Моя школа

СыктывкарскийГосударственный Университет
Химико-биологическийфакультет
Реферат попедагогике на тему:
МОЯ ШКОЛА.
Работу выполнил и оформил
 студент 230 группы СГУ
                                                                                 d.j.$.Сыктывкар 2001

Содержание:
 
I.   Введение
II.  Частная школа и новые методы образования.
III. Современный урок:
      — Основные пути совершенствования урока в современной школе.
      –  Типология иструктура современного урока.
      –  Общие требования к современному уроку.
IV.  Заключение
V.  Используемая литература.
I.         Введение
В своей работе мне бы хотелосьпроанализировать некоторые преимущества и недостатки различных, в том числе иновых методов образования на примере частной школы в которой мнепосчастливилось учиться, где в силу определенных причин такие методыприменяются более активно. Одной из таких причин является, например, рекламасвоей школы как использующей ту или иную «модную» методику обучения.В то же время нельзя не признать, что качество подготовки в частных школахвыше. Прежде всего, рассмотрим причины, которые заставляют людей искатьразличные нетрадиционные пути как для самообразования, так и для обучения своихдетей. Первый вопрос — а для чего мы, собственно говоря, учимся? Еслизадуматься над этим, казалось бы, простым вопросом, неизбежно придетсяобратиться к некоторым историческим фактам.
Небольшое философское отступление. Какизвестно, существуют как бы два подхода к восприятию и объяснению окружающегонас мира. Первый пытается использовать для этого минимальное число предпосылоки вывести на их основе все остальные факты. Другой подход не пытается провестичеткой структуризации и систематизации имеющихся знаний и опыта, а лишьпоказывает явные следствие и причину, не пытаясь проследить всю сопутствующуюим логическую цепочку. Первый подход, назовем его гуманитарным, признает фактпознаваемости природы. Второй подход, назовем его  технократическим, при всехего кажущихся недостатках, выгоден простотой объяснения некоторых весьмасложных по своей природе понятий и позволяет быстро добиваться требуемогорезультата. Примером использования такого подхода является повсеместноеиспользование сложных бытовых приборов, транспорта, средств коммуникациилюдьми, которые абсолютно не интересуются, а как это все, собственно, работает.
II.  Частная школа и новые методы образования.
Исходя из вышесказанного ясно, что ответна вопрос о цели обучения не может быть однозначным. С одной стороны, обучениенеобходимо для того, чтобы научить человека рассуждать, логически мыслить,делать выводы, исходя из ограниченного набора исходных данных, а с другойстороны, иногда (и довольно часто) нужно просто автоматически проделатьнекоторые как бы «ритуальные действия» для быстрого достижениятребуемого результата, не особенно вдаваясь в смысл сделанного. Однако,поскольку эти две цели обучения в основе содержат совершенно противоположныефилософские концепции, их очень трудно совместить в едином подходе. Неизбежнымокажется преобладание либо гуманитарного, либо технократического подхода (приэтом не следует, конечно, относить к технократическим такие науки, какматематика и физика, хотя они традиционно считаются «негуманитарными»- это только проблемы терминологии).
Очевидно, что технократический подходгораздо проще в реализации — ведь легче заставить ученика заучить, что 5х7=35,чем объяснять ему, почему 5х7=7х5. Поэтому многие столетия обучение велосьметодом зубрежки, когда студентов заставляли наизусть заучивать массуразнообразных фактов, текстов на «мертвых» языках типа латыни и такдалее. И только наиболее способные и любознательные ученики пытались связатьэти факты воедино, упорядочить их, найти между ними взаимосвязи.
Понимание этой проблемы помогаетосознать те различия, которые существуют между такими нациями, как русские иамериканцы. С самого основания «новой земли» на далеком материке тамценились практичность и сноровка, а любые рассуждения о природе вещей иабстрактных понятиях вызывали только скептицизм. Только во второй половиненашего века американцы вдруг осознали, что, значительно опережая другие страныв области развития современных технологий, отстают в общем уровнеинтеллектуального развития. Чрезмерно малое внимание к объяснению своих знанийпривело к тому, что многие специалисты, закончившие престижные университеты,были неспособны к чему-либо кроме того, что они освоили во время учебы.
