МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Предмет: «Финансы предприятий»
По теме:
«Составление финансовых смет и финансовое планирование в составе бизнес-плана»
Минск 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Составление финансовых смет (бюджетирование)
2. Финансовое планирование в составе бизнес-плана
Список использованной литературы
1. Составление финансовых смет (бюджетирование)
Один из видов финансового планирования — составление ряда смет (бюджетов). В их числе можно отметить:
— смету реализации продукции;
— план производства продукции;
— смету прямых затрат на оплату сырья, материалов;
— смету прямых затрат на оплату труда;
— смету переменных накладных расходов;
— смету административных и коммерческих расходов;
— смету себестоимости продукции;
— отчет о прибылях и убытках;
— кассовый план;
— прогнозный балансовый отчет.
На основе показателей этих смет (бюджетов) составляется общая (главная) финансовая смета (бюджет) предприятия.
Смета реализации продукции — это первоначальный этап финансового планирования. Объем планируемой реализации продукции рассчитывается по формуле:
/>, (1)
где Ор — объем предлагаемой к реализации продукции;
К — количество единиц продукции, планируемых к реализации;
Ц — цена единицы продукции.
План производства продукции составляется для определения объема продукции, намечаемой к производству для обеспечения планируемого объема реализации. Объем производства продукции рассчитывается по формуле:
/>, (2)
где Опр — количество единиц продукции, планируемых в производстве;
К — количество единиц продукции, планируемых к реализации;
Мк — желательный запас готовой продукции на складе на конец планируемого периода;
Мн — ожидаемый запас готовой продукции на складе на начало планируемого периода.
Смета прямых затрат на оплату сырья и материалов позволяет определить величину средств, необходимых для закупки сырья и материалов. Расчет ведется на основе следующей формулы:
/>, (3)
где Сэм — стоимость сырья и материалов;
ОПр количество единиц продукции, планируемых в производстве;
П — потребность в сырье и материалах на единицу продукции;
Зк — желательный запас сырья и материалов на конец периода;
Зн — запас сырья и материалов на начало периода;
Ц — цена единицы сырья, материала.–PAGE_BREAK–
Смета прямых затрат на оплату труда составляется для определения фонда заработной платы на основе следующей формулы:
/>, (4)
где Сзт — сумма прямых затрат на оплату труда;
Опр — количество единиц продукции, планируемых в производстве;
Че — число часов работы, необходимых для изготовления одной единицы изделия;
Р — стоимость прямых затрат труда за час.
Смета переменных накладных расходов представляет собой перечень накладных расходов. Расчет суммы этих затрат ведется по формуле:
/>, (5)
где Рн — накладные расходы;
Ч0 — общие прямые затраты труда в часах;
Рпср -переменные накладные расходы;
Рпост -постоянные накладные расходы;
А — амортизационные начисления;
Н — налог на имущество.
Смета административных и коммерческих расходов включает показатели расходов, связанных с управлением предприятием и реализацией продукции. Прежде всего проводится расчет прогнозных переменных административных и коммерческих расходов. Для этого объем предполагаемой реализации продукции умножается на сумму переменных административных и коммерческих расходов на единицу продукции, которые включают такие затраты, как расходы по отгрузке, поставкам продукции, комиссионные агентов по сбыту и др. Прогнозные административные и коммерческие расходы рассчитываются по формуле:
/>, (6)
где Ра.к — прогнозные административные и коммерческие расходы;
Рпер — прогнозные переменные административные и коммерческие расходы;
Рр — расходы на рекламу;
Рс — расходы на страхование;
Рэ — расходы на зарплату работникам;
Ра — расходы на аренду;
Н — уплата налогов
Смета себестоимости реализованной продукции. Расчет себестоимости продукции ведется по формуле:
/>, (7)
где ССрп— себестоимость реализованной продукции;
Звх — стоимость входных запасов сырья, материалов незавершенного производства;
Сзм — стоимость сырья и материалов;
Звых — стоимость выходных запасов сырья, материалов незавершенного производства;
Сзт — прямые затраты на оплату труда;
Рпер — переменные накладные расходы;
ССвх — себестоимость входных запасов готовой продукции;
ССвых- себестоимость выходных запасов готовой продукции.
Отчет о прибылях и убытках ведется для определения прибыли (убытка). Финансовый результат рассчитывается по формуле:
/>, (8)
где Пч — чистая прибыль;
Ор — объем предполагаемой реализации продукции;
Рпер — переменные расходы (переменная стоимость реализации и переменные административные и коммерческие расходы); продолжение
–PAGE_BREAK–
Рпост — постоянные расходы (постоянные общезаводские накладные расходы и административные и коммерческие расходы);
Рпроц — расходы на выплату процентов по кредиту;
Нпр — налог на прибыль.
Кассовый план составляется для прогнозирования денежных потоков и имеет следующую структуру:
1. Раздел денежных поступлений, в который включены:
— кассовый остаток на начало периода;
— денежные поступления от реализации продукции;
— прочие денежные поступления.
