ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ В СССР
Научный руководитель
кандидат юридических наук, доцент
Ильин Андрей Витальевич
Санкт-Петербург
2004
Содержание
Введение 2
1. История развития арбитражного законодательства. 2
2. Образование Государственного арбитража и его юридическаяприрода. 5
3. Место советского арбитража в системе советского права. 11
4. Источники арбитражного процессуального права. 12
5. Принципы арбитражного процесса. 14
6. Рассмотрение споров органами государственного арбитража. 19
7. Арбитраж по новой Конституции СССР 1977 года. 25
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Введение
Ключевой вопрос любой власти — этодоверие граждан государству. Степень этого доверия напрямую определяется тем,как оно позволяет им осуществлять свои права и защищать интересы. В настоящеевремя продолжается судебная реформа. Так, например, в конце октября 2003 годабыл создан совет по кодификации и совершенствованию гражданскогозаконодательства. Представляется, что работа этого органа не обойдет исуществующие проблемы функционирования современной системы арбитражных судов.Однако, можно предположить, что при совершенствовании данной структурынеобходимо учитывать опыт, накопленный историей.
В этой работе представлены история развития арбитражногозаконодательства, а также сам процесс создания Государственного арбитража,правовые акты, регламентирующие его деятельность. Особое внимание следуетобратить на природу арбитража, его в место в системе советского права, а такжена роль арбитража в народном хозяйстве. Особо следует отметить принципыдеятельности органов арбитража. Ведь они являются исходными положениями вдеятельности органов арбитража.
Только так мы сможем понять современные тенденции в развитии арбитражногозаконодательства.
1. История развития арбитражногозаконодательства.
В истории развития органов советского арбитража следует различать трипериода, связанных с определенными этапами развития народного хозяйства страны.
Первый период (1922-1931гг.) был связан с окончанием гражданской войны ипереходом к восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства страны. Вэтот период для разрешения имущественных споров, возникающих между различнымихозяйственными органами в их практической хозяйственной деятельности, былиорганизованы и действовали арбитражные комиссии.
Второй период (1931-1959гг.) cвязан с мероприятиями партии и правительства по реконструкции народногохозяйства, по укреплению хозяйственного расчета, плановой и договорнойдисциплины в работе всех хозяйственных органов. В этот период вместоарбитражных комиссии были созданы государственные и ведомственные арбитражи.
Третий период (с 1959г) связан с мероприятиями партии и правительства,проведенными в 1959 году по дальнейшему совершенствованию организацииуправления промышленностью и строительством и решениями ХХI съезда КПСС, утвердившего программудальнейшего коммунистического строительства в Советском Союзе, нового подъемаэкономики, культуры и материального благосостояния трудящихся. Новый этап вразвитии народного хозяйства страны вызвал существенные изменения задач ифункций арбитража, что нашло прямое отражение в постановлении Совета МинистровСССР от 23 июня 1959 г. “Об улучшении работы государственного арбитража.”[1]
До 1922 г. Специальных органов для разрешения имущественных споров междугосударственными предприятиями, организациями и учреждениями не существовало.
Управление хозяйством было строго централизовано, отпуск продукции иматериалов производился в централизованном порядке по нарядам, без договоров ибез денежных расчетов между предприятиями. Имущественной самостоятельностипредприятия не имели, хозрасчет отсутствовал. Всё это влияло на характеримущественных споров между государственными предприятиями, организациями и учреждениями.В тех немногих случаях, когда такие споры возникали они решались вадминистративном порядке.
Окончание гражданской войны и переход к мирному строительству на базеновой экономической политики изменили условия деятельности предприятий иразличных хозяйственных организаций. Предприятия получили определеннуюоперативную и имущественную самостоятельность, отношения между предприятиями вбольшинстве случаев стали строиться на договорных началах. Многие изгосударственных и кооперативных предприятий переводились на хозяйственныхрасчет.
По действовавшему в те году законодательству предприятия и учреждения немогли искать защиты в судебном порядке. Согласно Декрету о суде № 2 “судебныеиски между различными казенными учреждениями не допускались”.[2]
Это указание отрицательного характера не сопровождалось какой-либоположительной нормой относительно порядка разрешения споров междусоциалистическими организациями, потому что в период иностранной военнойинтервенции (1918-1920гг.) и гражданской войны всё народное хозяйство пришлосьперестраивать на военный лад. В этих условиях не было и почвы для споров междугосударственными предприятиями и организациями, а если какие-либо разногласиявозникали, они решались в порядке подчиненности.
ЦИК и СНК РСФСР 21 сентября 1922 г. Утвердили положение о порядкеразрешения имущественных споров между государственными учреждениями иорганизациями, согласно которому были образованы Высшая арбитражная комиссияпри Совете Труда и Обороны, арбитражные комиссии при областных экономическихсоветах, а затем при губернских совещаниях. 27 августа была создана арбитражнаякомиссия в РСФСР. В Связи с образованием Союза Советских СоциалистическихРеспублик при Совете Труда и Обороны СССР была учреждена арбитражная комиссия.
Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов, приобязательном участии юриста и хозяйственного руководящего работника. Деларассматривались по правилам гражданского процессуального кодекса, за некоторымиисключениями, вытекавшими из особенностей арбитражных комиссий.
В период индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства,победы и упрочнения социализма (1926-1941 гг.) происходит ликвидацияарбитражных комиссий и становление государственного арбитража. Арбитражныекомиссии отражали деятельность государственных предприятий, учреждений вхозяйственно-экономических условиях нэпа, когда хозяйственный расчет не всегдасоблюдался, система хоздоговорных отношений не имела нужного развития,договорной дисциплине не придавалось достаточного значения. К тому же в1930-1931 гг. в стране проводилась кредитная реформа, основным положениемкоторой сама система арбитражных комиссий и характер их деятельности несоответствовали. Поэтому 4 марта 1931 г. Постановление ЦИК и СНК СССР былиликвидированы государственные арбитражные комиссии, а споры междусоциалистическими организациями разных ведомств было решено передать судебныморганам. Однако вопрос этот был пересмотрен, и в директивах ЦК ВКП (б) от 12апреля 1931 г. “О поправках к кредитной реформе и о кампании по заключениюдоговоров” было указано на необходимость обеспечения чёткой работы органовгосударственного арбитража, с тем чтобы споры, возникающие между хозяйственнымиорганами по договорам, разрешались с максимальной быстротой.[3] 2. Образование Государственногоарбитража и его юридическая природа.
Государственный арбитраж был образован в 1931 г. СозданиеГосударственного арбитража было одним из важнейших звеньев в общей системемероприятий Партии и Правительства, направленных на укрепление и развитие началхозяйственного расчёта как одного из шести сталинских условий работы по-новому,в новых условиях хозяйственного строительства.[4]
Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик устанавливают, чтоимущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациямиобобществленного сектора, за изъятиями, устанавливаемыми законодательствомСоюза ССР, рассматриваются органами Государственного арбитража.
Таким образом, наряду с общей судебной системой, Основы судоустройстваСоюза ССР и союзных республик предусматривают особую систему органов, созданныхспециально для рассмотрения имущественных споров между социалистическимиорганизациями – Государственный арбитраж.[5]
Рассмотрим правовую природу государственного арбитража, а также его рольв народном хозяйстве.
Как уже было сказано выше Государственный арбитраж был создан в 1931году; его деятельность регламентировалась специальным Положение, принятым ЦИК иСНК СССР 3 мая 1931 г.
В соответствии с указанным положением впоследствии в большинстве союзныхреспублик были приняты либо положения о системе арбитражных органов в целом пореспублике, либо положения о Госарбитражах при СНК союзных республик.
В Азербайджанской, Молдавской и Туркменской ССР положения о Госарбитражахне принимались, но постановлениями, которыми учреждались Госарбитражи при СНКэтих республик, устанавливалось, что указанные Госарбитражи действуют на основеобщесоюзного положения о Госарбитраже. Особого положения о Госарбитраже приСовете Министров СССР так и не было принято.[6]
Вопрос о юридической природе Госарбитража являлся спорным в теориисоветского права. Между тем уяснение юридической природы арбитража, аследовательно, и тех требований, которым должен отвечать порядок рассмотренияспоров хозорганов, имеет существенное практическое значение.
В советской правовой литературе высказаны три точки зрения на природуарбитража: этот орган рассматривался как “хозяйственный суд”, как один изорганов государственного управления и как своеобразный орган, объединяющий всебе одновременно черты судебных и административных учреждений.
Рассмотрим все точки зрения и те практические выводы, которые из нихмогут быть сделаны.
Взгляд на арбитраж как на особый “хозяйственный суд” получил широкоераспространение в первые годы деятельности арбитражных органов. Основание дляподобной квалификации природы Госарбитража явилось то обстоятельство, что посвоим задачам, компетенции и форме деятельности, роли в выполнениихозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной функции государстваарбитраж имеет много общего с судом.
Практические выводы, делавшиеся из характеристики арбитража какхозяйственного суда заключались в предложениях урегулировать арбитражныйпроцесс непосредственно в гражданском процессуальном кодексе путем включения внего специальных статей, отражающих особенности компетенции арбитража[7].
Между тем гражданский процесс –далеко не единственная форма принудительноосуществления спорного права, формы эти многообразны, каждая имеет своипреимущества и может применяться с учётом ее особенностей и удобства в том илиином случае.
В период, когда мнение о том, что арбитраж является “хозяйственнымсудом”, имело широкое распространение, практикой и гражданско-процессуальнойтеорией ещё не был накоплен достаточный материал, позволяющий правильноопределить природу арбитражных органов и решить вопрос о целесообразностисуществования особого органа, рассматривающего споры государственных иобщественных организаций.
Совершенно очевидно, что рассмотрение и разрешение государственных иобщественных организаций между собой должно обладать рядом специфическихмоментов.
Прежде всего арбитражный порядок обеспечивает наиболее квалифицированноеразрешение споров хозорганов, полностью обеспечивает возможность наиболееактивного влияния государства на хозяйственную деятельность сторон,обеспечивает сравнительно быструю ликвидацию конфликтов между государственнымии общественными организациями.
Господствующими мнением по вопросу о юридической природе Госарбитража всоветской правовой литературе являлось отнесение Госарбитража к органамгосударственного управления. Сторонники этой точки зрения видят подтверждениесвоих выводов в порядке учреждения арбитражных органов, их структурныхособенностях и в методах работы арбитража. Практическим результатомквалификации арбитража как органа государственного управления является полноеотрицание возможности применения норм и принципов гражданско-процессуальныхкодексов к деятельности арбитража.
