Положенияучетной политики на 2011 год придется корректировать — нужно зафиксировать всеизменения налогового и бухгалтерского учета (подробнее об этом мы писали встатье «Бухгалтерские и налоговые изменения, которые вам важно отразить в учетнойполитике на 2011 год», опубликована в журнале «Главбух» № 1, 2011). Заодностоит внимательнее присмотреться и к тем пунктам, которые особенно любятпроверять московские налоговики. О взглядах столичных контролеров на учетнуюполитику — в нашей статье.
Датупризнания расходов необходимо прописать в учетной политике
Некоторыерасходы, например на юридические, консультационные, аудиторские иинформационные услуги, а также арендные платежи, можно учесть разнымиспособами:
—на дату расчетов;
—на последнее число месяца;
—на дату предъявления документов, необходимых для расчетов.
Этопредусмотрено подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Компанияже должна закрепить в учетной политике, на какую дату признавать расходы. Этоподтверждают и письма УФНС по г. Москве от 11 июня 2010 г. № 16-15/062200 @ и от 6 августа 2009 г. № 16-15/080966. Последнее гласит, чтоналогоплательщик вправе самостоятельно устанавливать дату признания дохода (расхода),отразив данное положение в учетной политике.
Еслиже такого положения в учетной политике не будет или компания не станетпридерживаться собственных же правил, инспекторы могут счесть затратыдокументально не подтвержденными. Соответственно, снять их и доначислить налогна прибыль.
ДинаСверчкова, юрист юридической компании «Налоговик»:
—Чиновники неоднократно высказывались о том, что организация должна закрепить всвоей учетной политике одну из трех перечисленных в подпункте 3 пункта 7 статьи272 Налогового кодекса РФ дат признания прочих расходов. Если же компания этогоне сделает, то скорее всего возникнет спор с инспекторами.
Главныйаргумент налогоплательщика в этом случае — общие критерии признания расходов вналоговом учете в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.Расход должен быть в денежной форме, экономически оправданным, документальноподтвержденным, направленным на получение дохода. При методе начисления расходыпризнают в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.
Кстати,Налоговый кодекс РФ не устанавливает обязанности закреплять в учетной политикевариант определения даты признания прочих расходов в учете налогоплательщика. Сэтим согласились судьи в постановлении ФАС Московского округа от 18 сентября 2006 г., 25 сентября 2006 г. № КА-А40/8766-06 по делу № А40-64592/05-76-604.
Представительскиерасходы нужно прописать детально
Какизвестно, инспекторы очень любят «снимать» представительские расходы какэкономически не эффективные и не связанные с основной деятельностью. Вчастности, проблемы возникают, когда компания оплачивает ужины для партнеров(см. письмо УФНС России по г. Москве от 16 мая 2006 г. № 20-12/41851). Или когда включает в базу по налогу на прибыль сувениры, на которых нетсимволики компании (см. письмо УФНС по г. Москве от 30 апреля 2008 г. № 20-12/041966.2). Аналогичные проблемы существуют с признанием затрат на украшение помещенийдля встреч, оплату гостиниц и такси для партнеров.
Судьиже чаще поддерживают компании (см. постановления ФАС Московского округа от 3сентября 2010 г. № КА-А40/10128-10 по делу № А40-136245/09-114-1045, от 12 сентября 2005 г., 5 сентября 2005 г. № КА-А40/8426-05).
Чтобыизбежать спора или по крайней мере выиграть его, лучше прописать в учетнойполитике, что обслуживание представителей компаний-партнеров входит в составпредставительских расходов. Причем лучше обозначить конкретные статьи затрат:например, расходы на украшение помещения для встреч, такси, питание, сувениры ит. д. Однако формируя перечень затрат, помните, что развлечения, отдых, а такжепрофилактика и лечение заболеваний к представительским расходам не относятся —абзац 2 пункта 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Переченьпрямых расходов можно максимально сократить
Ещеодин камень преткновения для столичных инспекторов — это право компаниизакреплять в учетной политике перечень прямых расходов.
Впункте 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ сказано, что к прямым расходам можноотнести:
—материальные затраты;
—расходы на оплату персонала;
—суммы начисленной амортизации по основным средствам.
