Курсовая работа
натему:
«Учетзатрат и калькулирование себестоимости продукции вспомогательных производстворганизации пищевой промышленности»
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Экономическая сущность изадачи учета затрат, калькулирование себестоимости продукции вспомогательныхпроизводств организаций пищевой промышленности… 5
1.1. Сущность и классификация затрат вспомогательных производств. 8
1.2. Себестоимость продукции (услуг) и принципы е формированияв современных условиях хозяйствования. 11
1.3. Значение и задачи учета затрат и калькулированиесебестоимости продукции вспомогательных производств. 14
1.4. Краткая экономическая характеристика исследуемойорганизации. 16
2. Учет затрат икалькулирование себестоимости услуг вспомогательных производств… 21
2.1 Документальное оформление и учетматериальных затрат, учет расходов на оплату труда в организации. 21
2.2 Учет накладных расходов вспомогательныхпроизводств. 25
2.3 Методика калькулированиясебестоимости услуг и работ вспомогательного производства 27
3.Совершенствование учета затрат и калькулирования себестоимости продукции вспомогательного производства… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 32
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 33
Приложение 1. 34
Приложение 2. 35
ВВЕДЕНИЕ
Изучение себестоимости продукции вспомогательных производств имеетбольшое значение для предпринимательской деятельности организаций. Разработка иреализация управленческих решений базируется на соответствующей информации осостоянии дел в той или иной области деятельности организации. Так, данныеучета издержек производства и калькулирования себестоимости продукциивспомогательных производств являются средством выявления производственныхрезервов, постоянного контроля использования материальных, трудовых ифинансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Это являетсяпричиной того, что участок издержек производства и калькулированиясебестоимости продукции (работ, услуг) занимает наиболее важное место в системеорганизации.[6, с.126]
Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественныхпоказателей, характеризующих все стороны хозяйственной деятельности предприятия(фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан собъемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов,оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д.
Себестоимость продукции является основой определения цен на продукцию.Ее снижение приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Болеетого, для предприятий, производящих продукцию, цены на которую жесткорегламентированы законодательством, снижение себестоимости — единственнаявозможность сделать свое производство рентабельным и получать прибыль.
Организации пищевой промышленности, у которых естьвспомогательные производства, должны по-особому распределять общехозяйственныеи общепроизводственные расходы в бухгалтерском учете. Специфичен у такихпредприятий и порядок, в котором следует списывать прямые и косвенные расходы вналоговом учете.
Актуальностьтемы данной курсовой работы определена в первую очередь объективнозначительной ролью изучения формирования затрат вспомогательных производств всовременной социально ориентированной рыночной экономике, переход к коейявляется главным вектором разворачиваемой в Беларуси экономической реформы.Вот почему формирование затрат вспомогательных производств представляет собойстратегическую задачу реформационной экономической политики. Себестоимостьпродукции – один из наиболее важных экономических показателей, характеризующихиздержки предприятия, связанные с производством и реализацией его продукции.Снижение себестоимости продукции – источник роста рентабельности предприятий,национального богатства и благосостояния страны.
Систематическоеснижение затрат на производство единицы продукции является предметом руководствапромышленного предприятия, так как при этом происходит рост прибыли исоответствующих источников дальнейшего развития предприятия и повышенияблагополучия коллектива. Этим и объясняется выбор темы курсовой работы.[8, с.65]
В контексте вышесказанного цель написания работы – изложить определенную концепцию формирования затрат вспомогательных производствпромышленного предприятия, отражающей специфику и противоречивость егостановления в нашей стране, адаптирующей мировой опыт, а также сделать попыткусовершенствования учета затрат вспомогательных производств.
Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО Толочинскиймаслодельно-сыродельный завод
В ходе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
– определить экономическую сущность и задачи учета затраткалькулирование себестоимости продукции вспомогательных производств организацийпищевой промышленности;
– описать учет затрат и калькулирование себестоимости услугвспомогательных производств;
– предложить меры по совершенствованию учета затрат икалькулирования себестоимости продукции вспомогательного производства
Основой написания курсовой работы явились работы отечественных изарубежных ученых; материалы периодической печати; учетные и отчетныематериалы конкретного предприятия.
