Содержание
Введение
1. Социальные льготы в социально –культурной сфере
1.1 Общее понятие о социальных льготах
1.2Дифференциация социальных льгот
1.3 Социальные льготы в здравоохранении
1.3.1 Санаторно-курортное лечение
1.4 Социальные льготы в сфереобразования
1.5 Социальные льготы в сфере бытовогообслуживания
1.6 Социальные льготы детей – сирот идетей, оставшихся без попечения родителей
2.Оценка хозяйственнойдеятельности и финансового состояния МЛПУ «Специализированный Дом Ребенка»
2.1 Общая характеристика МЛПУ«Специализированный Дом Ребенка»
2.2 Оценка хозяйственной деятельности ифинансового состояния МЛПУ «Специализированный Дом Ребенка»
2.3 Социальные льготы в МЛПУ«Специализированный Дом Ребенка»
3. Рекомендации оптимизациифункционирования МЛПУ «Специализированный Дом Ребенка»
Заключение
Список литературы
Введение
Современная системасоциальных льгот сложилась в основном в 1990-е годы, когда было принято около80 федеральных законов, регламентирующих порядок предоставления льгот идотаций, а также более 100 поправок к ним. В целом, для данной системыхарактерен категориальный принцип их предоставления, во многом унаследованныйот советской системы. Законодательством предусмотрено большое количествокатегорий получателей льгот, включающие как «традиционные» категории(инвалиды, пенсионеры, ветераны), так и военнослужащих, госслужащих (налоговыеработники, таможенники, депутаты, судьи и пр.), работников бюджетной сферы(медицинских, образовательных учреждений и др.).
Система государственныхльгот была призвана частично компенсировать населению низкие заработки,неблагоприятные условия труда, а в ряде случаев служить дополнительным стимуломпо привлечению к различным видам деятельности и признанием особых заслуг тойили иной группы населения. С началом реформ сфера действия льгот (натуральныхтрансфертов) была расширена, они начали применяться с целью сглаживаниянедостатков системы государственной компенсации за причиненный вред здоровьюграждан в результате катастроф техногенного характера.
В Российской Федерациисистема социальных пособий и льгот включает общенациональные, региональные иотраслевые компоненты. Источниками их финансирования являются федеральныйбюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды.
Социальные льготыохватывают значительную часть населения — по данным выборочного обследованиябюджетов домашних хозяйств за IVквартал 2008 г., проводимого Федеральной службой государственной статистики(ФСГС), 40% домохозяйств имеют в своем составе получателей дотаций и льгот,причем данная величина практически не меняется в последнее время. Наиболеераспространены льготы на оплату жилья и транспортных услуг, их получают 27,1% и25,5% домохозяйств. Льготами на питание и медицинское обслуживание используютсялишь в 3,4% и 3,0% семей, остальные льготы — менее распространены (вреальности, косвенными льготами (дотации ЖКХ, перекрестное субсидирование ипр.) пользуются практически все домохозяйства).
Тема данной курсовойработы «Социальные льготы в социально – культурной сфере» актуальна тем, чтопроблема повышения уровня жизни граждан остается по-прежнему острой. Побольшому счету государство обязано защитить тех людей, кто в силу возрастныхпричин и состояния здоровья не может обеспечить себе достойный уровень жизни.
Целью данной работыявляется рассмотрение социальных льгот непосредственно в рамках социально-культурнойсферы, а также анализ фактического состояния исследуемой проблемы, которыйвключает в себя оценку хозяйственной деятельности и финансового состоянияпредприятия.
В задачи работы входит:
-дать общую оценкусоциальным льготам;
-рассмотреть современнуюсистему социальных льгот в РФ;
-охарактеризоватьсоциальные льготы в социально-культурной сфере, их классификации, виды;
-дать общую оценкухозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия, а также выявитьрезервы оптимизации функционирования предприятия;
-разработатьрекомендации оптимизации функционирования организации.
Структура курсовойработы включает введение, три раздела, заключение и перечень использованныхисточников.
1.Социальныельготы в социально – культурной сфере
1.1Общее понятие о социальных льготах
Льгота в обычном понимании — это преимущество в чем-то, передкем-то. Социальная льгота — это льгота для соответствующих категорийграждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для ихдополнительной социальной защиты. Определенные признаки — соответствующийвозраст, болезнь, нетрудоспособность, инвалидность, многодетность, сиротство идругие жизненные обстоятельства, вызывающие необходимость особого внимания,повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами.Социальная льгота — правовое понятие, ее содержание закреплено в правовойнорме, порождающей определенные права и обязанности. Есть льготы и другогохарактера, например для судей, депутатов Федерального Собрания, граждан,проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел и т.д. Льготы длятаких граждан назвать социальными вряд ли можно: они не нуждаются в социальнойзащите. Эти льготы, следовательно, не по системе социального обеспечения, а породу деятельности, служебному положению.
На первый взгляд кажется, что развитая система социальных льгот внашей стране свидетельствует о повышенном внимании общества, властных структур,их устанавливающих, к тем гражданам, которые в силу ряда объективных причиннуждаются в особой заботе. Однако это не совсем так. Эта система у наспрактически восполняет, правда, далеко не в полной мере, крайне низкий реальныйуровень материального обеспечения в денежной форме, т. е. пенсий и различныхсоциальных пособий (на детей, в частности). Предоставить право на бесплатныйпроезд на городском транспорте всем пенсионерам, например, гораздо дешевле, чемповысить пенсию до уровня, позволяющего пенсионерам без излишних лишенийоплачивать такой проезд за счет пенсии (ездят на транспорте не все пенсионеры,да и не так уж часто). В недалеком прошлом льготы по оплате проездапредоставлялись, например, не по признаку бедности, а в связи с физическимизатруднениями при оплате (право на бесплатный проезд имели лишь инвалиды стяжелыми дефектами конечностей или их ампутацией, слепые).
В перспективе система социальных льгот должна сужаться по мереповышения реального уровня пенсий и социальных пособий. Однако это, видимо,будет не скоро. Кстати, в тех странах, где достаточновысокий уровень пенсий и социальных пособий,социальные льготы не распространены так широко, как в России.
Анализ контингентов граждан, для которых установлены социальныельготы, позволяет выделить два основания для введения льгот. Первое —низкие доходы, как правило, у большинства таких граждан. К ним относятсяпрактически все категории пенсионеров, многодетные семьи, семьи, гдевоспитываются инвалиды с детства, и некоторые другие граждане. Второе — особыезаслуги. Это Герои Советского Союза, России, полные кавалеры ордена Славы, ГероиСоциалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы. Объем льгот,устанавливаемых по первому основанию, зачастую определяется с учетом заслуг(инвалиды войны, участники войны и т.д.) [1].
Социальные льготы отличаются от социального обслуживания тем, чтоих предоставление обычно не связано с деятельностью специальных, особосозданных социальных служб (различных социальных учреждений и организаций); онипредоставляются обычными службами — коммунальными, торговыми и инымиорганизациями и органами. Однако этот критерий разграничения условен. Крометого, для осуществления права на социальные льготы часто не требуется решениеобязанной стороны. Другими словами, граждане сами осуществляют своесубъективное право на льготы (бесплатный проезд на городском транспорте,пониженная оплата коммунальных услуг и т.п.).
Льготы обычно имеют определенное материальное содержание —освобождение от оплаты за оказание социальной услуги либо снижение оплаты ит.д. Однако социальная услуга может и не носить материальный характер.Нематериальные социальные услуги порождены дефицитом в прошлом и настоящем.Такие услуги обычно связаны с первоочередным, внеочередным, преимущественнымпредоставлением обслуживания (первоочередная установка квартирного телефона,преимущественное право на вступление в различные кооперативы, товарищества,внеочередное пользование всеми видами услуг связи, культурно-просветительных испортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на всевиды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли ибытового обслуживания, первоочередное помещение в дом-интернат для престарелыхи инвалидов и т.п.). Постепенно, в связи с преодолением дефицита, подобныесоциальные услуги теряют свою значимость, некоторые из них уже сейчас носятархаичный характер.
В законодательной практике четко не разграничивается социальноеобслуживание и льготы. Так, соответствующее обеспечение инвалидовпротезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения в Законе «Оветеранах» рассматривается как льгота,а в законах «Об основах социального обслуживания населения в РоссийскойФедерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»— как один из видов социального обслуживания [4].
1.2 Дифференциация социальных льгот
Дифференциация социальных льгот в законодательстве осуществляетсяобычно не по их содержанию, а по контингентам граждан, которым онипредоставляются: ветеранам различных категорий, в том числе участникам войны,инвалидам различных категорий и групп, детям-сиротам, многодетным семьям,семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшимнесовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, Героям СССР и Героям России,полным кавалерам ордена Славы трех степеней, Героям Социалистического Труда иполным кавалерам ордена Трудовой Славы и т.д.
При этом объем соответствующих льгот по одному и тому жесодержанию (по оплате жилья, коммунальных услуг, налогам, например) зачастуюразличается для разных категорий граждан. Общее число льгот с учетом конкретныхих особенностей — около 100. Достаточно разнообразен и массив нормативныхправовых актов, которыми социальные льготы устанавливались. Среди них законы,указы и постановления Правительства [7].
Объясняется это недостаточно четким нормотворческим процессом какв прошлом, так и сейчас (проекты соответствующих решений готовятся разнымиорганизациями, они не проходят зачастую независимую экспертизу, принимаются вспешке и т.п.), переоценкой правотворческой компетенции, в частности, органамиисполнительной власти. Социальные льготы в подлинно правовом государстве должнывводиться законом, как социальные пособия, поскольку они являются по существутаковыми. Кстати, в некоторых странах выплачиваются дополнительно к пенсиипособия для оплаты различных социальных услуг — в частности, коммунальных. Внашей стране подобные пособия заменяются соответствующими льготами.
Единого кодификационного акта о социальных льготах нет и вряд литакой акт появится в ближайшее время. Однако в отношении социальных льгот ветеранамподобный акт принят. Это Закон «О ветеранах». Закон весьма сложен по своемуюридическому оформлению и структуре, в нем продолжена традиция установленияльгот для определенных категорий граждан из числа ветеранов. Всех ветерановЗакон разделил на пять категорий с учетом (цитируем) «заслуг при защитеОтечества, иной государственной службы, безупречной воинскойслужбы и продолжительности добросовестного труда».Это, во-первых, ветераны Великой Отечественной войны. Они в свою очередьподразделяются на четыре группы:
1)участники ВеликойОтечественной войны (их девять групп);
2)граждане, работающие наобъектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, настроительстве оборонных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и другихвоенных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, оперативных зондействующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале войны впортах других государств;
3)граждане, награжденныезнаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
4)граждане, проработавшие втылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее 6 месяцев, исключаяпериод работы на времен но оккупированной территории СССР, и лица, награжденныеорде нами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественнойвойны.
