Особенности педагогической ориентации специалистов по физической культуре и спорту

Особенности педагогической ориентации специалистов по
физической культуре и спорту

С.В. Ерёгина, Российский государственный университет
физической культуры, спорта и туризма, Москва
Введение.

Потребность
в квалифицированных кадрах для отрасли “Физическая культура и спорт”
сохраняется достаточно давно. Установлено, что общее число участников
организованного физкультурного движения поступательно возрастает и к 2000 г.
составило 12 803 413 человек. А значит, обществу просто необходимы специалисты
по физической культуре и спорту.

Цель
исследования – изучить особенности педагогической ориентации специалистов по
физической культуре и спорту.

Задачи:
1. Оценить количество тренеров-преподавателей с высшим образованием, работающих
в ДЮСШ и СДЮШОР России. 2. Выявить квалификационные категории
тренеров-преподавател ей. 3. Выявить потребности, активизирующие выбор
профессии тренера. 4. Определить условия возникновения импульса к тренерской
деятельности. 5. Изучить факторы, влияющие на успешность профессиональной
деятельности тренера.

Методика
исследования . В качестве методов исследования применялось изучение
литературных и документальных источников, анкетирование и ранжирование.
Исследование было проведено в Управлении подготовки спортивного резерва (отдел
спортивных школ и училищ олимпийского резерва) и на базе Центра повышения
квалификации и переподготовки кадров РГУФКа. Участвовали тренеры по стрелковому
и гребному спорту, велоспорту и единоборствам. Испытуемым была предложена
анкета с элементами опросного листа.

Результаты
исследования . В исследовании, проведенном на основе данных, предоставленных
Управлением подготовки спортивного резерва, была выявлена динамика состава
тренеров-преподавателей с 1997 по 2001 г. Наблюдается постепенное увеличение
количества специалистов, работающих тренерами-преподавателями ДЮСШ и СДЮШОР.
Наибольшее увеличение количества специалистов (как штатных, так и внештатных)
наблюдается к 2001 г. Начиная с 1999 г. количество тренеров-преподавателей ДЮСШ
и СДЮШОР возрастает до 63 690 человек, что на 6% больше, чем в 1998 г.

В
2000 г. количество тренеров-преподавателей составило 63 004 человека (больше,
чем в 1997 г. – 60 810 человек и в 1998 г. – 60 263 человека). В 2001 г.
количество специалистов еще увеличивается до 71 362 человека (на 13,3% больше,
чем в 2000 г.) и достигает наивысших показателей за последние пять лет.
Существует также положительная динамика трудоустройства тренеров-преподавателей
в штат ДЮСШ, СДЮШОР.

Соотношение
штатных работников и совместителей практически не изменяется с 1997 по 2001 г.
А общее увеличение количества тренеров способствует и увеличению числа
внештатных специалистов.

Количество
штатных тренеров ДЮСШ и СДЮШОР с 1997 по 2001 г. возрастает на 11%, а
совместителей за то же время – также на 22%. Соотношение между числом штатных и
совмещающих специалистов почти не изменяется в 1997 г. (65-35%); в 1998 г.
(67-33%); в 1999 г. (67-33%); в 2000 г. (65-35%), и только в 2002 г. количество
штатных снижается до 62%, а совместителей увеличивается до 38%.

Количество
специалистов с высшим и средним образованием, работающих
тренерами-преподавателями в ДЮСШ и СДЮШОР, изменяется незначительно.

Специалистов
с высшим физкультурным образованием в 1998 г. только на 1,5% больше, чем в 1997
г. Более значительный прирост специалистов наблюдается в 1999 г. (на 3,79%
больше по сравнению с 1998 г.). Количество тренеров-преподавателей ДЮСШ и
СДЮШОР с высшим образованием в 2000 г. снижается на 2,47% по сравнению с 1999
г. А увеличение количества специалистов с высшим физкультурным образованием на
5,27% начинается с 2001 г. Это показывает заинтересованность специалистов
профессией тренера-преподавателя ДЮСШ и СДЮШОР.

Количество
специалистов со средним физкультурным образованием повторяет динамику
специалистов с высшим образованием. В 1997 и 1998 гг. количество
тренеров-преподавателей не изменялось. В 1999 г. их количество возросло на
4,33% по сравнению с 1997 и 1998 гг., а с 2000 г. снизилось на 6,96% (по
сравнению с 1999 г.).

Наблюдаются
изменения в количестве тренеров-преподавателей различных категорий.

В
1997 г. количество тренеров-преподавателей с высшей квалификационной категорией
составило 7575 человек, а в 1998 г. возросло на 7,31% и составило 8129 человек,
в 1999 г. также увеличилось на 9,71% (по сравнению с 1998 г.) и составило 8918
человек. В 2000 г. снова возросло до 9408 человек (на 5,49% больше, чем в 1999
г). Наибольший прирост тренеров-преподавателей в 2001 г. – 10581 человек (на
12,47% больше, чем в 2000 г.).

Количество
тренеров-преподавателей 1-й и 2-й квалификационны х категорий изменяется
(снижаясь в 2000 и возрастая в 2001 г.). Количество тренеров-преподавателей 1-й
категории незначительно снижается в 2000 г. (на 0,01% по сравнении с 1999 г.) и
возрастает в 2001 г. (на 9,64% по сравнению с 2000 г.). Количество
тренеров-преподавателей 2-й категории в 2000 г. снижается на 8,32% (по
сравнению с 1999 г.), а в 2001 г. возрастает на 5,73% (по сравнению с 2000 г.).

