Аудиторская проверка материально-производственных запасов

Содержание контрольной работы
Введение
1. Теоретические основыорганизации бухгалтерского учета материально-производственных запасов напредприятии
2. Организация системывнутреннего контроля учета производственных запасов
Заключение
Список литературы

Введение
Производственныезапасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда ирабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используютсяоднократно. Себестоимость их полностью передается на вновь созданный продукт. Вцелом по России удельный вес материалов в себестоимости изготовляемой продукциисоставляет свыше 70%, а в текстильной и химической промышленности – до 85%. Внастоящее время определяющее значение приобретают качественные показатели,такие, как снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива (увеличениеприменения прогрессивных и синтетических материалов, сокращение отходовпроизводства). Занимаются этими вопросами технологические службы предприятия,материально-технического снабжения и бухгалтерского учета (как контролирующийорган).
Успешноевыполнение этих задач зависит от ритмичности работы предприятия, правильнойорганизации сбыта и складского хозяйства, своевременности документальногооформления хозяйственных операций.
Данныебухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервовснижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов,снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения и их сохранности.Поэтому в системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое местозанимает учет материально-производственных запасов. Построение грамотнойсистемы учета МПЗ на предприятии способствует снижению себестоимости продукции,увеличению размера торговой наценки и конкурентному оперированию ценойпроизводимой продукции.
Поэтому цель работы – изучить процесс организации внутреннегоконтроля учета производственных запасов.

1. Теоретические основы организации бухгалтерского учетаматериально-производственных запасов на предприятии
В бухгалтерском учете в качестве материально-производственныхзапасов принимаются активы:
а)используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг),предназначенной для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикатыи др.);
б)предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);
в)используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы,топливо, запасные части и др.).
Основнаячасть материально-производственных запасов используется в качестве предметовтруда и производственном процессе. Они целиком потребляются в каждомпроизводственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимостьпроизводимой продукции. Основными задачами учета материально-производственныхзапасов являются
— контроль засохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадияхобработки;
— правильноеи своевременное документирование всех операций по движениюматериально-производственных запасов;
— выявление иотражение затрат, связанных с изготовлением, расчет фактической себестоимостиизрасходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса;
— систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов, выявлениеизлишних и неиспользуемых материалов, их реализация;
— своевременное осуществление расчетов с поставщиками, контроль за материалами,находящимися в пути, неотфактурованными поставками.
Дляправильной организации учета материалов важное значение имеют их классификация,оценка и выбор единицы учета.
Классификацияматериалов. В зависимости от той роли, которую играют разнообразныепроизводственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующиегруппы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупныеполуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасныечасти, инвентарь и хозяйственные принадлежности. Сырье и основные материалы — предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную(вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельского хозяйства идобывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а материалами — продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и др.).Вспомогательные материалыиспользуют для воздействия на сырье и основныематериалы, придания продукту определенных потребительских свойств или дляобслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства(специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные материалы и др.). Следуетиметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные носитусловный характер и нередко зависит лишь от количества материала,использованного на производство различных видов продукции. Покупныеполуфабрикаты -сырье и материалы, прошедшие определенные стадииобработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукцииони выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют ихматериальную основу. Возвратные отходы производства -остатки сырья иматериалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию,полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья иматериалов (опилки, стружка).
Учетпроизводственных запасов на складах: для обеспечения производственной программысоответствующими материальными ресурсами на предприятиях создаютсяспециализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов,топлива, запасных частей и других материалов. Кроме центральных заводскихскладов, в различных структурных подразделениях предприятия могут бытькладовые, выполняющие функции промежуточных складов. Каждому складу приказом попредприятию присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается навсех документах, относящихся к операциям данного склада. Склады должны бытьобеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой. На складах(кладовых) материальные ценности размещаются по секциям, а внутри них погруппам, типо- и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах,полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск иконтроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса(лимиту).
Учет движенияи остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов.Накаждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называютсортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении. Карточкиоткрывают в бухгалтерии или вычислительном центре и записывают в них номерсклада, наименование материала марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения,номенклатурную номер, учетную цену и лимит. После этого карточки передают насклад и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов.Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов(приходных ордеров, требований, накладных и т.п.) в день совершения операций.После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому складрасполагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Еслиостаток материалов отличается от установленной нормы запасов, завскладом обязансообщить об этом в отдел снабжения. Ведение учета материалов допускается такжев книгах учета материалов, содержащих те же реквизиты, что и карточкискладского учета.
