Система западного воспитания

В V в. пала Западная Римская империя, наступила эпоха, названная Средневековьем. Характерными чертами средневекового общества в Западной "Европе явились сословная структура общества (духовенство, светские феодалы, крестьяне, горожане) и монополия церкви на его духовную жизнь. Богатейшая античная культура, наука и школы постепенно разрушались, уничтожались и предавались забвению,
дух античности искоренялся. Во времена раннего Средневековья оплотом идеологии общества стала католическая церковь. Она проповедовала аскетический идеал жизни, отказ от удовольствий земной жизни, умерщвление плоти, духовный порыв к небу. Эти религиозно-нравственные качества воспитывали у детей с ранних лет в условиях строгой дисциплины; призывы к аскетизму объяснялись церковью необходимостью спасения души для загробной жизни. В Средневековье господствует взгляд на человека, как на глубоко греховное существо,
от рождения несущее в себе пороки. Целью земной жизни признавалась подготовка к будущему блаженству на небесах. Укрепилась любовь ко всему фантастическому и сумрачному. Воспитание, искусство и вся культура вообще оказались на службе католицизма. Религия имела место и в античном мире, но там она была тесно связана с народной мифологией; в Средневековье она приобрела авторитарный характер, объявила себя исключительной.
Все это привело к упадку школьного дела, воцарению неграмотности и невежества, искоренению наук. Даже многие короли и их окружение были не только необразованными, но элементарно неграмотными. Поэтому в эту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания. Первым – и едва ли не главным – фактор являлась христианская традиция. Второй фактор – влияние античной традиции (содержание школьных программ). И, наконец, ментальность личности в средневековую эпоху невозможно представить без варварской, дохристианской традиции. Влияние традиции было хорошо заметным, особенно в эпоху ран средневековья. С ней всячески боролась христианская церковь. Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). Каждое сословие имело определенный имидж в собственных глазах и у остального общества.
Добродетелью крестьянства считалось трудолюбием, лучшей чертой аристократии – доблесть, главным достоинством духовенства – благочестие и пр. Таким образом, общество представляло собой социально-культурные типы, формировать которые должна была система образования. Представители каждого сословия видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению. Вот почему универсальной педагогической идеей и практикой в средневековой
Европе оказалось ученичество. Педагогическая мысль раннего Средневековья Философско-педагогическая мысль европейского Средневековья главную цель воспитания видела в спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало. Бог воспринимался как последний и высший судия. Вместе " тем, воспитание представляло собой своеобразный
сплав религиозного и светского начал. Светское начало предполагало необходимость освоение земного знания и мудрости. Христианское воспитание было обращено к каждому "человеку в равной степени» но вместе с тем, имея корпоративный характер, одновременно преследовало цель воспроизводства сословной морали. Носителями христианской педагогики были в первую очередь служители католической церкви. В этой педагогике заметно присутствие элемента авторитарности. Идеалом являлась усредненная верующая личность. Многие идеологи христианства с неприязнью, которая нередко переходила в открытую враждебность, относились к античному – "языческому" воспитанию. Образец воспитания должно было давать монашество, которое получило заметное распространение в период раннего Средневековья. Идеалом монашества провозглашалось нравственное воспитание, под которым понималось воспитание "чистоты сердца" путем постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения
пристрастия к земным благам, самоконтроля над желаниями, мыслями, поступками. Это не исключало и необходимости приобретения светских знаний. Не зря учебное руководство для монахов, именовалось "Введение в изучение божественных и мирских наук". Католическая церковь – духовный центр средневекового общества с одной стороны, отвергала античную образовательную
традицию как "языческую" и "дьявольскую" мудрость, предпочитая знанию невежество. С другой стороны, уже в мрачные времена раннего Средневековья существовал, небольшая группа христианских богословов и педагогов, которые стремились: спасти остатки традиций греко-римского образования. Ученый мир раннего Средневековья не забыл античные традиции. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями
V-VI вв. при обосновании системы обучения и воспитания. Именно так поступили Августин (354-430), предложивший модель обучения клириков, Боэций (ок. 480-524) и Кассиодор, создавшие первые средневековые учебники по арифметике, логике, музыке и др а также программы средневековых учебных дисциплин – семи свободных искусств, истоки которых уходят в Римскую эпоху. Так, в трактате "Формулы благородной жизни" архиепископа Мартина де Брага (VI в.) рекомендовалось основывать воспитание на заповедях, в свое время сформулированных стоикоми: благоразумии, осторожности и осмотрительности, мужестве, справедливости и воздержанности. Важную роль в развитии педагогической мысли раннего Средневековья сыграла схоластика. Будучи универсальной философией и теологией, она господствовала в общественной мысли Западной Европы в период с XI и до начала
XVI вв. Она разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов, педагогика – подавала в логически стройном виде христианское вероучение с целью предложить учащимся совершенное систематизированное знание. Схоласты придерживались точности терминов при изложении мыслей. В раннюю эпоху схоластика, в недрах которой развивалась педагогическая мысль, сыграла положительную роль. Схоластика выработала культурные ценности, опиравшиеся на аристотелизм и христианское богословие.
