Источники земельного права

БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Кафедра гражданского права Контрольная работа По дисциплине «Земельное право» Вариант 8 Источники земельного права. Выполнил Студент 2 курса (цикл 3) Юридического факультета Очно-заочной формы обучения
Чистякова В. В. Проверил: к. сх.н проф. Мухаметдинов Р. К. УФА-2006 ОГЛАВЛЕНИЕ 1.Понятие и виды источников земельного права… 2.Закон – высшая форма нормативного акта… 3.Система земельного законодательства РФ… 4.Система земельного законодательства РБ…. 19 Задача №1 … 24 Задача № 2 … 26 Список использованной литературы … 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА. В цивилизованном юридическом пространстве, могут суще­ствовать
следующие виды источников права: правовой обычай, норма­тивный акт, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные тексты и др. Не все эти источники права действуют одновременно и с одной силой — на их действие влияют специфические исторические черты правовых систем той или иной страны, особенности национального права в рамках единой правовой семьи, периоды развития, традиции. Для Рос­сии характерно главенствование нормативных актов
в большинстве от­раслей права, но последнее время в земельных отношениях начинают приобретать все большее значение общие принципы, договоры и обычаи. В ряде других стран приоритетное значение имеет судебный прецедент, судебный обычай, т. е. предыдущее судебное решение, фактически и часто используемое в качестве образца и эталона при повторных аналогичных об­стоятельствах судебного дела (Англия, США, Канада, Австралия). В этих и некоторых других англоязычных странах публикуются под­робные судебные отчеты и судебные решения, они вводятся в компью­терную базу данных, откуда юристы и все желающие могут почерпнуть информацию о предыдущей судебной практике. Исторически это было обусловлено тем, что в борьбе королей с парламентом суды относились к прерогативе королей и получали соответствующую независимость и свободу от парламентских законов. Распространенным считается мнение о том, что России не известен су­дебный прецедент ввиду отсутствия
обязательности одних судебных решений для остальных судов. Такая точка зрения была оправдана в том смысле, что прецедентного права в общепринятом понимании в России действительно пока нет. Однако практика складывается таким образом, что судебные реше­ния также становятся источником права, в том числе земельного. Существует авторитет решений одних судов для других — решения судов субъектов
Российской Федерации по конкретным и кассационным делам нередко публикуются и, как правило, учитываются нижестоящими судами. Кроме того, постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, определения их Коллегий могут яв­ляться обязательными для остальных судов. Таким образом, и в России судебный прецедент начинает занимать хотя и ограниченное, но опреде­ленное
место. Являются окончательными и обязательными для исполне­ния постановления Конституционного Суда РФ. Идеи и доктрины, т. е. мнения ведущих ученых-юристов, принимают и ряде государств участие в формировании права, становятся обязатель­ными, общими, т. е. не персонифицированными, рассчитанными на неод­нократное исполнение, получая отражение в законодательстве. В романо-германской правовой семье основные положения права в свое время были сформулированы в университетских стенах. Что же касается воззрений, идей и доктрин традиционных россий­ских юристов, то последние десятилетия им должного значения не при­давалось, их предназначением считалось обслуживание воли высших должностных лиц, в чем отдельные лица достаточно преуспели. Однако аргументированные, научно обоснованные мнения авторитетных ученых принимаются во внимание при рассмотрении дел в Конституционном Суде РФ, в общих и арбитражных судах.
Имеются примеры использова­ния в судах и при вынесении решений доводов, изложенных в науч­но-практических комментариях, учебниках и пособиях. Наиболее характерным для России способом правового регулирования всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения. Нормативный акт содержит норму права и отличается от индивидуального акта, направленного на решение
конкретного, инди­видуального случая. Под нормой права понимается общее (неперсонифицированное) пра­вило поведения, обязательное для исполнения гражданами и должност­ными лицами, установленное уполномоченным на это органом. Норма права — не констатация факта, не рекомендация, не пожелание, не при­зыв, а повеление, имеющее категорический характер, предписание, за которым стоит авторитет закона, государства. Нормативный акт не дол­жен исчерпываться исполнением, действует непрерывно и, как правило, рассчитан
на неопределенное количество случаев. Нормативный акт имеет в условиях России определенные преимуще­ства перед остальными источниками права: он является письменным, публикуемым источником права, широко тиражируемым, доведенным до сведения исполнителей, призванным отражать общий интерес, общую волю, готовящимся тщательно, длительное время и с помощью квалифи­цированных юристов. В связи с многообразием природно-климатических условий нашей страны нормативные федеральные акты по вопросам земельных отноше­ний должны приниматься только по крупным направлениям и пробле­мам и крайне осторожно — решение конкретных деталей передается субъектам Федерации, относится к их правотворческой компетенции. Нормативные акты составляют иерархическую систему или пирамиду соподчиненных звеньев, где их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт.
