«Игра и творческие возможности личности младшего школьника»

«Игра и творческие возможности личности младшего школьника»Одним из направлений модернизации школы является дифференциация и индивидуализация обучения. Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Для того чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности необходимо, на мой взгляд, выполнение нескольких условий, первым из которых является умение обучающихся ставить цель: сначала учебную, затем жизненную и видеть перспективы её решения. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества. Для активной и инициативной позиции я считаю, что в учебном процессе: не просто должен быть усвоен программный материал, нужен активный диалог участников образовательного процесса, для поиска способов действия в новых ситуациях, что является главной ценностью и целью образования и формирует умение учиться. В течение последних двух лет я работаю, как классный руководитель, над проблемой игровых и творческих возможностей личности младшего школьника, изучаю научную и методическую литературу по этому вопросу, обмениваюсь опытом с коллегами. Мои ученики – это юные таланты, которые отличаются не только способностями по предметам, но и уверенностью в себе, сильной волей, нравственностью. Я чувствую удовлетворение от своей работы, когда вижу, что из простых ребят вырастают Личности. «Нет ничего такого гениального у человека, чего бы не было в зародыше у обыкновенного. Нужны лишь некоторые условия, терпение и труд», – писал академик Б. Кедров. Моя задача – помочь ребёнку раскрыть его таланты, потому что успех – самый лучший воспитатель, который даст уверенность в собственных силах. Творчество – неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Моя задача ,как выявить и развить творческий потенциал классного руководителя- выявить и развить его в доступной и интересной детям деятельности. Наиболее доступный для детей вид деятельности- игра, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и т.д..Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса не только учебной, но и досуговой деятельности. Сегодня один из способов организации учебно-познавательной деятельности, который широко реализуется, является метод проекта. Изучая интересы учащихся, я имею возможность подобрать тему и определить уровень сложности проекта для своих учеников. Проекты особенно интересны и результативны, на мой взгляд, во внеурочной деятельности. Они направлены на изучение и сплочение коллектива. Работать над проектами способны дети разного уровня подготовленности и развития интеллекта. В моей работе был запланирован проект «Хлеб-всему голова».   Цель : Воспитание любви и уважения к труду хлебороба. Готовясь к нему, я дала задание: почувствовать себя в роли кулинара(поделиться рецептом блюда из муки), в роли художника –(нарисовать рисунки на эту тему) В ходе мероприятия заслушивали стихи, рецепты интересных блюд, прошла защита рисунков. Результатом проекта стал выпуск буклета «Хлеб всему голова». Проект «Мой папа лучший на свете» ко Дню пап. Цель:Воспитание любви, заботы, уважения к родным, близким тебе людям. Родители охотно оказали детям посильную помощь. В сочинениях дети рассказали о своих близких и дорогих людях: папах, дедушках. Результатом этой работы стал выпуск буклета «Семья вся вместе- так и душа на месте». Центральной линией в воспитательной работе в прошедшем году явилась работа над проектом, посвященном 66 – летию Победы в Великой Отечественной войне. По этому направлению были проведены следующие мероприятия: разучивание стихотворений, песен; просмотр презентаций о городах – героях, парад Победы 1945 года; школьный конкурс рисунков «Этот День победы». Создано коллективное панно «Победа будет за нами!» Выпущен сборник стихотворений собственного сочинения «В России праздник майский есть..»при участии родителей. Считаю, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, дети и родители находятся в постоянном поиске, а моя задача – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей. Своей задачей считаю донести до родителей их роль в формировании личности ребёнка; что для ребёнка очень важна похвала, поддержка и одобрение родителями того дела, которым занимаются их дети. Думаю, мне это удаётся. Родители совместно с детьми являются соучастниками всех внеклассных мероприятий: «Бал цветов», «Прощание с азбукой», «День пап», «Прощание с первым классом», походы и т.д..             Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте. Для этого необходимо создания определенных условий, благоприятных формированию и развитию творческого потенциала.   Подытожив сказанное, можно придти к выводу, что такими условиями являются следующие: 1.     Создание особой обстановки, определяющей развитие детей. 2.     Возможность самостоятельного решения задач ребенком, требующих максимального напряжения, когда он доходит до «пика» своих возможностей. 3.     Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности и заданий, как в сюжете, так и в технике, приемах. 4.     Умная, доброжелательная и своевременная помощь со стороны учителя, а не навязывание или подсказка. 5.     Комфортная психологическая и нацеленная обстановка, поощрение стремлений ребенка к креативной деятельности, в том числе создание нестандартных композиций. 6.     Использование индивидуального подхода, а также различных методик, особенно игровых и коллективных.             Каждый учебный год я испытываю волнение и трепет от взглядов маленьких учеников на первых занятиях в школе. Глядя на них, я думаю, сумею ли я сделать так, чтобы сохранить и умножить их интерес и любознательность к своим предметам на протяжении всех встреч с ними. Мой педагогический опыт работы убедил меня в том, что этого можно добиться лишь в условиях доброжелательности и уважения к личности ребенка, веры в его креативные возможности и сотрудничество, и доверие на уроках!