Авторы, рассматривающие Госарбитраж как орган государственногоуправления, не дают общего понятия органа государственного управления, невскрывают отличие арбитража от других административных органов, не показывают,чем эти отличия определяются.
Между тем в теории административного права высказано мнение о том, что,несмотря на выполнение ряда административных функций, Госарбитраж не являетсяобычным органом государственного управления. От этих органов он отличаетсяпрежде всего тем, что не пользуется правом распоряжаться в областипланирования, организации и управления хозяйством и не имеет подведомственныхобъектов управления. При разрешении споров Госарбитраж сочетает хозрасчетноесоглашение с государственным принуждением, используя при этом мерыимущественного воздействия.
Нельзя не отметить также такого обстоятельства, что, обращаясь кконкретным вопросам, возникающим в деятельности арбитража по разрешению споров,сторонники отнесения арбитража к числу административных органов неизбежновпадают в противоречие с выдвинутыми ими теоретическими положениями о природеарбитража, оперируя применительно к арбитражной практике чистогражданско-процессуальными понятиями. Так, в частности, П.П. Якимов, с однойстороны, утверждает, что к арбитражному рассмотрению споров не применимыпринципы судопроизводства, а с другой стороны, убедительно показывает действиепринципов состязательности и оценки доказательств по внутреннему убеждению и варбитражном процессе.
Из анализа рассмотренных нами точек зрения на природу Госарбитражаследует, что каждая из этих двух концепций берет за основу лишь одну какую-либосторону арбитража как государственного органа. Между тем в действительностиГосарбитраж обладает чертами и судебных и административных учрежденийодновременно и, следовательно, занимает особое место в системе советскогогосударственного аппарата, значительно отличаясь как от органов управления, таки от органов, осуществляющих правосудие.
Практическое значение характеристики Госарбитража как особогосвоеобразного органа, сочетающего в себе одновременно существенные чертысудебных и административных учреждений, заключается в следующем: в тех случаях,когда иное не установлено прямо законом, при разбирательстве споров арбитражемне исключена возможность использования норм гражданско-процессуальных кодексов,если в правилах арбитражного производства имеется пробел по какому-либовопросу.[8]
В системе советского государственного аппарата важное место принадлежитарбитражу – органу, разрешающему основную массу имущественных споров,возникающих между государственными и общественными организациями,предприятиями, учреждениями.
Госарбитражи состоят при исполнительно-распорядительных органах власти иподчинены, соответственно, Совету Министров СССР, Советам Министров союзных иавтономных республик, исполкомам краевых (областных) Советов депутатовтрудящихся автономных областей
Государственные арбитры, главный арбитр и его заместители назначаются исмещаются теми органами при которых состоят соответствующие арбитражи. АрбитрыГосарбитража при Совете Министров СССР, а также некоторых республиканскихарбитражей назначаются и смещаются главным арбитром этого арбитража.
Исполнительно-распорядительные органы, при которых состоят арбитражи,рассматривают жалобы на решения главных арбитров арбитражей, а также на решенияарбитров, подтвержденные главными арбитрами, и могут изменить или отменятьнезаконные или необоснованные решения арбитражей (хотя это прямо и не оговоренов Положении о Государственном арбитраже СССР и в положениях о государственныхарбитражах при Советах Министров некоторых союзных республик).3. Местосоветского арбитража в системе советского права.
Чтобы уяснить значение арбитража необходимо рассмотреть его место всистеме советского права.
Арбитраж являлся одной из форм защиты гражданских правоотношенийорганизаций социалистического хозяйства в СССР по поводу их договорных иимущественных отношений, которые регулирует советское гражданское право.
Соотношение арбитража с гражданским правом определяется тем, чтопредметом разбирательства дел в арбитраже являются споры о праве гражданском,возбужденные путём предъявления иска, что разбирательство и разрешение делпроводится в арбитраже в состязательном порядке в заседании арбитража с вызовомсторон и проверкой доказательств, на основе которых должны быть установленыдействительные взаимоотношения сторон. В арбитражном заседании истец и ответчикпользуются равными процессуальными правами, необходимыми им для защиты своихправ и законных интересов.[9]
Тесные взаимоотношения арбитражного права с административным игражданско-процессуальным правом объясняется специфическими особенностямиорганов арбитража, с одной стороны, как учреждений приисполнительно-распорядительных органах государственной власти, а с другойстороны, как органов, осуществляющих свои задачи путём рассмотрения споров оправе арбитражных заседаниях при участии заинтересованных хозяйственныхорганизаций.[10]
Также хотелось бы подчеркнуть связь арбитражного процесса сгосударственным правом. Связь эта состоит в том, что к предметугосударственного права относятся отношения, связанные с устройством,принципами, организацией и деятельностью государственных органов, а арбитражявляется одним из государственных органов.[11]4. Источники арбитражногопроцессуального права.
К источникам арбитражного процесса прежде всего следует отнестиКонституцию СССР – Основной закон советского государства. Конституция СССР естьюридическая основа всего советского законодательства, в том числе и правовыхнорм, регулирующих организацию деятельности арбитража. Ст. 4 устанавливает, чтоэкономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства исоциалистическая собственность на орудия и средства производства. Согласно Ст.11 Конституции СССР “хозяйственная жизнь в СССР определяется и направляетсянароднохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства,неуклонного материального и культурного уровня трудящихся, укреплениянезависимости СССР и усиление его обороноспособности”.
