–PAGE_BREAK–
Изучение фирменной структуры рынка. Для того чтобы ответить на вопрос, какие участники рыночных отношений и как действуют на интересующем нас рынке, какие фирмы и организации могут оказать содействие предприятию в продвижении его продукции на выбранных рынках, кто и как может противодействовать коммерческой работе, рекомендуется провести систематизацию и изучение участников рыночных отношений. Исследование обычно проводят по трем группам фирм[2,34].
1. Фирмы-контрагенты (фирмы-покупатели).
2. Фирмы-конкуренты.
3. Фирмы-посредники.
Фирмы-контрагенты — это сегодняшние и потенциальные покупатели продукции, которую уже поставляет или намерено поставлять на данный рынок предприятие. Через сегментацию фирм-покупателей предприятие вправе выбрать наиболее интересных, прежде всего, с коммерческой точки зрения. При этом критерии выбора фирм-покупателей практически полностью совпадают с критериями, которые обычно применяются при сегментации покупателей (потребителей) товаров производственного назначения, индивидуального потребления и культурно-бытового назначения. В любом случае основное внимание следует обращать прежде всего на солидные фирмы, характеризующиеся крупными закупками интересующей предприятие продукции на долговременной основе, на фирмы с безупречной деловой репутацией и устойчивым финансовым положением. Нормальные условия работы на рынке создаются обычно тогда, когда есть возможность поставлять продукцию не одной, а нескольким фирмам-потребителям (конечным пользователям). Альтернативные варианты реализации продукции создадут дополнительные возможности для коммерческого маневра, получения более благоприятных условий сделок, проведения гибкой ценовой и товарной политики[4,43].
Наличие альтернативных вариантов сделок особенно важно при осуществлении закупочных операций.
Важную информацию об условиях проведения сделок можно получить в результате изучения фирм-конкурентов. Предприятие должно заимствовать наиболее сильные стороны их деятельности. Если в процессе изучения будут обнаружены недостатки и упущения в работе конкурентов на рынке, то эти знания позволят сделать технические и коммерческие предложения более привлекательными для покупателя по сравнению с предложениями конкурентов.
Изучение фирм-посредников позволяет на основе объективных данных выбрать наиболее эффективного коммерческого посредника, который в состоянии обеспечить предприятию поддержку в коммерческой деятельности на выбранном рынке.
Изучение товарной структуры рынка. Чтобы выяснить, как удовлетворяется потребность в продукции, подобной той, которую предполагает поставлять предприятие на выбранном рынке, необходимо изучить товарную структуру рынка, технический уровень и качество обращающихся на рынке товаров, систему товародвижения и сервиса конкурентов, особые требования к товарам, действующие стандарты, нормы, правила технической безопасности[2,45].
Анализ внутренней среды предприятия. Такой анализ предполагает изучение организационной структуры предприятия с точки зрения ее конкурентоспособности на целевых рынках, оценку НИОКР и их соответствия уровню НИОКР у конкурентов; анализ интеллектуального потенциала сотрудников, их способности быстро адаптироваться к изменениям во внешней среде; анализ творческих возможностей коллектива, наличия «генераторов новых идей».
Цели исследования — выбор направлений развития предприятия на основе социально-этических принципов, выявление резервов, выработка политики реновации и выживания в условиях конкуренции.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ МАРКЕТИНГА
Организация производства новых товаров (товаров рыночной новизны). Последовательное и комплексное исполнение руководством предприятия через оперативные и функциональные подразделения аналитической функции создает нормальные условия для принятия решений о разработке и постановке на производство таких товаров, которые будут приняты рынком, т.е. востребованы потребителями. При этом предприятие ориентируется не только на выбранные национальные рынки вообще, но и выделенные на этих рынках сегменты покупателей (потребителей)[11,63].
Четко проведенная сегментация потребителей позволяет целенаправленно организовать производство конкурентоспособных товаров в требуемых рынком количествах с соблюдением оптимального графика отгрузок. Производство товаров рыночной новизны — ключевой фактор коммерческого успеха еще и потому, что позволяет предприятию занимать на рынке в течение определенного периода монопольное положение и получать более высокую, по сравнению со средней по отрасли, норму и массу прибыли.
