ВВГолявкин ЮВСотник

В.В.Голявкин

Виктор ВладимировичГолявкин родилсяв 1929 году. Родителиего русские, отец – московскихкорней. Когдародился Виктор, они жили в Баку, учили детеймузыке. Голявкинсохранил навсю жизнь короткиеотношения сосвоим детством, память о нем.Родной Бакуу него – в повестях«Мой добрыйпапа», «Полосына окнах», «Рисункина асфальте»,«Город в море».
До 17 лет Викторжил в Баку. Решивстать художником, он выбрал накарте городсовсем другойпо характеружизни – Самарканд.Ему, видите ли, надо было учитьсяискусствуобязательнодалеко от своегодома. Он поступаетв самаркандскоехудожественноеучилище. Училищепереводят вТашкент – вместес Витей, конечно.Но ему нужныперемены ещеи еще. Он едетв Москву. Ахудожественноеучилище в концеконцов он оканчиваетв Душанбе. Потом Голявкин едетв Санкт-Петербург.Здесь он оканчиваетИнститут живописи, скульптурыи архитектурыимени Репина.
С тех порПетербург сталего домом. АВиктор, ужедоучиваясьв институте, понял: Ему необходимобыть не толькохудожником, но и писателем.Даже важнее– писателем.
Первые рассказыбыли необыкновенные, ни на чьи непохожие. Долгоих не решалисьнапечатать.Но Голявкинписал так интересно, что ему на помощьпришли некоторыедругие писатели.
В. Голявкиннаписал и издалмного произведений.В 1959 году вышлаего перваякнига его рассказов«Тетрадки поддождем», затемпоявились «Нашис Вовкой разговоры»(1960), «Мы играемв Антарктиду»(1961), «Как я встречалНовый год»(1963), «Мой добрыйпапа» (1964) и продолжениеэтой повести«Полосы наокнах» (1971), «Городв море» (1964), «Рисункина асфальте»(1965), «Ты приходик нам приходи»(1967) …
В небольшихрассказах, сценках, диалогахперед читателемоткрылся мирсовременногодетства, увиденныйво многом свежои по-новому, сомногими подробностямии деталями.Голявкин нетолько писатель, но и художник, и с самого началаон сам иллюстрируетсвои произведения, что придаетим особую ценность.
Он умеетпоказать ребенка7 – 10 лет (любимыйвозраст писателя)крупно, масштабно, значительно.Предмет вниманияписателя –повседневнаядетская жизнь, а «секрет» егов том, что в этойжизни для негонет мелочей.В ней все всерьез, все важно изначительно, потому чтосовершаетсявпервые в жизни.
ПроизведенияВ.Голявкинаизвестны нетолько в Петербурге, Москве, Баку, Душанбе. В Японии, например, только«Мой добрыйпапа» публиковалсядевять раз. Этовсего одинпример из большогочисла возможных.
На страницахразных книгих авторы, бывает, восторгаютсятем и другим.Наставятвосклицательныхзнаков, всякихчувствительныхслов. А все равночитать такоепочему-то скучно.
У Голявкинаже – это не возможносразу не заметить!– все увлекательноеи удивительное.
Жизнь у-ди-ви-тель-на-я!
Такая онаупругая, пружинистая, словно веселыемячики прыгаютодин за другим.Или будто всепляшет, светится, живет-переливается.
ПисательГлеб Горышинверно сказал:«Дети в рассказахГолявкинаталантливые, хотя они и понятияне имеют обэтом своемталанте». Правда, у Голявкинавсе талантливые.Взрослые тоже.Вообще – всяжизнь.
Хотя ничегоособенноговроде бы непроисходит.Обычное какбудто житье.
Вот это, можетбыть, самоетрудное – такнаписать прообыкновенныедни, про нашивстречи и заботы, чтобы каждыйчитатель радостноудивился.
Да, жизнь врассказах иповестях Голявкинаобыкновенная, всем знакомая.
Но вот попробуйугадай, что унего будетчерез две-тристроки.
Не угадаешь.