Из указанных статей Конституции СССР вытекает обязанность органоварбитража во всей своей деятельности всемерно укреплять и охранять от всякихпосягательств социалистическую собственность, социалистическую системухозяйства, государственную плановую дисциплину.
Конституция Союза ССР и Конституции союзных и автономных республик естьюридическая база всего советского законодательства; изданные на их основезаконы имеют общеобязательную силу. Таким образом к источникам арбитражногопроцесса следует отнести также законы СССР, союзных и автономных республик.[12]
Важнейшее значение имеет постановление ЦИК И СНК СССР от 3 мая 1931 г.,которым было утверждено “Положение о Государственном арбитраже”, является однимиз звеньев в цепи мероприятий Коммунистической партии и Советскогоправительства, направленных на усиление плановой, договорной, хозрасчётнойдисциплины, на организацию договорных связей между хозяйственными организациямии на усиление контроля рублём. Это положение определило задачи арбитража, егоорганизациооное построение и порядок его деятельности. Постановлением СНК СССРот 19 декабря 1933 г. На рассмотрение арбитража были переданы преддоговорныеспоры хозяйственных организаций.
К источникам арбитраж относятся также законы союзных республик (например“Положение о Госарбитраже РСФСР”), а также подзаконные акты, принятые наосновании и во исполнение закона: постановления и распоряжения Совета МинистровСССР, Совета Министров союзных и автономных республик, приказы министров,решения местных органов государственной власти.
Большое значение в качестве источника советского арбитража имеютиздаваемые на основании Положения о Государственном арбитраже инструкции иправила Государственного арбитража при Совете Министров СССР. К ним, вчастности относятся: “Правила арбитража” от 10 августа 1934 г. В этих правилахсодержатся нормы, регулирующие арбитражный процесс (рассмотрение и разрешениеимущественных споров). Важнейшими источниками является инструкция Госарбитражапри Совете Министров СССР от 24 ноября 1952 г. “О порядке рассмотрениегосударственными арбитражами имущественных споров, связанных с поставкойнедоброкачественной и неукомплектованной продукции”, “Инструктивные указанияГосударственного арбитража при Совете Министров СССР по вопросамподведомственности от 5 июня 1957 г. № 1-30.[13]
Важнейшее значение имеет постановление Совета Министров СССР от 17августа 1960 г., которым было утверждено Положение о Государственном арбитражепри Совете Министров СССР, явившееся одним из звеньев в цепи мероприятийКоммунистической партии, Советского правительства, направленных на усиление плановой,договорной, хозрасчетной дисциплины, на организацию договорных связей междухозяйственными организациями и на усиление контроля рублём.
Это Положение определяет задачи арбитража, его организационное построениеи порядок деятельности.
Важнейшими источником арбитражного процесса является постановление СоветаМинистров СССР от 7 августа 1970 г. “О повышении роли органов Государственногоарбитража и арбитражных министерств и ведомств в народном хозяйстве”, в которомустановлены основные задачи арбитража, решаются важные вопросыподведомственности хозяйственных споров арбитражу и ряд других вопросов.
Большое значение в качестве источника советского арбитражного процессаимеют Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами,утверждённые постановлением Государственного арбитража при Совете МинистровСССР от 1 июля 1963 г. Эти правила регулируют основную совокупность норм,регулирующих арбитражный процесс.[14]
Таковы основные законодательные акты регламентирующие деятельностьарбитража.5. Принципы арбитражного процесса.
Основные начала арбитражного процесса находятся под воздействиемпринципов, свойственных государственному управлению и хозяйственномуруководству, поскольку деятельность по разрешению хозяйственных споровотносится к этой сфере.
Принципы арбитражного процесса отражают его специфику, определяют тустепень демократизма, которая необходима для законного и обоснованного решенияконфликтов и споров, возникающих в народном хозяйстве. В конечном итогепринципы арбитражного процесса должны содействовать интенсификациипроизводства, повышению его эффективности, достижению конечных народнохозяйственныхрезультатов.[15]
Сначала необходимо рассмотреть принципы, определяющие организациюразрешения хозяйственных споров.
На первом месте выступает принцип социалистической законности.
Уже в Положении о Государственном арбитраже 1931 г. говорилось озаконности как основе его деятельности. При разрешении споров арбитраж обязанбыл руководствоваться законами и распоряжениями центральных и местных властей,а также общими началами экономической политики СССР.
Указание наэкономическую политику советского государства наряду с законами в годы былонеобходимо, так как ещё отсутствовало законодательство, всестороннерегулирующее хозяйственные отношения.
На протяжении всей истории Государственного арбитража принцип законностибыл и остается его ведущим началом.
Содержание принципа законности в арбитражном процессе обладаетопределённой спецификой, обусловленной, во-первых, тем, что арбитражи, иныеорганы, разрешающие хозяйственные споры, обеспечивают законность в отношениилиц, чьи права и интересы защищаются; во-вторых, арбитражи обязаны реагироватьна отступление от закона не участвовавших в споре организаций, в действияхкоторых коренится первопричина конфликта участников процесса. Разрешая хозяйственныеспоры, арбитражи, иные органы выступают гарантом законности в народномхозяйстве; в-третьих, органы разрешающие хозяйственные споры, обязаныдействовать в строгом соответствии с законодательством, не допускать нарушениеправ участников процесса, соблюдать установленные правила разбирательства дел иведение предупредительной работы.