Анкетирование
тренеров-преподавателей сборных команд страны по велоспорту, стрельбе,
единоборствам, гребному спорту позволило выявить их спортивную квалификацию.

В
исследовании участвовали 36 заслуженных тренеров-преподавателей, 72% из которых
составляют МС; 27% – МСМК; 11% – кандидаты в МС, спортсменов 1-го разряда и ЗМС
среди заслуженных тренеров-преподавателей не выявлено. Среди 62
тренеров-преподавателей высшей квалификационной категории 81% составляют МС;
9,8% – ЗМС; 6,5% – МСМК; 3,2% – спортсмены 1-го разряда; кандидатов в МС в этой
группе не выявлено. Среди тренеров-преподавателей 1-й категории (16
обследованных) преобладают МС – 75% и кандидаты в МС – 25%; не выявлено
спортсменов 1-го разряда и ЗМС. 2-я квалификационная категория
тренеров-преподавателей – 22 обследованных – представлена: 67,6% – МС; 11,8% –
МСМК; 10,3% – ЗМС; 8,8% – кандидаты в МС, среди опрошенных не выявлено
спортсменов 1-го разряда.

Тренеры-преподаватели
ДЮСШ, СДЮШОР, УОР в России имеют преимущественно высшее физкультурное образование.

Выявлено,
что специального образования не имеют 3,6% тренеров-преподавателей 1-й
категории, 9% – 2-й категории и 0,1% – высшей категории. Среди заслуженных
тренеров специалистов без образования не выявлено.

Среди
всех обследованных тренеров-преподавателей (независимо от квалификационной
категории) преобладают специалисты, получившие физкультурное образование.

Тренеры-преподаватели
обучались в вузах как очно, так и заочно.

Опрос
тренеров-преподавателей позволил выявить возраст, в котором они (по их мнению)
осознали потребность в будущей профессиональной деятельности.

Опрос
показал, что средний возраст осознания потребности в тренерской работе – 24,3
года. Большинство специалистов (независимо от квалификационной категории)
считают, что осознали потребность в работе тренера после окончания учебы в вузе
(после 22 лет). Опрос тренеров-преподавателей позволил выявить их мнения о
потребностях, повлиявших на выбор будущей профессии.

Результаты
ранжирования мнений опрошенных тренеров показывают, что более значимыми для них
потребностями являются: работа с детьми и взрослыми, потребность остаться в
спорте, потребность учить и воспитывать детей.

Выявлен
характер потребностей: интровертные (направленные на себя) и экстравертные
(направленные вовне, на других людей).

На
выбор профессии тренера-преподавателя оказывают влияние как интровертные, так и
экстравертные потребности .

Для
возникновения поведения, способствующего выбору тренерской деятельности,
недостаточно наличия только потребностей, необходимы и условия, в которых
актуальные потребности будут удовлетворяться, иначе они не будут иметь
законченного характера.

Условиями
удовлетворения потребностей в деятельности тренера опрошенные специалисты
считают: реализацию собственных знаний и навыков, общение, удовлетворение от
работы, материальную обеспеченность, реализацию физического потенциала детей,
передачу опыта.

Опрос
тренеров позволил выявить факторы (по их мнению), влияющие на успешность их
профессиональной деятельности. Наиболее влияющими, по мнению тренеров, на
успешност ь деятельности тренера-преподавателя факторами являются личностные
(профессиональные способности, собственный спортивный опыт, постановка высоких
целей деятельности), менее значимыми – социальные факторы (финансирование,
отбор).

Выводы.
1. Выявленная в ходе исследования динамика трудоустройства
тренеров-преподавателей позволяет предположить, что улучшились условия их
работы и материальное финансирование специалистов.

2.
По результатам исследования тренеры-преподаватели имеют высшее физкультурное
образование.

3.
За последние годы, начиная с 1997-го, отмечен рост профессионального мастерства
тренеров-преподавателей, количество специалистов с высшей квалификационной
категорией неуклонно возрастает, а следовательно, качество подготовки спортсменов
повышается.

4.
Опрос тренеров показывает, что их педагогическая ориентация на работу по
специальности состоит из трех компонентов: потребностей, стимулирующих выбор
профессии; условий удовлетворения актуальных потребностей; факторов, влияющих
на успешность тренерской деятельности.

5.
Состав тренеров-преподавателей ДЮСШ, СДЮШОР характеризуется достаточно высокой
спортивной квалификацией, преимущественно это мастера спорта.

6.
По мнению тренеров-преподавателей, выбор ими будущей профессии главным образом
стимулирует потребность в работе с детьми и взрослыми (призвание).

7.
Опрошенные считают, что для удовлетворения потребности в тренерской
деятельности наиболее необходимыми условиями являются: реализация собственных
знаний и навыков и общение с детьми и взрослыми.

8.
На успешность профессиональной деятельности, по мнению опрошенных тренеров,
преимущественно влияют их профессиональные способности.

9.
Опрошенные специалисты отметили, что осознанную потребность в тренерской
деятельности они почувствовали в процессе обучения в вузе или уже после его
окончания.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru