МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА Кафедра экономики водного транспорта КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине Статистика На тему ГРУЗООБОРОТ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ млрд. тыс. км, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЕ. Караван Ольга Сергеевна
Студентки 1 курса Специальность Экономика и управление на предприятии Руководитель Гордеева Е. Пермь 2005 оглавление Стр. 1. Введение 2. Основная часть 2.1 Статистика транспорта и характеристика исследуемых показаний 2.2 Методы расчета 2.3 Расчеты показателей 2.4 Графическое построение исследуемых показателей с помощью графиков и диаграмм 2.5 Задача 3. Заключение 35
Введение Основная цель работы исследование и характеристика данных показателей железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, морской, внутренний водный и воздушный, их изменение в зависимости от данных периодов года с 1992 по 1996, изучение абсолютных приростов, изучение темпов роста, показателей динамики, средние величины и показатели вариации, группировка и отображение полученных данных с помощью различных видов графиков линейный график, столбиковый график и круговая диаграмма, изучение показателей по отдельным
и по общим результатам ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Статистика транспорта и характеристика исследуемых показателей Статистика транспорта это одна из отраслей экономической статистики. Объект ее изучения транспорт, т.е. совокупность предприятий, производственный процесс которых заключается в перемещении грузов и пассажиров. По характеру работы, многообразию и сложности производственных подразделений предприятия транспорта в процессе воспроизводства занимает особое место среди других отраслей экономики,
с которыми он неразрывно связан. От уровня темпов его развития, результатов и качества работы зависит успешная деятельность всех отраслей экономики промышленность, строительство, сельское хозяйство, повышение уровня жизни населения. Связывая все отрасли экономики в единое целое, транспорт способствует рациональному использованию природных ресурсов и размещению производства, служит целям развития и укрепления хозяйственных и культурных связей между регионами страны и другими странами.
Транспорт является одним из крупнейших потребителей некоторых видов продукции металла, топлива, леса, электроэнергии. Такие отрасли промышленности, как железнодорожное машиностроение, производство автомобилей, судостроение, авиационная промышленность, целиком работают для удовлетворения потребностей транспорта. Предметом изучения статистики транспорта являются массовые экономические явления, представляющие собой результат транспортного процесса и условия факторы его осуществления в конкретных условиях места и времени.
С помощью системы статистических показателей определяются объемы уровни, структура, динамика и взаимосвязь результатов и факторов производственного процесса. Таким образом, статистика придает закономерностям и взаимосвязям в развитии транспорта количественное выражение. Для характеристики результатов и факторов, их обусловливающих, необходимо создание научно обоснованной системы показателей. Статистический показатель это величина, адекватно характеризующая
реальный процесс или явление во времени и пространстве. При этом количественная определенность связана с качественным своеобразием. Система показателей это комплекс взаимосвязанных показателей, характеризующих существенные стороны явления. При конструировании системы статистических показателей исходят из основных положений социально-экономической теории и принципа диалектического метода познания.
Статистика должна перевести экономические категории и понятия в статистические показатели. Например, продукция грузового транспорта – это экономическая категория, а объем перевезенного груза и грузооборот система показателей для характеристики этой категории. Статистика транспорта расчленяется на составные части отраслевой признак тематический признак. По отраслевому признаку в ней выделяются статистики отдельных видов транспорта железнодорожного автомобильного
трубопроводного морского внутреннего водного воздушного. По тематическому признаку статистика перевозок грузов и пассажиров статистика основного и оборотного капитала труда производственных затрат и финансовых результатов инвестиций и инноваций. Из них самыми специфическими для каждого вида транспорта являются статистика перевозок грузов и пассажиров статистика главнейшей части основного капитала транспортных средств и путей сообщения транспортных терминалов.
Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом договором перевозки. Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия дорожная ведомость на железнодорожном и речном транспортах коносамент и манифест на морском транспорте путевой лист и товарно-денежная накладная на автомобильном транспорте сопроводительная ведомость на воздушном транспорте.
Статистика перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы объемные суммарные качественные. К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся отправлено отправление грузов прибыло прибытие грузов перевезено перевозка грузов перевезено в прямом смешанном сообщении объем выполненной
транспортной работы грузооборот. Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах милях. Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия. К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся среднее расстояние перевозки в 1т груза средняя густота перевозок 1т груза средняя продолжительность перевозки 1т груза средняя скорость
продвижения 1т груза. Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например, железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния автомобильный транспорт в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов морской транспорт при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам
магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния. Железнодорожный транспорт. В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт. Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным
транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта. Автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как на дальние, так и на короткие. Недостатки большая себестоимость и трудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды. Трубопроводный транспорт. Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых
продуктов вызывает необходимость применения группировки классификации. Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки
какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно керосинопровод, бензинопровод, маслопровод, мазутопровод. Преимущество трубопроводного транспорта в том, что у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды. Морской транспорт. Морской транспорт способен перевести любые грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видов транспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные 46 и импортные 70
грузы. Недостатки зависимость от погодных условий, потребность в дорогих портовых сооружениях и высокая доля расходов на начальные и конечные операции. Внутренние водные пути. К ним относятся реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.
