Американский неоконсерватизм Рональда Рейгана

Реферат

по теме “ Американский неоконсерватизм Р.Рейгана”

Выполнила: Рабцевич Люба, 11

A

.

Томск

2003

Содержание

1.
Введение ……………………………………………………. 3

2.
Биография Рональда Рейгана…………………….. 4

3.
Выход в большую политику………………………. 6

4.
Америка в годы правления Р. Рейгана…………. 11

5.
Рейганомика и её роль в экономическом развитии США……………………………………………………… 16

6.
Взаимоотношения с СССР…………………………. 20

7.
Использованная литература………………………. 23

Введение

Проблема взаимоотношений запада и востока, т.е. США и России, является актуальной уже на протяжении многих столетий. Начало второй половины ХХ столетия характеризуется тем, что в это время образовались две супер-державы – США и СССР. При такой обстановке соперничество во всех областях было неизбежно. Периодом наивысшего накала страстей стало время с окончания второй мировой войны и до начала 90ых годов.
Я считаю этот период развития США важнейшим в истории ХХ века не только для Америки, но и для всего мира, т.к. угроза гибели всего человечества, в связи с опасностью ядерной войны, была вовремя предотвращена.
Конец этой «холодной войне» положил 40 президент США – Р.Рейган. Он провел в своей стране такие реформы, которые коренным образом изменили жизнь и привычное течение страны, как во внутренней, так и во внешней политике.
Биография Рональда Рейгана

Рональд Уилсон Рейган родился 6 февраля 1911 года в Тампико, Иллинойс, в семье со скромным финансовым положением. Его родители, дедушка и бабушка были ирландского, шотландского и английского происхождения. Детские и юношеские годы он провел в маленьких провинциальных городках Иллинойса, помимо города, где родился, еще в Моимауте, Диксоне и, наконец, в Юерике, где с 1928 по 1932 год посещал колледж. Это был регион Соединенных Штатов на Среднем Западе, где молодой растущий человек превосходно мог усвоить и внутренне почувствовать основы американской идеологии: индивидуализм, веру в то, что каждый сам является кузнецом своего счастья, и глубокий скепсис к центральному правительству в далеком Вашингтоне.
В 30-е гг. в Голливуде происходили бурные события, связанные с попытками создания киноактерами собственного профсоюза. В июле 1933 г. Актеры образовали Гильдию киноактеров, в которую на протяжении всего лишь нескольких месяцев пришли тысячи человек. В 1938 г. И Рейган вступил в профсоюз и в первый раз пришел на собрание членов Гильдии киноактеров. В 1941 г. Рейган оказался уже членом правления профсоюза, а в 1947 г. – стал президентом Гильдии.
В 1954 г. Рейгану было предложено вести еженедельные программы “Театра Дженерал электрик” по телевидению, а десять недель в году посвящать пропаганде деятельности “Дженерал электрик” и рекламе ее продукции. За восемь лет работы на “Дженерал электрик” в качестве постоянного ведущего еженедельной телевизионной программы, финансируемой этой корпорацией, и в качестве разъездного ее пропагандиста Рейган объездил 135 городов в 38 штатах, где находились заводы корпорации, и выступил перед четвертью миллиона рабочих и служащих этих заводов.
Выход в большую политику

