Введение
В теорииправа проблематика источников не является совершенно новой. Однако в недавнемпрошлом она связывалась исключительно с нормативными правовыми актами. Всовременных условиях финансовое и административное право и, соответственно, ихисточники стали развиваться особенно активно.
Преждевсего, появилось большое число новых и отменено много устаревших нормативныхактов. Существуют конкретные причины, обусловливающие необходимость научногоисследования проблемы источников финансового и административного права.
Во-первых,несмотря на то, что проблема источников права всегда была в сфере научныхинтересов ученых, сегодня отсутствуют какие-либо комплексные исследованияданного вопроса в области права. В результате финансовое и административноеправо не имеют системных и глубоких подходов к анализу существующеготеоретического и нормативного материала. Таким образом, возникает остраянеобходимость в изучении структуры финансового и административногозаконодательства, сущности актов, общих особенностей системы источников права.Это даст возможность проанализировать и уяснить свойства ныне действующихнормативных актов, указать пути дальнейшего совершенствования законодательства.
Во-вторых,необходимость комплексного исследования источников финансового и административногоправа вызывается потребностями как законодательной, так и правоприменительнойпрактики. Разработка основополагающих вопросов по проблеме источников праваспособна повысить эффективность законодательной и правоприменительнойдеятельности. Следует отметить, что в отношении правоприменительной практики (вчастности судебной) сейчас существует множество неясностей и противоречий.Связано это с существующими пробелами в финансовом и административномзаконодательстве, с компетенцией судебных органов по устранению имеющихсяпробелов и образованию судебной практики. Как раз формированию подобныхпредставлений и должно служить их теоретическое рассмотрение.
Актуальностьтемы обуславливает цель работы – комплексное исследование нормативныхфинансово-правовых и административных актов для определения значения, сущности,места и их роли в системе источников права Российской Федерации; анализвозможности, целесообразности, допустимости использования судебного прецедентаи нормативного договора как новых источников права. Для достижения названнойцели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) раскрытьпонятие источников административного и финансового права;
2) датьхарактеристику нормативных финансово-правовых и административных актов,выступающих в качестве источников финансового права.
1.Источники административного права
1.1Характеристика и классификация источников административного права
Под источниками административного праваследует понимать формы выражения содержание норм административного права. В практическомварианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов,содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты.
Особенностью отраслиадминистративного права является разнообразие и множество источников егоюридических норм. Это объясняется самим предметом отрасли: разнообразием ибольшим числом управленческих отношений, необходимостью своевременногоюридического опосредования социальных процессов, объективной потребностьюдецентрализации исполнительной власти.
Вследствие этого все источникиадминистративного права необходимо классифицировать по определенным основаниям.
Существует значительное количествоюридических норм, которые можно отнести к чисто административно-правовымисточникам. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременномогут быть нормы разных отраслей права (например, административного итрудового, административного и гражданского).
Одной из самых распространенных и значимых классификацийнормативно-правовых актов является разделение их по юридической силе. Поданному основанию все источники административного права можно разделить на:
I. Законодательные акты
II. Подзаконные нормативно-правовые акты.
Законодательные акты.
1. Нормы права, действующие на федеральном уровне. К нимотносятся:
· Международные договоры.
Конституцией Российской Федерации установлено, что еслимеждународным договором Российской Федерации установлены иные правила, чемпредусмотренные законом, то применяются правила международного договора.Следовательно, международные договоры России как источники административногоправа, имеют высшую юридическую силу.
· Конституция РФ.
· Федеральные конституционные законы. Например, ФКЗ «О судебнойсистеме РФ», ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
· Федеральные законы. В этой категории источников административногоправа основным, без сомнения, следует считать Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях.
· Акты органов бывшего СССР, неутратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, еслиеще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречатроссийскому законодательству.
2. Нормы права, действующие на уровне субъектов федерации. К нимотносятся:
· Конституции, уставы субъектов Федерации;
· Законы субъектов Федерации. Примером законодательного акта,являющегося источником административного права на уровне субъекта РоссийскойФедерации может служить закон Орловской области «Об ответственности заадминистративные правонарушения».
