Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА
(МГЮА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА)
кафедра уголовного права
Дипломная работа
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества,приобретенных преступным путем
студентка 5 курса очной формы обучения
Института правоведения ТузоваИнна Игоревна
Научный руководитель
к.ю.н., доцент Юрченко И.А.
Москва — 2010

Содержание
 
Введение
Глава 1. Правовые основы противодействия легализации(отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем
§ 1. Международное законодательство в области борьбы слегализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем
§ 2. Правовые основы противодействиялегализации (отмыванию) преступных доходов в Российской Федерации
Глава 2. Анализ составов преступлений, предусмотренныхст.174 и 174¹ УК РФ
§ 1. Объективные признакилегализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенныхпреступным путем
§ 2. Субъективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступнымпутем
§ 3. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признакилегализации (отмывания) денежных средств или иногоимущества, приобретенных преступным путем
§ 4. Отграничение легализации (отмывания) преступныхдоходов от преступления, предусмотренного ст.175 УК
Заключение
Список используемой литературы
 
Введение
В последнее время активно возрастают процессы глобализации иинтернационализации мировой экономики, неизбежно влекущие интернационализацию экономическойпреступности и распространение используемых ею механизмов легализации (отмывания)доходов, полученных преступным путем, причиняющих огромный вред экономике государств,их объединений, мирового сообщества в целом. В настоящее время организованная преступностьпредставляет собой сложную систему взаимосвязанных преступных сообществ, каждоеиз которых имеет определенную нишу в криминальной среде для осуществления своихзамыслов и силового контроля в конкретных сферах экономики. Подобная преступнаядеятельность все чаще охватывает территорию нескольких государств, приобретает ярковыраженный транснациональный характер. В этой связи в современных условиях отмываниепреступных доходов является, как правило, многоэтапным преступлением, включает всебя систему многочисленных финансовых операций, призванных скрыть первоначальныйисточник происхождения полученных преступным путем средств, в том числе и путемих перевода из одной страны в другую. Проникновение преступных капиталов в легальныйэкономический оборот существенным образом затрудняет, а порой, и вовсе делает невозможнойсвободную конкурентную борьбу, осуществляемую реальными экономическими субъектами,вытесняет их с товарного и финансового рынка. Кроме того, проникновение „грязныхденег“ в легальный оборот представляет собой опасность не только для экономикиотдельных государств и их объединений, но и для основ безопасности всего мировогосообщества, так как легализация преступных доходов тесно связана с финансированиемтеррористических групп и организаций[1].
Таким образом, проблема совершенствования правовых основ борьбыс отмыванием доходов, полученных преступным путем, в частности, уголовно-правовыхнорм, предусматривающих ответственность за подобные деяния, является весьма актуальной.
Стоит отметить, что легализация доходов, полученных преступнымпутем, является сравнительно новым видом преступной деятельности, зародившимся вСША в 30-е годы прошлого века, в эру „запрета на алкоголь“. Власти столкнулисьс серьезными проблемами в борьбе с организованной преступностью, признаками которойбыли закон молчания (омерта), запугивание и уничтожение свидетелей, коррупция исистема противодействия расследованию. Тогда и был изобретен новый способ противодействияорганизованной преступности — ее лидеров стали привлекать к суровым мерам уголовнойответственности не за рэкет, доказать который было сложно, а за неуплату налогана доходы (точнее, за расходы, не соответствующие легальным доходам, с которых былуплачен налог). Реакцией организованной преступности на такую политику стала легализациядоходов, что позволяло уплатить налог и тратить деньги, не опасаясь уголовного преследованияза уклонение от уплаты налогов. Один из методов легализации и дал название новомунаправлению деятельности мафии: „отмывание“ (точнее, „стирка“)денег (money laundering).Легализация преступных доходов делало новые методы борьбы с преступностью значительноменее эффективными, в связи, с чем вызвало негативную реакцию со стороны властей.В США, а затем во всем мире устанавливаются жесткие нормы об уголовной ответственностиза отмывание денег[2].
В России вопрос об уголовной ответственности за легализацию(отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, стал приобретать серьезноезначение в период рыночных реформ. В условиях развития ранней демократии преступныегруппировки начали выступать под видом коммерческих структур, которые получают основнуючасть доходов за счет преступлений, совершаемых под прикрытием предпринимательскойдеятельности, в целях их дальнейшей легализации[3].
Основными причинами, способствующими появлению и распространениюпреступных доходов, явились появление и развитие рентабельных (например, торговлядонорскими органами) и сверхрентабельных (незаконный оборот наркотических средстви психотропных веществ) преступлений, которые превосходят расходы на саму преступнуюдеятельность, а также появление возможностей для легализации преступных доходовв процессе интенсивного развития частной предпринимательской инициативы, с одновременнымбурным развитием преступного мира, нуждающегося в финансовой базе для легальнойэкономики[4].
Уголовно-правовые нормы о легализации преступных доходов призваныне допустить утаивания и сокрытия истинной природы происхождения, местонахожденияили движения имущественных объектов или прав, а также не допустить запуска незаконных,полученных преступным путем прибылей в легальный финансовый оборот, т.е. воспрепятствоватьподрыву экономической системы организованной преступности, для чего требуется изоляцияи самого лица, совершившего преступное деяние, и его „грязных денег“[5].
После принятия Уголовного кодекса Российской Федерации[6]прошло достаточно времени для анализа, позволяющего определить эффективность применениянорм, предусматривающих уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежныхсредств или иного имущества, приобретенных преступным путем.
Тем не менее, высокий уровень латентности рассматриваемых преступленийсвидетельствует о недостатках законодательной базы, а также ошибках в правоприменительнойдеятельности, о несвоевременном реагировании на совершение незаконных операций исделок с имуществом и т.п.
Целью моей дипломной работы является исследование признаковсоставов преступлений, предусмотренных ст.174 и 174¹ УК.
Исходя из этой цели, можно выделить следующие задачи настоящейдипломной работы:
1) рассмотрение эволюции международного законодательства об ответственностиза легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем;
2) исследование правовой базы противодействия легализации (отмыванию)преступных доходов, в Российской Федерации;
3) анализ объективных и субъективных признаков составов преступлений,предусмотренных ст.174 и 174¹ УК, а также их квалифицирующих и особо квалифицирующихпризнаков;
4) проведения разграничения между легализацией (отмыванием) доходов,приобретенных преступным путем от других составов преступлений.
Глава 1. Правовые основы противодействия легализации(отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем§ 1. Международное законодательство в области борьбыс легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем
История возникновения законодательства, нацеленного на борьбус отмыванием криминальных доходов, связана с осознанием опасности вливания в легальнуюэкономику средств, полученных в результате совершения преступлений. Если эти средствастановятся сопоставимыми с доходами крупных корпораций, значит, они способны повлиятьна стабильность мировой финансовой и экономической систем, становятся серьезнымфактором риска, эффективно противодействовать которому можно только в рамках стратегииугрозы уголовно-правового преследования[7].
Прошлое столетие можно охарактеризовать как период усиления международнойборьбы с преступными явлениями, которые наносят ущерб не только обществу и отдельнымгосударствам, но и всему мировому сообществу в целом. Следует отметить, что созданиеновых международных уголовно-правовых норм и их принятие происходило со значительнымопозданием, которое иногда достигало несколько десятилетий.
Международная практика борьбы с преступностью и работа криминалистовв области международного уголовного права приводила к тому, что число деяний, признаваемыхпреступными, увеличивалось от десятилетия к десятилетию[8].
Международное законодательство об ответственности за легализациюдоходов, приобретенных преступным путем, в своем развитии прошло три этапа.
На первом этапе международное законодательство было нацеленона борьбу со множеством преступным деяний, которые угрожали монополии государствав области эмиссии денежных средств, а также здоровью населения (1920-е-1970-е годы).Этот этап отмечен относительно свободным вводом в оборот доходов от совершенныхпреступлений. Они направлялись как в легальный бизнес, так и на расширение преступногопромысла. Отсутствие юридически закрепленного понятия легализации преступных доходов,при существовании в преступном мире приемов и способов использования таких доходов,предоставляло преступникам большие преимущества перед прочими лицами в легальномбизнесе, так как дальнейшая судьба доходов, не опавших в поле зрения правоохранительныхорганов, международное сообщество и отдельные государства не интересовала[9].
