Организация досуга

Введение
Увеличение свободного времени у населения промышленно- развитых стран обусловлено рядом факторов, в том числе такими, как сокращение рабочей недели, увеличение числа бытовых электроприборов и готовых к употребле­нию продуктов питания, улучшение средств связи и транспорта. Согласно данным работы [1], относительная доля свободного времени от общего коли­чества активного времени человека составляла в 1910 г. всего лишь 27%, в 1950 г.— около 34%, а в 2000 г. достигает 38% (таблица 1).
Таблица 1 – Распределение свободного времени в 1950 и 2000 гг.
Род деятельности
Относительная доля свободного времени, %
1950
2000
Работающие
Рабочие дни
Выходные дни
Отпуск Пенсионеры
Прочие
42
39
8
5
6
34
44
16
5
1
Увеличение свободного времени сопровождается одновременным увеличением доходов в сфере организации досуга, причем наблюдается смещение в балансе доход — досуг в сторону первого. Ученые полагают, что подобное смещение в балансе способствует расширению возможностей для населения наилучшим образом использовать свое свободное время, что в свою очередь стимулирует развитие «отрасли организации досуга».
Под «отраслью организации досуга» понимается экономическая деятельность, направленная на создание возможностей и условий для проведения свободного времени вне дома. Подобного рода деятельность могут осуществлять государственные (например, U. S. National Park Service), обществен­ные (культурные и зрелищные муниципальные учреждения) или частные (отели, парки отдыха) организации.

Административная деятельность, связанная с организацией досуга, пока что не стала объектом всестороннего изучения для исследователей систем, хотя полученные результаты свидетельствуют об эффективности при­менения методов исследования операций и при организации некоторых видов отдыха вне дома. Существующее положение дел в рассматриваемой сфере деятельности напоминает ситуацию, характерную для 1966 г., когда наблю­далось увеличение научно-исследовательских работ, посвященных организа­ции отдыха вне дома, что давало основания для предсказания возрастающей роли профессиональных и научных знаний при решении проблем данной области экономики [2]. Сегодня аналогичный прогноз может быть сделан относительно применения методов исследования операций при организации досуга [3, 4].
До сих пор исследователи систем основное внимание уделяли организации развлечений, включая путешествия и туризм, и организации спорта. Интересно отметить, что первые попытки привлечь внимание тренеров к методам исследования операций как к эффективному средству улучшения спортивной работы относится еще к 1954 г., а подобная попытка в обла­сти туризма была сделана лишь в 1969 г.
Характерной особенностью первых количественных исследований в области развлечений и спорта является то, что в них почти не используются модели принятия решений. Очевидно, это объясняется тем, что в ряде случаев для моделей принятия решений необходимы данные, которые в свою очередь являются результатом прогноза, и требуются количественные изме­рения эффективности (оценка прибыли) каждого возможного решения. По­скольку в ранних работах основное внимание уделялось статистическому описанию различных проблем (например, проблемы определения относительной частоты перехвата и потери мяча в баскетболе), разработке моделей про­гнозирования и способов оценки прибыли, получаемой от некоторых видов организации досуга, то, следовательно, эти работы можно рассматривать как необходимый этап процесса создания моделей принятия решений.

Все вышеизложенное, а также тот факт, что вопросы применения методов исследования операций в области путешествий, туризма и спорта регу­лярно включаются в повестку дня объединенных совещаний ORSA и TIMSr свидетельствуют о важной роли методов исследования операций в деле орга­низации досуга.
В данной главе рассматривается применение методов исследования операций при организации развлечений, путешествий, туризма и спорта, при этом особое внимание уделяется методам, разработанным для оценки результативности и выбора стратегии, определения состава команд и оптими­зации планов тренировок; обсуждаются наиболее новые и важные подходы к прогнозированию, оценке выгоды и построению моделей принятия реше­ний.

1 Применение методов исследования операций при организации развлечений, путешествий и туризма
Прежде чем приступить к рассмотрению примеров применения методов исследования операций при организации развлечений, путешествий и туризма, необходимо уточнить, какую смысловую нагрузку несут эти три понятия.
Понятие «развлечение» определить довольно трудно, так как оно включает все виды занятий, которым посвящается досуг, или свободное время. Сущностью этого понятия является свободный выбор занятия, т. е., иными словами, развлечение – это сво­бодно выбираемый вид деятельности.
Туризм можно рассматривать как один из видов развлечений, предполагающий передвижение. По определению словаря Вебстера [5], «турист — это тот, кто передвигается, или путешествует, для собственного удовольствия». Туристами, по определению Международного союза официальных туристических организаций (МСОТО), являются визитеры, останавливающиеся в посещаемой ими стране не менее чем на 24 часа, причем целью такого посещения могут быть отдых, решение деловых или семейных вопросов, выполнение какого-то поручения или какая-то встреча.
Путешествие, в противоположность туризму, означает сквоз­ной проезд или перемещение от пункта к пункту с использованием любого вида транспорта. В данном разделе рассматриваются, как правило, путешествия с целью развлечения, которые, по неко­торым сведениям, составляли в 1970 г. 75% всех путешествий в международном масштабе и почти половину всех путешествии в масштабе США. В то же время, по оценке МСОТО, 75% расхо­дов на туризм приходится на путешествия по стране, причем для Швейцарии эти расходы составляют 44%, а для Соединенных Шта­тов — 74% [6].

Между рассматриваемыми понятиями, несмотря на различия, существует тесная взаимосвязь, особенно это относится к туризму и развлечениям. Первоначально предполагалось, что применение методов исследования операций при организации развлечений вне дома ограничивается в основном прогнозированием интенсивности люд­ского потока из центров сосредоточения населения в места отдыха, и развлечений и оценке основного экономического эффекта, получаемого в сфере организации досуга. Однако, по мере того как повышался уровень исследований, проводимых в сфере организации досуга, появилась реальная возможность для раз­работки и использования модели принятия решений, и в первую очередь при планировании туризма.
1.1 Модели прогнозирования и модели распределения потоков туристов
В данном разделе модели прогнозирования рассматриваются в соответствии с классификацией, предложенной Чамбером в своей работе «Правильный выбор» работе, т. е. модели, использующие временные ряды, причинно-следствен­ные и качественные модели.
1.1.1 Анализ временных рядов
Здесь анализи­руется зависимость интенсивности туризма от фактора сезонности и иллюстрируется применение программы анализа временных рядов, разработанной в U. S. Bureau of the Census, для численной оценки сезонных колебаний и периодичности различных компонент туризма в Израиле. В частности был проведен анализ временных рядов, содержащих информацию относительно следую­щих показателей: количество туристов, пользующихся услугами аэрофлота, количество приезжающих туристов, объем иностранной валюты, поступающей в Израиль в результате туризма, число постоянных жителей Израиля, покидающих страну с целью туриз­ма, число мест в гостиницах, предназначенных для туристов (только для иностранных туристов, только для местных туристов и общее число мест).