Учетматериалов в бухгалтерии: все первичные документы по движению материалов соскладов и подразделений организации поступают в бухгалтерию, где они послесоответствующего контроля формируются в пачки и передаются затем ввычислительный центр (ВЦ). Именно на этой стадии учетного процесса работникибухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законностью,целесообразностью и правильностью документального оформления операции подвижению материалов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке(умножением количества материалов на цену). Первичные документы по движениюматериалов могут передаваться сразу в ВЦ, минуя бухгалтерию. В этом случаеконтроль первичных документов осуществляется работниками ВЦ.
Аналитическийучет материалов в бухгалтерии осуществляется на основе использования оборотныхведомостей или сальдовым методом. При использовании оборотных ведомостейприменяют два варианта учета материалов. При первомварианте вбухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитическогоучета, в которых записывают на основании первичных документов операции попоступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточекскладского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только внатуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым даннымвсех карточек составляют количественно-суммовые оборотные ведомости материаловпо каждому складу и подразделению. На основе указанных оборотных ведомостейсоставляют сводную оборотную ведомость и сверяют с данными синтетическогоучета. При втором варианте все приходные и расходные документы группируют пономенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговыеданные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотныеведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому отдельнов разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов. На основании указанныхоборотных ведомостей составляют сводные оборотные ведомости. При второмварианте трудоемкость учета значительно уменьшается, поскольку отпадаетнеобходимость ведения карточек аналитического учета. Но учет в этом случаеостается громоздким, так как в оборотную ведомость приходится записывать иногдатысячи номенклатурных номеров материалов.
Болеепрогрессивным является сальдовый методучета материалов, при которомбухгалтерия не дублирует складской сортовой учет ни в отдельных карточкаханалитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестверегистров аналитического учета карточки складского учета материалов, ведущиесяна складах.
Методическими указаниями по учету МПЗ (6) установлен следующийпорядок учета недостач и порчи материалов, обнаруженных при их приемке.
Сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убылиопределяетсяумножением количества недостающих или испорченных материалов на договорную(продажную) стоимость поставщика (без НДС и транспортных расходов). Исчисленнаясумма недостач или порчи отражается по дебету счета 94 «Недостачи и потери отпорчи ценностей» и кредиту счетов расчетов (60 или 76). Одновременно сумманедостач или порчи списывается с кредита счета 94 на счета учетатранспортно-заготовительных расходов или отклонений в стоимости материальныхзапасов (счета 10 или 16). Если испорченные материалы могут быть использованы ворганизации или проданы (с уценкой), то они приходуются по ценам возможнойпродажи. На эту стоимость уменьшают сумму потерь от порчи.
Недостачи и порчу материалов сверх норм естественной убылиучитываютпо фактической себестоимости, включая транспортно-заготовительные расходы, НДСи акцизы по дебету счета учета расчетов по претензиям (счет 76 «Расчеты сразными дебиторам», субсчет 2 «Расчеты по претензиям») и кредиту счетоврасчетов (60, 76). При поступлении недостающих материалов от поставщиков ониприходуются по дебету счетов учета материалов с кредита счета 76. При этомсписанная с кредита счета 76 сумма НДС отражается по дебету счета 19 «Налог надобавленную стоимость по приобретеным ценностям». При отсутствии основании дляпредъявления претензии суммы недостач или потерь от порчи списываютсяпокупателем на счет 94 с кредита счетов учета расчетов (60 или 76).
В бухгалтерской отчетности по материально-производственным запасамподлежит раскрытию как минимум следующая информация:
— о способах оценки запасов по их группам (видам);
— о последствиях изменений способов оценки запасов;
— о стоимости запасов, переданных под залог;
— о величине и движении ресурсов под снижение стоимостиматериальных ценностей.
Для учетаматериально-производственных запасов применяют следующие синтетические счета:10 «Материалы»; 11 «Животные на выращивании и откорме»; 14 «Резервы подснижение стоимости материальных ценностей»; 15 «Заготовление и приобретениематериальных ценностей»; 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»; 41«Товары»; 43 «Готовая продукция»; забалансовые счета 002 «Товарно-материальныеценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые впереработку», 004 «Товары, принятые на комиссию», «Специальная оснастка,переданная в эксплуатацию». К счету «Материалы» могут быть открыты следующиесубсчета: 1 «Сырье и материалы»; 2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующиеизделия, конструкции и детали»; 3 «Топливо»; 4 «Тара и тарные материалы»; 5«Запасные части»; 6 «Прочие материалы»; 7 «Материалы, переданные в переработкуна сторону»; 8 «Строительные материалы»; 9 «Инвентарь и хозяйственныепринадлежности»; 10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»; 11«Специальная оснастка и одежда в эксплуатации».
На малыхпредприятиях все производственные запасы можно учитывать на одном синтетическомсчете 10 «Материалы». Внутри каждой из перечисленных групп материальныеценности разделяются на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому наименованию,сорту, размеру присваивают краткое числовое обозначение (номенклатурный номер)и записывают их в специальный реестр, который называют номенклатурой-ценником,где указывают также твердую учетную цену и единицу измерения материалов.
Прииспользовании в учете ЭВМ содержание номенклатуры-ценника можно существеннорасширить, вводя в него показатели нормы запаса, номеров синтетических счетов исубсчетов и некоторые другие постоянные признаки. Кодированиеноменклатуры-ценника обычно осуществляют по смешанной порядково-серийнойсистеме, используя 7-8-значные коды: первые два знака указывают синтетическийсчет, третий определяет субсчет, один или два следующих знака означают группу материалов,остальные — различные признаки, характеристики материала.
Насинтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактическойсебестоимости или по учетным ценам. При учете материалов по фактическойсебестоимостив дебет материальных счетов относят все расходы по ихприобретению.При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 «Материалы» икредитуют:
— счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимостьпоступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых иснабженческих организаций и транспортно-заготовителъными расходами;
— счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — настоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным)организациям;
— счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на стоимостьматериалов, оплаченных из подотчетных сумм;
— счет 20 «Основное производство» — на стоимость возвратныхотходов;
— другие счета.
Материальные ценности, полученные от разборки списанных основныхсредств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают порыночной стоимости и приходуют по дебету счета 10 с кредита счета 91 «Прочиедоходы и расходы». Материалы, полученные по договору дарения и безвозмездно,принимаются на учет по рыночной стоимости по дебету счета 10 с кредита счета 98«Доходы будущих периодов». По мере списания безвозмездно полученных материаловна счета учета затрат и по другим причинам выбытия (на счета 20,23,25,26,97 идр. с кредита счета 10) их стоимость списывается со счета 98 в кредит счета 91.Сельскохозяйственные организации продукцию собственного производства текущегогода отражают на счете 10 «Материалы» в течение года по плановой себестоимости(дебет счета 10, кредит счета 20 «Основное производство»). После составлениягодовой отчетной калькуляции плановую себестоимость материалов корректируют дофактической себестоимости способом «красное сторно» (если фактическаясебестоимость оказалась ниже плановой) или способом дополнительных проводок(если фактическая себестоимость выше плановой). При приемке материалов отпоставщиков могут быть выявлены излишки или недостачи фактически поступившегоколичества материалов по сравнению с документальными данными, оформляемыеактом. Излишки приходуют по акту и расценивают по учетным ценам организации илипо отпускным ценам. Затем отдел снабжения сообщает об излишках поставщику ипросит выслать платежное требование на стоимость излишков.
Аналитический учет поступления материалов в значительной зависитот выбора учетной цены. Если в качестве учетных цен применяют средние покупныецены, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете посредним ценам. Наценки сбытовых и снабженческих организаций итранспортно-заготовительные расходы по всем поступившим материалам учитывают наодном аналитическом счете «Транспортно-заготовительные расходы и наценкиснабженческих и сбытовых организаций». Если учетной ценой служит плановаясебестоимость материалов то поступившие материалы отражают на каждоманалитическом счете по плановой себестоимости, а разницу между фактической иплановой себестоимостью материалов показывают на аналитическом счете«Отклонения фактической себестоимости от плановой». Отпущенные в производство ина другие нужды материалы списывают с кредита материальных счетов в дебетсоответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяцапо учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую проводку:
— Дебет счета 20 «Основное производство» (материалы отпущеныосновному производству);
— Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (материалыотпущены вспомогательным производствам);
— Дебет других счетов в зависимости от направления расходовматериалов (25, 26 и др.);
— Кредит счета 10 «Материалы».