Среди нормативных актов различаются конституция, законы и подчиняющиеся им подзаконные акты. К последним относятся как акты государственных органов, так и акты органов местного самоуправления. 2. ЗАКОН – ВЫСШАЯ ФОРМА НОРМАТИВНОГО АКТА. Если среди источников земельного права на первом месте находится нормативный правовой акт, то среди различных видов нормативных пра­вовых актов закон в России стоит на первом месте и занимает особое положение, обладая высшей силой.
Почему? Закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных, напри­мер или прежде всего земельных, отношений. Закон всегда нормативен, т. е. в законе всегда содержатся юридические нормы — общие правила поведения, рассчитан­ные на неопределенное количество случаев применения. Если в правовом акте нет норм — общих правил поведения, то этот правовой акт не может считаться законом.
Закону должны подчиняться все остальные правовые акты — как нормативные, так и индивиду­альные, — поэтому все остальные акты и называются подзаконными. Законы могут приниматься только высшими представительными (за­конодательными) органами Российской Федерации и ее субъектов либо всенародным голосованием — референдумом в особом порядке (послед­нее десятилетие законы стали приниматься и в некоторых городах пред­ставительными органами местного самоуправления). Этим обусловливается верховенство закона над остальными актами, которые не могут противоречить закону. В России законодательным органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы,— парламент России. Парламент как орган, пропорционально представляющий интересы народа и способ­ный устанавливать обязательные для всех общие правила поведения, яв­ляется принадлежностью всех цивилизованных стран, особенно провозглашающих
себя правовыми государствами. В российском парламенте Регламентом Государственной Думы преду­сматриваются три чтения — обсуждения законопроектов, при каждом из которых проводится голосование депутатов. Другая палата — Совет Федерации либо одобряет, либо отклоняет принятый Государственной Думой федеральный закон. Такая многоступенчатая процедура принятия закона предполагает
оттачивание проектов, профессиональное и квалифицированное их рассмотрение как важнейшего источника права. Принятый таким образом федеральный закон направляется Прези­денту Российской Федерации, который в течение четырнадцати дней подписывает и обнародует закон либо отклоняет его. Подписание Прези­дентом закона означает не только его признание законности процедуры принятия и согласие с содержанием закона, но и поручение главы госу­дарства, как гаранта
Конституции, всем ветвям и органам власти неук­лонно и последовательно следовать его требованиям, обеспечивать его повсеместное исполнение. Так случилось с проектом Земельного кодекса РФ: в 1996 г. его не одобрил Совет Федерации и после длительной скрупулезной работы со­гласительной комиссии Государственной Думы и Совета Федерации Зе­мельный кодекс был в мае 1997 г. одобрен обеими палатами
Федерально­го Собрания. Однако тогда Президент РФ не подписал этот вариант Земельного кодекса, находя его не полностью соответствующим Конституции и про­водимым экономическим и политическим реформам. Земельный кодекс РФ был принят Федеральным Собранием лишь в 2001 г. и подписан Президентом РФ 25 октября 2001 г. Таким образом, процедура подготовки, обсуждения, принятия и под­писания федеральных законов является отличительной чертой создания этого высшего в условиях России источника права и должна служить га­рантией предупреждения, исключения непродуманных, волюнтаристских решений на законодательном уровне. Среди всех законов есть основной – Конституция РФ для России, предусматривающая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полно­мочия главы государства, законодательных, исполнительных
и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного само­управления. Конституционные положения являются отправными для дру­гих отраслей права, в том числе для земельного. При этом «земельные» нормы Конституции РФ можно условно раз­бить на две большие группы: первая — непосредственно посвященные зе­мельным отношениям и вторая — опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений. Аналогично строятся и конституции, ус­тавы субъектов
Российской Федерации. К первой группе относятся: ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различ­ных формах собственности; ст. 36 — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона; ст. 42 — 0 праве каждого на благоприятную окружающую среду; ст. 58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам; ст.