Результаты анализа [7] сравниваются с соответствую­щими данными по некоторым другим странам. Кроме того, показа­но, каким образом министерство по туризму Израиля использует результаты прогнозов для определения коэффициента максималь­ного ежегодного «пользования», величина которого зависит от показателя «сезонность» и представляет собой процент мест отдыха и развлечений, которые могут функционировать в течение всего года, от общего их числа, используемых в разгар сезона. На основе полученной таким образом информации проводятся иссле­дования, целью которых является удлинение туристического сезона путем организации мероприятий в период межсезонья, т. е. введения второго (и по возможности третьего) сезона и т. д. К преимуществам удлиненного туристского сезона можно отнести следующие:
— лучшие условия для отдыха большего числа людей (имеется в виду отсутствие перенаселенности, характерной для разгара сезона);
— лучшее использование средств обслуживания туристов и бо­лее равномерное распределение нагрузки на экономику и эколо­гию соответствующего района;
— более равномерная занятость обслуживающего персонала гостиниц и других туристских учреждений, что позволяет улуч­шить качество ресторанного и других видов обслуживания.
1.1.2 Причинно-следственные модели
Баттелевский науч­но исследовательский центр в Женеве создал одну из наиболее со­вершенных причинно-следственных моделей прогнозирования потока международного туризма [8]. Модель является ступенчатой: вначале делается допущение о существовании простой зависимости между числом туристов, ежегодно прибывающих в j-ю страну из i-й страны, и численностью населения последней. Затем в мо­дель последовательно вводится ряд независимых переменных, таких, как доход на душу населения, общность стран (например, языка), привлекательность (или популярность) данной страны для туристов. Согласно модели, между переменными существует следующая взаимосвязь:

где Nij – число туристов из i–й страны, прибытие которых в j–ю страну зарегистрировано; Pi-численность населения в i–й стране;Gi – доход на душу населения в i–й стране(валовой национальный продукт на душу населения);Dij -расстояние между i –й и j–й странами;Lij – оценка показателя общности(например, языка) i–й и j-й стран;Aj – оценка показателя популярности j–й страны у туристов; Tn- фиксированные моменты времени(например, год или месяц);αj, βj, γj, εj, σj, – коэффициенты эластичности соответствующих переменных для j–й страны.
Переменная Тn служит для оценки прогрессивных изменений за определенный период таких факторов, как разме­щение населения, уровень образования и количество свободного времени.
Несмотря на то, что в модели практически используются только те переменные, относительно которых имеется достаточный объем информации, прогнозы, полученные с помощью этой модели, достаточно хорошо согласуются с прогнозами, составленными организацией МСОТО. По-видимому, улучшение систем сбора информации о туризме позволит включить в модель другие пере­менные.
Например, существуют следующие факторы, влияющие на распределение потоков туристов в районе Тихого океана[9,10]. В част­ности, показано, как можно определить:
— «фактор места назначения», характеризующий особенности места назначения, благодаря которым оно становится привлека­тельным для туристов в течение определенного периода времени;

«фактор связи», характеризующий различные виды связей, существующих между пунктом отправления и пунктом назначения в течение определенного периода времени. Фактор связи учиты­вает также средства передвижения и информации, т. е. два вида связи, необходимой для реализации возможности путешествий из одного пункта в другой.
Фактор места назначения и фактор связи вместе с такими факторами, как общее число туристов, выезжающих из данного исходного пункта, и географическая удаленность пункта отправле­ния от пункта назначения, становятся независимыми переменными в модели потоков, предназначенной для прогнозирования числа туристов, которые покидают пункт отправления и должны достичь пункта назначения за определенный период времени. Подобная модель была разработана и применена для изучения определенных районов Тихого океана с точки зрения возможного их использо­вания для туризма.
Для предсказания будущего роста числа туристов в районах Тихого океана была использована модель множественной регрессии. Эта модель является более традиционной в том смысле, что переменные причинно-следственной модели, по предположению, являются членами различных временных рядов экономического характера. (Полученные результаты были использованы в качестве вспомогательных данных при планировании.)
1.1.3 Качественные модели
Большинство традиционных потоковых моделей разрабатываются с учетом субъективных (каче­ственных) данных и демонстрируют эффективность методов поиска согласованного решения и коллективного (группового) принятия решений. Впервые качественный подход к решению проблем организации досуга был предложен в работе Гаумница [3]. Авторы работы использовали утверждение, согласно которому действие, подобное поездке одного лица или семьи к какому-нибудь озеру, можно рассматривать как результат процесса принятия решений. Такой процесс является умственным познавательным процессом, т. е. представляет собой цепь логических рассуждений и оценку результатов возможного образа действия с учетом потребностей, целей и возможностей данного человека или семьи. В соответствии с этим утверждением, процесс принятия решений можно предста­вить в виде формализованной программы действий. Для этого необходимо сформулировать ряд таких утверждений, возражений или распоряжений, придерживаясь которых, можно помочь инди­видууму сделать выбор, соответствующий его желаниям.
Эта программа, или схема исключений, может оказаться полезной для органов планирования и управления при прогнозирова­нии действительного числа потенциальных туристов из множества возможных, т. е. при определении степени использования туристи­ческих объектов.
1.2 Определение выгод, получаемых от реализации мер по организации досуга
В процессе развития методов планирования туризма был разработан ряд подходов к оценке выгод. Для развивающихся стран, основной задачей которых является увеличение покупательной способности, создание отрасли организации досуга, и в особенности туризма, можно расценивать как одну из важных тактиче­ских мер, обеспечивающих приток иностранной валюты в страну. Объем иностранной валюты, поступающий в страну таким спосо­бом, можно рассматривать как непосредственную оценку прямых выгод; получаемых от туризма.
Для всестороннего планирования туризма в Израиле была предложена смешанная модель целочисленного программирова­ния. Целевая функция этой модели отражает вклад иностран­ной валюты, поступающей в страну вследствие туризма, в общую чистую прибыль. Согласно данным работы Пауэрса [11], дополнительная прибыль от туризма может быть получена в результате экономии средств на развитие местного туризма. Кроме того, автор работы предлагает для оценки вариантов решения относительно развития сектора туризма использовать приведенную чистую стоимость.

Наряду с прямыми выгодами от развития туристического секто­ра необходимо учитывать также и косвенные выгоды. В связи с этим возникает проблема определения эффекта мультипликации, обусловленного притоком денежных средств в результате туриз­ма. Исследуя состав косвенных и индуцированных потоков денежных средств, можно проанализировать, какие области эко­номики имеют приток средств в результате этого эффекта.
Методы оценки выгод, не имеющих денежного выражения (на­пример, от капиталовложений в организацию и строительство национальных парков, государственных мест отдыха и развлече­ний и т. д.), носят более субъективный характер. В настоящее вре­мя не существует единого мнения о возможности и целесообраз­ности осуществления оценки таких выгод.
В настоящее время интенсивные исследования в рассматривае­мой области проводятся по инициативе организации CORDS.
Одним из возможных подходов к определению выгод, связанных с развитием туристического сектора, является метод оценки полезности, которая отражала бы степень привлекательности дан­ного места для туристов. Метод такой оценки, рассматривает в своей работе Арчер [12], сводится к определению полезности многих показате­лей. Данный подход может быть представлен следующим образом:
— выбор критерия оценки показателей привлекательности;
— определение относительной значимости показателей, т.е. определение весовых множителей;
— использование оценок экспертов для уточнения правильности выбора критерия оценки;
— определение численного значения функции полезности, или «относительной привлекательности», туристического района.
Данные, полученные в результате применения такого подхода, были использованы министерством по туризму Турции при раз­работке соответствующих планов и при распределении по катего­риям 65 географических районов Турции, представляющих интерес с точки зрения туризма. При этом численные значения функции полезности составляли как «инвентарную опись», или оценку состояния дел в области туризма в Турции.
1.3 Модели принятия решений
Модели принятия решений составляют основу дисциплины ис­следования операций. Тем не менее, первая попытка использо­вать подобные модели для организации досуга была предпринята лишь в 1972 г. и представляла собой комплексное исследо­вание в области планирования туризма в развивающейся стране. В частности, в рамках этого исследования была создана модель, результаты анализа которой явились основой для разработки Турцией соответствующей стратегии капиталовложений в сферу туризма на 3-ю пятилетку.
Задача была сформулирована следующим образом:
найти

при ограничениях

где N — число туристических районов, на которые подразделяется страна (для Турции N = 65); Ki — число проектов, предложенных для реализации в i-м туристическом районе в течение планируемого периода (3-й пятилетний план для Турции); Хij — переменная, принимающая значение 1, если j-й проект выбран для реализации в i-м туристическом районе, и значение 0 в противном случае; dij — оценка выгод, получаемых при условии, что j-й проект реализован в i-м туристическом районе; сij — ориенти­ровочная стоимость (по завершении) j-го проекта, предложенного для реализации в i-м районе; Pi — индексное множество относи­тельной значимости проектов, предложенных для реализации в i-м туристическом районе; b — ассигнования на развитие сектора туризма в течение планируемого периода.
Величина dij должна отражать относительную значимость возможных проектов и удовлетворять свойству аддитивности для всех проектов отдельного плана распределения, что позволяет определить выгоды от реализации общего плана. На первый взгляд может показаться, что в качестве оценки выгоды (прибыли) можно использовать приведенную чистую прибыль, получаемую от реали­зованного проекта. Однако при более внимательном рассмотрении такая оценка оказывается неприемлемой. Это связано с тем, что, во-первых, существует большое число различных проектов, рас­сматриваемых при планировании в региональном или националь­ном масштабе, а во-вторых, с тем, что помимо проектов гостиниц, дачных поселков и т. д., которые действительно вызывают приток средств, существуют такие, как проекты сооружения дорог, про­ведения археологических раскопок или строительства музеев, которые не дают выгоды в денежном выражении. Тем не менее реализация подобных проектов связана с определенными затрата­ми, которые должны быть учтены при распределении и так доволь­но скудных ассигнований на развитие туризма.
Выбранная оценка выгоды представляла собой усредненное значение величин прибыли от различных возможных проектов. При рассмотрении совокупного воздействия развития туризма на страну через получаемую валюту использовалась смешанная оценка. В частности, рассматриваемой оценкой является придель­ная полезность, которая отражает вклад данного проекта в «уси­ление» показателя привлекательности данного региона для тури­стов. Если Ai(M) — вектор, характеризующий привлекательность (по каждому из 17 критериев, как в примере с Турцией) i-го туристского района после завершения проекта М, включая все проекты, непосредственно ему предшествовавшие, то предель­ный вклад проекта М по каждому критерию выражается векто­ром «воздействия» Тi(М), который определяется следующим образом:

где L — множество проектов, непосредственно предшествовавших проекту М. Поясним сказанное на примере. Проект строительства гостиницы в определенном районе может рассматриваться только в том случае, если имеется решение о постройке дороги к месту, где будет располагаться гостиница. Следовательно, проект строи­тельства дороги непосредственно предшествует проекту строитель­ства гостиницы. Аналогичным образом любому проекту может предшествовать более чем один проект. Необходимо подчеркнуть, что для каждого туристического района существует некоторый запланированный проект и связанный с ним проект инфраструкту­ры и оба эти проекта являются предшественниками любого проект та для данного района. Задача состоит в том, чтобы, прежде чем предпринимать реальные шаги, обеспечить надлежащий уровень планирования развития района и таким образом гарантировать каждому туристическому району надлежащую инфраструктуру, которая удовлетворяла бы по крайней мере минимальным требо­ваниям, предъявляемым к качеству обслуживания туристов.
Если через W обозначить вектор весовых множителей (или относительной значимости показателей привлекательности), то выгоды от реализации i-го проекта в j-м туристическом районе определяются следующим образом:

Численное решение задачи осуществлялось с помощью методов линейного программирования. Рассматриваемая модель была предметом многочисленных исследований, в результате которых были сделаны следующие выводы :
— модель является статической однопериодной моделью при­нятия решения;
— модель учитывает перспективу развития «туристической программы» страны в целом, но не учитывает различий географи­ческих районов с точки зрения интенсивности потока туристов;
— модель не отражает ограниченных возможностей развития туризма в отдельных географических районах. Одним из резуль­татов исследований в области планирования туризма явилась разработка универсальной модели планирования туризма в Израи­ле.
В данном случае задача формулировалась следующим образом:
– найти максимальное значение целевой функции, представля­ющей собой общий объем чистой прибыли от туризма в иностранной валюте при условии, что критерием экономической эффективности является стоимость эквивалента добавочной чистой прибыли иностранной валюты;
– при ограничениях на предложение, определяемое местными факторами планирования (характер сооружений, наличие рабочей силы, расположение мест отдыха и развлечений);
– спрос в течение периода планирования (который определяется на основе экзогенного прогноза, проводимого при различных предположениях).

На основе анализа результатов применения данной модели можно осуществить следующие операции:
— определение вероятного и оптимального выходного эффекта и его качественной структуры с точки зрения национальной эко­номики;
— уравновешивание максимального спроса и предложения и определение соответственно излишка или дефицита;
— определение уровня затрат, необходимых для достижения оптимального выходного эффекта, контролируемого для основ­ных факторов планирования;
— определение регионального распределения средств в зави­симости от потенциальных возможностей развития туризма в каж­дом регионе;
— определение возможного и предпочтительного сезонного рас­пределения различных показателей;
— определение скрытой цены, т. е. предельной стоимости, свя­занной с «изменением» основных предположений, входных данных и оптимальных результатов.
К важным моделям планирования туризма относится динами­ческая модель математического программирования, предназначен­ная для выбора проектов развития туризма в Пуэрто-Рико при ограничении на средства и численность квалифицированной рабо­чей силы.
Модель линейного программирования может быть использована управляющим отдельных го­сударственных парков при планировании расширения предостав­ляемых этими парками услуг для удовлетворения возрастающих потребностей посетителей. Анализ этой модели дает информацию относительно числа дополнительных сооружений, которые можно построить при различном объеме капиталовложений, различных эксплуатационных затратах, спросе на земельные участки и общей потребности в местах развлечений.
1.4 Выводы
Наличие большого числа работ, посвященных вопросам прогно­зирования в сфере организации досуга, можно объяснить в основ­ном тем, что именно на этих вопросах было сконцентрировано внимание экономистов. Однако повышенный интерес к прогнозу привел к тому, что в рассматриваемой сфере деятельности в основном применяются экономические методы прогнозирования. Очевидно, только этим можно объяснить тот факт, что до сих пор при решении проблем, связанных с организацией досуга вне дома, в должной мере не используются методы временных рядов, и даже в тех случа­ях, когда требуется прогноз на короткий период или период сред­ней продолжительности.
Новый подход к моделированию потоков туристов был предло­жен Демерсом в 1974 году. Согласно этому подходу, туристический район рассматривается как совокупность привлекающих туристов мест (узлов), соединенных дугами, которые представляют собой потоки туристов. Подобное представление дает возможность проводить анализ полученной сети с помощью хорошо разработанных методов исследования операций, которые, однако, до сих пор не применялись в рассматриваемой области. Представляется, что в бу­дущем этот подход найдет более интересное применение при реше­нии проблем, связанных с прогнозированием потоков туристов.
В последнее время большое внимание уделяется проблеме создания эффективной системы сбора информации о местах отдыха и развлечений, которую можно было бы использовать для улуч­шения прогнозирования, управления и планирования.
Что касается методов оценки выгоды (прибыли) от реализации мер по организации отдыха и развлечений, путешествий и туризма, то здесь возникает ряд проблем, с которыми и теоретики и практи­ки в области исследования операций уже сталкивались при иссле­довании систем городской сферы обслуживания и службы здравоохранения. Главная трудность заключается в том, что субъективные факторы, которые следует учесть при оценке выгоды, должны иметь численное выражение.