Организация материально-технического снабжения. Известно, что материально-техническое снабжение — наиболее существенный элемент обеспечения производства. Система материально-технического снабжения, которая в западной литературе часто определяется понятием «закупочная логистика», оказывает существенное воздействие на накладные расходы и тем самым на себестоимость готовой продукции. Идеальным представляется положение, когда предприятие вообще не имеет развитого складского хозяйства и заготовительного производства. Избыточные запасы могут резко понизить скорость оборота капитала, ухудшить финансовое положение и конкурентные позиции компании. Поэтому многие предприятия на Западе, в США и особенно в Японии активно переходят на систему снабжения, получившую название «точно в срок», когда поставщик и заказчик согласовывают суточные и даже почасовые графики поставки комплектующих изделий и материалов[12,40].
Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции. В маркетинге следует понимать качество в таком контексте, который включает в себя и то, что обычно понимается под техническим уровнем выпускаемой продукции. В свою очередь качество и технический уровень продукции — наиболее существенные элементы, определяющие конкурентоспособность, особенно машинотехнической продукции. Что касается организационно-коммерческих параметров конкурентоспособности, то они в той или иной мере представлены как составляющие сбытовой функции маркетинга.
СБЫТОВАЯ ФУНКЦИЯ (функция продаж)
Организация системы товародвижения. Эта подфункция маркетинга включает в себя все то, что происходит с товаром в промежутке времени после его производства и до начала потребления. Система товародвижения обеспечивает предприятию (и потребителю) создание таких условий, чтобы товар был там, где он нужен, в то время, когда он нужен, в тех количествах, в которых он востребован, и того качества (имеется в виду сохранность во время транспортировки), на которое рассчитывает потребитель.
В подфункцию товародвижения помимо транспортно-экспедиторских услуг входит организация оптимального складского хозяйства и создание реализационной сети как оптовой, так и розничной[10,29].
Проведение целенаправленной товарной политики. Товарная политика, особенно на региональных и внешних рынках, предполагает определенные целенаправленные действия администрации предприятия, построенные на таких принципах, благодаря которым обеспечиваются эффективное с коммерческой точки зрения формирование номенклатуры и ассортимента товаров и запланированные объемы продаж.
Разработка и проведение товарной политики должны базироваться на хорошем знании рынков (внешней среды) и возможностей предприятия.
Организация сервиса. Сервисом называют подфункцию маркетинга предприятия, которая обеспечивает комплекс услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией машин, оборудования и другой промышленной продукции. В результате правильно организованного сервиса, сопровождающего товар на всем протяжении его жизненного цикла у потребителя, обеспечивается постоянная готовность техники к высокоэффективной работе.
Необходимость сервиса вытекает прежде всего из стремления производителя сформировать стабильный рынок для своего товара. Ведется эта деятельность по принципу: «Вы покупаете и используете наше изделие — мы делаем все остальное».
Проведение целенаправленной ценовой политики. Цены и ценообразование на товарных рынках являются существенными элементами маркетингового комплекса[9,40].
Целенаправленная ценовая политика в маркетинге состоит в том, что предприятие устанавливает на свои изделия такие цены и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение запланированных краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, получение намеченного объема прибыли) и решение оперативных задач, связанных с реализацией товара в определенной фазе его жизненного цикла, деятельностью конкурентов и т.п.
ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
Подфункция планирования. Одна из основных целей маркетинга — установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности предприятия, особенно в рамках его долгосрочных стратегических целей. При этом главная управленческая задача руководства предприятия состоит в том, чтобы уменьшить степень неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях развития.
Информационное обеспечение маркетинга. Внешняя среда — основной источник маркетинговой информации, на базе которой следует принимать управляющие решения[13].
Коммуникационное обеспечение управления маркетингом. Коммуникативная подфункция в маркетинге обеспечивает предприятию активное воздействие на внешнюю и внутреннюю среду и поэтому она органически связана с формированием спроса и стимулированием сбыта.
Контроль с помощью ситуационного анализа. Контроль — заключительная стадия цикла управления маркетингом, завершающее звено процесса принятия и реализации решения. Конечно, это вовсе не означает, что контроль как элемент всего процесса управления маркетингом не должен применяться и на других стадиях цикла управления. Контроль позволяет не только выявлять, но и предупреждать различные отклонения, ошибки и недостатки, находить новые резервы и возможности развития, приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
1.3
Содержание и цели маркетинговой деятельности.
