Моя авторская школа

Содержание

Введение

1.
Программа развития лицея
1.1
Научно-методический совет
1.2
Содержание методической работы в лицее
1.3
Структура методической службы лицея
1.4
Формы организации методической работы
1.5
Диагностика педагогической деятельности

2.
Система нравственного воспитания
2.1
Система сохранения здоровья субъектов образовательного процесса
2.2
Воспитание поликультурной, творческой, социально-ориентированной личности
3.
Центр детской инициативы
3.1
План мероприятий по подготовке и проведению научной деятельности учащихся
3.2
Подготовка урока
3.3
Исследовательские методы обучения
3.4
Учет и корректировка системы учебно-воспитательного процесса
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Появление сложной, многоцелевой структуры привело к созданию неоднородной сети образовательных учреждений. К сожалению, эти учреждения нередко испытывают трудности в определении путей и приоритетов дальнейшего развития. Это, в свою очередь, вызывает определенную трудность в свободном и безошибочном выборе родителями такой школы, которая была бы адекватна интересам и склонностям ребенка.
На мой взгляд, только четкое осознание собственных особенностей и возможностей, определение понятных и реальных путей развития, реализация федерального образовательного стандарта и достижение уровня, его превышающего, делают современную школу привлекательной для родителей и конкурентоспособной среди других школ.
Уверенная и перспективная жизнедеятельность образовательного учреждения появляется тогда, когда педагогический коллектив понимает, что школа не только осуществляет образовательный процесс, но и развивается.
Процесс обновления современной школы требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения, но и методической службы.
Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить, что она формируется личностью самого учителя. Поэтому необходимо создавать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении.
Методическая работа – важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива лицея. Кроме того, повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания.
Прежде всего, главное назначение методической службы лицея – корректировка учебно-воспитательной работы для перспективного развития процесса обучения, его постоянного саморазвития и самосовершенствования. Поэтому определить цели и задачи методической работы – значить определить желаемую результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств учителя. Для успешного решения задач методической службы необходимо:
· сплотить коллектив единомышленников, бережно сохраняющих традиции лицея;
· изучение и творческое понимание всех нормативных программно-методических документов;
· активное внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
· изучение, внедрение и использование достижений педагогов-новаторов в практику работы педколлектива;
· диагностика и прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса;
· стимулирование инициативы и творчества членов педколлектива и активизация его деятельности в научно-исследовательской, поисковой работе;
· использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий;
· выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузки в работе педколлектива;
· развитие мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно-нравственных качеств членов педколлектива, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.
Успешной реализации основных функций и задач методической службы призвана способствовать структура ее организации.
1. Программа развития лицея
Предлагаемая программа развития состоит из трех структур, которые объединяют в единый образовательный блок учебную и воспитательную деятельность лицея:
– Научно-методический совет;
– Социально-психологическая служба;
– Центр детской инициативы.
В основу деятельности Лицея как педагогической системы положены следующие принципы и идеи:
1. Гуманитарность как направленность системы на личность.
2. Экологичность как уважение личности каждого, признание права быть тем, что он есть, признание уникальности, самоценности и полноценности его сегодняшней жизни.
3. Развитие как единство трех взаимосвязанных аспектов: развитие Лицея как педагогической системы – развитие личности – развитие общества.
4. Сотрудничество как совместная деятельность педагогов и учащихся, направленная на формирование индивидуальной мировоззренческой системы, соотнесенной с общечеловеческими системами ценностей.
1.1. Научно-методический совет
Определить роль, место и функции Научно-методического совета в организации учебно-воспитательного процесса.
Деятельность совета заключается в создании системы методической работы в лицее, включающую в себя: предметные методические объединения, временные творческие коллективы, экспериментальные площадки. И как следствие, обновление и совершенствование учебно-воспитательного процесса в лицее в деле обучения, воспитания и развития ученика.
Проблема формирования и развития личности ребенка, способного адаптироваться в условиях современного информационного общества, сложна и многогранна.
Необходимо постоянно анализировать состояние учебно-воспитательного процесса в лицее, публикации ведущих специалистов в области образования, материалы периодической печати следует отметить о наличии причин данного явления как объективного, так и субъективного характера.
К объективным причинам следует отнести причины социального плана: ухудшение социально-экономических условий, постоянный недостаток финансирования системы образования, увеличение количества детей, идущих в школу с уже имеющимися значительными нарушениями здоровья и др.
Среди причин субъективного характера следует отметить:
– несовершенство используемых технологий обучения и воспитания;
– недостаточный уровень профессиональной подготовки учителя
В современной школе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Поэтому организация научно-методической работы является одним из важных направлений в программе развития и призвана способствовать активизации деятельности педагогов.
Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить, что она формируется личностью учителя. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагогов. А для этого нужна действенная и эффективная система методической службы.
Следовательно, методическая работа – важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива лицея.
Кроме того, повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания.
Методическая работа призвана влиять на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, роста уровня образованности, воспитанности и развития школьников.
Задачи методической работы:
1) Оказание помощи учителям в планировании, организации и анализе педагогической деятельности, в реализации принципов, методических приемов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления;
2) Изучение и внедрение передового педагогического опыта;
3) Ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя;
4) Непрерывное самообразование учителя и повышение уровня профессионального мастерства;
5) Включение учителя в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность и в перспективе в научно-исследователь­скую деятельность;
6) Оказание реальной действенной помощи учителям, которые в ней нуждаются;
7) Достижение оптимального уровня образования, воспитанности и развития школьников.