Поразительнаяспособностьв знакомомнаходить неожиданноеи яркое! Пустьдаже иной разсовсем какбудто в мелочах.
Голявкинможет вдругогорошить настаким началомглавы: «Младшийсын Петра Петровичаукусил собаку»(«Рисунки наасфальте»).
В одном рассказемальчик непошел в школу.Он бродит поулицам. Остановился, услышав разговор.
«…Про заводчто-то сталирассказывать.Один заметилменя, говорит другому:
— Гляди-ка, парень как ротраскрыл.
И ко мнеобращается:
-Что тебе?
-Мне ничего,– отвечаю, – япросто так…
-Тебе нечегоделать?
-Ага.
-Вот хорошо! Видишь, вон домкривой?
-Вижу.
-Пойди подтолкниего с того боку, чтобы он ровнейбыл.
-Как это?»
Верно говорят: улыбка краситчеловека. Онакрасит жизнь.Под пером Голявкинакаждый в отдельностии все люди вместечувствуютсмешное, веселое, охотно отзываютсяна него, егоподхватывают.
Но отсюдане следует, чтоперед намичисто шутливыесочинения.Порою какиетут шутки. Война, скажем, идет.Живется холоднои голодно. «Вполосах наокнах» мальчикнесет продаватьна базар старыегазеты. Он ихсобирал, дорожилими, тем, что вних было.
Провожаетмальчика егомладший братБоба:
« — Купи мнена базаре пирожок,– сказал Боба.
— Какой? – спросиля.
— Большой.
— Ну, это понятно, а с какой начинкой?
— С любой, –сказал Боба.
— С какой быты хотел? Я продамгазеты и куплютебе пирожокс любой начинкой.
— Купи хотьбез начинки,– сказал Боба».
Ничего веселогов этом разговоре, казалось бы, нет. МаленькомуБобе хочетсяпоесть вдосталь.Но у Голявкинаполучаетсяодновременногорько и все-такипрекрасно иудивительно.
Особенныйон волшебникна разговоры.На то, как людимежду собойразговаривают.Тугим кольцомстягивают ихслова, летящиеот одного человекак другому, а оттого к – первому.Вот разговорыи выходят какие-тосверхживые.
Подвижность, упругость речив произведениях Голявкинаделает их похожимито на стихи, тона музыку, тона стихи и музыкувместе. Словаскладываютсяздесь по особенномуи по особенномузвучат.
«Мой папав Москве родился.Он хочет в Москву.Он давно тамне был. Он каждыйгод в Москвухочет. А мамане хочет. Оназдесь родилась.Она любит дачу.И я люблю дачу.Кто дачу нелюбит! Я люблюи Москву. КтоМоскву не любит! Но что же делать.На дачу мнетоже хочется».
Это именнота речь, котороймы обычноразговариваем.
Верно замечали: у Голявкинаи названиеплотно входитв рассказ. Онопредставляетсобой то самоеслово, которогоиз песни невыкинешь.
Обратитевнимание налюдей, которыеживут в этихрассказах иповестях, нато, как они другс другом водятся.
Голявкинв каждой своейкниге другой, новый. Меняетсяобстановка, многое меняетсяот рассказак рассказу, отповести к повести.
Но в тожевремя к некоторымсвоим героямписатель, каквидно, привязанособенно сильно.Не может с нимирасстаться.Переводит изкниги в книгу.Так он поступаетс Бобой и Вовкой, с учителемПетром Петровичем, а также ПалПалычем, состариком Ливерпулеми еще кое с кем.Люди эти изменяются, но в главномостаются темиже какими были.
Дети у Голявкина(как и на самомделе) не живуткакой-то отдельнойдетской жизнью.Жизнь здесьобщая. Значит, в ней многовзрослых. Взрослыеу Голявкинабольшей частьюлегко понимаютдетей. Без трударазгадываютдетские обманыи тревоги.
Мальчикдетсадовскоговозраста вышелиз квартиры(повесть «Этотмальчик»). Онтам один, а унего в душевсякие беспокойства.Навстречу полестнице поднимаетсястаричок изсоседней квартиры, бородатый, тот, который дляздоровья всевремя бегаетрысцой.