Одним из наиболее доходных преступлений в то время являлась подделкаденежных знаков (банковских билетов), для борьбы с которыми была принята Женевскаяконвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 года[10].В ней предусматривался исчерпывающий перечень деяний, наказуемых как уголовные преступления:
1) все обманные действия по изготовлению или изменению денежныхзнаков, каков бы ни был способ, употребляемый для достижения этого результата;
2) сбыт поддельных денежных знаков;
3) действия, направленные к сбыту, к ввозу стран или к получениюили к добыванию для поддельных денежных знаков, при условии, что их поддельный характербыл известен;
4) покушение на эти правонарушения и действия по умышленномусоучастию;
5) все обманные действия по изготовлению, по получению или поприобретению для себя орудий или иных предметов, предназначенных по своей природедля изготовления поддельных денежных знаков (ст.3). обществуи отдельным государствам, но и всему мировому сообществу в целом.
Таким образом, о легализации доходов, полученных в результатесовершения указанных деяний, речь не шла, но использование термина „сбыт“говорило о том, что преступные доходы получены, и возможен их свободный запуск воборот, экономическое процветание фальшивомонетничества и тайно связанных с нимструктур[11].
Вторым исторически сложившимся преступлением, предполагающимпоследующее введение в легальный оборот полученных от его совершения доходов, являлсянезаконный оборот наркотиков, для борьбы с которым была принята Единая конвенцияо наркотических средствах 1961 года[12],предусматривающая обязанность каждой стороны обеспечить такие меры, чтобы предложениенаркотических средств с коммерческими целями, их покупка, продажа, маклерство признавалисьуголовно-наказуемыми деяниями во всех случаях, когда они совершены умышленно (ст.14).Для реализации указанной задачи предусматривалась возможность конфискации наркотическихсредств, веществ и предметов оборудования, использованных или предназначенных дляперевозки наркотиков (ст.36, 37 Конвенции о наркотических средствах). Однако решениевопроса о конфискации денежных средств, приобретенных в результате продажи наркотическихсредств, было оставлено на усмотрение национальных законодателей. Следовательно,была оставлена финансово-экономическая база для расширения производства наркотиковтранснациональной организованной преступностью и для введения преступно нажитыхдоходов в легальную экономику[13].
Второй этап связан с криминализацией совершения финансовыхопераций и иных сделок с собственностью, полученной в результате совершения преступлений(начало 1970-х — конец 1980-х годов).
На втором этапе большую роль в борьбе с легализацией преступныхдоходов сыграла Конвенция о психотропных веществах 1971 года[14],в соответствие с которой умышленное участие в совершении, сговор с целью совершенияи попытки совершения любого из действий по незаконному обороту психотропных средств,а также подготовительный действия и финансовые операции в связи с этими действиямиявляются наказуемыми правонарушениями (ст.22). Таким образом, совершение финансовыхопераций в связи с незаконным изготовлением и сбытом психотропных веществ впервыепризнается наказуемым.
В условиях расширения международного финансового рынка в начале80-х годов развитые страны начали включаться в борьбу с отмыванием денег. Выработкарекомендаций по борьбе с отмыванием денег была начата на международном уровне Комитетомпо правилам и методам контроля за банковскими операциями (»Базельским комитетом”),в который входили представители центральных банков Бельгии, Великобритании, Германии,Италии, Канады, США, Франции, Швейцарии, Швеции и Японии. В декабре 1988 года Комитетпринял декларацию «О предотвращении использования банковской системы в целяхотмывания денег, полученных преступным путем»[15].
Кроме того,20 декабря 1988 года была принята Венская декларацияООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ,которая обязует государства-участников устанавливать уголовную ответственность задействия, представляющие собой, по сути, легализацию (отмывание) преступных доходов:
1) конверсия или перевод собственности, если известно, что такаясобственность получена в результате любого правонарушения или правонарушений, илив результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытияили утаивания незаконного источника собственности или в целях оказания помощи любомулицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с темчтобы он мог уклониться от ответственности за свои действия;
2) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения,способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности илиее принадлежности, если известно, что такая собственность получена в результатеправонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушенииили правонарушениях;
3) приобретение, владение или использование собственности, если в момент ееполучения было известно, что такая собственность получена в результате правонарушенияили правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
4) участие, причастность или вступление в преступный сговор с целью совершениялюбого из вышеуказанных правонарушений, попытки совершить такие правонарушения,а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при их совершении(ст.3).
Третий этап характеризуется установлением уголовной ответственностиза легализацию доходов, полученных в результате совершения любых преступлений (сначала 1990-х годов по настоящее время).
С целью координации действий национальных правоохранительныхорганов создана межправительственная структура, устанавливающая стандарты, а такжеразрабатывающая и внедряющая меры по борьбе с отмыванием денег и финансированиемтерроризма — ФАТФ (FATF), полноправным членом которой Россияявляется с 2003 года. В Сорока рекомендациях ФАТФ предусмотрен ряд мер, которыеследует принимать банкам и иным кредитным учреждениям, а также представителям некоторыхпрофессий (например, агентам по операциям с недвижимостью, адвокатам, нотариусам),для предотвращения легализации преступных доходов[16].
Основным международным правовым актом по борьбе с легализацией(отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем, является принятая в Страсбурге8 ноября 1990 года Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискациидоходов от преступной деятельности[17],в ст.6 которой закрепляется перечень правонарушений, связанных с отмыванием доходов:
1) конверсия или передача имущества, если известно, что это имуществоявляется доходом, полученным преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождениетакого имущества или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного правонарушения,избежать правовых последствий своих деяний;
2) утаивание или сокрытие действительной природы, происхождения,местонахождения, размещения или движения имущества или прав на него, если известно,что это имущество представляет собой доход, полученный преступным путем;
3) приобретение, владение или использование имуществом, еслив момент его получения было известно, что оно является доходом, добытым преступнымпутем;
4) участие или соучастие в любом из указанных правонарушений,или в покушении на его совершение, а также помощь, подстрекательство, содействиеили консультирование в связи с совершением такого правонарушения.
Следует отметить, что 16 мая 2005 года на международном саммитев Варшаве утвержден текст новой редакции Страсбургской конвенции 1990 года, котораяполучила название Конвенции об отмывании, финансировании терроризма, выявлении,аресте и конфискации доходов от преступлений. Она, в частности, распространяет действиеКонвенции 1990 года на финансирование терроризма, устанавливает требования в отношенииорганизации внутреннего контроля в финансовых организациях в целях проверки своихклиентов на выявление подозрительных операций, предусматривает более жесткие мерыв отношении конфискации доходов, полученных преступным путем[18].
Кроме того, согласно Конвенции ООН против транснациональной организованнойпреступности 2000 года каждая ее страна-участница принимает такие меры, которыемогут потребоваться для того, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых умышленныедеяния, перечисленные в ст.6 этого международного акта, которая текстуально воспроизводитст.6 Страсбургской конвенции.
Также нормы о криминализации коррупционных преступлений, мерахборьбы с ними и о противодействии легализации доходов, полученных в результате ихсовершения, предусматривающая в Конвенции ООН против коррупции 2003 года[19].
Таким образом, мировой опыт показывает, что борьба с отмыванием(легализацией) преступных доходов началась в начале XX века. На первом этапе были криминализированы подделка или изменениеденежных знаков, а также незаконное распространение и изготовление наркотиков, навтором — совершение финансовых операций и перевод собственности в связи с совершеннымипреступлениями. Третий этап развития международного законодательства, который продолжаетсяи в настоящее время, характеризуется тем, что международное сообщество начинаетпринимать меры по усилению борьбы с отмыванием доходов, полученных в результатесовершения любых преступных деяний.
Отличительной чертой системы международно-правовых норм в сфереборьбы с легализацией является роль рекомендательных актов международных организаций- Сорок рекомендаций ФАТФ, Восемь специальных рекомендаций ФАТФ по противодействиюфинансирования терроризма разработаны с учетом положений универсальных и региональныхмеждународно-правовых актов в данной сфере. В результате активности деятельностиФАТФ и региональных организаций, созданных по типу ФАТФ, основные положения международно-правовыхактов, образующие систему, распространяются на государства, не являющиеся участникамисоответствующих международных договоров и членами ФАТФ[20].§ 2. Правовые основы противодействия легализации (отмыванию)преступных доходов в Российской Федерации
Необходимость противодействия легализации (отмыванию) доходов,полученных незаконным путем, была осознана в России давно, однако законодательнаябаза борьбы с отмыванием незаконно полученных доходов долгое время была разрозненнойи существовала в виде отдельных статей в различных законодательных актах и рекомендацийкредитным организаций об организации их работы[21].