Статистический учет перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия внутреннего водного транспорта порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе. Воздушный транспорт. Воздушным транспортом грузы перевозятся на очень большие расстояния, но этот вид транспорта значительно меньше, чем на другие, применяют для перевоза груза.
Им перевозят, как правило, наиболее дорогостоящие грузы драгоценные меха, дорогая одежда, оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие авиации от других видов транспорта заключается в высокой путевой скорости и в большой беспосадочной дальности полета. 2.2 Методы расчета. Все расчеты заносятся в статистическую таблицу, которая называется статистическая группировка. Статистическая группировка позволяет дать характеристику размера, структуры и взаимосвязи изучаемых
явлений, выявить их закономерности. Методы для расчета Ряды динамики абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины Выборочное наблюдение Показатели вариации дисперсия Индексы Графическое построение графики. Абсолютные показатели именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период.
В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения. Абсолютный прирост это разность между исследующим уровнем ряда и предыдущим или базисным. Цепной – xi xi-1. Базисный – xi x0. Где – дельта xi – фактическое значение показателя x0 и xi-1- базисное значение показателя. За x0 берется первый по времени показатель, а за xi-1 предыдущий по времени показатель. На основе абсолютных показателей исчисляют относительные показатели.
Относительные показатели. Они характеризуют изменение уровня развития какого-либо явления во времени. Иначе относительные величины динамики называют темпами роста и прироста. Темп роста находится по формуле 1 Тр 100. 0 Темп прироста находится по формуле Тпр Тр 100. Общая формула 1 Тпр 100 – 100. 0 Если за 0 берется предыдущий по времени показатель переменная база сравнения, то темп роста называется цепным. Если за 0 берется первый по времени показатель постоянная
база сравнения, то темп роста называется базисным. Относительные показатели структуры характеризуют состав изучаемой совокупности, доли, удельные веса в общем итоге. Удельный вес частей совокупности находится по формуле i d 100 n Где d удельный вес i значение итого от 1 до n показателя n всего показателей совокупности. Средние показатели. Средняя является обобщающей характеристикой совокупности единиц по качественно
однородному признаку. В статистике применяются различные виды средних арифметическая, квадратичная, геометрическая и структурные средние мода, медиана. Кроме моды и медианы, средние исчисляются в двух формах простой и взвешенной. Выбор формы средней зависит от исходных данных и содержания определяемого показателя. В данной работе будут рассчитаны средняя арифметическая простая и средняя геометрическая.
Средняя арифметическая простая равна сумме значений признака деленной на их число Уx i i X . n n Где X значение показателя признака n число единиц показателя признака. Средняя арифметическая простая применяется в случаях, когда варианты представлены индивидуально в виде их перечня в любом порядке или ранжированного ряда. Среднегодовой темп роста исчисляется по формуле средней геометрической из цепных коэффициентов роста
n Тр Т1 Т2 Тn Где Тр средний темп роста Тn цепные темпы роста n число коэффициентов. Показатели вариации. Для измерения степени колеблемости отдельных значений признака от средней исчисляются основные обобщающие показатели вариации дисперсия, среднее квадратичное отклонение и коэффициент вариации. В данной работе будет рассчитана дисперсия у2 это средняя арифметическая квадратов отклонений отдельных значений признака от их средней арифметической. Дисперсия выполняется по формуле средней арифметической
простой не взвешенной Xi – X у2 n Где X среднее значение всех итых показателей Xi значение каждого итого значения n количество итых показателей. Выборочное наблюдение. Его целью является определение характеристик генеральной совокупности. Для определения характеристик генеральной совокупности необходимо вычислять ошибку выборки, которая определяется по формулам, разработанным в теории вероятностей для каждого вида выборки и способа отбора.
