Совет Министров Республики Беларусь

План
Введение. 2
Глава 1. Понятие Правительства. Его место в системе органовгосударственной власти. Взаимодействие с иными органами государственногоуправления  4
Глава 2. Состав, структура и порядок формирования СоветаМинистров. Срок полномочий. 7
Глава 3. Компетенция Совета Министров. 13
Заключение. 20
Список использованной литературы и источников. 22
Введение
Государственные органы – этоветви единого целого, между которыми необходим раздел властных функций. В связис этим появились три ветви государственной власти, которые отличаютсяопределённой степенью самостоятельности. Все ветви государственной властизакреплены в Конституции – основном законе и занимают своё специфическое местов общем механизме государственного воздействия на общественные отношения.
Исполнение – это основнойпризнак государственного управления как самостоятельной деятельности. Исполнительнаявласть представляет собой относительно обособленную ветвь государственнойвласти, которая тесно взаимодействует с законодательной и судебной ветвями. Онапредставлена органами исполнительной власти, практически реализуется черезгосударственное управление [7, с.13].
Правительство – этоколлегиальный центральный орган государственного управления РеспубликиБеларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть ируководство системой подчинённых ему органов государственного управления идругих органов исполнительной власти [9, с.182].
Исполнительная власть (а именноСовет Министров) представляет глобальный интерес для административного права,исключительный интерес для теоретического и практического правового знания. Несмотряна актуальность и важность темы, в ряде очень интересных, содержательных учебникови учебных пособий она рассматривается довольно сжато и схематично.
В данной работе мы определимсостав и порядок формирования, компетенцию и организацию деятельности ПравительстваРеспублики Беларусь.
Цель нашей работы:
– углубить
– расширить
– закрепить
теоретические знания в данной сфере.
При написании данной работы был использованни отдельно взятый приём, способ исследования, а их системная совокупность. В ихчисле методы сравнения, анализа и синтеза, формально-логический методы,описательный метод и другие.
Таким образом, основной задачей даннойработы является получение достоверных знаний о таком исполнительном органе, какПравительство с помощью разработанной методологии научного исследования,включающий в себя определённые общие и частно-научные методы познания.
Глава 1. Понятие Правительства. Его место в системеорганов государственной власти. Взаимодействие с иными органамигосударственного управления
Вопрос о понятии органаисполнительной власти является одним из важнейших для науки административногоправа и отличается множеством предлагаемых определений. Одно из наиболее полныхпредложил Д.М. Овсянко, который полагает, что «орган исполнительной власти– это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеетсвою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется впорядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом,использует определённые методы в работе, наделена правом выступать по поручениюгосударства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельностиосуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной иадминистративно-политической сферами жизни общества» [8, с.30].
Правительство занимает важноеместо в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральныминститутом управления государственными делами, поэтому ни одно государство неможет обойтись без правительства. Многие учёные при характеристике данногооргана делают упор на то, что он является частью государственного аппарата. Адругие считают необходимым подчеркнуть, что это, прежде всего группа людей,своего рода коллектив.
В любом государствеправительство – это высший коллегиальный орган исполнительной власти, в составкоторого входят руководители министерств и других центральных органов государственногоуправления. В тех странах, где исполнительная власть принадлежит Президенту,правительство выполняет роль совещательного органа при Президенте и, какправило, не имеет чёткого конституционного статуса. В большинстве стран Европыдля обозначения рассматриваемого органа государственного управленияупотребляется лишь один термин. Например, в Литве, Чехии и Венгрии онназывается Правительством, в Польше, Италии и Болгарии – Советом Министров, вЛатвии – Кабинетом Министров.
По Конституции РеспубликиБеларусь 1994 года (до внесения в неё изменений и дополнений в 1996 и 2004годах) этот орган назывался Кабинетом Министров по той причине, что главойисполнительной власти был Президент, а Правительство являлось лишь отдельнымзвеном в его аппарате, находилось при Президенте. Согласно ст.1 ЗаконаРеспублики Беларусь от 23.07.08 г. ” О Совете Министров РеспубликиБеларусь” Совет Министров – это коллегиальный центральный органгосударственного управления Республики Беларусь.