Это, во-вторых, ветераны боевых действий (их 6 групп), в-третьих,ветераны военной службы, в-четвертых, ветераны государственной службы, в-пятых,ветераны труда.
Для каждой категории ветеранов, а зачастую и отдельных их групп(например, среди ветеранов Великой Отечественной войны выделены четыре группы),установлен «свой» набор прав и льгот. При этом наиболее полный набор льготимеют ветераны — непосредственные участники Великой Отечественной войны и иныхвойн, особенно инвалиды войны (для них установлено 29 различных льгот), менееширокий набор льгот для иных ветеранов, в частности для ветеранов труда.
По содержанию социальные льготы, которые закреплены в нормативныхправовых актах, можно подразделить на несколько видов, которые касаютсяопределенных сфер деятельности соответствующих служб (коммунальных, транспортаи т.п.).
Большинство социальных льгот носят материальный характер. Есть,как отмечалось, и нематериальные социальные льготы.
Наиболеезначимы для граждан, доходы которых сравнительно невелики (это практически всекатегории ветеранов, пенсионеров и инвалидов, многодетные семьи, семьи сдетьми-инвалидами) льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива, атакже по проезду[11].
1.3Социальные льготы в здравоохранении
Каждыйимеет право на жизнь. Это незыблемое право человека закреплено в нормахмеждународного права, в Конституции России. С ним неразрывно связаны другиеправа человека и гражданина, в том числе право на охрану здоровья и медицинскуюпомощь (ст. 20, 41 Конституции РФ).
В зависимости отклассификации категорий социально нуждающихся, в медицине предоставляетсябольшое количество льгот.
Дети первых трех летжизни.
— Новорожденныедети обеспечиваются комплектами детского белья. Наборы для новорожденныхвыдаются в родильном доме при выписке.
— На детей первого,второго года жизни бесплатно отпускаются по рецептам врачейлечебно-профилактических учреждений молочные продукты детского питания (в томчисле адаптированные молочные смеси).
— Дети первых трех летжизни обеспечиваются бесплатно лекарственными средствами. При первичномобращении в детскую поликлинику в регистратуре заводится история развитияребенка с маркировкой литерой «Л». Лекарства по рецептам выписываются вколичестве, необходимом на курс лечения, который определяет лечащий врач врамках утвержденного перечня. Перечень ежемесячно изменяется и утверждаетсяДепартаментом Здравоохранения Москвы, посмотреть его вы можете у заведующейдетской поликлиники.
Дети-инвалидыобеспечиваются:
— изделиямимедицинского назначения и лекарственными средствами, за исключениемпредусмотренных федеральным законодательством социальных услуг в частиобеспечения лекарственными средствами.
— бесплатный отпускпротезно-ортопедических изделий предприятиями и организациями Министерстватруда и социального развития РФ.
— бесплатноеобеспечение вело- и кресло-колясками.
Многодетным семьямв зависимости от категории детей предоставляются льготы:
— бесплатный отпуск порецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочных продуктов детскогопитания (в том числе адаптированных молочных смесей) — на детей, не достигшихсемилетнего возраста;
— бесплатноеобеспечение лекарственными средствами детей в возрасте до 18 лет.
Предоставление льготматерям, родившим и воспитавшим 5 и более детей:
— Бесплатноеобеспечение лекарственными средствами при амбулаторном лечении по рецептамврачей государственных учреждений здравоохранения;
— Бесплатноеизготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов,фарфора, металлокерамики) в государственных учреждениях здравоохранения [6].
Инвалидам войны иветеранам боевых действий, а также лицам, работавшим в период ВеликойОтечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местнойпротивовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений,военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловыхграниц действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, наприфронтовых участках железных и автомобильных дорог предоставляются следующиельготы:
— сохранениеобслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которымуказанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а такжевнеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантийоказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (в томчисле ежегодное диспансерное обследование) в федеральных учрежденияхздравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленномПравительством РФ, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектовРФ — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
— обеспечение протезами(кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленномПравительством РФ.
Лицам, признанныминвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин(кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправныхдействий), предоставляется ежегодное бесплатное диспансерное обследование вфедеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном ПравительствомРФ, а также в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов РФ.
Ветераны трудаполучают денежные выплаты, в которые включены и медицинские услуги:
— дополнительнаябесплатная медицинская помощь;
— обеспечениелекарственными средствами по рецептам врача;
— обеспечениесанитарно-курортным обслуживанием (по медицинским показаниям) [8].
1.3.1Санаторно-курортное лечение
Санаторно-курортноелечение — это лечение граждан, перенесших определенные заболевания, сиспользованием, как правило, благоприятных природно-климатических факторов.Осуществляется такое лечение в санаториях различного профиля, часть из которыхнаходится в непосредственном ведении органов здравоохранения (детскиесанатории, туберкулезные санатории и др.). Санаторно-курортное лечениепредоставляется не всем гражданам, а лишь тем из них, которые нуждаются в немпо заключению лечебного учреждения. Именно оно определяет медицинскиепоказатели для санаторно-курортного лечения.
