Анализ методик для определения готовности детей к школе

Тема:Анализ методик готовности детей к школе

План
Введение
1.        Ориентационныйтест школьной зрелости Керна – Йирасека
2.        ПрограммаХ. Бройера и М.Войффена
3.        Методики«Узор» Л.И. Цеханской, «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, «Рисование поточкам» А.Л. Венгера
4.        Методикаопределения готовности к школьному обучению М.Н. Костиковой
5.        Методикадиагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной
Вывод
Литература

Введение
 
Школьноеобучение — один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятната озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейсянеобходимости поступления в школу. Часть родителей, воспитателей, да и самихдетей воспринимают этот момент как своеобразный экзамен ребенка за весьдошкольный период жизни. Такая оценка события, пожалуй, не лишена смысла, ибодля обучения в школе ребенку понадобится все то, что он приобрел за период дошкольногодетства. Многим первоклассникам совсем не просто выполнять школьные требования,для этого им необходимо значительное напряжение. Поэтому важно заранее, еще доначала школьного обучения выяснить, насколько психические возможности ребенкасоответствуют требованиям школы. Если такое соответствие есть, то ребенок готовк школьному обучению, т.е. он готов к преодолению возникающих в учениитрудностей. Разные требования, предъявляемые обучением к психике ребенка,определяют структуру психологической готовности; основными ее компонентамиявляются умственная и личностная готовность. Умственная готовность предполагаетдостаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления,воображения, речи), владение знаниями, умениями и навыками по программеобучения и воспитания в детском саду, сформированность общих интеллектуальныхумений. Личностная готовность предполагает зрелость мотивов учебнойдеятельности, развитое познавательное отношение к внешнему миру, определенныйуровень самосознания, коммуникативную зрелость как сформированность средств,навыков и желания общаться, достаточный уровень эмоционального и волевогоразвития психики ребенка.  В настоящее время существует большое количество диагностическихпрограмм, которые можно с определенной долей условности разделить на тригруппы: 1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психическихфункций, используемых в учебной деятельности; 2) программы, диагностирующие сформированностьпредпосылок овладения учебной деятельностью; 3) смешанные программы,диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебнойдеятельности.
Всвоей контрольной работе я хочу проанализировать методики готовности детей кшколе.

1.ПрограммаХ. Бройера и М.Войффена
К первой группе можно впервую очередь отнести Ориентационный тест школьной зрелости Керна—Йирасека.Оннаправлен на диагностику зрительного восприятия, сенсомоторнойкоординации, уровня развития тонкой моторики руки. Его классический вариантсостоит из трех заданий. Первое — рисование по памяти мужской фигуры; второе —срисовывание письменных букв; третье — срисовывание группы точек. Методикастандартизирована; результат выполнения каждого задания оценивается по5-балльной системе (1 — высший балл, 5 — низший балл). Итоговая оценкаполучается путем сложения оценок всех трех заданий. Развитие детей, получившихв итоге от 3 до 6 баллов, рассматривается как высокое, выше среднего; от 7 до11 как нормальное, среднее; от 12 до 15 ниже нормы. Я. Йирасек исследовал связьуспешности выполнения этого теста и  успеваемости в школе. Оказалось, что дети,хорошо справившиеся с  тестом, как правило, хорошо учатся в школе. Но плохойрезультат в  тесте еще не означает, что ребенок не может хорошо учиться.Поэтому  И. Йирасек предлагает свой тест для выявления школьной зрелости,  ноего показатели нельзя использовать как основу для вывода о  школьной незрелости(неготовности к школе). Отчасти это объясняется недостаточностью информации опсихическом развитии ребенка, которую предоставляет этот тест. Так, он неоценивает такие важные аспекты психического развития, как интеллектуальное иречевое развитие. По этой причине позднее Йирасек ввел в тест вербальную часть,позволяющую оценивать информированность, понятливость, умение рассуждать,знание некоторых общественных норм.
 

 
2.Методики «Узор» Л.И. Цеханской, «Графический диктант» Д.Б. Эльконина,«Рисование по точкам» А.Л. Венгера
 
Другой примерфункционального подхода к диагностике школьной зрелости представляет программаХ. Бройер и М. Войффен (1986). Она целиком сконцентрирована наоценке речевого развития детей. Эта программа состоит из двух методик:‘Проверка способности к дифференциации и «Краткий метод проверки уровняразвития устной речи». Первая из этих методик диагностирует развитие разных типовдифференциации (зрительной, фонематической, речедвигательной, мелодической иритмической), являющихся предпосылками развития устной и письменной речи.Вторая методика позволяет оценить артикуляцию, словарный запас, речевую памятьи понимание речи. Программа диагностики речевого развития Х. Бройер и М.Войффен ориентирована на выделение тех детей, которые нуждаются в коррекцииречевого развития. Поэтому она проводится дважды: первый раз примерно за год допоступления ребенка в школу, второй раз — незадолго до поступления. Послепервого диагностирования выявляются дети, нуждающиеся в целенаправленнойразвивающей работе. Второе диагностирование предназначено установить, насколькоуспешным было использование коррекционно-развивающих программ. Недостатком этойпрограммы, как и программы Керна—Йирасека, является ее односторонний характер.Хотя речевая функция чрезвычайно важна для успешного школьного обучения, все жеее диагностика недостаточна для прогноза учебной деятельности школьника.Диагностические методы, определяющие сформированность психологическихпредпосылок к обучению, основываются на сформулированных Д. Б. Эльконинымположениях о том, что в переходном возрасте (от дошкольного к младшемушкольному) следует оценивать как сформированность новообразований предыдущеговозрастного этапа (развитие игровой деятельности, наглядно-образного мышления),так и появление симптомов, характеризующих наступление нового переходногопериода учебной мотивации, развития самоконтроля и др. Предметом диагностикиявляются уже не отдельные психические функции восприятие, моторика, речь), аотдельные элементы учебной деятельности.
Среди методик, диагностирующихсформированность предпосылок овладения учебной деятельностью, нужно отметить«Узор» Л.И. Цеханской (1988), «Графический диктант» Д.Б. Эльконина (1988), «Рисованиепо точкам» А.Л. Венгера (1981). Все эти методики направлены на изучениесформированности у ребенка умения сознательно подчинять свои действия правилам,определяющим способ действия. Такое умение является важнейшим среди учебныхумений и навыков. «Узор» и «Графический диктант» оценивают также умениевнимательно слушать указания взрослого, а «Рисование по точкам» и «Графическийдиктант» — ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец. Материалом методики«Узор» служат геометрические фигурки, расположенные в три ряда.Верхний ряд состоит из треугольников, нижний — изквадратов, средний —из кружков. Квадраты находятся точно под треугольниками, кружки — в промежуткемежду ними. Перед ребенком ставится задача рисовать узор, следуя правилу:соединять треугольники и квадраты через кружки. При этом он должен слушатьустные указания экспериментатора, определяющие, какие фигурки и в каком порядкеследует соединять. Нормы к методике не указаны.
Методика «Графическийдиктант» проводится так: ребенку выдают тетрадный лист вклетку, на котором с левой стороны ставятся три точки одна под другой(расстояние между ними по вертикали — семь клеток). С этих точек начинаетсярисование узора под диктовку экспериментатора, который сообщает, на сколькоклеточек и в каком направлении следует провести линию. Для этой методикиопределены показатели высокого, среднего, низкого уровней выполнения.Вметодике «Рисование по точкам» требуется воспроизводить фигуры-образцы,соединяя нанесенные на листе «точки» линиями, следуя заданному правилу (непроводить линию между двумя одинаковыми «точками»). «Точки» представляют изсебя крестики, кружочки и треугольники, а фигурами-образцами служатнеправильный треугольник, ромб, неправильная трапеция, квадрат и четырехлучеваязвезда. Нормы по методике не приведены. Три вышеописанные методики оченьпопулярны среди психологов, но они оценивают лишь один из аспектов деятельности— ее произвольность. Поэтому информация, получаемая с помощью этих методик,должна дополняться сведениями, полученными другими методиками. Группа психологовпод руководством А.Л. Венгера подготовила диагностическую программу, в которуюнаряду с методиками «Графический диктант» и «Образец и правило (срисовываниеточек)» вошли методики, диагностирующие вербальное и наглядно-образноемышление, речевое развитие, отношение к школе, информированность, развитиедвижений (Готовность детей к школе: диагностика психического развития икоррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1989). На наш взгляд,диагностическая программа А.Л. Венгера, Е.А. Бугрименко и других сталаотличаться избыточностью информации, пере- насыщенностью разнообразными методиками,объединенными идеей «узнать понемногу обо всем». Представляется, что нарушенпринцип разумной достаточности, оценивания самых важных, определяющих будущуюучебную деятельность моментов психического развития.
 