/>1. Экономическая сущность и задачи учета затрат,калькулирование себестоимости продукции вспомогательных производств организацийпищевой промышленности
При осуществлении хозяйственно-производственной деятельности напредприятии пищевой промышленности естественным образом потребляются сырье,материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата,отчисляются платежи на их социальное и пенсионное страхование, начисляетсяамортизация, а также осуществляется еще ряд необходимых затрат. Посредствомпроцесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия отреализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственногопроцесса. Чтобы подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести кединому знаменателю, то есть представить в денежном выражении. Такимпоказателем и является себестоимость.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостнуюоценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природныхресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовыхресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.[3]
В процессе своей деятельности предприятие несет не толькопроизводственные затраты, которые прямо или косвенно связаны с процессомпроизводства, но и непроизводственные, которые в себестоимость, как правило, невключаются.
В себестоимость продукции включаются:
а) затраты наподготовку и освоение производства,
б) затраты,непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологиейи организацией производства, включая расходы по контролю производственныхпроцессов и качества выпускаемой продукции,
в) расходы,связанные с изобретательством и рационализацией, изготовлением и испытаниеммоделей и образцов, организацией выставок и конкурсов, выплатой авторскихвознаграждений и др.,
г) расходы,связанные с обслуживанием производственного процесса,
д) затраты пообеспечению нормальных условий труда и техники
безопасности,
е) расходы,связанные с управлением производством,
ж) выплаты,предусмотренные законодательством о труде, за не проработанное время, оплатаочередных и дополнительных отпусков, оплата рабочего времени за выполнениегосударственных обязанностей и др.,
з) отчисления Фондсоциальной защиты населения от расходов на оплату труда, включаемые всебестоимость продукции, а также в фонд занятости,
и) платежи пообязательному страхованию имущества предприятия, учитываемого в составепроизводственных фондов и отдельных категорий работников,
к) затраты навоспроизводство основных производственных фондов, включаемых в себестоимостьпродукции в форме амортизационных отчислений на полное восстановление отстоимости основных фондов,
л) износ понематериальным активам.[7, с.123]
Кроме того, в себестоимость продукции включаются потери от брака,потери от простоев по внутрипроизводственным причинам, недостачи материальныхценностей в производстве и на складах в пределах норм естественной убыли исверх норм, если виновник не установлен.
В себестоимость продукции не включаются затраты и потери, относимые насчет прибылей и убытков, затраты по аннулированным производственным заказам ина содержание законсервированных производственных мощностей, судебные издержкии арбитражные сборы, штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушениеусловий хозяйственных договоров, убытки от списания безнадежных долгов и др.
Часть расходов, связанных с производственной деятельностью, погашаетсяза счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Это затраты нафинансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных итехнологических работ, расходы связанные с выпуском и реализацией акций,облигаций и других ценных бумаг.
В соответствии с Планом счетовфинансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применениюразличают следующие виды производств:[2]
— основное производство;
— вспомогательное производство;
— обслуживающее производство.
Основная производственная деятельность – этодеятельность, которая является целью создания предприятия.
Обслуживающее производство – это производство, несвязанное с выпуском продукции, выполнение работ, оказанием услуг, явившихсяцелью создания организации. К ним относятся: жилищно-коммунальные хозяйства(эксплуатация жилых домов, общежитий, прачечных, бань), пошивочные и другиемастерские бытовое обслуживание, столовые и буфеты, детские дошкольныеучреждения (сады, ясли), дома отдыха, санатории и другие учреждения оздоровительногои культурно-просветительного назначения
Вспомогательное производство – это производство,являющееся подсобным для основного производства организации. В частности, этоможет быть:
– обслуживание различными видами энергии (электроэнергией, паром,газом, воздухом и др.);
– транспортное обслуживание;
– ремонт основных средств;
– изготовление инструментов, штампов, запасных частей, строительныхдеталей, конструкций или обогащение строительных материалов (в основном встроительных организациях);
– возведение временных (нетитульных) сооружений;
– засолка, сушка и консервирование сельскохозяйственных продуктов.