Подзаконные акты.
1. В этой группе высшей юридической силой обладают акты ПрезидентаРФ. Поскольку Конституция Российской Федерации не отнесла Президента ни к однойиз трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовойсистеме России. Акты Президента – важнейший источник административного права.
К актам Президента РФ относятся:
а) указы Президента;
б) распоряжения Президента.
2. Постановления и распоряжения Правительства РоссийскойФедерации.
3. Ведомственные нормативно-правовые акты. Здесь различают:
а) постановления, приказы, инструкции министерств и другихцентральных федеральных органов специальной компетенции;
б) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие актытерриториальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкцииадминистраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженныхформирований;
в) акты руководителей аппаратов Государственной Думы,Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;
г) акты Банка России.
д) указы, постановления и другие акты глав исполнительной властисубъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);
е) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;
ж) приказы, постановления центральных органов специальнойкомпетенции субъектов Федерации;
з) приказы, постановления местных органов государственной властисубъектов Федерации (например, префектов в Москве);
е) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий,учреждений субъектов Федерации.
Особое место в системе подзаконных источников административногоправа занимают акты правосудия.
Известно, что нормативными являются не только те акты, которыесодержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.
Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм.Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, итем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, в тех случаях,когда законом установлено, что решения определенных судов являютсяобязательными для судов той же или низшей инстанции.
В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. Исуществующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих нормнесоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу. Существуютдва вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общейкомпетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признатьне соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные актывплоть до постановлений Правительства России. Второй вид актов правосудия,которые признаны источниками административного права, – постановленияКонституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судовсубъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия поразрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указовПрезидента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125Конституции. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными,утрачивают силу. Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений, которымипризнал несоответствующими Конституции РФ, федеральным законам многиеадминистративно-правовые нормы, содержащие ограничения, связанные срегистрационным учетом (пропиской) граждан, регулирующие применение мерадминистративного принуждения (задержания, конфискации), закрепляющихполномочия органов государственной власти.
1.2 Законодательные акты как источники административного права
Позаконодательным актом следует понимать нормативно-правовой акт, принятый вустановленном порядке уполномоченным на то законодательным органом,регулирующий наиболее важные общественные отношения.
В первомвопросе была приведена классификация законодательных актов в зависимости от ихюридической силы. В соответствии с ней Законы делятся на:
– Международныеакты, действующие на территории РФ
– КонституциюРФ
– Федеральныеконституционные законы
– Федеральныезаконы
– Законысубъектов Российской федерации
Международныеакты, действующие на территории РФ. Данная группаисточников права занимает главенствующее место в правовой системе РоссийскойФедерации. Они обладают высшей юридической силой и в случае противоречия междуними и любыми другими законами применяются правила международного договора.Международными актами регулируются, например, некоторые вопросы безвизовогопересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения и другие.
Конституция РФ.
Конституцияявляется основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что онаотражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляетбалансах интересов. Различают фактическую и юридическую конституции.Фактическая конституция – это реальные отношения в обществе. Юридическаяконституция представляет собой правовое оформление этих отношений.
Конституциязанимает главное место в системе нормативно-правовых актов, котороеопределяется ее особыми свойствами и особой ролью. Выполняя непосредственнорегулятивную функцию, Конституция призвана обеспечить внутреннее единство нормнациональной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежнымиправовыми системами.
Конституция в широком смысле – основной источник российского правав целом и во многом его отдельных отраслей. Она является главной нормативнойбазой для действующего законодательства, в том числе и для административногоправа. Многие нормы Конституции РФ имеют административно-правовуюнаправленность. Они закрепляют устройство государственной власти (ст. 3–5,10–12), участие граждан в управлении государством (ст. 31 и п. 4 ст. 29,ст. 46), определяют сферу деятельности федеральных органов власти иорганов власти субъектов Российской Федерации; регламентируют порядокформирования, деятельность и компетенцию Правительства РФ и так далее.