Бесплатноеили на льготных условиях санаторно-курортное лечение — дефицитный вид лечения,как в прошлом, так и сейчас. Безусловного права на получение такого лечения, втом числе в санаториях органов здравоохранения, все граждане пока еще не имеют.В связи с этим в нормативных правовых актах, регулирующих порядок выдачипутевок на санаторно-курортное лечение,предусматривается право отдельных категорий граждан на преимущественное ихполучение:
1.Инвалиды войны.
2.Участники Великой Отечественной войны.
3.Ветераны боевых действий.
4.Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях,военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, не менее 6 месяцев, военнослужащие,награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
5.Лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда».
6.Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектахпротивовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительствеоборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военныхобъектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зондействующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, атакже члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в началеВеликой Отечественной войны в портах других государств.
7.Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВеликойОтечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в ВеликойОтечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовыхаварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибшихработников госпиталей и больниц города Ленинграда.
8.Инвалиды.
9.Дети-инвалиды.
10.Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧернобыльскойАЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, иприравненные к ним категории граждан [1].
1.4Социальные льготы в сфере образования
Cоциальныегарантии и льготы обучающихся и работников образовательного учреждения находятотражение, например, в Трудовом кодексе РФ, законах об образовании и высшейшколе, федеральных и региональных целевых программах, в уставе образовательногоучреждения, генеральном, региональном и отраслевом соглашениях, коллективномдоговоре, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с нимиэкономические, финансовые отношения.
Для всех обучающихся:
— граждане РФ имеютправо на получение впервые бесплатного образования в пределах государственныхобразовательных стандартов;
— граждане РФ вправе вустановленном порядке неоднократно получать бесплатно профессиональноеобразование по направлению государственной службы занятости;
— обучающиеся вобразовательных учреждениях профессионального образования по очной формеобучения имеют право на получение отсрочки от призыва на военную службу всоответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»; –
— обучающихся,воспитанников государственного или муниципального образовательного учрежденияучредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами вобщежитии и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки;
— обучающиеся всехобразовательных учреждений имеют право на бесплатное пользованиебиблиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (втом числе платных) образовательных услуг, на участие в управленииобразовательным учреждением;
— обучающиеся вобразовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме,выполняющие учебный план имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск поместу работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которыепредоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством.
Определенные льготы припоступлении в высшие учебные заведения имеют лица, окончившие с медалямиобразовательные учреждения среднего (полного) общего или начальногопрофессионального образования, а также лица, окончившие с отличием образовательныеучреждения среднего профессионального образования, которые имеютгосударственную аккредитацию. Победители и призеры заключительного этапаВсероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд РФ, участвовавших вмеждународных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных впорядке, определяемом Правительством РФ, принимаются без вступительныхиспытаний в федеральные государственные высшие учебные заведения для обученияпо направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады(ст. 11 федерального закона о высшей школе) [10].
Поддержка незащищенных
В целях реализацииправа на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государствополностью или частично несет расходы на их содержание в период получения имиобразования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, иразмеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральныхгосударственных образовательных учреждений, законами субъектов РФ длянаходящихся в их ведении и муниципальных образовательных учреждениях.
Инвалиды 1 и 2 группыпри поступлении в среднее профессиональное и высшее профессиональноегосударственное или муниципальное образовательное учреждение имеют право навнеконкурсное зачисление в случае успешной сдачи вступительных экзаменов, еслитакое обучение не противопоказано медицинским заключением. Гражданам из числаинвалидов, обучающимся в среднем или высшем профессиональном государственномили муниципальном учебном заведении, в обязательном порядке должна начислятьсястипендия.
Для инвалидов,нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования,создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различныхтипов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательныхучреждениях общего типа. Профессиональная подготовка и профессиональноеобразование инвалидов в специальных профессиональных образовательныхучреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственнымиобразовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированныхдля обучения инвалидов (статья 19 Федерального закона «О социальной защитеинвалидов в Российской Федерации»).
Государственные органыуправления образованием обеспечивают учащихся из числа инвалидов бесплатно илина льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а такжеобеспечивают им возможность пользования услугами сурдопереводчиков[9].
1.5Социальные льготы в сфере бытового обслуживания
Меры социальнойподдержки граждан по оплате жилья, коммунальных услуг предоставляются гражданамс момента введения в действие соответствующего законодательного илинормативного акта, если иное не оговорено в этих документах, и если на данныйпериод времени граждане имели право на эти льготы, но в пределах срока исковойдавности (3 года).
Меры социальнойподдержки граждан по оплате жилья, коммунальных услуг основываются назаявительном принципе, осуществляются при предоставлении гражданами ворганизацию, производящую начисление платежей за названные услуги, документов,подтверждающих отнесение их к соответствующей категории льготников.