И считаю, что главное назначение методической работы лицея – корректировка учебно-воспитательной работы для перспективного процесса обучения, его постоянного развития и самосовершенствования, оказание реальной адресной помощи учителям в развитии их профессионального мастерства.
1.2. Содержание методической работы в лицее
Содержание методической работы в лицее формируется на основе:
1. Законов РФ, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ;
2. Устава лицея, локальных актов к Уставу (“Положение о Научно-Методическом Совете лицея”, “Положение о методическом объединении учителей-предметников”, “Положение о методическом кабинете лицея”), Программы развития лицея, ежегодного плана работы лицея;
3. Новых психолого-педагогических, методических исследований, повышающих уровень методической службы;
4. Диагностики и мониторинга состояния учебно-воспитательного процесса, уровня обученности и воспитанности, развития учащихся, помогающих определить основные проблемы и задачи методической работы .
5. Использования информации о передовом опыте методической службы в школах города, региона.
1.3. Структура методической службы лицея
В деятельности научно-методической службы лицея выделим 3 аспекта:
1. Деятельностный аспект и его компоненты: мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы;
2. Содержательный аспект – это структура системы, состоящих из взаимосвязанных направлений методической работы;
3. Управленческий аспект – педагогический анализ, планирование, организация контроля, регулирование, что позволяет выявить слабые места, создать целостное видение системы работы с кадрами по повышению профессионального уровня организации методической работы
В лицее главным органом, который мобилизует усилия педагогического коллектива на выполнение задач, повышения профессионализма учителя, развития его индивидуальности является Педагогический совет лицея.
Педагогический совет является постоянно действующим руководящим органом в лицее для решения основополагающих вопросов образовательного процесса.
Основные задачи Педагогического совета: – реализация государственной политики по вопросам образования; – направление деятельности педагогического коллектива лицея на совершенствование образовательной работы; – внедрение в практику достижений педагогической науки и передового педагогического опыта; – решение вопросов о приеме, переводе и выпуске обучающихся; – принятие решений и определение формы проведения промежуточной и итоговой аттестации.
Педагогический совет должен регулярно проводить заседания для решения вопросов учебно-воспитательного процесса, повышения мастерства учителей, что позволит продвинуть вопросы выявления, формирования и развития индивидуальных стилей работы большой группы учителей.
Разработка сценариев учебного процесса на темы:
1. “Организация индивидуальных программ обучения на 2 и 3 ступени обучения”;
2. “Особенности психолого-педагогического общения с учащимися во время учебно-воспитательного процесса”;
3. “Использование новых педагогических технологий в учебном заведении повышенного уровня образования”;
4. ” Деятельность службы психолого-педагогического сопровождения учащихся;
5. “Проблемы многопрофильной школы”;
6. “Оптимизация учебно-воспитательного процесса в условиях многопрофильного лицея”.
Вопросы организации, координации методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в компетенцииНаучно-Методического Совета лицея – совещательного органа педагогического коллектива.
Задачей Научно-Методического Совета является создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, роста его творческого потенциала, направленного на формирование и развитие учащихся.
Состав: администрация лицея, председатели методических объединений учителей-предметников, руководители подразделений методической службы, актив учителей.
Функции Научно-Методического Совета:
1.Организационно-педагогическая.
2.Инструктивно-методическая.
3.Поисково-исследовательская.
Таким образом, деятельность Совета наполнена содержанием:
– Формирование целей, задач методического обеспечения УВП и методической учебы кадров;
– Определение содержания, форм, методов, повышение квалификации;
– Планирование и организация, регулирование методической учебы педагогических кадров, ее анализ;
– Решение педагогических проблем, связанных с УВП;
– Разработка системы мер по изучению педагогической практики
1.4. Формы организации методической работы
Каждая задача в области реализации основных целей и задач методической работы решается через использование различных форм.
Задачи:
· Обновление содержания образования;
· Освоение новых технологий, в том числе компьютерных и информационных;
· Внедрение объективных критериев оценки качества и механизмов отслеживания успешности образовательной деятельности учащихся и педагогов.
С этой целью:
а) осуществить корректировку, переструктруирование учебного плана, преемственность ступеней обучения, взаимосвязь инвариантной и вариативной части учебного плана;
б) обеспечить выполнение базисного и профильного компонента. Для этого разработать программы для классов с профильным обучением.
в) ввести в учебный план предметы валеологической, экологической, экономической, нравственно-правовой направленности;
г) реализовать Программу информатизации общего среднего образования;
д) внедрить в учебный процесс современные образовательные технологии;
е) осуществлять обновление технического оборудования и пополнение материальной базы учебных кабинетов.
Сформировать многоуровневую и вариативную систему, позволяющую учащимся самореализоваться в соответствии со своими индивидуальными способностями.
Организационные формы
1.Методические объединения
Важное структурное подразделение в методической работы лицея.
Десять методических объединений ведут методическую работу по предмету, организовывают внеклассную деятельность учащихся.
2.Индивидуальноепрофессионально-педагогическое самообразование
Системообразующий компонент всей методической работы, занимает особое место в системе организации научно-теоретической, психолого-педагогичской подготовки учителей.
Выбор темы по самообразованию определяется потребностью для учителя лицея уровнем владения учителем научно-теоретической подготовки и практическими умениями, навыками, необходимыми в педагогической деятельности, вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, а так же анализом, выводами контроля над деятельностью педагогов.
Самообразование – управленческий процесс, плановый, который строится на основе анализа деятельности.
В методической копилке методического кабинета лицеяв помощь самообразованию учителя должны находиться материалы из опыта работы коллег, различные варианты планов, тексты докладов, рефератов, памятки по разным вопросам педагогической деятельности.
3. Методический кабинет лицея
Цель создания: создание условий для совершенствования мастерства педагогов.
Функции:
– Формирование банка данных педагогического опыта лицея;
– Помощь для научной организации труда;
– Создание условий для оптимального доступа к любой информации;
– Оперативная методическая помощь;
– Диагностика производственных проблем;
Фонд кабинета:
1) Библиотека методической, дидактической, психологической литературы; 2) Компьютерные программы; 3) Периодические издания; 4) Материалы из аналитических справок, педагогических .анализов, уроков и внеклассных мероприятий; 5) Мониторинг качества обучения.
4. Школьная учительская газета
Основать учительскую газету с целью реализации принципов методической службы. Публиковать материалы по рубрикам:
– актуальные вопросы, стоящие перед педагогическим коллективом лицея;
– предварительная подготовка к педагогическим советам, конкурсам;
– обзор методической литературы;
– текущая информация по УВП;
– вести с уроков;
-·информация для размышления и др.
В подготовке выпусков номеров должны принимать участие (по желанию) члены администрации, Научно-методического совета, учителя.
5. Перспективное направление – создание предметных кафедр
В современных условиях, когда в образовании реализуются идеи свободы выбора содержания, форм обучения, особенно актуальны теоретические и практические проблемы образования, позволяющие проектировать педагогическую деятельность с широким использованием научных исследований. При этом особое значение приобретают научно-исследовательская и научно-инновационная деятельность.
Национальная доктрина образования в РФ ориентирует педагогов на творческую деятельность, а системы образования на расширение инноваций и научно-исследовательских поисков в области содержания образования, организации образовательного процесса.
Разрабатывая вопрос совершенствования системы, был сделан вывод о рассмотрении возможных путей развития методической службы лицея через образование предметных и межпредметных кафедр. Считаю, что выполнение научно-исследовательской работы педагогом призвано стимулировать развитие творчества, способствовать обновлению содержания образования, изменению традиционных форм и методов образовательного процесса.
Под особенностями деятельности кафедр понимается:
§ обеспечение научного руководства в научно-методической деятельности;
§ развитие умения проектирования педагогической деятельности, рефлексивных способностей;
§ выстраивание всей системы научно-методической деятельности учителя в систему: от выявления сущности опыта педагога до развития его творческой лаборатории;
§ подготовка научно-методических материалов из опыта работы, публикации.
Внедрение технологий проведения уроков
Использование технологии “Чтение и письмо для развития критического мышления” на уроках чтения, русского языка, природоведения, естествознания позволит развивать речь учащихся, учить: точно выражать свои мысли, доказывать правильность своих суждений, отстаивать свою точку зрения, уметь ориентироваться в потоке информации, выделять главное.
На уроки математики внедрить технологии И. Каплуновича, реализующие психологические особенности каждого лицеиста в обучении математике. Такое индивидуальное обучение – один из видов дифференцированного обучения, его наиболее полное воплощение, позволяющий каждому ученику совершенствовать свою структуру мышления и развивать остальные.
Большинство учителей лицея должны владеть групповыми технологиями в организации учебного процесса и на этапе контроля знаний, такими их видами, как, групповой опрос, взаимоконтроль, работа в парах, общественные смотры знаний. Эти формы организации учебного процесса позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Проводятся и такие нетрадиционные уроки, как уроки-конференции, уроки-путешествия, пресс-конференции ролевые игры.
Особенно полезны, на мой взгляд, уроки в виде игр. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилами игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Средняя педагогическая нагрузка лицея – 23 часа. Максимальная нагрузка направлена на предметы по: русскому языку, английскому языку, истории, географии.
Дидактические формы
1.Теоретические семинары
Цель: повышение теоретического уровня профессиональной работы учителя.
Задачи: ознакомление с новыми педагогическими технологиями, с новыми подходами в организации УВП.
Проводить семинары по темам:·”Роль оценки в современном образовательном процессе”, “Психологическое сопровождение процесса обучения”, “Критическое мышление”, “Самоанализ педагогической деятельности”.
В организации семинаров должны принимать участие педагоги лицея, специалисты городского департамента образования, коллеги из других общеобразовательных учреждений.
2.Экспресс-курсы на базе лицея
Цель: стимулирование роста профессиональной деятельности.
Задача: ознакомление с информацией, использование которой положительно отразится на совершенствовании профессионального мастерства учителя.
“Выброс” информации должен осуществляться в каникулярное время, в течение одного дня, и в дальнейшем, для тех, кто заинтересовался предложенной проблемой – работа по индивидуальному графику.
Так, например, в осенние каникулы – “Офисные технологии”, в зимние каникулы – “Интернет – в системе образования” (в рамках программы модернизации образовательного пространства лицея.)
3.Творческие отчеты методических объединений
Цель: систематизация, обобщение и накопление передового педагогического опыта
Задача: представление каждым методическим объединением методических и дидактических материалов, разработанные учителями, знакомство со своими достижениями; раскрытие методов и приемов при помощи которых достигается положительный эффект в работе учителя.
4.Диагностика, анализ затруднений в работе учителя, индивидуальные консультации
Цель: оказание систематической адресной помощи с учетом потребностей и индивидуальных качеств.
Задача: каждый преподаватель должен уметь сам достоверно и доказательно оценивать свою учебно-воспитательную деятельность, уметь аргументировано вести разговор о степени ее эффективности, уметь оценить качества, которыми он как профессионал обладает, и что ему необходимо усовершенствовать в своей деятельности.
Проводится через анкетирование, собеседование, посещение уроков и внеклассных мероприятий, через анализ результатов контрольных работ.
5.Мониторинг качества обучения
Цель:получение результатов о состоянии учебно-воспитательного процесса.
Задача: изучение достижений ученика в уровне качества знаний, умений и навыков; умения учиться, отношения к учению.
Должна проводиться в системе, отраженной в плане работы лицея на каждый учебный год.
Так изучение уровня качества знаний учащихся должно осуществляться по итогам каждой четверти по каждому классу каждой параллели, и проводится подробный анализ результатов, будет на педагогическом и научно-методическом советах лицея.
Одним из важнейших направлений, способствующих росту педагогического мастерства учителя, является изучение и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы требованиям гуманистической школы.
Компьютер в процессе обучения – это огромная помощь учителю при подготовке к уроку, в создании дидактического материала, для показа обучающих компьютерных программ, фильмов и т.д.
Компьютер и Интернет – технологии – это одно из средств для достижения цели воспитания, образования и развития ученика.
Предлагаю создать на базе лицея проект “Интернет-лицей”, который дает возможность любому ученику, обучающемуся в школе, кардинально улучшить качество своего образования. Он поможет обеспечить возможность самообразования, углубления знаний и повышения качества образования по отдельным областям, оказать желающим учащимся действенную помощь при подготовке к поступлению в профильные классы, адаптирования и выравнивания их знаний к необходимому уровню без отрыва от основной учебной деятельности. Т.е. реализовать на практике подходы к дистанционному обучению.
Курс обучения в Интернет-лицее построить на самостоятельном изучении предлагаемого теоретического материала, тренировочных упражнениях и контрольных работах-тестах, ответы на которые можно присылать по электронной почте. В определенные дни обеспечить работу “горячей линии”, по которой учащиеся могли бы получить консультацию у ведущих педагогов по вопросам, связанным с обучением в Интернет-лицее.