Нормы, содержащиеся в Конституции РФ, являются, прежде всего,нормами конституционного и одновременно административного права.
К конституционным источникам административно права относятсяКонституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей,городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Федеральные конституционные законы.
Переченьконституционных законов исчерпывающе определен Конституцией РоссийскойФедерации. Это законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебнойсистеме, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военногоположения и т.д. (всего их 14).
Данныенормативно-правовые акты занимают особое положение в системе российскогозаконодательства и повышенную юридическую силу. Это обуславливается следующимиобстоятельствами:
Во-первых,в Конституции прямо закреплены данные акты, и круг регулируемых ими отношений.Во-вторых, для федеральных конституционных законов предусмотрена особаяпроцедура принятия – необходимо одобрение не менее 3/4 от числа депутатовСовета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.И, наконец, на данные нормативно-правовые акты Президент РФ не может наложитьвето.
Федеральныезаконы.
Федеральныезаконы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов,составляют текущее законодательство и регулируют различные стороныэкономической, политической, культурной жизни страны. Особой разновидностьюданных законов являются органические и чрезвычайные законы.
Органические(кодифицированные) законы – юридически цельные, внутренне согласованные акты,отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплекснорегулировать определенную сферу общественной жизни. К этим законам могут бытьотнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслямзаконодательства. Несомненно, одним из основных юридических актов, являющимсяисточником административного права и относящимся к данному типу законов будетКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В немзакрепляются основные принципы административного законодательства, даетсяпонятие административного правонарушения и основные составы данныхправонарушений, устанавливаются основные положенияадминистративно-процессуальной деятельности. Также важную роль играют и другиезаконы-кодексы – Таможенный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ,Трудовой кодекс РФ, которые содержат значительное число норм административногоправа. В частности, в Трудовом кодексе РФ, являющимся фундаментом трудовогозаконодательства и трудового права, содержатся административно-правовые нормы –главы «Коллективный договор», «Трудовой договор» и ряд других. Являясь нормамитрудового права, названные нормы теснейшим образом связаны с одним из основныхинститутов административного права – государственной службы, статусом служащих,отношениями, возникающими в процессе служебной деятельности.
Чрезвычайные(исключительные) законы принимаются при чрезвычайных обстоятельствах, вызванныхприродными, экологическими, социальными и иными причинами, и носятвременный характер.
Принятиефедерального закона осуществляется на заседании Государственной Думы. Законсчитается принятым, если за его принятие проголосовало более половины от общегочисла этой палаты. Для принятия конституционного закона и для преодоленияотлагательного вето Президента или Совета Федерации необходимо не менее двухтретей голосов депутатов.
Некоторыезаконы могут иметь весьма существенное значение для всех субъектов Федерации(ст. 106 Конституции РФ). В этой связи они принимаются к рассмотрениюСоветом Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало болееполовины от общего числа членов этой палаты или если он в течение четырнадцатидней не был рассмотрен Советом Федерации вообще. Для преодоления разногласиймежду двумя палатами Федерального Собрания могут создаваться согласительныекомиссии.
Текстпринятого закона в течение четырнадцати дней подписывается и обнародуетсяПрезидентом. В случае несогласия с некоторыми положениями закона Президентможет наложить на него отлагательное вето и направить на повторное рассмотрениев Государственную Думу.
Законысубъектов Российской Федерации.
В настоящеевремя законодательная форма источников административного права значительнорасширена. Соответственно, административно-правовые нормы могут найти своевыражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов РФ.В числе таковых можно назвать Кодекс Нижегородской области об административныхправонарушениях, закон Воронежской области от 21 ноября 1994 г. «Оборганах государственной власти Воронежской области»; закон РеспубликиБашкортостан от 13 октября 1994 г. «О государственной службе в РеспубликеБашкортостан», закон Орловской области «Об ответственности за административныеправонарушения в Орловской области».
