Применениеинтерактивной методики преподавания как средство развития творческогопотенциала личности
Калдыбаева ЖазираКурмантаевна
учитель русского языка илитературы
Республика КазахстанАлматинская область
Илийский район средняяшкола № 30
На сегодняшний день переднами стоит проблема: «Увеличениеколичества доступной информации, превышающего все разумные пределы ибиологические возможности осмысления человеком»
(«Концепцияразвития конкурентоспособности информационного пространства РеспубликиКазахстан на 2006-2009 гг.»).
Информация,известная всему человечеству, умножается в 2-раза каждые 4 года.
В настоящее времяв системе образованиянужны методики, по которым обучающийся сможет:
· самостоятельно осваивать знания:учиться на протяжении всей жизни;
· иметь собственную точку зрения;
· уметь брать на себя ответственность,решать проблемы и принимать решения;
· уметь общаться и находить общий языкс другими;
· объединятьсобственные жизненные взгляды, верования, потребности и ценности с общечеловеческимиценностями;
Реформа образования вКазахстане
Реформы,проводящиеся в стране в сфере образования, предполагают изменение системыобучения в средней школе, изменение подготовки и обучения студентов колледжей ивысших учебных заведений в контексте динамики непрерывно изменяющихся условий всовременном мире.
Образование должно: Ориентироваться на развитиеинтеллектуальных способностей обучающихся, которые позволят им «разумноподходить к техническим, экономическим и культурным изменениям и разнообразию,дают возможность приобретать такие качества, как инициативность, духпредпринимательства и приспособляемость, а также позволяют им более уверенноработать в современной производственной среде» (Реформы и развитие образования:Программный документ ЮНЕСКО, 1995).
В настоящее время ученыепочти единодушны в выделении двух основных видов (типов) знания:
1) репродуктивное;
2) конструктивное.
Философ ДжонДьюи, психологи Жан Пиаже и Лев Выготский, математик и логик Алфред Уайтхэд,педагог Т.Лешкевич, философ Владимир Данченко и другие полагали, что эти видызнаний противоположны по сути: репродуктивные энания принадлежат прошлой эпохе,тогда как в нынешнее время и будущем нужно всецело базироваться наконструктивных знаниях.
Репродуктивное знание
Этот тип знанийобозначает пассивное, неинтерпретационное восприятие, где отсутствуетсубъективное и личностное понимание: репродуктивное знание означает “воспроизведение безпреобразования”.
Репродуктивное знаниеосновывается на запоминании и воспроизведении с минимальными изменениями иинтерпретацией;
Репродуктивное знание«программоцентрическое», так как ориентировано не на личность обучающегося, ана программу обучения, определенную «сверху»: «учить нужно так, какпредписано»;
Репродуктивное знание«учителецентрическое», так как ориентировано не на личность и интересы обучающихся, а на обучающего.
Виды репродуктивногознания:
1) Описательное знание
— нацелено на воспроизводительное изображение;
— основной структурный признак:наглядность;
2) Объяснительное знание
— стремится к объективированномудоказательству; — основной структурный признак: доказательность (аргументы в пользу собственной правоты)
Конструктивное знание
Основное вниманиеуделяется не «дисциплине» или «программе», а личности человека (обучающегося),причем сообщаемое знание должно побуждать личность к изменениям.
Поэтомуконструктивное знание иногда называют преобразовательным.
Почему «конструктивное»?
— Обучающийсясамостоятельно конструирует смысл (понимание) из фактов, правил и принципов;
— Конструктивное знаниеподвигает обучающегося к «преобразованию» самого себя, к изменению собственной личности через рефлексию;
— Конструктивное знаниене просто предоставляет человеку ясные цели и средства самопреобразования, ноименно привносит их в человека, непосредственно вовлекая его тем самым в работунад собой.
Почему конструктивноезнание?
Сколь бы«практичным» ни было описательное или объяснительное знание, ононеспособно изменить природный мир, который может измениться лишь посредством преобразующейдеятельности человека.
Основной структурныйпризнак конструктивного знания
Эффективностьпреобразующих воздействий зависит в конечном счете, от их способности вовлекатьчеловека в процесс самопреобразования.
Поэтому основнымструктурным признаком конструктивного знания является его привлекательность, «интересность».
Непривлекательное,неинтересное знание заведомо неконструктивно.
Как сделать интересно?
Привлекает и вызываетинтерес человека лишь то, в чем он усматривает для себя смысл.