Совет Министров вступает в тесныевзаимоотношения с другими органами власти, прежде всего, с Президентом иПарламентом. Следует учитывать особенности взаимоотношений Правительства иПрезидента. Президент определяет структуру Правительства, назначает надолжность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров идругих членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства и егочленов. Он обладает правом руководить Правительством, председательствуя на егозаседаниях, отменять акты Правительства, его декреты и указы обязательны дляисполнения Правительством. Правительство в своей деятельности подотчётно Президенту(отчёт – это форма контроля за деятельностью Правительства. Он может быть как овсей деятельности за определённый промежуток времени, так и о выполненииотдельных вопросов). В ряде случаев Правительство может строить отношения сНациональным собранием только с разрешения или согласия Президента. Так жеПрезидент определяет идеологию во всех сферах деятельности Правительства [13, с.397].
Всё вышесказанноесвидетельствует о том, что белорусская модель конституционно-правового статусаПравительства тесно связана с конституционно-правовым статусом Президента.
Что же касается взаимоотношенийСовета Министров с Национальным собранием, то они строятся по несколькимнаправлениям. А именно:
– утверждение республиканскогобюджета и отчёта о его исполнении;
– заслушивание докладаПремьер-министра о программе деятельности Правительства;
– рассмотрение по инициативеПремьер-министра вопроса о доверии Правительству;
– дача согласия Президенту наназначение Премьер-министра;
– осуществление СоветомМинистров законодательной инициативы;
– внесение предложения СоветомМинистров об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;
– Совет Министров можеттребовать принятия Палатой представителей окончательного решения позаконопроекту, по которому не принят согласованный текст законопроекта;
– участие Премьер-министра идругих членов Совета Министров в заседаниях палат Национального собрания и ихорганов [14, с.427].
Совет Министров может вступать вотношения с Национальным собранием и по другим поводам, например прирассмотрении законопроектов, затрагивающих его интересы.
Так как Национальное собрание –это, в первую очередь, законодательный орган, он лишь частично обладает правомконтроля. Контроль же осуществляет только Президент. Генеральный прокурор,Комитет государственного контроля не вправе осуществлять контроль задеятельностью Совета Министров. Не имеют такого права и суды, за исключениемКонституционного суда, который осуществляет контроль за соответствием СоветаМинистров Конституции, международно-правовым актам, ратифицированнымРеспубликой Беларусь, законам Республики Беларусь, декретам, указам Президента[14, с.429].
Исходя из этого, можно сделатьвывод, что все приведённые определения и тезисы раскрывают правовую природуПравительства Республики Беларусь, отражают его место в системе разделениявластей и органов государственного управления. Мы убедились, что Правительствонаходится в прямой зависимости от Президента, занимая вторую ступень вобщегосударственной системе исполнительной власти, и имеет определённые точкисоприкосновения с Национальным Собранием, то есть законодательной властью. Глава 2. Состав, структура и порядок формированияСовета Министров. Срок полномочий
Состав – это совокупность людей,руководителей органов государственного управления, составляющих Совет Министровкак коллегиальный орган. Конституция Республики Беларусь не содержитисчерпывающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. Там говорится лишьо том, что Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей иминистров. На самом же деле в состав Правительства могут входить не толькоперечисленные лица, но и руководители иных республиканских органовгосударственного управления. В состав Совета Министров входят:
– Премьер-министр РеспубликиБеларусь;
– Заместители Премьер-министраРеспублики Беларусь;
– Глава Администрации Президента;
– Председатель Комитетагосударственного контроля;
– Председатель ПравленияНационального банка;
– Председатель ПрезидиумаНациональной академии наук Беларуси;
– министры;
– Председатели государственныхкомитетов;
– Председатель ПравленияБелорусского республиканского союза потребительских обществ [3].
Работой Правительства руководитПремьер-министр. В соответствии с Конституцией он выполняет следующие функции:
1. Осуществляет непосредственноеруководство деятельностью Правительства и несёт персональную ответственность заего работу;
2. подписывает постановленияПравительства;
3. в двухмесячный срок посленазначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а вслучае её отклонения представляет повторную программу деятельностиПравительства в течение двух месяцев;
4. информирует Президента обосновных направлениях деятельности Правительства и обо всех его важнейшихрешениях;
5. выполняет другие функции,связанные с организацией и деятельностью Правительства.