Такимобразом, в данном вопросе раскрывается понятие законодательных актов какисточников административного права. Классификация данных актов приводится взависимости от их юридической силы. Главенствующую роль в системе источниковадминистративного права имеют Международные договоры РФ и Конституция РФ. Также необходимо отметить особый статус Федеральных конституционных законов,определяющийся особой процедурой принятия и невозможностью Президентом наложитьна них вето. Среди федеральных законов – источников административного праваогромную роль играет Кодекс Российской Федерации об административныхправонарушениях и другие кодексы. Дополняет систему законодательных источниковадминистративного права законодательные акты представительных органов субъектовРоссийской Федерации.
1.3 Подзаконныенормативно-правовые акты, являющиеся источниками административного права
Указы ираспоряжения Президента РФ.
Своеобразиеуказов и распоряжений Президента Российской Федерации связано с егокомпетенцией. Они не могут противоречить федеральным законам, но имеютприоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.
Взависимости от характера полномочий Президента все его указы можноклассифицировать на:
– указы вграницах собственных полномочий;
– указы наоснове полномочий, делегированных Парламентом;
– указы,подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения,чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судейКонституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральногопрокурора).
По юридическойзначимости указы делятся на нормативные и правоприменительные.
Нормативныеуказы содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни,имеют общеобязательный характер. Особенно много указов принимается длярегулирования отношений в области экономики (о приватизации, рынке ценныхбумаг, инвестициях и т.д.). Иногда они сопровождаются утверждением положений оборганах, выполняющих определенные функции, или о порядке деятельности вконкретной сфере общественных отношений.
Правоприменительныеуказы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросамуправления (о назначении на должность, присвоении звания и т.д.).
Принципиальное значение имеют УказыПрезидента РФ: «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»от 9 марта 2004 г. (с последующими изменениями и дополнениями); «Ополномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»от 13 мая 2000 г.; «О Государственном совете Российской Федерации» от 1сентября 2000 г. и другие. Следует указать также на утверждаемые имположения о федеральных органах исполнительной власти (например, о Министерствеюстиции РФ).
РаспоряженияПрезидента также носят ненормативный характер и принимаются по оперативнымвопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделениерегионам средств из резервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативныхуказов несколько условно и может рассматриваться (анализироваться)применительно к каждому конкретному случаю.
Нормативныеакты Правительства РФ.
Очень важныи многообразны по содержанию нормативно-правовые акты российскогоПравительства.
Эти актыможно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральныхзаконов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственнойкомпетенции. Специфика координирующей, управленческой деятельностиПравительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.
Правительстворазрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-правовые акты ицелевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия(федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого Предпринимательстваи т.д.).
Принимаемыеим акты:
во-первых,оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной игосударственной жизни;
во-вторых,устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительнойвласти, предприятий и учреждений;
в-третьих,вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов.
Правилаподготовки нормативных правовых актов федеральных органов.
исполнительнойвласти и их государственной регистрации устанавливают, что нормативные правовыеакты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и воисполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РоссийскойФедерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, атакже по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах ихкомпетенции. Нормативные правовые акты издаются федеральными органамиисполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил,инструкций и положений.
Изданиенормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Всоответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществлениясвоих полномочий по управлению обществом принимает постановления ираспоряжения. Постановления, как правило, нормативны и общеобязательны, ониразрабатываются и принимаются коллегиально. Распоряжения же, будучиразновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются Председателемили заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия иадресуются, как правило, узкому кругу исполнителей. Постановления ираспоряжения Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российскойгазете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десятидней после их подписания.
Ведомственныенормативные акты.
Министерства,федеральные службы, федеральные агентства и иные органы издают правовые акты,именуемые приказами и инструкциями. Их назначение – детально урегулироватьуправленческие отношения. В них обычно определяется порядок деятельностиотраслевых подведомственных предприятий, организаций и учреждений по решениюзадач, стоящих перед отраслью. Иногда, в связи с межотраслевой, функциональнойнаправленностью министерства (ведомства), эти акты могут быть адресованынескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например,правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел и др.