3.Методика определения готовности к школьному обучению М.Н. Костиковой
 
Воснову методики определения готовности к школьному обучению М.Н. Костиковой положенаидея, что наиболее прогностичным будет такое обследование ребенка, котороепозволит получить информацию о процессе решения диагностических заданий и о техвидах помощи, которые необходимы для успешного их выполнения. Особое вниманиепри этом обращается на анализ затруднений, испытываемых детьми (остановки ввыполнении заданий, неправильные решения, превышение среднего временногопоказателя). При возникших у ребенка затруднениях ему оказываетсяиндивидуальная помощь в таком объеме, который необходим ему для преодолениязатруднений. М.Н. Костикова выделяет пять видов помощи: стимулирующая,эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая и обучающая.Стимулирующая помощь заключается в воздействии психолога, направленном наактивизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений.Эмоционально-регулирующая помощь представляет собой оценочные сужденияпсихолога, выражающие одобрение или порицание действий ребенка. Направляющаяпомощь состоит в такой организации умственной деятельности ребенка, когдаэкспериментатор направляет его ориентировку в задании, но не вмешивается в сампроцесс решения. При организующей помощи исполнительская часть умственнойдеятельности осуществляется ребенком, а планирование и контроль — психологом.Обучающая помощь оказывается в тех случаях, когда все другие виды помощинеэффективны и требуется обучение ребенка новому для него виду деятельности.Основной недостаток разработанной М.Н. Костиковой методики состоит в еетрудоемкости, громоздкости, недостаточной стандартизации, что усложняетпроцедуру эксперимента и требует от психолога высокого профессионализма испециальной обученности.
4.Методика диагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И.Гуткиной
Наиболееудачной в отношении практического использования нам представляется методикадиагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной. Еедостоинства заключаются в том, что при своей компактности она позволяет оценитьсамые важные компоненты психологической готовности. Отбор вошедших в этуметодику заданий теоретически обоснован, вследствие чего характеристикапсихологической готовности отличается разумной необходимостью и достаточностью.Эта диагностическая программа состоит из четырех частей, оценивающих мотивационно- потребностную, интеллектуальную, речевую и произвольную сферы развития детей.Для исследования мотивационно — потребностной сферы применяютсяэкспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» и методикапо определению доминирования познавательного или игрового мотивов, Последняясостоит вследующем. Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставленыобычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течениеминуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагаетему послушать сказку, интересную для его возраста, которую он раньше не слышал.На самом интересном месте чтение прерывается, а экспериментатор спрашиваетиспытуемого, что ему в данный момент больше хочется — поиграть с игрушками илидослушать сказку до конца. Дети с выраженным познавательным интересампредпочитают послушать сказку, а дети с игровыми интересами — поиграть сигрушками. Для диагностики интеллектуальной сферы применяется методика«Сапожки», позволяющая исследовать обучаемость детей, а также особенности иуровень развития обобщения. В качестве экспериментального задания используетсяобучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка,аист) по наличию или отсутствию у них одного признака — сапожек на ногах. Естьсапожки — картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек «0» (нулем).Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1)правила кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые загадки,которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. Помимо таблицы сцветными картинками, в эксперименте используется белый лист бумаги сизображениями геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки. Экспериментаторанализирует характер допускаемых ребенком ошибок, имеет право задавать емунаводящие вопросы (чтобы выяснить, сможет ли он решить задачу с помощьювзрослого), а также вопросы, позволяющие уточнить характер обобщений(эмпирическое или теоретическое). Методика не имеет нормативных показателей, еерезультаты подвергаются качественному анализу. Для оценки интеллектуальногокомпонента психологической готовности используется и еще одна методика«Последовательность событий». В качестве экспериментального материала в нейиспользуются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильнойпоследовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильнуюпоследовательность событий и составить по картинкам рассказ. Выполнить этозадание можно при наличии достаточного уровня логического мышления. Кроме того,эта методика диагностирует речевой компонент психологической готовности, таккак составление рассказа по картинкам позволяет оценить, свободно ли ребеноквладеет языком, есть ли у него повествовательная речь, каков его словарныйзапас. Речевое развитие характеризуется также уровнем фонематического слуха(умением на слух выделять в слове различные звуки). Неразличение фонем приводитк тому, что ребенок неправильно произносит и пишет слова, поэтому так важнадиагностика фонематического слуха. С этой целью используется методика «Звуковыепрятки». Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят иззвуков, которые мы произносим, для примера произносит несколько гласных исогласных звуков. Затем ребенку предлагают поиграть в «прятки» со звуками.Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать,после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот долженсказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предлагается поочередноискать звуки «о», «а», «ш», «с».Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, тосчитается, что задание выполнено хорошо; если допущена одна ошибка — заданиевыполнено средне; если ошибок более одной — задание выполнено плохо.  Длядиагностики произвольной сферы Н.И. Гуткина использует две методики — «Домик» и«Да и нет». Методика «Домик» представляет собой задание на срисовываниекартинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементовпрописных букв. Задание выявляет умение ребенка скопировать образец, чтозависит от развития произвольного внимания, сенсомоторной координации и тонкоймоторики руки. Анализ допущенных ошибок в рисунке позволяет оценитьвышеперечисленные психические характеристики. Методика «Да и нет» применяетсядля исследования умения действовать по правилу и является модификациейизвестной детской игры «Да и нет не говорите, черного с белым не носите». Походу игры ребенку задаются вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет», нопроизнесение этих слов считается ошибкой. Задание считается выполненным нахорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки; если допущена одна ошибка—это средний уровень, более одной ошибки — плохой уровень выполнения. МетодикаН.И. Гуткиной проверена на валидность и имеет хорошие прогностическиепоказатели. Некоторое неудобство этой методики определяется отсутствием длямногих заданий количественных показателей и нормативных границ. На основе этойметодики Н.И. Гуткина разработала систему коррекционно-развивающих игр,позволяющую сформировать психологическую готовность детей к школе.

