выполнение всех функций в комплексе,следовательно, вопрос изучения их состава и природы всегда актуален.

1. УПРАВЛЕНИЕИ МЕНЕДЖМЕНТ
 
Управление в широкомсмысле слова – это целенаправленный перевод любой заданной системы в нужноесостояние. Под системами понимаются биологические, технологические,кибернетические, социальные. Системы с участием человека называютсясоциальными. К ним относятся государство, армия, предприятие, церковь. Каждаяиз этих систем требует знаний и умений управления ими. Выводя новые сортарастений, породы животных, изобретая новые машины и компьютеры, поднимая людейна революции и войны, люди управляют теми или иными процессами. Сфера нашейбудущей деятельности, наших интересов будет так или иначе связана сорганизацией, под которой мы в дальнейшем будем подразумевать предприятие,учреждение, фирму. В деятельности организации можно выделить три области,которые требуют управления: производство, маркетинг, деятельность и люди.Управление производством охватывает его функционально-технологическую структуруи является предметом изучения специалистов (технологов, инженеров). Остановимсяболее детально на управлении деятельностью и людьми. Управление экономическойдеятельностью – это планирование. Экономическая постановка производственныхзадач, контроль за выполнением заданий. Управление людьми как персоналом – этообеспечение сотрудничества между членами коллектива, обучение, информирование,мотивация работников.
Управление деятельностьюи людьми составляет основу менеджмента. Исторически менеджмент как сферадеятельности совпадает с выделением предпринимательской деятельности из всегопроизводства.
Менеджмент – этоискусство управления интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальнымиресурсами в целях наиболее эффективной производственной деятельностиорганизации. В этом смысле управление организацией и менеджмент организациисовпадают почти полностью. При всей схожести понятий «управление» и«менеджмент» они имеют отличия и специфичность. Термин «управление», имеетболее обширную смысловую нагрузку. Понятие «менеджмент» по смысловомусодержанию включает в себя в качестве основополагающей составной части принятоев нашей стране понятие «организация управления».
Таким образом, менеджмент– это не просто управление организацией, а управление в условиях рынка,рыночной экономики.
В отечественнойуправленческой литературе понятие «управление» синонимично понятию«руководство». Несмотря на схожесть этих понятий, они различны. Если термин«управление» распространяется на все субъекты народного хозяйства, то термин«руководство» чаще относится к политической и военной сфере, а такжеобразованию, здравоохранению, культуре. Понятие «руководство» чаще распространяетсяна деятельность отдельного работника, группы или организации.
Специфика труда менеджеразаключается в том, что руководитель не принимает непосредственного участия впроцессе производства. Этому утверждению соответствует американское определениепроцесса управления: «делать что-либо руками других». В сущности, этоумственный труд.
Предметом труда менеджераявляется информация, объектом воздействия – человек, средством труда –оргтехника. Продуктом труда менеджера является управленческое решение.

2. КЛАССИФИКАЦИЯФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА
 
Любой вид человеческойдеятельности может быть представлен как совокупность отдельных операций,выполняемых участниками этой деятельности. А управленческой деятельности такиеоперации принято называть функциями, которые своей целью имеют обеспечениеработы организации в целом или ее подразделения в заданном режиме. Понятие«функция» тесно связано с такой управленческой категорией, как задача, заданиев совокупности с технологией ее выполнения. В бизнесе они образуют функциименеджмента и аппарата управления.
Функции управлениямногообразны. Существуют различные подходы к их классификации. Одним из такихподходов может быть разделение функций на общие и специализированные. К общимпринято относить: планирование, организацию, или правильнее организованные,мотивацию и контроль. Иногда к этим функциям относят и координацию, но чаще еесчитают подфункцией, обеспечивающей согласование и взаимодействие остальныхфункций. Связь между ними может быть описана следующей схемой, смотри приложениеА схема 1взаимосвязь общих функций менеждмента.
Краткое содержание каждойиз общих функций менеджмента:
1. Планирование – это функция «номер один», онакасается целей организации и их достижения. Отвечает на вопросы: где мынаходимся? Куда хотим идти? Как это сделать?
2. Организация– это структура подразделений, делегированиеполномочий и обязанностей, регламентация взаимоотношений, использованиересурсов.
3. Мотивация– это приведение планов в действие, мобилизуя людей, побуждаяих к работе.
4. Контроль– это проверка людей и их работы для обеспечениявыполнения плана. В процессе контроля можно получить ответы на следующиевопросы: чему мы научились? Что в следующий раз следует делать иначе? В чемпричина отклонений от намеченного? Какое воздействие оказал контроль напринятие решений.
Мотивация и контрольсоставляют сущность руководства.
Координация – достижение согласованности вработе всех звеньев организации путем установления рациональных связей(коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, таккак он определяется координируемыми процессами. Наиболее часто используютсяотчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, документы.
Специализированныефункции включают в себя управление:
1. Производством;
2. Экономикойи финансами;
3. Персоналом;
4. Маркетингом;
5. Техническойполитикой и инновациями.
Специализированные функции в большей степени, чемобщие зависят от характера деятельности организации – предпринимательская илибюджетная. Внутри этих двух групп специализированные функции также различны,например для крупного, среднего и малого бизнеса. Внутри бюджетной сферы естьразличия в функциях, например образовательных, медицинских учреждений.Взаимосвязь общих и специализированных функций управления представлена на схеме2приложение Б.
Рассмотрим подробнееприроду и состав каждой из функций менеджмента представленную в таблице 1приложение В.
 
2.1 ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
 
Планирование(стратегическое) –это одна из важнейших функций управления, обеспечивающая основу всехуправленческих функций. Другие функции: организация, мотивация и контрольориентированы на выполнение стратегических планов.
Наиболее существенным припланировании является выбор цели организации. Для того чтобы целиспособствовали эффективной деятельности организации, они должны соответствоватьряду требовании, быть конкретными и измеримыми.
Началом выполненияфункции планирования является постановка целей. Она включает следующиеэтапы:
1. Выбор цели;
2. Определениеисходных предпосылок для предстоящего принятия решений;
3. Поиск и определениеальтернатив для принятия решений;
4. Выбор наилучшейальтернативы среди имеющихся;
5. Исполнение плана.
При выполнении функциипланирования, как правило, принимаются эффективные решения. В основе принятиятаких решений лежит действие двух факторов:
а) Выбор наилучшейальтернативы;
б) Учет возможностей исполнителейпринимаемого решения;
Этими факторамиопределяется качество решения. Эффективное решение может быть выражено условноформулой:
 
Эффективность решения= Качество решения xПринятие его исполнителями.
Планирование исключаетвыполнение незапланированных действий, поскольку они могут быть неадекватныпоставленной цели.
При осуществлении функциипланирования учитываются следующие требования:
1. Устранитьотрицательный эффект неопределенности и измерения;
2. Сосредоточитьвнимание на основных задачах этого этапа;
3. Составить бюджеты;
4. Облегчитьконтрольную функцию управления.
При выполнении функциипланирования реализуется принцип принятия обязательств, который рассматриваетсяс учетом гибкости самого планирования для уменьшения риска потерь (финансовых,материальных.)
Остановимся на некоторыххарактерных признаках, проблемах, связанных с планированием.
Во-первых, планирование всегда опирается наданные прошлого и настоящего, но стремится определить и контролировать развитиепредприятия в будущем. Поэтому его надежность зависит от точности фактическихпоказателей прошлого. Для этого служат разного рода отчеты (производственные,статистические.), при этом самыми достоверными из них являются бухгалтерскиеотчеты.
Во-вторых, планирование следует начинать от такназываемых «узких» мест, таких сфер, в которых возможность влияния на развитиедел более ограничена. Чаще всего это сфера финансов и сбыта.
В–третьих, из-за недостаточной опорнойинформации приходится вводить так называемые резервы («коэффициентыбезопасности»), что может привести к неточности, частым корректировкам.
В-четвертых, качество планирования во все большейстепени зависит от компетенции сотрудников, их глубоких знаний и интуиции.Планирование – это выражение воли руководителей, менеджеров.
В-пятых, системы планов снижают риски, но неявляются гарантией достижения цели. Необходимо помнить, что строгоепланирование душит новые идеи, так как не может дать вдохновения,подсказывающего следующий шаг.