72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъ­ектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности. Вторую группу норм составляют более отдаленные от земельных от­ношений, но не менее значимые для них предписания Конституции: – о человеке, его правах и свободах, как высшей ценности, защита кото­рой является обязанностью государства и всех его органов (ст. 2, 17 и 18); – о демократическом, правовом, социальном характере Российского го­сударства (ст. 1 и 7); – о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19); о праве на жилище и его неприкосновенности. Органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ст. 25 и 40); – о гарантировании государственной защиты прав
и свобод человека и гражданина, в частности гарантировании судебной защиты (ст. 45, 46, 47 и 48); – об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и многие другие (подробное содержание статей здесь не приводится, так как излагается и комментируется в других главах учеб­ника; кроме того, студенты и иные граждане должны иметь Конститу­цию России в качестве настольной книги и знать ее содержание по пер­воисточнику).
Главенствующее положение Конституции среди других законов обу­словлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу среди других высших нормативных актов — законов и обладает прямым действием на всей территории Российской Федерации. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Согласно ст. 15 Конституции законы подлежат официальному опуб­ликованию, а неопубликованные законы не применяются.
Любые норма­тивные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности че­ловека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Это конституционное положение важно для всех источников права, прежде всего для законов, но еще важнее — для подзаконных актов. 3. СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного Кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов
Российской Федерации, должны соответствовать Земельному Кодексу Российской Федерации. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, федеральным законам. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным Кодексом Российской
Федерации, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение Земельного Кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской
Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Среди относящихся к земельному праву законов России можно отметить такие, как Земельный (2001 г.), Водный (1995 г.), Лесной (1997 г.), Гра­достроительный (1998 г.) кодексы, федеральные законы об охране окружающей среды (2002 г.), о плате
за землю (1991 г.), о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздо­ровительных местностях и курортах (1995 г.), об особо охраняемых природ­ных территориях (1995 г.), о мелиорации земель (1996 г.), о государствен­ном регулировании агропромышленного комплекса (1997 г.), о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами (1997 г.), о землеустройстве (2001 г.), о земельном кадастре (2000 г.), о разграничении государственной собственности на землю (2001 г.). Эти и другие непосредственно «земельные» законы составляют серд­цевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне. Как предусматривается в ст. 2 Земельного кодекса РФ, нормы земельно­го права, содержащиеся в федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ. Но эти законы — не единственная часть законов как источников земельного права. Источниками земельного права являются федеральные законы, вхо­дящие в иные отрасли права, но предусматривающие
земельные нормы, беконы других отраслей права можно условно разделить на две группы: 1) законы природоресурсного блока, которые, как и земельные, регулилируют отношения по поводу использования и охраны иных природ­ных ресурсов (кроме земли), но затрагивают и земельные отношения; это федеральные законы «О недрах» 1992 г «О животном мире» 1995 г «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. и др.; их считают входящими в природоресурсную подотрасль экологического права;
2) законы иных, как бы далеких от земельного отраслей права (и дальнейшем можно будет убедиться, что они не настолько далеки от земельных отношений и интересов, как это кажется на первый взгляд). В законодательстве о недрах, атмосферном воздухе, животном мире и другом природоресурсном ном законодательстве имеется немало норм, связанных с землепользованием. Например, Водный кодекс РФ предусматривает нормы о береговой линии и при­брежной полосе внутренних
морских вод и территориального моря, водоохранных зонах водных объектов, порядке ведения работ в них, особен­ностях предоставления земельных участков в водоохранных зонах и кон­троле за их использованием, зонах и округах санитарной охраны вокруг водоемов (ст. 16, 108, 111, 112 и 115 ВК РФ). Наряду с этим имеется специальная ст. 5 ВК об отношениях, регули­руемых водным законодательством Российской Федерации, где делается Попытка размежевать водные и земельные отношения. В частности, пре­дусматривается, что отношения по поводу земель, возникающие при ис­пользовании и охране водных объектов, регулируются водным законода­тельством в той мере, в какой это необходимо для рационального ис­пользования и охраны водных объектов. Отношения по поводу обособленных водных объектов (замкнутых водо­емов) регулируются водным законодательством в той мере, в какой данные отношения не урегулированы
гражданским законодательством и земельным законодательством. В ст. 12 ВК РФ предусматривается, что собственники, вла­дельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхност­ным водным объектам, могут использовать их только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, при­мыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятство­вать использованию водных объектов
и их берегов для организации судоходства и иных нужд. Еще более детально увязываются с земельными отношениями лесные отношения. В Лесном кодексе РФ предусматриваются земли лесного фонда, право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке (ст. 8 и 20), определение границ земель, занятых лесами различных групп лесов (ст.