Существенным пробелом в области применения методов иссле­дования операций в сфере отдыха и развлечений, путешествий и туризма является отсутствие фундаментальных работ по моде­лированию процессов принятия решений. Вместе с тем уже резуль­таты первых исследований в этом направлении свидетельствуют о возможности применения формальных моделей. В настоящее время реализация такой возможности не вызывает никаких сом­нений, если учесть, что в решении вопросов прогнозирования и оценки выгод (прибыли) достигнут настолько большой прогресс, что соответствующие результаты могли бы быть использованы как исходные данные для введения в математические и имитационные модели.
Современные исследования в области отдыха и развлечений вне дома ведутся по следующим направлениям:
a) Географические исследования на региональном (националь­ном) уровне
Сбор данных на местах:
– эстетическая оценка ландшафта, выраженная через показа­тель физической среды;
– привлекательность места — естественная (природная) и искус­ственная (созданная человеком);
– степень изменения человеком естественного ландшафта с целью придания ему привлекательности.
Сбор и анализ статистических данных:
– путешествия с целью развлечения;
– организация туризма;
– перспективная оценка потребностей в местах отдыха и развлечений для конкретного района;

распространение новых веяний в проектировании средств обслуживания туристов.
b) Экономические, политические и социологические исследования
Изучение предложения и спроса в сфере отдыха и развле­чений.
Анализ распределения ресурсов, анализ типа затраты — выго­ды и соответствующих стратегий в области экономики.
Экономические аспекты проблемы отдыха и развлечений.
Социологическое и психологическое воздействие путешествий.
c) Другие возможные направления исследований
Биологические исследования (экология).
Анализ технической осуществимости различных проектов, изучение особенностей местности с целью оптимального их использования при реализации проекта.
Пропускная способность мест отдыха.
Природа эстетической оценки данного места.
2 Применение методов исследования операций в области спорта
Первая работа, посвященная использова­нию методов исследования операций в области спорта, была опубли­кована в 1942 г. Автор этой работы писал: «Возможность приме­нения научных методов при изучении спортивных игр до сих пор не изучена должным образом. Между тем предварительные данные по использованию методов исследования операций при изучении футбола и баскетбола показывают, что основные показатели подоб­ных видов спорта могут быть описаны в терминах исследования операций. Вполне возможно, что использование научных методов в тренерской работе позволило бы существенно улучшить спортив­ные показатели и в частности игру команд». Аналогичная мысль была высказана в 1974 г. в работе Ладани [13]: «Спортивные состязания могут оказаться плодотворной сферой применения методов теории управления».
Анализ видов спорта, по которым проводятся соревнования,. с точки зрения исследования операций позволяет сделать следую­щие выводы: банки данных находятся в сравнительно хорошем сос­тоянии и содержат новейшие сведения (люди проявляют громадный интерес к этим данным); действия повторяются, поэтому можно проводить неоднократные наблюдения процесса приблизительна в одних и тех же условиях; правила игр «точно определены», что исключает возможность «изменить игру» в самом ее разгаре; руко­водство в этой сфере, очевидно, достаточно восприимчиво к техни­ческим нововведениям, поскольку тренеры активно ищут способы обеспечить так называемый «конкурентный перевес».
Можно предположить, что именно поиск конкурентного переве­са, который ведут тренеры, является причиной того, что многие особенно успешные случаи применения методов исследования операций в области спорта до сих пор остаются секретами, кото­рые ревностно охраняются.
Тем не менее, мы рассмотрим различные примеры применения методов исследования операций в области спорта, о которых сооб­щалось в печати.

2.1 Состав команд
Роберт Макол [14] одним из первых предложил использовать алгоритм решения задачи назначения для формирования коман­ды. В частности, тренеру по плаванию при формировании команды для смешанной эстафеты следует отобрать пловцов, среди которых было бы несколько спортсменов, хорошо владеющих более чем одним стилем плавания. Усложненный вариант этой же идеи был исполь­зован при формировании основного состава команды из 38 канди­датов. В этой же работе был предложен заслуживающий внимания способ определения коэффициентов целевой функции, который сводится к следующему.
Вначале каждый тренер составляет список показателей (как физических, так и умственных), которыми должен обладать тот или иной спортсмен, чтобы во время игры занять в команде место, которое для него отвел тренер. На основании этих списков делается попытка создать множество, состоящее из п показателей, взаимна исключающих друг друга и вместе с тем образующих исчерпываю­щий перечень, другими словами, делается попытка определить независимые показатели.
Затем каждый тренер определяет относительную значимость, (весовой множитель) каждого показателя, включенного в перечень, с учетом места, которое занимает игрок во время игр.
Обозначим сводную матрицу весовых множителей через В (bij — весовой множитель, приписываемый i-му показателю, если игрок занимает j-е место в команде).
После этого главный тренер определяет относительную значи­мость каждого из М мест в команде с точки зрения выявления потенциальных возможностей команды, вновь используя метод Черчмена — Аккофа (j-му месту приписывается весовой множитель Wj).

Наконец, тренерский состав оценивает каждого из L игроков по всем показателям, учтенным в перечне. Результаты представля­ются в виде матрицы А (аij — оценка i-го игрока по j-му пока­зателю).
В результате получают оценку cij возможности i-го игрока занять j-е место в команде, т. е.

