Принципы уголовной политики Украины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ОДЕССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ТИРАСПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

Специализация:

Государственное управление и

международно-правовые отношения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Уголовная политика Украины
на тему: Принципы уголовной политики Украины
Студентки VII курса

заочного отделения

Слинченко Алевтины Алексеевны
Научный руководитель:

Хоменко Вячеслав Николаевич
Тирасполь – 2011
Содержание

Введение……………………………………………………………………….

3

1. Понятие уголовной политики и её принципов …………………………..

5

1.1. Понятие уголовной политики………………………………………..

5

1.2. Понятие принципов уголовной политики…………………………..

7

2. Значение принципов уголовной политики Украины и их взаимосвязь с различными сферами общественной жизни…………………………………

8

3. Основные принципы уголовной политики Украины……………………

11

Заключение ……………………………………………………………………

18

Список использованной литературы…………………………………………

21

Введение

24 августа 1991 года  Украина  перешла к качественно новому этапу своего развития, став независимым, суверенным государством. Изменились условия общественной жизни, проявились новые политические и экономические факторы, что непременно приводит к трансформации правовой системы общества, в том числе и  уголовной политики.

Цивилизованность любого общества во многом предопределяется местом и ролью в нем права и правовой науки. Поэтому формирование социума, его нормальное функционирование и развитие невозможно без утверждения в практической деятельности людей научно обоснованных правовых начал управления социальными процессами. Это в полной мере относится и к теории уголовной политики, оказывающей базисное влияние на уголовное право и являющейся основанием для разработки стратегии и тактики обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью.

Уголовная политика — это система принципов, политических и политико-правовых предписаний, правовых и иных социальных норм антикриминального цикла, криминологических программ и программ ресоциализации преступника, выработанных на научной основе и осуществляемых государством совместно с субъектами российского гражданского общества по обеспечению правопорядка, предупреждения и борьбы с преступностью, безопасности личности, в необходимых случаях — национальной безопасности.

Принципы   уголовной   политики  это руководящие, базовые идеи, определяющие содержание законодательства и практики его применения как в целом, так и на уровне отдельных, функций, направлений, средств, способов и методов борьбы с преступностью. Таким образом,  принципы  как бы «пронизывают» всю структуру  уголовной   политики , являются ее стержнем и ориентиром деятельности по борьбе с преступностью.

Особенностью  принципов   уголовной   политики  является их преимущественно нормативный характер. Эти  принципы  закреплены в Конституции Украины, законодательных актах, регулирующих сферу борьбы с преступностью либо вытекают из них и являются обязательными для всех субъектов  уголовной   политики .

Таким образом, актуальность работы обусловлена значимостью рассматриваемой категории – принципы уголовной политики — для общественной жизни, безопасности социальной системы, её жизнеспособности.

Объектом исследования является понятие уголовной политики и виды принципов уголовной политики Украины.

Целью настоящей контрольной работы является раскрытие сущности современной уголовной политики Украины и её основных принципов.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

рассмотреть понятие уголовной политики и её основных принципов;

определить взаимосвязь принципов уголовной политики и иных сфер общественной жизни;

кратко охарактеризовать основные принципы уголовной политики Украины и любого современного общества.

Контрольная работа построена по принципу первоначального описания вступительной части, раскрывающую актуальность выбранной темы, цели работы, основного материала и заключения, в котором обобщаются приведенные в работе изложения.

Методологической основой исследования явились труды ученых, статьи журналов, посвященные проблемам развития уголовной политики. Для решения задач, поставленных в работе, использованы сравнительный и системный анализ, классификации и другие общенаучные методы.
1. Понятие уголовной политики и её принципов
1.1. Понятие уголовной политики
Под уголовной политикой следует понимать:

1) государственную политику (доктрину) борьбы с преступностью, выраженную в соответствующих директивных актах (законах, указах Президента, постановлениях правительства);

2) научную теорию и синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний;

3) особый вид социальной деятельности направленной на активное, наступательное противодействие преступности и другим правонарушениям.