Бывают три вида выборки 1. Собственно-случайная и механическая выборка, которая делится на два способа отбора Случайный повторный отбор случайный бесповторный и механический отбор. 2. Типическая выборка, которая делится на три способа отбора Типический районированный отбор Пропорциональный отбор Бесповторный случайный и механический отбор. 3. Серийная выборка, которая делится на два способа отбора
Серийный отбор Бесповторный отбор. В данной работе будет использоваться собственно-случайная и механическая выборка, с бесповторным отбором. При бесповторном случайном и механическом отборе предельная ошибка выборки определяется по формуле у2 n ДX t 1 – n N Где у2 – дисперсия выборочной совокупности n численность выборки t коэффициент доверия N численность генеральной совокупности. Индексы обобщающие показатели сравнения во времени и в пространстве не только однотипных одноименных
явлений, но и совокупность, состоящих из соизмеримых элементов. Динамика одноименных явлений изучается с помощью индивидуальных индексов i, которые представляют собой известные относительные величины сравнения, динамики или выполнения плана обязательств q1 p1 iq , ip q0 p0 Где iq индекс изменения количества ip индекс изменения цены. Подстрочное обозначение 0 соответствует уровню базисного периода с которым сравнивают или момента времени 1
– уровню отчетного сравниваемого периода или момента времени. Изменения совокупностей, состоящих из элементов, непосредственно сопоставимых, изучают с помощью групповых или общих индексов I. Агрегатные индексы 1. физического объема q1 p0 Iq q0 p0 Где Iq индекс физического объема q1 количество базисного периода q0 количество объемного периода p0 цена, зафиксированная на уровня базисного периода. q1, q0 меняются p0 не меняются.
2. Цен и других качественных показателей q1 p1 Ip формула Плаше p0 q1 Где Ip индекс цены p0, p1 меняются q1 не меняются. Совокупные индексы. Оба элемента в совокупном индексе меняются, т.е. являются агрегированными индексируемыми. Собственно статистический объем выпуска продукции q1 p1 IQ p0 q0 Где IQ собственно статистический объем выпуска продукции. q1, q0 и p1, p0 меняются.
Если сравнивают друг с другом не два периода, а более, то выделяют цепную и базисную систему индексов. Базисные показатели за базу принимают в расчет первый по времени показатель, а в цепном предыдущий по времени показатель. Цепные и базисные индивидуальные индексы взаимосвязаны между собой Произведение цепных индексов равно конечному базисному Частное от деления двух смежных базисных индексов равно промежуточному цепному.
Графическое изображение статистических данных. Графики бывают столбиковые и линейные, которые используются для характеристики изменения абсолютных и относительных величин в моментах рядах динамики. 1. Столбиковый график. 100 2001 2002 2003 2004 2. Линейный график 2001 2002 2003 2004 Для характеристики относительных показателей структуры удельный вес используется круговая диаграмма. 4. Круговая диаграмма.
Расчеты показателей. I. Вычисление абсолютных показателей Д 1. Определение абсолютных показателей всего транспорта – За 1992 год абсолютный показатель отсутствует За 1993 год абсолютный показатель Д4157, 6- 4897,8 – 540,2 За 1994 год Д3566,5-4157,6 – 591,1 За 1995 год Д3532,6-3566,5 – 33,9 За 1996 год
Д3369,1-3532,6 – 163,5 2. Вычисление абсолютных показателей железнодорожного транспорта – За 1992 год абсолютный показатель отсутствует За 1993 год Д1608-1967 – 359 За 1994 год Д1195-1608 – 413 За 1995 год Д1214-1195 19 За 1996 год Д1131-1214 – 83. 3. Вычисление абсолютных показателей автомобильного транспорта – За 1992 год абсолютный показатель отсутствует За 1993 год
Д53-42 11 За 1994 год Д36-53 – 17 За 1995 год Д31-36 – 5 За 1996 год Д25-31 – 6. 4. Вычисление абсолютных показателей трубопроводного транспорта – За 1992 год абсолютный показатель отсутствует За 1993 год Д2019-2146 – 127 За 1994 год Д1936-2019 – 83 За 1995 год Д1899-1936 – 37 За 1996 год Д1913-1899 14. 5. Вычисление абсолютных показателей морского транспорта
– За 1992 год абсолютный показатель отсутствует За 1993 год Д373-405 – 32 За 1994 год Д311-373 – 62 За 1995 год Д297-311 – 14 За 1996 год Д227-297 – 70. 6. Вычисление абсолютных показателей внутреннего водного транспорта – За 1992 год абсолютный показатель отсутствует За 1993 год Д103-136 – 33 За 1994 год Д87-103 – 16 За 1995 год
Д90-87 3 За 1996 год Д71-90 – 19. 7. Вычисление абсолютных показателей воздушного транспорта – За 1992 год абсолютный показатель отсутствует За 1993 год Д1,6-1,8 – 0,2 За 1994 год Д1,5-1,6 – 0,1 За 1995 год Д1,6-1,5 0,1 За 1996 год Д2,1-1,6 0,5. II. Вычисление темпа роста Тр и темпа прироста Тпр базисные и цепные 1. Всего транспорта –
За 1993 год Цепные Тр и Тпр 4157,6 Тр 100 88,5. 4697,3 Тпр 88,5-100 – 11,5. Базисные Тр и Тпр 4157,6 Тр 100 88,5. 4697,3 Тпр 88,5-100 – 11,5 За 1994 год Цепные Тр и Тпр 3566,5 Тр 100 85,8. 4157,6 Тпр 85,8-100 – 14,2. Базисные Тр и Тпр 3566,5 Тр 100 75,9. 4697,8 Тпр 75,9-100 – 24,1
За 1995 год Цепные Тр и Тпр 3532,6 Тр 100 99. 3566,5 Тпр 99-100 – 1. Базисные Тр и Тпр 3532,6 Тр 100 75,2. 4697,8 Тпр 75,2-100 – 24,8 За 1996 год Цепные Тр и Тпр 3369,1 Тр 100 95,4. 3532,6 Тпр 95,4-100 – 4,6. Базисные Тр и Тпр 3369,1 Тр 100 71,7. 4697,8 Тпр 71,7-100 – 28,3. 2.
