Аудиторская деятельность в республике Казахстан и ее

нормативное регулирование В Казахстане система нормативного регулирования аудиторской деятельности практически разработана. Был принят первый Закон «Об аудиторской деятельности в РК» от 18 октября 1993 г. Через пять лет, 20 ноября 1998 г., был принят второй Закон РК «Об аудиторской деятель­ности», и в него вносились изменения и дополнения от 18.12.2000 г., от 15.01.0l г., от 02.03.01 г., от 26.12.02 г., от 16.05.03 г., от 11.06.03 г. Этот Закон относится к документам первого уровня, регулирующим аудитор­скую деятельность в РК . Закон регулирует отношения, возникающие между государствен­ными органами, юридическими и физическими лицами, аудиторами и аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности в РК /35/. Структура и содержание Закона включает в себя 6 глав и 25 статей: К документам второго уровня относятся международные стандар­ты аудита (МСА) в РК. На пятой Республиканской конференции Палаты аудиторов РК, состоявшейся в марте 2000 г., было принято решение о переходе аудита в РК на международные стандарты и принятии их в качестве национальных. Международные стандарты аудита (MCA) – (International Standards on Auditing – ISA) – выпускает Международная федерация бухгалтеров (МФБ) – (International Federation of Accountants – IF AC), штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке, США. В настоящее время в IF АС вхо­дят 129 национальных бухгалтерских организаций из 92 стран. В 2000 году членом IF АС стал и Казахстан. В настоящее время система международных стандартов аудита (ISA) состоит из 36 стандартов, разнесенных по 9 группам, и 10 положе­ний, входящих в 10 группу. Таким образом, на 01.01.2002 г. существуют 46 стандартов аудита. Отмеченные девять групп следующие: 1) «Вступи­тельные аспекты», 2) «Ответственность», 3) «Планирование», 4) «Внут­ренний контроль», 5) «Аудиторские доказательства», 6) «Использование работы других», 7) «Аудиторские выводы и представление отчета», 8) «Специализированные области», 9) «Сопутствующие услуги». Третий уровень- внутрифирменные стандарты аудиторской дея­тельности, разрабатываемые аудиторскими фирмами на базе практики аудита. Документы этого уровня детализируют документы более высо­ких уровней. Содержание и форма таких документов совершенствуется по мере становления и расширения рынка аудиторских услуг. В процессе регулирования аудиторской деятельности в Казахстане принимают непосредственное участие следующие государственные ор­ганы и организации: Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК; Национальный банк РК; Палата аудиторов РК; Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов. Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита Ми­нистерства финансов РК (далее – Департамент) является основным уполномоченным государственным органом, определенным Правитель­ством РК. Департамент осуществляет контроль над деятельностью ау­диторов и аудиторских организаций путем лицензирования аудиторской деятельности, т.е. выдачи, приостановления, отзыва лицензии. Основными функциями Департамента являются: издание в пределах его компетенции нормативно-правовых ак­тов, регулирующих аудиторскую деятельность; утверждение стандартов аудиторской деятельности; организация в установленном законодательством РК порядкесистемы лицензирования аудиторской деятельности; организация системы надзора за соблюдением аудиторскимиорганизациями и аудиторами лицензионных требований и условий; утверждение квалификационных требований к аудиторам; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами стандартов аудиторской деятельности; ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций; публикация в средствах массовой информации сведений о вы­даче, отзыве и приостановлении действия лицензии; рассмотрение обращений аудиторов, аудиторских организацийи аудируемых организаций, связанных с осуществлением аудиторской деятельности. Основной функцией Национального Банка РК является выдача лицензии на проведение аудита банковской и страховой деятельности. Палата аудиторов РК является некоммерческой профессиональ­ной организацией, осуществляющей регулирование деятельности ауди­торов и аудиторских организаций в рамках своих полномочий. Палата аудиторов объединяет на добровольной основе аудиторов, аудиторские организации и финансируется за счет членских взносов и иных источ­ников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан. В республике действуют территориальные и Республиканская па­лата аудиторов. Основными функциями территориальных палат аудиторов явля­ются: содействие развитию аудита, повышению его эффективности,организации и координации деятельности аудиторов и аудиторских организаций; обеспечение соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями требований стандартов аудита; рассмотрение споров аудиторов, аудиторских организаций иаудируемых организаций, связанные с осуществлением