Проданные материалы списывают с кредита счета 10 в дебет счета 91«Прочие доходы и расходы». По дебету счета 91 отражают также расходы, связанныес продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.
Необходимо отметить, что если при продаже или мене материалов неисполнены необходимые условия признания выручки, то отпущенные материалысписываются с кредита счета 10 не в дебет счета 91, а дебет счета 45 «Товарыотгруженные». После признания выручки от продажи материалов они списываются скредита счета 45 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». При списанииматериалов они списываются со счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачии потери от порчи ценностей».
В зависимости от конкретных причин списания со счета 94 списанныематериалы относят на счета учета затрат на производство и издержек обращения,расчетов по возмещению материального ущерба (счет 73) или финансовыхрезультатов (счет 91). Стоимость материалов по учетным ценам между различнымисчетами издержек производства и другим направлениям выбытия материаловраспределяют на основании ведомости распределения материалов, которуюсоставляют по данным первичных документов о расходе материалов. По истечениимесяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованныхматериалов и стоимостью их по учетным ценам. Разницу списывают на те же счетазатрат, на которые были списаны материалы по учетным ценам (счета 20, 23, 25,26 и др.). При этом если фактическая себестоимость выше учетной цены, торазницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратнуюже разницу (что возможно при использовании в качестве цены плановойсебестоимости материалов) — способом «красное сторно», т.е. отрицательнымичислами. Отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их поучетным ценам распределяют между израсходованными и оставшимися на складе материаламипропорционально стоимости материалов по учетным ценам. С этой целью определяютпроцентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от учетнойцены и найденное отношение умножают на стоимость отпущенных и оставшихсяматериалов по учетным ценам. Процентное отношение отклонений фактическойсебестоимости материалов от учетной цены (X)определяется по следующейформуле:
Х=(Он + Оп) х 100/ УЦн + УЦП,
где Он -отклонение фактической себестоимостиматериалов от стоимости по учетным ценам на начало месяца;
Оп -отклонение фактической себестоимостиматериалов от стоимости их по учетным ценам по поступившим материалам за месяц;
УЦн -стоимость материалов по учетным ценам наначало месяца;
УЦП — стоимость поступивших в течение месяца по учетнымценам.
При синтетическом учете материальных ценностей по учетным ценамдополнительно используют счета 15 «Заготовление и приобретение материальныхценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Счет 15«Заготовление и приобретение материальных ценностей» предназначен для учетазаготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам вобороте (материалы, животные на выращивании и откорме, товары). В дебет счета15 относят покупную стоимость материальных ценностей, по которым в организациюпоступили расчетные документы поставщика, и другие расходы по приобретениюматериалов с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 23«Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. взависимости от того, откуда поступили материальные ценности, и от характерарасходов по заготовке и доставке материальных ценностей в организацию.Материально-производственные запасы, фактически поступившие в организацию,списывают по учетным ценам с кредита счета 15 в дебет счетов 10 «Материалы», 11«Животные на выращивании и откорме» и 41 «Товары». Сумму разницы в стоимостиприобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактическойсебестоимости приобретения и учетных ценах, списывают со счета 15 в дебет счета16. Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличиематериально-производственных запасов в пути. Израсходованные или проданныематериально-производственные запасы списывают на счета издержек производства(обращения) и продажи с кредита материальных счетов по учетным ценам.
Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностейпредназначен для учета разницы в стоимости приобретенныхматериалъно-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимостиприобретения и учетных ценах. Этот счет используют только в том случае, если насчетах 10, 11, 41 синтетический учет ведут по учетным ценам. Накопленные насчете 16 разницы между фактической себестоимостью приобретенныхматериально-производственных запасов и стоимостью их по учетным ценам списываютс кредита счета 16 в дебет счетов издержек производства или обращения илидругих счетов пропорционально стоимости израсходованныхматериально-производственных запасов по учетным ценам.
Аналитический учет по счету 16 ведут по группам материально-производственныхзапасов с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.

2. Организация системы внутреннего контроля учета производственныхзапасов
Аудит производственных запасов. Цельюаудита является формирование мнения аудитора о достоверности данныхбухгалтерской отчетности по материально-производственным запасам (МПЗ) и соответствия их учета требованиямзаконодательных и нормативных актов во всех существенных аспектах. Задачиаудита:
— Подтвердитьсоблюдение аудируемым лицом предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской)отчетности.