В разных странах подобныйруководитель имеет не одинаковый статус и по-разному именуется. Например, вРоссийской Федерации он называется Председателем Правительства, во Франции иЯпонии так же, как и в Республике Беларусь – Премьер-министром, в Польше иИталии – Председателем Совета Министров, в Болгарии и Венгрии – Министром-Председателем.
Формирование Правительстваобычно начинается с назначения Президентом Премьер-министра. В Конституции и вЗаконе «О Совете Министров Республики Беларусь» не предусмотренапроцедура выдвижения кандидатуры на должность Премьер-министра. Правомвыдвигать кандидатуру на должность Премьер-министра обладает исключительноПрезидент. При этом возможно участие Администрации Президента, котораязанимается вопросами кадровой политики. Не установлен также срок, в течениекоторого Президент, заняв свою должность, обязан представить кандидатуру вПалату Представителей для дачи согласия на назначения Премьер-министра.
Для сравнения, в КонституцииРоссийской Федерации установлены конкретные сроки, в течение которыхГосударственной Думе должна быть предложена на рассмотрение кандидатура надолжность Премьер-министра, а именно: внесение кандидатуры не позднеедвухнедельного срока после вступления вновь избранного Президента в должность; непозднее двухнедельного срока после отставки Правительства; в течение недели содня отклонения кандидатуры Государственной Думой [6].
В Конституции установлен срок, втечение которого Палата Представителей должна принять решение о даче согласияПрезиденту на назначение Премьер-министра. Это должно быть не позднее чем вдвухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра.
Заместителей Премьер-министраназначает на должность и освобождает от должности Президент по предложениюПремьер-министра. Министры, председатели государственных комитетов назначаются ПрезидентомРеспублики Беларусь [2].
Структура Совета МинистровРеспублики Беларусь как форма его организации представляется в следующем виде:
Собственно Совет Министров;
Президиум Совета Министров;
Аппарат Совета Министра.
Постоянно действующим органомСовета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составеПремьер-министра Республики Беларусь, Главы Администрации Президента РеспубликиБеларусь, Председателя Комитета государственного контроля, ПредседателяПравления Национального банка, заместителей Премьер-министра РеспубликиБеларусь, Министра экономики, Министра финансов, Министра иностранных дел [3].
Аппарат Совета Министров имеетструктуру, состоящую из структурных элементов – отделов, управлений.
Аппарат состоит из:
руководителя Аппарата;
заместителей руководителяАппарата;
структурных подразделенийАппарата.
Руководитель назначается надолжность и освобождается от должности Советом Министров по согласованию сПрезидентом. Заместители руководителя Аппарата, в том числе и первый,назначаются на должность и освобождаются от должности постановлением СоветаМинистров. Структурные подразделения Аппарата устанавливаются и утверждаютсяраспоряжением Премьер-министра Республики Беларусь.
Основное предназначение, цельсоздания Аппарата состоит в организация своевременной и качественной подготовкипроектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряженийПремьер-министра Республики Беларусь, а также в организации контроля заисполнением декретов, указов, директив, распоряжений и поручений ПрезидентаРеспублики Беларусь, законов Республики Беларусь в пределах компетенции СоветаМинистров Республики Беларусь [5].
Совет Министров РеспубликиБеларусь для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления,разработки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, а такжедля выполнения отдельных поручений может создавать постоянные или временныекомиссии и иные формирования [2].
Существует две формы прекращениядеятельности Правительства: сложения полномочий и отставка.
Сложение полномочий происходитперед вновь избранным Президентом, если Президентом не принято решение оботставке Правительства.
Вопросы об отставкеПравительства регулируют Конституция и Закон «О Совете Министров РеспубликиБеларусь».
Отставка возможна:
по собственной инициативеПравительства;
по инициативе Президента;
в случае выражения Палатойпредставителей Национального собрания вотума недоверия правительству.
