Содержание:
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Понятие и роль государственного и местного бюджета…………4
1.1. Понятие и правовая форма бюджета………………………………….4
1.2. Роль государственного и местного бюджета………………………..6
Глава 2.Бюджетная система и бюджетное устройство в РФ……………..11
2.1. Понятиебюджетной системы…………………………………………..11
2.2. Особенностисостава доходов и расходов бюджета…………………..14
Заключение…………………………………………………………………….28
Списокиспользуемой литературы…………………………………………..30
Введение
Бюджет в экономике — это роспись доходов и расходов субъектовхозяйствования на определенный период времени, как правило, на год. В зависимости от субъекта хозяйствования, для которого онсоставлен, различают государственный и местный (в том числе региональный и муниципальный),а также потребительский (семейный) бюджеты.
Бюджет является формой образования и расходованияденежных средств для обеспечения функций органов государственнойвласти. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального доходанеобходимо для успешной реализации финансовойполитики государства.
Изучение бюджетной системы,бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практикифункционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особуюактуальность.
Цельюданной комплексной курсовой работы является рассмотрение государственного иместного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основныхчерт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значительныхпроблем в функционировании бюджетного механизма и соответственно рассмотрениевозможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетнойсистемы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
Задачи работы:
— раскрыть понятие и роль государственного и местного бюджета;
— изучить понятие бюджетной системы и особенности бюджетов.
Глава 1. Понятие и роль государственногои местного бюджета
1.1. Понятие и правовая форма бюджета
Бюджет — необходимый атрибутгосударства и основа его суверенитета.
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты — центральноезвено финансовой системы Российской Федерации, как и любого другогогосударства. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующегогосударственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнениезадач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществленияфункций органов государственной власти и местного самоуправления.
Вматериальном аспекте государственный и местный бюджеты представляют собой централизованныйв масштабах определенного государственного или муниципального образованияденежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органовгосударственной власти или местного самоуправления. Материальное содержаниебюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежныхсредств, виды поступлений в него, направления расходов и т.п. Однако сущность бюджетапроявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией ииспользованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономическогомеханизма (категории). В этом аспекте бюджет представляет собой совокупностьэкономических (денежных) отношений, возникающих в связи с образованием,распределением и использованием централизованных денежных фондов,предназначенных для осуществления задач государственных и муниципальныхобразований общего значения и выполнения функций соответствующих органов властии самоуправления.
В бюджетах концентрируется наиболее крупная часть финансовыхресурсов государства.
Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В данном случае онрассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет — основной финансовыйплан образования, распределения и использования централизованного денежногофонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующимпредставительным органом государственной власти или местного самоуправления.Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участниковбюджетных отношений.
В БК (ст. 11) установлена основная правовая форма этого актаприменительно к бюджетам разных уровней: федеральный бюджет и бюджеты субъектовФедерации утверждаются в форме соответствующих законов, местные (муниципальные)— в форме решений представительных органов местного самоуправления, в чемпроявляется принцип демократизма в бюджетной деятельности. К названной основнойформе относятся финансово-плановые акты органов исполнительной власти,конкретизирующие бюджет (например, сводная бюджетная роспись).
Подобная правовая форма бюджета (закон представительного органавласти) действует и в большинстве зарубежных стран в течение ряда столетий. Вдореволюционной России (до 1917 г.) предпринимались попытки демократизироватьправовую форму государственного бюджета. Известный российский государственныйдеятель М.М. Сперанский в своей работе «План финансов» обосновывалнеобходимость придания бюджету силы закона, обеспечить гласность в егоутверждении и исполнении.
В законодательстве содержится юридическая характеристика бюджета ис позиций права собственности. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 214)средства государственного бюджета и иное государственное имущество, незакрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляютсоответственно государственную казну РФ или субъекта РФ. Таким образом,средства государственного бюджета — часть государственной казны. Средстваместного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности исоответственно — составной части муниципальной казны (ст. 215 ГК). Такаяхарактеристика важна тем, что определяет собственника бюджетных средств: имявляются не тот или иной орган государственной власти или местногосамоуправления, а сами названные государственные или муниципальные образования(Российская Федерация, субъекты РФ, города, районы и т.п.). Соответствующиеорганы власти и управления в пределах компетенции распоряжаются этойсобственностью. Вопросы разграничения государственной собственности, кудавходят и бюджетные средства, Конституция РФ (ст. 72) относит к совместномуведению Российской Федерации и ее субъектов.
В настоящее время имеется уточненная формулировка понятия бюджета.Согласно БК (ст. 6) бюджет — форма образования и расходования фонда денежныхсредств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функцийгосударства и местного самоуправления. Здесь, как видим, учитываетсяобособление органов местного самоуправления от системы органов государственнойвласти на основании Конституции РФ, в связи с чем местные бюджеты пересталиотноситься к государственным, выделившись в особое звено бюджетной системы.
Вместе с тем более полному представлению о сущности бюджета и егороли способствует рассмотрение этой категории в разных аспектах.
1.2. Роль государственного и местного бюджета
Роль бюджета выражается в том, чтоон создает финансовую базу функционирования государства и муниципальныхобразований, выполнения ими своих задач. В то же время и государственныйаппарат, и органы местного самоуправления представительной и исполнительнойвласти, правоохранительные органы содержатся за счет средств соответствующегобюджета. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются дляосуществления государственной социально-экономической политики, обеспеченияобороны и безопасности страны.
С помощью бюджета реализуются государственные (разных уровней) иместные программы по развитию и нормальному функционированию отраслейэкономики, охране окружающей среды, по укреплению научно-техническогопотенциала и культуры страны, поддержанию материального уровня жизни населенияи отдельных его групп, выравниванию социально-экономического уровня субъектовФедерации и муниципальных образований, по борьбе с преступностью и т.д. Все этизадачи имеют общее значение для соответствующей территории.
Аккумуляцияв бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспеченияравномерного развития экономики и культуры на всей территории страны,целесообразного размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет — мощныйуправляющий механизм в распоряжении государства, выступает проводником егофинансовой политики. Местные бюджеты служат и финансовой основой развитияместного самоуправления.
Значение государственного бюджета обусловлено не только величинойконцентрируемых в нем средств. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и подего воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы.
Наличие бюджета создает возможности для маневрирования прираспределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности наопределенном отрезке времени для страны в целом или ее регионов. В результатебюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждомконкретном периоде его развития. Так, в связи с/финансовым кризисом в 1998 г. бюджет содействовал преодолению его последствий, поддержанию уровня жизни населения иобеспечению функционирования реального сектора экономики, прекращению спадаэкономики и другим целям экономической политики в 1999 г. Бюджет 2004 г. нацелен на повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого ростаэкономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетнойсистемы, на снижение социального неравенства, достижение высокой эффективностигосударственных расходов.
Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особенности в связи с государственным устройством стороны:он способствует реализации региональной и национальной политики в РоссийскойФедерации. Среди основных целей региональной политики определены: созданиеединого экономического пространства, выравнивание условийсоциально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политикисостоит в создании всем народам России условий для их полноправного социальногои национально-культурного развития, укреплении общероссийской общности наоснове соблюдения прав человека.
Бюджет способствует развитию международных связей России иукреплению ее взаимоотношений с государствами СНГ. Например, Законом офедеральном бюджете на 2004 год (ст. 5) установлены объемы ассигнований нареализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ в сумме до 2368,63 млн руб., в том числепредельные взносы в бюджет Союзного государства (России и Беларуси) до 1600 млнруб. и в бюджет Евразийского экономического сообщества — до 37,98 млн руб.Таким образом, в бюджетной системе концентрируется часть национального дохода,направляемая на потребности общего значения: экономические и социальныепрограммы, обеспечение обороны и безопасности страны.
Говоря о важной роли бюджета, нельзя не учитывать, что кризисныеявления в экономике и расстроенность финансовой системы в конце XX в., а также ихнедостаточная эффективность на современном этапе не позволяют государственным иместным бюджетам выполнить в полной мере свое предназначение. В области бюджетапроявлялись такие, в определенной мере преодоленные, негативные факторы, какбюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), обострение противоречийпри распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременностьутверждения бюджета, несобираемость доходов в намеченном объеме, большойудельный вес заемных средств и др. Однако в последние годы бюджет сталутверждаться своевременно и с профицитом.
Помимо упомянутых бюджетов, составляется консолидированный бюджет,т.е. свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (ст. 6 БК). Ониспользуется для расчетов и анализа. Необходимость его обусловленаособенностями устройства бюджетной системы РФ: по действующему законодательствубюджеты всех уровней существуют как самостоятельные, обособленные денежныефонды, в отличие от положения до 90-х гг. XX в., когда высшим органомвласти страны утверждался единый государственный бюджет, который объединял всесуществовавшие на ее территории бюджеты и с входящими в них средствами.
Однако дляуправления делами России в целом, а также ее территориальных подразделений, дляпрогнозирования их развития важно знать, какие финансовые ресурсыаккумулируются в рамках данной территории через действующие на ней бюджеты. Этоимеет значение также для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящимиорганами власти (межбюджетных отношений). Поэтому составляютсяконсолидированные бюджеты субъектов Федерации (совокупность бюджета субъекта РФи свода бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (безучета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), консолидированный бюджетРФ (федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (безучета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и заключением бюджетов государственныхвнебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) (ст.15; 16 БК). В результате в консолидированном бюджете РФ учитываются все бюджеты— от федерального до местных, действующие на территории страны. Федеральныйзакон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» (ст. 52) предусматривает составлениеконсолидированных бюджетов районов с входящими в него районными бюджетами ибюджетами поселений как муниципальных образований.
В связи с понятием консолидированного бюджета законодательством1991 и 1993 г., а татем и 1997 г. был введен термин «минимальный бюджет», подкоторым понимался расчетный объем доходов консолидированного бюджетанижестоящего территориального уровня, а также низовых звеньев бюджетной системы(сельских, поселковых и т.п.), покрывающих минимально необходимые расходы,гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти. Это определениебыло отнесено к бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.
В свою очередь, минимально допустимая стоимость государственныхили муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органамигосударственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душунаселения за счет средств соответствующих бюджетов, называется минимальнойбюджетной обеспеченностью.
Реализациянорм о минимальных государственных стандартах и их минимальной бюджетнойобеспеченности — важное условие выполнения государством социальных обязанностейперед гражданами по государственной поддержке семьи, материнства, инвалидов,осуществлению бесплатной медицинской помощи, бесплатного образования и т.п.Однако федеральный закон о минимальных государственных стандартах на настоящийпериод не принят. В то же время Федеральный закон от 6 октября 2003 г. предусматривает право органов местного самоуправления устанавливать муниципальные минимальныестандарты (п. 2 ст. 53).
Глава 2. Бюджетная система и бюджетноеустройство в РФ
2.1. Понятие бюджетной системы
Вседействующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют всовокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. Взаконодательстве было дано ее определение как основанной на экономическихотношениях, государственном устройстве и юридических нормах совокупностифедерального бюджета РФ, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетовмуниципальных образований. Следует заметить, что БК РФ 1998 г. (ст. 6 и 10) расширил рамки понятия бюджетной системы, включив в нее помимо бюджетов всобственном смысле слова и внебюджетные государственные социальные фонды (ст.13). При этом какие-либо муниципальные (местные) внебюджетные фонды неупоминаются. Такое объединение является условным и требует уточнения. Сбюджетом названные фонды сближает утверждение представительными(законодательными) органами власти, которые утверждают и отчеты об исполнениибюджетов этих фондов. Однако внебюджетные фонды существенно отличаются отгосударственных и местных бюджетов своим предназначением, конкретным целевымсодержанием, правовым режимом. Поэтому в учебнике они рассматриваются особо.
Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы ипринципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющиебюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территориистраны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования ивзаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, посколькувыражают право государства и муниципальных образований на свой бюджет, уровеньсамостоятельности в его формировании и использовании.
Следовательно, бюджетное устройство — это основанные на правовыхнормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организациявзаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов.
Бюджетное устройство страны определяется ее государственнымустройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней— государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органовместного самоуправления.
Для бюджетной системы федеративного государства характерны триуровня — государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации иместные бюджеты. Так, бюджетная система США включает федеральный бюджет,бюджеты штатов и более 82 тыс. бюджетов местных административно-территориальныхединиц (округов, муниципалитетов и др.).
В бюджетную систему России как федеративного государства такжевходят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К нимотносятся государственные бюджеты двух уровней:
а) федеральный бюджет;
б) бюджеты субъектов Федерации — республиканские бюджеты республикв составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджетыгородов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области иокружные бюджеты автономных округов;
в) местные бюджеты, к которым относятся бюджеты муниципальныхобразований и других административно-территориальных единиц, являющихсямуниципальными образованиями в соответствии с федеральным законодательством изаконами субъектов Федерации.
Среди них следует выделить бюджеты административно-территориальныхединиц с особым правовым режимом — бюджеты закрытыхадминистративно-территориальных образований.
Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельностисоответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.
С 1991 г. при сохранившихся в основном видах бюджетов бюджетноеустройство в РФ претерпело существенные изменения. Содержаниеорганизационно-правовых принципов взаимосвязи между бюджетами еще в рамкахСоюза ССР стало иным после принятия бывшими союзными республиками, в том числеи РСФСР, Деклараций о суверенитете. Бюджеты союзных республик обособились отсоюзного (федерального) бюджета и перестали представлять вместе с ним единыйгосударственный бюджет, утверждаемый высшим органом государственной властистраны — Верховным Советом СССР. Обособление бюджетов произошла и в России, чтонашло свое закрепление в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства ибюджетного процесса в РСФСР». В результате перестал утверждатьсягосударственный бюджет Российской Федерации как ее основной финансовый планформирования и использования единого денежного фонда, в которомсосредоточивались средства всех бюджетов, т.е. произошло обособление бюджетоввсех уровней.