Железнодорожного транспорта – За 1993 год Цепные Тр и Тпр 1608 Тр 100 81,7. 1967 Тпр 81,7-100 – 18,3. Базисные Тр и Тпр 1608 Тр 100 81,7. 1967 Тпр 81,7-100 – 18,3 За 1994 год Цепные Тр и Тпр 1195 Тр 100 74,3. 1608 Тпр 74,3-100 – 25,7. Базисные Тр и Тпр 1195 Тр 100 60,8. 1967
Тпр 60,8-100 – 39,2 За 1995 год Цепные Тр и Тпр 1214 Тр 100 101,6. 1195 Тпр 101,6-100 1,6. Базисные Тр и Тпр 1214 Тр 100 61,7. 1967 Тпр 61,7-100 – 38,3 За 1996 год Цепные Тр и Тпр 1131 Тр 100 93,2. 1214 Тпр 93,2-100 – 6,8. Базисные Тр и Тпр 1131 Тр 100 57,5. 1967 Тпр 57,5-100 –
42,5. 3. Автомобильного транспорта – За 1993 год Цепные Тр и Тпр 53 Тр 100 126,2. 42 Тпр 126,2-100 26,2. Базисные Тр и Тпр 53 Тр 100 126,2. 42 Тпр 126,2-100 26,1 За 1994 год Цепные Тр и Тпр 36 Тр 100 67,9. 53 Тпр 67,9-100 – 32,1. Базисные Тр и Тпр 36 Тр 100 85,7. 42 Тпр 85,7-100 –
14,3 За 1994 год Цепные Тр и Тпр 31 Тр 100 86,1. 36 Тпр 86,1-100 – 13,9. Базисные Тр и Тпр 31 Тр 100 73,8. 42 Тпр 73,8-100 – 16,2 За 1995 год Цепные Тр и Тпр 3566,5 Тр 100 85,8. 4157,6 Тпр 85,8-100 – 14,2. Базисные Тр и Тпр 3566,5 Тр 100 75,9. 4697,8 Тпр 75,9-100 – 24,1
За 1996 год Цепные Тр и Тпр 25 Тр 100 80,6. 31 Тпр 80,6-100 – 19,4. Базисные Тр и Тпр 25 Тр 100 59,5. 42 Тпр 59,5-100 – 40,5. 4. Трубопроводного транспорта – За 1993 год Цепные Тр и Тпр 2019 Тр 100 94,1. 2146 Тпр 94,1-100 – 5,9. Базисные Тр и Тпр 2019 Тр 100 94,1. 2146 Тпр 94,1-100 –
5,9 За 1994 год Цепные Тр и Тпр 1936 Тр 100 95,9. 2019 Тпр 95,9-100 – 4,1. Базисные Тр и Тпр 1936 Тр 100 90,2. 2146 Тпр 90,2-100 – 9,8 За 1995 год Цепные Тр и Тпр 1899 Тр 100 98,1. 1936 Тпр 98,1-100 – 1,9. Базисные Тр и Тпр 1899 Тр 100 88,5. 2146 Тпр 88,5-100 – 11,5 За 1996 год
Цепные Тр и Тпр 1913 Тр 100 100,7. 1899 Тпр 100,7-100 0,7. Базисные Тр и Тпр 1913 Тр 100 89,1. 2148 Тпр 89,1-100 – 10,9. 5. Морского транспорта – За 1993 год Цепные Тр и Тпр 373 Тр 100 92,1. 405 Тпр 92,1-100 – 7,9. Базисные Тр и Тпр 373 Тр 100 92,1. 405 Тпр 92,1-100 – 7,9 За 1994 год
Цепные Тр и Тпр 311 Тр 100 83,4. 373 Тпр 83,4-100 – 16,6. Базисные Тр и Тпр 311 Тр 100 76,8. 405 Тпр 76,8-100 – 23,2 За 1995 год Цепные Тр и Тпр 297 Тр 100 95,5. 311 Тпр 95,5-100 – 4,5. Базисные Тр и Тпр 297 Тр 100 73,3. 405 Тпр 73,3-100 – 26,7 За 1996 год Цепные Тр и Тпр 227
Тр 100 76,4. 297 Тпр 76,4-100 – 23,6. Базисные Тр и Тпр 227 Тр 100 56. 405 Тпр 56-100 – 44. 6. Внутреннего водного транспорта – За 1993 год Цепные Тр и Тпр 103 Тр 100 75,7. 136 Тпр 75,7-100 – 24,3. Базисные Тр и Тпр 103 Тр 100 75,7. 136 Тпр 75,7-100 – 24,3 За 1994 год Цепные Тр и Тпр 87 Тр 100 84,5. 103
Тпр 84,5-100 – 15,5. Базисные Тр и Тпр 87 Тр 100 64. 136 Тпр 64-100 – 36 За 1995 год Цепные Тр и Тпр 90 Тр 100 103,4. 87 Тпр 103,4-100 3,4. Базисные Тр и Тпр 90 Тр 100 66,2. 136 Тпр 66,2-100 – 33,8 За 1996 год Цепные Тр и Тпр 71 Тр 100 78,9. 90 Тпр 78,9-100 – 21,1. Базисные Тр и
Тпр 71 Тр 100 52,2. 136 Тпр 52,2-100 – 47,8. 7. Воздушный транспорт – За 1993 год Цепные Тр и Тпр 1,6 Тр 100 88,9. 1,8 Тпр 88,9-100 – 11,1. Базисные Тр и Тпр 1,6 Тр 100 88,9. 1,8 Тпр 88,9-100 – 11,1 За 1994 год Цепные Тр и Тпр 1,5 Тр 100 93,8. 1,6 Тпр 93,8-100 – 6,2. Базисные Тр и Тпр 1,5 Тр 100 83,3. 1,8