– холодильные установки,
– ремонтно-механические цехи и мастерские,
– транспорт (железнодорожный, автомобильный),
– тарное и полиграфическое производства и другие.
Основными задачами бухгалтерского учета затрат вспомогательныхпроизводств являются:[8, с.103]
1. Своевременное, полное, и достоверное отражение фактических затрат вспомогательныхпроизводств;
2. Исчисление (калькулирование) фактической себестоимости отдельныхвидов продукции вспомогательных производств;
3. Контроль за экономным и рациональным использованием материальных,трудовых и финансовых ресурсов.
На производствах иногда бывает сложно разграничитьвспомогательные и обслуживающие производства и отнести конкретное производствок тому или иному виду. Основной критерий, которым следует при этомпользоваться: вспомогательное производство всегда имеет отношение к основномупроизводству и основной продукции предприятия и его можно рассматривать какчасть производственного процесса, тогда как обслуживающие производства кпроизводственному производству отношения не имеют, а обслуживают, скорее,работников организации.
Например, в мясной промышленности, гдевырабатывается скоропортящаяся продукция, в структуру организаций входитхолодильники, где охлаждают, замораживают, размораживают и хранят мясо имясопродукты. Организации, выпускающие мясные консервы, производят и жестяныебанки для них. Также к вспомогательным производствам относят вырабатывающиеискусственную колбасную оболочку.
По виду производимой продукции (оказываемых услуг)можно классифицировать вспомогательные производства на общие для всехпредприятий и вспомогательные производства, наличие которых определяетсяпроизводственной и отраслевой спецификой предприятия. К первой группе можноотнести производства, обслуживающие предприятие различными видами энергии,транспортные, ремонтные цехи. Все остальные вышеперечисленные видывспомогательных производств следует отнести ко второй группе.
Тип вспомогательного производства и их число напредприятии зависит от отраслевой принадлежности предприятия, однакостандартными видами вспомогательных производств, а также наиболее частовстречающимися на промышленных предприятиях являются энергетическое,транспортное, ремонтно-механическое производства. />1.1. Сущность и классификация затрат вспомогательных производств
Затратами организации признается уменьшение экономических выгод врезультате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или)возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации,за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственниковимущества).[5, с.65]
Прямые производственные затраты — это те, которые непосредственно можноотнести к услугам, продукции и заказам: прежде всего заработная плата запроизведенную работу и материалы, израсходованные при ее выполнении. Сюда жевходят особые единичные затраты процесса изготовления и сбыта, поскольку онимогут быть отнесены непосредственно на продукт или отдельную трудовую операцию.Прямые производственные затраты являются одновременно базой для расчета нижнейграницы цены продукции. Продажа товара по ценам ниже прямых затрат увеличиваетриск убытка, равный величине затрат на организацию производства.
Прямые затраты — это затраты, которые можно связать с носителемзатрат (продуктом, клиентом, регионом и т.д.). Примерами прямых затрат могутслужить, например, связанные с продуктом издержки материалов, связанные склиентом издержки на рекламу и т.д.
Косвенные затраты – это затраты, которые нельзя напрямую связатьс носителем затрат. Примерами косвенных затрат могут служить, например,затраты, связанные с управлением предприятием, расходы, связанные собслуживанием компьютерной сети и т.д. [6, с.66]
Деление затрат на прямые и косвенные имеет условный характер.,
Косвенные расходы связаны с выпуском нескольких видов продукции,например, затраты по управлению и обслуживанию производства (накладные).
Косвенные расходы сначала собираются на соответствующихсобирательно-распределительных счетах, а затем включаются в себестоимостьконкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базыраспределения обуславливается особенностями организации и технологиипроизводства и устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учетуи калькулированию себестоимости продукции.
К косвенным расходам относят и вспомогательное производство.