Следующим принципом выступает принцип объективной истины.
Принцип объективной истины свойственен любой регулируемой правоморганизационной деятельности. Этот принцип в арбитражном процессе означаетвозможность лиц и органов, разрешающих хозяйственные споры, путём применения входе разбирательства дела предусмотренных законодательством правовых средствустановить факты и обстоятельства из которых вытекают права и обязанностисторон, их действительные взаимоотношения, факты, свидетельствующие об имевшихместо правонарушениях, восстановить нарушение права, обеспечить охрану законныхинтересов, выявить причины правонарушений.[16]
Следующий принцип – это солидарность интересов участников арбитражногопроцесса.
Идея, отражающая солидарность интересов участников арбитражного процесса,четко выражена в законе “ О Государственном арбитраже в СССР”.
Несомненно одним из принципов является равноправие участников процесса.
Надлежащее регулирование спора возможно только при условии, что егоучастники обладают равными возможностями и средствами добиваться судебнойзащиты своих прав и интересов. Принцип равноправия в арбитражном процессеозначает, что несмотря на неравное положение в системе управления народнымхозяйством организации, став сторонами в споре, обладают абсолютно равными процессуальными возможностями как при разбирательстве дела в арбитраже, так и впретензионной форме.[17]
Следующий принцип – участие общественности в арбитражном процессе.
К участию в рассмотрении споров допускаются представители общественныхорганизаций и трудовых коллективов предприятия, учреждений и организаций,являющихся стороной по делу, для изменения мнения уполномочивших их организацийи коллективов по поводу рассматриваемого дела.
Теперь необходимо рассмотреть принципы, определяющие развитиеарбитражного процесса.
На первый план выходит принцип непосредственного урегулированияразногласия.
Он заключается в том, что дело может быть передано на рассмотрениеарбитража лишь после принятия сторонами мер в установленном порядке. Данныйпорядок предусмотрен в ряде нормативных актов и подлежит обязательномусоблюдению. Арбитраж не вправе рассматривать исковые заявления, если заявительне обратился с претензией к контрагенту.
Следующим принципом выступает арбитрирование.
Под арбитрированием как принципом арбитражного процесса понимаетсяактивное участие представителей сторон не только в рассмотрении дела, но и вего разрешении, т.е. принятии вместе с арбитром решений по делу.
Нормативную базу принципа арбитрирования составляют Ст. 14 и Ст. 18закона “ О Государственном арбитраже в СССР” и Ст. 5 и Ст. 7 Правилрассмотрения хозяйственных споров Госарбитражем.
Принцип арбитрирования действует в полную силу и в случае, еслипредставители сторон не приходят к соглашению по существу спора, либо в ходеразбирательства дела они принимали участие в принятии множества промежуточныхрешений, оформляемых определениями: об отложении дела, его приостановлении,привлечении второго ответчика или истца, истребовании дополнительныхдоказательств, назначении экспертизы, сверки расчётов и др. Арбитр ипредставители сторон совместно не только исследуют, но и оцениваютдоказательства, выслушивают заключения по делу других участников процесса исовершают иные действия.
Принцип состязательности заключается в том, что основным адресатом егоявляются главные участники спора – стороны, одна из которых заявляет требованиев форме претензии, иска, другая возражает против него. Принцип состязательностиопределяет объём, направленность действий участников арбитражного процесса поустановлению необходимых для принятия решения фактов и обстоятельств.
Быстрота, экономичность процесса-ещё один принцип. Сущность данного принципасостоит в наделении органов арбитража и иных органов, разрешающих хозяйственныеспоры процессуальным порядком, обеспечивающими правильное решение споров,защиту прав и интересов организаций, народного хозяйства в целом экономическиправовыми средствами и в максимально короткие сроки.[18]
Одним из важнейших принципов является принцип активного воздействия приразрешении хозяйственных споров на предприятия, учреждения, организации в целяхукрепления законности в их деятельности. Суть принципа – активное воздействиеарбитража при решении хозяйственных споров на предприятия, учреждения иорганизации в целях обеспечения ими соблюдения социалистической законности,выполнения плановых заданий и договорных обязательств, искоренение проявлений местничестваи ведомственности в хозяйственной деятельности, неуклонное применениеустановленных законом или договором мер имущественной ответственности занарушение государственной дисциплины, допускаемое при нарушении плановых идоговорных обязательств.6. Рассмотрение споров органами государственногоарбитража.
Необходимо уяснить процессуальный порядок рассмотрение споров.
Условия возникновения права на обращение в органы государственногоарбитража.
В соответствии в положениями о Госарбитражах союзных республик,“Правилами рассмотрения и разрешения имущественных споров органамиГосарбитража” и другими нормативными актами Госарбитраж может принять к своемупроизводству спор лишь при соблюдении сторонами определённых условий.
Каковы же условия возникновения права на обращение в Госарбитраж?