Уголовная политика — это закрепленные в законе, соответствующие сущности социально-экономической формации и отношением классов и слоев населения между собой и с государством, и правительством, направления охраны общественных отношений от преступных посягательств, В предельно кратком определении уголовная политика представляет собой стратегию борьбы с преступностью.

По структуре уголовная политика представляет собой часть социальной политики, и, являясь многокомпонентной системой, состоит из ряда относительно самостоятельных подсистем, которые в совокупности комплексно воздействуют на преступность как на антисоциальное явление в направлении ее нейтрализации, сокращая и вытесняя из жизни общества.

Формирование уголовной политики — это процессы, основанные на ряде предпосылок:

1) принципы уголовной политики, обусловленные сущностью данных социально-экономической формации и государства (сформулированы представителями разных эпох и народов, систематизированы в теории отечественного уголовного права, а основные из них закреплены в конституции Украины);

2) познание объективных закономерностей развития общества (позволяет выработать оптимальную политику, соответствующую развитию общества, стимулирующую это развитие, обеспечивающее своевременное развитие законодательства, позволяет определить перспективу борьбы с преступностью на исторически обозримый период времени);

3) допустимые в данной социально-экономической формации и государстве методы борьбы с преступностью (каждой формации присуще специфические методы такой борьбы);

4) наличие силы применяемой в борьбе с преступностью (в Украине в качестве таких сил используются правоохранительные органы: милиция, органы предварительного расследования, суд, пенитенциарные учреждения и общественные организации, хотя в  последние годы эффективность их участия резко снизилась);

5) имеющиеся средства, используемые в борьбе с преступностью (это экономические средства, направляемые на социальные нужды, и технические средства представленные в виде механических, физических, химических и иных устройств, веществ применяемых в борьбе с преступностью)1.

Реализация уголовной политики — это политика в действии, функционирование политики как системы, регулирующий социальные явления и процессы. Реализуется уголовная политика посредствам деятельности правоохранительных органов и общественных формирований, а также других общественных органов по борьбе с преступностью и частных детективных и охранных предприятий.

Содержание уголовной политики — результат формирования и исходный момент реализации уголовной политики.
1.2. Понятие принципов уголовной политики

В любой области теоретической и практической деятельности  принципами  именуются руководящие, базовые идеи, определяющие главное содержание этой деятельности, ее основные задачи и направления. Применяя общее  понятие  к уголовной   политике , можно сформулировать, что  принципы   уголовной   политики  есть руководящие, базовые идеи, определяющие содержание законодательства и практики его применения как в целом, так и на уровне отдельных, функций, направлений, средств, способов и методов борьбы с преступностью. Таким образом,  принципы  как бы «пронизывают» всю структуру  уголовной   политики , являются ее стержнем и ориентиром деятельности по борьбе с преступностью.

Особенностью  принципов   уголовной   политики  является их преимущественно нормативный характер. Эти  принципы  закреплены в Конституции Украины, законодательных актах, регулирующих сферу борьбы с преступностью либо вытекают из них и являются обязательными для всех субъектов  уголовной   политики.

Поскольку  принципы  уголовной политики  имеют общеобязательный характер эталона, то с ними должны соотноситься все решения, разрабатываемые на теоретико-концептуальных уровнях. Соответствие системе  принципов  уголовной политики , их направленности на реализацию стратегических и тактических задач борьбы с преступностью — необходимое условие принятие решений субъектами  уголовной   политики . Только в этом случае соответствующее решение может рассматриваться как правомерное, целесообразное, обоснованное в социальном и правовом отношении. И наоборот, отступление от  принципов, их нарушение влекут «по определению» признание решения, от кого бы исходило, ничтожным2.

Поэтому  принципами   уголовной  политики  необходимо руководствоваться теоретикам  уголовной   политики  и права, разработчикам  уголовной   политики , законодателям, правоприменителям, а также гражданам.

Представители науки  уголовного ,  уголовно-процессуального  и  уголовно-исполнительного  и иных отраслей права, направленных на борьбу с преступностью, обязаны стремиться не только к точной интерпретации содержания  принципов, но и при наличии оснований — к развитию и корректировке их системы. Так, для разработчиков уголовной   политики  принципы  являются ориентиром уже потому, что и концепции, и предложения по воздействию на социальную и криминальную обстановку осуществимы только через закон, в том числе путем внесения изменений в  уголовное  законодательство. Это может относиться, в частности, к положениям о борьбе с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом, бандитизмом и т.д.