Вспомогательное производство учитывают на счете 23. к этому счетуоткрывают следующие субсчета:
23/1 – Ремонтные мастерские
23/2 – Ремонт зданий и сооружений
23/3 – Автомобильный транспорт
23/4 – Энергетические производства (хозяйства)
23/5 – Водоснабжение
23/6 – Теплоснабжение
23/7 – Газоснабжение
23/8 — Возведение титульных (временных) сооружений
23/9 – Прочие вспомогательные производства[2]
По дебету счета 23 учитывают все затраты, относящиеся квспомогательному производству, а по кредиту – списывают на счета потребителейстоимость выполненных работ и оказанных услуг по фактической себестоимости.[3]
Затраты учитывают по следующей номенклатуре статей:
– Расходы на оплату труда. Элементы “Затраты на оплату труда”отражают затраты на оплату труда персоналу вспомогательного производствапредприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты,стимулирующие и компенсационные выплаты, в том числе компенсации по оплатетруда в связи с повышением цен и индексации доходов, компенсации женщинам,находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достиженияим определенного законодательством возраста, а также зарплату на оплату трудане состоящих в штате работников, занятых в основной деятельности.
– Отчисления на социальные нужды. Элементы “Отчисления насоциальные нужды” отражают обязательные отчисления по установленным законодательствомнормам в пользу органов государственного социального страхования, Пенсионногофонда. Величина отчислений исчисляется от затрат на оплату труда работников,включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу “Затраты наоплату труда”.
– Сырье и материалы, в том числе:
1. Нефтепродукты;
2. Запасные части;
3. Спецодежда и др. Данный элемент включает в себя стоимость покупныхсырья и материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды, атакже комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшеммонтажу или дополнительной обработке в данной организации
– Содержание и эксплуатация основных средств. Элементы “Содержаниеи эксплуатация основных фондов” отражают сумму амортизационных отчислений наполное восстановление производственных фондов вспомогательного производства,исчисленную исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленномпорядке норм, включая ускоренную амортизацию их активной части;
– Работы и услуги;
– Расходы денежных средств;
– Затраты по организации производства и управлению;
– Прочие затраты.[3]
Организации пищевой промышленности могут корректировать переченькалькуляционных статей затрат в случае необходимости с учетом специфики иособенностей деятельности того или иного вида вспомогательного производства.
Во вспомогательных производствах применяются практически те же методыучета затрат на производство и способы калькулирования производственнойсебестоимости, как и в основном производстве. При этом прямые расходы,связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказаниемуслуг, которые можно отнести на конкретную единицу готовой продукции послепрохождения определенного цикла обработки в цехах вспомогательных производств,относятся в дебет счета 20. Неподдающиеся непосредственному списанию затратыэтих участков распределяются на счета учета: прямых расходов основногопроизводства (счет 20), готовой продукции (43 «Готовая продукция»), продаж(счет 90 «Реализация») пропорционально установленному учетной политикойпоказателю.
Прямые затраты также могут подлежать распределению, так как они могутотноситься как к основному, так и к вспомогательному производству (в томслучае, если данным подразделением производится побочный выпуск какой-либопродукции для реализации на сторону).
Расходы производственных подразделений связаны с количествомпотребленных услуг вспомогательных цехов. Сумма фактических расходоввспомогательных цехов распределяется на расходы основного производства по видамдеятельности пропорционально доле услуг, потребленных основными подразделениямив общем объеме услуг, оказанных вспомогательными цехами/>1.2. Себестоимость продукции (услуг) и принципы е формирования в современныхусловиях хозяйствования
При осуществлении хозяйственно-производственной деятельности на любомпредприятии естественным образом потребляются сырье, материалы, топливо,энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются платежи на ихсоциальное и пенсионное страхование, начисляется амортизация, а такжеосуществляется еще ряд необходимых затрат. Посредством процесса обращения этизатраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции(работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса.Чтобы подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести к единомузнаменателю, то есть представить в денежном выражении. Таким показателем иявляется себестоимость.[7, с.111]
Себестоимость продукции (работ,услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы(предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; результатывнедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствованиеорганизации труда, производства и управления.
Конкретный состав затратрегулируется законодательно практически во всех странах. Это связано сособенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты фирмы поисточникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции и,следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и возмещаемые из прибыли,остающейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательныхплатежей).
Как экономическая категориясебестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
– учёт и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
– база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия иопределения прибыли и рентабельности;
– экономическое обоснование целесообразности вложения реальныхинвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширениедействующего предприятия;
– определение оптимальных размеров предприятия;
– экономическое обоснование и принятие любых управленческих решенийи др.
По объему учитываемых затратразличаются три вида себестоимости:[6, с.132]
– цеховая себестоимость, включающая в себя затраты напроизводство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затратына производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная платаосновных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы посодержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;
– производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции),кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческиеи общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;
– полная себестоимость, или себестоимость реализованной(отгруженной) продукции, — показатель, объединяющий производственнуюсебестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческиезатраты, внепроизводственные затраты).
Её реальное определение напредприятии необходимо для:
– маркетинговых исследований и принятия на их основе решений оначале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшимизатратами;
– определения степени влияния отдельных статей затрат насебестоимость продукции (работ, услуг);
– ценообразования;
– правильного определения финансовых результатов работы, асоответственно и налогообложения прибыли.
Корме того, различают плановуюи фактическую себестоимость. Плановая себестоимостьопределяетсяв начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановыхпоказателей на этот период. Фактическая себестоимостьопределяетсяв конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета офактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическаясебестоимость определяются по одной методике и по одним и тем жекалькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателейсебестоимости.
Но, помимо затрат, прямо иликосвенно обусловленных процессом производства, предприятие несет инепосредственные затраты, которые не связаны с выпуском продукции (работ,услуг) и в себестоимость, как правило, не включаются.
Предприятие в процессе своейдеятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенноевоспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализациюпродукции, социальное развитие своих коллективов и др.[8, с.105]
По характеру участия в создании продукции (работ, услуг)
При определении затрат как по отдельным подразделениям, так и попредприятию в целом выделяют:
1. основные расходы, непосредственно связанные с процессом изготовленияпродукции (выполнения работ, услуг), в частности затраты сырья, основныхматериалов и комплектующих, топлива и энергии, заработная платапроизводственных рабочих и т.д.,
2. накладные расходы, т.е. расходы по управлению и обслуживаниюпроизводства — цеховые, общезаводские, внепроизводственные (коммерческие),потери от брака.
Накладные расходы при калькулировании себестоимости отдельных видовпродукции (работ, услуг) включаются в себестоимость, как правило, методомкосвенного распределения их пропорционально какому-либо показателю (заработнойплате основных производственных рабочих, машино-часам использованияпроизводственного оборудования и т.д.).[3]
По изменяемости в зависимости от объемов производства.
Затраты, которые изменяются (увеличиваются или уменьшаются)пропорционально изменению объема продукции, называются условно-переменными.
Затраты, которые остаются неизменными и величина их прямо не связана сростом или сокращением выработки продукции (выполнения работ, оказания услуг),называют условно-постоянными. Размер условно-постоянных расходов почти независит от объема производства продукции. К ним относятся общепроизводственныеи общехозяйственные расходы.
По способу включения в себестоимость продукции.
Очень часто при калькулировании себестоимости продукции невозможноточно определить в какой степени те или иные затраты, возникающие напредприятии, могут быть отнесены на те или иные виды продукции. В связи с этимвсе затраты предприятия подразделяются на прямые, которые могут бытьнепосредственно отнесены на данный вид продукции (работы, услуги), и косвенные,которые связаны с производством многих изделий. Как правило, это все остальныезатраты предприятия. Косвенные затраты распределяются между отдельными видамипроизводства и продукции пропорционально какому-либо установленному показателю[8,с.118].
По периодичности возникновения.
Текущие — расходы, имеющие частую периодичность, например расходы сырьяи материалов.
Единовременные — расходы на подготовку и освоение выпуска новых видовпродукции, расходов, связанных с пуском нового производства.
По участию в процессе производств.
По участию в процессе производства затраты делятся на производственныеи коммерческие.
Организация учета затрат на производство продукции основана наследующих принципах:
– неизменность принятой методологии учета затрат на производство икалькулирования себестоимости продукции в течение года,
– полнота отражения в учете всех хозяйственных операций;
– правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам,
– разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальныевложения;
– регламентация состава себестоимости продукции.