Приказымогут быть как нормативными, так и ненормативными. Будучи разновидностьюраспорядительных актов, они разрабатываются структурными подразделениямиминистерств и состоят из констатирующей и распорядительной частей.Подписываются министром или по его поручению заместителем министра.
Инструкцииже, регулируя определенные стороны деятельности министерства, всегда имеютнормативное содержание. Они визируются руководителями структурных подразделений(разработчиков) и утверждаются министром (замминистра) путем издания приказаили проставления грифа утверждения.
В качествепримера данных правовых актов можно назвать Положение о порядке замещениядолжностей преподавательского состава государственных высших учебных заведенийРоссийской Федерации; Инструкцию об организации работы органов внутренних дел РоссийскойФедерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации.
Нормативныеправовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшиегосударственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательномуофициальному опубликованию в течение десяти дней после их регистрации в газете«Российские вести» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органовисполнительной власти» издательства «Юридическая литература» илираспространяемых центром правовой информации «Система».
Акты типа «инструкция»,«Положение» довольно схожи по содержанию, и еще предстоит точнее определитьособенности каждого вида. Не всегда находится верный баланс междураспорядительными актами – приказ, указание, распоряжение – и вышеназванныминормативно-методическими документами. Подчас либо методические документыутверждаются как самостоятельные и меняются, отменяются любым образом, либонормативные документы типа письма изменяют распорядительные акты. Было бы лучшес помощью последних вводить в действие методические документы, не умаляя ихсамостоятельного значения для решения оперативно-распорядительных задач.
2.Источники финансового права
2.1 Источникифинансового права
Финансовоеправо является самостоятельной отраслью права, что определяется в первую очередьпредметом регулирования, особенностями метода регулирования и наличием системыфинансового права.
Источники финансового права РоссийскойФедерации – это правовые акты представительных и исполнительных органовгосударственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормыфинансового права.
Главный источник финансового права – КонституцияРоссийской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации, а такжеБюджетный Кодекс, Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процессав РФ», Указы Президента РФ.
Основополагающие правовые нормы регулированияфинансовой деятельности Российской Федерации, субъектов Федерации и местногосамоуправления содержатся в Конституции Российской Федерации, Соглашении осоздании СНГ, в Федеративных договорах, Конституциях республик, входящих в составРоссийской Федерации, законах об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса,основах налоговой системы и некоторых других актах. Финансовое право базируетсяна общих принципах российского права и на специфических принципах, свойственныхэтой отрасли права.
Действующая Конституция Российской Федерации отражает плюрализмсобственности на средства производства, сочетает требования эффективностипроизводства и социальной защиты граждан, указывает на участие государства врегулировании хозяйственной жизни.
Большую группу источников финансовогоправа составляют акты финансово-кредитных органов – Министерства финансов РФ,Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам (приказы, инструкциии др.).
Финансово-правовые нормы могут содержатьсяв актах органов государственного управления (министерств, ведомств и др.),регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферыуправления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами,администрацией предприятий, организаций.
Среди источниковфинансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права –государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся законыо местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательскойдеятельности и др.
2.2 Нормативный акт, какосновной источник финансового права
Второйпараграф главы 2 посвящен исследованию вопроса о нормативном правовом акте какосновном источнике финансового права. В данном параграфе рассматриваютсянормативные правовые акты, которые являются источником финансового права, но невходят в структуру финансового законодательства. Не входят в эту системусегодня:
а)«неналоговые» законы, содержащие налоговые нормы;
б)подзаконные нормативно-правовые акты, принятые исполнительными органами властина федеральном и региональном уровнях государства, а также нормативно-правовыеакты, принятые исполнительными органами власти местного самоуправления поналоговым и бюджетным вопросам.