— Подтвердитьсоблюдение принципов и методов бухгалтерского учета, а также правил подготовкифинансовой (бухгалтерской) отчетности.
— Подтвердитьправильность расчета главных оценочных значений, полученные руководствомаудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;
— Произвестиоценку применения допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.
Организационные аспекты аудита МПЗопределяются ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности», правилами(стандартами) аудиторской деятельности и договором на оказание аудиторских услуг.
Основныминаправлениями аудита являются:
— Аудитопераций по поступлению материальных ценностей.
— Аудитаналитического учета движения материальных ценностей на складах предприятия.
— Аудит учетаиспользования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений.
— Аудитсводного учета материальных ценностей.
— Проведениеанализа использования материальных ценностей.
В ходепроверки проводится сбор аудиторских доказательств по следующим критериям:
1.Существование. Необходимо убедиться в том, что все отраженные в отчетности МПЗдействительно существуют.
2. Права иобязательства. Необходимо убедиться в том, что права организации на МПЗ, отраженныев отчетности, документально подтверждены и не ограничены правами третьих лиц.
3.Возникновение. Необходимо убедиться в том, что отраженные в бухгалтерском учетеоперации по приобретению и выбытию МПЗ имели место в течение отчетного периода.
4. Полнота.Необходимо убедиться в том, что отсутствуют МПЗ, которые должны были бытьотражены в бухгалтерском учете и отчетности, но не были в нем отражены.
5.Стоимостная оценка. Необходимо:
— Убедиться втом, что МПЗ отражены в учете и отчетности в правильной оценке: по фактическойсебестоимости или по рыночной стоимости, если она ниже фактическойсебестоимости;
— Убедиться втом, что способ оценки МПЗ при их отпуске в производство или ином выбытииприменяется в соответствии с принятой организацией учетной политикой.
6. Измерение.Необходимо убедиться в том, что приобретение и выбытие МПЗ отражены в учете вправильной оценке и в соответствующем отчетном периоде.
7.Представление и раскрытие. Необходимо:
— Убедиться втом, что МПЗ правильно классифицированы в отчетности как сырье и материалы,готовая продукция, товары для перепродажи;
— Убедиться втом, что операции с МПЗ отражены в бухгалтерском учете в соответствии с нормативнымиактами, регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации;
— Убедиться втом, что вся существенная информация о МПЗ раскрыта в отчетности.
Аудит осуществляется в три этапа:
1. Подготовкаи планирование.
2. Проведениеаудита по существу.
3. Заключительныйэтап.
Порядокпроведения аудита определяется общим планом аудита и программой проверки. Дляобеспечения составления плановых документов осуществляется тестированиевнутреннего контроля учета МПЗ.
Вопросниктестирования внутреннего контроля учета МПЗ.Критерий Ответ Примечание Не приме няется Да Нет Условия среды: Обеспечивает ли система управления, оргструктура, кадровая политика и т. д. качество контроля. Законность: Отсутствуют незаконные операции, действия и события Существование: Выполняются ли в действительности предписанные процедуры, контролируется ли их выполнение. Полнота: Все выявленные нарушения полностью устранены. Обоснованность: Есть ли обоснование выполненному действию, операции и т.п. Утверждение: Утверждены ли полученные сводные данные ответственным органом управления. Ответственность: Существует ответственное лицо за данную операцию, действие и т.п Точность: Активы и операции отражены точно по количеству, качеству и стоимости. Разрешение: Операция или действие разрешено соответствующим менеджером или органом управления. Классификация: Выявленные нарушения правильно классифицированы Полномочия: Орган управления имеет соответствующие права и обязанности по принятию решения Сохранность: Обеспечена ли сохранность актива и документации. Учет: организован правильно, согласно учетной политике. Периодизация: Процедуры контроля осуществляются в том периоде, в котором запланированы. Своевременность: Результаты контроля своевременно доведены до органа управления и своевременно по ним принято решение

Весь процесс проведения аудита документируетсяпутем подготовки и оформления рабочих документов аудитора, таких как:
— Переченьзаконодательных и нормативных актов.
— Описаниесистем учета и внутреннего контроля.
— Программытестирования.
— Программыаудиторских процедур по существу.
— Опросныелисты и другие.
Всеми участниками аудита осуществляется контроль качества его организациии проведения.