2.2 ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
А. Файоль говорил оборганизации как об одной из функций управления: «Организовать предприятие –значит снабдить его всем тем, что необходимо для его функционирования: сырьем,оборудованием, деньгами, персоналом».
Исходными предпосылкамивыполнения функции организации являются следующие факторы:
а) Учет руководителемсвоих возможностей (потенциальных и реальных), а также имеющихся резервов(материальных, людских);
б) Учет возможностейсвоих исполнителей;
в) Правильная расстановкаперсонала.
Смыслом организационнойработы менеджера является установление и поддержание определенного порядка вдеятельности. Организация в сфере управления – это работа с персоналом,создание организационных систем, маркетинговая, информационная и экономическаядеятельность коллектива. Деятельность по координации работы других людейсоставляет сущность управления. Для того чтобы организация могла выполнить свои цели, ее задачидолжны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. По этойпричине управление является важнейшей деятельностью в организации.
Общее для всехорганизаций – это то, что они нуждаются в управлении. Большинство организацийимеют горизонтальное разделение труда. Классический пример которого:производство, финансы и маркетинг. Это основные виды деятельности, которыенеобходимы для успешной работы организации представлены в приложение Г, схема 3действий менеджера по выполнению функций организации.

2.3 ФУНКЦИЯМОТИВАЦИИ
 
В жизни поведениечеловека всегда мотивировано. Под мотивом понимают активные движущие силы,определяющие поведение людей, мотивация – система факторов (побудительных сил),способствующих выполнению определенной задачи.
Мотивация ворганизационном контексте – это процесс побуждения себя и других работников кактивной деятельности для удовлетворения личных потребностей и для достиженияцелей организации. С другой стороны, мотивация как создание внутреннегопобуждения к желательным действиям является сложным психологическим процессом.Цепочка взаимосвязи основных факторов, обуславливающих поступки человека,выглядит следующим образом: внешняя среда – потребности – интересы – побуждение– решение действовать – установка – поступок (действие).
Упрощенную модельпроцесса мотивации можно представить состоящей из трех элементов: Потребности,Целенаправленное поведение, Удовлетворение потребностей.
Функция мотивирования впроцессе управления деятельностью организации является одной из сложнейших,поскольку основным действующим лицом является личность работника. Менеджеры,осуществляющие эту функцию, придерживаются следующей схемы действий:
1. Знание самыхсущественных потребностей исполнителей;
2. Учет личностныхособенностей исполнителей;
3. Понимание своихработников, их целей, желаний, стремлений;
4. Применениеиндивидуального подхода к работникам, когда это требуется;
5. Учет межличностныхотношений внутри группы;
6. Умение поощрятьработников;
7. Оказание поддержкии помощи исполнителям решений;
8. Знание оботношении к труду у работников;
9. Доброжелательностьв обращении с подчиненными;
10. Проявлениетерпимости и доброжелательности в разговоре с исполнителями;
11. Уважение кподчиненным;
12. Знание себя иособенностей своего поведения.
Для направлениястремлений работника на достижение поставленных целей часто употребляетсятермин «стимулирование труда», под которым понимается широкий арсенал методовдля выполнения принятых решений и намеченных работ. Соотношение между понятиями«мотивация» и «стимулирование» примерно такое же, как между понятиями «климат»и «погода». Климат в определенной местности если меняется, то крайне медленно,а погодные условия – каждый день. Установки мотивации являются более общими, астимулирование чаще зависит от рабочей ситуации.
Существует однаинтересная притча, которую рассказал о различных мотивах человеческогоповедения главный управляющий компанией «Порше» Питер Шульц: «Работали тричеловека, которые что-то строили. Занимались-то все одним и тем же, но когда ихспросили, что они делают, ответы были разные. Один сказал: «Я дроблю камни»,другой: «Я зарабатываю себе на жизнь», третий: «Я строю храм».
2.4 ФУКЦИЯКОНТРОЛЯ
 