Приводятсяпримеры различных нормативных актов, характеризующие масштабностьфинансово-правового регулирования. Особо остановимся на роли Конституции РФ всистеме источников финансового права. Обосновывается позиция, согласно которойКонституция РФ не является источником финансового права. Содержащиеся в нейфинансово-правовые нормы, являются конституционно-правовыми и составляютоснову, базу развития финансового законодательства, что не меняет их отраслевойпринадлежности к конституционному праву.
Обосновываетсяпозиция о роли и значении Налогового и Бюджетного кодексов РФ, которые служат,своего рода обобщенной нормативной базой для законов и иных актов в бюджетном иналоговом праве, и обладают юридическим приоритетом перед федеральными законамипри регулировании финансовых отношений.
Раскрываетсяроль актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ,содержащих финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенцииэтого субъекта в области финансов. При регулировании бюджетных отношенийрегионального уровня соответствующие законодательные и исполнительные органывласти могут использовать три метода правотворчества: а) дублирование нормфедеральных законов. Выявляются причины снижения дублирования федеральныхбюджетных норм региональным законодательством, б) расширение содержания нормфедеральных законов. Расширение в данной ситуации целесообразно считать частьюпроцесса реализации федеральных норм бюджетного права, поскольку насубфедеральном уровне осуществляется их детализация, в) установление новых нормправа. Наиболее актуальным юридико-техническим приемом региональногоправотворчества является новизна, то есть создание в рамках своей компетенцииранее не существовавших норм финансового права. Однако, нормативно-правовыеакты субъектов Федерации не должны создавать коллизии с нормами федеральныхзаконов, поскольку действующее законодательство Федерации являетсяосновополагающим. Кроме того, акты субъектов РФ не должны содержать норм,регулирующих отношения в сфере исключительной компетенции Федерации, а повопросам установления общих принципов бюджетной деятельности муниципальныхобразований соответствовать законам Российской Федерации (ст. 71–73, 76Конституции РФ). Нормы финансового права на уровне субъектов РФ развиваютсявесьма стремительно и получают свое закрепление в специализированных законах.
Раскрываетсяроль актов Президента РФ в условиях максимального урегулирование финансовыхотношений в настоящее время. На наш взгляд, сегодня Указы Президента в сфере финансовносят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственнойвласти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок ихразработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов.Значение Указов Президента РФ в области налогового права должно заключаться, во-первых,в устранении и предотвращении пробелов в налоговом законодательстве, во-вторых,в определении основных направлений в финансовой работе системы органовисполнительной власти. Недопустимо исключать Указы Президента РФ из системынормативных финансово-правовых актов о налогах и сборах (ст. 4 НК РФ).Кроме того, исключение Президента РФ из правотворчества в финансовой сферепротиворечит (п. 2 ст. 90) Конституции РФ. В этом смысле, подзаконныенормативно-правовые акты Президента РФ, даже если они и не являютсяфинансово-правовыми в объективном смысле, должны быть включены в системуисточников налогового права (подотрасли финансового права).
Раскрываетсяроль ведомственных актов, которые обязательны для применения соответствующимиструктурными подразделениями этих государственных органов. Объектомвнутриведомственных нормативных актов являются не образующие предмет налоговогоправа отношения, а служебные взаимосвязи в названных органах. Приказы,инструкции и методические указания не устанавливают (и не могут устанавливать)каких-либо прав или обязанностей для фискально-обязанных лиц, поэтому длячастных субъектов налоговых правоотношений они носят рекомендательный характери могут применяться только по их усмотрению.
Письма иуказания в основном посвящены рассмотрению частных ситуаций; письма Минфина РФрегулируют налоговые отношения косвенно, в основном через установление методикбухгалтерского учета; что же касается разъяснений, то они представляют собойобобщение практики применения налогового законодательства налоговыми органами ипостроены в форме вопросов и ответов.