Категории граждан,имеющие льготы по оплате жилья и коммунальных услуг
1. Инвалиды
2. Многодетные семьи
3. Льготы по оплатежилья и коммунальных услуг лицам, пострадавшим от радиации
4. Льготы по оплатежилья и коммунальных услуг лицам, занятым на работах с химическим оружием
5. Льготы по оплатежилья и коммунальных услуг для сотрудников милиции, органов внутренних дел,прокуроров, следователей, работников налоговой полиции, таможенных органов,сотрудников государственной противопожарной службы, судей РФ, судей верховногосуда, высшего арбитражного и конституционного суда Российской Федерации
6. Льготы по оплатежилья и коммунальных услуг для ветеранов
7. Льготы по оплатежилья и коммунальных услуг для бывших несовершеннолетних узников концлагерей,гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и ихсоюзниками в период второй мировой войны, и жертв политических репрессий
8. Льготы по оплатежилья и коммунальных услуг для военнослужащих и членов их семей
9. Льготы по оплатежилищно-коммунальных услуг другим категориям льготников
10. Льготы для граждан,временно зарегистрированных на жилой площади
11. Некоторые вопросыприменения законодательства о льготах в сфере оплаты жилья и коммунальных услуг[2].
1.6Социальные льготы детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Социальная защитадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — система социальных,экономических, организационных и правовых мер, гарантированных органамигосударственной власти и органами местного самоуправления, направленных насоздание условий, обеспечивающих равные с другими детьми права на развитие инадлежащие условия жизни.
Дети, нуждающиеся вгосударственной защите — дети, родители которых неизвестны; утратившиевследствие смерти обоих или единственного родителя; изъятые из семьи; дети,родители которых ограничены в родительских правах или лишены их; безнадзорные,а также дети, родители которых страдают хроническими заболеваниями, непозволяющими надлежащим образом осуществлять их воспитание и содержание;родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) илиобъявлены безвестно отсутствующими (умершими); родители которых находятся в учреждениях,исполняющих наказание в виде лишения свободы или в местах содержания подстражей, дети подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; другиедети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.
Полное государственноеобеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей —предоставление детям за время пребывания в соответствующем государственном илимуниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителейбесплатного питания, комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития ибесплатного обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающимся вучреждении среднего и высшего профессионального образования из числадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет истарше, но не более 23 лет имеют право на полное государственное обеспечение.
Учреждения длядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
– образовательныеучреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты идети, оставшиеся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты, центрыобразования);
– учреждениясоциальной защиты населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственнойотсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центрыпомощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);
– учреждениясистемы здравоохранения (дома ребенка) [5].
Социальные льготы детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
— бесплатный отпуск порецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочных продуктов детскогопитания (в т.ч. адаптированных молочных смесей) детям до 2 лет (до 15 лет —если они страдают хроническими заболеваниями);
— бесплатноеобеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей лечебно-профилактическихучреждений детям до 3 лет (обучающимся в учреждениях начального, среднего иобщего профессионального образования — до 23 лет);
— полноегосударственное обеспечение на период пребывания в учреждениях для детей-сироти в период обучения в государственных образовательных учреждениях начального,среднего и высшего профессионального образования до 23 лет — на периодпребывания (обучения);
— внеочередноеустройство в дошкольные образовательные учреждения детям дошкольного возраста ;
— бесплатное посещениедошкольных образовательных учреждений детям дошкольного возраста ;
— бесплатное питание вобщеобразовательных учреждениях обучающимся в общеобразовательных учреждениях —в период обучения;
— обеспечениебесплатными учебниками обучающимся в образовательных учреждениях, реализующихобщеобразовательные программы, — в период обучения;
— бесплатное посещениеучреждений культуры и спортивных учреждений: музеев, выставочных залов,картинных галерей, театров, кинотеатров, парков культуры и отдыха, зоопарка,культурно-массовых мероприятий, спортивных секций, спортивных соревнований (приналичии свободных мест) до 23 лет;
— увеличение размерастипендии не менее чем на 50% выплачивается по месту учебы в период обучения вгосударственных образовательных учреждениях начального, высшего и среднегопрофессионального образования;
— ежегодное пособие наприобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размеретрехмесячной стипендии;
— бесплатноедополнительное образование — в музыкальных, спортивных, художественных школахдетям до 18 лет;
— бесплатное обучениена курсах по подготовке к поступлению в государственные образовательныеучреждения среднего и высшего профессионального образования до 23 лет;
— бесплатное получениепервого и второго начального профессионального образования в государственныхобразовательных учреждениях;
— бесплатный проезд вгородском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутноготакси) детям до 18 лет (обучающимся в государственных образовательныхучреждениях — до 23 лет);
— бесплатные путевки вшкольные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха,а при наличии медицинских показаний — в санатории, а также оплата проезда кместу лечения и обратно до 23 лет;
— обеспечение жилойплощадью во внеочередном порядке по окончании пребывания в государственномдетском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где онинаходились на воспитании, при невозможности его вселения в ранее занимаемоежилое помещение дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, —выпускники детских домов и школ-интернатов [3].
2.Оценка хозяйственной деятельности и финансового состояния МЛПУ«Специализированный Дом Ребенка»
2.1Общая характеристика МЛПУ «Специализированный Дом Ребенка»
Предприятие: Муниципальноелечебно-профилактическое учреждение «Специализированный дом ребенка».