Разумеется, компьютеризация несет с собой не только плюсы, но и минусы. К минусам использования доступа к современным информационным источникам относится то, что в Интернете любой ребенок может бесконтрольно “висеть” часами, что у детей развивается сколиоз, ухудшается зрение, прогрессирует гиподинамия. На неокрепшую психику подростков действуют сайты, несущие негативную информацию, жестокие компьютерные игры.
В сложившейся ситуации необходим именно учитель, владеющий современными представлениями об информационном пространстве.
Только надо помнить, что компьютер и Интернет – технологии – это только одно из средств для достижения цели воспитания, образования и развития ученика.
1.5. Диагностика педагогической деятельности
Проблема диагностики педагогической деятельности учителя чрезвычайно актуальна и значима для решения вопросов совершенствования преподавания и системы непрерывного повышения квалификации учителей. С этой целью проводить исследования, используя методы: посещение уроков и внеклассных мероприятий, собеседование, анкетирование учителей по диагностике профессиональных затруднений, по изучению потребностей педагогических кадров в повышении квалификации.
“До тех пор пока мы не разберемся в мотивации, ценностных ориентациях взрослых, особенностях их профессионального поведения, иначе говоря, в состоянии человеческих ресурсов образовательной организации, всякие попытки что-либо существенно улучшить в результатах обучения детей, малопродуктивны. Качество человеческих ресурсов организации определяется квалификацией педагогов, уровнем согласованности их профессиональной ценностей и действий, мотивацией, отношением к возникающим проблемам и способам их решения, во многом определяют потенциал организации” (Ушаков К.Д. “Ресурсы управления школьной организацией”- М.: Сентябрь, 2000, с.6-7.)
Методическая работа призвана способствовать творческому росту учителя – через ошибки, заблуждения, преодоления себя, через сомнения и успехи. Устранить последствия педагогического несовершенства учителя, сформировать, развить неповторимость его педагогического стиля, задача всей системы методической работы в лицее.
Но все содержание, методы, планы приносят успех тогда, когда в центре вместе с учителем ребенок, когда обсуждаемые методические проблемы не превращаются в самоцель, когда они не заслоняют детей. Ибо критерием оптимальности методической работы являются результаты образования, воспитания, и развития школьников.
2. Система нравственного воспитания
Нравственная культура – это ведущий компонент системы всестороннего развития личности, проявляющийся в воспитании нравственного сознания, чувств и поведения на основе общечеловеческих ценностей. Для формирования социальной активности, национального согласия. Уважения и почитания культуры, традиций и языка других народов совершенствовать и обогащать систему нравственного воспитания за счет:
– целенаправленного развития нравственного сознания;
– ведения факультативных курсов;
– формирование понятий: нравственные и моральные нормы, принципы, категории, идеалы;
– развитие нравственных чувств и отношений, воспитание культуры поведения и расширение опыта нравственных поступков;
– общественно-полезного труда.
Строится на определенных основополагающих принципах, придающих определенную связь, целостность всему воспитанию.
Нравственное воспитание протекает не только в процессе обучения, но и в условиях внеклассных занятий. К внешкольным занятиям относятся также игры и драматические представления. Рекомендуются телесные, гигиенические упражнения (беганье, прыганье, борьба, игра в мяч и т.д.), прогулки, сидячие игры, театральные представления. Последние развивают остроту ума, содействуют лучшему запоминанию стихов, изречений, текстов; развивают мимику, речь, произношение, владение голосом, устраняют застенчивость и т.д.
В школе дети не только учатся, но и воспитываются как будущие граждане. В школе должно быть организованно нечто вроде “самоуправления”, в котором должно отражаться общество, государственного строя взрослых.
Воспитание направлено на развитие самых разнообразных способностей, охватывает различные виды деятельности, творчества детей и подростков.
Такова система воспитательных средств, которые должны формировать у учащихся нравственные представления, понятия, обеспечить их правильное поведение.
Однако невозможно предостеречь полностью детей от всего дурного, злого, которое все таки проникает в их душу. Поэтому нужна дисциплина для противодействия дурным нравам.
Дисциплина должна быть не столько ради наук, которые так не нуждаются в дисциплине, сколько ради нравственности.
Поэтому нужно изучить источник недисциплинированности. Одно дело, если недисциплинированность вызывается постановкой учебных занятий, другое – если характером поведения, нравственными поступками. Если учебные занятия поставлены правильно, то они уже сами по себе заманчивы для ума и собственной прелестью притягивают всех. Учитель не должен привлекать внимание учащихся на уроках способами насилия и принуждения.
Меры насилия и принуждения, должны быть заменены другими средствами, а именно: суровым словом, выговором, иногда насмешкой. Что касается мер поощрения, то это – похвала, ежедневные и ежемесячные состязания на получения одобрения в виде какого-либо поощрения и т.д.
Во всяком случае, с недисциплинированными детьми должна вестись постоянная напряженная воспитательная работа. Нужно все испробовать до конца, прежде чем признать ребенка неисправимым, безнадежным. Очень важна выдержка, спокойствие, такт воспитателя. Самый правильный путь воспитания это строгость, требовательность, внушение воспитанникам чувства страха и полного послушания в сочетании с ласковым обращением.
Проблема общения учителя и учеников всегда волновала прогрессивную педагогическую мысль. Она возникла фактически одновременно с развитием классно-урочной системы.
Идея о взаимоотношениях учителя и учеников остается актуальной и в настоящее время. От самочувствия ребенка в школе зависит его отношение к учению, формированию потребности в знаниях. А эта отношение всегда опосредуется учителем.
Значение культуры педагогического общения между учителем и учащимися определяется ведущей ролью общения в педагогической деятельности. Практически вся деятельность учителя – это общение: общение с учениками во время урока и вне его, общение с родителями, с другими учителями, с администрацией школы и т.д.
Формирование культуры педагогического общения учителя с учащимися как одного из главных компонентов профессионально – педагогической культуры является необходимым условием реализации идеи о взаимоотношениях учителя и учащихся. Создание целостной системы воспитания культуры педагогического общения учителя – настоятельная потребность практики.
Актуальными для сегодняшнего дня остаются требования к личности преподавателя высшей школы: профессиональная компетентность, способность увлекательно и полезно вести занятия, стремление к постоянному пополнению знаний, овладению профессионально-педагогической культурой.
2.1. Система сохранения здоровья субъектов
образовательного процесса
“Забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы .”
В. А. Сухомлинский
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Условия, направленные на сохранение, укрепление
и восстановление здоровья школьников