аудиторской деятельности; в случаях выявления фактов уклонения аудиторов и аудитор­ских организаций от заключения договора обязательного стра­хования гражданско-правовой ответственности и нарушенияиных требований законодательства РК об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторов и ауди­торских организаций информируют уполномоченный государ­ственный орган; обеспечение аудиторов и аудиторских организаций законодательными актами РК и методическими документами, связанны­ми с осуществлением аудиторской деятельности; анализ, обобщение и распространение опыта работы аудиторови аудиторских организаций; представление интересов аудиторов и аудиторских организацийв государственных, общественных, иностранных и международных организациях; осуществление иной деятельности, не противоречащей законодательству и международным договорам. Республиканская палата аудиторов выполняет все перечисленные функции территориальных палат, а также дополнительно занимается: осуществлением координации деятельности территориальныхпалат аудиторов; разработкой на основе международной практики стандартов аудита; организацией обучения и подготовки к аттестации кандидатов ваудиторы, профессиональной учебы, повышения квалификацииаудиторов и других специалистов; обращением в Департамент Минфина РК, Национальный банкРК с предложением об отзыве или приостановлении действиялицензии на осуществление аудиторской деятельности и внесение предложения об аннулировании квалификационного свиде­тельства аудитора с указанием конкретных причин. Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов образу­ется в организационно-правовой форме учреждения (некоммерческая организация) на республиканской конференции палат аудиторов. В со­став Квалификационной комиссии входят: не более 2/3 от общей численности – представители от каждойпалаты аудиторов; не менее 1/3 от общей численности – представители государственных органов, определяемых Правительством РК Основными функциями Квалификационной комиссии являются: определение квалификационного уровня кандидатов в аудиторы посредством проведения экзаменов на основе квалификаци­онных требований; принятие решения о присвоении квалификации «аудитор» путем выдачи свидетельства о присвоении квалификации «ауди­тор» и личной печати аудитора; принятие решения об аннулировании квалификационного сви­детельства и информирование об этом решении Департамента иНационального банка РК. Массовое банкротство акционерных обществ и предприятий во время мирового экономического кризиса в начале XX века стало оче­редным сильным фактором развития аудиторской деятельности. Требо­вания к финансовой отчетности предприятий и подтверждению их дан­ных независимыми аудиторами возросли. После окончания кризиса практически все страны начали вводить жесткие требования к объему информации, содержащейся в финансовой отчетности, обязательности публикации этих отчетов и подтверждению их достоверности сторон­ними аудиторами. С переходом Республики Казахстан на рыночные отношения воз­никла потребность в подтверждении информации о результатах финан­сово-хозяйственной деятельности организаций и соблюдении ими зако­нодательства независимыми экспертами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию и опыт. Такими специалистами стали ауди­торы. Согласно статье 2 п. 1 Закона РК «Об аудиторской деятельно­сти» от 20.11.1998 г. №304-1 аудиторская деятельность есть пред­принимательская деятельность аудиторов и аудиторских организа­ций по проведению аудита финансовой отчетности. Аудит пред­ставляет собой проверку финансовой отчетности юридических лиц (аудируемых субъектов) с целью выражения независимого мнения о достоверности и объективности составления финансовой отчетно­сти в соответствии с требованиями, установленными законодатель­ством РК (статья 4 п. 1 закона РК «Об аудиторской деятельности»). Аудиторский контрольотличается от других форм финансово-экономического контроля (ревизий, проверок государственных органов и прочих лиц, отличных от аудиторов) по таким параметрам, как цели и задачи; лицо, проводящее проверку; экономическое и юридическое от­ношение к проверяемой организации (клиенту) и прочие. Хотя различий между аудитом и ревизией много (таблица 2), тем не менее существуют некоторые общие подходы к методам, приемам, подходам при проверке. В международной практике аудит подразделяется на внутреннийи внешний. Внутренний аудитпредставляет независимую службу в органи­зации по проверке и оценке результатов хозяйственной деятельности организации в интересах ее администрации. Внутренний аудит прово­дят аудиторы либо бухгалтера, работающие непосредственно в данной организации. Внутренний аудит распространен в мировой практике на средних и крупных предприятиях промышленности, строительства, на предприятиях и в организациях транспорта, связи и других сфер де­ятельности, имеющих сложную управленческую структуру. Возникно­вение данного