« – Здравствуйте,– вежливо сказалмальчик. – Вы мне как разнужны.
– Какоеудовольствиебыть кому-нибудьнужным и необходимым!– весело сказалсосед».
Вот видите, сосед вмиготозвался иславно пошутилв ответ.
А дети? Онитоже, со своейстороны, чуткопонимают взрослых.Это можно увидеть, например, вповести «Рисункина асфальте».
Редко ктоиз писателейспособен такрассказатьдетям о взрослых, чтобы они оказалисьсовершеннопонятны каждому.Хорошие люди, дети ли, взрослыели, держатсядруг за друга, тянутся другк другу. Какимибы разными онини были.
Очень удачноеи такое дляГолявкинаточное название– «Ты приходик нам, приходи».
Мальчик Бобаотправилсязаводить себедруга в зоопарк:«Найти слонав зоопарке былонетрудно. Онжил в самомцентре – в вольере.Трудней с нимподружиться.Кто этого нехочет! Но ведьс человекоми то не легкоподружиться, если даже незнаешь, где онживет. Не придешьже ты в незнакомыйдом и не скажешь:«Мне скучно, хочу подружиться».Могут удивиться, разозлиться, да мало ли чтопроизойдет! Могут пригласитьв дом, а могути не пригласить.Не легче сослоном».
И все-такимальчик Бобаи слон Бобошаподружились(об этом киноповесть«Боба и Бобоша»).Словно в сказке.Но Голявкинне сказочник.Он пишет прожизнь, котораяесть. И ему оченьважно во всейэтой историисо слоном, чтоБоба одновременнонашел еще друга– девочку Марину.Сначала онавсе тянула всвою сторону.Хотела поступатькак ей однойнравится. Потомпоняла: замечательнони на минутуне забыватьо друге, считатьсяс ним, делатьему хорошее.
Девочки вкнигах Голявкинапоявляютсяредко. Главноенаселение егокниг – мальчишки.Вероятно, потой простойпричине, чтосам ВикторВладимирович– бывший мальчишкаи сын его такойже. Всегда ведьлучше писатьо том, что тебелучше знакомо.
Голявкинскиедети, то естьв основноммальчишки, иногда такозоруют, чтоу читателя духзахватывает.Однако заметьте: озорство озорством, а при этом вголове не утихаетдумательныймоторчик.
О нём говоритПетя в «Моемдобром папе».
«Как-то я немогу не думать.Я всё времячего-нибудьдумаю. Правда, чаще всегочепуху разную, иногда самудивляюсь –как я это такоедумаю. Какой-тоя, в общем, задумчивый.Только когдая в футбол играю, или когда вводу прыгаю, или когда поюпесни, тогдая ничего недумаю. Я тогдапросто прыгаюв воду, играюв футбол и поюсебе песни».
Эти словаПети, данныеему писателемГолявкиным, стали широкоизвестными, такие они меткие.
Многим в жизнихочется всегдапобеждать, бытьудачливым ипрославленным.Алька из повести«Рисунки наасфальте»решил: «Еслибыть художником, только великим.Мне один художниксказал, что невеликим художникомбыть не стоит».
Что спорить, удовольствиялучше неприятностей, богатая жизньлучше скудной.Но – к этому иведу – для Голявкинасамые большиерадости связаныне с тем, чтобыиметь, получать, добывать, братьсебе. Нет прекрасней, на душе легчеи веселей –жить, чувствовать, любить, оберегать, одаривать.
Посмотрите, когда станетечитать повестьза повестью, какие похожие, какие родственныедуши Саня Буртиков(«Ты приходик нам, приходи»), учитель рисованияПётр Петрович(«Рисунки наасфальте») и, конечно, папа-музыкант(«Мой добрыйпапа»).
Правда, Голявкинвзял папу, иПетра Петровича, и Саню не излитературы– из самой жизни.Поэтому онисильно настрогают, и смешат, и печалят.