Законодательно закреплены (сначала в ранее принятых законах, азатем в БК РФ (ст. 28, 29, 31), в качестве основы бюджетного устройствапринципы единства и самостоятельности бюджетов.
Несмотря насамостоятельность каждого из бюджетов в РФ, законодательство подчеркиваетединство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всехуровней по линии доходов и расходов. Это взаимодействие осуществляется путемраспределения между бюджетами регулирующих доходных источников, создания ичастичного перераспределения целевых и региональных фондов, участия бюджетовразных уровней в финансировании совместных программ, оказания финансовойподдержки бюджетам нижестоящих уровней. В результате складываются межбюджетныеотношения, осуществляемые органами государственной власти и местногосамоуправления разных уровней (гл. 16 БК РФ).
Законодательство определяет организационно-правовые иэкономические гарантии единства бюджетной системы. К ним относятся: ее единаяправовая база; использование единых бюджетных классификаций, обеспечивающихсопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистическойи бюджетной информации, позволяющей составить консолидированные бюджетысогласованные принципы бюджетного процесса; единая денежная система.
Единство бюджетной системы является необходимым условиемпроведения единой социально-экономической, финансовой, в том числе бюджетной иналоговой политики в стране.
БК РФ 1998 г. (ст. 29) указывает и на другие проявления и гарантииединства бюджетной системы — единство форм бюджетной документации, санкций занарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходовбюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета.
Самостоятельность бюджетов (ст. 31 БКРФ) обеспечивается правом самостоятельного утверждения бюджета каждого уровнясоответствующими представительными органами власти, правом определятьнаправления использования и расходования бюджетных средств; наличиемсобственных источников бюджетных доходов, запрещением изъятия дополнительнополученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превышения доходов надрасходами и экономии по расходам.
Обобщенное выражение рассмотренные принципы находят в принципахфедерализма и развития местного самоуправления, свойственных финансовойдеятельности российского государства в целом.
2.2. Особенности состава доходов ирасходов бюджета
В соответствии с законодательством государственные и местныебюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кроме того, в составе бюджетовобразуются целевые и резервные фонды, имеющие свои источники доходов илисоздаваемые за счет общих бюджетныхресурсов. Они используются на определенные цели соответственно своемупредназначению. Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов ирасходов бюджета. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются(разграничиваются) между бюджетами разных уровней и видов.
Распределение (разграничение) доходов ирасходов бюджетов — это определение видов и объемов доходов и расходов,подлежащих включению в каждый из бюджетов.
Законодательство устанавливает единую для бюджетов всех уровнейклассификацию доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость ихпоказателей. Такая классификация обусловлена принципом единства бюджетнойсистемы в РФ.
Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходовбюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектамклассификации группировочных кодов.
Впервые в России бюджетная классификация утвержденазаконодательным актом — Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации». До принятия этого Закона она утверждалась Министерством финансовРФ.
Требование единства классификации сочетается с определенными правамизаконодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местногосамоуправления: они вправе производить дальнейшую детализацию объектовбюджетной классификации, не нарушая общих принципов ее построения и единства..
Доходы бюджетов. Все предусмотренные законодательством доходы посоциально-экономическому признаку можно подразделить на несколько групп:
а) доходы от предприятий и других организаций разных формсобственности;
б) доходы от государственного и муниципального имущества;
в) доходы от государственной внешнеэкономической и другойдеятельности;
г) поступления от личных доходов граждан.
Такая классификация имеет значение для характеристикиматериального содержания доходной части бюджета, связи ее с экономикой страны.Каждая из групп доходов представляет совокупность отдельных видов платежей ипоступлений. Среди них важнейшая роль принадлежит налогам, взимаемым сорганизаций и физических лиц.
Федеральный закон «О бюджетной классификации» и БК РФ делят доходыбюджета на:
а) налоговые с выделением их видов;
б) неналоговые (доходы от использования государственного имуниципального имущества, от его продажи, от внешнеэкономической деятельности идр.).
Такая группировка имеет важное значение для анализа источниковдоходов, их объема, перспектив использования. Исходя из этого, БК РФ определяетвиды доходов бюджетов всех уровней.
Вместе с тем важное значение для характеристики правового статусасубъектов бюджетного права имеет группировка доходов бюджетной системы поорганизационно-правовым признакам.
Так, в зависимости от порядка зачисления в бюджет различаютдоходы: закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие.
Закрепленные доходы бюджетов —это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердофиксированной доле (в процентах) на постоянной основе закреплены засоответствующим бюджетом. БК РФ (ст. 47) отождествляет их с собственнымидоходами (что не вполне тождественно).
