13. Характеристика современной налоговой системы России, ее реформирование.
Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный
взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд,
осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых
законодательными актами.
Налоги – это императивные денежные отношения, в процессе которых
образуется бюджетный фонд без предоставления субъекту налога какого-либо
эквивалента.
Признаки налогов:
Императивность, которая предполагает отношения власти и подчинения.
Применительно к налогам это означает, что субъект налогов не вправе
отказаться от возложенной на него обязанности – внесения оклада налога в
бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяются соответствующие
санкции.
Смена собственника. Посредством налогов доля частной собственности (в
денежной форме) становится государственной, при этом образуется
централизованный денежный фонд. Налоги поступают только в бюджетный фонд, в
котором обезличиваются. Поэтому налоги – отношения не целевые, этим они
отличаются от сборов – денежных отношений, в процессе которых образуются
целевые денежные фонды.
Безвозвратность и безвозмездность. Налоги никогда не возвращаются
плательщику и последний не получает ничего взамен (ни права участия в каких-
либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и
нематериальными объектами, ни права каких-либо действий). Этот признак
различает налоги и пошлины – денежные отношения, в процессе которых
образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на
осуществление каких-либо операций.
Взносы в государственные внебюджетные фонды не относятся к налогам, т.к. не
обладают вышеуказанными признаками. Отчисления производятся на определенные
цели, возвратны и не поступают в бюджетный фонд. Однако в НК, принятом
16.07.98 г., в перечень федеральных налогов включены взносы в гос.
социальные внебюджетные фонды.
Функции налогов:
Фискальная функция проявляется в обеспечении гос-ва финансами, необходимыми
для осуществления его деятельности. Это основная функция налогов, она
характерна для всех гос-в на различных этапах развития. С ее помощью
образуется централизованный денежный фонд гос-ва.
Регулирующая функция предполагает, что налоги, активно участвуя в
перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на
воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя
накопление капитала.
Обе функции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждая функция отражает
определенную сторону налоговых отношений, противостоящих друг другу.
Фискальная функция отражает отношение н/плательщиков к гос-ву, а
регулирующая – гос-ва к н/плательщику.
Выделяют следующие элементы налога:
Объектами налога являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров,
отдельные виды деят-ти н/плательщиков, операции с ценными бумагами,
пользование природными ресурсами, имущество юридических и физ/лиц, передача
имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. объекты,
установленные законодательными актами. Один и тот же объект может
облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом
период н/обложения.
Субъектами налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков
и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами
возложена обязанность уплачивать налоги.
Источник налога – доход субъекта, из которого вносится налог. Например,
источник налога на прибыль – прибыль; подоходного налога – заработная плата
и т.д. Источник может совпадать с объектом налога (например, подоходный
налог с рабочих и служащих: объект налога – заработная плата, она же
источник налога).
Налогооблагаемый оклад – сумма налога, исчисленная на весь объект налога за
определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.
Налоговая ставка – размер налога, установленный на единицу налога. Ставка
может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах.
В законодательстве реализован принцип единства налоговой политики гос-ва,
проявляющийся в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей
территории РФ. В то же время выделены три уровня налоговой системы:
федеральный, субъектов РФ и местный.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и
других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков –
юридических и физических лиц на территории страны. В Российской Федерации
взимаются: федеральные налоги; региональные налоги; местные налоги.
Федеральные налоги устанавливаются законодат. актами РФ и взимаются на всей
ее территории; ставки устан-ся Федеральным Собранием РФ, ставки налогов на
отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального
сырья и таможенных пошлин устанавливаются Прав-вом РФ; льготы по
федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами.
Региональные налоги устан-ся законодательными актами субъектов РФ и
действуют на территории соответствующих субъектов РФ.
Местные налоги устан-ся законодательными актами субъектов РФ и органов
местного самоуправления и действуют на их территории.
Деление по уровневому критерию не имеет логического смысла и носит
статусный характер. Одни федеральные налоги в качестве доходных источников
полностью закреплены за бюджетами нижестоящих уровней, другие – лишь
частично. Налоги можно разделить по другим критериям:
налоги, относимые на издержки пр-ва и обращения;
налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);
налоги, относимые на финансовые рез-ты (до н/обложения прибыли);
налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении плательщика.
Налоги также подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых налогов
относятся: налог на прибыль (доходы) п/п и организаций, земельный налог,
подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юр/лиц и физ/лиц,
владение и пользование которым служит основанием для обложения. Косвенные
налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций,
целевых сборов: НДС, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог
на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на содержание
жил/фонда и объектов соц-культ. сферы и др.
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальными налогами
облагаются: продажа, покупка или владение имуществом и их взимание не
зависит от индивидуальных финансовых возможностей н/плательщика (земельный
налог, налог на имущество). Личные налоги учитывают финансовое положение
н/плательщика и его платежеспособность (налог на прибыль, подоходный налог
с физических лиц).
Закрепленные налоги- закрепл. На постоянной основе, полностью или частично
за соот-м бюджетом.
Регулирующие налоги – по кот. устан-ся нормативы отчислений ( в %) в
бюджеты субьектов или местные бюджеты на фин. год или на долговременной
основе (не менее 3 лет)
Основные тенденции изменения налоговой системы:
построение единой, стабильной налоговой системы с правовым механизмом
взаимодействия всех ее элементов;
развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами все
уровни бюджетов за счет закрепленных за ними налоговых источников;
снижение общего налогового бремени и уменьшение числа налогов (до 28 );
совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение
налогового зак-ва;
создание рациональной налоговой системы, способствующей развитию
предпринимательства, активизации инвестиционной деят-ти и увеличению
богатства гос-ва и ее граждан.