Однаковы сами можете решать, что из этого списка оставить в прямых расходах, а чтоперенести в косвенные. Свой выбор нужно закрепить в учетной политике. Лучшемаксимально сократить состав прямых расходов. Например, оставить там толькозарплату, а материальные затраты и амортизацию отнести к косвенным. Этопозволит единовременно списывать такие расходы, что, конечно, выгодно.
Темне менее налоговики на местах предпочитают, чтобы компании ничего не исключалииз прямых расходов, предложенных Налоговым кодексом РФ. Это подтвердил опросинспекций столичного региона, проведенный «Спутником Главбуха». Но федеральныечиновники и специалисты из УФНС по г. Москве считают иначе. Поэтому, если у васс ИФНС возникнет спор по этому вопросу, можно смело отстаивать свое правоопределять состав расходов самостоятельно. В качестве аргументов помимо пункта1 статьи 318 Налогового кодекса РФ можно привести письма Минфина России от 11ноября 2008 г. № 03-03-06/1/621, а также УФНС по г. Москве от 2 февраля 2010 г. № 16-12/009984 @. В них чиновники подтвердили, что организация имеет право сама выбратьсостав расходов и утвердить его в учетной политике. В том числе компания можетвключить в косвенные расходы как материальные затраты, так и сумму начисленнойамортизации.
Стоитзакрепить в учетной политике методику ведения раздельного учета
Помимоосновной деятельности, облагаемой НДС, у ва- шей компании проходят операции, которыепо статье 149 Налогового кодекса РФ этим налогом не облагаются? Если да, товпишите в учетную политику методику раздельного учета. Это требование неНалогового кодекса РФ, а столичных налоговиков (письмо УФНС по г. Москве от 11марта 2010 г. № 16-15/25433). Но в данном случае особого смысла их игнорироватьнет. Ведь если инспекторы не находят в учетной политике правил раздельногоучета, то отказывают в вычете всего «входного» налога. Отстаивать вычет тогдапридется в суде. Как правило, судьи считают, что, если организация фактическиведет раздельный учет, но его порядок не прописан в учетной политике, это неявляется нарушением. Такой вывод содержит, например, постановление ФАСМосковского округа от 20 сентября 2007 г., 27 сентября 2007 г. № КА-А40/9742-07 по делу № А40-78406/06-35-485. В нем суд разъяснил: поскольку пунктом 4статьи 170 Налогового кодекса РФ не установлены порядок и форма веденияраздельного учета, то отсутствие закрепленной в приказе об учетной политикеметодики не является основанием для доначисления налога.
Ивсе-таки компаниям Московского региона, у которых проходят как облагаемые, таки не облагаемые НДС операции, лучше прописать в учетной политике порядокведения раздельного учета. Это убережет от споров с налоговиками и их судебныхпоследствий.
Например,в учетной политике может быть записано следующее:
«Раздельныйучет операций, облагаемых и не облагаемых НДС, ведется с помощью субсчетовбухгалтерского учета. А именно к счету 90 «Продажи» открываются два субсчета«Выручка, облагаемая НДС», «Выручка, не облагаемая НДС». На первом субсчетебудет собираться стоимость товаров (работ, услуг), с которой придется начислитьналог. А доходы на втором субсчете — это реализация, которая не облагается НДС».
Задолженностьпо договорам уступки права требования списывать за счет резерва опасно
Предусмотретьв учетной политике резерв по сомнительным долгам стоит, чтобы списыватьпросроченные задолженности контрагентов еще то того, как они станут безнадежными.И тем самым дополнительно снизить текущие платежи по налогу на прибыль. Правилаформирования такого резерва прописаны в статье 266 Налогового кодекса РФ. Так, вконце налогового или отчетного периода компания проводит инвентаризацию«дебиторки» и создает резерв по сомнительным долгам на следующий период.Задолженность, которая висит незакрытой уже более 90 дней, можно включить врезерв полностью. Если оплата долгов просрочена на 45—90 дней, то в размере 50процентов. Списать за счет созданного резерва можно не более 10 процентов отвыручки в отчетном (налоговом) периоде.