По общему правилу возбуждение дела в арбитраже возможно по заявлениюзаинтересованной стороны. Кроме того дело может быть рассмотрено по предложениювышестоящих органов по отношению к непосредственно заинтересованным вразрешении дела учреждениям и предприятиям, а также по поручению СоветаМинистров и исполкомов местных Советов, при которых состоят арбитражи и поуказанию вышестоящего Госарбитража. Кроме того арбитражи вправе возбудить делаи по своей инициативе, если в их распоряжении имеются документальные данные онарушении учреждениями, предприятиями и организациями плановой, договорной илифинансовой дисциплины.
Под заинтересованной стороной понимается правоспособная организация,полагающая свои права оспоренными или нарушенными. Следовательно, прежде всегопри приёме заявления органы Госарбитража должны проверять наличиеправоспособности и юридического интереса у заявителя.
При приёме заявления о возбуждении арбитражного производства необходима проверкаподведомственности спора арбитражу.
Важным условием возбуждения дела в арбитраже является предварительноепринятие заявителем мер к непосредственному урегулированию возникшего спора, вцелях предотвращения необоснованного обращения в органы арбитража.[19]
Подготовка дела к рассмотрению.
В целях обеспечения своевременного и правильного разрешения спора арбитрасовершает все необходимые действия при подготовке дела к рассмотрению. Однакопредварительная подготовка – наиболее слабый участок деятельности арбитража.Практика показала, что большинство случаев отложения дела связано сненадлежащей их подготовкой к рассмотрению.
Трёхдневный срок, установленный для предварительной подготовки дела,исчисляется со дня предъявления иска
Подготовка дела к рассмотрению состоит из двух основных частей –тщательное изучение арбитром материалов дела и совершение им действий,направленных на восполнение недостатков исковых материалов и дополнение ихновыми данными. В процессе предварительной подготовки дела должны быть выявленывсе обстоятельства, обосновывающие основание и размер заявленных требований ивозражений против них.
Также в стадии подготовки дела к рассмотрению арбитра обязан тщательноисследовать представленные доказательства и использовать только те из них,которые допущены в качестве доказательств соответствующими нормами права.
В стадии подготовки дела может быть назначена экспертиза. Представляется,что этот вопрос следует окончательно решать только в том случае, если арбитррасполагает как исковыми материалами, так и возражениями ответчика. Экспертизаможет проводится с участием сторон, эксперт вправе требовать от них необходимыематериалы и доказательства, стороны несут расходы по экспертизе.[20]
Разбирательство дела.
По твёрдо устоявшейся практике в начале заседания арбитр выясняет, кто изсторон и других участвующих в деле лиц явился, и проверяет полномочия каждогоиз них.
При неявке ответственного представителя истца, возбудил спор (если онпросил рассмотреть дело в его отсутствие), арбитр вправе либо прекратить делопроизводством, либо отложить его слушанием. Неявка без уважительных причинответчика не препятствует рассмотрение спора по существу.
Как правило разбирательство дела по существу начинается с изложенияобстоятельств дела истцом и обоснования им своих требований; затемвыслушиваются возражения ответчика (или ответчиков). Если в деле участвуетэксперт, то его заключение обычно заслушивают после объяснений сторон.
В разрешении хозяйственных споров существенное значение принадлежитисследованию и оценке доказательств. Исследовано и оценено должно быть любоепредставленное сторонами доказательство. Ни одно из них не может быть признаноимеющим большую доказательственную силу только по формальным признакам. Длятого чтобы был сделан правильный вывод необходимо оценивать все доказательствав совокупности путём сопоставления одного с другим. Нельзя, например, считатьбесспорно установленными факты, подтверждённые актом экспертизы.
Итог арбитражного разбирательства –вынесение решения по делу. Однаковозможно окончание процесса и без разрешения спора сторон.
Существуют три основные формы окончания дела без вынесения решения:прекращение производством, отложение слушанием и приостановление производствапо делу.
К основаниям прекращения дела производством отнесен: а) удовлетворениеответчиком требований истца после предъявления иска; б) неявка в арбитражноезаседание истца, либо непредоставление им без уважительных причинзатребованных доказательств, если это препятствует разрешению спора и др.
К наиболее типичным случаям отложения следует отнести: а) необходимостьпривлечения предприятия, организации или учреждения к участию в деле в качествестороны; б) неполучение истребованных доказательств; в) назначение экспертизы;г) неявка ответственных представителей сторон. Вообще исчерпывающего перечняслучаев отложения дела не существует.
Обстоятельства приостановления дела производством обозначены в законе:а) когда дело не может быть решено до разрешения другого дела в суде,арбитраже, третейском суде или иных органах следствия; б) в случае направленияГосарбитражем дела в органы следствия для расследования.[21]
Постановления арбитража по делу.
Решения и определения арбитража.
Резолютивная часть протокола арбитража в зависимости от её содержанияможет иметь характер решения или определения.
Решением арбитража окончательно ликвидируется спор между сторонами; вэтом акте отражается вся предшествующая деятельность по исследованию и оценкедоказательств, установлению юридических фактов, применяются правовые нормы квозникшему спору и ликвидируется неопределенность во взаимоотношениях сторон.Принуждая стороны к выполнению возложенных на них законом или договоромобязанностей, арбитраж осуществляет активное воздействие на предприятия,организации и учреждения в деле улучшения их работы, выполнения хозяйственныхпланов и укрепление хозяйственного расчёта.