Методические аспекты аудита МПЗопределяются правилами (стандартами) аудиторской деятельности,методиками аудиторской организации, а также законодательными и нормативнымиактами, регламентирующие положения учетной политики. Источниками получения информации для аудита являются:
— доверенность(ф. № М-2 и № М-2а) — применяется для оформления права лица выступать в качестведоверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемыхпоставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению;
— приходныйордер (ф. № М-4) — используется для учета материалов, поступающих от поставщиковили из переработки;
— акт оприемке материалов (ф. № М-7) — для оформления приемки материальных ценностей, имеющихколичественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документовпоставщика;
— лимитно-заборнаякарта (ф. № М-8) — применяется для оформления отпуска материалов, систематическипотребляемых при изготовлении продукции в течение месяца;
— требование-накладная(ф. № М-11) — используется для учета Движения материальных ценностей внутриорганизации между структурными подразделениями или материально-ответственнымилицами;
— накладнаяна отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) — для учета отпуска материальныхценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами еетерритории, сторонним организациям;
— карточкаучета материалов (ф. № М-17) — предназначена для движения материалов на складепо каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала;
— акт обоприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтажезданий и сооружений (ф. № М-35) — применяется для оформления оприходованияматериальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий исооружений, пригодных для использования при производстве работ.
— журналы-ордера№ 6, 10, 10/1;
— вспомогательнаяведомость № 10 при мемориально-ордерной форме учета или соответствующиемашинограммы.
— главнаякнига;
— раздел II«Оборотные активы» актива баланса (ф. 1) по строкам 210, 211, 212, 213, 218;
— другиедокументы, справки, расчеты и т.д.
Аудит осуществляется путем выполнения:
1. Процедурподготовки и планирования, таких как:
— Знакомство сдеятельностью аудируемого лица, его системами бухгалтерского учета и внутреннегоконтроля.
— Проверканаличия у аудируемого лица законодательных и нормативных актов по организациибухгалтерского учета и внутреннего контроля.
— Опрос сотрудников аудируемого лица, ответственных заведениебухгалтерского учета и подготовку отчетности.
— Оценка уровняаудиторского риска.
— Определениеприоритетных направлений проверки исходя из особенностей деятельности аудируемоголица.
— Расчетвеличины допустимой ошибки.
— Построениеаудиторской выборки.
2. Оформлениепрограммы аудиторских процедур по существу согласно основных направленийаудита, таких как:
2.1. Аудитопераций по поступлению материальных ценностей.
— Проверкаучета операций по приобретению/купле материальных ценностей.
— Проверкаучета операций по поступлению-передаче материалов в порядке обмена (бартер).
— Проверкаучета прочих операций по поступлению материалов (безвозмездно при взносе вкладав уставный капитал и др.)
2.2. Аудит аналитическогоучета движения материальных ценностей на складах предприятия.
— Изучениеорганизации хранения материальных ценностей (наличие весоизмерительных приборов,стеллажей, тары, состояние картотеки).
— Изучениеорганизации пропускной системы при ввозе и вывозе материальных ценностей спредприятия.
— Проверкаполноты оприходования ценностей и правильность их оценки.
— Установлениесоответствия данных складского учета данным бухгалтерского учета по складам,субсчетам и номенклатурным номерам материалов.
— Проверкаполноты и качества инвентаризации производственных запасов и малоценных быстроизнашивающихсяпредметов (МБП).
2.3. Аудитучета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений.
— Проверкаопераций по отпуску материальных ценностей в производство и на сторону на основерасходных документов.
— Проверкаобоснованности списания отклонений в стоимости материалов на выпуск готовойпродукции.
— Проверкаобоснованности списания хищений, недостач, потерь материальных ценностей.
2.4. Аудитсводного учета материальных ценностей.
— Проверкаданных аналитического и синтетического учета по синтетическим счетам,субсчетам, направлениям затрат.
— Сверкаданных бухгалтерских регистров и отчетности.
— Проверкаоформления результатов инвентаризации.
— Проверкарезультатов переоценки материальных ценностей.
— Проведениеанализа использования материальных ценностей.
— Выявлениенеиспользуемых материалов в течение отчетного года.
— Выявлениенеиспользуемых материалов свыше одного и более лет.
3. Заключительныхпроцедур, таких как:
— Анализ иоценка качества аудиторской выборки.
— Анализошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверность бухгалтерскойотчетности.