Первым настоящим выходом Рейгана в политику следует считать его известную речь (вошедшую в американскую историю под названием “Спич”) в поддержку кандидатуры Голдуотера на пост президента США 27 октября 1964 г.
27 октября 1964 г. Вышел в эфир телевизионный “Спич” Рейгана. Однако “Спич” не сыграл никакой роли в исходе президентской предвыборной кампании Голдуотера, который проиграл выборы. Но это выступление сделало для консолидации правоэкстремистских и консервативных сил Америки вокруг имени Рейгана больше, чем что-либо другое из того, что он говорил и делал раньше. В черные дни поражения на президентских выборах для американских консерваторов блеснул лучик надежды— у них появилась новая политическая звезда.
В 1966 г. Предстояли выборы губернатора штата Калифорния, а у калифорнийских республиканцев не было перспективных кандидатов, чтобы противостоять на этих выборах собиравшемуся выдвинуть свою кандидатуру на новый срок губернатору–демократу Эдмонду Брауну. Ситуацию разрешили влиятельные нефтяные магнаты, предложив выдвинуть Рейгана на губернаторский пост. После согласия Рейгана баллотироваться в губернаторы была создана новая общественная организация “Друзья Рональда Рейгана”, активно приступившая к политической рекламе своего выдвиженца и сбору средств на предстоящую борьбу за губернаторский пост.
8 ноября 1966 г. Рейган одержал убедительную победу над Эдмондом Брауном, получив большинство почти в 1 млн. голосов. За Рейгана проголосовало немало калифорнийских избирателей, принадлежащих даже к тем слоям населения (рабочие, национально–этнические группы), которые до этого традиционно поддерживали демократов. 3 января 1967 г. Рональд Рейган в зале калифорнийского Капитолия принес торжественную присягу на пост губернатора штата.
Уже в первые недели своего губернаторства Рейган призвал на помощь “отряд особого назначения” — более 200 ведущих бизнесменов штата, которым был официально придан статус консультантов по вопросам разработки будущих социально – экономических и административных реформ в штате. Многие из них заняли административные вакансии в руководстве штата.
Рейган объявил, что благодаря старому правительству бюджет штата значительно истощен и достиг критической точки и объявил о целом ряде жестких и непопулярных мер. В числе мер, призванных способствовать “восстановлению” экономики Калифорнии и ликвидировать “катастрофическое положение”, Рейган назвал 10-процентное сокращение бюджетов всех административных ведомств штата, замораживание численности персонала учреждений, сокращение средств для калифорнийского университета и отдельных колледжей, закрытие психиатрических лечебниц и других медицинских учреждений, оказывавших бесплатную медицинскую помощь нуждающимся и престарелым жителям Калифорнии. Так же Рейган объявил о повышении налогов на жителей Калифорнии — самом крупном повышении налогов за всю ее историю.
На главном приеме по случаю вступления Рейгана в должность губернатора в числе поздравлений нового губернатора штата прозвучал тост Генри Сальватори: “За будущего президента Соединенных Штатов Рональда Рейгана”. Слова Сальватори были подтверждением того, что вопрос, уже не раз обсуждавшийся в узком кругу “Друзей Рональда Рейгана”, не только не снят с повестки дня, но, напротив, приобрел новое, очень обнадеживающее звучание в связи с тем, что Рейгану удалось преодолеть еще одну весьма важную ступеньку на пути в Белый дом.
Летом 1967 г. В американской прессе уже вслух обсуждали различные варианты борьбы Рейгана за Белый дом и взвешивались его шансы на победу.
Однако в тот момент у Рейгана еще отсутствовал опыт политической борьбы в выборах столь высокого ранга, вследствие чего он сокрушительно проиграл стороннику по республиканской партии Никсону, потратившему на это не один десяток лет политической деятельности.
Таким образом, дебют Рейгана на пост президента в 1968 г. Оказался неудачным. Тем не менее, эта неудачная попытка стать президентом США не оказалась совершенно бесполезной. В Сакраменто возвращался уже новый, закалившийся в политических схватках Рейган, получивший более четкое представление о своих возможностях и утвердившийся в своем намерении попасть, в конечном счете, в Белый дом.
В 1970 г. Рейган победил в губернаторских выборах своего соперника из демократической партии Джесси Унру с внушительным перевесом и остался губернатором на второй срок. На фоне поражения республиканских кандидатов в других штатах победа Рейгана оценивалась как неординарное событие в политической жизни страны. Оказалось, что при всех своих недостатках и промахах, при всей своей непопулярности среди умеренных, а тем более либерально настроенных политических деятелей и избирателей Рейган пользовался достаточной поддержкой и авторитетом, чтобы выиграть сражение за губернаторский пост в явно невыгодно складывавшейся для его партии политической обстановке в стране. Но при всем этом в президентских выборах 1972 г. Рейган не представил сколько-нибудь серьезной угрозы президенту Никсону, проиграв ему повторно.
Во время борьбы за президентское кресло в 1976 г. Шансы на победу Рейгана выглядели худшими, чем президента Форда, заменившего на посту ушедшего в отставку Никсона. Абсолютное большинство опросов общественного мнения предсказывало именно Форду убедительное преимущество в голосах; кроме того, финансовые средства, собранные в кассу его предвыборной кампании, чуть ли не вдвое превышали финансовые возможности сторонников Рейгана. В результате 18 августа 1976 г. В первом же туре голосования кандидатом республиканской партии на пост президента США был назван Джеральд Форд, Рональд Рейган проиграл президентскую гонку в третий раз.
Однако Рейган не оставил попыток попасть в Белый дом. Решение добиваться выдвижения кандидатуры Рейгана на пост президента США в 1980 г. Было окончательным и бесповоротным, и к созданию благоприятных условий для этого рейгановская команда приступила уже в сентябре 1976 г.
13 ноября 1979 г. Рейган сделал официальное заявление о вступлении в борьбу за Белый дом, став десятым и последним по счету претендентом на президентский пост от республиканской партии. В качестве кандидата на пост вице – президента США съезду республиканской партии Рейганом была предложена кандидатура Джорджа Буша.
17 июля Рейган был выдвинут на пост президента США. В результате президентских выборов 1980 г. Рональд Рейган одержал победу над кандидатом от демократической партии Картером. Но его победа не была убедительной. Из 160 с лишним миллионов американцев, имевших право голоса, за Рейгана и выдвинутую республиканской партией политическую и экономическую программу действий, проголосовали всего лишь 43,9 млн. человек. В числе 117 млн. американских избирателей, отказавших Рейгану в поддержке, были 76 млн. человек, попросту не явившихся на избирательные участки по той причине, что ни один из кандидатов на пост президента США не отвечал их требованиям. Сокрушительное поражение Картера нельзя было считать убедительной победой Рейгана, хотя оно и сделало его сороковым президентом США.
Америка в годы правления Рейгана