Поэтому все системыконструктивного знания строятся вокруг какой-то жизненной проблемы или группыпроблем, значимых фактически для каждого человека.
Цель: заставить человекапочувствовать, что речь идет о вещах емунебезразличных, вещах, которым он лично придает определенный смысл.
Репродуктивное знание
• Давление сверху (через учебные программы) Соблюдение строгой дисциплины Обучение по книгам Формирование через повторение несистемных умений и навыков Подготовка к неясному и туманному будущему Статические (неизменные) цели и материалы
Конструктивное знание
• Саморазвитие и самораскрытие личности Свободное взаимообщение Обучение через жизненный опыт Освоение умений и навыков для достижения жизненных целей Использование возможностей сегодняшнего дня Динамика повседневно изменяющегося мира
Запоминание материала прииспользовании некоторых приемов обучения (таблица Н.Сандерса по идеям А. Маслоу)Учебные действия Уровень (показатель) запоминаемости Лекция 5% Чтение 10% Использование аудио- и видео- средств 15% Демонстрация (схемы, таблицы, диаграммы) 30% Дискуссия 50% Практические действия 75% Немедленное использование знаний, учить других 90%
Мы учимся
• 10% когда читаем,
• 20% когда слушаем,
• 30% когда видим,
• 50% когда видим и слушаем,
• 70% когда дискутируем,
• 80% когда экспериментируем,
• 95% когда учим других.
Вильям Глассер Одним из методов конструктивногознания является метод интерактивного обучения.
Интерактивное обучение: меняет прежнее одностороннеепонимание процесса познания (учителецентрическое, где основными глаголами были«учить», «давать знания») на двустороннее, диалогическое, воспринимая его какпроцесс «усвоения знаний», где основную роль выполняет обучающийся(ученикоцентрическое), который самостоятельно конструирует знания («учиться»).
Цели ИМО:
• Создание среды
• Обучение через действия
• Связь с жизнью
• Формирование самостоятельностии индивидуальности
1. Создание среды:
— Создавать условия, в которомобучающийся мог ощутить успешность своих действий;
— Создаватьусловия для открытого и свободного творческого общения между обучающимися;
— Преподноситьзнания не в готовом виде, а предоставлять возможности для поиска иисследования, направлять и стимулировать обучающихся.
2. Обучение через действие:
— Обучающиесядолжны понять, что усвоение знаний наиболее эффективно
только черезсамостоятельные действия;
— Подвигатьобучающихся к активным действиям;
— Организация процесса активногоусвоения знаний посредством интерактивных приемов.
3. Связь с жизнью:
— Основывать обучение на практических действиях,рассматривать дисциплину и тему занятий как способы решения жизненных проблем;
— Каждое занятиеесть установление связей с миром, с реальной жизнью.
3. Формированиесамостоятельности и индивидуальности
— Конструированиеобучающимися собственного мнения, самостоятельное решение проблемы черезразмышление, рефлексию;
— Предоставление возможности для самостоятельногоконструирования нового;
— Формирование уобучающихся навыков критического и аналитического
мышления.
Основной принцип ИМО
Интерактивнаяметодика основывается на обучении действием и посредством действия: человеклучше запоминает и усваивает то, что он делает своими руками.
«Расскажи мне – ия забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я научусь!». Конфуций
Правилаорганизации интерактивного обучения
Первое правило.Подготовка удитории к работе.
Второе правило. Деление на мини-группы.
Третье правило.Определение целей и ожидаемых результатов.
Четвертоеправило. Принятие правил работы.
Пятое правило.Формирование доверительной и рабочей атмосферы.
Шестое правило.Все обучающиеся должны принимать участие в работе.
Седьмое правило…Умение слушать: должны быть выслушаны все мнения. Восьмое правило. Письменныеработы.
Девятое правило. Обратная связь.
При ИМОобучающиеся научатся:
— размышлять иразвивать личные рефлексивные способности;
— анализировать иоценивать собственные идеи и поступки (действия);
— составлятьсамостоятельное суждение об информации (учебном материале),
— выбиратьнеобходимое из потока информации и анализировать информацию с разных точекзрения и позиций;
— самостоятельноеконструировать новые понятия и знания;
— Делать выбор,принимать решения и решать сложные проблемы;
— Формировать впроцессе познания личностные ценности и верования,
приниматьактивную жизненную позицию (мировоззрение);
— эффективнообщаться и взаимодействовать, работать в составе команды.