Контроль – одна из основных функцийобеспечения процесса управления. Она занимает большую часть времени менеджера.Функция планирования циклична: в начале периода, года, квартала и т.д. Функцииконтроля в том или ином виде менеджеру приходится выполнять ежедневно. Поэтомуконтроль – главный инструмент выработки политики и принятия решения. Естьтолько одна задача выше рангом – это постановка цели.
Контроль – это процесс обеспечения достиженияорганизацией своих целей. Он состоит из установки стандартов, измеренияфактически достигнутых результатов и проведения корректировок, если полученныерезультаты в существенной степени отличаются от установленных стандартов.
В процессе выполненияфункции контроля руководитель сталкивается с проблемой акцента контроля спрошлого на будущее. Конечно, нельзя говорить о глобальном характерепредотвращения будущих ошибок, однако, изучив особенности работников, сопределенной долей вероятности возможно предвидеть степень и особенностиошибок, предпринять меры для их недопущения.
Осуществление функцииконтроля – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Иконтролировать может только тот, кто знает, что в действительности должно быть,и своевременно делает это достоянием других.
В контроле можно выделитьдве стороны: организационную и поведенческую.
Организационнаясторона контроля.В ней выделяют четыре стадии:
1. Установление нормдеятельности или стандартов, то есть точное определение целей, которые должныбыть достигнуты в определенный отрезок времени. Она опирается на целевоепланирование;
2. Отбор данных офактическом состоянии дел как результат исполнения или измерения того, что былов действительности достигнуто за определенный период. При этом важно иметьнеобходимую информацию, используя как компьютерные средства, так и традиционныеотчеты исполнителей и анализы статистики;
3. Оценка исравнение достигнутого с ожидаемым результатом. Здесь главным становитсяустановление факторов, которые определяют отклонение реальных результатов отпервоначальных установок;
4. Выработка иосуществление корректирующего действия, если есть отклонения от первоначальногоплана. Возможен также и пересмотр ориентиров с целью сделать их болеереалистичными и соответствующими ситуации. Здесь важно представление о том, гдекак и когда следует предпринять корректирующие действия, пока ситуация непереросла в кризисную.
Контроль должен прежде всего ориентироваться нарезультат, производиться своевременно, быть простым и экономичным. Отвечатьсуществу проводимой работы.
Поведенческаясторона контроля.Человеческий фактор при контроле – это психологическая реакция подчиненных наконтролируемые функции. Для многих людей контроль означает прежде всегоограничения, принуждение, отсутствие самостоятельности – все то, что несовпадает с представлениями о свободе личности. Однако возможен другой подход:контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
При правильном контролеможно быстро получить данные об успехах или неудачах и сделать выводы набудущее. Контроль за результатами деятельности является очень важным, посколькуименно он определяет успех организации. Оценка основных результатов выполненияпоставленных задач организации является предпосылкой целенаправленногоконтроля.
Измерение результатов спомощью заданных стандартов позволяет менеджерам определить, какие действиянужно предпринимать в конкретной ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
менеджментуправление функция
Подведем итог. Цельюданной контрольной работы являлось теоретическое изучение классификации функцийменеджмента.
Существуют следующиеосновные функции менеджмента, общие для любых организаций: планирование, организация,мотивация и контроль, к ним относят также подфункцию координации,обеспечивающую согласование и взаимодействие остальных функции.
При выполнении каждойфункции решаются определенные задачи. Для функции планирования важнымявляется постановка целей, составление плана работы. Функция организации– управление выполнением обще групповых целей. Мотивация – знание и учетпотребностей работников, своих возможностей. Функция контроля –обнаружение и предупреждение проблем в доброжелательном ключе.
Для эффективногоуправления организацией необходимо выполнение всех функций в комплексе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Ботавина, Р.Н.Этика менеджмента: учебник/ Н.Р. Ботавина.-М.: Финансы и статистика, 2002.-255с.
2. Сетков, В.И.Основы общего менеджмента: учебник/ В.И. Сетков.-М.: ИНФРА-М, 2003.- 278с.
3. Вачугов, Д.Д.,Березкина, Т.Е., Кислякова, Н.А. Основы менеджмента: учебное пособие / Д.Д.Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова/под ред. Д.Д. Вачугова. — 2-е изд.-перераб. и доп.-М.: Высшая школа, 2005.-288с.
4. Веснин, В.Р. Основыменеджмента: учебник /В.Р. Веснин. — 4-е изд., испр. и доп.-М.: Элит,2004.-279с.
5. Виханский, О.С.,Наумов, А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процессы: учебник/О.С. Виханский, А.И. Наумов.-М.: Гардарика, 2002.- 302с.
6. Основыменеджмента: современные технологии: учеб. пособие / под ред. М.А. Чернышева.-М.:ИКЦ «МарТ», 2003.- 358с.
7. Румянцева, З.П.Общее управление организацией. Теория и практика: учебник/ З.П. Румянцева.-М.:ИНФРА-М, 2005.- 402с.