Так, перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленныхза бюджетами разных уровней, предусмотрен Законом РФ «Об основах налоговойсистемы в Российской Федерации» и НК РФ (ст. 13, 14, 15); общий перечень разныхвидов доходных источников, закрепленных за бюджетами, содержится в БК РФ.Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РоссийскойФедерации» определяет виды доходов, закрепленных за местными бюджетами.Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного имуниципального имущества» также содержит указания о закреплении доходов отэтого процесса за бюджетами разных уровней (ст. ЗЗ).
В свою очередь законодательство субъектов РФ закрепляет доходныеисточники, находящиеся в их распоряжении, за местными бюджетами. В отдельныхслучаях федеральные источники могут быть непосредственно закреплены за местнымибюджетами (в частности, государственная пошлина).
Доля закрепленных доходов в бюджете имеет существенное значениедля его действительной самостоятельности. В современных условиях для бюджетовнижестоящих уровней это продолжает оставаться болезненным вопросом. Наразрешение его была направлена норма Закона РФ «Об основах бюджетных прав…» 1993 г., установившая долю закрепленных доходов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов вразмере не менее 70% доходной части соответствующего минимального бюджета.Однако в последующих законодательных актах, в частности, в Федеральном законе«О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», в БК РФ 1998 г. минимальная норма закрепленных доходов в местных бюджетах уже не была установлена.
Регулирующие доходы бюджета — это видыдоходов, которые передаются в бюджет субъекта РФ или муниципального образованияв целях сбалансирования его доходов и расходов, в виде процентных отчислений отних на основании решений вышестоящих органов власти по нормативам, определяемымпри утверждении бюджета на очередной финансовый год. Нормативы могут быть и долговременными— не менее, чем на три года (ст. 48 БК РФ).
Нормативы отчислений по бюджетам разных уровней утверждаетсоответственно вышестоящий орган представительной власти. Эти нормативы могутбыть едиными для бюджетов определенного уровня или дифференцированными взависимости от объема закрепленных доходов и предстоящих расходов.
Для регулирования бюджета (ежегодногопланового распределения доходов бюджета в целях его сбалансирования) помимопроцентных отчислений от сумм каких-либо видов доходов, применяется и инойметод: оказание прямой финансовой поддержки из бюджета другого уровня в формефиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время онапредоставляется в следующих формах: дотации, субвенции и субсидии, созданияфондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований, а такжебюджетного кредита и бюджетной ссуды (ст. 6, 44, 133 БК РФ).
Дотация в бюджетных отношениях — этоопределенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решениюсоответствующего представительного органа власти на безвозвратной ибезвозмездной основе в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевымнаправлением средств. Дотация предоставляется в случаях, если закрепленных ирегулирующих доходных источников недостаточно для выравнивания уровняминимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.
До 90-х гг. XX в. дотации широко применялись для сбалансирования бюджетов,особенно местных. С 1990 г. стали применяться субвенции из союзного бюджетаСоюза ССР в отношении бюджетов союзных республик, а затем и внутри союзныхреспублик. Переход к субвенциям связан с обострением необходимости болееэкономного и эффективного использования средств.
Субвенция в бюджетных отношениях —это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в бюджеты субъектовФедерации и муниципальных образований для осуществления определенных целевыхрасходов.
Субвенции, как и дотации, предоставляются на основе решенийсоответствующих представительных органов власти.
В бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований могут бытьнаправлены также субсидии, то есть денежные средства, выделенные извышестоящего бюджета для финансирования целевых расходов на условиях долевогоучастия в них.
Субвенции и субсидии подлежат возврату в случае их нецелевогоиспользования, а также неиспользования в установленные сроки (ст. 78 БК РФ).
Дотации и субвенции закрытым административно-территориальнымобразованиям (ЗАТО) предоставляются в особом порядке: они выделяются непосредственноиз федерального бюджета. Так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на2002 год» (ст. 61) установлен объем дотаций в сумме 6 909 710,0 тыс. руб. исубвенций на отселение, на капитальные расходы и финансирование программразвития ЗАТО.
В целях оказания финансовой поддержки также создаются: вфедеральном бюджете Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, а в бюджетахсубъектов Федерации — фонды финансовой поддержки муниципальных образований (ст.139 БК РФ). В федеральном бюджете на 2002 г., помимо Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, созданы: Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальныхрасходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональныхфинансов (ст. 48, 54, 55, 57, 58 Федерального закона «О федеральном бюджете на2002 год»).
Следует иметь в виду: средства, полученные в форме финансовойподдержки бюджетами, становятся их доходами, а для бюджетов, выделившихсредства, — это расходы.
Продолжая характеристику доходной части бюджета, отметим, что вней в зависимости от права собственности имеются собственные доходы и заемныесредства. Эти понятия были применены в Законе РСФСР «Об основах бюджетногоустройства и бюджетного процесса в РСФСР» (ст. 12).
К собственным доходам бюджетовотнесены:
закрепленные в установленном порядке за бюджетом каждого уровняисточники доходов;
отчисления, передаваемые в бюджеты от регулирующих доходныхисточников;
дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельнопредставительными органами власти субъектов Федерации и местногосамоуправления.
Однако впоследствии законодательство отождествило собственныедоходы бюджетов с закрепленными. Федеральный закон «О финансовых основахместного самоуправления в Российской Федерации» именно в таком аспектеопределил понятие собственных доходов местных бюджетов, рассматривая их как«налоговые и неналоговые доходы, закрепленные за местными бюджетами» (ст. 1).Такой же подход к данным понятиям и в БК РФ (ст. 47). Вряд ли целесообразнорассматривать характеристики «собственные» и «закрепленные» как однозначные.Ведь поступившие в бюджет отчисления от регулирующих доходов по утвержденным взаконном порядке нормативам становятся казной, т.е. собственностью субъекта РФили муниципального образования, самостоятельно расходуются ими и не подлежатвозврату.
Заемные средства в доходной частибюджета используются: при недостаточности бюджетных средств для покрытиярасходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовыхзатруднений в процессе исполнения бюджета.
Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюджета,могут быть:
получение органами процентных или беспроцентных ссуд из иныхбюджетов;
выпуск государственных или местных займов на инвестиционные цели;
получение кредита в банке.
Регулируя межбюджетные отношения, БК РФ определяет формы выделениязаемных средств бюджетам субъектов Федерации и муниципальных образований избюджета другого уровня, а именно — бюджетный кредит и бюджетную ссуду. Подбюджетным кредитом понимается предоставление средств другому бюджету дляфинансирования бюджетных расходов на возвратной и возмездной основах. В отличиеот этого, бюджетная ссуда, согласно БК РФ, — это бюджетные средства,предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмезднойосновах на срок не более шести месяцев в пределах временных кассовых разрывов, возникающихпри исполнении бюджета (ст. 6, 44, 133 БК РФ),
Расходы бюджета. Состав расходовбюджетной системы значительно изменился в связи с проведением экономическихреформ в стране. Нацеленность на переход к рыночным отношениям и приватизациябольшого числа предприятий обусловили снижение уровня бюджетного финансированияотраслей экономики. Ассигнования на социально-культурные мероприятия и наукухотя и занимают заметный удельный вес в расходах бюджетной системы, однако вусловиях кризисных явлений в экономике они не только не обеспечили необходимойфинансовой базы в этой сфере, но и проявили тенденцию к отставанию по темпамроста от других расходов. Между тем возросли расходы бюджетной системы насодержание государственного аппарата.
Расходная часть бюджетной системы включает следующие основныенаправления. Это расходы на:
— содержание органов государственной власти и местногосамоуправления, судов и правоохранительных органов;
— оборону и безопасность страны;
— финансирование отраслей экономики;
— охрану окружающей природной среды;
— социально-культурную сферу;
— науку;
— международную деятельность.
Подробная конкретизация видов расходов бюджетной системыопределена в нормах БК РФ и Федеральном законе «О бюджетной классификации», всоответствии с которыми ежегодно утверждаются представительными органамигосударственной власти и местного самоуправления суммы расходов каждого избюджетов.
В Законе выделяются функциональная, экономическая, ведомственная идругие классификации расходов бюджетов.
В функциональной классификации содержатсягруппы расходов на государственное управление и местное самоуправление, насудебную власть, национальную оборону, образование, здравоохранение и т.д.,отражающие функции государства.
Экономическая классификация — этогруппировка бюджетных расходов по их экономическому содержанию. В нейвыделяются текущие расходы и капитальные расходы (ст. 66 БК РФ).
К текущим относятся расходы,обеспечивающие текущее финансирование органов государственной власти и местногосамоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другимбюджетам и отраслям экономики в форме дотаций и субвенций на текущеефинансирование, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы всоответствии с бюджетной классификацией (ст. 68 БК РФ).
Капитальные расходы обеспечиваютинновационную и инвестиционную деятельность, расширенное воспроизводство,проведение капитального (восстановительного) ремонта. При осуществлении этихрасходов создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ,ее субъектов или муниципальных образований (ст. 67 БК РФ).
В составе капитальных расходов бюджета может быть сформирован бюджетразвития, порядок формирования и использования которого регулируется особымфедеральным законом. Впервые бюджет развития был утвержден в составефедерального бюджета на 1999 г. Его доходы сформированы за счет иностранныхкредитов и инвестиционных кредитов Международного банка реконструкции иразвития, частично — за счет бюджетных доходов. Средства бюджета развитиянаправлены на поддержку экспорта высокотехнологической продукции по программамконверсии оборонного производства, на формирование уставного капиталаРоссийского банка развития и другие инвестиционные проекты (ст. 126, 127Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год»). Бюджет развития былутвержден и в составе федерального бюджета на 2000 год (ст. 148, 149Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год»).
Наиболее объемная по содержанию — ведомственная структурабюджетных расходов. Она включает перечень прямых получателей средств из бюджета(министерств, государственных комитетов и т.д.), распределение расходов поцелевым статьям и видам расходов по прямым получателям и др. Однако в Законе РФведомственная классификация расходов установлена применительно лишь кфедеральному бюджету. А в отношении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов наоснове Федерального закона такая классификация утверждается соответствующимипредставительными органами субъектов РФ или местного самоуправления.
Расходы распределяются между бюджетами, исходя из следующихосновных принципов:
а) соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ,субъектов Федерации или органов местного самоуправления (по принадлежности);
б) учет подчиненности (подведомственности) предприятий,организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета;
в) учет значения определенных учреждений, мероприятий, масштабов иих влияния на развитие общества.
Задачи усиления роли субъектов Федерации и органов местногосамоуправления обусловили дополнение этих принципов принципом самостоятельностисубъектов Федерации и органов местного самоуправления в определении направленийи состава расходов своих бюджетов.
Эти принципы действуют в совокупности и характеризуют составрасходов бюджетов всех уровней. Так, компетенция органов государственной власти(или органов местного самоуправления) определяет основные направления расходовсоответствующих бюджетов: финансирование отраслей экономики,социально-культурной сферы и др. Например, в связи с тем, что оборона странынаходится в ведении Российской Федерации (п. «м» ст. 71 Конституции РФ),расходы на оборону включаются именно в федеральный бюджет.
Учет подчиненности предприятии, организаций, учрежденийконкретизирует указанные основные направления расходов для каждого бюджета:финансирование органов власти, организаций и учреждений, осуществляемых имимероприятий производится из того бюджета, который соответствует подчиненностиназванных субъектов (учреждения федерального подчинения финансируются изфедерального бюджета, муниципального — из конкретного муниципального бюджета ит.д.).
При учете (оценке) значения каких-либо организаций, учреждений и(или) осуществляемых ими мероприятий (для страны в целом или региона)финансирование расходов может производиться не из данного бюджета,соответственно их уровню, а из вышестоящего. Например, суды всех уровнейфинансируются из федерального бюджета с учетом их роли в осуществленииправосудия и в целях создания независимости от местных властей. Из федеральногобюджета финансируются также органы системы МВД.
На основании законодательства РФ 90-х гг. XX в. была расширенасамостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления вформировании расходной части бюджета. Они не только самостоятельно определяютсостав и виды бюджетных расходов соответственно подведомственному хозяйству, номогут выделять дополнительные средства неподчиненным им организациям (например,высшим учебным заведениям), учитывая их значение для данной территории.
Все эти принципы отражены в законодательстве и находят своепроявление в правовых актах об утверждении конкретных бюджетов на определенныйфинансовый год. Самостоятельность субъектов Федерации и органов местногосамоуправления закреплена в БК РФ, в Федеральном законе «О финансовых основахместного самоуправления в Российской Федерации», других нормативных правовыхактах.
Бюджетный кодекс РФ более детально, чем ранее принятое законодательство,регламентирует состав расходов бюджетов. В Кодексе перечисляются расходы,финансируемые:
а) исключительно из федерального бюджета;
б) совместно из всех звеньев бюджетной системы;
в) исключительно из бюджетов субъектов РФ;
г) исключительно из местных бюджетов.
Совместное финансирование расходов из бюджетов разного уровняпроизводится по согласованию соответствующих органов государственной власти иместного самоуправления (ст. 84—87 БК РФ).
В характеристике расходов, как и доходов бюджета, важной являетсяне только качественная (виды, направления и т.п.), но и количественная сторона,в том числе соотношение объема доходов и расходов. В этом аспекте большоезначение имеет принцип сбалансированности бюджета, закрепленный в БК РФ (ст.33), т.е. соответствия объема расходов бюджета суммарному объему его доходов.Он является необходимым условием реализации намеченных расходов.
Негативным проявлением отклонения от этого принципа являетсядефицит бюджета, т.е. превышение расходов над доходами. БК РФ при наличиидефицита требует определения источников его финансирования.
В связи с затруднениями по сбалансированию бюджета в 1990 г. впервые в РФ (как и в тогда существовавшем СССР) было произведено организационноеперестроение расходной части бюджета: в ней выделены — бюджет текущих расходови бюджет развития (капитальные вложения), что стало впоследствии общимтребованием законодательства для бюджетов всех уровней.