Тип учреждения: домребенка
Дата основания:28сентября 1943 года
РАБОТА УЧРЕЖДЕНИЯ
Направлениядеятельности: Медицинская, педагогическая и социальная помощь детям-сиротам идетям, оставшимся без попечения родителей в возрасте от 2 мес. до 4-х лет.
История: Дом ребенкаобразован после освобождения г. Орла от немецко-фашистских захватчиков в 1943г. Воспитанниками были дети-сироты, родители которых погибли в ВОВ.
Персонал: В Учрежденииработают 214 сотрудников, из них: руководство — 3, психологи — 1, воспитатели — 55, врачи — 6, медсестры — 82, технический персонал — 46.
Публикации в СМИ:Постоянные публикации в прессе, на ТВ, радио.
ДЕТИ В УЧРЕЖДЕНИИ
Количество детей вучреждении: В Учреждении воспитывается 110 детей, из них дети от 0 до 1 года — 33, от 1 до 4 лет — 77.
Возраст детей: от 0 до4 лет
Количество детей-сирот:87
Количество детей сотклонениями в развитии:37
Лечение детей: ВУчреждении детям оказывается первая медицинская помощь и специализированная:неврологическая, педиатрическая, психиатрическая, лечебная физкультура,реабилитационная. Медицинский кабинет и мед. оборудование соответствуютпотребностям Учреждения.
Летний отдых: Летомдети остаются в Учреждении.
Общение детей: Детиобщаются с детьми и взрослыми, живущими и работающими за пределами учреждения.Ведётся переписка воспитателей с осужденными родителями. Для детейорганизовываются поездки по городу.
Благотворительнаяпомощь: помощь от российских организаций и граждан поступает регулярно, отиностранных — редко.
2.2Оценка хозяйственной деятельности и финансового состояния МЛПУ«Специализированный Дом Ребенка»
Наименования бюджета:местный
Источникфинансирования: средства бюджета города Орла Периодичность: годовая. Единицаизмерения: руб.
Таблица№1. Показатели,необходимые для расчёта.
Год
Показатели 2008 2009 Общее финансирование 35850345 42920000 Основные средства 8012264 8560769 Среднесписочная численность работников 210 214 Среднемесячная заработная плата 7500 9200
Так как МЛПУ«Специализированный Дом Ребенка» является бюджетной организацией и не имеетвыпущенной продукции, вместо показателя объём выпуска продукции используемфинансирование в год.
Таблица№2.Результаты анализа.
Год
Показатели 2008 2009 Фондоотдача 4,47 5,01 Фондоёмкость 0,22 0,19 Фондовооруженность 38153 40003 Выработка 170715 200560 Трудоёмкость 210 214
1) Фондоотдачапоказывает, какова отдача от использования каждого рубля, вложенного в основныесредства, т.е. насколько эффективно это вложение. Из таблицы видно, что отиспользования одного рубля финансирования в 2008 году отдача составила 4,47руб., а в 2009 году – 5,01 руб.
2) Фондоёмкостьопределяет необходимую величину основных средств для производства продукциизаданного объёма на перспективный период. Из таблицы видно, что на производствоодного рубля продукции в 2008 году было затрачено 0,22 руб., а в 2009 – 0,19.
3) Фондовооруженностьпоказывает, какое количество основных средств приходится на одного работникапредприятия. В МЛПУ Дом ребенка г. Орла в 2008 году на одного работникаприходится 38153 основных средств, в 2009 – 40003.
4) Производительностьтруда характеризует эффективность использования трудовых ресурсов, состоит извыработки и трудоёмкости. Выработка характеризуется количеством продукции илиобъёмом работ или услуг произведённых в единицу рабочего времени. В 2008 годувыработка равна 170715, в 2009 – 200560. Трудоемкость в 2008 году равна 210, в2009 – 214.
Имуществои средства Дома Ребенка
1.1. Имущество ДомаРебенка является собственностью Орловской области и закрепляется за детскимдомом на праве оперативного управления. Права Дома Ребенка на закрепленное за нимимущество определяются в соответствии с Гражданским кодексе РоссийскойФедерации, Законом Российской Федерации «Об образовании».
1.2. Земельные участкизакрепляются за Домом Ребенка в постоянное (бессрочное) пользование.
1.3. Дом Ребенкавладеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом всоответствии с его назначением, уставными целями деятельности и порядке,установленном законодательством Российской Федерации.
1.4. Изъятие иотчуждение имущества, закрепленного за Домом Ребенка, допускается в случае и впорядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.5. Комитет поуправлению государственным имуществом в праве изъять излишнее, неиспользуемое и(или) используемое не по назначении имущество, закрепленное за Домом Ребенка.
1.6. Дом Ребенка невправе отчуждать или иным способом распоряжаться
закрепленным за нимимуществом.
1.7. Дом Ребенка ссогласия комитета по управлению государственным имуществом вправе сдавать варенду закрепленное за ним имущество в соответствии с действующимзаконодательством. Средства, полученные детским домом в качестве аренднойплаты, учитываются в доходах областного бюджета.
1.8. Дом Ребенка несетответственность перед собственником за сохранность и эффективное использованиезакрепленного за ним имущества. Контроль за деятельностью Детского дома в этойчасти осуществляется собственником (уполномоченным органом).
1.9. Деятельность ДомаРебенка финансируется, в пределах средств предусмотренных бюджетом Орловской областина соответствующий год.