59), порядок перевода лесных земель в нелесные земли для ис­пользования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, использованием лесным фондом, и (или) порядок изъятия земель лесного фонда (ст. 63; см. также ст. 64), леса, расположенные на землях обороны и на землях городских поселений (ст. 132 и 133), особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного и автомобильного транспорта, на землях водного фонда (ст. 134-136 ЛК РФ). Таким образом, нормы земельного права содержатся в законах, со­ставляющих природоресурсное законодательство. Группу федеральных законов, содержащих нормы земельного права, представляют Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ: в них содержится немало пред­писаний, относящихся к земельным отношениям, которые будут рас­смотрены в других главах учебника. В частности, в
КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступлений), за кото­рые устанавливается и применяется соответственно административная или уголовная ответственность — в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности. К законам, регулирующим земельные отношения, относятся и законы субъектов Федерации, но, поскольку их становится все больше и они при обретают немаловажное значение, им посвящается отдельный параграф. В условиях
России основным источником земельного права, как и ос­тальных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В них прежде всего входят указы Президента РФ, а также постановления Прави­тельства РФ, ведомственные акты, нормативные акты организаций и иные акты (к иным актам — источникам земельного права относятся акты субъ­ектов Федерации и органов местного самоуправления). Главными подзаконными актами являются указы Президента
России. В земельном праве указы Президента и актуальны и разнообразны, что объясняется значимостью и запутанностью земельных отношений, устарелостью некоторых частей земельного законодательства 1990-х го­дов, необходимостью оперативного восполнения пробелов в земельном регулировании. Неполный перечень указов Президента в области регулирования земель­ных отношений дает представление о месте этого вида источника права в формировании земельного права в последние годы. Оказавшими значи­тельное влияние на развитие земельных отношений можно считать указы: – О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участ­ками от 23 апреля 1993 г. № 480; – О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России от 27 октября 1993 г. № 1767 и от 24 декабря 1993 г. №2287; О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей от 7 декабря 1993 г. №2118;
– О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость от 11 декабря 1993 г. №2130; – О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности от 14 февра ля 1996 г. № 198; – О реализации конституционных прав граждан на землю от 7 марта 1996 г. № 337; – О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств от 7 июня 1996
г. № 819 (изложение содер жания приведенных указов дается в последующих главах, раскрывающих , соответствующие институты земельного права); – О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении юбственность земельных участков под этими объектами от 16 мая 997 г. №485. Следующими источниками земельного права в иерархии подзаконных актов являются постановления Правительства Российской Федерации. Среди предусмотренных в ст.