вида аудита связано с усилением внимания аудиторов к системе внутреннего контроля в организациях. Внутренний аудит спо­собствует созданию высокоэффективной системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, препятствующей возникновению нарушений и искажений в учете. Наличие службы внутреннего аудита повышает до­верие со стороны внешних аудиторов к отчетности клиента. Согласно статьям 33 и 61 закона РК «Об акционерных обществах» уставом общества предусматривается создание службы внутреннего аудита в количестве не менее 3-х членов, при этом наличие службы внутреннего аудита в народных акционерных обществах является обя­зательным. Важность роли службы внутреннего аудита подчеркивается непосредственным подчинением и подотчетностью совету директоров общества, а также совет директоров может быть созван по требованию службы внутреннего аудита общества. Таблица 6 – Сравнительная таблица аудита и ревизии Параметр Аудит Ревизия Цель Выявление и формулировка рекомендаций по корректи­ровке возможных ошибок или подтверждение их от­сутствия, указание на пути улучшения финансового по­ложения клиента и прочей консультационной помощи Выявление недостатков и их устранение. Ис­полнительная деятель­ность, направленная на сохранение активов, пресечение и профи­лактику злоупотребле­ний Исполни­тель Независимый, квалифици­рованный аудитор или ау­диторская организация Ревизор Заказчик Организация, которая доб­ровольно выбирает аудито­ра, который равноправен во взаимоотношениях с ней Как правило, выше­стоящий проверяющий орган или организация Отчет­ность По результатам составляет­ся аудиторский отчет кли­енту (руководству организа­ции), в котором рекоменду­ются возможные корректи­ровки по исправлению оши­бок или выражается мнение о достоверности данных финансовой отчетности По результатам ре­визии составляется акт, на основе данных кото­рого делаются органи­зационные выводы в отношении руково­дства проверяемой ор­ганизации и ее бухгал­терского аппарата, на­лагаются взыскания Внешний аудитпроводится сторонними независимыми аудито­рами или аудиторской фирмой на договорной основе с целью объектив­ной оценки достоверности финансовой отчетности организации. Развитие аудита как за рубежом, так и в Казахстане, привело к не­обходимости унификации аудиторской деятельности. Потребность в общих правилах, подходах, понятиях при проведении аудита особенно остро появилась в 70-80-х гг. XX в. в связи с развитием транснацио­нальных корпораций, деятельность которых выходила за рамки одного государства. Одновременно аудиторские фирмы для обслуживания дан­ных корпораций стали объединяться в крупные международные группы. В настоящее время действует, так называемая, «большая четверка», в которую входят «Price Waterhouse Coopers», «Deloitte and Touch», «Ernst , and Young», «KPMG». В результате стали разрабатываться аудиторские стандарты, сна­чала в национальных рамках, затем в международном масштабе. Суще­ствуют аудиторские стандарты нескольких уровней: международные; национальные; внутренние (стандарты общественных аудиторских организа­-ций и стандарты аудиторских фирм – внутрифирменные стандарты). В рамках международных стандартов профессиональные аудитор­ские объединения или отдельные аудиторские фирмы могут разрабаты­вать внутренние (внутрифирменные) аудиторские стандарты. Стан­дарты более низкого уровня не должны вступать в противоречия со стандартами более высокого уровня, и их требования не должны быть ниже. На основе международных стандартов разрабатываются нацио­нальные стандарты – при их разработке международные стандарты либо принимаются к сведению, либо служат базой для разработки. В ряде стран принято решение не разрабатывать собственные стандарты и использовать международные в качестве национальных. Стандарты аудиторской деятельности определяют единые тре­бования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформле­нию и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Ценность аудиторских стандартов заключается в том, что при их соблюдении обеспечивается качество аудиторской проверки, унификация аудита в вопросах методологии, единство подходов к проведению аудита и со­ставлению аудиторской отчетности. Аудиторские стандарты являются основанием для доказывания в суде качества проведения аудита и опре­деления меры ответственности аудитора. На основе аудиторских стан­дартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов. Кроме того, ауди­торские стандарты обеспечивают внедрение в практику аудита новых разработок, помогают клиентам понять процесс аудита, помогают вести переговоры с руководством и специалистами аудируемого субъекта. В международной практике аудита различают 4 основных вида стандартов: 1) общие стандарты; 2) рабочие стандарты; 3) стандарты отчетности; 4) специфические стандарты. Общие стандарты определяют, кто должен проводить проверку, оговаривают необходимость