ПриложениеА
 
Схема 1. Взаимосвязьобщих функций менеджмента.
/>

ПриложениеБ
 
Схема 2. Взаимосвязьспециализированных и общих функций управления. 1.Планирование 2.Организация 3.Мотивация 4.Контроль
/>/>1.Производство
/>
/>
/>
/>
/>2.Экономика и финансы
/>3.Персонал
/>4.Маркетинг и сбыт 5.Техническая политика и инновация
/>

Приложение В
 
Таблица 1 — Содержаниедеятельности менеджера при выполнении им функций управления.Планирование Организация 1.Постановка четких и ясных целей. 1.Знание профессиональных и личностных качеств подчиненных. 2.Составление четкого плана работы группы. 2.Знание динамики групповых процессов. 3.Сбор необходимой информации о решаемых задачах. 3.Управление выполнением обще групповых целей. 4.Привлечение исполнителей к дальнейшей работе над планом. 4.Осознание каждым работником общих целей деятельности. 5.Возможность развития плана для постановки дальнейших целей. 5.Урегулирование конфликтных ситуаций. 6.Составление возможных прогнозов в работе. 6.Проведение мероприятий по использованию психологических феноменов. Мотивация Контроль 1.Знание личностных особенностей исполнителей. 1.Доброжелательность при контроле. 2.Знание потребностей работников. 2.Помощь работникам в исправлении ошибочных действий. 3.Учет удовлетворенности (неудовлетворенности) работника трудом. 3.Положительные цели контроля 4.Нормальное деловое общение с подчиненными. 4.Четкость в проведении процедуры контроля. 5.Знание потенциала работников. 5.Нормальное состояние общения при контроле. 6.Знание своих возможностей. 6.Наличие доверия при контроле.
 

ПриложениеГ
 
Схема 3. Действияменеджера по выполнению функций организации
/>/>Совпадение полномочий и ответственности менеджера
/>
/>ЦЕЛЬ организации
/>/> Положительное мотивирование работников Принятие общих целей организации менеджером и персоналом Знание о неформальных связях внутри группы Своевременное устранение конфликтных ситуаций внутри группы Правильное руководство работой персонала