Одно из основных условий получения достоверной информации о
себестоимости продукции — четкое определение состава производственныхзатрат./>1.3. Значение и задачи учета затрат и калькулирование себестоимостипродукции вспомогательных производств
В современной экономической литературе калькулирование определяетсякак система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видовпродукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты напроизводство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимостьединицы продукции.[6]
По видам продукции (работ, услуг) затраты группируют для исчисления ихсебестоимости. В процессе калькулирования себестоимости единицы продукциивспомогательного производства учитывают все издержки, связанные с выполнениемодного заказа или производством единицы продукции какого-либо вида. Объектыкалькуляции – это отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, работа иуслуги, себестоимость которых определяется. Определение себестоимости служитосновой для установления цен, является базой для исчисления налогов на сбыт, атакже для текущей оценки результатов деятельности предприятия.
Задача калькулирования – определить издержки,которые приходятся на единицу продукции вспомогательного производства,предназначенных для реализации, а также на единицу продукции вспомогательногопроизводства для внутреннего потребления.[9, с.165]
Конкретные функции в процессе калькулирования издержек:
– определение производственной или заводской себестоимости дляоценки запасов продукции вспомогательного производства или полуфабрикатов;
– определение величины себестоимости для установления и контроляцен;
– предоставления данных о себестоимости продукции для оценкирезультата деятельности предприятия и обеспечения процесса принятия решенийруководством.
Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций.Все виды калькуляции отражают расходы на производство и реализацию единицыконкретного вида продукции вспомогательного производства в разрезекалькуляционных статей.
Калькулирование позволяет изучить себестоимость полученных в процессепроизводства конкретных продуктов.
Калькулирование себестоимости продукции вспомогательного производстваусловно можно подразделить на три:
Плановая себестоимость разрабатывается на основе прогрессивныхнорм и экономических нормативов за отчетный период. и представляет собойпринятие предприятием решений о предельной величине затрат на производствосоответствующих видов продукции, выполнение работ или оказание услуг.
Фактическая (отчетная) себестоимость определяется на основеданных бухгалтерского учета по истечении отчетного периода и представляетдостоверную информацию о фактических затратах на производство продукции, работ,услуг. Она служит основой для экономического анализа, прогнозирования,планирования и принятия решений на краткосрочную и долгосрочную перспективу поизготовлению, совершенствованию или замене данного вида продукции.
Нормативная себестоимость представляет собой один из видовпредварительной себестоимости и определяет величину затрат на изделие постатьям и действующим, текущим нормам, нормативам и сметам[10, с.125]
Калькулирование себестоимости продукции вспомогательного производстваявляется объективно необходимым процессом при управлении производством т.к.содержащаяся в них информация позволяет не только решать традиционные задачи,но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций как:
– целесообразность дальнейшего выпуска продукции вспомогательногопроизводства;
– установление оптимальной цены на продукцию;
– целесообразность обновления действующей технологии и станочногопарка;
– оценка качества работы управленческого персонала.
Таким образом, производственный учет и калькулирование являетсяосновными элементами системы управления не только себестоимостью продукции, нои производством в целом./>1.4. Краткая экономическая характеристика исследуемой организации
Данная курсовая работа будет рассмотрена на примере ОАО Толочинскиймаслодельно-сыродельный завод. Завод расположен по адресу: г. Толочин,
Предприятие основано в 1957 году, в 1996 году было преобразовано воткрытое акционерное общество.
ОАО Толочинский МСЗ производит и реализует:
– сыры твердые сычужные;
– мороженое;
– сливочное масло;
– цельномолочная продукция;
– мягкие и плавленые сыры;
– майонезы, соусы томатные, горчица;
– молоко сухое обезжиренное;
– сыворотку молочную сухую;
– молочный сахар-сырец;
– заменитель цельного молока
По данным предприятия, в январе текущего года Толочинскиймаслодельно-сыродельный завод увеличил объем производства продукции всопоставимых ценах на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого годадо 829 млн. В частности, произведено 61,1 т жирных сыров, а также 345 тцельномолочной продукции.
Продукция ОАО Толочинского МСЗ хорошо известна на территории РеспубликиБеларусь. Партнерами предприятия являются более 600 организаций из всехрегионов республики. Это крупные торговые предприятия областных городов,предприятия потребительской кооперации, комбинаты общественного питания,индивидуальные предприниматели. Предприятие работает и на международном рынке стакими странами, как Российская Федерация, Польша и др.