В создании новой идеологии, обучения и воспитания, сыграл роль философ и теолог Фома Аквинский (1225/26-1274). Он попытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. В дальнейшем сочинения Фомы Аквинского служили одним из главных источников при изучении богословия в средневековой школе. В качестве примера блестящего ученого-схоласта можно назвать французского богослова и педагога
Абеляра(1079-1142). Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знание – результат, прежде всего самостоятельной работы. Абеляр призывал учеников к творчеству. На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего Средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. Помимо Абеляра к таким фигурам можно отнести ряд других богословов Педагогов. Так, глава Парижской кафедральной школы, автор "Дидаскалиона" (трактат о системе средневековой образованности) Гуго Сен-Викторский (1096-1141) фактически свел воедино тогдашние знания по преподаванию в высшей школе. Он видел неразрывную связь между религиозным и светским началами воспитания. В "Дидаскалионе" речь шла о "спасении души" богоугодном образовании.
Автор утверждал, что логика, математика, физика и иные мирские науки "также учат истине", Будучи, однако, бессильны достичь христианской истины. Гуго Сен-Викторский оставил важные дидактические рекомендации, частности, о целесообразности изучения, прежде всего сущностного знания. Наставник детей французского короля, автор трактата «О воспитании знатных детей» Винсент де Бове(190-1264) воспитании ставил на первое место нравственность.
Он призывал к смягчению методов воспитания, предлагая завоевывать интерес детей шуткой и играми. Винсент де Бове обратил внимание на специфические качества детей (незлобливость, искренность, бескорыстие, капризность, необоснованный страх), которые нужно учитывать в воспитательном процессе. Он призывал действовать убеждением и принуждением, считая телесные наказания крайней мерой. Бове принадлежит тезис о взаимосвязи между интеллектуальным и нравственным воспитанием.
Гуманистические мотивы слышны и у Шарля Герсона (1363-1429).Он призывает наставников к кротости и терпению. Смелыми для своего времени были предложения мыслителя Раймонда Луллия (ок. 1235 – ок. 1316), что начинать обучение надо на родном языке, что следует приучать к труду, с детства прививать навыки той или иной профессии. Воспитание и школы В VI—VII вв. вместо исчезнувших античных школ. В практике воспитания и обучения раннего Средневековья причудливо переплетались языческая (варварская) и христианская традиции. Следы варварского воспитания и обучения сохранялись в раннефеодальную эпоху. Так, в Галлии, где к V в. исчез институт друидов – языческих жрецов, выполнявших функции наставников и учителей еще долго жили традиции языческого, нравственного, физического воспитания. Длительное время традиции варварского воспитания действовали на
Севере Европы. Скандинавов существовало только домашнее, семейное воспитание. Мальчики и девочки до 7-летнего возраста находились на попечении матери. Затем мальчики поступали под руководство |мужчин семьи и рода. Программа воспитания мальчиков, подростков и юношей включала в обязательном порядке физические упражнения, которые одновременно готовили к крестьянскому труду и профессии воина.
Умственное воспитание давали старейшины семьи и рода. Идеалом воспитанности считали обладание общепризнанными физическими и интеллектуальными достоинствами. Варварские традиции более всего проявлялись в семейном воспитании, которым довольствовалось абсолютное большинство населения Европы. При этом оно окрашивалось чертами и особенностями. В наиболее организованном виде сословное семейно-домашнее воспитание было представлено системе ученичества
и рыцарского воспитания. Ученичество являлось основной формой обучения в среде ремесленников и купеческой среде. Мастер обычно брал за плату одного-двух учеников, которые становились даровыми работниками. Позже мастера увеличивали срок обучения 8-10 лет. Во многих договорах об ученичестве говорилось, что мастер позволил ученику посещать в течение года или двух лет школу или сам выучит его грамоте, после учебу становился подмастерьем и работал за плату пока не открывал собственное дело. Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к пути формирования подрастающего поколения рыцарскому воспитанию. В рыцарском воспитании были идеи жертвенности, послушания и одновременно свободы, а также и элементы превосходства над сословиями. В феодальной среде существовало презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей» в которую входили владение копьем, фехтование,
езда, плавание, охота, игра в шахматы, пение стихов собственного сочинения, игра на музыкальном инструменте. Но, прежде всего юношей обучали военному искусству. Педагогами обыкновенно были лица служилой дворовой челяди. Приглашались для обучения музыканты и поэты. С 7 мальчики приобретали знания и умения. В 14 переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях, которые были для них образцом
нравственности, силы, мужества, воспитанности. Пажи и оруженосцы должны были усвоить «основные начала любви, войны и религии». В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечем. Обряд предварялся испытаниями на физическую, и нравственную зрелость в турнирах, поединках. Постепенно рыцарское сословие приходило в упадок. Утратилась традиция рыцарского воспитания, но не бесследно.
После распада Римской империи в школьном деле сосуществовали традиционные формы и сравнительно новые. Первые были представлены школами грамматиков и риторов, вторые – церковными школами, ученичеством. Античные школы исчезли не сразу. Во Франкском государстве при династии Меровингов(V-VII вв.) в Галлии, Аквитании, Бургундии действовали кружки, где изучались латинские риторика и грамматика, римское право. К VII в. школы античного типа полностью исчезли. Появляются церковные школы, которые стали преемниками античной традиции. Наиболее заметным проявлением была латынь (хотя и искаженная). Следы античности находим в программах семи свободных искусств, в методах школы. С V по XV вв церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. Они готовили служителей культа и обучали мирян.
Между тем потребность в грамотных чиновниках и священно служителях возрастала. Церковь стремилась исправить положение. Соборы в Оранже и Валенсе (529), шестой Вселенский собор принимали обращения о необходимости создания школ. Развить образования пытались светские власти. Карл Великий. Он пригласил ко двору учителей и ученых-монахов.
Монахи составили «Каролингский минускул» – легко читаемое письмо. Сам Карл в 30 лет сделался школяром. Освоил латинскую грамоту, начала астрономии. Карл создал при Меровингах дворцовую школу академию. Школа вела кочевой образ, переезжая вместе с королевским двором. В виде исключения академию могли посещать более низких сословий.
В академии получали элементарное образование, а также осваивали классическую латынь, теологию, труды римских авторов. Академия культивировала высокую образованность. Карл был одним из первых, кто осознал роль школ для государственности. Он всячески поощрял учреждение церковных школ. В специальных капитуляриях церковным приходам и епископствам вменялось в обязанность открывать школы для всех сословий.
Средневековой Европе сложились два главных типа учебных заведений: епископальные (кафедральные) монастырские школы. Церковные школы существовали уже к V в. Они были доступны высшим сословиям. Учебные заведения элементарного образования малыми школами, а учебные заведения повышенного образования – большими школами. Учились только мальчики (в малых школах – 7-10-летние дети, в больших старше 10 лет). В малых школах один учитель обучал всем предметам. По мере возрастания числа обучающихся к нему присоединялся кантор, преподававший пение. В больших школах кроме учителей за порядком надзирали циркаторы. Епископальные (кафедральные) IX в. являлись церковными учебными заведениями основного типа. В IX в. школы при епископствах и кафедральных переживали упадок. Однако в X в. рост сети епископальных и кафедральных школ возобновился.
Например, во вновь возникли подобные учреждения в Суассоне, Париже (школы Нотр-Дама и Святой Женевьевы). Монастырские школы создавались – для мальчиков, которые готовились стать монахами (внутренние), и для жителей данного церковного прихода (внешние). Первые монастырские школы были учреждены орденом анахоретов. В монастырях анахоретов первых порах обучали членов ордена.
В этом случае родители отдавали на попечение ученых монахов мальчиков в возрасте 7лет. Затем было организовано и обучение мирян (внешняя школа). В течение шести веков их монастырские школы оставались наиболее влиятельными учебными заведениями такого типа. Первенство в организации монастырских школ орден капуцинов – францисканцев и орден доминиканцев (создан в 1216 г.). У капуцинов по преимуществу дети высших сословий.
Во главе заведений ордена стояли видные богословы. Соборные или кафедральные школы, где обычно учили своих детей дворянки именитые горожане, создавались в центрах церковного управления Приходские школы: открывались при церковных приходах, помещались или в специальной комнате, или на квартире служителя культа и собирали 3—10 мальчиков. Языком обучения являлся латинский. В школах учились вместе с детьми и взрослые мужчины, учение продолжалось
несколько лет. Занятия обычно проходили так: учитель читал из церковной книги отрывок, ученики повторяли его вслух, а после усвоения алфавита читали сами; писать учились на навешенной дощечке заостренной палочкой; выучив написанное, стирали. Книги, по которым учились, были рукописными, что очень затрудняло обучение, ведь почерки были разными, да и книг было мало. Всякий, приступивший к постижению «науки», должен был, прежде всего, выучить по-латыни 150 псалмов и молитв, научиться церковному песнопению, а потом — читать и писать. На все это уходило не менее трех лет. Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. В школах повышенного типа, предпочитали Сенеку, а не Цицерона, Катона, а не Эзопа. По тем же причинам почти в полном пренебрежении физическое воспитание. Учителя руководствовались христианским догматом "
Тело – враг души". Порою устраивались «дни веселья», решались игры, борьба и пр. Хотя формально каникул не существовало, дети могли отдохнуть от учебы во время церковных праздников. Царили жестокие наказания: лишение еды, карцер. До XI в. учеников били по щекам, губам, носу, позже – по голому телу. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело.
Большинство число церковных школ ограничивалось рудементарным образованием. В школах бенедиктинцев 3 года учили началам грамоты, пению псалмов, соблюдению ритуалов. Немного шире была программа школ капуцинов, которая знакомила с религиозным учением и давала подготовку (письмо, счет, пение). Основными учебными книгами были Абецедарий и Псалтиръ. Первое называлось пособие, написанное на латыни.
Пособие приобщало к основам христианской веры. Работа с учащимися по нему сопровождалась устными наставлениями на родном языке. Псалтирь (книгу псалмов) сначала заучивали на наизусть, а потом (после усвоения алфавита) читали. Писали на вощеных деревянных дощечках заостренной палочкой (стило), т. е. так же как в античную эпоху. Считать учили по пальцам с помощью определенных жестов. Церковные школы, в которых давалось повышенное образование, исчислялись единицами.