независимости, профессионализма, добро­совестности. К общим стандартам относятся основные принципы ауди­та, цели и объем аудита финансовой отчетности, стандарт по аудитор­скому образованию, письмо-обязательство аудитора перед клиентом. Рабочие стандарты содержат требования планирования провер­ки, контроля за работой участников аудиторской группы, изучения сис­темы внутреннего контроля, достаточного обоснования выводов, фор­мирования на их основе убедительного заключения. К рабочим стандар­там аудита относятся планирование аудиторской работы, аудиторские доказательства (виды, источники и методы получения), действия ауди­тора при выявлении мошенничества или ошибки, контроль качества работы аудитора и др. Стандарты отчетности включают отчет аудитора о проверке финансовой отчетности, виды аудиторских отчетов, последующие со­бытия после составления баланса, после подписания аудиторского отче­та и др. Данные стандарты требуют, чтобы в аудиторском отчете содер­жались исчерпывающие сведения о характере аудиторской проверки и степени ответственности аудитора. К специфическим стандартам, используемым для аудита в от­дельных областях деятельности, относятся специфические стандарты аудита банков, страховой деятельности и др. Подробнее о международ­ных стандартах аудита (МСА) говорится в главе 2. Аудиторская деятельность заключается в проведении аудиторской проверки достоверности финансовой отчетности организаций с пред­ставлением официального аудиторского отчета. Аудиторская проверка может быть обязательной или иници­ативной. Ежегодным обязательным аудиторским проверкам подлежат организации, круг которых определен статьей 4 закона РК «Об аудитор­ской деятельности» (подробный перечень таких организаций приведен в главе 2 учебника). Инициативный аудит проводится по инициативе аудируемой ор­ганизации. Наряду с аудиторскими проверками аудиторские организации мо­гут выполнять сопутствующие аудиту услуги. Под оказанием сопутст­вующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения ау­диторских проверок. Их виды строго очерчены статьей 2 Закона РК «Об аудиторской деятельности». Аудиторам и аудиторским организациям запрещается заниматься иными видами деятельности, не предусмотрен­ными настоящей статьей. Аудиторские организации (аудиторы), помимо аудита финансовой отчетности, могут оказывать сопутствующие услуги по профилю своей деятельности . В законодательстве об аудиторской деятельности указано, что, ес­ли оказание каких-либо сопутствующих услуг требует получения соот­ветствующей лицензии, аудиторы обязаны получить данные лицензии для осуществления сопутствующих услуг. Из таблицы 3 к лицензируе­мым услугам относятся услуги под порядковым номером 10,11,12. Остановимся подробнее на некоторых сопутствующих аудиту ус­лугах. Выполнение аудиторских услуг по ведению бухгалтерского учета допускается п. 2 статьи 7 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансо­вой отчетности», где говорится, что руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы передать на договорной основе ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. Аудиторская фирма (аудитор) разрабатывает для организации, заключившей договор об этой услуге, учетную поли­тику, рабочий план счетов, определяет форму учета и, соответственно, регистры синтетического и аналитического учета, разрабатывает график документооборота, при желании клиента подбирает комплекс техниче­ских средств и их программное обеспечение. На практике ведение бух­галтерского учета осуществляется аудитором либо непосредственно на предприятии, либо в аудиторской фирме на основе регулярно представляемых клиентом первичных документов. Ведение бухгалтерского уче­та аудитором может быть комплексным или с заключением договора о ведении учета на отдельных, наиболее сложных его участках. Услуга по восстановлению бухгалтерского учета требуется в том случае, когда организация уже работала некоторое время без надлежа­щего ведения бухгалтерского учета. Эта услуга носит разовый характер. Обычно работа по восстановлению учета представляется одной из са­мых сложных и трудоемких работ и соответственно дорогостоящих ус­луг в аудите. Она требует высокой квалификации аудиторского персо­нала, полноты, качества и своевременности предоставленной клиентом информации, соответствующего технического (компьютерного) обеспе­чения рабочих мест аудиторов. Услуги по составлению финансовой, налоговой и статистической отчетности могут быть как самостоятельным видом услуг, так и вклю­чаться в комплекс услуг по ведению или восстановлению учета. Эта услуга, как правило, сопровождается последующей защитой сданной отчетности в органах налоговой службы и органов статистики. Услуги по анализу финансово-хозяйственной деятельности требу­ются для тех клиентов, администрация которых хочет определить фи­нансовое состояние клиента, перспективы улучшения или ухудшения данного состояния и разобраться в причинах данных тенденций /24/.