Рональд У. Рейган был – после Дуайта Д. Эйзенхауэра – вторым президентом американской послевоенной истории, который правил два срока и ушел с должности, имея высокий общественный авторитет. Если следовать комментариям некоторых журналистов, политологов и историков, то никакой другой президент после Франклина Д. Рузвельта не осуществил больших перемен в американской политике, чем он.
Рейган и его команда отчетливо видели опасность, исходившую от собственной некомпетентности, и приняли соответствующие меры. Незадолго до того как Рейган въехал в Белый дом, был создан Институт современных исследований, который разработал для него рекомендации относительно того, как следует вести себя с прессой. Ему, прежде всего, советовали свести до минимума контакты с ней. Кроме того, президент очень быстро окружил себя талантливыми профессионалами, 80% которых были республиканцами.
Однако это не всегда помогало. Рейган довольно часто допускал промахи. Но в полном соответствии с его тезисом “Все вскоре забудется” такие ситуации действительно серьезно не влияли на симпатии избирателей. Опросы общественного мнения неизменно свидетельствовали о высокой оценке его деятельности со стороны избирателей. Да и как было не любить человека, который умел так подсластить пилюлю. Например, значительно сократив социальные расходы и тем самым, ухудшив положение миллионов людей, он ошеломил многих соотечественников, выражая им соболезнования по телефону.
Он был актером с политическими принципами, который умел себя самого и свою политику идентифицировать с американскими ценностями и традициями. К его личным качествам относились спокойная уверенность в себе и оптимизм.
Его энергичная манера и целая лавина кадровых и политических деловых решений в первые месяцы после избрания усилили впечатление общественности, что с вступлением в должность нового президента пришел политический поворот, даже разразилась "консервативная революция". Что, прежде всего удалось Рейгану, так это восстановить утерянную веру в институт президента как институт, в котором формируется и проводится национальная политика. В одном интервью с "Фоген" президент объяснил, что метод его руководства состоит в окружении себя выдающимися личностями, сохранении авторитета и невмешательстве, пока его политика проводится правильно.Действительно, президент был отключен от ежедневного административного хода событий, что сначала превосходно функционировало, но на втором сроке привело к скандалу Иран-контрас, который ясно показал, что президент не является больше хозяином Белого дома. Насколько блестяще Рейган и его ближайшие советники были подготовлены к президентству, показала их кадровая политика 1980/81 года. Особое внимание уделялось тому, чтобы ниже уровня кабинета стояли посланники президента, которые преследовали политику Белого дома. Этих высокопоставленных чиновников, перед тем как они пошли в свои министерства, по-настоящему тренировали доверенные Рейгана. 300 важнейших кадровых назначений базировались на критерии партийной принадлежности, такого не было с 1960 года: более 80% всех вновь назначенных были республиканцами, только 3% демократами (среди них такая консервативная женщина, как посол Объединенных Наций Джин Киркпатрик). И в этой сфере второй срок президентства наметил перелом, коррупция играла все большую роль. До конца 1986 года более 100 членов администрации Рейгана были уволены по этой причине или находились под обвинением. В первый срок пребывания в должности президент был окружен двумя кольцами советников. Внутреннее кольцо составляло так называемая тройка, а именно: Джеймс Бейкер как начальник штаба, Эдвард Миз, шеф кабинета, и Майкл Дивер, ответственный за связи с общественностью. Второе кольцо состояло из тех, кто докладывал