К сожалению, слепое копированиеамериканского опыта в надежде достичь таких же успехов без полного понимания всехплюсов и минусов и у нас в последнее время стало приводить совершенно не к темрезультатам, которых изначально искренне хотелось добиться многим нашимпедагогам. В то же время отрадно то, что большинство из них, воспитанных наскорее гуманитарных принципах, свойственных нашей нации и уходящих корнями висторию, культуру русского народа, быстро осознали это и стали гораздо большевнимания уделять именно личности человека, которого они учат, используя приэтом самые последние достижения психологии. Действительно, ведь человек поприроде любознателен, и удовлетворение информационного голода у нормальнойличности стоит в одном ряду с потребностью в пище и стремлением к размножению.Поэтому действительно талантливый Учитель стремится именно пробудить и закрепитьэту тягу к знаниям, показывает своим ученикам, как можно получатьудовлетворение от самого процесса познания. Однако учитель, который поставитперед собой такую задачу, неизбежно столкнется с массой трудностей, особенноесли он работает в обыкновенной школе (хотя настоящий талант сможет увлечьдетей и в таких условиях, но вот какой ценой…). Поэтому в частной школе, где,как везде в условиях рыночного подхода, «все для клиента», такимлюдям выразиться проще — ведь если детям нравится в школе, то и их родителиохотнее тратят свои деньги, видя, что это не напрасно. Кстати, посколькучастные школы, как правило, платные, то и родители у учеников достаточнообеспеченные люди, а все мы знаем, что многие из так называемых «новыхрусских» не отличаются особым интеллектом, подобно первопроходцам Америки,но в то же время они осознают важность получения хорошего образования для своихдетей.
И в заключение хотелось бы поделитьсясвоими впечатлениями от новой формы обучения — с помощью компьютера. Конечно,нельзя все сводить к нему, — и количество часов, проведенных за экраном, неможет служить критерием качества обучения, как это пытаются представить внекоторых частных школах. Но несомненно одно — компьютер отличный помощник дляорганизации индивидуального обучения. Ведь как только педагог перестает видетьв ученике просто сосуд, который нужно наполнить знаниями и умениями, емуприходится искать индивидуальный подход к каждому, подстраиваться под егоинтересы, темп усвоения материала, личные особенности психики. Например, внекоторых школах каждый ученик может выбрать для себя не просто интересующийего курс, но даже отдельные предметы. Компьютер же, как известно, выполняет тупрограмму, которая в него заложена, и предоставляет огромный выбор тем дляизучения. Современные методы представления информации в компьютерах включают всебя не просто текст, но и картинки, видео, звуковые фрагменты. Это позволяетзадействовать практически все органы чувств, используемых для  восприятияинформации, при этом происходит ее дублирование по различным каналамвосприятия, что резко повышает скорость и качество усвоения материала.Компьютерный учебник нельзя уже сравнивать с книгой, как это было всегонесколько лет назад — сейчас многие обучающие программы невозможно отличить отигр, и для того, чтобы победить в такой игре, понадобятся знания, которыеребенку трудно принять как необходимые ему именно сейчас — ведь всем намсвойственно откладывать «на потом» решение многих проблем. А такойэлемент современных компьютерных документов, как гипертекстовая ссылкапозволяет при необходимости обратиться в любое место документа задополнительной информацией, и в то же время при повторном изучении неперегружает исходный текст документа. Кстати, по принципу гипертекста устроенавсемирная информационная сеть Internet,с помощью которой уже сейчас проводится так называемое «дистанционноеобучение» — когда профессора крупнейших университетов выступают с лекциямии отвечают на вопросы не привычной студенческой аудитории, а перед теми, кто вданный момент подключен к их узлу сети. Несмотря на тишину и видимое отсутствиеслушателей последних может быть не меньше, чем зрителей у телеэкрана, но вотличие от книги или телепередачи сохраняется обратная связь междупреподавателем и учениками. Это — реальность сегодняшнего дня.
Затрагиваятему частной школы, будет уместно упомянуть о таком понятии, как  урок в частной(современной) школе.Ниже мы затронем такие вопросы, как основные путисовершенствования урока в современной школе; типология и структура современногоурока; общие требования к современному уроку.
 