К решению арбитража предъявляются определённые требования: а) решенияарбитража должны быть обоснованными и законными; б) в решении должны бытьуказаны мотивы, по которым арбитр пришёл к тому или иному выводу, законы иподзаконные акты, основные условия и договоры, которыми руководствуется арбитр,вынося решение, изложение фактических обстоятельств дела производится в полномсоответствии с имеющимися материалами; в) решения должны содержать конкретныеответы относительно всех возникших между сторонами споров.
Решение вступает в силу, если срок в нём особо не указан, в деньвынесения решения, а при указании срока исполнения – в день наступления этогосрока.
Действие решения арбитража, вступившего в силу, распространяется толькона те организации и учреждения, которые были привлечены к рассмотрению спора.Вынесенное решение должно быть оформлено и разослано сторонам не позднее 48часов с момента его вынесения.
Определениями арбитража являются все его постановления по вопросам,возникающим в связи и по поводу разбирательства спора сторон. Часть определенийпо своему характеру очень близка к решению, к ним относятся определения,оканчивающие рассмотрение дела без разрешения спорного вопроса по существу(отказ истца от иска, утверждение соглашения сторон и т. д. Большинство жеопределений касается вопросов частных, связанных с удовлетворением ходатайствсторон, привлечением к делу новых участников, отложением, приостановлением делаи т. д.
Порядок вынесения определений арбитража, их обязательные реквизиты изначение совершенно не регламентированы в правилах арбитражного производства.[22]
Пересмотра решений и определений арбитража.
Для отмены и изменения неправильных решений арбитража установленсвоеобразный, не похожий ни на какие аналогичные гражданско- процессуальныеинституты.
Надзорными инстанциями являются главный арбитр арбитража, вынесшегорешение, его заместитель и тот орган, при которым состоит арбитраж,рассматривавший дело.
Надзорное производство может быть возбуждено по заявлению сторон, поинициативе главного арбитра или органа или органа, при котором состоитарбитраж. Просить о пересмотре решения в порядке надзора может такжеруководитель вышестоящей организации в ведении которой находится учреждение илипредприятие – сторона по делу.
Причинами отмены и изменения решений арбитража могут быть: нарушениезаконов и постановлений правительства, местных органов власти, приказов иинструкций министерств и ведомств, нарушение правил рассмотрения дел и др.[23]
Заявление о пересмотре решений оплачиваются госпошлиной в размере 50% ставки,установленной для исковых заявлений. Главный арбитр обязан рассмотреть поданноезаявление в течение месяца со дня поступления. Вызов сторон для участия врассмотрении жалобы не обязателен. Но если это Главный арбитр сочтёт этонеобходимым, он может вызвать ответственных представителей сторон и рассмотретьжалобу с их участием.
Представляется, что под изменением решения следует понимать все вносимыепоправки, не меняющие основной вывод об отказе в иске или его удовлетворении.Эти изменения могут касаться размера присужденных сумм, мотивов, по которымарбитр пришёл к выводу, применённых нормативных актов и т. п.[24]7. Арбитраж по новой КонституцииСССР 1977 года.
В условиях планового характера народного хозяйства СССР и превращениесоветской экономики в единый народнохозяйственный комплекс, в управлениикоторым сочетается централизованное руководство с хозяйственной самостоятельностьюи инициативой предприятий и объединений, большое значение имеет укреплениезаконности в этой сфере государственной жизни. Поэтому существенно возрастает ироль органов Государственного арбитража, призванных разрешать хозяйственныеспоры между организациями, учреждениями и предприятиями. С учётом этогоправовая регламентация деятельности государственного арбитража поднята наконституционный уровень. Настоятельная потребность в обеспечении единообразногоприменения законодательства при разрешении хозяйственных споров, в усилениироли арбитражных органов в деле укрепления хозяйственного расчёта и повышенияактивности общественного производства продиктовали необходимость централизациисистемы органов государственного арбитража и более чёткой развёрнутой регламентацииполномочий органов государственного арбитража. Это и было осуществленопостановлением Совета Министров СССР “О дальнейшем совершенствовании идеятельности органов государственного арбитража” от 17 января 1974 г. За № 60.
Отныне система органов государственного арбитража включает в себя:Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, государственные арбитражипри советах министров союзных республик, государственные арбитражи приисполкомах краевых, областных и городских Советов народных депутатов.[25]
Согласно закону о Совете Министров СССР Государственный арбитраж СССРявляется подведомственным ему органом. Аналогично решён вопрос о государственныхарбитражах при правительствах союзных республик.
Однако законно существенно выделяет Госарбитраж из иных подведомственныхправительству Союза ССР и союзных республик органов. Будучисоюзно-республиканским органом Госарбитраж СССР руководит порученной ему сферойдеятельности как правило, через подчинённые ему органы союзных республик.Последние осуществляют руководство Госарбитражами автономных республик, краёв,областей.
Большие и ответственные задачи возложены на органы Госарбитража. Всоответствии со Ст.2 закона “О государственном арбитраже в СССР” основнымизадачами являются:
-обеспечение прав и охраняемых законом интересов предприятия, учрежденийи организаций при разрешении хозяйственных споров;
-активное воздействие при разрешении хозяйственных споров на предприятия,учреждения и организации в целях обеспечения ими социалистической законности,выполнения плановых заданий и договорныхобязательств;
-обеспечение единообразного и правильного применения законодательства приразрешении хозяйственных споров.[26]
Конституция СССР подняла на высший законодательный уровень регламентациюзадач органов государственного арбитража. “Разрешение хозяйственных споровмежду предприятиями, учреждениями и организациями, — сказано в ст. 163, — осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.