тройке, но сам не имел доступа к президенту. В 1980 году под руководством Миза было образовано 7 комитетов кабинета, чтобы таким путем привязать членов кабинета к Белому дому и избежать ошибок администрации Картера, когда члены кабинета публично спорили друг с другом. В апреле 1985 года эти 7 комитетов кабинета были переоборудованы в 2, а именно: совет по внутренней политике и совет по экономической политике. Члены кабинета теперь, однако, все больше игнорировали соглашения, принятые в этих советах. Прямо в начале президентства Рейгана был упрощен бюджетный процесс внутри исполнительной власти, централизован и политизирован в ведомстве по менеджменту и бюджету под руководством Дэвида Стокмана. Вообще, административно-организационные мероприятия в органах исполнительной власти после 1980-81 года были направлены на то, чтобы централизовать власть в Белом доме и программно привязать политических чиновников, возглавляющих учреждения. Во время второго срока президентства Рейгана эта концепция обернулась сверхцентрализацией вследствие того, что место тройки занял один-единственный человек Дональд Рейган, который был менее компетентен, чем его предшественники, и неспособен к коллективному руководству. Энергичная и честолюбивая первая леди Нэнси Рейган также явно все больше влияла на план-график своего мужа, при этом она привлекала гороскопы и доверяла советам астрологов. Авторитет президента и его института страдал из-за аферы Иран-контрас, краха биржи в октябре 1987 года и стремительно возрастающего дефицита бюджета и внешней торговли. Начальник штаба Дональд Рейган вынужден был, в конце концов, уйти в отставку, и был заменен политически опытным бывшим лидером республиканского большинства в сенате с Говардом Бейкером. В Белом доме в законодательном бюро по связям Рейган собрал профессиональную команду, которая во главе с Максом Фридерсдорфом вначале чрезвычайно эффективно умела обходиться с парламентом. Удалось создать в обеих палатах независимую от партии коалицию голосования, которая поддерживала экономическую и социальную политику Рейгана, но, прежде всего, его проекты бюджета. С самого начала Рейган, и его сотрудники умело связали друг с другом прямое воздействие на Конгресс и косвенное давление на парламент посредством мобилизации общественности. Первые 6 месяцев правления Рейгана были отмечены захватывающими дух успехами в Конгрессе. Однако эта коалиция голосования распалась скоро вследствие грозящего дефицита бюджета и начинающегося глубокого экономического кризиса. Во второй срок своего президентства Рейган старался сохранить успехи голосования первых лет. В действительности Конгресс, в котором с 1986 года в обеих палатах снова большинство составляли демократы, все больше определял содержание политики. Рейган вовсе не стал самым преуспевающим законодателем после Франклина Д. Рузвельта и Линдона Б. Джонсона, как это утверждала легенда, созданная консервативными журналистами в первый год президентства Рейгана. Более того, он занимает предпоследнее место среди семи президентов с 1953 года относительно поддержки в Конгрессе. Больше Рейган преуспел в размещении своих предпочитаемых кандидатов на судейских стульях федерального суда. Однако в силу конституционно-правового обязательного согласия сената при назначении судей президент вынужден был вести очень осторожную практику, как показало неудавшееся выдвижение Роберта Борка в Верховный суд. Тем не менее, Рейгану удалось заменить новыми лицами почти половину всех судейских мест в окружных и апелляционных судах, а также 3 из 9 мест в Верховном суде. Большинство этих юристов были консерваторами, но вовсе не обязательно догматиками, и уж тем более они не были закоснелыми идеологически
Рейганомика и её роль в экономическом развитии США