2. Раздел выплат — все денежные платежи в прогнозном периоде.
3. Раздел излишка или дефицита денежных средств — разница между денежными поступлениями и платежами.
4. Финансовый раздел, в котором учитываются получение кредитов и выплаты по долговым обязательствам в прогнозном периоде.
Прогнозный балансовый отчет отражает остатки по укрупненным балансовым статьям, которые рассчитываются по следующему алгоритму.
Статьи актива:
/>, (9)
Статьи пассива:
/>, (10)
где Ве — конечное сальдо (расчетная величина);
Bб — начальное сальдо (из отчетности);
Тд — оборот по дебету (прогнозная оценка);
Тк — оборот по кредиту (прогнозная оценка) [5, с.329].
2. Финансовое планирование в составе бизнес-плана
Одним из плановых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Составление бизнес-плана преследует две основные цели. Во первых, он предназначен для внутрифирменного планирования, во вторых — для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т.е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.
В разработке бизнес-плана участвуют все структурные подразделения предприятия, финансовый менеджер и руководимые им подразделения. Такой план выступает в качестве документа текущего и среднесрочного планирования. Показатели первого документа планируемого года рассчитываются с помесячной разбивкой, а последующих лет — с поквартальной. В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, ее финансовые результаты. Этим предопределяется структура бизнес-плана. Бизнес-план содержит три раздела:
1) Резюме;
2) Основная часть;
3) Стратегия финансирования.
В «Резюме» в краткой форме излагаются основные цели проекта, сумма требуемых для его осуществления финансовых ресурсов, срок окупаемости.
В «Основную часть» включаются следующие подразделы:
— описание вида деятельности;
— описание продукции (услуги);
— оценка отрасли;
— рынок;
— маркетинг;
— план производства;
— организационный план;
— юридический план;
— анализ рисков;
— финансовый план.
Финансовый план — это важнейшая часть бизнес-плана, в которой обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Этот план необходим предпринимателям и инвесторам (кредиторам, акционерам). Предприниматели должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, направления использования средств, размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использоваться их средства, какова их отдача, каковы прибыль, дивиденды, срок окупаемости и возврата.
Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов:
— прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг);
— план доходов и расходов;
— план денежных поступлений и выплат;
— баланс активов и пассивов;
— план по источникам и использованию средств;
— расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности).
1. Прогнозный расчет объема реализации. Этот раздел разрабатывается на основе показателей плана маркетинга, входящего в состав бизнес-плана. Используются также статистические данные, материалы специальных исследований рынка, опросы покупателей, торговых работников, мнения экспертов и т.д.
Репрезентативность социологических материалов, достоверность статистических данных, точность проведенных на их основе расчетов предполагаемых объемов реализации продукции: (услуг) составляют основу для получения достоверных расчетов финансовых показателей.
2. План доходов и расходов. Включает следующие показатели: продолжение
–PAGE_BREAK–
— доходы от реализации продукции (услуг);
— себестоимость реализованной продукции;
— прибыль от реализации.
— общехозяйственные расходы (торговые издержки, представительские расходы, реклама, аренда помещений, заработная плата административно-управленческого персонала, коммунальные расходы, страховка и др.);
— прибыль до уплаты налогов;
— налоги;
— прибыль после уплаты налогов.
Разработка этого документа дает возможность выявить такие важнейшие моменты в деятельности предприятия, как доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли и др.
3. План денежных поступлений и выплат (план движения денежных средств). Главная цель этого плана — оценка потребности в денежных средствах для нормального функционирования предприятия, организации, а также проверка синхронности денежных поступлений и выплат, ликвидности предприятия, т.е. наличия на его счете денег, необходимых для погашения финансовых обязательств.
В соответствии с этой целью план содержит следующие показатели:
— наличные деньги (на начало месяца);
— поступление денег (выручка от реализации, поступления по счетам, выписанным при продаже в кредит, полученные ссуды и другие поступления);
— итого поступления наличности;
— общая сумма имеющейся наличности;
— денежные выплаты (платежи за товары (услуги), заработная плата, плата за рекламу, арендная плата, страховые платежи, выплаты по кредиту, проценты за кредит, налоговые платежи и др.);
— прирост или недостаток денежной наличности на конец месяца.
Как мы уже отметили, план доходов и расходов, а также план денежных поступлений и выплат разрабатываются на ряд лет; при этом составитель использует расчетные прогнозные данные. Не исключено, что в ходе деятельности предприятия экономическая ситуация может измениться. Поэтому, чтобы избежать потерь, в эти планы в ходе их исполнения необходимо вносить уточнения.
Практика свидетельствует, что опытные предприниматели при составлении своих бизнес-планов готовят несколько возможных вариантов развития событий и делают соответствующие вариантные расчеты своих планов. Это дает возможность предпринимателям, во-первых, учесть возможные факторы, влияющие на деятельность предприятия, во-вторых, предусмотреть варианты путей предотвращения негативных влияний этих факторов. Вариантность расчетов и их обоснование требуют также и инвесторы при рассмотрении проектов, прежде чем согласиться на предоставление средств.