По собственной инициативе можетзаявить о своей отставке, если сочтет невозможным дальнейшее исполнениевозложенных на него обязанностей. Таким же образом имеют право о своей отставкеПремьер-министр и каждый член Правительства. Отставка Премьер-министра невлечёт за собой сложения полномочий Советом Министров в полном составе.
Президент вправе по собственнойинициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должностилюбого его члена. В законодательстве не устанавливается причины (условия), приналичии которых Президент может так поступить.
Правительство слагает своиполномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. Однако этодолжно происходить не по объявлению выборов Президента, а со вступлением Главыгосударства в должность, т.е. после принятия им Присяги.
Для формирования нового составаПравительства необходимо время, поэтому Президент вправе поручить прежнемусоставу Правительства продолжать выполнение своих обязанностей до сформированиянового состава Правительства Республики Беларусь. Также Глава государства,исходя из своих конституционных правомочий, может привлекать к ответственности(включая и освобождение от должности) членов Правительства и до окончаниявышеназванного срока.
Зарубежный опыт свидетельствует,что в случае, если президент злоупотребляет своим правом и часто осуществляетзамену премьер-министров, что свидетельствует в ошибках кандидатур, топарламент может выразить своё отношение путём отказа в даче согласия наназначение, либо высказаться по данному вопросу при обсуждении новойпредложенной кандидатуры [10, с.270].
Деятельность Совета МинистровРеспублики Беларусь основывается на сочетании коллегиального рассмотрения ирешения вопросов с персональной ответственностью членов Совета МинистровРеспублики Беларусь за проведение в жизнь принятых решений и состояние дел напорученных участках работы [4].
В зарубежной практике давносложился принцип солидарной ответственности, в соответствии с которым отдельныеминистры несут ответственность за проводимый курс правительством и принимаемыеим решения даже в случае, если они не голосовали за такое решение или былипротив. Принято считать, что министр, не согласный с решением правительства,должен уйти в отставку, либо его исполнять. Для деятельности членаправительства недопустимо пребывание в его составе и публичная критика работыправительства [9, с. 191].
Подведём промежуточный итог: должностиПремьер-министра, его заместителей, министров непосредственно связаны с СоветомМинистров, являются его обязательными элементами, составными частями. Без нихне может быть Совета Министров как органа исполнительной власти. Кроме того, всистему механизма специального государственного управления на республиканскомуровне входят руководители иных республиканских органов государственногоуправления. Необходимо отметить, что по поручениям и указаниям Премьер-министраи его заместителей осуществляется подготовка материалов и предложений поподбору и расстановке руководящих работников государственных организаций. Организуетсятакже работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификацииуправленческих кадров государственных организаций и аттестации их руководящихработников.
Глава 3. Компетенция Совета Министров
Компетенция Совета Министров,как и любого другого органа, представляет собой важный составной элемент егоправового статуса. Компетенция Совета Министров распространяется только наподчиненные органы государственного управления, а не на все органыгосударственного управления.
В целом компетенция СоветаМинистров сформулирована в Конституции Республики Беларусь, в соответствии скоторой Правительство – Совет Министров:
Руководит системой подчиненныхему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.
Разрабатывает основныенаправления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации.
Разрабатывает и представляетПрезиденту Республики Беларусь проект республиканского бюджета и отчет об егоисполнении для внесения в парламент.
Обеспечивает проведение единойэкономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственнойполитики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии,социального обеспечения и оплаты труда.
Принимает меры по обеспечениюправ и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасностии обороноспособности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Выступает от имени собственникав отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь,организует управление государственной собственностью.
Обеспечивает исполнениеКонституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента.
Отменяет акты министерств и иныхреспубликанских органов государственного управления.
Осуществляет иные полномочия,возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента [11, с.243-244].
Основной составной частьюкомпетенции являются полномочия. Полномочия совета Министров в зависимости отнаправлений его деятельности следует разделить на четыре вида:
1) полномочия по областям исферам деятельности Совета Министров (общие полномочия);
2) полномочия в отношенииподчиненных Совету Министров органов государственного управления;
3) полномочия Совета Министров вотношении подчиненных ему государственных организаций;
4) полномочия в отношенииместных исполнительных и распорядительных органов [14, с.447].