При необходимости можно также оценить вклад dij в игру коман­ды i-го игрока, занимающего j-е место:

Таким образом, задача сводится к задаче назначения, решение которой находится с
помощью стандартного метода линейного про­граммирования. Другими словами, определяются некоторые переменные Хij (которые принимают значения 0 или 1) так чтобы максимизировать сумму величин dijXij по всем i-м местам и всем j-м игрокам при условии, что все места заняты и каждый игрок назначается не более чем на одно место. Этот метод оказался весь­ма эффективным при решении проблемы расстановки игроков.
2.2 Оценка стратегии в командных видах спорта
Среди всех видов спорта, пожалуй, бейсбол наиболее часто анализировался с помощью формальных методов. Тем не менее, можно перечислить всего несколько работ, которые действительно можно расценивать как серьезные исследования, посвященные использованию применения методов исследования операций при решении проблем этого вида спорта. Одна из наиболее извест­ных книг о бейсболе, обзор которой был опубликован в жур­нале Operations Research, была расценена как работа, которая интересна для болельщиков, но не должна ни в коем случае попа­даться на глаза тем, кто изучает теорию вероятностей [15]. Это замечание справедливо не только по отношению к данной книге, но и ко всем работам о бейсболе в области исследования операций, выполненных до настоящего момента. По существу, все работы применяют методы статистики лишь для анализа данных. Например, в работе Линдсея вычисляется математическое ожидание трех показателей качества игры команды: зависимости среднего числа подач от мастерства ловящего и подающего игроков; бино­миальное распределение попаданий; попадание при полной защите. В одной из более поздних его работ исследуются некоторые особен­ности стратегии максимизации вероятности выигрыша, а в рабо­те Фриза [16] описано построение с помощью метода Монте-Карло имита­ционной модели на основе данных Sports Illustrated, раздел «Бейс­бол». (Заметим, что сведения о бейсболе являются наиболее доступными по причине его выгодности с коммерческой точки зрения.) Эта имитационная модель была использована для провер­ки некоторых гипотез, основанных на предположениях, высказан­ных Куком [17].

Исследования, посвященные бейсболу, побудили исследователей проанализировать 8373 партий из первых 56 туров, вклю­ченных в таблицу розыгрыша 1969 г. Национальной футбольной лиги. В частности, было вычислено ожидаемое время владения мячом при условии, что игра начинается из положения «вне игры» и игрок проходит десять ярдов. В результате проведенного анали­за были сделаны два важных вывода относительно стратегии нападе­ния. Во-первых, было показано, что в ситуации, когда было объявлено положение вне игры и забит гол, необходимо стре­мительно проводить мяч в ворота противника, а не перебрасывать его, как это обычно делается в случае атаки при попытке вабить гол. Прямая проводка мяча может применяться и в особых обстоя­тельствах, например при необходимости забить победный гол, когда до конца игры остается всего несколько секунд, и т. д. Во-вторых, было показано, что, если команда проигрывает не более чем 7 очков, она не должна требовать минутного перерыва в следующих случаях: до конца игры остается более 30 с, и при этом мячом владеет команда; до конца игры остается более 1 мин, и при этом мячом владеет противник.

В работе Фриза анализируется случай, имевший место в 1967 г., когда тренер футбольной команды Cornell в ходе игры с командой Harvard принял решение добиться выигрыша в два очка, причем Harvard выигрывал со счетом 14 : 6. Анализ дерева решений продемонстрировал, что при наличии трех вполне разумных предположений тренер принял правильное решение, хотя, к сожа­лению, действительный результат игры противоречил данным ана­лиза, поскольку попытка выиграть два очка не удалась и Cornell проиграл со счетом 14 : 12. В работе Фриза было показано, что реше­ние тренера Cornell сыграть вничью было нелогичным.
Было показано, что оптимальная стратегия выигрыша чемпионата Национальной футбольной лиги может включать такой вари­ант, как поражение в отдельных играх. В качестве основ­ного довода приводятся игры сезона 1971 г., когда команде Washington Rid было гарантировано участие в решающих встре­чах. Накануне последней игры с командой Clevelend, независимо от исхода игры, Washington Rid должна была участвовать в чем­пионате центральной группы. Однако, если бы они победили Clevelend, им бы пришлось играть против сильной команды в пер­вом туре решающих встреч, в то время как в случае поражения (так, кстати, и произошло) они играли бы против сравнительно слабой команды. Другими словами, войдя в центральную группу, команда Washington Rid должна была бы провести две трудные встречи вместо одной. Данную ситуацию можно проанализировать с использованием цепей Маркова. В рамках такого анализа можно разработать правила принятия решений, которым команда должна следовать, чтобы определить, при каких обстоятельствах стремить­ся к победе и при каких смириться с поражением.

2.3 Оценка стратегии в индивидуальных видах спорта
В работах Ладани [4, 13] приводится модель оптимизации начальных условий, которые выбирает спортсмен во время соревнований в пры­жках с шестом или в высоту (интересно отметить, что Ладани будучи специалистом практиком в области исследования операций, известен как спортсмен и уча­стник Олимпийских игр). Задача состоит в том, чтобы оценить максимально возможный ожидаемый результат спортсмена в зави­симости от первоначально установленной высоты. В соревнованиях по прыжкам борьба начинается с того, что кто-то из участников пытается взять сравнительно небольшую высоту, на которой устанавливается планка. Затем в ходе соревнований планка постепенно поднимается. Каждому участнику предоставляются три попытки для преодоления данной высоты, и после этого спортсмену разрешается попробовать свои силы в следующем зачете. Спортсмену засчитывается последняя (наибольшая) взятая высота независимо от результатов предыдущих попыток.
Каждому участнику соревнований разрешается начать прыжки с любой высоты но не меньшей, чем некоторая начальная (квали­фикационная). Начиная прыжки с большой высоты, спортсмен меньше устает, и вероятность успеха преодоления последующей высоты повышается, однако в случае неудачи его результат будет равен нулю. Данная модель позволяет определить оптимальную высоту, с которой спортсмену целесообразно начать свое выступ­ление.

Основная проблема, с которой приходится сталкиваться штан­гистам в ходе соревнований, заключается в правильном распреде­лении сил с учетом того, что каждому участнику соревнований предоставляются всего лишь три возможности взять вес. При этом за результат принимается наибольший из взятых спортсменом весов. Каждый последующий вес, назначаемый спортсменом, не может быть меньше предыдущего. В том случае, когда спортсмен начинает соревнования со слишком малого веса, вероятность того, что он победит, практически равна нулю. Напротив, если спорт­смен начинает выступление со слишком большого веса, не исклю­чено, что он получит нулевой результат. Процесс принятия реше­ний можно представить в виде дерева решений. На основании такого представления формируется модель нелинейного програм­мирования, целевая функция которой представляет собой ожидае­мую полезность и ее максимизация проводится с учетом ограни­чений, налагаемых ходом соревнований.
Рассмотрим вероятностную модель игры в гольф, в основе которой лежат следующие предположения:
— мастерство игрока (или качество игры) характеризуется исключительно распределением вероятностей попадания мяча в каждую из 18 лунок игровой площадки;
— это распределение является стационарным;
— количество очков, выигранных по каждой лунке, является независимым;
— очки по лунке, выигранные одним игроком, являются независимыми по отношению к очкам других игроков.
Эта модель позволяет определить вероятность того, что игрок А победит игрока В в игре, в которой счет ведется по числу ударов, или в матчевой встрече; вероятность того, что игроки А и В закон­чат встречу в смешанной игре вничью; вероятность того, что игроки А и В закончат встречу в матчевой игре вничью. Все эти величины могут быть определены также для любого игрока А, имеющего фору НА и играющего против игрока В, имеющего фо­ру Нв. (Наоборот, зная вероятностное распределение очков для одного игрока, можно определить целесообразную величину пред­назначенной для него форы.)

Существует метод определения величины форы при игре в гольф с гандикапом, основанный на моделировании более миллиона матчей. При моделировании были использованы данные, хранящиеся в картотеках гольф-клуба. Полученные зависимости отражают процент игр, выигранных сильнейшим игроком, как функцию от разности установленных гандикапов и форы, дей­ствительно предоставленной сильнейшим игроком слабейшему. Результаты исследования, проведенного с помощью данного метода, свидетельствуют о том, что современная система правил игры в гольф с гандикапом, принятая United States Golf Association,дает более сильному игроку несправедливое преимущество в сорев­нованиях, в которых принимают участие два игрока. В работе Хси [18] дается описание модели для определения вероят­ности победы в игре двух противников; модель позволяет оценить воздействия правил игры на вероятность завоевания победы данным игроком, в качестве примеров рассматриваются теннис и бадмин­тон. В более поздней работе Хси приводится вероятностная модель, позволяющая представить вероятности выигрыша в теннисе как функцию от различной стратегии подачи мяча. В частности, пока­зано, что не всегда оптимальным решением является осуществление первой и второй подачи различными способами. Анализ иллю­стрируется данными турнира профессионалов.
2.4 Организация тренировок и формирование команд
В работе Хси [18] рассматриваются проблемы, связанные с осу­ществлением руководства футбольной командой основной лиги, при этом главное внимание уделяется формированию состава ко­манды. Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с тем, что в состав футбольной команды на международных сорев­нованиях может быть заявлено, самое большее, 20 игроков, а в од­ной игре могут участвовать не более 14 спортсменов. Поэтому в работе детально рассматриваются вопросы «оптимальной» избы­точности. Кроме того, в ней анализируются вопросы, связанные с оптимальной возрастной структурой команды, с ее иерархи­ческой структурой, с определением полупериода восстановления, т. е. полного цикла игрока.

Ладани [13] разработал модель, которая, очевидно, может ока­заться эффективной при разработке программ тренировок. В работе рассмотрен пример применения этой модели при разра­ботке оптимальной программы еженедельных тренировок для пяти­борца. Переменные модели (Xi) представляют собой количество часов в неделю, которые спортсмен должен отводить для i-го типа тренировок. Тренировки делятся на физические упражнения, кото­рые улучшают общую физическую подготовку спортсмена (i= 1, 5), и на специальные физические упражнения (i = 6, 10).
На первом этапе формирования модели необходимо было точно определить причинно-следственные связи между результатом, показанным в каждом виде соревнования (пятиборье включает 5 видов), и временем, потраченным на каждый вид тренировок. В модели было гипотетически принято, что такая связь может быть выражена следующим соотношением:

где Yj — результат в j-м виде соревнований, выраженный в соот­ветствующих единицах (т. е. в секундах для беговых видов, в мет­рах для прыжков и метаний). Коэффициенты в приведенном соотношении вычислялись путем использования пошаговой ли­нейной регрессии на собранных данных. Интересно, что для всех пяти видов соревнований самый низкий коэффициент корреляции был равен 0,98.

Следующий этап формирования модели состоял в том, чтобы представить достигнутый в сумме пятиборья результат в виде линейной функции от результатов в каждом виде соревнования. Это было сделано только после того, как вклад от прыжков в длину в общий результат для пяти видов был аппроксимирован кусочно-линейной функцией. Полученная линейная функция затем макси­мизировалась при следующих условиях:
— общее время, которое в течение недели спортсмен может уде­лить тренировкам, ограничено;
— общее время, посвященное в течение недели силовым трени­ровкам, не должно превышать точно установленного максимума;
— объем тренировок на скорость должен быть по крайней мере равен объему тренировок на выносливость;
— объем тренировок по общей физической подготовке должен быть больше, чем объем тренировок по отработке техники;
— количество часов в неделю, посвященных тренировкам по отработке техники, должно составлять 50—200% среднего коли­чества часов, посвященных этим тренировкам к данному моменту времени;
— максимально и минимально допустимое количество часов, посвященных развитию мускульной силы, аэробному и анаэробно­му развитию тела для увеличения выносливости, должны быть определены так, чтобы предотвратить перенапряжение и его вред­ные последствия.
Все эти ограничения были выражены линейными функциями, и оптимальные значения переменных Xi модели были определены с помощью методов линейного программирования. Полученные результаты оказались вполне приемлемыми. Однако при их использовании необходимо принимать во внимание ограничения, заложенные в модели.

2.5 Выводы
Нельзя не согласиться, что спорт является благодатной областью для применения методов исследования операций. Тем не менее, если судить по числу опубликованных работ, то именно эта область до сих пор не привлекла к себе должного внимания со стороны исследователей систем (как практиков, так и теоретиков).
Любое спортивное соревнование по своей природе является игрой. Естественно было бы проводить анализ соответствующих ситуаций с помощью хорошо известных и разработанных методов теории игр. Однако до настоящего времени эти методы практически не применялись в области спорта. Это не может не вызывать удив­ления, особенно если учесть, что в области спорта мы почти всегда располагаем большим количеством данных, а иногда и «живой лабораторией» в виде коллектива спортсменов во главе с благоже­лательно настроенным и заинтересованным тренером.

3 Оценка настоящего и планируемого туризма в Тамбовской области
Несмотря на проблемы, связанные с неконтролируемым развитием туристической отрасли, туризм во всем мире долгое время регулировался лишь несколькими природоохранными нормативами и требованиями. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро в 1992 г. объявила курс на устойчивое развитие туризма. Под устойчивым развитием туризма понимаются любые формы освоения территорий, связанных с развитием туризма, обеспечивающие длительную сохранность природных ресурсов и культуры и являющиеся социально и экономически приемлемыми и справедливыми. На этой исторической конференции была создана Программа «Повестка дня на XXI век» (Agenda 21), в соответствии с которой все отрасли промышленности должны взять на себя определенную долю ответственности за окружающую среду. Туристическая отрасль также должна и самостоятельно стремиться к охране природы и культуры как основе своего бизнеса. Точно так же органы управления, отвечающие за вопросы туризма, и потребители туристских продуктов несут ответственность за достижение указанных целей.
Идея устойчивого развития стала политической целью и для России и способствовала развитию и распространению программ устойчивого развития туризма на международном, региональном, национальном и местном уровнях.
3.1 Основные понятия и определения
Для того, чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.

Туризм — перемещение людей от места их проживания и работы, а также сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений.
Под регулируемым туризмом и отдыхом понимаются ограниченные парком (при помощи различных регулирующих механизмов и мероприятий) перемещения туристов, а также сфера обслуживания посетителей парка на его территории и близ его границ, соответствующие допустимым антропогенным нагрузкам и не наносящее ущерба окружающей среде и историко-культурным объектам.
Турист — человек, пребывающий в национальном парке более 24 часов в оздоровительных, спортивных, религиозных, познавательных и иных целях и не занимающийся при этом любой оплачиваемой деятельностью.
Туристские ресурсы — природные, исторические, социальные и культурные объекты федерального, регионального или местного значения, находящиеся на территории туристического объекта и способные удовлетворить потребности туриста.
Туристский потенциал— совокупность приуроченных к данной территории природных и рукотворных объектов и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий и программ.
Туристская индустрия — совокупность объектов и средств размещения, транспорта, общественного питания, развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-проводников.
Услуги в сфере туризма — туры и отдельные услуги по размещению, перевозке, питанию, экскурсионному обслуживанию и сопровождению (услуги гида или гида-переводчика) туристов, а также иные услуги, предоставляемые в зависимости от целей туризма.