Тпр 83,3-100 – 16,7 За 1995 год Цепные Тр и Тпр 1,6 Тр 100 106,7. 1,5 Тпр 106,7-100 6,7. Базисные Тр и Тпр 1,6 Тр 100 88,9. 1,8 Тпр 88,9-100 – 11,1 За 1996 год Цепные Тр и Тпр 2,1 Тр 100 131,3. 1,6 Тпр 131,3-100 31,3. Базисные Тр и Тпр 2,1 Тр 100 116,7. 1,8 Тпр 116,7-100 –
16,7. Группировочные таблицы. 1. Группировочная таблица по железнодорожному транспорту TгодД – Абсолютный показательЦепныеБазисные Тр Тпр Тр Тпр 19921967 100019931608- 35981,7- 18,381,7- 18,319941195- 41374,3- 25,760,8- 39,21995121419101,61,661,7- 38,319961131- 8393,2- 6,857,5- 42,5 Вывод В 1996 г. по сравнению с 1992 г. объем транспортной работы по железнодорожному транспорту снизился на 42,5. В 1995 г. по сравнению с 1994 г. объем транспортной работы увеличился на 1,6 и был самым высоким
с 1993 по 1996 года. В 1994 г. по сравнению с 1993 г. объем транспортной работы снизился на 25,7 и был самым низким с 1993 по 1996 года. 2. Группировочная таблица по автомобильному транспорту TгодД – Абсолютный показательЦепныеБазисные Тр Тпр Тр Тпр 199242 100019935311126,226,2126,226,2199436- 1767,9- 32,185,7- 14,3199531- 586,1- 13,973,8- 26,2199625- 680,6- 19,459,5- 40,5 Вывод В 1996 г. по сравнению с 1992 г. объем транспортной работы по автомобильному транспорту снизился
на 40,5. В 1993 г. по сравнению с 1992 г. объем транспортной работы увеличился на 26,2 и был самым высоким с 1992 по 1996 года. В 1994 г. по сравнению с 1993 г. объем транспортной работы снизился на 32,1 и был самым низким с 1993 по 1996 года. 3. Группировочная таблица по трубопроводному транспорту TгодД – Абсолютный показательЦепныеБазисные Тр Тпр Тр Тпр 19922146 100019932019- 12794,1- 5,994,1- 5,919941936- 8395,9- 4,190,2- 9,819951899- 3798,1- 1,988,5- 11,51996191314100,70,789,1- 10,9
Вывод В 1996 г. по сравнению с 1992 г. объем транспортной работы по трубопроводному транспорту снизился на 10,9. В 1996 г. по сравнению с 1995 г. объем транспортной работы увеличился на 0,7 и был самым высоким с 1993 по 1996 года. В 1995 г. по сравнению с 1992 г. объем транспортной работы снизился на 11,5 и был самым низким с 1992 по 1996 года. 4. Группировочная таблица по морскому транспорту TгодД – Абсолютный показательЦепныеБазисные Тр Тпр
Тр Тпр 1992405 10001993373- 3292,1- 7,992,1- 7,91994311- 6283,4- 16,676,8- 23,21995297- 1495,5- 4,573,3- 26,71996227- 7076,4- 23,656- 44 Вывод В 1996 г. по сравнению с 1992 г. объем транспортной работы по трубопроводному транспорту снизился на 44. В 1995 г. по сравнению с 1994 г. объем транспортной работы увеличился на 4,5 и был самым высоким с 1993 по 1996 года. В 1996 г. по сравнению с 1995 г. объем транспортной работы снизился на 23,6 и был самым низким с 1992 по 1996 года. 5. Группировочная таблица по внутреннему водному транспорту
TгодД – Абсолютный показательЦепныеБазисные Тр Тпр Тр Тпр 1992136 10001993103- 3375,7- 24,375,7- 24,3199487- 1684,5- 15,564- 361995903103,43,466,2- 33,8199671- 1978,9- 21,152,2- 47,8 Вывод В 1996 г. по сравнению с 1992 г. объем транспортной работы по трубопроводному транспорту снизился на 47,8. В 1995 г. по сравнению с 1994 г. объем транспортной работы увеличился на 3,4 и был самым высоким с 1993 по 1996 года. 6. Группировочная таблица по воздушному транспорту
TгодД – Абсолютный показательЦепныеБазисные Тр Тпр Тр Тпр 19921,8 100019931,6- 0,288,9- 11,188,9- 11,119941,5- 0,193,8- 6,283,3- 16,719951,60,1106,76,788,9- 11,119962,10,5131,331,3116,716,7 Вывод В 1996 г. по сравнению с 1992 г. объем транспортной работы по трубопроводному транспорту увеличился на 16,7. В 1996 г. по сравнению с 1995 г. объем транспортной работы увеличился на 31,3 и был самым высоким с 1993 по 1996 года. В 1994 г. по сравнению с 1992 г. объем транспортной работы снизился на 16,7 и был
самым низким с 1992 по 1996 года. 7. Группировочная таблица всего транспорта TгодД – Абсолютный показательЦепныеБазисные Тр Тпр Тр Тпр 19924697,8 100019934157,6- 540,288,5- 11,588,5- 11,519943566,5- 591,185,8- 14,275,9- 24,119953532,6- 33,999- 175,2- 24,819963369,1- 163,595,4- 4,671,1- 28,3 Тр цепной 100 99 88,5 95,4 85,8 1992 1993 1994 1995 1996 Вывод В 1994 г. по сравнению с 1993 г. объем транспортной работы снизился на 85,8 и был самым низким.
Самый высокий объем транспортной работы был произведен в 1995 г который составил 99 в общем объеме грузооборота. III. Вычисление относительных показателей структуры т.е. вычисление удельного веса. 1. За 1992 год 1967 – d 100 41,9 – по железнодорожному транспорту 4697,8 42 – d 100 0,9 – по автомобильному транспорту 4697,8 2146 – d 100 45,7 – по трубопроводному транспорту 4697,8 405 – d 100 8,6 – по морскому транспорту 4697,8 136 – d 100 2,9 – по внутреннему водному транспорту 4697,8 1,8 – d 100 0,04 – по воздушному
транспорту 4697,8 2. За 1993 год 1608 – d 100 38,7 – по железнодорожному транспорту 4157,6 53 – d 100 1,3 – по автомобильному транспорту 4157,6 2019 – d 100 48,6 – по трубопроводному транспорту 4157,6 373 – d 100 8,97 – по морскому транспорту 4157,6 103 – d 100 2,5 – по внутреннему водному транспорту 4157,6 1,6 – d 100 0,04 – по воздушному транспорту 4157,6 3. За 1994 год 1195 – d 100 33,5 – по железнодорожному транспорту 3566,5 36 – d 100 1 – по автомобильному транспорту 3566,5 1936 – d 100 54,3 – по трубопроводному
транспорту 3566,5 311 – d 100 8,7 – по морскому транспорту 3566,5 87 – d 100 2,4 – по внутреннему водному транспорту 3566,5 1,5 – d 100 0,04 – по воздушному транспорту 3566,5 4. За 1995 год 1214 – d 100 34,4 – по железнодорожному транспорту 3532,6 31 – d 100 0,9 – по автомобильному транспорту 3532,6 1899 – d 100 53,8 – по трубопроводному транспорту 3532,6 297 – d 100 8,4 – по морскому транспорту 3532,6 90 – d 100 2,5 – по внутреннему водному транспорту 3532,6 1,6 – d 100 0,05 – по воздушному
транспорту 3532,6 5. За 1996 год 1131 – d 100 33,6 – по железнодорожному транспорту 3369,1 25 – d 100 0,7 – по автомобильному транспорту 3369,1 1913 – d 100 56,8 – по трубопроводному транспорту 3369,18 227 – d 100 6,7 – по морскому транспорту 3369,1 71 – d 100 2,1 – по внутреннему водному транспорту 3369,1 2,1 – d 100 0,06 – по воздушному транспорту 3369,1 2.4 Графическое построение исследуемых показателей с помощью графиков и диаграмм
Круговые диаграммы по удельному весу За 1992 год Условные обозначения – Удельный вес трубопроводного транспорта 45,7 – Удельный вес железнодорожного транспорта 41,9 – Удельный вес морского транспорта 8,6 – Удельный вес внутреннего водного транспорта 2,9 – Удельный вес автомобильного транспорта 0,9 – Удельный вес воздушного транспорта 0,04. Вывод В общем объеме грузооборота преобладающими являются трубопроводный и железнодорожный виды транспорта,
