РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГВ РОССИИ. Досередины 19 в. все перевозки в России осуществлялись водным и гужевымтранспортом. Реки были основными транспортными артериями страны. Многие речныебассейны были соединены каналами Мариинская, Тихвинская, Березинский,Августовский, Днепробугский каналы .
Особенно большое значение имела Волга,связывавшая наиболее развитые и заселенные районы России. Внешние торговыесвязи осуществлялись морским транспортом . Первыежелезные дороги в России появились на горных заводах Алтая и Урала в начале XIXв. В 1810 г. на Колыванском заводе на Алтае Петр Фролов проложил железнуюдорогу длинной в два километра с конной тягой.
В 1834 г. на Нижнетагильскомзаводе крепостные механики Ефим и Мирон Черепановы построили железную дорогу спаровой тягой. Первой железной дорогой общего пользования в России былаЦарскосельская железная дорога протяженностью 26 км соединявшая с 1387 г.Петербург с Царским Селом и Павловском. В первыйпериод железнодорожного строительства в
России строились прежде всего дороги, обеспечивавшиестратегические интересы Российской империи и интересы государственногоуправления. В 1843-1851 гг. были построены крупнейшие в Европе двух путныежелезные дороги Петербург-Москва и Петербург-Псков-Варшава-Вена, соединявшиеглавный центр торговли и промышленности страны -Московский район сПетербургским морским портом, а столичный
Петербургский район с сетью железныхдорог Западной Европы. Во второйпериод строительства середина 60-х годов-80-е годы XIX в. были обеспеченысвязи Москвы с е сырьевыми и продовольственными базами и основныххлебопроизводящих районов России с морскими портами. Железная дорога Москва -Нижний Новгород соединила Москву с главной речной магистралью – Волгой, а черезне и с более отдаленными районами России. Линии Москва-Рязань-Воронеж-Зверово,Козлов -Тамбов-Саратов, Москва -Тула -Орел -Курск -Харьков, продолженные затемдо Севастополя, Ростова-на-Дону и Владикавказа связывали старую столицу Россиис Черноземным центром, Украиной, Донбассом, Поволжьем и
Северным Кавказом. Вовтором периоде строительства были заложены основы железнодорожной сетиевропейской части России, напоминающей паутину, исходящую из одного центра -Москвы. Важным достижением был также выход железных дорог к Волге, Балтийскомуи Черному морям. К началу 90-х годов XIX в. сеть железных дорог Россиисостовляла около 30 тыс.км.
Специализация Средней Азии на хлопкепотребовала завоза сюда в большом количестве хлеба. В связи с этим Закаспийскаядорога была проложена до Ташкента и Андижана. В 1906 г. эта дорога быласоединена с Оренбургом и тем самым была установлена прямая связь Средней Азии ссетью железных дорог. В годыпервой мировой войны для вывоза из внутренних районов
Сибири были построенылинии Новосибирск – Барнаул – Семипалатинск и Плетаево-Троицк-Кустанай. Дляобеспечения связей с зарубежными странами в обход Балтийского моря, выходы изкоторого были блокированы Германией, срочно строилась дорогаВолхов-Петрозаводск-Мурманск. Наиболеекрупным недостатком железных дорог
России была техническая неполноценность, атакже мощность составов и высокие цены за перевозки. Тем не менее в 1913 г.грузооборот был больше речного транспорта в 6 раз.В результате революции все средства транспорта,в том числе и железная дорога, были национализированы, и стал возможен плановыйподход к их развитию в целях полного удовлетворения потребностей народногохозяйства в перевозках грузов и пассажиров. Был утвержден план ГОЭЛРО, покоторому предусматривалось создать 4 магистрали Кривой Рог – Донбасс – Царицын,Москва-Донбасс – Мариуполь, Москва – Петроград, Москва – Енисей. Они должныбыли быть двух путными, электрифицированными, с повышенной скоростью движения ибольшим весом поездов. Крупноежелезнодорожное строительство и реконструкция были осуществлены по первому5-летниму плану СССР при сооружении
Урало-Кузнецкого комбината. СозданиеУрало-Кузнецкого комбината потребовало строительства новых железных дорог Золотая Сопка – Карталы -Магнитогорск, Карталы – Орск, Свердловск – Курган,Новосибирск – Инская – Белово – Новокузнецк. Эти дороги наряду с другимиобеспечивали продвижение мощных потоков угля на Урал, а в обратном направлении- железные руды. Передначалом войны
Великой Отечественной войны длина железных дорог СССР превышала100 тыс.км. Тяжелая промышленность позволила осуществить техническоеперевооружение железных дорог, обеспечила поставку рельс, локомотивов и др. В годывойны были построены новые пути на Севере, в Поволжье, Казахстане и на Кавказедлиной 6,7 тыс.км. В периодвойны железным дорогам был нанесен громадный ущерб.
На начало 1943 г.эксплуатационная длина ж.д. уменьшилась на 40 , а техники – на 20 . Впослевоенные годы началось восстановление железнодорожных путей, а такжестроение новых. Строительство Южно-Сибирской и Среднесибирской магистралей срядом ответвлений обеспечивали освоение в короткие сроки громадных массивовземли в Северном Казахстане. Проведение линии Тайшет – Братск – Усть-
Кутпозволило начать строительство Братской ГЭС и приступить к освоению массивовПриангарья, Ангаро-Илимского рудного бассейна и многих др. районов. На севереевропейской части СССР были построены в целях лесопромышленного освоения,например, Западно-Карельская линия или разработки месторождений руд – линииМурманск-Печенга, Пинозеро-Ковдор и др. Всего засоветский период было построено свыше 65 тыс.км. новых железных дорог. Онисильно расширили главную полосу хозяйственного освоения нашей страны.