Формирование правовой базы российской системы борьбы с отмываниемпреступных доходов началось с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации1996 года, который в ст.174 предусмотрел ответственность за совершение финансовыхопераций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретеннымизаведомо незаконным путем, а равно за использование указанных средств или иногоимущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Вступая в Совет Европы, 7 мая 1999 года Россия подписала Страсбургскуюконвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельностиот 8 ноября 1990 года, которая была ратифицирована Государственной Думой 28 мая2001 года[22].
В развитие этого международного акта был принят Федеральный законот 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию)доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[23].
Параллельно с принятием указанного нормативного правового актаФедеральным законом от 7 августа 2001 года № 121-ФЗ[24]были внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, в двух статьях которого была установленаответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имуществав крупном размере, приобретенных преступным путем другими лицами (ст.174) и самимвиновным (ст.174¹).
Таким образом, российское уголовное законодательство было приведенов соответствие со Страсбургской конвенцией, в частности, предметом преступлений,предусмотренных ст.174 и 174¹ УК, стали считаться доходы, полученные в результатесовершения преступлений, а не приобретенные заведомо незаконным путем. Кроме того,объективную сторону легализации (отмывания) преступных доходов законодатель разделилв зависимости от субъекта преступления и предусмотрел в ст.174 УК ответственностьза совершение финансовых операций и иных сделок в крупном размере лицом, котороесамо доходы преступным путем не получало, а в ст.174¹ УК — также за использованиеуказанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской илииной экономической деятельности. Обязательным в ст.174 УК признаком субъективнойстороны становится цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжениюденежными средствами или иным имуществом, приобретенным другими лицами преступнымпутем[25].
Федеральным законом от 30 октября 2002 года № 131-ФЗ «Овнесении изменений и дополнений в Федеральный закон „О противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем“ были устранены отдельныенедостатки, неточности и пробелы, выявленные в процессе применения этого нормативногоправового акта. Кроме того, были введены новые нормы, предусматривающие использованиесоответствующих правовых механизмов для противодействия финансированию терроризма[26].
Согласно ст.3 ФЗ от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ под легализацией(отмыванием) доходов, полученных преступным путем понимается придание правомерноговида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом,полученным в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренныхстатьями 193, 194, 198, 199, 199¹, 199² УК, а под доходами, полученнымипреступным путем, — денежные средства или иное имущество, полученные в результатесовершения преступления.
Следует отметить, что исключение для составов преступлений, предусмотренныхстатьями 193, 194, 198, 199, 199¹, 199² УК, связано с необходимостью приведенияроссийского законодательства в соответствие с международным, в частности со ст.18Страсбургской конвенции, предусматривающей правило, согласно которому в сотрудничествеи оказании правовой помощи может быть отказано, если правонарушение, в связи с которымсделан запрос, является налоговым[27].
Действие указанного Федерального закона распространяется на гражданРФ, иностранных граждан и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства,организаций, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом,а также на государственные органы, осуществляющие контроль на территории РФ за проведениемопераций с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую онисовершаются, равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранно валюте,эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операцияотносится к одному из следующих видов операций:
1) операции с денежными средствами в наличной форме (например,снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличнойформе, покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом);
2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставлениеили получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя быодной из сторон является физическое или юридическое лицо, которое (которая) не участвуетв международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон являетсялицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указаннойтерритории);
3) операции по банковским счетам (вкладам) (например, размещениеденежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющихвклад (депозит) на предъявителя);
4) иные сделки с движимым имуществом, в частности помещение ценныхбумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и ломатаких изделий или иных ценностей в ломбард и др.
Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю,если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей, либоравна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей или превышает ее.
Контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществомосуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемыйПрезидентом РФ.
Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 года № 1263[28]был образован Комитет РФ по финансовому мониторингу, который федеральным органомисполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации(отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем. Основными задачами КФМ Россииявлялись сбор, обработка и анализ информации в правоохранительные органы при наличиидостаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция или сделка связаныс легализацией (отмыванием) указанных средств; осуществление взаимодействия и информационногообмена с соответствующими компетентными органами иностранных государств[29].
В дальнейшем в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004года № 314 „О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“[30]Комитет РФ по финансовому мониторингу преобразован в Федеральную службу по финансовомумониторингу. В соответствии с постановлением Правительства от 7 апреля 2004 года№ 186 к функциям службы относятся сбор и анализ информации о сделках, подлежащихконтролю в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ. Она контролирует, как юридическиеи физические лица, выполняет требования упомянутого Закона, и привлекает нарушителейк ответственности; ведет учет организаций, которые осуществляют операции с деньгамии имуществом в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (к таковыморганизациям относятся, в частности, ломбарды, ювелирные магазины, тотализаторыи т.д.); издает постановления о приостановлении операций с денежными средствамиили иным имуществом[31].
Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ[32]такой признак преступлений, предусмотренных ст.174 и 174¹ УК, как крупный размерденежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, из разрядаконструктивных был переведен в разряд квалифицирующих обстоятельств, а также в примечаниист.174 УК этот размер определялся как сумма, превышающая один миллион рублей. Крометого, из ч.2 указанных статей исключался признак неоднократности деяний[33].
Возникающие в правоприменительной деятельности вопросы, касающиесярассмотрения дел о преступлениях, предусмотренных ст.174 и 174¹ УК, были восновном решены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от18 ноября 2004 года №23 „О судебной практике по делам о незаконном предпринимательствеи легализации (отмывании) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступнымпутем“ (далее — постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 ноября 2004года) [34].
В 2005 году Приказом Президента № Пр-984 была утверждена Концепциянациональной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированиютерроризма, которая под национальной системой в этой сфере понимается совокупностьфедеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций,наделенных полномочиями на осуществление указанной деятельности в соответствии снормативно-правовыми актами РФ. В данном документе предлагается повышать эффективностьсотрудничества между органами исполнительной власти и кредитными организациями.Причем подобное сотрудничество должно распространяться не только на исполнение банкамитребований законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходови финансирования терроризма, но и на обучение банковских сотрудников в указаннойобласти[35].
Как следует из вышеизложенного, в Российской Федерации происходитнепрерывное развитие и совершенствование правовой базы борьбы с отмыванием денеги финансированием терроризма.
Так, в связи с подписанием Россией 26 ноября 2009 года новойредакции Страсбургской конвенции — Варшавской конвенции об отмывании, финансированиитерроризма, выявлении, аресте и конфискации доходов от преступлений 2005 года, потребуетсявнесение изменений в наше законодательство, особенно в части регулирования банковскогосектора. Среди тех новых норм, которые могут появиться в российском законодательствеследует отметить приостановление операций по подозрению в их связи с отмываниемденег (сейчас такое требование действует только в отношении финансирования терроризма),а также установление режима мониторинга за счетами определенных лиц[36].
Кроме того,19 марта 2010 года Государственная Дума РФ рассмотрелаво втором чтении законопроект, который предусматривает, в частности, включение вст.174¹ УК цели придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжениюденежными средствами и иным имуществом, приобретенным преступным путем, для того,чтобы, как говорится в пояснительной записке к документу, устранить ряд трудностей,возникающих у правоприменителя при назначении виновному наказания по совокупностипреступлений, а также возможных судебных ошибок при вынесении приговоров, широкоготолкования указанной нормы, что не способствует осуществлению государственной политикев сфере борьбы с коррупцией[37].
Федеральным законом от 7 апреля 2010 года № 60-ФЗ „О внесенииизменений в отдельные законодательные акты“[38]ст.174¹ УК РФ была изложена в новой редакции, согласно которой такой квалифицирующийпризнак как крупный размер из разряда квалифицирующих был переведен в разряд конструктивныхпризнаков указанного состава преступления. Кроме того, обязательным признаком субъективнойстороны этого преступления стала цель придания правомерного вида владению, пользованиюили распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенным лицом преступнымпутем.
Таким образом, представляется, что в настоящее время в Россиисоздана достаточно эффективная правовая база противодействия легализации (отмыванию)доходов, полученных преступным путем.
