Федотов Павел Андреевич
1815-1852
Э.В. Кузнецова
Федотов
Павел Андреевич (22.06.1815-14.11.1852), живописец-рисовальщик.
Будучи
на службе в гвардейском полку в Петербурге, Федотов увлекся рисованием, самостоятельно
сделал важные шаги по пути к овладению мастерством художника, брал уроки
живописи у преподавателей Петербургской Академии художеств, но специального
художественного образования не имел.
Творческую
деятельность Федотов начал с карикатуры. Выйдя в отставку, изображал в
сатирической, нередко гротескной, форме “события вседневной жизни”. Первой его
значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение “Следствие
кончины Фидельки” (1844). Федотова называют “Гоголем в русской живописи”. В
небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, “любовался, смеялся и
плакал”. Содержание картин — изобличение не изображаемых персонажей как
таковых, а обстоятельств, условий тогдашней жизни. Его картинам и рисункам
присущи гармония композиции и цветовых решений. Федотов считается
родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве.
Вехами на пути Федотова к “критическому реализму” явились его картины: “Свежий
кавалер” (1847), “Разборчивая невеста” (1847), “Сватовство майора” (1848). В более
поздних работах Федотова нашли отражение чувства тоски и одиночества:
“Вдовушка”, “Анкор, еще анкор” и др. (1851—52). Федотов иллюстрировал
произведения современных ему писателей, в частности Ф. М. Достоевского.
Л.
Н. Вдовина
***
Федотов
Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер
лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. Родился он в 1815 году
на окраине Москвы в семье отставного поручика. В бедности, постоянной нужде
протекало его детство. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел
соседние дворы, улицы и “все сцены на них происходившие, оказывались перед
глазами наблюдателя, как на блюдечке”. Первые детские впечатления сыграли
большую роль в творческой практике художника. “Запас наблюдений, сделанных
мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, —
составляет… основной фонд моего дарования”.
Когда
ему исполнилось десять лет, отец, мечтавший, чтобы сын был военным, определил
его в Московский кадетский корпус. Потянулись годы однообразного и
утомительного, учения. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика.
Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными. Окончив в
1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии
Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834–1844)… Но
главным увлечением по-прежнему остается живопись, и каждую свободную минуту он
посвящает рисованию. К этому времени относится и начало занятий Федотова в
вечерних классах Академии художеств. Под карандашом Федотова оживали сцены
бессмысленной и изнурительной муштры; темами его рисунков и акварелей
становятся полковые учения и лагерная служба.
Чем
больше времени и сил отдавал Федотов любимому искусству, тем больше понимал,
что придется выбирать между живописью и военной карьерой. Над этим же заставило
художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова,
который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и
настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы “отдаться своему
настоящему призванию — изображению народного быта”. Федотов и раньше
помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Но отказаться от
обеспеченного положения, обречь себя на полуголодное существование — решиться
на это мог лишь человек, обладавший большим мужеством и, главное, уверенностью
в себе. И Федотов решает отдать свои работы на суд К. П. Брюллову, слава о
котором разнеслась по всей Европе. Внимательно ознакомившись с рисунками
Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание:
“Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и
труд”. Эти напутственные слова не прошли бесследно: после этого с
удвоенной энергией принимается Федотов за работу, стараясь сделать намного
больше.
Проходит
еще несколько лет, прежде чем Федотов решается уйти в отставку. На трудном
подвижническом пути бескорыстного служения искусству его ждали бедность,
лишения, одиночество. Поселившись вместе с верным слугой денщиком Коршуновым на
Васильевском острове в маленьких холодных комнатах, Федотов начал упорно и
самозабвенно работать, “не давая себе ни пощады, ни снисхождения, ни
отдыха!”
Рисунки,
рисунки, рисунки… Художник рисовал везде: на базарах и в гостиных дворах, в
департаментах и на улице… Рисунки Федотова, напоминающие легкие быстрые
наброски, удивительно точно передают предметы и фигуры — это своеобразный
дневник художника.
Простота
и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок
“Набережная Васильевского острова зимой”. Сатирическая острота в
рисунках: “Квартальный чиновник”, “Начальник и
подчиненные”, “Озябшие и продрогшие”, “Как люди
садятся” (ГРМ) и другие. От множества разрозненных наблюдений, которые
сначала фиксировались в альбомах, Федотов перешел к созданию целостных
произведений. Так родился замысел серии “Нравственно-критических сцен из
обыденной жизни”, исполненных в технике сепии: “Первое утро
обманутого молодого”, “Житие на чужой счет”, “Старость
художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант”,
“Модный магазин”, “Мышеловка” “Болезнь и смерть
Фидельки”, “Крестины” (1840-е, ГТГ).
Разнообразие
тематики, острота критической мысли, широта охвата действительности,
рисовальное мастерство дают основание считать эту серию одной из значительных в
творческом развитии художника. Однако работы эти не лишены недостатков, которые
сказались в чрезмерной перегруженности композиций, в многословности, в неумении
выделить главное, отказавшись от второстепенного, — действие подчас так
сложно, что художник, боясь быть непонятым, сопровождает листы пояснительным
текстом. Работа над сепиями дала художнику чрезвычайно много; обогатился его
жизненный и творческий опыт, накопился материал для создания новых
произведений.
Первым
законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина “Свежий
кавалер”, или “Утро чиновника, получившего первый орден” (1846,
ГТГ). В этом обыденном сюжете художнику удалось выразить характерные,
типические явления николаевской России.