114 Конституции полномочий Правительст­ва РФ имеются и такие, которые относятся к регулированию и реализации земельных отношений, а именно: разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения; осуществление управления феде­ральной собственностью; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка. Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земель­ного права. Об этом свидетельствует перечень актов Правительства, при­нятых в последние годы: – О мониторинге земель в Российской Федерации от 15 июля 1992 г. №491; – О порядке ведения государственного земельного кадастра от 25 авгу­ста 1992 г. № 622; – Об утверждении Положения о порядке осуществления государствен­ного контроля за использованием и охраной земель в Российской Феде­рации от 23 декабря 1993 г. № 1365; –
О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам от 12 июля 1993 г. № 659; – О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном ис­пользовании плодородного слоя почвы от 23 февраля 1994 г. № 140; – Об утверждении Положения о порядке установления границ земле­пользования в застройке городов и других поселений от 2 февраля 1996 г. № 105; – Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автома­тизированной
системы ведения государственного земельного кадастра от 3 августа 1996 г. № 932; – О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленно­го комплекса Российской Федерации в 19% г. от 7 февраля 1996 г № 135; – О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводите­лей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты рас­тений в 1997 г. от 14 февраля 1997 г. № 166; –
Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 г. от 26 февраля 1997 г. № 224; – О порядке определения нормативной цены земли от 15 марта 1997 г. № 131; Вопросы Федеральной службы земельного кадастра от 18 июля 2000 г. № 537; – О государственной кадастровой оценке земель от 25 августа 1999 г. № 945; –
О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999—2002 годы» от 26 июня 1999 г. № 694. К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной вла­сти, к которым согласно Закону РФ о Правительстве РФ относятся министерства, государственные комитеты и ведомства (Центральный банк. Федеральная служба безопасности, Федеральная пограничная служба, Росземкадастр, Росгидромет и др.). Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, однако почти каждое из них обладает некими надведомственными, порой координационными функциями, которые и обусловливают значение ве­домственных актов как источников права не только для его сотрудников, но и для остальных граждан. Примерами нормативных ведомственных актов, затрагивающих зе­мельные отношения, могут служить:
– Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 4 апреля 1997 г. № 147 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, зане­сенным в Красную книгу Российской Федерации» (Бюллетень норматив­ных актов. 1997. № 12); – Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенно­го материала пород
животных. Утверждена Министерством сельского хо­зяйства и продовольствия РФ и Государственным таможенным комите­том РФ 8 мая 1997 г.; – Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16 января 1997 г. № 11 «О порядке рассмотрения материалов на ввоз в Российскую Федерацию ядовитых веществ»; – Письмо Министерства природных ресурсов РФ и Министерства сель­ского хозяйства и продовольствия
РФ «О порядке лицензирования буре­ния скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды)». Ре­гистрационный номер Минюста РФ 1257 от 21 февраля 1997 г.; – Приказ Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г. «Об ут­верждении Положения о порядке использования земель федерального же­лезнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог»; – Письмо Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 марта 2000 г. «О включении в состав сведений, подлежащих регистрации, прав на недвижимое имущество, градостроительных ограничений и сервитутов»; – Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля 2000 г. № 56 по применению Закона РФ «О плате за землю». Нормативные акты, т.е. акты, устанавливающие для не персонифицированных граждан обязанности или предоставляющие им права, при­нимаются в организациях, учреждениях и на предприятиях.
Они называ­ются локальными и могут быть двоякого вида: 1) рассчитанные на работающих на данном предприятии, т. е. обращенные внутрь предпри­ятия, либо 2) направленные вовне предприятия; и те и другие носят об­щий характер, сориентированы на неоднократное число применения. Примером первого вида нормативного акта можно считать план внутреннего землеустройства, утвержденный полномочным органом сель­скохозяйственной организации (предприятия).
Общий характер они носят потому, что распространяются на всех работников данного хозяйства, кто бы ни осуществлял преду­смотренные этими правилами работы. В случае выбытия (увольнения) одних работников эти нормы действенны и для других работников, за­ступивших на их место. 36 Ко второму виду нормативных актов организаций можно отнести правила и порядок землеустроительных работ, утвержденный негосудар­ственной хозрасчетной организацией: они принимаются на основании и но
исполнение вышестоящих нормативных актов — законов, указов, по­становлений, приказов и т. п обязательны для исполнения обращающи­мися в организацию гражданами. Четкой границы между этими видами нормативных актов организа­ций порой нет: правила внутреннего распорядка, например, лесничества обращены вовнутрь организации, однако не могут не учитываться обра­щающимися в лесничество гражданами; в то же время обращенные к гражданам правила оформления земельных документов, конкретизированные в актах организации, являются обязательными для работников и самой этой организации. 4.СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РБ. В основе земельного законодательства Республики Башкортостан лежит Конституция Республики Башкортостан. Земельное законодательство можно представить следующими кодексами: – Кодекс Республики Башкортостан от 21 декабря 1994 г.
N ВС-26/22 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп. от 24 мая 2000 г 29 апреля 2002 г 26 февраля 2004 г.). – Кодекс Республики Башкортостан о недрах от 28 октября 1992 г. N ВС-13/26 (с изм. и доп. от 14 июля 1998 г 30 декабря 2000 г 11 марта 2001 г 20 марта 2003 г 5 октября 2004 г.) – Экологический Кодекс Республики Башкортостан от 28 октября 1992 г.