а морской и внутренний водный являются менее преобладающими, чем трубопроводный и железнодорожный, но более значимыми, чем автомобильный и воздушный. За 1993 год Условные обозначения – Удельный вес трубопроводного транспорта 48,6 – Удельный вес железнодорожного транспорта 38,7 – Удельный вес морского транспорта 8,97 – Удельный вес внутреннего водного транспорта 2,5 –
Удельный вес автомобильного транспорта 1,3 – Удельный вес воздушного транспорта 0,04. Вывод В 1993 г. по сравнению с 1992 г. доля трубопроводного транспорта возросла и составила 48,6, а доля железнодорожного транспорта снизилась за этот же период и составила 38,7. В 1993 г. по сравнению с 1992 г. доля морского транспорта возросла и составила 8,9, в то время как доля внутреннего водного транспорта снизилась и составила 2,5.
За этот же период доля автомобильного транспорта возросла и составила 1,3, а воздушного транспорта осталась неизменной. Доля воздушного транспорта осталась неизменной За 1994 год Условные обозначения – Удельный вес трубопроводного транспорта 54,3 – Удельный вес железнодорожного транспорта 33,5 – Удельный вес морского транспорта 8,7 – Удельный вес внутреннего водного транспорта 2,4 –
Удельный вес автомобильного транспорта 1 – Удельный вес воздушного транспорта 0,04. Вывод. Доля трубопроводного транспорта неуклонно возрастала и в 1994 г. составила 54,3, а доля железнодорожного транспорта по сравнению с 1992 г. снизилась и составила 33,5. В 1994 г. по сравнению с 1992 г. доля морского транспорта увеличилась, а по сравнению с 1993 г. уменьшилась и составила 8,7. Доля внутреннего водного транспорта в 1994 г. по сравнению с 1992г. снизилась и составила 2,4.
В 1994 г. по сравнению с 1992 г. доля автомобильного транспорта увеличилась, а по сравнению с 1993 г. уменьшилась и составила 1. Доля воздушного транспорта осталась неизменной. За 1995 год Условные обозначения – Удельный вес трубопроводного транспорта 53,8 – Удельный вес железнодорожного транспорта 34,4 – Удельный вес морского транспорта 8,4 – Удельный вес внутреннего водного транспорта 2,5 –
Удельный вес автомобильного транспорта 0,9 – Удельный вес воздушного транспорта 0,05. Вывод В 1995 г. по сравнению с 1994 г. доля трубопроводного транспорта снизилась и составила 53,8, а доля железнодорожного транспорта увеличилась за этот же период и составила 34,4. В 1995 г. по сравнению с 1994 г. доля морского транспорта уменьшилась и составила 8,4, в то время как доля внутреннего водного транспорта возросла и составила 2,5.
За этот же период доля автомобильного транспорта уменьшилась и составила 0,9. Доля воздушного транспорта увеличилась и составила 0,05. За 1996 год Условные обозначения – Удельный вес трубопроводного транспорта 56,8 – Удельный вес железнодорожного транспорта 33,6 – Удельный вес морского транспорта 6,7 – Удельный вес внутреннего водного транспорта 2,1 –
Удельный вес автомобильного транспорта 0,7 – Удельный вес воздушного транспорта 0,06. Вывод В общем объеме грузооборота преобладающими являются трубопроводный и железнодорожный виды транспорта. Доля трубопроводного транспорта возросла с1992г. по 1995 г. в 1995 г. уменьшилась и в 1996 г. по сравнению с 1992 г. доля железнодорожного транспорта снизилась до 33,6. Доля морского транспорта в 1996 г. по сравнению с 1995 г. снизилась и составила 6,7.
Доля внутреннего водного транспорта за этот же период, как и морской, снизилась и составила 2,1. Доля автомобильного транспорта в 1996 г. по сравнению с 1995 г. снизилась и составила 0,7, в то время как доля воздушного транспорта увеличилась и составила 0,06. IV. Вычисление средней арифметической величины – Всего транспорта 4697,84157,63366,53532,63369,1 x 3864,7 5 – Железнодорожного транспорта 19671608119512141131x 1423 5 –
Автомобильного транспорта 4253363125x 37,4 5 – Трубопроводного транспорта 21462019193618991913x 1982,6 5 – Морского транспорта 405373311297227x 322,6 5 – Внутреннего водного транспорта 136103879071x 97,4 5 – Воздушного транспорта 1,81,61,51,62,1x 1,7 5 V. Вычисление средней геометрической величины темп роста и темп прироста цепные Всего транспорта 4 4 Тр 0,885 0,858 0,99 0,954 0,717 0,9 или 0,9 100 90 Тпр 90-100 – 10 – Железнодорожного транспорта 4 4 Тр 0,817 0,743 1,016 0,932 0,575 0,88 или 0,88 100 88
Тпр 88-100 – 12 – Автомобильного транспорта 4 4 Тр 1,262 0,679 0,861 0,806 0,595 0,88 или 0,88 100 88 Тпр 88-100 – 12 – Трубопроводного транспорта 4 4 Тр 0,941 0,959 0,981 1,007 0,891 0,97 или 0,97 100 97 Тпр 97-100 – 3 – Морского транспорта 4 4 Тр 0,921 0,834 0,955 0,764 0,56 0,87 или 0,87 100 87 Тпр 87-100 – 13 – Внутреннего водного транспорта 4 4 Тр 0,757 0,845 1,034 0,789 0,522 0,84 или 0,84 100 84
Тпр 84-100 – 16 – Воздушного транспорта 4 4 Тр 0,889 0,938 1,067 1,313 1,168 1,03 или 1,03 100 103 Тпр 103-100 3 Задача. С вероятностью 94,5 определить изменение показателя в генеральной совокупности, если была проведена 10 выборка и в выборку попало 10000 единиц. Выборка случайная и бесповторная. Решение t 2 n 10000 N 10. 4697,84157,63366,53532,63369,1 x 3864,7 5 4697,8-3864,724157,6-3864,723366,5-3864, 723532,6- у2 5
-3864,723369,1-3864,72 694055,685790,488923,2110290,4 5 245619,4 1224679 244935,8 5 244935,8 10000 x 2 1- 2 24.50,9 2 22,05 9,4 10000 10 x 3864,79,4 3855,3×3874,1 Ответ с вероятностью 95,4 можно утверждать, что средний грузооборот по видам транспорта общего пользования в целом будет находиться в пределах от 3855,8 до 3874,1 млрд. тыс. км Заключение По результатам исследования можно сказать, что статистика дает наиболее полное отражение данных исследования. Именно она позволяет делать прогнозы на будущее в сочетании с теорией вероятности.
Так можно сказать, что в дальнейшем не стоит ждать увеличения объемов перевозок грузов по любому из видов транспорта, кроме воздушного транспорта, хотя, по всей видимости, увеличение объема перевозок грузов по воздушному транспорту в 1996 году являет собой временный характер, ибо основные выводы идет падение объема перевозок грузов. Для изучения более подробно видов транспорта при наличии составляющих цены на топливо, дальности перевозок можно было бы сделать вывод, почему произошло падение объемов перевозок.
Может быть из-за цены, из-за плохих дорог, других факторов, которые могли бы повлиять. При наличии более глубокого материала, можно было бы изучить объемы перевозок более интересно и показательно, а не поверхностно. Список литературы 1. Практикум по статистике учеб. пособие для ВУЗов под ред. В.М. Симчеры, ВЗФЭИ М. ЗАО Финстатинформ, 1999 264 с. 2. Статистика транспорта учебник Е.В.
Петрова, О.И. Гончаренко, А.Л. Кевеш, Под ред. М.Р. Ефимовой. М. Финансы и статистика, 2001. 352с. 3. Статистический словарь под ред. М.А. Королева М. Финансы и статистика, 1990. 621 с. 4. Транспорт и связь в России статистический сборник Госкомстат России. М 1999 251 с.