Туристский продукт — совокупное рыночное предложение туров и отдельных услуг в сфере туризма на территории национального парка, формирующее имидж этой территории как объекта посещения туристов и отдыхающих.
Туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
Туроператор — хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию и занимающийся разработкой туристских маршрутов и туров, обеспечивающий их функционирование, продвижение и реализацию.
Турагент — хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию и занимающийся продвижением и реализацией туристских маршрутов и туров.
Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выправившие лицензию на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка.
Продвижение туристского продукта — комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и др.).
3.2 Современный туризм Тамбовской области
В современном мире человек все больше и больше отдаляется от природы. Человек влияет на природу, изменяет ее, подстраивает под себя. Поэтому увидеть природу такой, какой она является в своем исконном, нетронутом виде сегодня практически невозможно. Человек поставил себя в такие условия, что теперь стало совершенно необходимо защищать и оберегать флору и фауну во избежание ее полного исчезновения.
Россия – страна богатая лесами, степями, озерами. Но на сегодняшний день здесь с каждым годом природных богатств становится все меньше и меньше: исчезают редчайшие виды животных, растений, загрязняются озера, реки.
Но существуют еще уголки нетронутой природы – заповедники. Можно сказать, что это целая страна, где водятся экзотические звери, возвышаются древние храмы и работают замечательные люди. Этим и привлекает Тамбовская область туристов. Большинство из них, до 75%, едут из Москвы, но посещают нашу область и туристы из разных стран мира. В Тамбовской области 27 заповедников и все они уникальны, все хранят тайны природы и истории. Здесь находятся одни из самых лучших санаториев в России.
В Тамбовской области есть 6 крупнейших санаториев и пансионатов: «Тамбов Курорт», пансионат «Тихий Угол», санаторий-профилакторий «Сосновый Бор», санаторий «Инжавинский», санаторий-профилакторий «Химик», санаторий-профилакторий «Лесная Жемчужина»,
Все санатории предлагают, в основном, следующие виды услуг:
– Лечение: йодобромные, хвойные, пихтовые, железистые ванны; мониторная очистка кишечника; подводный душ-массаж, душ Шарко; электросветолечение; ингаляция различными лекарственными средствами, кислородный коктейль; грязевые и озокеритовые аппликации; лечебный массаж.
– Инфраструктура: сауна, русская баня, солярий, дискобар; оснащенные спортплощадки, оборудованный пляж – лодочная станция, катамараны, снаряжения для виндсерфнга и водные лыжи. Для поклонников рыбной ловли – ухоженный пруд и рыболовный инвентарь. Зимой прогулки на лыжах и санях.
– Обзорная экскурсия по Тамбову “Город на Цне”: Преображенский собор, бывший гостиный двор, Театр имени А.В.Луночарского, музучилище имени С.В.Рахманинова, мужской Казанский монастырь 17 века, центральные улицы и площади города, музей наркома иностранных дел Г.В.Чичерина, дом-дворец фабриканта Асеева на Набережной.

Экскурсия-прогулка по Набережной реки Цны (летом прогулка по реке на катере).
– Музеи города Тамбова.
– “Музыкальными тропинками отчего края” (имение великого композитора С.В.Рахманинова в с. Ивановка, с посещением музея Н.Н.Гончаровой в с. Знаменка).
– Литературные и музыкальные места Козлова-Мичуринска с посещением музея Голицына.
– “На родину Мичурина” (посещение г. Мичуринска).
– “В край лермонтовского детства” (музей-усадьба “Тарханы” с посещением в г. Белинский Пензенской области музея В.Г.Белинского).
– “Литературная губерния” г. Орел (музеи И.С.Тургенева, И.А.Бунина, Тютчева, Лескова, Андреева).
Но более всего туристов привлекает сейчас туркомплекс «Турист». Его оборотный капитал составляет практически 15% от всего оборота туристического бизнеса в Тамбовской области.
Этот туристический комплекс достиг таких результатов благодаря проведению следующих операций:
— ведение маркетинга туристических продуктов комплекса;
— осуществление мероприятия для продвижения туристического продукта на российском и зарубежном туристском рынке;
— включение в рекламные каталоги представленные комплексом программы;
— проведение консультации для работников комплекса по вопросам, связанным с организацией обслуживания туристов;
— организация выставок, ярмарок и т. п.

Туристическая индустрия с каждым годом играет все большую роль в экономическом развитии области. С каждым годом количество туристов увеличивается на 10-15%. Статистика свидетельствует, что около трети общих расходов туристов идет на питание и проживание, 25% — на покупку местных изделий, 15% забирают местные разъезды, на развлечения и прочие услуги идет не более 10% общих расходов. Туристические фирмы за свои услуги берут в общей сложности 10— 30% от стоимости тура. Таким образом, до 90% всех средств, потраченных туристами во время путешествия, как правило, остаются на местах. Вследствие чего открываются возможности для развития местных ремесел.
К тому же на протяжении полувека отрасль туристической индустрии демонстрирует удивительную стойкость по отношению к неблагоприятной мировой конъюнктуре, о чем свидетельствует ее стабильность в годы экономических кризисов. Спрос на туристические услуги если и падет, то несущественно, поскольку происходит переориентация на более дешевые виды отдыха (внутренний туризм, кемпинги и загородные дачи и т. п.).
В настоящее время идет обсуждение возможности организации в Тамбовской области «сельского зеленого туризма»
Развитие данного вида туризма в национальных парках Тамбовской области было выбрано не случайно. Эта территория обладает значительным туристским потенциалом, препятствием для реализации которого является слабая туристская инфраструктура. Для организации этого вида туризма планируется провести следующие работы:
—оценка туристского потенциала территории и формирование базы данных;
— изучение спроса на услуги гостевых домов, а также определение целевой аудитории;

—произвести классификацию гостевых домов и разработать предложения по ценам на услуги;
— выяснить правовые аспекты привлечения потенциала частного жилого фонда местного населения;
— провести обучение местных жителей, желающих получать доходы от реализации услуг гостевых домов;
— разработать всю необходимую сопроводительную документацию по формам договоров;
— организовать продвижение туристского продукта потенциальным клиентам (как туристическим фирмам, так и физическим лицам) путем проведения переговоров и рекламы (буклеты, Интернет-сайт);
— начать реализацию услуг гостевых домов посетителям.
В рамках проекта для обслуживания посетителей парка предполагалось использовать потенциал частного жилого фонда местного населения (для удобства мы назвали их гостевыми домами по аналогии с международной системой Bed&Breakfast) и их подсобных хозяйств.
Использование потенциала гостевых домов (проживание в меблированной комнате в доме, где проживают хозяева с предоставлением некоторых дополнительных услуг) является альтернативой гостиницам, кемпингам, пансионатами и способствует повышению уровня доходов местного населения.
К дополнительным платным услугам, которые обычно оказываются местными жителями, относятся:
— питание с включением в меню блюд национальной или традиционной кухни из экологически чистых продуктов собственного или местного производства;
— предоставление информации о местных достопримечательностях и возможностях для отдыха;

— составление культурной программы пребывания и помощь в приобретении билетов;
— транспортное обслуживание, в том числе доставка на вокзал и с вокзала;
— сопровождение на маршрутах;
— переводческие услуги;
— предоставление личного телефона для междугородних переговоров;
— вызов или заказ такси;
— и т. д.
Расчет окупаемости затрат при комплектовании гостевых домов оборудованием и инвентарем на уровне стандартных требований, сделанный в рамках уже существующего подобного проекта в национальном парке «Смоленское Поозерье»[19], показал, что это достаточно прибыльное дело, доступное для большинства местного населения.