Источникамиформирования имущества и финансовых средств Дома Ребенка являются:
-имущество, переданное ДомуРебенка Учредителем или уполномоченным им Органом;
-бюджетные ивнебюджетные средства;
-средства спонсоров,добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
-другие источники, незапрещенные законодательством Российской Федерации.
1.10. Финансирование ДомаРебенка осуществляется на основе государственных нормативов, которыеустанавливаются в расчете на одного воспитанника. Привлечение Домом Ребенка дополнительныхсредств не влечет за собой снижение нормативов и абсолютных размеровфинансирования за счет средств Учредителя.
1.11. Дом Ребенка вправеосуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность (выращивание овощей,животных на микро ферме, оказание услуг по осуществлению столярных, швейных,транспортных работ для граждан, юридических лиц и другие виды услуг, незапрещенных законодательством), распоряжаться доходами в соответствии срегламентацией деятельности Дома Ребенка, закрепленной в Уставе, и всоответствии с законодательством Российской Федерации.
1.12. Дом Ребенка можетосуществлять предпринимательскую деятельность (приносящее прибыль производствотоваров и услуг, отвечающих целям создания детского дома) лишь постольку,поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан.
1.13. Доходная (в томчисле предпринимательская) деятельность Дома Ребенка может быть прекращена вслучаях и порядке, предусмотренных законом.
1.14. Доходы ДомаРебенка, полученные от предпринимательской и иной приносящей доходдеятельности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательствомо налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходовдетского дома и отражаются в доходах областного бюджета как доходы от оказанияплатных услуг.
1.15. Дом Ребенка долженбыть обеспечен в соответствии с установленными нормативами помещениями,сооружениями, автотранспортом и оборудованием для организацииобразовательно-воспитательного процесса, спортивных и массовых мероприятий,питания, медицинского, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания,быта и отдыха воспитанников.
1.16. Дом Ребенка отвечаетпо своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством средствав течение года изъятию не подлежат.
Контроль и отчетность
2.1.Финансово-хозяйственная деятельность Дома Ребенка контролируется Учредителем идругими контролирующими организациями, имеющими на это право, в соответствии сдействующим законодательством. В состав ревизионной комиссии могут ходитьпредставители Дома Ребенка, избираемые на общем собрании трудового коллектива.
2.2. Проверкадеятельности Дома Ребенка производится в соответствии с действующимзаконодательством. Контролирующие органы вправе требовать от должностных лиц ДомаРебенка представления всех необходимых материалов, бухгалтерских, иных документови личных объяснений.
2.3. Директор ДомаРебенка обеспечивает представление в распоряжение контролирующих органов всехнеобходимых для проведения ревизии материалов. При необходимости для проведенияревизии финансово-хозяйственной может быть приглашена аудиторская организация.
2.4. Директор Детскогодома несет ответственность за сохранность управленческих,финансово-хозяйственных и других документов.
2.3Социальные льготы в МЛПУ «Специализированный Дом Ребенка»
Ребенку от рожденияпринадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданинав соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципамии нормами международного права, международными договорами Российской Федерации,настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другиминормативными правовыми актами Российской Федерации.
Льготы, предоставляемыедетям в МЛПУ «Специализированный Дом Ребенка»: -бесплатное лекарственноеобеспечение; -бесплатное питание (в том числе адаптированных молочных смесейдетям до 2 лет); -бесплатное обеспечение одеждой, обувью, игрушками, средствамигигиены и т.д.; -бесплатное медицинское обслуживание (включающееневрологическую, педиатрическую, психиатрическую, реабилитационную помощь); -бесплатнаяорганизация поездок за пределы Дома ребенка, на цирковые и театральныепредставления, в парк;
После усыновления. Государствоне оказывает семье дополнительной помощи, за исключением предоставления материпослеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребенка, если усыновляетсямладенец до трех месяцев. Денежное пособие на усыновленного ребенка равноустановленному законом пособию на кровного ребенка. После усыновления ребенокполучает все права родного, включая имущественные, но при этом лишается льгот,которые он имел как сирота (например, права на получение после достижения 18лет жилья от государства, льгот при поступлении в учебные заведения и т.д.).
3.Рекомендации оптимизации функционирования МЛПУ «Специализированный ДомРебенка»
Для улучшенияфинансового положения предприятия (в данном случае Муниципальноелечебно-профилактическое учреждение «Специализированный дом ребенка»)необходимо определить мероприятия:
1) СозданиеПопечительского совета в целях содействия учреждению в воспитании, содержании иобучении воспитанников, защите их прав и интересов.
Основныефункции Попечительского совета: — содействие в работе по совершенствованиюобразовательного процесса;
— создание условий для дополнительного образования воспитанников, дополнительнойподготовки и переподготовки педагогических кадров;
— оказание содействия в трудоустройстве детей-сирот, получивших основное общееобразование, улучшении их жилищных условий;
— оказание помощи учреждению в проведении оздоровительных мероприятий;
— организация финансовой помощи детскому дому в проведении ремонтных работ,укреплении материально-технической базы детского дома;
— защита социально-экономических, трудовых, личных прав и свободы детей сирот идетей, оставшихся без попечения родителей;
— оказание помощи в улучшении условий работы педагогического и обслуживающегоперсонала детского дома;
2) Привлечениепредставителей науки, бизнеса, общественных организаций и объединений, и др. сцелью обеспечения доступности и качества образования и воспитания. В том числе спомощью публикаций в СМИ привлечение и иностранных граждан с целью поддержкифинансового состояния Детского дома.