Глава 2. Анализ составов преступлений, предусмотренныхст.174 и 174¹ УК РФ§ 1. Объективные признаки легализации (отмывания) денежныхсредств или иного имущества, приобретенных преступным путем
 
Родовым объектом преступлений, предусмотренных ст.174и 174¹ УК, является сфера экономики, под которой понимается единый народно-хозяйственныйкомплекс[39].
В теории уголовного права существует несколько подходов к определениювидового объекта преступлений в сфере экономической деятельности.
Так, одни авторы[40]под видовым объектом экономических преступлений понимают общественные отношенияпо производству и созданию общественного продукта во всех формах собственности,строящиеся на принципах осуществления экономической деятельности, а именно на принципахсвободы экономической деятельности, ее законности, добросовестной конкуренции, добропорядочностиее субъектов и запрета заведомо криминальных форм их поведения.
Другие ученые[41]полагают, что видовой объект указанной группы преступлений — это охраняемая государствомсистема общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности.
Наиболее обоснованной представляется позиция, согласно которойвидовым объектом экономических преступлений и, соответственно, преступлений, связанныхс легализацией преступных доходов, является совокупность общественных отношений,возникающих в целях осуществления законной экономической деятельности по производству,распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг[42].
Кроме того, в юридической литературе возникают споры, касающиесянепосредственного объекта преступлений, предусмотренных ст.174 и 174¹ УК.
Некоторые криминалисты полагают, что в качестве такого объекталегализации преступных доходов, приобретенных преступным путем, выступают возникающиев обществе экономические отношения по поводу распределения материальных благ[43].
Существует точка зрения, согласно которой непосредственным объектомрассматриваемых деяний являются интересы экономической деятельности, связанные сфинансовыми операциями или иными сделками в отношении денег или иного имущества[44].
Думается, что следует согласиться с позицией тех ученых[45],которые указывают, что непосредственным объектом легализации (отмывания)денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, являются общественныеотношения в сфере законной предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предпринимательская деятельность — это самостоятельная,осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечениеприбыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказанияуслуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке(ст.2 ГК).
Иная экономическая деятельность — это инвестиционная деятельность,деятельность банков и других кредитных организаций[46].
Обязательным признаком составов преступлений, предусмотренныхст.174 и 174¹ УК, является предмет преступления, под которым понимаютсяденежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем, то есть врезультате совершения любого преступления, за исключением предусмотренных ст.193, 194, 198-199² УК.
Как уже было указано, исключение для этих статей УК связано снеобходимостью приведения российского законодательства в соответствие с международным,в частности со ст.18 Страсбургской конвенции, предусматривающей правило, согласнокоторому в сотрудничестве и оказании правовой помощи может быть отказано, если правонарушение,в связи с которым сделан запрос, является налоговым.
Следует отметить, что согласно ст.174¹ УК в редакции ФЗот 7 апреля 2010 года № 60-ФЗ предметом данного состава легализации являются денежныесредства или иное имущество в крупном размере, то есть в сумме, превышающейшесть миллионов рублей (примечание к ст.174 УК).
В первоначальной редакции ст.174 УК содержалось указание на признакнезаконности легализируемого дохода, что означало его получение не тольков результате совершения преступлений, но и в результате иных правонарушений. Однакоэто вызывало серьезные трудности при определении предмета преступления, хотя более70% практических работников относили к нему лишь доходы, полученные в результатепреступной деятельности[47].
Кроме того, раньше речь шла не о денежных средствах и ином имуществе,приобретенных преступным путем, а о доходах. Однако данный термин следует признатьнеудачным. Во-первых, доход означает разницу между выручкой и расходами, включаемымив себестоимость продукции, за исключением расходов на оплату труда. Во-вторых, неясно,что нужно понимать под „доходами“ от правонарушений. Например, полученноенезаконным путем имущество вкладывается в уставный капитал какого-либо легальногопредприятия, которое законно и вполне успешно осуществляет свою деятельность. Правонарушение,результатом которого стало незаконное приобретение имущества, было выявлено и раскрытоуже после регистрации и начала функционирования названного предприятия. С однойстороны, доходом от правонарушения следует считать только указанное имущество. Сдругой же стороны, это имущество послужило основой для получения дальнейшей выгоды,которая в конечном итоге не может быть признана безусловно законной[48].
Таким образом, формулировка предмета легализации как денежныхсредств или иного имущества, приобретенных преступным путем, является наиболее удачнойи соответствующей международным правовым актам.
Под денежными средствами в ст.174 и 174¹ УК понимаютсяналичные и безналичные деньги в российской и иностранной валюте.
К валюте Российской Федерации относятся:
1) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые изобращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центральногобанка РФ и металлических монет;
2) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учрежденияхРФ;
3) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учрежденияхза пределами РФ на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральнымбанком РФ с соответствующими органами иностранного государства, об использованиина территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства(ст.1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ „О валютном регулированиии валютном контроле“[49]).
Иностранная валюта — это денежные знаки в виде банкнот,казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежнымсредством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а такжеизъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, средствана счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных илирасчетных единицах (ст.1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года „О валютномрегулировании и валютном контроле“).
Следует отметить, что гражданское законодательство деньги рассматриваетв качестве одной из разновидностей вещей (ст.128 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации[50]).В силу п.2 ст.130 ГК вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги, признаютсядвижимым имуществом, не требующим государственной регистрации. В процессе введенияденег в хозяйственный оборот (в том числе и в процессе их легализации), они неизбежнопопадают в банки и там, не теряя своей ценности и платежеспособности, обезличиваютсяи переходят в безналичную (электронную) форму, используемую для дальнейших расчетови перечислений на банковские счета[51].
Помимо денежных средств, предметом легализации может быть иноеимущество, под которым следует понимать ценные бумаги, драгоценные камни и металлы,другое движимое и недвижимой имущество (автомобиль, земельный участок, строение)[52].
Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст.174и 174¹ УК, после изменений, внесенных ФЗ от 7 апреля 2010 года № 60-ФЗ, определяетсяодинаково и характеризуется действиями в виде совершения финансовых операцийи других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенных преступнымпутем.
В соответствии с п. 19 постановления Пленума Верховного СудаРФ от 18 ноября 2004 года под финансовыми операциями и другими сделками следуетпонимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимоот формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковскийвклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте),направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданскихправ или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами может относиться,например, дарение или наследование.
В научной литературе существует несколько точек зрения о том,какие операции можно считать финансовыми.
Одни авторы[53]считают, что к ним относятся такие операции по движению капиталов, как зачислениеденежных средств на счет организации, рассредоточение денежным средств по вкладамв различные банки, конвертация в другую валюту с документальным оформлением операции,приобретение ценных бумаг. Финансовой операций могут являться действия по кредитномудоговору, когда „грязные“ деньги кредитной организацией выдаются в кредит.
Другие ученые[54] полагают, что финансовыми являются ибанковские операции, указанные в Федеральном законе от 2 декабря 1990 года № 395-1»О банках и банковской деятельности”[55]в ст.5:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лицво вклады;
2) размещение привлеченных денежных средств от своего имени иза свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридическихлиц и др.
Представляется, что последняя точка зрения является наиболееобоснованной.
Кроме того, думается, что понятие «финансовая операция»поглощается понятием «другая сделка». Поэтому можно говорить о правовойи смысловой идентичности этих терминов[56].
Понимание объективной стороны легализации вызывает немало трудностейв правоприменительной практике. Этим объясняется и низкая раскрываемость легализациипреступных доходов. Например, суд надзорной инстанции по уголовному делу АлымоваА.В., отменил приговор в части его осуждения по ч.1 ст.174¹ УК РФ. Суд установил,Алымов денежные средства в сумме 1200 рублей, полученный от продажи наркотиков,приобрел в ювелирном магазине золотое кольцо. Данные действия судом нижестоящейинстанции были квалифицированы по ч.1 ст.174¹ УК РФ. Такая квалификация неверна,поскольку осужденный денежные средства использовал для личных целей — приобретениязолотого украшения для сожительницы. Таким образом, в этом уголовном деле отсутствовалумысел Алымова на придание правомерного вида денежных средств и стремления скрытьисточник происхождения дохода[57].
Также по одному из уголовных дел Х. обвинялся в том, что совместнос другими, неустановленными следствием лицами, похищал в городе Тольятти автомашины,а затем сбывал их «добросовестным приобретателям» в город Волгоград. Длятог, чтобы иметь возможность продать похищенные автомашины, Х. и другие каждый разподделывали идентификационные номера и документы на автомашины. Орган предварительногорасследования квалифицировал действия Х. «с запасом» — каждый эпизод былквалифицирован по соответствующим пунктам и частям статей 158, 326, 327, 174, 171,159 УК РФ.