Кажется, папатакой мягкий, не сильный, нестальной. Ноон упрямо, несгибаемововсе и не хочетстать иным! Всёбы ему защищатьда радоватьдругих – оттого и самомурадоваться.Он совершаетнастоящиеподвиги, толькообычные, ежедневные, как бы некрупные.И совершаетих не потому, что могуч и заплечами у негокрепчайшаякрепость, апросто из-затого, что иначене может.
Папа так ведьи не стал «великим».Не сочинил, какхотел, хорошеймузыки. Может, просто не успел.Но добр он былвсегда. Это емуудалось.
А то, что нетславы и малоденег, так этоперенестиможно. Ну, наживёшь, допустим, атогда что? Чтодальше?
Здесь естьнад чем подумать, что всем сердцемпережить.
Разумеется, каждый человек, взрослый онили ребёнок, не станет любитьодинаково всё, что прочтёт.Одному будетсамым дорогим, допустим, «Мойдобрый папа», другому – маленькиерассказы, третьему– ещё что-нибудь.

Один из рассказовВ.Голявкина «Никакой горчицыя не ел» естьв учебнике почтению «Роднаяречь» кн.3 ч.2. Ксожалению, вдругих учебникахпо чтению длямладших классовя не нашла егорассказов, поэтому советуюна урокахвнеклассногочтения взятьего произведения, например, во2 классе – рассказыиз серии «Тетрадкипод дождем», а в 4 классе –повести «Мойдобрый папа»и «Полосы наокнах». На мойвзгляд, этипроизведениябудут наиболееинтересныдетям.
Ю.В.Сотник
Юрий ВячеславовичСотник родилсяв 1914 году во Владикавказев семье художника.
Первый успехк писателюпришел рано: уже в 4 классеего рассказзанял первоеместо на школьномконкурсе (онбыл написанв форме дневникакотенка). Перваяпубликация– рассказ«Васька-Клоп»появился вдетском выпускегазеты «Безбожник», по признаниюавтора, рассказбыл ужасным, главный герой– вылитый ПавликМорозов. Занятияв драматургическоймастерскойпри Центральномдоме художественнойсамодеятельностидали Сотникунекоторыепрофессиональныенавыки, им былинаписаны двекомедии и тутже поставлены.До настоящеготворческогодебюта былоеще очень далеко: несколько летСотник ездилпо стране – былна Кольскомполуострове, на Ленскихзолотых приисках, по возвращенииучаствовалво объединенияхмолодых литераторов, был ответственнымсекретареммноготиражки.Только в 1939г. вжурнале «Пионер»напечаталирассказ «Архимед»Вовки Грушина», с тех пор началосьсотрудничествоСотника с этимжурналом. Работанад другимипроизведениямишла довольномедленно, ипервая повесть«Про наши дела»появилась в1946г. За ней последовали«Невиданнаяптица» (1950), «Приключениене удалось»(1960), «Машка Самбои Заноза» (1965),«Эликсир КупрумаЭса» (1978), «Ясновидящаяили эта ужасная«улица» (1983) и «Домпри школе»(1986). Вступив налитературныйпуть новеллистом, в дальнейшемписатель предпочелжанр повести, причем художественнаяформа последовательноусложнялась, а проблематикапроизведенийуглубляласьот типичноприключенческихдо повестей-предупрежденийс фантастическимэлементом.
Все повестии рассказыЮ.Сотникаостросюжетны, в них сочетаютсякомические, трагикомические, драматическиеи лирическиеэлементы (например, рассказ «Человекбез нервов»).Часто, начавшиськак комический, сюжет стремительнообретаетдраматические, реже – лирическиеочертания, причем смешноеи серьезноемогут существоватьв рамках оногопроизведения, дополняя другдруга, в результатечего повествованиеобретаетмногоразмерностьсмысла.