— Формированиепредложений по устранению выявленных существенных искажений.
— Оценкакачества устранения аудируемым лицом выявленных существенных искажений отчетностии формирование мнения о достоверности показателей.
Типичными нарушениями, вскрываемыми при аудитеМПЗ, являются: не заключены договоры о материальной ответственности складовщиками (материально-ответственными лицами); неправильно оформляютсядокументы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей; не ведетсяаналитический учет движения ТМЦ в бухгалтерии; нерегулярно проводится сверкаданных по движению материальных ценностей в бухгалтерии и на складахпредприятия; не проводится ежегодная инвентаризация ТМЦ; на складах хранитсябольшое количество неиспользуемых ТМЦ; неправильно производится списание ТМЦ повидам расходов (на основное производство, косвенные расходы и др.); неверноведется учет НДС по поступившим ТМЦ.
Системавнутреннего контроля МПЗ должна охватывать все виды запасов (сырье и материалы,готовую продукцию и товары) и все виды операций с ними (оприходованиеприобретенных сырья, материалов, товаров для перепродажи, отпуск МПЗ впроизводство, оприходование готовой продукции, отгрузку товаров и готовойпродукции покупателям и т.д.).

Заключение
Основным направлением повышения эффективности использованияпроизводственных запасов является внедрение ресурсосберегающих, малоотходных ибезотходных технологий. Рациональное использование запасов зависит также отполноты сбора и использования отходов и обоснованной их оценки. Существенноезначение для сохранности производственных запасов имеет наличие техническиоснащенных складских помещений с современными весоизмерительными приборами иустройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операциии складской учет. Важное условие повышения эффективности использованияматериальных ресурсов — усиление личной и коллективной ответственности иматериальной заинтересованности рабочих, руководителей и специалистов врациональном использовании указанных ресурсов, одним из условий которогоявляется нормирование складских запасов и материальных затрат. Под нормойпроизводственного запаса понимают средний в течение года запас каждого видаматериалов, принимаемый как переходящий запас на конец планируемого года. Этанорма измеряется в днях среднесуточного потребления каждого вида материалов.Предприятия должны стремиться к соблюдению норм производственных запасовкаждого вида материалов, поскольку их излишек приводит к замедлениюоборачиваемости оборотных средств, а недостаток — к срыву производственногопроцесса. Существенно улучшить учет производственных запасов можно,совершенствуя применяемые документы и учетные регистры, т.е. более широкоиспользуя накопительные документы (лимитно-заборные и комплектовочные карты,ведомости и др.), предварительную выписку документов по движению материалов иоперативных документов на вычислительных машинах, карточки складского учета вкачестве расходного документа по отпущенным материалам (бездокументальнойсистемы оформления расхода материалов) и др.

Список литературы
Нормативно-правовыеакты
1.Гражданский кодекс Российской Федерации №51 -ФЗ от 30.11.94г.
2. Налоговыйкодекс Российской Федерации №146-ФЗ от 31.07.98г.
3.Федеральный закон « О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96 г.
4.Постановление Правительства РФ от 23.09.02 г. №696 «Об утверждении федеральныхправил (стандартов) аудиторской деятельности.
5. Плансчетов и Инструкция по его применению.
6. Положение побухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01.Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 09.01.2001 №44н
7.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств(Приказ Министерства РФ № 49 от 13 июня 1995г.).
Монографии
8. Алборов Р.А. Аудит ворганизациях промышленности, торговли и АПК. – М.: Изд-во «дело и сервис»,2002. – 464 с.;
9. Андреев В.Д.Практический аудит (справочное пособие). – М.: Экономистъ, 2004. – 366 с.;
10. 10. Аудит: Учеб. длявузов/В.И.Подольский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004. – 583 с.;
11. Крупченко Е.А. Аудит.Учеб. пособие. – РнД: «Феникс», 2002. – 320 с.
12. МельникМ.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль: Учебное пособие. — М.:ИД ФЬК — ПРЕСС. — 2004. — 520с.
13. МаренковН.Л. Веселова Т.Н. Практика контроля и ревизии: Учебное пособие. — М.: КНОРУС — 2005. — 352с
14. СотниковаЛ.В. Внутренний контроль и аудит. — М.: ЗАО Финстатинформ — 2000. — 239с.
15. ШереметА.Д., Суйц В.П. Аудит, учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001 – 352 с.