Несколько таких школ, например, было в конце VIII в. в Англии, Ирландии. Ряд церковных школ превратился в крупные центры. Так, в начале XII в. в Парижской богословской школе по свидетельству современников, обучались до 30 тысяч студентов. Обучали в церковных школах повышенного образования по программе семи свободных искусств. Канон семи свободных искусств обычно включил дисциплины: грамматику (с элементами литературы), философию, риторику (включая историю),географию (с элементами геометрии), астрономию (с элементами физики), арифметику. Программа семи свободных искусств делилась на; низшую – тривиум (грамматика, риторика, диалектика),высшую – квадривиум (арифметика, география, астрономия). Грамматика была главным учебным предметом, изучение латыни начиналось с усвоения элементарных правил Постепенно учебники упрощались. После усвоения грамматики переходили к изучению литературы.
Сначала читали короткие литературные тексты. Далее приступали к правилам стиха, читали поэтические сочинения. Диалектика и риторика преподносились одновременно. Первая правильно мыслить, строить аргументы и доказательства, т. е. часто выступала и как логика. Вторая учила строить фразы, искусству красноречия. Обучение философий и диалектики опиралось в первую очередь на произведения
Аристотеля. Уроки географии и геометрии давали представление об устройстве обитаемого пространства. Число не отделялось от пространственной формы. В музыкальном образовании наименьшее внимание уделялось игре на инструментах. Главным считалось знакомство с духовной и светской музыкой как источником гармонии. Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизведение образцов. Бытовало убеждение, что усидчивость – наилучший способ овладения христианскими школьным знанием.
В итоге церковные школы раннего Средневековья имели не много пользы. Детям из низших слоев, т. е. большинству населения, доступ к образованию закрытым. Уровень подготовки был крайне низким. В период с XII по XV в. школьное образование выходит за стены церквей и монастырей. В первую это выразилось в появлении так называемых городских школ и университетов. Создание светских учебных заведений тесно связано с ростом городов, укреплением социальных позиций горожан, нуждавшихся в близком образовании. Такие учреждения зарождались в недрах церковного образования. Первые городские школы появились во второй половине XII – начале XIII в. в Лондоне, Париже, Милане, Любеке, Гамбурге и др. Происходило это по-разному, например, путем трансформации приходских школ.
Так были основаны в Париже XII в. малые школы. Преподавание вели светские лица под руководством каноника собора Нотр-Дама. Эти учебные заведения просуществовали около 100 лет. В 1292 г. насчитывалось 12 таких школ, в том числе одна для девочек, в 1380 г 63 школы, включая 22 женских; учились дети представителей высших сословий. К концу школы они приобретали умения читать, писать и много знали латинскую грамматику.
Выпускник получал звание клирика, что в дальнейшем позволяло ему стать учителем или священнослужителем. Городские школы рождались и из системы ученичества из цеховых и гильдейских школ, а также школ счета для детей торговцев и ремесленников. Возникшие цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет). Обучение велось на родном языке. Сходная программа была и у возникших в то же время гильдейских школ.
Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языках, а также аналогичные учебные заведений для девочек. Городским школам пришлось преодолевать жестокий надзор церкви. Католическая церковь справедливо видела в них опасных конкурентов церковному образованию. Сначала городские школы находились под властью церкви. Церковники урезали программы. Постепенно, однако, города избавились от подобной опеки, отвоевывали право определять программу, назначать преподавателей. Городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого часто именовали ректором. Ректор сам подбирал себе помощников. Учителями становились поначалу, прежде всего духовники, позже – бывшие студенты университетов. Учителя получали плату деньгами и натурой. По истечению контракта педагогов могли уволить, и они подыскивали работу в другом месте.
Программа носила более прикладной характер, чем в церковных школах. Кроме латыни изучались арифметика, элементы делопроизводства, техника, естественные науки. Происходило разделение городских школ. Школы счета, давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы. Латинские школы и ряд других учебных заведений давали образование повышенного типа. К ним относились, например, возникшие во Франции коллеги были светские учебные заведения, которые служили
связующим звеном между начальным и высшим образованием. До середины XV в. коллегиями пользовались дети малоимущих слоев населения. В дальнейшем они становятся для учебных заведений при университетах. Важной вехой в развитии науки и образования создание университетов. Университеты родились в системе церковных школ XI начале
XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Например, возник Парижский университет (1200), который вырос из Сорбонны – богословской школы и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным же образом возникли другие европейски! университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже, Лиссабоне (1290).