В современную эпоху запросы потребителей быстро растут и становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки — разнообразными по структуре.
Главная цель маркетинга — ориентация на потребителя. Компании (предприятия) достигают успеха в хозяйственной и коммерческой деятельности только тогда, когда их целью становится удовлетворение нужд потребителя[15]. Вместе с тем задача маркетинга — не только увеличить спрос, но и пытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению.
Предвидеть, прогнозировать спрос можно лишь при постоянном изучении запросов потребителей.
Управление спросом включает стимулирование, содействие и регулирование. Стимулировать — значит вызывать у потребителей стремление к тому, что предлагает фирма, привлекательно оформляя продукт, интенсивно его рекламируя. Содействие предполагает, что фирма делает свой продукт легкодоступным физически по условиям кредита, хорошей информированности продавцов и т.д. Регулирование необходимо, когда существуют скачки в спросе на протяжении года или если спрос превышает предложение. В этом случае цель — сделать спрос более равномерным в течении года или осуществить демаркетинг товара или услуги. Удовлетворение спроса подразумевает не только нормальное функционирование товара или услуги, но и их безопасность, доступность различных вариантов, послепродажное обслуживание[9,24].
Маркетинговая деятельность может быть направлена как на потребителей, так и на население в целом. Потребительский спрос касается характеристик и нужд конечных потребителей, потребителей товаров производственного назначения, каналов сбыта (оптовая и розничная торговля), государственных ведомств, международного рынка и некоммерческих организаций. Предприятие может ориентировать свое предложение на всех или некоторых из них. Общественный спрос определяется характеристиками и потребностями служащих, профсоюзов, акционеров, объединений потребителей, населения в целом, государственных организаций и другими внутренними и внешними факторами, воздействующими на деятельность предприятия.
2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПРОТОТИП»
2.1
Общая характеристика предприятия
Типография ООО «Прототип»была образована 17 марта 2007 года и до нынешнего момента не прекращала своей деятельности, оперативно обеспечивая организации печатной продукцией.
За все время своего существования типография продолжала успешно работать, постоянно увеличивая объем и ассортимент выпускаемой продукции, модернизируя материально-техническую базу.
ООО «Прототип»— предприятие занимающееся предоставлением полиграфических и издательских услуг.
Обеспечение качества и конкурентоспособности продукции
ООО «Прототип»имеет хорошо отлаженную систему качества и надежности выпускаемой продукции, которая обеспечивает квалифицированный технический контроль.
Постановка на производство только конкурентоспособной продукции и постоянная работа над повышением качества выпускаемых изделий – вот проблемы, которые являются приоритетными для руководства. Всю работу в этой области, в соответствии с действующей на предприятии “Политикой в области качества”, возглавляет заместитель генерального директора по качеству. Технические специалисты службы качества прошли обучение.
Общая численность работников ООО «Прототип»— 45 человек, из них треть составляют инженерно-технические работники. Наличие современного высокопроизводительного оборудования диктует жесткие требования к квалификации не только ИТР, но и рабочих.
ООО «Прототип»располагает собственным печатным цехом. Опыт специалистов и имеющееся оборудование позволяют организовать на базе предприятия выпуск продукции высокого качества.
Отлаженная система качества позволяет работать не только в своем регионе, но и устанавливать партнерские отношения с другими регионами.
ООО «Прототип»является постоянным участником специализированных выставок.
Основным видом деятельности ООО «Прототип»является изготовление полиграфической продукции и оказание полиграфических услуг.
2.2
Основные виды выпускаемой продукции.
Типография ООО «Прототип» занимается такими видами выпускаемой продукции как: фирменные бланки, брошюры, календари, открытки, плакаты, папки, листовки, конверты. Расскажем про каждый вид продукции подробнее:
· Фирменные бланки– представительская продукция. Относятся к деловой типографии. Бывают, как правило, формата А4 (редко меньше), содержат элементы фирменного стиля, контактную информацию (иногда банковские реквизиты). Предназначены для последующего заполнения.