Таким образом, можно заключить, что  принципы   уголовной  политики  это такие идеи, на основе которых должны разрабатываться законы, подзаконные акты и осуществляться деятельность государственных органов и должностных лиц в сфере борьбы с преступностью.
2. Значение принципов уголовной политики Украины и их взаимосвязь с различными сферами общественной жизни
Практика политической деятельности любого современного государства, особенно такого молодого, как Украина, просто не может существовать без четкого обоснования своей позиции в сфере уголовного преследования, то есть без определения уголовной политики. Соотношение уголовной политики и уголовно-правовых принципов весьма сложно.

По мнению В.А. Навроцкого, «в каждом из принципов уголовно-правовой квалификации находят свое проявление принципы уголовного права», отождествляемые им с принципами уголовной политики. Но здесь же он утверждает, что «принципы уголовной политики не определяют принципов уголовно-правовой квалификации». А несколько далее автор говорит, что «изменение принципов уголовно-правовой квалификации обычно связано с проведением масштабных правовых реформ и изменением уголовной политики»3. 

С другой стороны, теория и история политических учений дает немало примеров, когда, обосновывая общественно-политические и государственно-правовые тезисы, выдающиеся ученые формулировали принципы уголовной политики. Так, Цицерон, изучая  проблему взаимоотношений государства и лица, определил принцип, по которому «под действие закона должны подпадать все»4. 

Экономические факторы формирования принципов уголовной политики отражаются также в соответствующих статьях Особенной части Уголовного кодекса Украины, которые защищают права собственников. 

Не может не считаться истоком уголовно-правовых принципов и идеология, ведь любые действия человека преследуют какую-то цель, а идеология – это вербальная модель, которая предусматривает цель и оценку действий человека, государства, других социальных субъектов с точки зрения общесоциальных интересов. 

Таким образом, принципы уголовной политики тесно связаны со всеми сферами общественной жизни. Они должны получать свою объективизацию в непосредственном содержании законодательства, создавая при этом самостоятельное структурное звено. Историчность принципов означает, что каждое направление государственной политики имеет свои принципы, поэтому одной из главных задач на современном этапе является творческое развитие наиболее положительных аспектов построения системы уголовно-правовых принципов из всех возможных источников. 

В уголовной политике принципы определяются как основные руководящие положения, на которых она строится. Однако дальнейшее исследование этого вопроса привело некоторых авторов к выводу о том, что принципы уголовной политики не только определяют её структуру, они находят свое отражение и «в прокурорской, следственной, судебной практике и отображают политические, экономические и правовые представления людей относительно оснований и форм ответственности за совершение преступления»5.

В условиях современной Украины, на фоне нигилистического и даже циничного отношения к праву, особенно со стороны молодежи, эта функция является очень важной. Развитие правовой культуры в нашем обществе должно происходить в направлении, которое будет определяться на основе руководящих положений, аксиом, представляющих собой суть политики государства. Значительный вклад в этот процесс должны вносить и принципы уголовной политики. 

Принципы уголовной политики должны включать в себя руководящие идеи и основополагающие начала, которые давали бы гражданам, судебно-следственным органам и законодателю обобщенное представление о том, в каких случаях лицо привлекается к уголовной ответственности и каким образом определяются форма, границы и объем ответственности. Другими словами, принципы должны предопределить приемы и способы влияния на общественные отношения, которые есть в арсенале уголовного права. Как известно из теории права, совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются общественные отношения, – это метод права, то есть принципы уголовной политики отражают метод уголовно-правового регулирования.

Рассмотрим политические и идеологические новации, которые, как представляется, обуславливают необходимость переосмысления установившихся взглядов и представлений на содержание и систему принципов уголовной политики:

1) в Конституции Украины четко зафиксирован приоритет общечеловеческих ценностей над другими ценностями, объявлено недопустимым ограничение прав и свобод человека и гражданина, провозглашен курс на максимальное обеспечение безопасности личности, установлено прямое действие норм международного права в области защиты прав человека.