Совет Министров наделензначительными полномочиями. В Законе полномочия разделены по областям и сферамдеятельности Совета Министров. Такими областями и сферами являются: экономика,социально-культурная сфера, охрана окружающей среды, обеспечение законности иправопорядка, обеспечение национальной безопасности и обороноспособностигосударства, внешнеэкономическая деятельность, кадровая политика и иныенаправления полномочий.
Наиболее широкие полномочияпредоставлены Совету Министров по вопросам экономики. Он имеет право и обязанобеспечивать проведение единой экономической, финансовой, денежно-кредитнойполитики, создание необходимых государственных резервов и их сохранение,развитие общегосударственной инфраструктуры (автомобильные дороги, сети связи,воздушные и железнодорожные линии, системообразующие линии электропередачи и т.д.),создание и функционирование системы стандартизации, метрологии и сертификации,формирование и проведение государственной политики в области охраны правапромышленной собственности и т.д.
Совет Министров наделен правомрегулировать деятельность всех отраслей экономики республики, принимать меры поих развитию, разрабатывать прогнозы, концепции, государственные программыэкономического и социального развития республики, другие программы иобеспечивать их реализацию, выступать от имени собственника в отношенииимущества, являющегося собственностью республики, организовывать управлениегосударственной собственностью, устанавливать экономическую ответственностьсубъектов хозяйствования за нарушение порядка осуществления хозяйственнойдеятельности и т.п.
В социально-культурной сфереСовет Министров уполномочен обеспечивать проведение единой государственнойполитики в области науки, здравоохранения, социальной защиты, создавать условиядля поддержания установленного законодательством республики уровня социальногообеспечения, принимать меры по обеспечению социальной защиты граждан,совершенствовать систему социальной защиты, принимать меры по развитию иукреплению сети государственных общеобразовательных,профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений,содействовать развитию физической культуры и спорта, осуществлять меры поразвитию и улучшению работы учреждений культуры, архивных учреждений,обеспечивать охрану историко-культурного наследия и другое. В рассматриваемойобласти Совет Министров наделен широкими полномочиями (более 21 вида).
Совет Министров наделензначительными правами и обязанностями в области охраны окружающей среды(устанавливает порядок разработки и утверждения территориальных комплексныхсхем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды ипорядок их финансирования; устанавливает лимиты на природопользование; устанавливаетпорядок ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также порядокгосударственного учета в области охраны окружающей среды и другие), обеспечениязаконности и правопорядка (принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан,защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка,борьбе с преступностью; обеспечивает защиту личности от любых противоправныхдеяний, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, атакже защиту гражданина Республики Беларусь как на территории РеспубликиБеларусь, так и за ее пределами; вносит предложения в Конституционный СудРеспублики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актовРеспублики Беларусь и другие), национальной безопасности и обороноспособностигосударства (принимает меры по обеспечению национальной безопасности иобороноспособности, защите независимости и территориальной целостностиРеспублики Беларусь; организует разработку и обеспечивает выполнениегосударственных программ в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций; организует разработку и формирование государственногооборонного заказа, оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинскихформирований и военизированных организаций Республики Беларусь и другте) и виных областях, оговоренных в Законе [2].
Совет Министров РеспубликиБеларусь руководит деятельностью министерств и других центральных органовуправления Республики Беларусь, координирует, направляет и контролирует ихработу, утверждает Положение о министерствах и других центральных органахуправления; утверждает состав коллегий этих органов управления. Совет Министроввправе отменять акты министерств и других центральных органах управленияРеспублики Беларусь в случае их противоречия законам, актам Президента, Правительстваи в случаях, если они не отвечают общегосударственным интересам и не имеютдостаточного финансового и юридического обоснования. Имеет право налагатьдисциплинарные взыскания (за исключением увольнения) на министров ируководителей других центральных органах управления, их заместителей.