Сеть – их быстро расширялась. Университеты учреждались и светской властью. Рождение и права университета подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр ), освобождали студентов от военной службы и т.д. В XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, в следующем столетии к ним добавились еще 25. Рост университетского образования отвечал велению времени. Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговли и увеличению доходов. Поэтому города охотно соглашались на открытие университетов. Открытие университета оговаривалось определёнными условиями. Порой городская община назначала конкретный минимум учащихся.
Например, город Винченца (Италия), учредив в 1261 г. университетский курс каноническогокого права, согласился оплачивать труд профессора при наличии у него не менее 20 студентов. Церковь стремилась удержать университетское образование под свое влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Главным предметом в университетах богогословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из представителей
духовного звания. Ордена францисканцев и доминиканцев контролировали значительную часть кафедр, держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые находились в прямом подчинении у архиепископов. Университеты раннего Средневековья по программе, организации и методам обучения играли роль светской альтернативы церковному образованию. Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели люди всех возрастов из многих стран.
Для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками.
К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов, которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Но выросло немало подвижников науки и образования. Первые университеты были весьма мобильны Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Так, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское. Позже землячеств (во второй половине XIII в.) в университетах появились факультеты или колледжи. Ими назывались учебные подразделения, а также корпорации профессоров этих подразделений. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) сообща выбирали официального главу университета — ректора. Ректор обладал временными полномочиями.
В некоторых университетах, обязанности ректора выполнял студент, власть в университете принадлежала нациям Главные должностные лица стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние. Факультеты присуждали ученые степени Порой выпускников, подобно рыцарей, венчали титулами типа граф права. В ученой степени магистр угадать звание, которое получал ученик ремесленник. Профессора и студенты мыслили себя во взаимоотношениях подмастерьев и мастеров.
Когда юноша 13-14 лет являлся в университет ему надлежало записаться у профессора, который считался за него в ответе. Студент занимался у от 3 до 7 лет и, если учился успешно, получал степень бакалавра. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, т. е. становился своеобразным подмастерьем. Большинство первых университетов имели несколько факультетов. Средневековый университет имел 4 факультета: артистический (подготовительный), выполнявший роль общеобразовательной
школы, где изучались «семь свободных искусств», и в случае успешной учебы студент получал степень бакалавра. После б—7 лет обучения, окончивший его и защитивший ученик перед членами факультета работу, получал степень «магистра искусств». Далее можно было продолжить образование на богословском, медицинском или юридическом, факультетах, где срок обучения составлял также 6—7 лет и заканчивался зашитой работы на ученую степень доктора наук. Студент проходил курс в строго определенном порядке: слушал лекции, которые профессор читал по книге и комментировал, участвовал в диспутах по заранее определенным темам. Юноша, приходя в 13—14-летнем возрасте заниматься в университет, в течение нескольких лет находился под попечением одного профессора, а потом посещал занятия и других профессоров. Право быть представленным к экзамену студент получал, прослушав определенное количество лекций и приняв участие в диспутах. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств.
От студента требовалось посещать лекции: дневные (ординарные) и повторительные вечерние. Существовали университеты за счет денег, выделяемых церковью, взносов за обучение самих учащихся и различных пожертвований. Университеты обычно не были зависимы от городских властей; как студенты, так и сами университеты отличались мобильностью, подвижностью, Не поладив с властями или оказавшись в полосе войн, университеты перебирались из одного города в другой.
Список литературы 1. А.Н. Джуринский «История педагогики. Древнего и средневекового мира». – М. «Совершенство» 1999г. // стр. 138,142 – 148. 2. «История педагогики»- М. «Владос» 2000г. // стр 100-120. 3. Г.Б. Корнетов «История педагогики» – М. «Урао» 2003 // стр 49-51. 4. А.И. Пискунов «История педагогики от зарождения воспитания в первобытном обществе до середины
XVIII в.» М. «Сфера» 1998.