В суде представитель прокуратуры отказался от обвинения повсем статьям, кроме ст.158 УК РФ, так как «вина Х. по указанным статьям ненашла своего подтверждения в судебном заседании», поэтому из обвинения онибыли исключены[58].
Следует отметить, что легализация преступных доходов — это сложныйпроцесс, который включает множество элементов. Знание обозначенного процесса необходимодля целей организации процесса противодействия легализации преступных доходов внадлежащем порядке[59].
Существуют две модели, описывающие структуру процесса легализациипреступных доходов.
Трехфазная модель была разработана экспертами ФАТФ и нашлаподдержку среди теоретиков борьбы с легализацией преступных капиталов. Она предполагаетвыделение в едином процессе легализации преступных доходов следующих стадий: размещение,расслоение, интеграция денежных средств[60].
Размещение — это перевод наличных денежных средств в мобильныефинансовые инструменты, территориальное удаление от мест их происхождения. Размещениеосуществляется в традиционных финансовых учреждениях (кредитные организации, участникирынка ценных бумаг), нетрадиционных финансовых учреждениях, розничной торговле,в том числе за пределами страны[61].
Расслоение представляет собой отрыв преступных доходовот источников их происхождения путем сложной цепи финансовых операций, направленныхна маскировку проверяемого следа этих доходов. Если размещение преступных денежныхсредств прошло успешно, т.е. не было обнаружено, то вскрыть дальнейшие действияпо их отмыванию становится намного труднее. Различные финансовые операции наслаиваютсяодна на другую с целью усложнить работу участников системы по противодействию легализациипреступных доходов, направленную на выявление преступных доходов и лиц, их легализующих,а также на пресечение данной деятельности[62].
Интеграция является последней стадией процесса легализации,непосредственно направленная на придание видимости преступно полученным капиталам.Отмытые денежные средства в дальнейшем инвестируются в легальные секторы экономики,за счет чего также создается и база для новых преступлений. Например, для упрощениядальнейшей легализации преступных доходов преступные сообщества поглощают кредитныеорганизации и иные финансовые институты, а также приобретают значимые доли в собственностипредприятий реального сектора экономики, переводя их под собственный контроль. Еслислед отмываемых денег не был выявлен на двух предыдущих стадиях, то отделить законныедоходы от незаконных на стадии интеграции исключительно сложно[63].
Четырехфазную модель к структурированию процесса отмыванияиспользуют эксперты ООН[64].
В соответствии с этой моделью основными стадиями легализацииявляются:
1) освобождение от наличных денег и перечисление их на счетаподставных лиц. Такими лицами могут быть, например, родственники преступника. Приэтом соблюдается только одно условие: посредники должны иметь собственные счетав банках. В настоящее время наблюдается тенденция к поиску посредников, имеющихвыходы на международные банки;
2) распределение наличных денежных средств. Они реализуются посредствомскупки банковских платежных документов и других ценных бумаг. На этой стадии создаетсясеть осведомителей, которые могут сообщать правоохранительным органам о незаконномобороте денежной массы. Как показывает зарубежный опыт, распределение наличных денежныхсредств осуществляется часто в пунктах по обмену валюты, казино и ночных клубах;
3) маскировка следов совершенного преступления. Перед преступником,отмывающим доходы, стоит на этой стадии следующая задача: принять все меры к тому,чтобы постороннее лицо не узнало, откуда получены деньги и с помощью кого они распределеныв те или иные учреждения или организации;
4) интеграция денежной массы. На этой стадии преступные сообществаинвестируют легализованные капиталы в высокоприбыльные сферы и отрасли бизнеса[65].
Анализ этих моделей и сравнение их с российской практикой легализациипреступных доходов, дают возможность выявить ряд имеющихся у них общих недостатков,которые не позволяют во многих случаях наложить существующие описания процесса отмыванияимеющийся на практике порядок действий преступных элементов. Например, во всех вышеперечисленныхмоделях процесс отмывания преступных доходов начинается с введения денежных средствв банковскую систему. Это обусловлено тем, что на начальном этапе функционированияобщемировой системы противодействия легализации преступных доходов, в качестве предикатныхпреступлений рассматривались преимущественно преступления незаконного оборота наркотическихсредств и психотропных веществ, незаконного оборота оружия, проституции, т.е. тевиды преступных деяний, доход от которых формируется в основном в наличной форме[66].
Вместе с тем исследования Международного валютного фонда в числелидеров по потенциалу отмывания доходов во всем мире, и в том числе в России, разногорода мошенничества с государственными средствами и средствами крупных корпораций,а также преступления в финансовой сфере, доходы от которых генерируются в основномв безналичной форме, что ставит под сомнение известные классификации процесса легализациипреступных доходов. Также во всех моделях отсутствует стадия планирования и подготовкиопераций по легализации, в рамках которых определяется схема отмывания. Кроме того,в зависимости от особенностей данной схемы формируется круг лиц, вовлеченных в схему,регистрируются компании, открываются банковские счета. Поэтому отвергать стадиюпланирования и подготовки отмывания преступных доходов ошибочно. Тем более значимоечисло внутрибанковских процедур, направленных на противодействие легализации преступныхдоходов, прежде всего стандарты «знай своего клиента», направлено на выявлениепризнаков легализации преступных доходов, образованных на стадии планирования иподготовки преступного деяния[67].
Учитывая недостатки существующих моделей, была предложена альтернативнаямодель процесса легализации преступных доходов[68], которая предусматриваетвозможность поступления денежных средств в банковскую систему, как наличным, таки безналичным путем. На стадии организации происходят планирование и подготовкапроцесса легализации преступных доходов. На стадии инициации денежные средства поступаютв отправную точку процесса отмывания (например, так называемый «откат»от получившей заказ фирмы-контрагента корпорации поступает по фиктивному основаниюна счет компании-«однодневки» для целей последующей легализации). На стадиитрансформации осуществляются многочисленные операции направлены на отрыв денежныхсредств от источника их происхождения: проводки по банковским счетам с применениемдробления и перераспределения финансовых потоков, купля-продажа ценных бумаг илииностранной валюты, так называемое «обналичивание» с последующим возвратомденежных средств в банковскую систему. Указанные операции могут проводиться какна национальном, так и на международном уровне. Их спектр, масштаб и особенностизависят от размера отмываемых сумм и фантазии организатора схемы. Завершающей являетсястадия реализации процесса отмывания преступных доходов, т.е. достижения организаторамисхемы искомых целей. По своей сущности данная стадия схожа со стадией интеграции,предложенной в трех — и четырехфазных моделях легализации преступных доходов. Денежныесредства на легальных основаниях консолидируются в определенную на стадии организацииинтегрированную форму, как правило, становясь ликвидными инструментами (денежныесредства на банковском счете/вкладе, ликвидные ценные бумаги и т.п.). в дальнейшемвладелец легализованных доходов распоряжается данными средствами по собственномуусмотрению[69].
Рассмотрев различные модели легализации преступных доходов, нестоит забывать о том, что возможность выявления данного факта снижается с ходомтечения соответствующего процесса. После того как процесс прошел стадию реализации,выявить и доказать факт отмывания возможно, лишь в случае допущенных при его осуществленииошибок.
Следует отметить, что основным способом отмывания криминальногокапитала в России практические работники считают операции с недвижимостью[70].Этот факт можно объяснить тем, что при сделках с недвижимостью можно открыто оперироватьзначительными денежными суммами, не раскрывая их происхождения, несмотря на положенияФедерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, приобретенныхпреступным путем». Во-первых, суммы сделок в договорах часто занижаются (ине только для того, чтобы избежать обязательного контроля, но для того, чтобы сэкономитьна налогах и нотариальных сборах). Во-вторых, риэлтерские фирмы не заинтересованыв сотрудничестве с контролирующими органами. Пробелы в законодательстве позволяютим оставаться в тени, выступая между продавцом и покупателем в роли посредника,не указанного в тексте договора, поэтому невозможно не только обвинить риэлторав нарушении указанного закона, но даже доказать фактическую прикосновенность к сделке.Указанную проблему можно решить путем возврата к страхованию риэлтерской деятельности,введение обязательного ее страхования (по аналогии со страхованием нотариальнойдеятельности), поскольку возможность беспрепятственного осуществления финансовыхопераций и сделок на большие суммы всегда является одним из главных факторов, способствующихсовершению легализации[71].
Например, Приговором Кировского районного суда г. ЕкатеринбургаП. и П-ва признаны виновными в хищении по предварительному сговору группой лиц денежныхсредств, принадлежащих индивидуальному предпринимателю, и их легализации. П. напохищенные денежные средства приобрел 3-х комнатную квартиру, первоначально оформивее на свою мать, не поставив ту в известность о своих намерениях. Позднее он в целяхпридания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению квартирой, совершилсделку, заключив в свою пользу договор дарения в соответствии с которым мать П.безвозмездно передала, а П. принял в дар указанную 3-х комнатную квартиру[72].
По конструкции объективной стороны составы преступлений,предусмотренные ст.174 и 174¹ УК, являются формальными.
При этом ответственность по ст.174 или 174¹ УК наступаети в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция илиодна сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом(п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 года).
В науке уголовного права возник вопрос о возможности приготовленияи покушения на легализацию (отмывание) преступных доходов[73]. Анализ составовпреступлений, предусмотренных ст.174, 174¹ УК дает возможность считать покушениемна легализацию следующие действия:
1) начало исполнения финансовой операции с денежными средствами,добытыми преступным путем;
2) начало действий, направленных на заключение сделки, с которойзакон связывает возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей участниковгражданско-правовых отношений;
3) введение в оборот части преступно добытых денежных средствили иного имущества, продажа части товаров, неполное выполнение работ или оказаниеуслуг, предусмотренных ранее заключенными договорами;
4) частичное использование денежных средств или иного имущества,приобретенных лицом в результате совершения преступления, для осуществления экономическойдеятельности, направленной на достижение иных целей[74].
При этом действия, которые охватываются умыслом легализатора,не доводятся до конца по независящим от него обстоятельствам. Покушение на легализациюденежных средств или иного имущества надлежит квалифицировать по ч.3 ст.30 УК ист.174 или 174¹ УК.
Другим видом неоконченной легализации является приготовлениек приданию правомерного вида денежным средствам либо иному имуществу, приобретеннымпреступным путем. В соответствии с ч.2 ст.30 УК наказуемым приготовлением к преступлениям,предусмотренным ст.174 и 174¹ УК, являются приготовительные действия к совершениюфинансовых операций, заключению сделок и использованию доходов для осуществленияпредпринимательской или иной экономической деятельности, предусмотренные ч.3 и 4ст.174 и ч.3 ст.174¹ УК, поскольку данные виды приготовительных действий относятсяк тяжким и особо тяжким преступлениям.
Приготовительными действиями к легализации преступно приобретенныхденежных средств или иного имущества могут выступать:
1) приискание соучастников для придания правомерного вида преступноприобретенным доходам;
2) сговор на совершение банковских операций, сделок с ценнымибумагами, на перевод денежных средств за границу или на вклады в банки с последующимих возвращением, на внесение денег, ценных бумаг, другого имущества в уставные фондыюридических лиц;
3) изготовление средств таможенной идентификации для осуществленияперемещения валюты и валютных ценностей через таможенную границу РФ и создание иныхусловий, способствующих совершению легализации преступных доходов[75].
Приготовление легализации надлежит квалифицировать по правиламидеальной совокупности — ч.1 ст.30 УК и ч.3 или 4 ст.174 УК либо ч.3 174¹ УК.§ 2. Субъективные признаки легализации (отмывания) денежныхсредств или иного имущества, приобретенных преступным путем
 
Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст.174и 174¹ УК, характеризуется прямым умыслом. При этом лицо осознает, чтосовершает операции и другие сделки с денежными средствами и иным имуществом, приобретеннымив результате совершения преступления, и желает совершить эти действия[76].
Особенностью описания в ст.174 УК интеллектуального момента умыслаявляется указание на заведомость, которая означает, что виновному достоверно известно,что он легализует денежные средства или иное имущество, приобретенное другим лицомв результате совершения преступления[77].
До недавнего времени отсутствие в ст.174¹ УК такого признакасубъективной стороны преступления, как цели придания правомерного вида владению,пользованию или распоряжению предметом преступления, создавало трудности в правоприменительнойдеятельности. Нередко суды признавали легализацией (отмыванием) покупку на денежныесредства, приобретенные преступным путем, товаров, либо использование предметовлегализации для хозяйственных потребностей при фактическом отсутствии действий поотмыванию.
И, если Верховный Суд РФ в таких случаях исключал из приговоровобвинение лица по ст.174¹ УК, то нижестоящие суды, как правило, не следовалиэтому правилу.
Так, Бежицким районным судом г. Брянска 27 марта 2006 годаСадкевич осужден по ч.1 ст.228¹, п. «б» ч.2 ст.228¹ и по ч.1ст.174¹ УК РФ.
Он признан виновным в незаконном сбыте наркотических средств- героина в крупном размере и экстракта маковой соломки, кроме того, в легализации(отмывании) денежных средств, приобретенных им в результате совершения преступления.
В надзорной жалобе осужденный Садкевич просил приговор изменить,смягчить назначенное ему наказание.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 15марта 2007 года приговор изменила, указав следующее.
Садкевич признан виновным в том, что 12 января 2006 года вторговом киоске частного предпринимателя К. легализовал часть денежных средств,приобретенных им в результате совершения преступления (сбыта героина): он купилкарту оплаты сотового телефона стоимостью 160 руб., при этом расплатился денежнойкупюрой достоинством 500 руб. Указанные действия Садкевича судом квалифицированыпо ст.174¹ УК РФ как совершение сделки с денежными средствами, приобретеннымив результате совершения преступления.
Между тем ст.174¹ УК РФ предусматривает ответственностьза легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицомв результате совершения им преступления, т.е. за совершение финансовых операцийи других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным преступнымпутем, либо использование указанных средств или имущества для осуществления предпринимательскойили иной экономической деятельности.
При этом под финансовыми операциями и другими сделками, указаннымив ст.174 и 174¹ УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценнымибумагами и иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращениесвязанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежнымисредствами может относиться, например, дарения или наследования.
Для решения вопроса о наличии в действиях лица состава преступления,предусмотренного ст.174¹ УК РФ, необходимо установить, что названные финансовыеоперации и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом совершены вцелях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указаннымисредствами или иным имуществом.
Садкевич, незаконно сбыв наркотическое средство, 160 руб.из полученных 4 тыс. руб. потратил на приобретение телефонной карта. Однако преследовалли он цель отмывания денежных средств, полученных в результате совершения преступления,и имел ли умысел на их легализацию, в приговоре не указано.
При таких обстоятельствах приговор в отношении Садкевича вчасти осуждения по ч.1 ст.174¹ УК РФ отменен за отсутствием в его действияхсостава преступления[78].
Однако, Приговором Тавдинского городского суда от 10.05.2007г.М.признан виновным в том, что, не имея документов на рубку лесных насаждений, совершилнезаконную порубку лесных насаждений в лесах первой категории, причинив Тавдинскомулесхозу материальный ущерб на сумму 306 450 руб. Как указал суд, в целях легализациипреступно добытого имущества М. реализовал 16 м³ древесины за 10 000 руб. Он осужден по совокупности преступлений по ч.3 ст.260 и ч.1 174¹УКРФ[79].
Или Приговором Тавдинского городского суда от 16.05.2006г.Л.признан виновным в незаконном сбыте наркотического средства и в легализации денежныхсредств, полученных им в результате совершения преступления.Л. сбыл 0,3 грамма героиназа 1600 рублей. Часть приобретенных денег в сумме 17 рублей 50 копеек Л. использовалв качестве оплаты за пачку сигарет в магазине. Судебная коллегия по уголовным деламСвердловского областного суда приговор по ст.174¹ УК РФ отменила и уголовноедело в этой части прекратила за отсутствием состава преступления[80].
Представляется, что в связи с изменениями, внесенными в ст.174¹УК Федеральным законом от 7 апреля 2010 года № 60-ФЗ, данная ситуация изменится.
Таким образом, субъективная сторона преступлений, предусмотренныхст.174 и 174¹ УК, характеризуется прямым умыслом и целью приданияправомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствамиили иным имуществом, приобретенными преступным путем.
Субъектом преступления, предусмотренного ст.174 УК,является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое самоденежные средства или иное имущество преступным путем не получало.
Субъект преступления в ст.174¹ УК — вменяемоефизическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое само получило указанныепредметы преступным путем.
При этом в тех случаях, когда лицо приобрело денежные средстваили иное имущество в результате совершения преступления и использовало эти денежныесредства или иное имущество для совершения финансовых операций и других сделок,содеянное этим лицом подлежит квалификации по совокупности преступлений (например,как получение взятки, кража, мошенничество и как легализация (отмывание) денежныхсредств или иного имущества) (п.23 постановление Пленума Верховного суда РФ от 18ноября 2004 года).§ 3. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признакилегализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступнымпутем
В связи с изменениями, внесенными в ст.174¹ УК, системаквалифицирующих и особо квалифицирующих признаков легализации (отмывания) денежныхсредств или иного имущества, приобретенных преступным путем, выглядит следующимобразом:
1) крупный размер финансовых операций или других сделокс указанными предметами является квалифицирующим признаком состава преступления,предусмотренного ст.174 УК;
2) совершение легализации группой лиц по предварительномусговору или лицом с использованием своего служебного положения образуютквалифицирующие признаки в составе преступления, предусмотренного ст.174¹ УК,и особо квалифицирующие — в составе преступления, предусмотренного ст.174 УК;
3) легализация преступных доходов, совершенная организованнойгруппой, представляет собой особо квалифицирующий признак в составах преступлений,предусмотренных ч.4 ст.174 и ч.3 ст.174¹ УК.
Согласно примечанию к ст.174 УК финансовыми операциями и другимисделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере,признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом,совершенные на сумму, превышающую шесть миллионов рублей.
Так, Ленинским районным судом города Нижнего Тагила Н. былосужден по п. «б» ч.2 ст.171, ч.2 ст.174¹, ч.1 ст.176 УК РФ.Н., будучизарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, организовал бригадустроителей и выполнял ремонтно-строительные работы, связанные с реконструкцией зданий,не имея при этом специальной лицензии на указанный вид деятельности. в результатеН. извлек доходы в особо крупном размере 1 082 316 рублей. С целью придания им правомерноговида Н. легализовал денежные средства путем вложения их в организацию предпринимательскойдеятельности в сфере ремонтно-строительных работ и в сфере общественного питания[81].
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества,приобретенных преступным путем, совершенная группой лиц по предварительному сговору,означает совершение указанного деяния двумя и более соисполнителями, до начала выполненияобъективной стороны договорившихся о совместном совершении преступления, предусмотренногост.174 или 174¹ УК.
Такой признак отсутствует, если лицом был заключен договор купли-продажив целях легализации имущества, полученного им в результате преступления, и покупатель,осознавая указанное обстоятельство, приобрел это имущество для придания правомерноговида владению, пользованию или распоряжению им. При этом действия покупателя надлежитквалифицировать по соответствующей части ст.174 УК, а действия продавца — по соответствующейчасти ст.174¹ УК.
Под лицами, использующими свое служебное положение, следуетпонимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функциив коммерческих и иных организациях (п.23 постановления Пленума Верховного Суда РФот 18 ноября 2004 года).
Использование нотариусом своих служебных полномочий для удостоверениясделки, заведомо для него направленной на легализацию (отмывание) денежных средствили иного имущества, квалифицируется как пособничество по ч.5 ст.33 УК и по ст.174или 174¹ УК, а при наличии к тому оснований — по статье 202 УК (п.24 постановленияПленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 204 года).
Организованная группа в случаях совершения преступлений,предусмотренных ст.174 и 174¹ УК, означает совершение указанных в законе действийгруппой, которая характеризуется, в частности, устойчивостью, наличием в ее составеорганизатора (руководителя) и заранее разработанного плана совместной преступнойдеятельности, распределением функций между членами группы при подготовке к совершениюпреступления и осуществлению преступного умысла[82].
Так, Московским городским судом 26 декабря 2005 года Зинкин,Барышников, Трегубов и Гатауллина осуждены по ч.3 ст.174 (ч.4 ст.174) УК РФ и оправданы:Зинкин и Барышников по ч.1 ст.210 УК РФ за непричастностью к совершению преступления.
В кассационных жалобах осужденные утверждали, что они не занималисьотмыванием денежных средств, не разрабатывали планы таких действий, просили приговоротменить и дело прекратить.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 13 июня2006 года приговор оставила без изменения по следующим основаниям.
Как следует из показаний свидетелей, ООО «Эко-Бюро»,которое возглавляли Зинкин и Барышников, работало в режиме «черного банка»,т.е. являлось финансово-кредитным учреждением, не имеющим лицензии Банка России.По указаниям Зинкина и Барышникова осуществлялись внешние и внутренние денежныеоперации, в безналичном и наличном расчетах.
Клиенты, которых отбирали Зинкин и Барышников и которые желалиперечислить деньги за рубеж, совершить конвертацию, обналичить денежные средства,обращались в их фирму.
Постоянными клиентами ООО «Эко-Бюро» были Требугови Гатауллина, которые систематически общались с Зинкиным и Барышниковым, приносилиим и получали наличные деньги, а также делали заявки о безналичном перечисленииденежных средств и выясняли, поступили ли денежные средства на счета фирм, подконтрольныхЗинкину и Барышникову.
В приговоре приведены доказательства, подтверждающие выводы судао том, что Трегубов занимался предпринимательской деятельностью, связанной с реализациейалкогольной продукции, на которую, вопреки закону, у него не было лицензии.
Как правильно установил суд, Гатауллина и иное лицо по сговорус Зинкиным и Барышниковым, не перерегистрировав изменения в уставе ООО «КомпанияДеноли», изготовили фиктивный договор комиссии между своей компанией и ООО«Трион-Союз» денежные средства от московских фирм Зинкин и Барышниковпо согласованию с Гатауллиной списывали на конвертацию с целью придания правомерноговида владению, пользованию, распоряжению указанными денежными средствами переводилина счет оффшорной компании «Босвелл Оверсиз», а затем использовали дляосуществления предпринимательской деятельности.
В приговоре приведены конкретные законы и другие нормативныеакты, которые были нарушены осужденными при осуществлении предпринимательской деятельности,и сделан вывод о том, что незаконная деятельность Гатауллиной, Зинкина, Трегубова,Барышникова носила преступный характер.
В связи с этим обоснованным является вывод суда о виновностиосужденных в легализации денежных средств, организованной группой, полученных преступнымпутем.
Существование между виновными преступных длительных связей, регулярноеотмывание ими денежных средств, приобретенных незаконным путем, обоснованно расцененосудом как совершение преступления организованной группой[83].
 § 4. Отграничение легализации (отмывания) преступныхдоходов от преступления, предусмотренного ст.175 УК
В науке уголовного права существуют разные позиции по поводусоотношения составов легализации (отмывания) преступных доходов и приобретения илисбыта имущества, заведомо добытого преступным путем.
Одни авторы считают, что ст.175 УК содержит общую норму, а вст.174 и 174¹ УК закрепляются специальные нормы[84].
Другие[85]полагают, что ни теоретически, ни практически нельзя разграничить данные преступления,поскольку у них разные непосредственные объекты, они не соотносятся как общая испециальная норма.
Представляется, что рассматриваемые нормы не могут соотноситьсякак общая и специальная нормы.
Общим условием уголовной ответственности по ст.174, 174¹и 175 УК является наличие первоначального преступления, в результате которого добытоимущество.
Однако по ст.175 УК предмет преступления может быть добыт посредствомсовершения любого преступления, тогда как в случае легализации из перечня преступлений,в результате которых добывается имущество, исключены составы преступлений, предусмотренныест. 193, 194, 198-199² УК.
Главным отличительным признаком преступлений, закрепленных вст.174, 174¹ УК и ст.175 УК, является специальная цель. В случае приобретенияили сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, виновный не стремится придатьправомерный вид владению, пользованию или распоряжению указанным имуществом, тогдакак с случаях легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенныхпреступным путем, эта цель является обязательным признаком субъективной стороныданных преступлений.
Таким образом, преступления, предусмотренные ст.174, 174¹УК и 175 УК, различаются по объективным и субъективным признакам.
Заключение
В ходе исследования вопросов, связанных с легализацией денежныхсредств или иного имущества, приобретенных преступным путем, я пришла к следующимвыводам:
1) легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества,добытого преступным путем, относится к преступлениям, появившимся на определенномэтапе развития общества, борьба с которым началась лишь в начале XX века;
2) родовым объектом преступлений, предусмотренных ст.174и 174¹ УК, является сфера экономики, под которой понимается единый народно-хозяйственныйкомплекс.
Видовым объектом экономических преступлений и, соответственно,преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, является совокупностьобщественных отношений, возникающих в целях осуществления законной экономическойдеятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благи услуг.
Непосредственный объект легализации (отмывания) денежныхсредств или иного имущества, приобретенных преступным путем, — это общественныеотношения в сфере законной предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) обязательным признаком составов преступлений, предусмотренныхст.174 и 174¹ УК, является предмет преступления, под которым понимаютсяденежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем, то есть врезультате совершения любого преступления, за исключением предусмотренных ст.193, 194, 198-199² УК.
Исключение для этих статей УК связано с необходимостью приведенияроссийского законодательства в соответствие с международным, в частности со ст.18Страсбургской конвенции, предусматривающей правило, согласно которому в сотрудничествеи оказании правовой помощи может быть отказано, если правонарушение, в связи с которымсделан запрос, является налоговым;
4) объективная сторона преступлений, предусмотренных ст.174и 174¹ УК, после изменений, внесенных Федеральным законом от 7 апреля 2010года № 60-ФЗ, определяется одинаково и характеризуется действиями в видесовершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами илииным имуществом, приобретенных преступным путем;
5) существуют две модели, описывающие структуру процесса легализациипреступных доходов.
Трехфазная модель была разработана экспертами ФАТФ и нашлаподдержку среди теоретиков борьбы с легализацией преступных капиталов. Она предполагаетвыделение в едином процессе легализации преступных доходов следующих стадий: размещение,расслоение, интеграция денежных средств.
Четырехфазную модель к структурированию процесса отмыванияиспользуют эксперты ООН. В соответствии с этой моделью основными стадиями легализацииявляются: а) освобождение от наличных денег и перечисление их на счета подставныхлиц; б) распределение наличных денежных средств; в) маскировка следов совершенногопреступления; г) интеграция денежной массы;
6) представляется, что в составах преступлений, предусмотренныхст.174 и 174¹ УК, можно выделить стадии приготовления к преступлению и покушенияна преступление;
7) после изменений, внесенных Федеральным законом от 7 апреля2010 года № 60-ФЗ, субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст.174и 174¹ УК, характеризуется прямым умыслом и целью придания правомерноговида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом,приобретенными преступным путем;
8) субъектом преступления, предусмотренного ст.174УК, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, котороесамо денежные средства или иное имущество преступным путем не получало.
Субъект преступления в ст.174¹ УК — вменяемоефизическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое само получило указанныепредметы преступным путем;
9) крупный размер, который является конструктивным признакомсостава преступления, предусмотренного ст.174¹ УК, и квалифицирующим признакомв ст.174 УК, означает совершение финансовых операций и других сделок с денежнымисредствами или иным имуществом, на сумму, превышающую шесть миллионов рублей;
10) легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества,приобретенных преступным путем, совершенная группой лиц по предварительному сговору,означает совершение указанного деяния двумя и более соисполнителями, до начала выполненияобъективной стороны договорившихся о совместном совершении преступления, предусмотренногост.174 или 174¹ УК;
11) главным отличительным признаком преступлений, закрепленныхв ст.174, 174¹ УК и ст.175 УК, является специальная цель. В случае приобретенияили сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, виновный не стремится придатьправомерный вид владению, пользованию или распоряжению указанным имуществом, тогдакак с случаях легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенныхпреступным путем, эта цель является обязательным признаком субъективной стороныданных преступлений.
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты
1) Женевская конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 года;
2) Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года;
3) Конвенция о психотропных веществах 1971 года;
4) Венская декларация ООН о борьбе против незаконного оборота наркотическихсредств и психотропных веществ 1988 года;
5) Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискациидоходов от преступной деятельности 1990 года;
6) Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности2000 года;
7) Конвенции ООН против коррупции 2003 года;
8) Конвенции об отмывании, финансировании терроризма, выявлении, арестеи конфискации доходов от преступлений 2005 года;
9) Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года с изменениями на7 апреля 2010 года;
10) Гражданского кодекса Российской Федерации;
11) Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банкахи банковской деятельности»;
12) Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействиилегализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
13) Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютномрегулировании и валютном контроле»;
14) Федеральный закон от 7 апреля 2010 года № 60-ФЗ «О внесенииизменений в отдельные законодательные акты»;
15) Указ Президента от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структурефедеральных органов исполнительной власти».
Учебная и научная литература
1) Башьян Н.А. Организованная легализация доходов от мошенничества:проблемы и пути противодействия. М., 2007;
2) Беседин Д.В. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбес легализацией преступных доходов. Дисс…. канд. юрид. наук. Казань, 2005;
3) Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999;
4) Голец Г.А. Меры противодействия отмыванию доходов, приобретенныхпреступным путем, в кредитных организациях ЕС / Юрист. 2010. № 2;
5) Давыдов В.С. Способы легализации преступных доходов / Право и безопасность.2004. № 5;
6) Дзлиев М.И. Рынок и насилие. М., 1999;
7) Дмитриев О.В. Экономическая преступность и противодействие ей. М.,2005;
8) Дракина М.Н., Гусева Т.А. Федеральное законодательство о противодействиилегализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем / Законодательствои экономика. 2006. № 6;
9) Зубков В.А. Международные стандарты борьбы с отмыванием денег и российскоезаконодательство / Право и безопасность. 2005. № 3;
10) Иванов Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним.М., 1999;
11) Камынин И.Д. Новое законодательство о борьбе с легализацией (отмыванием)преступных доходов / Законность. 2001. № 11;
12) Кернер Х., Дах Э. Отмывание денег. Путеводитель по действующемузаконодательству и юридической практике. М., 1996;
13) Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005;
14) Козлов И.В. О стадиях процесса легализации преступных доходов /www.bibliofond.ru;
15) Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред.А.И. Рарога. М., 2008;
16) Крапивина О.Н. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытогопреступным путем, и легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества,приобретенного преступным путем: проблемы разграничения / Уголовное право: Стратегияи развития в XXI веке. Материалынаучно-практической конференции. М., 2004;
17) Курченко В.Н. Легализация преступных доходов: особенности объективнойстороны преступления / Уголовный процесс. 2008. № 5;
18) Лавров В.В. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание)денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем. Дисс. на соиск.учен. степ. к.ю.н. Нижний Новгород, 2000;
19) Лопашенко Н.А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономическойдеятельности. М., 1997;
20) Международное уголовное право / под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1999;
21) Никулина В.А. Отмывание «грязных денег». Уголовно-правоваяхарактеристика и проблемы соучастия. М., 2001;
22) Ситникова А. Оконченная и неоконченная легализация денежных средствили иного имущества, приобретенных преступным путем / Уголовное право. 2006. № 4;
23) Соловьев А.В. Понятие и криминалистические проблемы противодействиялегализации преступных доходов. М., 2002;
24) Соловьев А.В., Яковенко С.Н. О распространении действия закона«О защите прав потребителей» на отношения, возникающие из договора банковскоговклада / Хозяйство и право. 1997. № 12;
25) Теневая экономика и экономическая преступность / под ред. А.К. Бекряшева,И.П. Белозерова. М., 2008;
26) Третьяков И.Л. О законодательном регулировании вопросов противодействиялегализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем / Законодательствои экономика. 2004. № 5;
27) Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник /под ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комисарова. М., 2007;
28) Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник /под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2009;
29) Устинова Т., Истомин Б., Бурковская В., Четвертакова Е. Состояниезаконодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности(гл.22 УК РФ) / Уголовное право. 2001. № 2;
30) Цуканова О.А. Развитие российского законодательства о противодействиилегализации доходов, полученных преступным путем / Журнал российского права. 2005.№ 5;
31) Якимов О.Ю. Легализация (отмывание) доходов, приобретенных преступнымпутем. СПб., 2005;
32) Ярцев Р.В. Суд в системе противодействия легализации преступныхдоходов / Уголовный процесс. 2007. № 9.
Судебная практика
1) постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18ноября 2004 года № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательствеи легализации (отмывании) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступнымпутем»;
2) Судебная практика по уголовным делам / под ред. Г.А. Есакова. М.,2010;
3) Курченко В.Н. Судебная практика по делам о легализации преступныхдоходов / Уголовный процесс. 2007. № 3.