Такимобразом, ведомственные нормативно-правовые акты в соответствии с п. 2 ст. 4НК РФ не входят в состав законодательства о налогах и сборах. Однако, сегодняопределяя налоговое законодательство с практической точки зрения, ведомственныеакты включены в систему законодательства о налогах и сборах, т.е. судыоценивают их наряду с другими материалами по делу, учитывают их при вынесениирешения, тем самым расширяют понятие налогового законодательства
Выявляетсязначимость актов органов местного самоуправления. Органы местногосамоуправления, являясь публичной властью на своей территории, в целяхосуществления финансовой деятельности, наделены правом издавать финансовые,нормативно-правовые и правоприменительные акты. Акты, принимаемыемуниципальными органами, образуют первый уровень нормативно-правовогорегулирования финансовых отношений муниципального уровня. Финансово-правовые актыорганов местного самоуправления должны соответствовать федеральным законам,законам субъекта Российской Федерации, подзаконным актам органовгосударственной власти. Наиболее часто различные аспекты муниципальнойфинансовой деятельности оформляются решениями представительных органов местногосамоуправления. Представительные органы местного самоуправления принимаютрешения по таким важным сферам муниципальной финансовой деятельности, какбюджетное устройство и бюджетный процесс, организация бюджетной системымуниципального образования, принятие нормативных правовых актов о налогах исборах на соответствующей территории. Примечательно, что принятие решений поопределенным вопросам финансовой деятельности муниципальных образованийосуществляется, как правило, по усложненной процедуре.
2.3 Судебный прецедент как источник финансового права
отрасль право административныйфинансовый
В качествеисточника российского права в последние годы в теории права и юридическойпрактике все чаще признается судебный прецедент. Судебный прецедент – этоправило поведения, сформулированное судом при рассмотрении конкретного дела всудебном решении, имеющее общеобязательное значение.
В этомпараграфе выявляется отличие судебного прецедента от нормативного правовогоакта, которое заключается в том, что судебный прецедент, представляет собойрешение (по аналогичным делам), принимаемое не законодательными органамивласти, а высшими судебными органами, отвечающее на вопросы не факта, а права,(устраняя пробел в праве), имеющее перспективное действие, содержит норму правав мотивировочной части судебного решения, является выше по юридической силе,чем закон и публикуется в официальном периодическом издании.
Обосновываетсяположение, согласно которому, к судебному прецеденту следует относитьмотивировочную часть судебного решения, в которой формируется или обозначается правоваяпозиция суда по уже решенному (аналогичному) делу.
Определяетсяпозиция о признании в качестве источника финансового права следующих судебныхактов:
1) РешенийКонституционного суда РФ, о признании неконституционными, Верховного суда РФ,Высшего Арбитражного суда РФ о признании недействительными законов и иныхнормативных актов. Обосновывается положение, согласно которому правовые позицииКонституционного Суда РФ имеют общеобязательный характер, нередко обладаютнормативностью и соответственно могут признаваться источником права. В работевыделяются два вида правовых позиций Конституционного Суда РФ. К первому видуотносят правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом РФ как«негативное правотворчество», когда Конституционный Суд РФ признаетнеконституционными определенное положение нормативного акта, в силу чего оноутрачивает силу. Ко второму виду, относят правовые позиции, сформулированныеКонституционным Судом РФ как «позитивное правотворчество», когда формулируютсяправовые позиции нормативного характера, имеющие общеобязательный характер.
2)Руководящие разъяснения о применении законодательства, принимаемые ПленумамиВерховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ по налоговым вопросам.Обосновывается их значение и роль, а также положение, согласно которомусодержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, Высшего АрбитражногоСуда РФ разъяснения по вопросам применения законодательства, основанные натребованиях закона и обобщенных данных судебной практики в масштабах страны,представляют собой судебный прецедент и являются ориентиром, подлежащимобязательному учету в целях вынесения законных и обоснованных, решений,определений и постановлений. Авторитет разъяснений Верховного Суда РФ, ВысшегоАрбитражного Суда РФ очень велик, они безоговорочно принимаются судами, да и нетолько ими.