2)  произошла деидеологизация, деполитизация и департизация органов уголовной юстиции. Разумеется, этот процесс не означает отказ в принципе от политики и идеологии в сфере борьбы с преступностью.

3) на государственном уровне политического руководства, законодательной, исполнительной и судебной власти осознаны пагубные последствия избыточности уголовно-правовых запретов; начала притворятся в жизнь идея их разумной достаточности и реальной исполнимости6.
3. Основные принципы уголовной политики Украины
С учетом этих новых реалий, имеющих методологическое значение, к числу принципов уголовной политики, представляется необходимым отнести: законность; равенство граждан перед законом; демократизм; справедливость; гуманизм; неотвратимость ответственности; научность.
Принцип законности обычно принимается как идея, в соответствии с которой преступное деяние, его признаки, наказуемость и иные последствия совершения преступления определяются только законом. Никто не может быть подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Значение этого принципа состоит еще в том, что именно он реализует на деле  верховенство права, верховенство закона по отношению к другим видам правового регулирования.

Законность как универсальный принцип правового государства и демократического общества имеет гуманную, «всечеловеческую» направленность. Она предоставляет исходное начало судопроизводства и поэтому пронизывает все стадии процесса и оказывает направляющее воздействие на всех субъектов уголовно-процессуальных отношений.
Принцип равенства граждан перед законом устанавливает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, религии, убеждениям принадлежности к общественным объединениям, и т.д. Этот принцип образует фундамент правового статуса граждан в правовом государстве и демократическом обществе.

Равенство всех перед уголовным законом означает равную ответственность всех и каждого за совершенное преступление, т.е. равенство оснований уголовной ответственности. Однако такое равенство не означает уравнительность в наказании виновных за одинаковые деяния. Принципы справедливости и гуманизма предполагают тщательную индивидуализацию наказания7. При этом в расчет берется не только тяжесть преступления, но и личностные качества виновного, смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Принцип демократизма означает широкое участие граждан и их объединений в реализации задач уголовной политики. В управлении правовых основ государственной и общественной жизни необходимы как прямое участие граждан, так и их воздействие на деятельность государственного аппарата, органов уголовной юстиции с помощью гласности и максимально возможной открытости, этой деятельности, постоянного учета общественного мнения, развития гражданского контроля.

Государство определяет основные направления борьбы с преступностью. Однако его усилия могут увенчаться успехом только во взаимодействии с усилиями всех институтов гражданского общества, народа в целом и каждого гражданина в отдельности. Это признано всеми криминологами мира и закреплено в ряде резолюций ООН.
Принцип справедливости устанавливает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу совершившее преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести ответственность дважды за одно и тоже преступление.

Принцип справедливости имеет два аспекта: справедливость уголовного закона и справедливость наказания, назначаемого судом за преступление.

Справедлив закон, который отвечает требованию социальной обоснованности криминализации деяний и преступлений. Не отвечающий этим требованиям закон обречен на бездействие как не отражающий правосознания общества и не защищающий его интересов.

Значительное материальное, идеологическое и политическое расслоение общества в Украине в последнее десятилетие сказалось и на структуре его правосознания8. Отсюда простыми опросами населения, к тому же не бесспорными с точки зрения репрезентативности (представительности), к которым часто прибегают СМИ, трудно выявить подлинную «волю народа». Даже стабильное преобладание того или иного воззрения у реципиентов относительно уголовно-правовых отношений еще не дает оснований для суждения о социальной справедливости тех или иных уголовно-правовых норм9.

Принцип справедливости наказания реализуется в нормах о системе и видах наказания, назначении наказания, освобождении от уголовной ответственности и наказания. Лицу, совершившему преступление, суд должен назначить такое наказание, которое явилось бы необходимым и достаточным для его персонального исправления. Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, смягчающие или отягчающие наказание обстоятельства, а так же влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Международным и конституционным принципом является категорический запрет двойной ответственности за одно и то же преступление.
Принцип гуманизма гласит, что уголовное законодательство обеспечит безопасность человека и что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Гуманизм — это нравственная позиция, выражающая признание ценности человека как личности, уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного процесса. В уголовной политике он реализуется прежде всего путем защиты человека, его прав и законных интересов, иначе говоря — его безопасности от преступных посягательств. Рациональная основа гуманизма в уголовной политике проявляется в том, что с одной стороны, применяются строгие наказания к опасным преступникам, а с другой — более мягкие меры к тем, кто впервые совершает не столь тяжкие деяния.