Выдвинув в качестве основной идеи своей политики возвращение к традиционным американским ценностям, президент сделал акцент на утверждение безусловного главенства свободы частного предпринимательства над всеми остальными свободами. Он говорил: ”Прежде всего, я хочу добиться того, чтобы наша страна осталась местом, где человек может разбогатеть. Это у нас уже есть и это должно быть сохранено.” Так называемая “рейганомика”, “консервативная революция”.
Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:
1) сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;
2) ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;
3) дерегулирование предпринимательской деятельности;
4) проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.
Сокращение налогов стало первым шагом экономической политики Рейгана. Конгрессом был принят закон о снижении подоходных налогов на 25 % в течение трех лет, а также о сокращении федеральных расходов на социальные услуги. Предполагалось, что в результате сокращения налогов увеличатся инвестиции в производство, что создаст новые рабочие места, увеличит национальный продукт и, следовательно, правительство получит большой налоговый доход, несмотря на снижение ставок налогообложения.
В области социальной политики была выдвинута программа "нового федерализма". Согласно этой программе разделялись функции федеральных, штатных и местных органов власти. Правительства штатов должны были взять на себя ответственность за выполнение двух благотворительных программ – помощь многодетным семьям и талоны на питание, федеральное правительство отвечало за медицинскую помощь бедным. Остальные 44 социальные программы были отданы в ведение штатов, создан федеральный фонд для их дополнительного финансирования в течение четырех лет.
К концу первого срока правления администрации Рейгана инфляция упала до 4 %. ФРС ослабила политику сдерживания денежных средств. Несколько снизились процентные ставки, облегчив финансирование покупок домов и автомобилей. Безработица сократилась с 10% до 8 % рабочей силы. Вместе с тем снижение налогов не привело к ожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случае снижения инфляции. Картина оздоровления омрачалась также и ростом дефицита государственного бюджета, который составил около 200 млрд.$, главным образом за счет увеличения расходов на военные цели.
Основные цели внутренней политики Рейгана – сократить сферу деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшить подоходные налоги, увеличить мощь вооруженных сил – оставались неизменными и во время второго срока его пребывания в Белом доме.
Характерно, что сильнее всего сокращены, были те программы, которые касались самых бедных и хуже остальных организованных групп населения, для которых были отменены продовольственные карточки и значительно сокращены пособия для матерей-одиночек. Одновременно социальные программы, полезные для среднего слоя, остались почти неизменными, так же как и пенсионное страхование и связанное с ним страхование на случай болезни. При Рейгане в американском обществе произошла гиперполяризация между бедными и богатыми, перераспределение в пользу богатых, в то время как одновременно увеличилось число тех, кто жил ниже границы бедности. Налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность "среднему классу" улучшить свое материальное положение.
Но обновленная американская экономика смогла создать более 17 млн. рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг. Норма безработицы составила 5 %, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. В итоге подъема 1981-1989 гг. реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили максимальные уровни 1979 г. почти на 28 %. Объем личного потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связано с увеличением численности занятых.. Потребительский спрос свидетельствовал о росте доходов населения и явился стимулом хозяйственного подъема.
Вместе с тем в 80-е гг. проявились и негативные тенденции в экономическом развитии США. В результате "рейганомики" дефицит государственного бюджета США составил .152 млрд.$, превышение расходов над доходами достигло 5 % ВНП; почти такую же долю ВНП составили расходы по обслуживанию государственного долг. За период 80-х гг. доходы самых богатых американцев, составивших 1 % от общей численности населения, почти удвоились, в то время как у 70 % американцев возросли в гораздо меньшей мере. Соединенные Штаты, имевшие в середине 60-х гг. самый высокий в мире показатель ВНП на душу населения, к 1987 г. были по этому показателю превзойдены 10 странами. Средняя заработная плата американцев к началу 90-х гг. находилась на самом низком уровне за последние 30 лет. В 1990 г. средняя часовая плата американских рабочих равнялась 14,8$. против 17,9$в Дании, 21,5 – в ФРГ и 21,9-в Швеции.
Но, несмотря на это Рейгану удалось преодолеть экономический спад, начавшийся еще при Картере, сократить инфляцию и безработицу, снизить подоходный налог; ускорить темпы подъема экономики, обуздать забастовочное движение. Эти и некоторые другие факторы обеспечили ему вторичную победу на президентских выборах в 84 году.
Взаимоотношения с СССР