Состояние физического здоровья обучающихся

Уровень учебной и других нагрузок на организм обучающихся

Уровень физической подготовки и воспитания учащихся
Состояние влияния внешней социальной среды

Уровень развития физической культуры
Уровень психологической помощи школьникам

Состояние лечебно-оздоровительной работы
Состояние микроклимата в школе и дома

Состояние внеурочной воспитательной работы
Рациональная организация учебного труда в школе и дома

Воспитание физической культуры школьников включает:
– укрепление здоровья, содействие физическому развитию, повышение жизнестойкости и работоспособности организма;
– обеспечение необходимой подготовки к труду, к жизни, к защите Родины;
– формирование санитарно-гигиенических знаний и навыков организации труда и отдыха.
Для этого, прежде всего, необходимо:
– участие в областных, международных спортивных соревнованиях по видам спорта. Областная, спартакиада учебных учреждений, международные спортивные юношеские игры, участие в зимней и летней спартакиаде, организация городских соревнований по видам спорта, легкоатлетических кроссов, «Дня здоровья», городского спортивного смотра-конкурса.
– увеличение спортивных секций и групп общефизической подготовки в ОУ города.

2.2. Воспитание поликультурной, творческой,
социально-ориентиро­ванной личности

– формирование гражданского, нравственно-правового, экономиче­ского, экологического сознания школьников;
– создание условий для личностного развития и жизненного самоопределения учащихся.
1. Трудовая культура учащихся
Формирование трудовой культуры предполагает:
– воспитание положительного отношения к труду, как высшей ценности в жизни и потребности в творческом созидательном труде;
– воспитание личностных качеств школьников: целеустремленности, трудолюбия, деловитости, инициативы, предприимчивости, самостоятельности, ответственности, честности, дисциплинированности, работоспособности и т.д.
– овладение разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Для этого:
– участвовать в областных и городских трудовых акциях, десантах, операциях;
– создавать летние трудовые бригады старшеклассников;
– совершенствовать преподавание технологии путем использования новых образовательных технологий;
– увеличить количество кружков по данному направлению;
– систематически проводить выставки творчества учащихся, презентации, конкурсы.

Концепция воспитания

2. Формирование умственной культуры и научного мировоззрения
– систематически осуществлять диагностику и целенаправленное развитие у учащихся познавательных интересов и потребностей, стремление к обогащению научными знаниями;
– создавать целостную систему обучения учащихся способам жизнедеятельности, формированию интеллектуальных и исследовательских умений посредством расширения сети факультативов «Культура учебного труда», «Учись учиться», «Методика исследования», и т.д.;
– способствовать развитию поисковой исследовательской деятельности учащихся;
– проводить интеллектуальные игры (например, «Дебаты», «Лидер XXI века», «Эрудит»), праздники Науки, интеллектуальных марафонов, научно-практических конференций (участие в конференциях по итогам исследовательской работы «Жизнь города в годы войны»).
3. Воспитание гражданственности и патриотизма учащихся
– воспитание гражданственности и патриотизма школьников осуществлять на основе общегородской концепции. Содержание целенаправленной воспитательной работы включает:
– формирование гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти; любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничность патриотических чувств и межнационального общения.
Для этого формировать у школьников бережное отношение к истории своей семьи, рода, города, государства; к ее культурному наследию, к обычаям и традициям народа, изучению культуры и обычаев разных этносов. Ввести специальные и факультативные курсы «Граждановедение», «Краеведение», «Закон и я», «Я – гражданин». Проводить фестивали и праздники.
– Проводить работу с детьми по изучению государственных символов: герба, флага, гимна, символики других стран.
– Воспитать у учащихся готовность к защите своей Республики, укреплению ее достоинства, дружеских отношений с представителями других народов и стран. Реализация экспериментальных программ «Кадеты», «Служу Отечеству».
4. Правовая культура и предупреждение правонарушений
– Формирование правового сознания и правовых знаний. Введение специальных и факультативных курсов «Правовед», «Мораль и право», «Граждановедение».
– Воспитание законопослушания у детей. Клуб «Правовед».
– Соблюдение Декларации Прав ребенка и воспитания ответственности за свои поступки. Правовой всеобуч. Месячник «Внимание, дети».
– Профилактика правонарушений (программа прилагается).
5. Экологическая и валеологическая культура учащихся
Воспитание экологической культуры учащихся направлено на выработку ответственного и бережного отношения к природе, окружающей среде, собственному здоровью и здоровью других и достигается за счет:
– формирования системы научных знаний о процессах и результатах взаимодействия человека, природы, общества, экологических ценностей, ориентаций, норм и правил в отношении к природе и здоровью;
– формирования готовности к здоровому образу жизни и природоохранительной деятельности.
Пути преобразований:
1) интегративные курсы на основе междисциплинарного подхода.
2) Систематичность и целостность формирования сознания эмоционально-чувственного, мотивационно-волевого и деятельностного аспектов личности в учебном и внеучебном процессе.
3) Выделение ведущих понятий и идей, одной логики их развития, последовательного изучения и углубления на основе преемственности ступеней обучения.
Для этого:
– реализация программы «Зеленый дом»;
– проведение акций, таких как «Сохрани планету Земля», «Помоги птицам», «Зеленая елка», «Городу – чистый воздух»;
– ведение факультативных курсов «Валеология», «От экологии души к экологии природы», «Энтомология»;
– осуществлять показы фильмов: «О дикой природе»; о факторах, загрязняющих природную среду; о вреде и последствиях алкоголизма, курения, наркомании и т.д.
– проведение совместных акций с работниками медицинских учреждений по здоровому образу жизни;
– проведение ежегодного профилактического медицинского осмотра.
6. Эстетическая культура учащихся
Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности видеть, чувствовать и воспринимать прекрасное; защищать и создавать прекрасное в жизни и жить по законам красоты. Это определяет задачи:

3. Центр детской инициативы
3.1. План мероприятий по подготовке и проведению
научной деятельности учащихся
План организации научной подготовки лицеистов в учебном году

Вид деятельности
Класс
Время проведе-
ния меро- приятия
Ответ-ствен-
ные
1.
Знакомство с методами поиска научной информации, работы с каталогами в библиотеке. Знакомство с орга- низацией работы библиотеки лицея и других образова- тельных учреждений
8 -11
сентябрь-октябрь

2.
Знакомство с работой в системе Internet
10 -11
октябрь-ноябрь

3.
Рекомендации по написанию ученической научно- исследовательской работы
8-11
октябрь-ноябрь

4.
Подготовка и проведение лицейских олимпиад по предметам
7-11
ноябрь

5.
Подготовка учащихся к районным и городским предметным олимпиадам
8-11
ноябрь-декабрь

6.
Подготовка учащихся к конференциям научного общества учащихся
8-11
февраль-март

7.
Подготовка учащихся к Всероссийской конференции
10-11
декабрь-март

8.
Чтение лекций преподавателями вузов
10-11
в течение года

9.
Тематические классные часы и цикл бесед по научной организации труда учащихся
8-11
в течение года

3.2. Подготовка урока
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Рекомендации, приведенные ниже, помогут подготовиться к таким урокам. Изложены они в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:
1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
– четко определить и сформулировать для себя его тему;
– определить место темы в учебном курсе;
– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
– обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3.Спланировать учебный материал
Для этого надо: Подобрать литературу по теме. При этом если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
4.Подобрать учебные задания, целью которых является:
– узнавание нового материала;
– воспроизведение;
– применение знаний в новой ситуации;
– применение знаний в незнакомой ситуации;
– творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом “от простого к сложному”. Составить три набора заданий:
– задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
– задания, способствующие осмыслению материала учеником;
– задания, способствующие закреплению материала учеником.
5.Продумать “изюминку” урока
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников. Одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут – это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
6.Сгруппировать отобранный учебный материал
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала – суметь найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
7.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке
Для чего продумать:
– что контролировать;
– как контролировать;
– как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
8.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
9.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
10. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Конспект должен содержать три основные части:
1) формальную;
2) содержательную;
3) аналитическую.
Формальная часть выглядит так:
Урок №
Тема:
Цель:
Задачи:
обучающие: _
развивающие:
воспитывающие: _
Оборудование: _ Последовательность отдельных этапов урока.
Содержательная часть – состоит из двух частей:
1.Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
2. Таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:

что делают
этап урока
Ученики
Учитель

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.
Триединая цель урока – это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.
Триединая цель урока вбирает в себя 3 аспекта:
– познавательный;
– воспитательный;
– развивающий.
Познавательный аспект
1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания;
2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность;
3. Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма;
4. Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности;
5. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке;
6. Целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качество знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого.
Развивающий аспект
Один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков:
– развитие речи;
– развитие мышления;
– развитие сенсорной сферы (глазомер);
– развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитывающий аспект цели должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке.
Задача учителя на уроке – формирование гуманных отношений на уроке.
Конечный результат урока
Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:
1 – целенаправленность его деятельности на уроке;
2 – характер отношений с учащимися;
3 – индивидуально-личностный подход к учащимся;
4 – дифференцированный подход к обучению;
5 – умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся;
6 – работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений;
7 – работа по развитию познавательного интереса;
8 – работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности;
9 – сфокусированность усилий на формировании понятий;
10 – развитие общих способностей учащихся;
11 – объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки;
12 – эффективность усилий, развивающих личность;
13 – эффективность воспитывающих влияний.
Как видим, оценка результата работы учителя на уроке – процесс достаточно многоаспектный и сложный. Он не заканчивается на характеристике этих критериев, ибо результаты работы учащихся на уроке являются также и критериями работы учителя.
3.3. Исследовательские методы обучения
Самостоятельная работа рассматривается нами как дидактический метод обучения, с помощью которого преподаватель организует учебно-познавательную деятельность студентов на занятиях и при подготовке к ним.
Самостоятельно-познавательная деятельность студентов протекает в процессе обучения на разных уровнях. На первом уровне постановка цели и планирование познавательной деятельности студентов осуществляется с помощью преподавателя. На втором уровне цель определяется с помощью преподавателя, а планирование предстоящей работы выполняется студентами самостоятельно. На третьем уровне постановку цели и планирование предстоящей работы студенты производят самостоятельно только в рамках предъявленного преподавателем задания. На четвертом уровне работа осуществляется студентами по собственной инициативе. Они без помощи преподавателя сами определяют содержание, цель работы и самостоятельно ее выполняют.
Именно самостоятельная внутренняя переработка фактического материала способствует формированию у студентов собственных оценочных суждений, необходимых для глубокого усвоения научных знаний и их суждений, необходимых для глубокого усвоения научных знаний и их последующего творческого использования молодыми специалистами, а также учитывать разнообразные виды самостоятельной работы студентов.
В первую очередь самостоятельная работа студентов направлена на углубленное освоение программного материала. С этой целью студенты самостоятельно изучают психолого-педагогическую литературу, которая имеет отношение к предстоящей лекции и способствует закреплению полученных знаний, а также расширению и углублению тех вопросов, которые не нашли достаточного освещения в лекции.
Во-вторых, самостоятельная работа осуществляется студентами во время подготовки их к семинарским и лабораторно-практическим занятиям коллоквиумам, к зачетам и экзаменам, а также во время проведения аудиторных занятий.
При подготовке к занятиям самостоятельная работа, осуществляется в виде выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий.
Групповыми творческими заданиями являются: разработка коллективных выступлений, лекций; защита проектов авторских школ, коллективных творческих дел, проведения бесед, диспутов на заданную педагогическую тему, проведение различных видов игр и т.п.
В нашей педагогике последних лет все заметнее стремление к основательному пересмотру ее концептуальных основ, начиная с трактовки самой категории “воспитание”. Этот процесс будет тем результативнее, чем полнее и глубже будет осознана гуманистическая природа педагогического процесса.
Процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащегося. Метод обучения естественно следует рассматривать как способ, с помощью которого осуществляется эта взаимосвязанная деятельность.
Известно, что для развития ученика его необходимо включить в самостоятельную деятельность по решению проблем. Именно эту задачу и призваны решать эвристические методы обучения. Следовательно, эвристические методы – это методы развивающего обучения. Ведущая деятельность учащегося в условиях такого метода должна носить поисковый характер. Объем и способность самостоятельной поисковой деятельности учащегося могут изменяться в широких пределах, в связи, с чем эвристические методы делятся на:
– проблемное изложение;
– частично-поисковые методы;
– исследовательские методы.
1. В методе проблемного изложения самостоятельная поисковая деятельность учащегося, по существу, отсутствует, хотя его можно отнести к эвристическим, так как его применение приводит к тому, что вместо заучивания трудного материала ребята участвуют в процессе познания, проникая во все более сложные явления и постигая их взаимосвязи.)
2. Частично-поисковые методы позволяют на практике создать условия для развития познавательных способностей, интереса, мотивации и др.
Например, одним из частично-поисковых методов является эвристическая беседа – это вопросно-ответная форма обучения, которая предполагает самостоятельный поиск учеником новых знаний.
Поиск может быть значительно увеличен при предложении учащимся проблемных поисковых заданий, сложность которых может быть различной.
В условиях частично-поискового метода самостоятельная поисковая деятельность учащихся может быть индивидуальной или проходить в сотрудничестве (в малых группах), задания могут быть одинаковыми для всех учащихся или дифференцированными.
3. Исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов.
В классах с различным уровнем знаний учеников применять на уроке исследовательский метод в его классическом варианте можно крайне редко.
Однако в 8-х классах, в которых использование данного метода не просто возможно, но и в ряде случаев наиболее эффективно.
При выборе того или иного метода (формы) обучения полезно провести его анализ по следующим параметрам:
– цель;
– сущность;
– деятельность учителя;
– деятельность учащегося;
– возможность применения;
– достоинства;
– недостатки и трудности принципиального характера в процессе познания, проникая во все более сложные явления и постигая их взаимосвязи.
Проведение анализа по этому алгоритму поможет лучше разобраться в специфике метода и поэтому более точно находить его место на уроке.
Цель исследовательского метода – развитие следующих умений:
– актуализировать противоречия;
– находить и формулировать научную проблему;
– формулировать цель исследования;
– устанавливать предмет и объект исследования;
– выдвигать гипотезу;
– планировать эксперимент и его проведение;
– проверять гипотезу;
– делать выводы;
– определять сферы и границы применения результатов исследования.
Сущность исследовательского метода заключается в самостоятельной поисковой деятельности учащихся (практической или теоретической).
Деятельность учителя заключается в подборе заданий управлении деятельностью учащихся.
Деятельность учащихся – самостоятельный поиск новых знаний.
Возможность применения:
1) Наличие базовых знаний.
2) Знания, приобретаемые на данном уроке, находятся в зоне ближайшего развития учащихся.
3) Объем новых знаний невелик, так как экономить время на исследовании и торопить нежелательно.
4) У учащихся должен быть навык подобной деятельности.
5) Учащиеся должны владеть методами научного познания
Достоинства: развитие мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков (при групповой работе).
Недостатки: требуется много времени на получение результата.
Следует подчеркнуть важность предварительной подготовки учителя по управлению поисковой деятельностью, так как в условиях развивающегося обучения возможна большая и бесполезная затрата времени, путаница в знаниях, потеря интереса к исследуемой проблеме и ослабление уверенности в своих возможностях.
При изучении физики (химии, биологии), т.е. естественных наук система частично-поисковых методов может включать следующие моменты:
1) выдвижение учащимися гипотез и предположений;
2) самостоятельное доведение учащимися математических выкладок до получения результата и его физической трактовки;
3) анализ частных случаев полученной закономерности;
4) наблюдение новых физических явлений на опытах и попытки их объяснения;
5) привнесения в лабораторные работы дополнительных заданий исследовательского характера;
6) приобщение учащихся к проведению экспериментальных и теоретических исследований;
7) проведение аналогий и сравнений;
8) завершение экспериментального исследования в домашних условиях с последующим обсуждением его результатов;
9) составление задач творческого характера.
Исследовательский метод включает:
1. Опора на базовые знания по данной теме позволяет осуществлять поисковую деятельность.
2. Сравнительно небольшой объем новых знаний позволяет выделить дополнительное время на творчество.
3. Приобретенные навыки подобной практической деятельности облегчают организацию экспериментального исследования.
4. Наличие опыта работы в группах ускоряют процесс обмена идеями при организации мозгового штурма.
5. Высокий интеллектуальный уровень класса (исследовательский метод является средством развития творческих способностей и удовлетворения потребности в активном самостоятельном поиске новых знаний).
Совместное выполнение группового задания:
1. Сформировать группу из 3-4 человек;
2. Определить, уточнить общие цели совместной деятельности;
3. Составить план выполнения задания;
4. Распределить обязанности между участниками;
5. Найти способы решения задания;
6. Обсудить варианты выполнения задания;
7. Сопоставить варианты, предлагаемые разными участниками.
8. Принять коллективное решение;
9. Отчитаться в классе о проделанной работе.
Учащиеся, взрослея и переходя из класса в класс, в той или иной сте­пени расширяют круг теоретических знаний и практических умений, стано­вятся более развитыми при любых методах обучения. Но если процесс разви­тия умственных способностей станет целенаправленным и управляемым, то в более короткий срок будут достигнуты более высокие результаты.
Учебно-управленческие умения
Умение и навык
ученика
Деятельность учителя по формированию ОУН
1.Вникать в смысл задачи учебной деятельности
1.1.Определяет цель урока, знакомит с ней учащихся
1.2.Определяет дидактическую часть каждого этапа урока, разъяс- няет ее ученикам
1.3.Четко формулирует конечный результат для ученика на данном уроке
2.Выполнять работу, подражая учителю
(по образцу)
2.1.Разрабатывает алгоритм выполнения заданий, учит работе по ним учащихся
2.2.Учит учащихся самостоятельно разрабатывать алгоритм
3.Вносить свой эле- мент в выполнение работы
3.1.Учит находить наиболее рациональные способы работы
4.Владеть методом самоконтроля и самопроверки
4.1.Разъясняет учащимся способы самопроверки
5.1.Предусматривает в ходе урока устный комментарий ответов учащихся
5.Уметь оценивать ответы одноклас- сников