Принцип гуманизма в юридической литературе определяется весьма широко. Однако и в этих случаях нередко упускается из виду, что сфера реализации гуманизма еще шире, ибо распространяется и на содержание диспозиций и санкций норм Особенной части Уголовного кодекса Украины10.

Гуманизм как основополагающая идея уголовного права, преломляясь в содержании каждой из таких норм, тем самым облекает себя в правовую форму, становясь при этом уже выражением гуманизма как принципа уголовной политики государства.
Принцип неотвратимости ответственности означает, что всякое лицо, совершившее преступление, должно нести за него ответственность. Тем самым, конкретизируя более общие по содержанию принципы законности и равенство граждан перед законом.

Реализация этого принципа требует эффективной работы органов уголовной юстиции по раскрытию и расследованию преступлений. Следует учитывать, что неприменение уголовного закона на практике бывает связано с тем, что законодатель хотя и исходил из объективных потребностей борьбы с тем или иным антиобщественным явлением, но не учел правила криминализации, выработанные уголовно- правовой нормой.

Ученые-юристы считают данный принцип одним из основных. Данный принцип непосредственно связан с принципом равенства граждан перед законом, поскольку, как об этом уже говорилось, он означает равную обязанность всех лиц, совершивших преступление, нести уголовную ответственность за содеянное11. В этом аспекте принципа равенства можно говорить и о правовом требовании неотвратимости ответственности.

Вместе с тем, принцип неотвратимости ответственности, как и принцип равенства граждан перед законом, не должен рассматриваться изолированно, отдельно от других принципов уголовной политики. Руководствуясь только принципом неотвратимости ответственности и не учитывая принципы справедливости и гуманизма, невозможно было бы в полной мере использовать такие институты уголовного права, как освобождение от уголовной ответственности и наказания (освобождение от ответственности в связи с деятельным раскаянием или примирением с потерпевшим, амнистию, помилование и т.д.).
Принцип научности заключается в том, что при разработке стратегии и тактики борьбы с преступностью исходить из объективных закономерностей, фактического положения дела и реальных возможностей, обеспечивающих достижение максимально возможных результатов в борьбе с преступностью. Реализация принципа научности позволяет правильно «переводить» цели уголовной политики, определяемые общественными закономерностями и социальной ситуацией, в юридически обоснованные и соответствующие действующему законодательству выводы и оценки, а затем принимать оптимальные правовые и управленческие решения.

Совокупность названных  принципов  являются системой. Сопоставительный анализ расположения и содержания отдельных принципов  свидетельствует о том, что они, не будучи связанными иерархической зависимостью, являются взаимодействующими звеньями, образуют определенную целостность, подкрепляют и дополняют друг друга.

Среди  принципов   уголовной   политики  нет основных и вспомогательных. Соприкасаясь по значению и даже частично «перекрывая» по содержанию друг друга, они составляют фундамент  уголовной   политики , обеспечивают единство, стабильность целенаправленность, конституционность ее предписаний и формируют практику ее реализации.

Полная реализация названных выше  принципов   уголовной  политики  как идеальной модели содержания и применения законодательства  уголовно-правового  цикла, конечно, является длящимся процессом, связанным с реформированием украинского общества. В частности, многое зависит от надлежащего ресурсного, кадрового, организационного обеспечения правоохранительной деятельности, от формирования в обществе атмосферы доверия и поддержки по отношению к деятельности субъектов  уголовной   политики.
Заключение
Проблема принципов представляет интерес: ее решение дает возможность определить сущность уголовного права, а также пути его использования для укрепления общественных отношений и усиления борьбы с преступностью. Выделение системы принципов придает концептуальный характер праву и законодательству одной отраслевой принадлежности, обеспечивает системность и единство правовых норм в каждой отрасли12.