4. Баланс активов и пассивов. После составления плана доходов и расходов и плана поступления денежных поступлений и выплат на основе их показателей можно приступить к составлению баланса активов и пассивов предприятия. Он составляется один раз в год. Разность счетов активов н пассивов позволяет определить величину собственного капитала фирмы. Баланс строится по следующей схеме.
Активы:
— текущие активы (денежная наличность, счета к получению, запасы готовой продукции, сырья, материалов, ценные бумаги и др.);
— фиксированные активы (оборудование, амортизация и др.).
Пассивы и собственный капитал предприятия:
— долгосрочные обязательства;
— краткосрочные обязательства (счета к оплате, текущие обязательства по долгосрочным займам).
Собственный капитал предприятия (активы — пассивы).
Итого пассивов и собственного капитала предприятия.
5. План по источникам и использованию средств. Должен показать источники получения средств и их использования, изменения активов предприятия за определенный период. План дает возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия. Предприниматели, акционеры и инвесторы могут точнее определить финансовое положение предприятия, оценить эффективность принятой финансовой политики и результаты хозяйственной деятельности.
План по источникам и использованию средств включает следующие показатели:
— средства из всех источников, в том числе: ссуды (долгосрочные, краткосрочные); чистая прибыль; амортизация; прочие собственные средства;
— использование средств, в том числе: покупка оборудования, сооружений; прирост запасов сырья, материалов; погашение ссуд; покупка ценных бумаг; выплаты дивидендов и др.;
— прирост оборотного капитала.
6. Расчет точки безубыточности (достижения самоокупаемости). Планируя создание нового предприятия или выпуск новой продукции (услуги), необходимо знать, когда и при каких условиях начнется отдача от вложенных в проект средств. Другими словами, необходимо определить точку безубыточности (самоокупаемости). Точка безубыточности (самоокупаемости) — это такое состояние в деятельности предприятия, когда разность между доходами и расходами равна нулю. При этом суммарный объем продаж совпадает с суммой постоянных и переменных издержек предприятия и наступает безубыточность производства.
Точка самоокупаемости рассчитывается по следующей формуле:
/>, (11)
где К — количество произведенной продукции (услуг), при котором достигается безубыточность производства;
Зпост- сумма постоянных затрат, необходимых для производства продукции (услуг);
Ц — цена за единицу продукции (услуг);
Ипер — сумма переменных издержек, необходимых для изготовления единицы продукции, оказания единицы услуг.
Объем производства, обеспечивающий безубыточность продукции, рассчитывается на основе данных, прогнозируемых в соответствующих разделах бизнес-плана. Если намечается производство не одного, а нескольких видов продукции (услуг), то совокупный объем производства, обеспечивающий безубыточность, можно рассчитывать но следующей формуле:
/>, (12)
где П — объем производства продукции;
Зпост — сумма постоянных затрат;
Ц1— цена за единицу каждого вида продукции;
Ипер — переменные издержки единицы продукции каждого вида;
К1— доля выручки от реализации каждого вида продукции в общей выручке от реализации всей производимой предприятием продукции (в долях единицы).
В заключительной части финансового раздела бизнес-плана излагается стратегия финансового обеспечения проекта, намечаемого к осуществлению в бизнес-плане. При этом освещаются следующие вопросы:
— размер денежных средств, необходимых для осуществления мероприятия;
— источники получения этих средств (кредиты, паевые взносы акционеров, собственные средства и др.);
— срок окупаемости средств, вложенных инвесторами. Основным разработчиком финансового плана бизнес-плана и раздела «Стратегия финансирования» является финансовый менеджер предприятия.
Список использованной литературы
1. Алешин В.А., Зотова А.И. Финансы. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2009. — 346 с.
2. Асейнов Р.С., Набиев Р.А., Семенов В.М. Финансы предприятий. Москва.: Финансы и статистика, 2007. — 240 с.
3. Бочаров В.В. Корпоративные финансы. Санкт-Петербург.: Питер, 2008. — 272 с.
4. Вавилов Ю.Я., Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Орланюк-Малицкая Л.А. Финансы. Москва.: Финансы и статистика, 2007. — 504 с.
5. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий). Москва.: КноРус, 2008. — 608 с.
6. Карелин В.С. Финансы. Москва.: Велби, Проспект, 2008. — 640 с.
7. Мазурина Т.Ю. Финансы организаций (предприятий). Москва.: РИОР, 2007. — 140 с.
8. Никитина Н.В., Старикова Н.В. Финансы организаций. Москва.: МПСИ, ФЛИНТА, 2008. — 368 с.
9. Соловьева Т.Н., Положенцева А.И., Есенкова А.П. Финансы организаций (предприятий). Москва.: КноРус, 2008. — 208 с.
10. Шуляк П.Н. Финансы предприятия. Москва.: Дашков и К, 2009. — 624 с.
11. Юшко Ю.И. Корпоративные финансы: теория, методы и модели управления. Минск.: ФУ Аинформ, 2006. — 576 с.