Помимо этого, в бюджете текущих расходов было предусмотреновыделение защищенных статей, перечень которых должен был определяться ежегоднопри утверждении бюджета соответствующим представительным органом власти. К нимотнесены, например, расходы по заработной плате, пенсиям, стипендиям,хозяйственным расходам на аренду, охрану, отопление, освещение и др. По этимстатьям предусмотрено обязательное производство расходов в полном объеме.
Однако в федеральном бюджете на 1998 г. и последующие годы защищенные статьи не утверждались. В БК РФ выделение их также непредусмотрено.
При наличии бюджетного дефицита БК РФ предписывает следующийпорядок при формировании и исполнении бюджета:
а) при утверждении бюджета должны быть определены предельныеразмеры дефицита и источники его финансирования;
б) при снижении в ходе исполнения бюджета объемов поступленийдоходов и источников финансирования бюджетного дефицита вводится режимсокращения расходов бюджета (ст. 92, 229, 230 БК РФ).
Источниками финансирования бюджетного дефицита могут быть кредитыбанков, государственные (в соответствующих случаях — муниципальные) внутренниезаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, бюджетные ссуды и бюджетныекредиты, полученные из бюджетов других уровней, и другие внутренние источники.По федеральному бюджету могут быть использованы и внешние источники —государственные займы в иностранной валюте, кредиты иностранных правительств,банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте (ст.93—96 БК РФ).
В расходной части бюджетов всех уровней создаются резервные фонды государственныхорганов исполнительной власти и органов местного самоуправления. При этомзапрещено создавать резервные фонды законодательных (представительных) органови депутатов. Эти фонды предназначены для финансирования непредвиденных расходов,в том числе по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайныхситуаций в текущем году (ст. 81 БК РФ).
В федеральном бюджете, помимо резервного фонда Правительства РФ,образуется резервный фонд Президента РФ.
Кроме упомянутых фондов (резервных и финансовой поддержки бюджетовдругого уровня), в бюджетах могут создаваться целевые фонды отраслевогохарактера. Однако число их в последнее время резко сократилось. Так, вфедеральный бюджет на 2002 г. входит один такой фонд — Фонд Министерства РФ поатомной энергии (ст. 7 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002год»).
Расходы бюджетной системы отражают, помимо внутренних задачстраны, международные связи России, в частности со странами СНГ: в федеральномбюджете выделяются средства на реализацию международных договоров в рамках СНГ,на предоставление кредитов этим странам, а также другим иностраннымгосударствам и на другие цели. Таким образом, бюджетная система являетсяфинансовой основой реализации внутренней и внешней государственной политикиРоссии.
Заключение
Таким образом, обобщая данную курсовую работу могу сделатьследующие выводы о том что, бюджет — необходимыйатрибут государства и основа его суверенитета.
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты — центральноезвено финансовой системы Российской Федерации, как и любого другогогосударства. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующегогосударственного или муниципального образования, которые обеспечиваютвыполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу дляосуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Роль бюджета выражается в том, чтоон создает финансовую базу функционирования государства и муниципальныхобразований, выполнения ими своих задач. В то же время и государственныйаппарат, и органы местного самоуправления представительной и исполнительнойвласти, правоохранительные органы содержатся за счет средств соответствующегобюджета. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются дляосуществления государственной социально-экономической политики, обеспеченияобороны и безопасности страны.
Вседействующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют всовокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. Взаконодательстве было дано ее определение как основанной на экономическихотношениях, государственном устройстве и юридических нормах совокупностифедерального бюджета РФ, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов муниципальныхобразований.
В соответствии сзаконодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной ирасходной частей. Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервныефонды, имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общихбюджетных ресурсов. Они используются на определенныецели соответственно своему предназначению. Однако их доходы и расходы входят вобщий состав доходов и расходов бюджета. Все доходы и расходы бюджетной системыраспределяются (разграничиваются) между бюджетами разных уровней и видов.
Распределение (разграничение) доходов ирасходов бюджетов — это определение видов и объемов доходов и расходов,подлежащих включению в каждый из бюджетов.
Итак, бюджетная система является финансовой основой реализации внутреннейи внешней государственной политики России.
Списокиспользуемой литературы:
1. Мальцев В.А. Налоговое право: Уч. – М: Академия, 2004
2. Бюджетный кодекс РФ.- М.: Юрайт – Издат,2007
3. Налоговый кодекс РФ: Ч.1,2. – М: Юрайт-Издат, 2007
4. Финансовое право: Уч./Отв.ред. О.Н.Горбунова. – М: Юрист, 2005
5. Финансовое право: Уч.пос./Под ред. Косаренко Н.Н. – Ростов н/Д:Феникс, 2004
6. Финансовое право: Уч.пос./Под ред. М.М. Рассолова. – М:Юнити-Дана, 2006
7. Финансовое право: Уч./Отв.ред. Н.И. Химичёва. – М: Юрист, 2007