Вывод
 
Принаписании контрольной работы и изучении литературы было выявлено, что в решениивопросов готовности к школе можно выделить два подхода: педагогический ипсихологический. Сторонники первого подхода определяют готовность к школе посформированности у дошкольников учебных навыков: считать, читать, писать и т.п.Подобный подход ориентирован лишь на отбор и не позволяет ответить на вопрос,по какой программе обучать дошкольника. Кроме этого, в рамках подхода нерешаются вопросы актуального и потенциального развития ребенка, прогнозакачества, темпа, индивидуальных особенностей усвоения ЗУН и т.п. В основепсихологического подхода лежит предположение о том, что готовность к школеопределяется показателями общего психического развития дошкольника. В рамкахэтого подхода наблюдают широкий спектр различных взглядов на доминирующую рольтех или иных характеристик и факторов психики. Например, значительнораспространено мнение, что готовность к школе определяется значением показателяпсихической зрелости ребенка. При этом психическая зрелость рассматривается какнеобходимая степень развитости отдельных психических функций типаэмоциональных, интеллектуальных, социальных и т.п. Возможны и подходы,являющиеся комбинацией педагогического и психологического подходов. Так,например, согласно А. Анастази, готовность к обучению в школе «… в сущностиозначает овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другиминеобходимыми для оптимального освоения школьной программы поведенческимихарактеристиками». В рамках подобного подхода диагностируются навыки испособности, играющие важную роль при обучении чтению, числовым представлениям,письму. Примерами диагностируемых психических функций могут являться: способностьк зрительным и слуховым различиям; сенсомоторный контроль понимание на слух;словарный запас количественные понятия и общая осведомленность. Заканчиваяобсуждение диагностических методик, определяющих готовность к школьномуобучению, еще раз подчеркнем, что их использование позволит выявить особенностиумственного и психического развития ребенка, а это первый шаг на пути создания условийоптимизации периода школьной адаптации первоклассников и предотвращениянеуспеваемости.

Литература
1.        Диагностикав детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольномобразовательном учреждении. Методическое пособие. Изд. 2-е. – Ростов н/Д:«Феникс», 2004. – 288 с.
2.        Методикаподготовки детей к школе 9психологические тесты, основные требования,упражнения) / сост. Н.Г. Кувагнова, Е.В. Нестерова. – Волгоград: Учитель, 2007.– 40 с.
3.        НикишинаИ.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательныхучреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007. – 156 с.
4.        Основыпсихологической диагностики: Учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича, М.К.Акимовой. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 392 с.
5.        РайгородскийД.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. –Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2005. – 672 с.
6.        СтепановаН. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению // Дошкольноевоспитание. – 2008. — № 11. – С. 43-46.
7.        ШевандринН.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 1999. – 512 с.