Совет Министров РеспубликиБеларусь руководит деятельностью местных исполнительных и распорядительныхорганов, направляет и проверяет их работу, обеспечивает централизованноерешение вопросов государственного управления с учётом государства и местныхтерриторий; организуют контроль за выполнением местными исполнительными ираспорядительными органами законов, декретов и распоряжений ПрезидентаРеспублики Беларусь; разрабатывает и утверждает примерную структуру местныхисполнительных и распорядительных органов; регулирует вопросы взаимодействиямежду местными исполнительными и распорядительными органами и республиканскимиорганами государственного управления; передаёт при необходимости своиполномочия местным исполнительным и распорядительным органам [15, с.86-87].
Совет Министров обладает всемиобщими функциями: разработка государственных прогнозов, программсоциально-экономического развития.
Совет Министров обладает всемиобщими функциями. Так, Совет Министров разрабатывает государственные прогнозы,государственные программы социально-экономического развития, другиегосударственные программы и концепции. В этом случае следует говорить о функциипрогнозирования.
Функции планирования СоветаМинистров состоит в том, что он разрабатывает основные направлениягосударственной политики в области страховой деятельности, разрабатывает иосуществляет единую государственную политику в области ценообразования,разрабатывает и реализует основные направления жилищной политики; определяет иреализует наиболее эффективные пути повышения дохода семьи, стипендий, пенсий,других социальных пособий, выплат.
Организационная функцияреализуется по отношению к подчиненным организациям. Так, Совет Министровутверждает состав коллегий республиканских органов государственного управления,назначает заместителей министров, руководителей государственных организаций,подчиненных Совету Министров, и их заместителей, кроме Начальника Белорусскойжелезной дороги, Генеральных консулов Республики Беларусь, руководителей,департаментов и фондов министерств, советников посланников посольств РеспубликиБеларусь.
Функция регулированияосуществляется в разных областях и сферах. Совет Министров регулируетдеятельность всех отраслей экономики республики, внешнеторговую деятельность, втом числе определяет меры тарифного и нетарифного регулирования ввоза (вывоза) товаров(работ, услуг) на территорию (с территории) республики, регулирует вопросывнутреннего и внешнего государственного долга, разрабатывает основныенаправления государственной политики в области страховой деятельности иобеспечивает их реализацию и осуществляет социально-экономические меры поулучшению положения женщин, укреплению и поддержке семьи, утверждает переченьособо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды.
В деятельности совета Министровприменяется и функция координации. Совет Министров осуществляет в установленномпорядке инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направленийсоциального и экономического развития государства, устанавливает минимальныепотребительские бюджеты для разных социально-демографических групп населения,осуществляет меры по развитию научных организаций, по подготовке научныхкадров, осуществляет координацию деятельности в области отношений РеспубликиБеларусь с другими государствами и международными организациями, координируетдеятельность подчиненных ему органов государственного управления и другихорганов исполнительной власти по осуществлению кадровой политики, созданиюсистемы непрерывного обучения кадров.
Наиболее широкое применениенаходит функция контроля и учета. Совет Министров контролирует работу всехподчиненных органов государственного республиканского масштаба, а также местныхисполнительных и распорядительных органов. Совет Министров вынужденосуществлять контроль также в целях реализации таких функций, какрегулирование, руководство и координация.
Правительство наделено испециальными функциями. Они дополняют и развивают общие функции. Особеннораспространены в разных областях и сферах деятельности совета Министров такиефункции, как обеспечение, принятие мер, оказание содействия, создание условий идругие [14, с.447-450].
Таким образом, компетенцияСовета Министров занимает важное место в системе его правового статуса.
Ранее мы определили широкий кругполномочий Правительства, установили взаимосвязь этих полномочий с функциямиСовета Министров, рассмотрели и оценили возможные варианты совершенствованиясистемы органов исполнительной власти, в частности Правительства Республики Беларусь.
Заключение
В данной работе мы определили,что представляет собой Совет Министров Республики Беларусь. Совет МинистровРеспублики Беларусь – Правительство Республики Беларусь является коллегиальнымцентральным органом государственного управления Республики Беларусь,осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительнуювласть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных емуреспубликанских органов государственного управления и иных государственныхорганизаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.