II.       Современный урок.
 
Подготовкаучащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе.Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна бытьпостроена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческуюдеятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Классно-урочная система предусматриваетразличные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебнаяработа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственнаяпрактика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативныезанятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организацииобучения в школе является урок.

Основные путисовершенствования урока в современной школе.
 
Педагогическая наука и школьная практика направляютсвои усилия на поиски путей совершенствования урока. Основные направленияследующие.
1. Усиление целенаправленности деятельности учителя иучащихся на уроке.  Одна из важных задач учителя –мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целейнепосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобыв нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первуюочередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствиис поставленной целью.
2. Осуществление организационной четкости каждого урокаот первой до последней минуты. Заранее на переменеготовятся необходимые для урока наглядные пособия, технические средства,ученические принадлежности, справочная и дополнительная литература,раскладывается все необходимое на каждое рабочее место. Также для этоговозможно поставить перед учениками интересное задание, включающее их в работу спервой минуты урока. Вместо домашних заданий применяются различные способыфронтальной ускоренной проверки – тестовые письменные работы, программирование,перфокарты и др.
3. Повышение познавательной самостоятельности итворческой активности учащихся. Наиболее интересноенаправление связано с вопросами применения на уроке методов и приемовпроблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышенияпознавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знанийи выработке необходимых навыков и умений.  Также предусматриваетсясамостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями,справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами.
4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, которыйобеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задачобразования в данных конкретных условиях школы, определенного класса.Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов,средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока.
5. Интенсификация учебно-воспитательного процесса науроке. Чем больше учебно-познавательных действий иопераций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда.Степень интенсивности учебного труда зависит от производительностииспользования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся,организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования ирационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха и т.п. Вусловиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном науроках, и отпадает необходимость заучивания дома материала. Вместо заучиванияучащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнитьтворческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуальногоудовлетворения от удачно выполненной работы.
6. Осуществление межпредметных и внутрипредметныхсвязей. При переходе к новому материалу, ставятся задачи ивопросы для воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоениянового материала знаний и практических навыков и умений. Эти знания полученыучащимися в процессе обучения или на основе личных наблюдений, при изученииданного предмета или родственных дисциплин. Это могут быть представления,понятия, законы, формулы, числовые данные, создающие опору, фундамент дляполноценного восприятия и понимания новых знаний. Но воспроизведение опорныхзнаний должно сопровождаться их совершенствованием: дополнением неполных,углублением поверхностных, расширением узких, исправлением ошибочных знаний.Внутрипредметные в межпредметные связи также осуществляются с целью достиженияобобщения и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связиспособствуют усвоению системы знаний об объектах, которые отдельными элементамиизучаются по различным учебным дисциплинам.

Типология и структурасовременного урока.
Урок является сложным педагогическимобъектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы поразличным признакам.
Примерная типология уроков в современнойшколе:
–    урокусвоения новых знаний;
–    урокусвоения навыков и умений;
–    уроккомплексного применения знаний;
–    урокобобщения и систематизации знаний;
–    урокпроверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.
Исходя изэтой типологии, строится календарный или тематический план с распределениемуроков по отдельным разделам и темам в соответствии с образовательными целями.Соотношение уроков различных типов неодинаково и зависит от характера учебнойдисциплины, специфики знаний, навыков и умений, целей и задач отдельных учебныхпредметов. Каждый тип урока имеет определенную четко обозначенную, основнуюобразовательную цель и методику, соответствующую его целям и задачам.
Классификацияуроков рациональна и позволяет более четко определить цели, задачи и структурукаждого урока и мобилизовать учащихся на успешное их решение. Так, еслипланируется урок усвоения новых знаний, то перед учащимися ставятсясоответствующие задачи по восприятию, осмыслению определенных понятий, законов,теорий; если предполагается урок применения знаний, навыков и умений, учащиесянастраиваются на творческое решение ряда практических задач на основе усвоенныхна прежних уроках знаний. На уроке комплексного применения знаний и уменийучащиеся обучаются применять полученные знания и навыки в жизненных условиях,что формирует творческую активность в решении различных жизненных проблем изадач. На уроке обобщения и систематизации знаний учащиеся не только повторяютпройденный материал, но и приводят понятия в стройную систему,предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Общиетребования к современному уроку.
Общиетребования кратко можно сформулировать так:
–    вооружатьучащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
–    формировать уучащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
–    повышатьвоспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессеобучения черты личности;
–    осуществлятьвсестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;
–    формировать уучащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивыекачества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.
–    вырабатыватьумения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания,работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их напрактике;
–    формировать уучеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес,желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительноеотношение к учению.
Этитребования условно можно поделить на четыре группы.
Воспитательныетребования.Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечиватьтесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формироватьактивное отношение к ней.
Дидактическиетребования.Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетатьсловесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником,решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения,воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью,с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлятьсистематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений икоррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяетвлиять на ход учебного процесса, корригировать его. При обнаружении пробелов взнаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучатьучащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельнойпознавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активнойпознавательной деятельности и выполнению практических заданий на урокеспособствует закреплению знаний, навыков и умений.
Психологическиетребования. Учительконтролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимисякаждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей егодеятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетаниисо справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом.Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолеватьотрицательное психическое состояние на уроке -–неуверенность, скованность или,наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.
Гигиеническиетребования.Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следуетизбегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушаниеучебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работыприносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различныеорганы чувств.
Мастерствоучителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикойобучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики ипередового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной ипрактической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

                             Используемая литература:
 
1.                    Педагогика. Учебное  пособие для  студентов   педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред.П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
2.                    Харламов И.Ф. Педагогика:Учебн.пособие.-3-е изд., перераб и доп.-М.: Юристъ,1997.512 с.
3.                    Подласый И.П. Педагогика. Новыйкурс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит.изд центр ВЛАДОС,1999. – Кн. 2: Процесс воспитания.- 256 с.
4.                    Педагогика: Учеб.пособие длястудентов пед. ин-тов./Ю.К.Бабанский, Н.А.Сорокин и др.; Под  ред.Ю.К.Бабанского.-М., Просвещение,1988. – 497 с.
5.                    В. А. Онищук.Урок в современной школе. М. Просвещение. 1981 г. – 349 с.