Обязательные атрибуты: название фирмы, ее регистрационный номер и дата регистрации, адрес, телефон и факс. В нижнем колонтитуле в последнее время указывается адрес электронной почты или адрес официального веб-сайта.
· Брошюра – это непериодическое текстовое книжное издание объёмом свыше четырех, но не более 48 страниц, обычно без переплёта, соединённых между собой ниткой при помощи шитья, скрепкой (скобкой), винтовой проволокой или др. Брошюра вмещает значительно большее количество информации, чем листовка или буклет. Выполненная на качественной бумаге, в хорошем цвете и переплетённая должным образом, брошюра по внешнему виду вполне может соперничать с иными глянцевыми журналами, являясь при этом гораздо более дешевым продуктом.
· Открытка – на лицевой стороне издания находится полноформатное изображение (приуроченное к праздникам или др. событиям, возможно дополненное корпоративными элементами), обратная часть предназначена для написания сообщения и адресов получателя и отправителя, а также для наклеивания почтовой марки.
· Плакат — крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом. Выполняется в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Виды плакатных изданий: 1. Афиша. Это одностороннее рекламное листовое издание. Информация — оповещение о предстоящем публичном мероприятии. Как правило, изготавливается форматами от А3 до А0 и более. 2. Постер. Красочный рекламный плакат большого формата – до нескольких метров. Цель: создать большое, яркое, легко воспринимающееся рекламное пятно, бросающееся зрителю в глаза. 3. Баннер. Это носитель наружной рекламы, рекламный щит, установленный вдоль дороги.
· Папка— изделие из плотной бумаги, картона или полимера, служащее для хранения разного вида бумаг и документов.
· Листовка— агитационно-политическая или информационная литература. Обычно – это лист бумаги с расположением информации на одной стороне (текст и возможные иллюстрации). Цель: донесение до потребителя информации о продукте или услуге, сформировать интерес и потребность в приобретении товара. Отличие от плакатов и больших реклам – индивидуальное вручение потенциальным клиентам или покупателям лично путем рассылки или раздачи. Это один из самых эффективных носителей рекламы.
· Конверт – бумажный склеенный пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг (например, писем и открыток) или плоских предметов (мелких товаров). Наиболее распространены почтовые конверты. Конверт также служит одним из видов носителя фирменного стиля. Фирменный конверт — непременный атрибут уважающей себя солидной компании.
2.3
Структура предприятия.
Во главе всего предприятия стоит Генеральный директор — осуществляет оперативное руководство деятельностью ООО и наделяется в соответствии с законодательством РФ всеми необходимыми полномочиями для выполнения этой задачи. Генеральный директор осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством и Уставом и вправе без доверенности осуществлять действия от имени ООО. Функции гендиректора дублирует исполнительный директор. В настоящий момент предприятие включает в себя следующие отделы (см. рис 2.1.- структура управления предприятием):
Рис. 2.1. – Структура управления предприятием ООО «Прототип»
Отдел маркетинга на предприятии ООО «Прототип» состоит из 10 человек. Все они разбиты на определенные группы и занимаются определенной деятельностью.
Во главе отдела стоит директор по маркетингу.
2 человека занимаются планирование и организацией деятельности.
3 Человека занимаются исследованиями и сбором информации
2 Человека занимаются анализом предоставленной информации
2 Человека занимаются оценкой эффективности решения и выбор стратегии маркетинга.
Планирование и организация деятельности включает в себясоставление планов маркетинга на основе информации и предложений, поступающих из других групп.
Исследования проводятся в отношении: Рынка, потребителей, конкурентов, услуг, цены, системы стимулирования сбыта и рекламы.
Следующая группа работников проводит анализ собранной информации, её сортировку и обработку. При этом используются различные методы анализа, например, делается SWOT-анализ для выявления угроз и возможностей предприятия, что позволяет выработать стратегию маркетинга.
После анализа информации разрабатываются различные пути решения существующих проблем, проводится анализ каждого решения, всех плюсов и минусов и выбираются наилучшие варианты. [4; 42].
Последняя группа людей оценивает эффективность выбранного варианта действий и, либо отправляет на доработку, либо разрабатывает стратегию маркетинга.
В конечном итоге, маркетинговый отдел на предприятии играет немаловажную роль, так как помогает предприятию развиваться. продолжение
–PAGE_BREAK–