Разработка принципов уголовной политики с учетом их исторической и социальной природы позволяет выявить их изменчивость не только в различных социально-экономических формациях, но и на разных этапах развития государства и общества в пределах одной социально-экономической системы. А такой подход позволяет определить тенденции развития права и подойти к анализу перспективы его развития, то есть к осуществлению прогностической функции науки.

Кроме того, принципы, в том числе и принципы уголовного права, – явление интернациональное, они как основные, руководящие начала имеют одинаковое содержание практически во всех национальных правовых системах, принадлежащих государствам с приблизительно сходным уровнем развития. На основе сопоставления принципов уголовной политики разных стран мы имеем возможность сравнить структуру и методы их уголовного законодательства  и соответствие этих уголовных законов принципам взаимоотношений государства и личности в гражданском обществе.

Правильно составленная система принципов уголовной политики – это краткое обобщенное содержание самого Уголовного кодекса. Соответствие или несоответствие принципов уголовной политики представлениям людей о справедливости позволяет судить о сути как самого уголовного права, так и всего государства, к системе законодательства которого оно относится, являясь одной из важнейших его частей.

В ходе дискуссии по вопросу законодательного закрепления принципов уголовной политики его сторонники отмечали, что это придаст принципам государственно-властный, т.е. общеобязательный характер, а значит, усилит их регулирующее воздействие. 

Противники закрепления ссылались на то, что принципы как общие руководящие идеи, отражающие объективные закономерности общественного развития, будучи абстрагированными на основе признания этих закономерностей, как правило, значительно опережают во времени факт своего законодательного закрепления, поэтому принципы – это категория мировоззренческая, а не нормативная. 

Так или иначе, будучи отображенными в законодательстве, правовые принципы, во-первых, сами приобретают регулирующее значение, воздействуя на правосознание людей, и во-вторых, выступают как отправные начала дальнейшего развития законодательной и правоприменительной деятельности.

Кроме того, сейчас, для Украины первоочередным должен стать вопрос об определении, закреплении и внедрении руководящих основ уголовной политики, на которых может быть построена вся система уголовного права Украины.

Трудно переоценить значение закрепления системы  принципов  непосредственно в законодательстве. Опираясь на них можно и нужно вести эффективную борьбу с нарушениями и искажениями следственной и судебной практики, противостоять недоброкачественным, конъюнктурным законопроектам. Представляется целесообразным иметь или Концепцию  уголовной   политики  в качестве официально принятого  государством  документа, или закон об основах  уголовной   политики  Украины, в которых могли бы быть закреплены  принципы   уголовной   политики . В этих условиях значительно повысилась бы роль  принципов   уголовной  политики  и они, несомненно, сыграли бы еще большую роль в формировании «у правоприменителей правильного понимания духа и буквы нового  уголовного  законодательства, готовности профессиональных умений и навыков неукоснительного исполнения его требований», а законопроекты, нацеленные на борьбу с преступностью, соотносились бы законодателем с данными официально закрепленными  принципами .
Список использованной литературы

Головко Л.В. Принципы неотвратимости ответственности и публичности в современном уголовном праве и процессе //Государство и право. – 2008. – № 3.

Даурова Т.Г., Ной И.С. Законодательное определение основных уголовно-правовых понятий – необходимое условие осуществления правосудия по уголовным делам //Укрепление законности и борьба с преступностью в условиях формирования правового государства. – М., 2000.

Кленова Т.В. Принципы уголовного права и принципы кодификации в уголовном праве //Государство и право. – 2007. – № 1.

Колодий А.М. Принципы права Украини: Монография. – К.: Юринком Интер, 1998.

Коржанский М. О принципах уголовного права Украини //Право Украини. – 2005. – № 11.

Мальцев В.В. Принципы уголовного законодательства и общественно опасное деяние //Государство и право. – 2007. – № 2.

Навроцкий В.О. Теоретические проблемы криминально-правовой квалификации. – К.: Атика, – 2009.

Флетчер Дж., Наумов А.В. Основные концепции современного уголовного права. – М.: Юристъ, 2008.

Якуб М.Л. О понятии принципа уголовного права и уголовного процесса //Правоведение. – 2006. – № 1.