Спорыс налоговиками возникают из-за того, какие долги можно списывать за счетрезерва. Напомним, что по правилам пункта 1 статьи 266 Налогового кодекса РФсомнительной можно считать задолженность, которая отвечает трем условиямодновременно:
—возникла при реализации товаров, выполнении работ или оказании услуг;
—не погашена в предусмотренные договором сроки;
—не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией.
Однако,как рассказали нам столичные инспекторы, довольно часто компании списывают спомощью резерва задолженность по договорам уступки права требования.Предварительно прописав такую возможность в учетной политике. Налоговики жекатегорически против этого. Они ссылаются на письмо Минфина России от 12 мая 2009 г. № 03-03-06/1/318. В нем сказано, что требование, которое перешло к компании, никак не связанос реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг. Значит, условиястатьи 266 Налогового кодекса РФ не соблюдаются. Поэтому по такой задолженностинельзя сформировать резерв.
Чиновниковв этом случае поддерживают и суды. Например, ФАС Московского округа впостановлении от 26 марта 2010 г. № КА-А40/2553-10 по делу №А40-95723/08-98-494. Причем ВАС РФ Определением от 2 августа 2010 г. № ВАС-8816/10 отказал в передаче данного дела в Президиум.
Поэтомувам не стоит формировать резерв по долгам, которые возникли по договорам уступкиправа требования. А также включать такое положение в свою учетную политику.Доказать оправданность таких действий будет практически невозможно.
Резервпо сомнительным долгам лучше формировать перед началом года
Ещеодин вопрос, который возникает у компаний: можно ли принять решение о созданиирезерва по сомнительным долгам и закрепить его в учетной политике в течениегода?
Столичныеналоговики считают, что так делать нельзя. Опрошенные нами инспекторы ссылаютсяна письмо УФНС России по г. Москве от 9 апреля 2007 г. № 20-12/031921. В нем сказано, что все изменения в учетную политику нужно принимать с началанового налогового периода. Это относится и к порядку формирования резерва посомнительным долгам. Поэтому компания не может что-то менять в течение года.
Вто же время у этой точки зрения есть оппоненты — судьи. Они считают, чтоналогоплательщик может изменить свое первоначальное решение и создать резерв посомнительным долгам даже в последнем месяце налогового периода.
Ссылаясьна те же статьи 266 и 313 Налогового кодекса РФ, судьи заключили, что созданиерезерва по сомнительным долгам даже в последнем квартале налогового периода несчитается изменением учетной политики. Такие выводы содержатся в постановленияхФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. по делу № А56-26468/2006 и от 15 июня 2007 г. по делу № А21-1369/2006. Причем последнее делоВАС РФ Определением от 8 октября 2007 г. № 12586/07 отказался передавать вПрезидиум.
Но,к сожалению, арбитражной практики по Московскому округу пока нет. Заранеепредположить, что решат столичные судьи, нельзя. Поэтому мы считаем, что лучшепозаботиться о создании резерва по сомнительным долгам заранее. И во избежаниеспоров с налоговиками не принимать такие решения в течение года.
Нужноли подавать в ИФНС учетную политику
Налоговикизачастую не принимают годовую отчетность без учетной политики. Мы выяснили, каковытребования в ИФНС столичного региона.
ВИФНС по г. Москве № 1, 3, 5, 8, 9, 10, 14, 16, 17, 20, 31, 33 считают, чтосдавать учетную политику обязательно, без этого годовой отчет не примут.
ИнспекцииМосковской области разделились во мнениях. Например, ИФНС России по г. ПавловскомуПосаду, МРИ ФНС России № 4, 5, 7, 8 требуют сдать этот документ. В ИФНС Россиипо г. Ступино сказали, что, если учетная политика не менялась, можно простонаписать об этом в сопроводительном письме к отчетности. А в ИФНС России по г.Клину и МРИ ФНС России № 15 считают, что представлять документ нужно только потребованию в ходе камеральной или выездной проверки.
Журнал«Спутник главбуха» № 2/2011
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.audit-it.ru/