4 Задача планирования туризма
4.1 Постановка задачи
Туристическому агентству «Вояж» предлагают купить билеты в пансионат «Тихий угол» и в туристический комплекс «Турист» для последующей перепродажи. Агентство должно предоставить гидов для посещения местных достопримечательностей. Данные, рассчитанные на одного туриста приведены в таблице 2.
Таблица 2
Тихий угол
Турист
Ресурсы агентства
Стоимость билета, руб.
2000
4000
180 000
Гид, человек
0,1
0,05
6
Планируемая прибыль, руб.
2000
3000

В рамках заданных ограничений агентство должно принять решение о том, какое количество каждых из билетов следует закупить. Пусть x – количество закупленных билетов пансионата «Тихий угол». Пусть y – количество закупленных билетов туристического комплекса «Турист».
Пусть Р – окончательная прибыль, которую получит агентство. Цель задачи максимизировать прибыль в рамках ограничения на денежные и финансовые ресурсы.
Выразим цель через переменные:
Р = 2000*x+3000*y
Это целевая функция задачи, которая подлежит оптимизации.
Выразим ограничения через переменные:
a)

Денежные ресурсы агентства. Для покупки x билетов пансионата «Тихий угол» и y билетов туристического комплекса «Турист» требуется: 2000*x+4000*y рублей. Максимальное количество денег имеющихся у агентства составляет 180 000 рублей, следовательно затраты на покупку билетов должны быть таковы, чтобы не превышать 180 000 рублей. Таким образом,
2000*x+4000*y ≤ 180000
b) Количество гидов. Как мы можем увидеть из таблицы 2, где дано относительное количество гидов на одного человека, для x туристов пансионата «Тихий угол» и y туристов туристического комплекса «Турист» требуется: 0,1*x+0,05*y гидов. Максимально агентство может предоставить 6 гидов. Для целей задачи мы исключаем возможность найма гидов «со стороны». Таким образом,
0,1*x+0,05*y ≤ 6
Других ограничений нет, однако разумно предположить, что агентство не может купить билеты в отрицательных количествах, поэтому:
c) Условие неотрицательности:
x ≥ 0, y ≥ 0
Окончательная формулировка задачи линейного программирования имеет следующий вид. Максимизировать:
Р = 2000*x+3000*y
при ограничениях:
на денежные ресурсы: 2000*x+4000*y ≤ 180000
на количество гидов: 0,1*x+0,05*y ≤ 6
Решить задачу методом линейного программирования.
4.2 Решение задачи линейного программирования
Проведем прямую 2000*x+4000*y = 180000.

Для определения области, которую следует заштриховать, подставим x = 0 и y = 0 в неравенство: 2000*x+4000*y ≤ 180000
2000*0+4000*0 ≤ 180000
Данное утверждение верно, значит, начало координат принадлежит допустимой области. На рисунке 1 показано графическое изображение неравенства 2000*x+4000*y ≤ 180000.

Рисунок 1
Проведем прямую 0,1*x+0,05*y = 6. Как и в предыдущем ограничении, начало координат принадлежит допустимой области, поэтому следует заштриховать область выше прямой. На рисунке 2 показано графическое изображение неравенства 0,1*x+ 0,05*y ≤ 6

Рисунок 2
На рисунке 3 показано графическое изображение условий неотрицательности переменных. Заштриховываются области, содержащие отрицательные значения каждой переменной.

Рисунок 3
Нанеся все ограничения на график, получим рисунок 4, показывающий графическое изображение ограничений задачи.

Рисунок 4
Область, оставшаяся незаштрихованной для всех ограничений, – это допустимое множество, которое содержит все возможные сочетания билетов, удовлетворяющие данным ограничениям. Рассмотрим алгоритм выбора набора билетов, максимизирующего доход агентства. Целевая функция задачи имеет следующий вид:
Р = 2000*x+3000*y
Если задать Р= 90000 рублей, целевую функцию можно проиллюстрировать графически. Если затем придать Р другое значение, то новая прямая будет параллельна прямой, соответствующей значению Р=90000 рублей.
Нанеся на график какую-либо линию уровня и двигаясь в пределах допустимого множества параллельно данной линии, можно создать целое семейство линий уровня возможного дохода. Чем дальше линия уровня от начала координат, тем больше величина дохода, которой она соответствует (рисунок 5).

Рисунок 5
Очевидно, что последним допустимым решением является точка А. Координаты в этой точке соответствуют оптимальному набору билетов. Приближенно значение координат можно найти из графика, а точные их значения можно найти, решив систему из двух уравнений, описывающих те ограничения, на пересечении которых находится точка А.
Эти два ограничения называются связующими или лимитирующими ограничениями.
0,1*x+0,05*y = 6
2000*x+4000*y = 180000
или
2000*x+1000*y=120000
2000*x+4000*y = 180000
Вычтем из второго уравнения первое:
3000*y = 60000
Отсюда, y = 20 билетам. Подставив найденное значение в любое из уравнений системы, найдем x:
2000*x+1000*20=120000
Следовательно, x= 50 билетам.

Таким образом, чтобы получить максимальный доход агентство должно купить 20 билетов туристического комплекса «Турист» и 50 билетов пансионата «Тихий угол». Этот набор билетов дает значение дохода: 2000*50 + 3000*20=160 000 рублей.
При таком наборе билетов максимально используются денежные и трудовые ресурсы.

Заключение
Согласно прогнозам Госкомстата, в ближайшие 10 лет в России ожидается наибольший прирост гостей (8,5% в год), а к 2020 г. Россия может занять 5-е место среди самых популярных у туристов европейских стран, уступая только Франции, Испании, Великобритании и Италии. К развитию въездного и внутреннего туризма в стране существуют объективные предпосылки как внешнего, так и внутреннего характера (рост благосостояния населения, политическая стабильность, активизация процесса реформирования отрасли). Все это позволяет предположить, что сделанные сегодня в туристическую инфраструктуру инвестиции могут оказаться крайне выгодными.
Чтобы поднять убыточное гостиничное хозяйство, доставшееся нам в наследство от советских времен, требуются немалые капиталовложения, которые пока по силам лишь крупнейшим российским предприятиям и иностранным компаниям. В последнее время наблюдается повышение интереса государства и региональных органов власти к туризму как одной из перспективных отраслей экономики страны, в том числе и к таким вида туризма как природный туризм, агротуризм, спортивный туризм, для развития которых не требуются большие капиталовложения.
В пределах курсовой работы не представляется возможным рассмотреть все проблемы, связанные с организацией досуга вне дома, с точки зрения их воз­можного решения с помощью методов исследования операций. Поэтому я ограничилась анализом основных проблем, с которыми приходится сталки­ваться в области туризма и спорта. При этом были упомянуты наиболее-интересные прикладные работы.