В основекомизма Ю.Сотника– юмор возраста, юмор характераи юмор положения.Ю.Сотник редкоприбегает к«юмору смешныхфраз» и выражений(«я предпочитаютанцевать отхарактеров»,- утверждает он). В большинствеего рассказовдействуютподростки, считающие себявзрослыми ине понимающиеограниченностисвоих возможностей.Конфликт стремленийс невозможностьюих реализоватьсоздает основаниедля появлениякомическойситуации, формирующейсяпо принципу«Что будет, если…». Чтобудет, еслитрусоватыймальчик попробуетпоразить своейсмелостьюдевочку («Человекбез нервов»); что будет, еслив процессе игрыгероине придетсястолкнутьсяс испытанием, находящимсяна грани еечеловеческихсил («Белаякрыса»), и т.п.
Его любимыйгерой – подросток, увлеченноизучающийокружающиймир и себя самого, собственнуюнатуру и характер.Все подросткиЮ.Сотника стремятся к подвигу, иэто стремлениеподдерживаетсяне только ожиданиемподходящейситуацией, нои постояннойработой надсобой, подготовкойк подвигу, самовоспитанием.И почти во всехпроизведенияхписателя читательстановитсясвидетелемнастоящегоподвига – преодолениясамого себяюным героем, даже если внешнеэто выглядитвполне обыденно.Преодолеваетсвой страх ТаняЗакатова, стремясьпомочь друзьям, попадает втрудное положениеЛеша Тучков, проявляетсамообладаниеи достоинствоЛодя.
Писательубежден в том, что дети в основнойсвоей масселучше, чем этокажется взрослым, поэтому нередкоЮ.Сотник строитсвое произведениена откровенномнесовпадении«детской» и«взрослой»версии развитиясобытий («Какя был самостоятельным»,«На тебя всянадежда» и др.)Опровергая«взрослые»представленияо поведенииподростков, его истинныммотивах и целях, Сотник откровенноиронично, дажесатиричнообрисовываеттетю Соню, неудачную«воспитательницу», супружескуючету Грабовых, Брыкина-старшего(«На тебя всянадежда»), матьФеди, Вари иВовки («Приключениене удалось»).Вообще взрослыев рассказахи повестяхЮ.Сотника появляютсяредко, почтивсе время находясьпо воле авторав отсутствиии оставляядетей в одиночестве.Возможно, этоопределяетсязамыслом писателя, показать ребенканаедине с самимсобой, но неисключено, чтоСотник принимаетво вниманиеобыкновениевсего необычногои смешногопроисходитименно тогда, когда взрослыекуда-то отлучаются.Известно, чтопочти все описанноев произведенияхписателя, такили иначе имеломесто в жизнисамого писателяв детские отроческиегоды. Юрий Сотникникогда непишет о том, чего не испыталили не знает, и всегда выступаетпротивникомвсех формприблизительностив искусстве.Любой парадокс, с которымсталкиваешьсяв его произведениях, всегда психологическиобоснован исоответствуетлогике поведенияподростка.Ю.Сотник никогдане смешит, чтобы«просто рассмешить», не склоненподшучиватьнад своимигероями, уважаяих самобытностьи активнуюжизненнуюпозицию. Онсерьезно относитсяк праву герояна ошибку, правона приобретениенеобходимогожизненногоопыта. Смех –это органическаясоставляющаяего писательскогодара. Можетбыть, именнопоэтому книгиЮ.Сотника нестареют и неутрачиваютчитательскойлюбви со временем.

К сожалению, в начальнойшколе маловнимания уделяютпроизведениямЮ.Сотника. Лишьв учебникеРомановскойЗ.И. «Живое слово»(учебник для3 класса трехлетнейначальной школыкн.1) я нашла одиниз его рассказов, а именно, «Гадюка».Поэтому я советуюна урокахвнеклассногочтения в 4 классевзять некоторыеиз его произведений.На мой взгляд, детям этоговозраста наиболееинтересны будуттакие рассказыкак «Человекбез нервов»и «Как я былсамостоятельным».
Списокиспользованнойлитературы:

В.В. Голявкин Избранное: Рассказы, повести, Л.: Дет. лит., 1989
Н.И. Кузнецова, М.И. Мещерякова, И.Н. Арзамасцева «Детские писатели» (справочник для учителей и родителей), М.: «Баллас», «С-Инфо», 1995
Советская детская литература (учебное пособие под ред. В.Д. Разовой), М.: «Просвещение»,1978