N ВС-13/28 (с изм. и доп. от 1 ноября 2000 г 12 марта, 11 ноября 2003 г.) – Лесной кодекс Республики Башкортостан от 18 июня 1991 г. (с изм. и доп. от 28 октября 1992 г 26 февраля 1997 г 30 декабря 2000 г 6 марта 2001 г 6 мая 2004 г.) В Лесном кодексе РБ земельное законодательство регулируют две статьи – 16 и 17 в которых говорится о порядке перевода лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием
лесным фондом и о порядке перевода лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведение лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. Среди законов республики Башкортостан, регулирующих земельное законодательство можно выделить следующие: – Закон Республики Башкортостан от 28 февраля 1992 г. N ВС-10/33 "О плате за землю (с изм. и доп. от 19 октября 1992 г 25 февраля 1993 г 31 июля 1995
г 31 января 1996 г 21 декабря 1998 г 4 февраля, 30 ноября 2000 г 18 апреля, 28 декабря 2001 г 26 декабря 2002 г 6 февраля 2003 г.); – Закон Республики Башкортостан от 5 января 2004 г. N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан"; – Закон Республики Башкортостан от 10 марта 2000 г. N 54-з "О государственном земельном кадастре Республики Башкортостан" (с изм. и доп. от 7 мая 2002 г.); – Закон Республики Башкортостан от 11 ноября 1997 г. N 120-з "О мелиорации земель" (с изм. и доп. от 29 апреля 2002 г 1 октября 2004 г.). В законе Республики Башкортостан о регулировании земельных отношений ( далее –
Закон) говорится о том, что земельное законодательство Республики Башкортостан основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Земельном кодексе Российской Федерации и иных федеральных законах и состоит из Закона, других законов Республики Башкортостан и иных нормативных правовых актов
Республики Башкортостан, а так же, что на основании и во исполнение земельного законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права. В законе рассмотрены полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в области земельных отношений; полномочия органов местного самоуправления в
области земельных отношений; собственность на землю, предоставление, изъятие земель, резервирование и переоформление прав на землю; особенности правового режима земель особо охраняемых территорий; оборот земель сельскохозяйственного назначения. Закон о государственном земельном кадастре регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений. В нем подробно содержится состав сведений и документов государственного земельного кадастра
и ведение государственного земельного кадастра. В законе Республики Башкортостан о плате за землю, говорится о плате за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, а также порядок установления и взимания платы за землю, льготы. Далее к земельному законодательству можно отнести ряд Указов Президента РБ: – Указ Президента Республики Башкортостан от 10 июля 2003 г. N УП-415 "О реализации Соглашения между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Республикой Башкортостан о создании единого органа управления в области природопользования и охраны окружающей среды в Республике Башкортостан"; – Указ Президента Республики Башкортостан от 23 июня 2003 г.
N УП-349 "О мерах по совершенствованию системы управления в области природопользования и охраны окружающей среды в Республике Башкортостан"; – Указ Президента Республики Башкортостан от 2 апреля 2002 г. N УП-134 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству"; –
Указ Президента Республики Башкортостан от 8 декабря 2001 г. N УП-605 "О совершенствовании системы регулирования имущественных земельных отношений в Республике Башкортостан". Далее идут Постановления Правительства РБ: – Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 июля 2003 г. N 173 "О мерах по повышению эффективности использования сельскохозяйственных
угодий в Республике Башкортостан"; – Постановление Правительства Республики Башкортостан от 2 декабря 2003 г. N 295 "Об установлении повышающего коэффициента к нормативам стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд при изъятии, временном занятии или ухудшении качества земель". Также к земельному законодательству, можно отнести целый ряд
Постановлений Кабинета Министров Республики Башкортостан: – Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 января 2003 г. N 34 "О Республиканской целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости" на 2003-2007 годы". Республиканская целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости" на 2003-2007 годы (одобрена постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 января 2003 г. N 34); – Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 декабря 2002 г. N 383 "Об утверждении показателей государственной кадастровой
оценки земель поселений Республики Башкортостан"; – Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 ноября 2001 г. N 284 "О Республиканской программе сохранения и повышения плодородия почв на 2001-2005 годы" (с изм. и доп. от 27 июня 2003 г.); – Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 августа 2001 г.