Работая пометодике интерактивного обучения я провела ряд уроков, на которых учащиесяпоказали отличное знание предмета и овладение грамматическим и лексическим материалом.
В качествепримера привожу моделирование поурочного планирования по данной методике в 9 Аклассе на тему: «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины»,направленного на развитие личностных качеств учащихся.
Тема урока: СПП спридаточными причины
Цель урока:
1. Закрепитьзнания учащихся по теме «Сложное предложение», умения употреблять СПП спридаточными причины, навыки составления схем данных предложении,аргументировать свои доводы по теме, выбирать необходимое из потока информации;
2. Развиватьлогику и мышление, письменную и устную речь, навыки работы в группе, умениеобмениваться знаниями и мыслями, принимать решения и решать сложные проблемы,пополнять словарный запас; знание интерактивное образование
3. Осуществлятьпатриотическое воспитание: любовь к Родине, уважение к товарищам,взаимопонимание и взаимоподдержку.
Тип урока: интерактивный
Форма урока: урок – игра
Методы: взаимодействиепосредством действия
Средства: Дерево настроения,правила, рисунок, таблицы на интерактивной доске, эссе, рисунки учащихся, флип– чарты, сердца пожелании, карточки выхода
Ход урока:
І. Оргмомент:
1. Деревонастроения: (на данном этапе проводится проверка настроя учащихся к уроку)
2. Определение целейи ожидаемых результатов: а) доведение до учащихся целей и задач урока; б) ожиданияучащихся по теме урока, привлечение их к рефлексии, где учащиеся отвечают навопрос: «Что я получу от урока?»
3. Принятиеправил работы:
Ученики обсуждаютданный вопрос в течение 1-2 минут, после чего свои предложения они должныпривести на бумаге и вывесить в классе)
ІІ. Проверкадомашнего задания:
1. Мозговаяатака:
— Какиеассоциации возникают со словом Родина:
— дом
— отец
— отчизна
— мама
— Президент
— родной край
2. Эссе «Родина»
3. Обсуждение вгруппе домашнего задания:
Ученики читаютодно эссе, а все остальные вывешивают в классе.
ІІІ. Решениепроблемы (Работа с интерактивной доской)
— Какиепредложения вы употребили при написании эссе?
— Какие предложенияназываются сложными?
— Назовите видысложного предложения?
ІҮ. Подготовкак изучению нового материала:
— Почему вылюбите Родину?
Ү. Изучениенового материала (С опорой на интерактивную доску)
— Заполнениетаблицы «СПП с придаточными причины»
— Чтение текста«Родина — мать»
— Словарнаяработа
— Беседа посодержанию
— Выполнениезаданий к тексту
ҮІ. Проверкапонимания знаний:
— СПП спридаточными причины
ҮІІ. Закрепление:
а) Выполнениеупражнений
— Упр 115 стр 76(переведите предложения на русский язык) — Упр 117 стр 76 (к данным главнымпредложениям подберите придаточные)
б) Работа потексту
Итог урока:обменивание сердцами пожелании
Заполнениекарточек выхода (обратная связь)
Домашнее задание:
1. Сочинение –рассуждение: «С чего начинается Родина?» Таким образом, при формировании и развитии личности интерактивныеметоды основываются на личностном размышлении и рефлексии;
— Интерактивныеметоды и приемы приводят к самостоятельному и индивидуальному развитиюобучающихся, направляя их к пониманию и оценке своих возможностей и ценностей.
Интерактивная методика –самая современная система обучения.
Сегодня в мире, особеннов развитых странах, основной целью образования признается создание условий длясамостоятельного усвоения знаний обучающимися, которое в первую очередьдостигается через интерактивные методы и приемы обучения.
Список использованныхисточников
1. «Концепцияразвития конкурентоспособности информационного пространства РеспубликиКазахстан на 2006-2009 гг.»;
2. Учебноепособие «Использование интерактивных методов в высших учебных заведениях»,А.К.Алимов, Алматы, 2009 г;
3. «Реформыи развитие образования: Программный документ ЮНЕСКО», 1995 г.;
4. Г.К.Селевко«Современные образовательные технологии». М, 1998 г
5. «Русская речь», Н.Н.Шманова,учебник для 9 классов общеобразовательных школ с казахским языком обучения,Алматы «Мектеп», 2005 г.