Во внешнеполитической сфере для большинства американских избирателей, напуганных о надвигающейся советской угрозе, особую привлекательность приобрел лозунг Рейгана о необходимости закрыть «окно уязвимости» Америки, которое якобы образовалось в результате ракетно-ядерной отсталости США от СССР. Объявив Советский Союз «империей зла», Рейган провозгласил своей целью измотать его и ослабить экономически, навязав ему безудержную гонку вооружений.
С приходом к власти Рейгана произошло дальнейшее обострение советско-американских отношений, гонка вооружений поднялась на новый, более высокий уровень. Военные расходы возросли со 134 млрд.$ в 1979/80 финансовом году до 291 млрд. $ к концу президентства Рейгана. При нем была развернута дорогостоящая исследовательская программа «Стратегическая оборонная инициатива», получившая название «Звездные войны».Она предусматривала создание широкомасштабной системы противоракетной обороны (ПРО) с элементами космического базирования. На ее реализацию были выделены миллиарды$. Однако, как выяснилось позже, многие компоненты этой программы не были рассчитаны и разработаны в должной мере и, по сути дела, оказались не выполнимыми.
Рейган заявил, что не знает «ни одного лидера Советского Союза со времен революции и, включая нынешнее руководство страны, который бы не заявлял, и при том не раз, на различных коммунистических съездах, что их целью должно быть содействие мировой революции и создание единого социалистического или коммунистического государства». «Кто бы ни вступал в договорные отношения с СССР -, продолжал Рейган,- должен всегда помнить. Даже в условиях разрядки, что для советских лидеров единственно морально оправданным является только то, что способствует реализации их целей, и что они резервируют за собой право совершать любое преступление, лгать и обманывать». На следующий день американские журналисты пытались выяснить какими фактами располагал президент, ссылаясь на стремление Советского Союза к мировому господству, но пресс-секретарь Белого дома Дж. Брэйди заявил, что не знает ответа на этот вопрос. Один из крупных политических обозревателей страны Д. Браудер, писал: «С тех пор как Рональд Рейган появился на общественном горизонте, он говорил такие вещи, которое затрудняли серьезное отношение к нему некоторых людей…Президентские ошибочные представления являются весьма опасными забавами…Кто говорит ему, что дела обстоят именно так, а не иначе, и кто (если вообще существует такой человек) окажется достаточно смелым, чтобы убедить его в ошибочности таких представлений?». Но и этот, и многие другие вопросы, которые задавали американцы, носили явно риторический характер и не были рассчитаны на то, что кто-то из представителей Белого дома, не говоря о самом президенте, когда-либо ответит на них.
Второй срок пребывания Рейгана ознаменовался очередным поворотом внешнеполитической стратегии правящих кругов США в сторону реализма и улучшения отношений о СССР. Этому в значительной степени способствовал целый комплекс факторов, среди которых важнейшим стал приход к власти в СССР в 1985г. нового руководства во главе с М.С. Горбачевым, провозгласившим курс на улучшение отношений с США, основанный на «новом мышлении». Немаловажное значение имело также осознание самими правящими кругами США бесперспективности стратегии наращивания гонки вооружений и гибельности установок на одержание победы в ядерной войне.
Этапным событием на пути ослабления напряженности в советско-американских отношениях стала встреча глав государств СССР и США в 1986году в Рейкьявике. Встреча в Рейкьявике создала качественно новую ситуацию, подняв борьбу за сокращение вооружений на новую высоту. В 1987г. в декабре в Вашингтоне был подписан договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, предусматривающий демонтаж всех ракет данных классов, размещенных в странах Западной Европы и в западных районах СССР.
Это начало сокращения вооружений стратегического знаменовало поворот от конфронтации между двумя державами к поискам мира и сотрудничества. Этому способствовала вывод советских войск из Афганистана в 88г. и затем демократические революции в бывших социалистических странах в 1989-1991г.г., что создало новую геополитическую ситуацию и покончило с «холодной войной».
Использованные материалы

1.

Новейшая история стран Европы и Америки: ХХ век 1945-2000г.- Москва, 2001г.

2.

Д.и А.Мирошниковы.100 политиков.- Москва, 2000г.

3.

Эхо планеты №8, 2001г.

4.

Э.Иванян. Рональд Рейган-хроника жизни и времени. – Москва, 1991г.

5.

Мир в ХХ веке.- Москва, 2000г.

6.

www.ovsem.ru

7.

www.referat.ru