Поэзиявозвышенного и героического у Батюшкова Константин Батюшков прожил померкам века ушедшего жизнь долгую, но имел несчастливую и драматическую судьбу.Тридцати трех лет от роду болезнь его души приняла необратимый характер, и,неизлечимо больной, он провел вторую половину своей жизни, отгородившись отмира черным занавесом безумия. В 1830 году его навестит младший его товарищАлександр
Пушкин. Батюшков его не узнает. В том же году Пушкин напишет Не даймне Бог сойти с ума Часто в своих стихах Батюшковзовет себя певцом любви . Это обман, а скорее, заблуждение относительно самогосебя. Муза поэта изображает нам все, что угодно тени друзей, судьбы мира,извлекает из античной мифологии образы богов и героев, мыслит о судьбе,свободе, силе, рисует величественные пейзажи, но интимные переживания,
чувства,сопутствующие им редкие гости на страницах его книг. А если и появляются, тоБатюшков так искусно драпирует их в мифологические одежды, так изысканно итуманно передает их, что трудно разглядеть истинные переживания его лирическогогероя. А чего же еще ждать от этого странного человека, героя Отечественнойвойны, пережившего отчаяние в сожженной
Москве и триумф победы в Париже. Он иПушкину, тогда еще лицеисту, советовал не увлекаться безделками , а тратитьвремя на темы важные, героические.Итак, Константин Батюшков, человеквнешности совершенно не геройской, а скорее заурядной, но внутренне совершенныйгерой, в своей поэзии пытается мыслить категориями возвышенного, что позволяет,по мысли поэта, наиболее адекватно изобразить порядок вещей и событий в мире.Вот, например, отрывок из стихотворения
Воспоминание И в зеркальных водах являл весь стан и рощи,Едва дымился огнь в часы туманной нощиБлиз кущи ратника, который сном почил.О, Гейльсбергские поля! О холмы возвышенны!Где столько раз в ночи, луною освещенный,Я, в думу погружен, о родине мечтал.В приведенном отрывке естьвсе, что необходимо для такого рода произведений и напыщенные переносыударений, превращающие строфы в подобия ребусов, и искажения слов, идержавинская
медь окончаний и рифм, и неоправданно длинные речевые периоды -словом, все то, что отвечало эстетике жанра. И вместе с тем внутренняя музыкастихов, их неповторимый звук, какая-то неземная, католическая торжественная ихпоступь не оставляют возможности усомниться в том, что Батюшков – поэт истинныйи высокий. И конечно, ему дано знание своей судьбы. Еще в двадцатилетнемвозрасте он напишет Как ландыш под серпом убийственным жнецаСклоняет голову и вянет,
Так я в болезни ждал безвременно концаИ думал Парки час настанет.Возвышенное и героическое вих обыденном понимании представляют собой личное мужество поэта, которыйосознал трагическое содержание жизни. Свои чувства и переживания он выражал вдоступном ему языке и образах. Его гений не развился до пушкинского. Неизобретая в поэзии ничего нового, пользуясь исключительно подручнымисредствами, из того материала, который позволял сочинять лишь баллады и оды, онвыстраивает изящные и психологически
тонкие сюжеты, которые и сейчас обладаюткаким-то очень актуальным, современным звуком.Я чувствую мой дар в поэзии угас,И Муза пламенник небесный потушила Печальна опытность открылаПустыню новую для глаз,Туда меня влечет осиротелый Гений,В поля бесплодные, в непроходимы сени,Где счастья нет следов,Ни тайных радостей неизъяснимых снов.Подобное чувство звука в нашевремя имел, пожалуй, только
Бродский, и поэтому иногда кажется, над плечом егопарит тень Батюшкова.Многое соединилось в егосудьбе и личная драма, и личная неустроенность человека необеспеченного, дляслужбы не созданного, беспокойного. Миссия поэта ни славы, ни денег не сулила.И тогда истинное героическое содержание жизни стало единственным еесодержанием. Батюшков не сфальшивил ни в одном стихотворении. Возвышенная егоМуза возлежит на терниях реальности.
Какими бы литературными штампами иприемами ни маскировал ее поэт – острые шипы выпирают и терзают его душу.Исполненный всегда единственно тобой,С какою радостью ступил на брег отчизны! Здесь будет я сказал душе моей покой,Конец трудам, конец и страннической жизни .Все сбылось.Рисунок середины прошлоговека спиной к зрителю у открытого окна невысокий, коротко остриженный человекв долгополом сюртуке и ермолке – все неподвижно и скованно, как будто времяостановилось.
Это Константин Батюшков.