Отсчет последней, кайнозойской, эры в геологической истории и развитии биосферы начался с палеогена (67-25 млн лет назад) (рис. 2.7). Палеоген и последовавший за ним неоген (25—1,6 млн лет назад) обычно объединяют в третичный период, в течение которого формировалась арктотретичная флора — предвестница современной растительности тропического, субтропического и умеренного поясов Северного полушария. С кайнозойской эрой связано образование в результате Альпийского орогенеза молодых горных систем Евразии и Америки. Океан Тетис сменился горными системами, включающими Альпы, Карпаты, Кавказ, Тянь-Шань, Памир и Гималаи.
В качестве реликтовых морских бассейнов сохранились только Средиземное, Черное и Каспийское моря. Альпийская складчатость проявилась и в Тихоокеанском горном поясе, в котором охватила меньшие площади и развивалась слабо. Вследствие глобальной неотектоники литосферные плиты заняли положение, соответствующее современным материкам и океанам.
Климат на Земле оставался теплым и влажным. Средняя температура превышала современную на 8-9 °С. В течение всего палеогена на суше господствовала богатейшая тропическая флоракрокодилы, черепахи, змеи и ящерицы, наружный покров которых надежно защитил тело от чрезмерной потери влаги. Способствовали выживанию также их неприхотливость в пище и свойственный некоторым из них прием – зарываться в ил высыхавших водоемов(в более полярных широтах — субтропическая).
В Северном полушарии она получила название полтавской. В палеогеновых лесах росли пальма сабаль, магнолии, вечнозеленые дубы и буки, эвкалипты, фикусы, камфорный лавр, хлебное дерево, олеандры, гранаты и др. Сходство лесам Евразии и Северной Америки придавали секвойя, болотный кипарис, гинкго, ликвидамбар, тюльпанное дерево и протейные. На более северных территориях (Сибирь, Дальний Восток, Гренландия, Шпицберген, Северная Америка) широкое развитие получили листопадные широколиственные леса.
В конце палеогена, примерно 30 млн лет назад, началось постепенное похолодание климата Земли, вызванное уменьшением содержания углекислого газа в атмосфере (Будыко, 1980), увеличением площади суши и ее высоты над уровнем моря, а также уменьшением теплообмена в океане. Это похолодание вызвало прежде всего оледенение в Антарктиде, которая заняла свое приполюсное положение, вначале в горах, а затем (около 20 млн лет назад) образовался сплошной ледниковый покров. Материковые ледники в Северном полушарии появились в последнем миллионолетии.
Прогрессирующее с конца палеогена похолодание привело к смене полтавской флоры Евразии тургайской, представители которой сначала по горным хребтам, а с наступлением неогена по более широким путям проникли в Европу, вытесняя вымирающую субтропическую флору. Из представителей тургайской флоры сформировались современные листопадные широколиственные леса. На лагунных засоленных берегах высыхающего океана Тетис тургайская флора сменялась солонцеватой, а на водоразделах — близкой к саванновой.
В начале палеогена на суше преобладали клоачные, сумчатые и примитивные плацентарные млекопитающие. Причем географическая изолированность Австралии привела к сохранению на материке сумчатых и клоачных, в то время как на остальных континентах господствующими оказались плацентарные млекопитающие. Теплокровные, живородящие млекопитающие меньше, чем их предшественники пресмыкающиеся, зависели от изменений окружающей среды. Они смогли освоить не только сушу, но и водную (китообразные и ластоногие), и воздушную среду (летучие мыши).
Расширялась область распространения птиц. Костистые рыбы заселили все пресные и морские водоемы. Продолжали развиваться земноводные и пресмыкающиеся, появились новые группы форами-нифер, моллюсков, мшанок и иглокожих. До конца палеогена существовала индрикотериевая фауна, названная так по типичному для нее крупному безрогому носорогу индрикотерию.
Постепенное похолодание и нарастание континентальности климата в первой половине неогена оттеснило тургайские леса на океанические фланги Евразийского континента — в Средиземноморье, Западную и частично Восточную Европу, на юг Дальнего Востока, а также в Карпаты, Крым, на Кавказ. В это время в горах Северо-Восточной Сибири появился пояс темнохвойной елово-пихтовой тайги, который по мере похолодания и нарастания континентальности климата стал расширяться и постепенно занял огромные пространства Сибири, Урала и бассейна Печоры.
В Западной Европе развилась тепло-умеренная флора. Севернее тайги образовалась тундровая растительность. Параллелизм в развитии флоры Евразии и Америки сказался на появлении в последней травянистых равнин (степей и прерий). Следует упомянуть о господстве в заболоченных низинах самых высоких в истории зеленого покрова Европы так называемых янтарных лесов из смолоносных гигантских деревьев — таксодиума (болотного кипариса), секвойи и ликви-дамбара.
Их окаменелую смолу — янтарь находят не только на берегах Балтийского моря, но и в Полесье. Травянистые поляны обеспечивали кормом оленей, косуль и антилоп. Длиннохоботные слоны со слабоизогнутыми бивнями и крупные однопалые лошади пришли на смену гуишарионовой фауне — мастодонтам, трехпалым гиппарионам и махайродам, гиенам, носорогам, жирафам, оленям и разнообразным обезьянам, достигшим расцвета в начале неогена. В образовавшихся степях Евразии паслись предки травоядных туров и бизонов.
Список использованной литературы:
1. Киселев В.Н. Основы экологии: Учеб. пособие.- Мн.: Універсітзцкае, 1998.- 367 с.
2. Запольський А.K., Салюк А.І.Основи екології: Підручник / За ред. К.М. Ситника. — 2-ге вид., допов. і переробл. — K.: Вища шк., 2004. — 382 с
Бесплатно скачать реферат “Развитие жизни в кайнозойской эре и ее современный этап” в полном объеме