Обосновываетсяпозиция о том, что решения Конституционного Суда РФ не являются нормативнымиактами, а отвечают следующим признакам судебного прецедента:
1. решенияКонституционного Суда РФ получают нормативность по итогам осуществления судомконституционного контроля как особой формы государственно-властнойдеятельности, признавая норму неконституционной или устраняя пробел в праве, т.е.решение Конституционного Суда РФ содержит ответ на вопрос не факта, а права;
2.оспариваемая норма всегда конкретна, но выводы (правовые позиции)Конституционного Суда РФ имеют гораздо более общее значение, общеобязательныйхарактер;
3. врешении Конституционного Суда РФ правовой принцип или норма права содержится вмотивировочной части судебного решения и составляет судебный прецедент;
4.юридическая сила решений Конституционного Суда РФ выше, чем у закона;
5. решенияКонституционного Суда РФ подлежат официальному опубликованию.
Осмысливзначение и роль судебных актов, в полной мере обосновывается позиция опризнании их судебным прецедентом (в узком и широком значении). В широкомсмысле, судебный прецедент представлен в Постановлениях Пленумов ВАС РФ и ВСРФ, в которых дается разъяснение (на примере судебного прецедента) разрешенияконкретного дела на основе обобщенного анализа аналогичных судебных решений,являющееся ориентиром, подлежащим обязательному учету в целях вынесениязаконных и обоснованных, судебных решений, определений и постановлений. В узкомсмысле, судебный прецедент представлен в Постановлениях КС РФ посвященныхрешению конкретной проблемы: соответствует ли Конституции РФ проверяемая судомнорма. А также в решениях ВАС РФ, ВС РФ о признании недействительными законов ииных нормативных актов.
Важныммоментом является то, что судебным прецедентом следует считать мотивировочнуючасть судебного решения, в которой формируется и обосновывается правоваяпозиция суда по уже решенному делу.
Заключение
В даннойработе были рассмотрены различные источники финансового и административногоправа. Была дана их общая характеристика, классификация.
Следуеттакже отметить, что на сегодняшний момент административное и финансовое правоотносятся к числу самых несистематизированных, а тем более – некодифицированных отраслей правовой системы России. Это объясняется ихмногопрофильностью, а, соответственно, и обилием источников. Долгие годы четкихподходов к систематизации не наблюдалось. Между тем административное ифинансовое право по сравнению с другими отраслями права отличаетсяисключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования,модификация). Конституция РФ создает прочную правовую базу для проведениятакого рода работы, включая формирование стабильного законодательства покардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительнойвласти, упорядочения обильного массива действующих норм различного уровня,нередко устаревших и противоречивых. На сегодняшний день в данном направлениипроведена огромная работа в рамках проводимой в стране административнойреформы.
Исходя извсего вышеназванного следует отметить, что цель работы, обозначенная вовведении достигнута, в достаточно полном объеме раскрыты юридические акты –источники административного права, дана их характеристика, предложены путиповешения эффективности административного законодательства.
Списоклитературы
1. Конституция РФ
2. Административное право: часть первая. Учебник. – М.: ЦОКР МВДРоссии, 2005.
3. Административное право: Учебник (издание второе, переработанное идополненное), под ред. Л.Л. Попова / Юристъ, 2005
4. Административноеправо: Учебник (Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Кимэн А.Н) –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
5. Административное право и процесс: Полный курс Тихомиров Ю.А.,Москва, 2001
6. Административное право: Учебник для вузов. Бахрах Д.Н., Российский Б.В.,Старилов Ю.Н. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2005.
7. Административное право. Серия «Высшее образование».Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
8. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Ф59 Отв. ред. М.В. Карасева– М.: Юристъ, 2004.
9. Финансовое право.Учебник. Отв. ред. Н.И. Химичева – М.: Юристъ, 2004
10. Финансовое правоРоссийской Федерации: Учебник / Ф59 Отв. Ред. М.В. Карасева – М.: Юристъ,2005