Работа с учащимися, имеющими повышенные учебные способности
1.Озанакомиться с данными психологов (ведущий тип памяти, мышления, объем внимания, карта интересов, профессиональная направленность).
2.Организовывать индивидуальную работу на уроке:
– определить меру трудности задания;
– создать индивидуальный план работы на уроке;
– разработать систему продуктивных заданий.
3.Вести исследовательскую деятельность с учетом интересов ученика по следующим этапам: организационному; внедренческому; диагностическому; аналитическому; итоговому.
4.Консультировать родителей по вопросам:
– круга интересов учащихся;
– трудностей в учебе;
– индивидуальных особенностей.
5.Организовать мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество знаний.
6.Устраивать публичное представление итогов исследовательской работы учащихся.
3.4. Учет и корректировка системы
учебно-воспитательного процесса
Обновление системы работы на основе пересмотра сложившихся, но не оправдавших себя в системе деятельности стереотипов можно учитывать по следующей форме:

Не оправдавшийся способ взаимодействия педагога с учащимся
Причина
Способ устранения
Опрос учащихся лишь у классной доски
Недооценка сочетания фронтального опроса с индивидуальным.
Мало учащихся опрошено.
Слабое внимание учащихся на уроке

Применить опрос у классной доски, с места, фронтальный.
Практиковать уплотненный опрос. Совершенствовать способы комментирования ответов уч-ся
Опрос учащихся преимущественно по вопросам
Игнорируется логически обоснованный рассказ учащихся
Сочетать фронтальную проверку знаний с индивидуальной
Знания учащихся оцениваются чаще всего в конце урока
Допускается обезличенный подход к оценке знаний. Не учитывается сообразительность учащихся на уроке. Проявляются элементы случайного (субъективного) при оценке знаний
Оценивать знания в ходе и в конце опроса, в ходе объяснения нового материала и в конце урока
При оценке знаний учащихся особое внимание концентрируется на полноте сообщенной информации
Недооценивается логика мышления ученика. Игнорируются умения школьников.
В процессе оценки учитывать логику рассуждения и память уч-ся. Отдавать предпочтение умению школьника самостоятельно овладевать знаниями.
Преобладает проблемное изложение знаний
Недооценивается убедительный, достаточно обоснованный рассказ (педагога, ученика)
Сочетать проблемное, эмоциональное и рациональное в уроке (при опросе, в процессе анализа новой информации)
Коррекцию собственной работы на пути к овладению педагогическим мастерством важно осуществлять в двух направлениях: пересмотр сложившихся, но не оправдавших себя в системе деятельности стереотипов и введение (воплощение) в учебный процесс более совершенных, действенных способов работы.
Заключение
Обращение к анализу проблем школьного и вузовского образования с неизбежностью выдвигает задачу оценки и разработки теоретических основ формирования инновационной деятельности учителя. Эта задача имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от её решения зависит успех преобразований в системе образования, перспективы развития школы. Выявление ведущих тенденций, принципов, психолого-педагогических условий инновационной подготовки учителя.
Сегодня в нашей стране происходит становление науки о педагогических нововведениях. Выделение этой науки в самостоятельную отрасль началось с общественно-педагогического движения, с возникновения противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать. Возрос массовый характер применения нового.
Кое-что сделано, но остаётся ещё немало нерешенных проблем, и одна из них – дать целостное теоретическое представление о педагогической инноватике, её составе, структуре и функциях.
Обществу нужны творчески мыслящие люди, специалисты, а это предполагает творческое освоение современных знаний. Разумеется, многое можно сделать с помощью проблемного обучения, но ведь оно требует больших затрат времени, чем объяснительно-иллюстративные методы, передающие знания в готовом виде. Необходим поиск новых подходов, обеспечивающих эффективность обучения, и он невозможен без инновационной деятельности учителей. Именно поэтому так важно сейчас научить этому педагогов и изменить систему подготовки педагогических кадров.
К сожалению, есть немало материально-технических, финансовых, социальных трудностей, которые сдерживают инновационные устремления нашего учительства, мешают овладеть в требуемой мере современной духовной культурой, необходимой для творчества. Существует явное противоречие между возможностями и реальным состоянием педагогического сообщества в освоении и оценке нового.
Сам принцип в инновационной педагогике мне нравится своим личностно-ориентированным подходом, т.е. потенциальной возможностью создания разного – рядом. И чем больше будет этого разного, тем лучше. Появится больше возможностей для выбора. И может быть, именно сейчас надо особенно заниматься системой подготовки педагогических кадров в инновационном залоге, как гаранта нашего «светлого» будущего в образовании.

Список используемой литературы
1. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений./Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1995.
2. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем./Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
3. Немова Н.В. Управление методической работой в школе/ Отв. ред. М.А. Ушакова. М.: Сентябрь, 1999 (Б-ка ж. “Директор школы”).
4. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. – М.: АРКТИ, 2000.
5. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в общеобразовательных учреждениях.-М.: АПО, 1996.
6. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. / Отв. ред. М.А. Ушакова. -М.: Сентябрь, 1998 (Б-ка ж. “Директор школы”).
7. Плахова Л.М. «Как сделать хорошую школу?»: Практикоориентированное пособие по проектированию и управлению школой- М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000
8. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000.
9. Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. / Отв. ред. М.А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2000.
10. В.М. Лизинский Работа администрации школы с учителем. -М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000.
11. Учитель в эпоху перемен: Коллективная монография. – С-Пб.: Из-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.
12. Маскин.В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К., Крылова М.Б. Работа руководителя школы по созданию и развитию системы научно-исследовательской деятельности в образовательной сфере.: Метод. реком ./ Ряз. обл. ин-т развития образования. – Рязань, 2000.
13. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе- М.: Пед. об-во России, 1999.
14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М: Народное образование, 1998.
15. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности”- М., 1988.
16. Ян Амос Коменский. Великая дидактика. – М., 1983, стр. 160-170.