N 212 "О ходе выполнения работ по государственной кадастровой оценке сельскохозяйственных угодий"; – Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 28 апреля 2001 г. N 91 "О среднесрочной программе реформирования агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2001-2005 годы" (с изм. и доп. от 27 июня 2003 г.). 1.5. Земельные отношения; – Постановление Кабинета
Министров Республики Башкортостан от 25 сентября 2000 г. N 284 "О республиканской целевой программе "Развитие земельной реформы в Республике Башкортостан на 2001-2005 годы" (с изм. и доп. от 27 июня, 25 сентября 2003 г.). Республиканская целевая программа "Развитие земельной реформы в Республике Башкортостан на 2001-2005 годы"; –
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 28 декабря 1999 г. N 395 "О государственной кадастровой оценке земель"; – Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 16 сентября 1998 г. N 197 "Об утверждении Положения о порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) порядке изъятия земель лесного фонда, о порядке возмещения убытков лесохозяйственного производства" (с изм. и доп. от 13 мая 1999 г 19 декабря 2000 г 24 января 2003 г.); ЗАДАЧА № 1 Под строительство дороги республиканского значения было отведено 20 га земли колхоза «Заря», занятые озимой рожью. Заказчиком выступает Министерство строительства, архитектуры и дорожного комплекса. На основании какого закона, и какое возмещение хозяйству убытков предусмотрено?
Куда предусмотрено поступление этих средств? В соответствии со ст. 57 Земельного кодекса РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки и потери сельскохозяйственного производства, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов, в пользу которых изымаются земельные участки – в данном случае бюджет
Министерства строительства, архитектуры и дорожного комплекса. При расчетах размеров возмещения убытки колхоза «Заря» должны определятся с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков. Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием земельных участков, устанавливается
Правительством Российской Федерации. Таким документом являются «Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» (утв. постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262). Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли
Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации. Потери сельскохозяйственного производства колхоза «Заря» подлежат возмещению в трехмесячный срок после принятия решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию. Средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства колхоза, должны
быть зачислены в соответствующий местный бюджет и могут направляться на финансирование мероприятий по охране земель, в том числе мероприятий по повышению плодородия почв, а при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта освоения новых земель на их освоение в соответствии с бюджетным законодательством. ЗАДАЧА № 2 Губернатор области издал распоряжение об отводе земельного участка в 10 га в лесах первой группы для размещения промышленного предприятия.
Природоохранный прокурор опротестовал это распоряжение. Губернатор протест отклонил. Какие действия должен предпринять прокурор? В соответствии с Лесным кодексом перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, допускаются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляются в соответствии с материалами лесоустройства, а также материалами, уточняющими данные лесоустройства в отношении участков лесного фонда, перевод которых запланирован материалами лесоустройства или не запланирован, но необходим для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития соответствующих территорий или их частей. Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного
хозяйства, пользованием лесным фондом, осуществляется в лесах первой группы – Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства; В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается:
1) если изменение их целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией или документами территориального планирования и документацией по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и других линейных объектов; 2) в связи с установлением или изменением черты поселений. В иных помимо предусмотренных статьей 11 закона случаях перевод земель лесного фонда или земельных
участков в составе таких земель в другую категорию допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией в связи с: 1) невозможностью их дальнейшего использования по целевому назначению; 2) прекращением нужд лесного хозяйства; 3) необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, добычей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Таким образом, губернатор не имеет законного основания на издание распоряжения об отводе участка земель в лесах первой группы для размещения промышленного предприятия. В соответствии с Лесным кодексом, в данном случае прокурор должен подать иск в суд и далее это дело должно разбираться в судебном порядке. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). 2.Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г 7 марта 2005 г.). 3.Федеральный закон от 3 октября 2004 г. N 123-ФЗ "
О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". 4.Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "
Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп. от 7 июля 2003 г 29 июня, 3 октября, 21 декабря 2004 г 7 марта 2005 г.) 5.Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп. от 7 июля, 8 декабря 2003 г 3 октября, 29 декабря 2004 г.). 6.Закон
Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (с изм. и доп. от 14 февраля, 16 июля 1992 г … 7 марта 2005 г.). 7.Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. N ВС-22/15 (с изменениями от 3 ноября 2000 г 3 декабря 2002 г.). 8.Закон Республики Башкортостан от 5 января 2004 г. N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".