3) Активное привлечениевнебюджетных средств для обеспечения развития и укрепления материальной базыдетского дома.
Источникамифинансирования и материально-технического обеспечения Детского дома являются:
-средства, выделяемыецелевым назначением из бюджета;
-имущество, переданноедому Ребенка его собственником или уполномоченным им органом;
-добровольные взносыорганизаций, предприятий и граждан;
-иные источники, непротиворечащие законодательству Российской Федерации.
4)Ведение активнойпредпринимательской деятельности:
-торговля покупнымитоварами, оборудованием;
-издательская,рекламная деятельность;
-оказаниепосреднических услуг;
-долевое участие вдеятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
-приобретение акций,облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) поним;
-ведение приносящих доходиных вне реализационных операций, непосредственно не связанных с собственнымпроизводством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с ихреализацией.
Дом Ребенка вправеосуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку этослужит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этимцелям, заданиям собственника и назначению имущества. [12].
Заключение
В заключении хотелосьбы привести основные выводы, сделанные в процессе изучения избранной темы:
1) Системасоциальных льгот играет важную роль, т. к. позволяет частично компенсироватьнаселению низкие заработки, плохие условия труда, маленькие пенсии. В рядеслучаев льготы являются дополнительным стимулом привлечения работников кразличным видам деятельности (льготы для привлечения рабочей силы в отрасли стяжелыми и вредными условиями труда, а также на предприятия, расположенные внеблагоприятных климатических условиях). При всем, при этом уровень жизнизначительной части населения остается низким, или крайне низким.
2) Общаястоимость социальных льгот и гарантий оценивается в 350 млрд. рублей. Льготы ивыплаты установлены для 200 категорий граждан. Численность их получателейсоставляет почти 2/3 населения страны. Социальные льготы, выплаты, субсидии,компенсации предоставляются на основе более чем 200 законов и иных нормативныхправовых актов.
3) Основнаяклассификация социальных льгот (по получателям):
Перваягруппа — граждане, которым предполагается сохранить льготы за заслуги передОтечеством. К этой группе относятся: Герои Советского Союза и России, ветераныВеликой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники фашистскихконцлагерей, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, лица, получившие увечья иконтузии в ходе военных действий при защите конституционного строя иправопорядка. Для этих лиц льготы необходимо перевести в форму денежных выплати производить их финансирование из федерального бюджета.
Втораягруппа — граждане, которым предлагается предоставлять льготы в зависимости отдохода получателя и величины прожиточного минимума, установленного в субъектахРоссийской Федерации. К этой группе относятся: нуждающиеся граждане, ветеранытруда, инвалиды и некоторые другие. Указанные льготы будут предоставляться засчёт средств субъектов Российской Федерации.
Третьягруппа — лица, пользующиеся льготами по профессиональному признаку. К нимотносятся сотрудники милиции, судьи, работники аппарата судов, прокурорскиеработники, сотрудники налоговой полиции, должностные лица таможенных органов, атакже другие работающие граждане, которым льготы в оплате жилищно-коммунальных,транспортных и иных услуг установлены в связи с их профессиональнойдеятельностью.
Для достижениязначительного экономического эффекта необходима кардинальная реформа всей системысоциальных льгот.
Законодателям предстоитогромная работа по созданию новых законов и внесению в законодательные актыРоссийской Федерации изменений и дополнений, связанных с льготами по проезду натранспорте, льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, в медицине, другимисоциальными льготами, пособиями и выплатами.
Очень важноподчеркнуть, что эту законотворческую работу в полном объеме следует проводитьтолько в условиях роста доходов населения и прежде всего заработной платы ипенсий. Отмена льгот без увеличения доходов приведет к критическому снижениюуровня жизни значительной части российского населения, что неизбежно повлечетза собой опасный рост социальной напряженности в обществе.
Списоклитературы
1. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Правосоциального обеспечения. — М.: Волтерс Клувер, 2005.
2. Госпорьян А. О системе социальногообслуживания семьи и детей // Социальное обеспечение. 2004.
3. Кузьмин С. Активнаяполитика социальной защиты населения. Изд. Экономист, 2007
4. Лепихов М.И. Право и социальнаязащита населения (социальное право). М.: Юристъ, 2004.
5. МаляроваН.В. Социальная защита детства: концептуальный подход. Социологическиеисследования, 2005
6. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Правосоциального обеспечения. М.: Феникс, 2007.
7. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Правосоциального обеспечения. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
8. Панов А.М. Социальное обслуживаниенаселения как новый сектор социальной сферы // Ученые записки МГСУ. 2004. № 3.С. 57.
9. Свиридов С.А., Передерин СВ., СенныхЛ.Н. Российское право социального обеспечения: в 2-х частях. Ч. 1. — Воронеж:Изд-во Воронежск. ун-та, 2007
10. Сулейманова Г.В. Право социальногообеспечения: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
11. СуховеенкоЮ.В. Льготы и компенсации: справочник для населения. М.: Юристъ, 2006.
12. Устав МЛПУ «Специализированный Домребенка города Орла»