Организация и порядок деятельности органов государственного арбитражаопределяются Законом о государственном арбитраже в СССР”.
Принадлежность арбитража к числу органов государственного управленияопределяет и принципы организации и деятельности арбитражных органов. В отличиеот судей арбитры не избираются, а назначаются; дела решаются ими как правилоединолично; решения арбитров исполняются государственным банком либо судебнымиисполнителями на основании приказа Госарбитража, выдаваемого взыскателюодновременно с вынесением самого решения.
Законодательное подтверждение на конституционном уровне сыграло большуюроль в развитии арбитражного законодательства.Заключение.
Итак, Государственный арбитраж является важнейшим органом в системеправового регулирования того времени. На современном этапе развития общества выше рассмотренные обстоятельства и принципы могут показаться недемократичнымии не соответствующими рыночной экономике. Однако не стоит заострять своевнимание, как это было принято в середине 90-х годов, и, к сожалению этатенденция наблюдается у некоторых авторов и по сей день, сугубо наотрицательных признаках работы арбитражной системы того времени. Так, преждевсегда необходимо помнить, что структура государственной власти и уровеньразвития права всегда соответствует требованиям эпохи и потребностямконкретного общества.
С другой стороны, даже социалистический опыт может дать много полезногосовременной правовой системе, особенно, если егоучитывать.
Список используемой литературы.
Нормативные акты:
1. Арбитраж в СССР / Под ред.А.Ф.Клейнмана. –М.: Изд-во Московского университета. 1960.
2. Арбитраж в СССР / Под ред. К.С. Юндельсона. М., 1984.
3. Арбитражный процесс в СССР / под ред. А.А.Добровольского-М.,Московский университет. 1973.Арбитраж: Комментированный сборник важнейших
постановлений Правительства и ведомственныхраспоряжений по
вопросам арбиража /Сост.Л. И. Марголин, А. С. Серебриер;
Под общ. ред. и с вступит.ст. И. Гамбурга. -М.: Советское
законодательство,1935.Арбитраж в советском хозяйстве: Комментированный сборник
важнейших постановлений ираспоряжений по вопросам арбиража
/Сост.: И. К. Гамбург, В.Н. Можейко, З. И. Шкундин; Под
общ. ред. И. К. Гамбурга.-М.: Советское законодательство,
1936. .Вопросы советского гражданского права в практике суда и
Арбитража /Под общ. ред. И. Б. Новицкого;Московский
государственный университетим. М. В. Ломоносова.
Юридический факультет. -М.: Изд-во МГУ,1959. Государственный арбитраж в социалистических странах /Авт
кол.: С. Брайков, А. Рац, Нгуен Ниен и др.; Отв ред. Т.Е. Абова; АН СССР.Ин-т
гос-ва и права. -М.: Наука,1982.
Инструктивные указания Государственного арбитража при
Совете Министров СССР: Систематизированный сборник /Отв. за
вып. В. П. Ефимочкин, Ф. Х. Либерман. -М.: Юрид. лит.,1964.Комментарий арбитражной практики. Всесоюзный научно-
исследовательский институт советскогозаконодательства;
Отв. ред. Е. В. Анисимов. Выпуск 14 / -М.: Юрид. лит.,1981.Комментарий арбитражной практики.Всесоюзный научно-
исследовательский институт советскогозаконодательства;
Отв. ред. Е. В. Анисимов.Выпуск 11 / -М.: Юрид.лит.,1978.
11. Сборник важнейших постановлений и распоряжений по вопросам арбитража /Под ред. И.К.Гамбурга. М., Советское законодательство, 1936.
———————
12. Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. М., Изд-во“Наука”. 1985.
13. Абова Т.Е., Тадевосян В.С. Разрешение хозяйственныхспоров. М., “Юридическая литература”, 1968.
14. Добровольская Т.Н. Правосудие, арбитраж и прокурорскийнадзор в СССР. М., “Знание”, 1978.
15. Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М.,Государственное издательство юридической литературы. 1961.Кипнис, С. С., Петров, И. Н.,
Разрешение хозяйственных споров госарбитражем/Отв. ред.
И. Н. Петров. -М.: Юрид. лит.,1979. Логинов, П. В.
Сущность государственногоарбитража. -М.: Изд-во МГУ,
1968.
18. Можейко В.Н.Шкудин.З.И. Арбитраж в советскомхозяйстве: Сборник важнейших постановлений и распорояжений с вводной статьей “Арбитраж и арбитражное рассмотрение споров”. М., Юридиздат НКЮ СССР, 1941. Шалюпа, М. П., Донде, Я. А.
Государственный арбитраж вСССР. -2-е изд., переаб. и
доп. -М.: Госюриздат,1959. Конституция (Основной закон) Союза Советских
СоциалистическихРеспублик. -М.,1977. Положение об арбитражных комиссиях и правила
Производства дел варбитражных комиссиях. -М.; Л.: Рабочий
суд,1926.
22. Собрание постановлений Правительства РСФСР.N 17.-M.:
Юридическаялитература,1980.