Мы достигли целей, поставленныхв начале нашей работы, а именно:
углубили
расширили
закрепили
наши знания в данной сфере.
Можем сказать, что принципразделения ветвей власти один, а способы его реализации различны. В каждойстране государственный механизм имеет специфику и многочисленные особенности,то есть схема разделения ветвей властей имеет лишь общий, принципиальныйхарактер.
Правительство занимает важноеместо в системе органов государственной власти. Мы описали взаимодействияСовета Министров с Президентом и Парламентом. Формирование в целомПравительства осуществляется Главой государства, который в принципесамостоятелен в своём выборе. Ознакомившись с нормативной литературой можемсказать, что в Конституции и другом законодательстве Республики Беларусь неустанавливается каких-либо специальных цензов для избрания на должностьПремьер-министра
Проведённое исследованиеочертило широкий круг проблем теоретического и практического характера, которыесвязаны с совершенствованием исполнительной власти в Республике Беларусь. Приразработке программы законодательного совершенствования системы органовисполнительной власти, а именно Правительства, необходимо исходить изпреемственности в системе государственного управления и обеспечениягосударственной стабильности.
Рассматривая существующуюсистему органов исполнительной власти, до настоящего времени устанавливаемуюПрезидентом Республики Беларусь, можно сделать вывод о том, что она не лишенанедостатков и обоснованно вызывает критические замечания со стороны не толькоученых, но и самих управленцев-практиков.
Совершенствование системыорганов исполнительской власти в Республике Беларусь – это решение комплексапроблем, одна из которых – повышение роли правительства при осуществленииисполнительной власти.
С этой целью перспективнымизадачами будут следующие: усиление активной роли исполнительной власти всистеме государственного управления; совершенствование самой системы органов исполнительнойвласти, особенно взаимоотношений с президентом Республики Беларусь,Национальным собранием Республики Беларусь и иными органами государства; определениеиерархической структуры органов исполнительной власти, характера взаимоотношенийс местными органами управления и самоуправления; повышение уровня деятельностиуправленческих структур органов исполнительной власти и их ответственности; упорядочениеорганизации и процедур деятельности управленческого персонала; усилениедемократических основ в организации и деятельности системы органовисполнительной власти; обеспечение подконтрольности исполнительной властиобщественности и самое главное – укрепление законодательной основыисполнительной власти.
Список использованной литературы и источников
1.        Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями идополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года 17октября 2004 года). – Мн.: Амалфея, 2007.
2.        О Совете Министров Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 23июля 2008 г. № 424-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь2008 г., № 184.
3.        О структуре Правительства Республики Беларусь. Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 (в ред. Указа Президента РеспубликиБеларусь от 26 августа 2008 г. № 445) // Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь, 2008 г., № 210, 1/9972.
4.        О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь. Постановление СоветаМинистров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь 2009 г., № 53.
5.        Об утверждении Положения об Аппарате Совета Министров РеспубликиБеларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009г. № 192 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2009 г., №53.
6.        Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: «Гарант-Сервис»,2005г.
7.        Административное право / Под общ. ред.Л.М. Рябцева. – Мн.: «КнижныйДом», 2007г.
8.        Административное право Российской Федерации / Под ред. Овсянко Д.М. – М.,2003г.
9.        Василевич Г.А. Органы государственной власти: Учебное пособие. – Мн.:«Бип-с», 1999г.
10.     Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн.: «КнижныйДом», 2005г.
11.     Демичев Д.М. Конституционное право. – Мн.: «Вышэйшая школа»,2004г.
12.     Дубовицкий В.Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь. – Понятие исистема органов. – Мн.: «Белорусская наука», 2006г.
13.     Кодавбович В.А., Кругнов В.А. Конституционное право Республики Беларусь:Учебное пособие. – Мн.: «Амалфея», 2007г.
14.     Крамник А.Н. Административное право. – Ч.1. Управленческое право. – Мн.:«ТЕСЕЙ», 2008г.
15.     Тагунов Д.Е., Забелов П.С., Административное право и процесс: Курс интенсивнойподготовки. – Мн.: «Тетра Системс», 2008г.