Комический
случай приобретает в трактовке Федотова обобщение большой силы. В “Свежем
кавалере”… “Он свиреп и безжалостен, — пишет о герое картины
знаменитый русский критик В. В. Стасов, — он утопит кого и что захочет, и ни
одна складочка на его лице не дрогнет. Злость, чванство, вконец опошлившаяся
жизнь — все это присутствует в этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого
чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди”.
В
1847 году Федотов пишет картину “Разборчивая невеста” (ГТГ) на сюжет
басни Крылова того же названия. С беспощадной сатирой характеризует он своих
персонажей: старую деву, ее жениха — франтовато одетого горбуна и обрадованных
родителей. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство
Федотова. Годы напряженного труда не пропали даром, художник научился виртуозно
передавать материальность предметов — блеск красного дерева и переливы
шелкового платья невесты, позолоту рам и мягкую ворсистость ковров.
Предельно
выразительной становится и композиция в картинах Федотова, которая служит
выявлению основного смысла, концентрирует внимание на главных персонажах. Так,
в “Завтраке аристократа” (1849, ГТГ) напряженная поза светского
хлыща, показанного в центре, торопливый жест его рук, прячущих кусок хлеба от
нежданного гостя, раскрывают никчемность и ничтожество аристократа, промотавшего
состояние.
Когда
картины Федотова были показаны больному Брюллову, знаменитый художник их принял
восторженно. “Поздравляю вас, — сказал он Федотову, — Вы меня
обогнали”. Так были признаны заслуги Федотова как художника-жанриста.
Этапной
картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась “Сватовство
майора” (1848, ГТГ). Годом ранее Федотов написал поэму “Женитьба
майора, или поправка обстоятельств”, где рассказывалось о майоре, решившем
поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. Названная картина
явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Художник вводит
нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. Обычный, ничем
не примечательный эпизод из жизни купечества, приобретает в этом произведении обобщающее
значение. Федотов не просто высмеивал тщеславие купца, корысть майора,
жеманство невесты или грубость матери. Он сделал объектом своей критики мораль
людей различных сословий, людей, превращающих брак в средство наживы, в сделку.
В этом звучал приговор уродливым явлениям быта, которые в николаевской России
никого не удивляли. Если вдуматься в происходящее на картине “Сватовство
майора” — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в
своем цинизме торговля человеком. “Это была снова трагедия, — писал В. В.
Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы”.
С
необыкновенной силой проявился в картине талант Федотова. Удивительно жива,
естественна и проста композиция. Тесно связаны друг с другом фигуры действующих
лиц, мы словно читаем повествование о жизни, обычаях и нравах купеческой семьи.
Очень выразителен язык жестов, который входит в характеристику героев.
Работая
над картиной, Федотов прежде всего шел от жизни. Но главным для художника были
не мелочные подробности, а поиски выразительного, типичного. Созданные им
образы–результат вдумчивого отбора, синтеза характерных черт, присущих
определенному социальному типу. Произведения Федотова произвели необыкновенное
впечатление на современников. Зрители почувствовали новаторство художника и в
обращении к совершенно новым темам, и в критическом отношении к
действительности, и в новом творческом методе, благодаря чему жанровая живопись
поднялась до уровня искусства большой социальной значимости. К концу 40-х годов
Федотов — зрелый мастер, художник со сложившимся мировоззрением,
индивидуальным творческим лицом. Он работал лихорадочно быстро. Замыслы будущих
картин возникали у него один за другим, но не всем из них было суждено
осуществиться. Наступал последний, самый трудный период в жизни художника. Это
было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. Любое
проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. “Многому бы
народ научил, — писал художник в те годы, — да цензура мешает”. Вскоре
закрыли журнал “Современник”, в котором сотрудничал и Федотов. Не
увидели свет рисунки Федотова из “Нравственно-критической серии”.
Запрещены были и литографии с его картин. Художник оказался в трудном
материальном положении, без средств к существованию. За долги семья вынуждена
была продать дом…
От
многого — военной карьеры, богатства, личного счастья — отказался Федотов во
имя искусства. Он твердо, без колебаний, шел по избранному пути и, несмотря на
трудности, продолжал неутомимо работать. В последние годы жизни Федотов
обращается к созданию портретов. Лучший из них — портрет Н. П. Жданович (1849,
ГРМ).
В
1852 году появилась одна из первых драматических картин художника —
“Вдовушка” (ГТГ). С большим сочувствием рассказал Федотов о горестной
судьбе одинокой женщины, оставшейся без мужа и ожидающей ребенка. В глубокой
задумчивости стоит она, облокотясь о комод. Вещи опечатаны за долги, оставшиеся
после мужа, в комнатах рыскают полицейские чиновники, описывая нехитрый скарб.
Лирическая на первый взгляд картина оказывалась не менее острой и значительной,
чем ранние полотна…
Толчком
к возникновению замысла картины явилась судьба овдовевшей сестры Федотова, на
руках которой после смерти мужа осталось двое маленьких детей.
Почти
одновременно с “Вдовушкой” Федотов написал еще две замечательные
картины: “Анкор, еще анкор!” (1850–1851, ГТГ) и “Игроки”
(1852, Гос. музей русского искусства, Киев)…
Более
широкой и темпераментной становится живописная манера художника, более активной
делается роль цвета в освещении. Характером замысла продиктована и тревожная,
напряженная цветовая гамма картины “Анкор, еще анкор!” — сочетание
красновато-коричневых тонов интерьера и холодного, интенсивно синего квадратика
неба в небольшом окне. Это произведение — вершина творческого развития
художника, один из шедевров русской реалистической живописи XIX века.
Жизнь
Федотова кончилась трагически. Он умер тридцати семи лет в психиатрической
лечебнице. “Федотов умер, — писал В. В. Стасов, — произведя на свет едва
лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но
эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды”.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.safety.spbstu.ru