В январе предприятием реализовано 41,6 т жирных сыров, 0,6 тполутвердых сыров, а также 10,2 т животного масла, 5 т обезжиренной и 342,4 тцельномолочной продукции.
Кроме того, сыр, животное масло и часть цельномолочнойпродукции экспортируется в Россию (в Москву, Санкт-Петербург, Смоленскуюобласть). В первом месяце текущего года на экспорт предприятие поставлялотолько цельномолочную продукцию. Так, в Смоленскую область было реализовано275,9 т цельномолочной продукции. Подтверждением высокой гарантии стабильногокачества выпускаемой ОАО Толочинский МСЗ продукции является работа всегоколлектива в системе менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000.
Управлениев обществе осуществляют:
-Общее собрание акционеров;
-Наблюдательный совет,
-Директор.
Собраниеакционеров является высшим органом управления общества.
Наблюдательныйсовет осуществляет руководство деятельностью общества в период между собраниямиакционеров. Руководство текущей деятельностьюобщества осуществляет директор. (Приложение 1)
Всюпроизводственную деятельность можно представить в виде двух составляющих:основное производство и вспомогательное производство.
В своюочередь, они подразделяются на следующие цеха и отделы:
Основноепроизводство:
1. Цех по производству масла ицельномолочной продукции.
2. Участок по производству сухого молока.
3. Цех по выработке и уходу за сыром.
4. Приемно-аппаратный участок
5. Участок фасовки.
6. Тарный участок.
7. Лаборатория по контролю производства.
Вспомогательноепроизводство
1. Компрессорная.
2. Котельная.
3. Очистные сооружения.
4. Ремонтно-строительный участок.
5. Служба КИП и А.
6. Службаэлектриков.
7. Механическаямастерская.
8. Транспортный цех.
Цеха основного производства и 1,2, 3 вспомогательногопроизводства возглавляют начальники.
Другие службывозглавляют:
мастерскую- главный механик;
службуКИП и А- главный метролог;
службуэлектриков — главный энергетик;
ремонтно-строительныйучасток, транспортный цех — мастер.
За 2005год поступило молока от заготовок 118895 тонн, в том числе от населения 39852тонн, что составляет 33,5% в общем объемемолока. По сравнению с 2004 годом объем закупа молока увеличился на 8089 тоннили на 7,3% за счет общественного сектора.
В среднем рентабельность на предприятии составляет 7,1%. Данные таблицысвидетельствуют о том, что наиболее рентабельной продукцией являются сырки(15,4%), напитки из сыворотки (15,3%), йогурт (14,9%), сырки глазированные(12,9%). Эта продукция пользуются спросому потребителей, и дает возможность предприятию выжить в сложных условиях.(Приложение 2)
Финансовые показатели ОАОТолочинский МСЗ приведены в таблице 1.1
Таблица 1.1 Сравнительные финансовые показатели ОАО ТолочинскогоМСЗ за период 2004-2005гг. 2004год 2005 год % Выручка от реализации, млн. руб 58825 64643 110 Себестоимость РП, млн. руб 36309 38124 105 Прибыль от реализации продукции, млн. руб 3920 4508 115
Прочая прибыль
В том числе Внереализац.прибыль, млн. руб 56,4 66 117 Балансовая прибыль, млн. руб 4041 4526 112 Рентабельность производства % 6,96 7,1 102 Налоги из прибыли, млн. руб 17797 19043 107
Прибыль остающ. в распоряж. предпр., млн. руб
Из нее: 1762 2130 121
В фонд накопления и пополнения
СОС 814 1001 123 В фонд потребления 895 1065 119 Создание резервного фонда 53 64 121
Данныетаблицы свидетельствуют о незначительном увеличении финансовых показателейработы завода, в первую очередь это связано свлиянием инфляционного фактора. На 115% увеличилась в 2005 году по сравнению с2004 годом прибыль от реализации продукции. На121% увеличилась прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Рентабельностьпроизводства практически не изменилась.
По итогам работы за 2005 годбалансовая прибыль составила 4526 млн.р., в том числе
-отреализации продукции 3230 млн.р.
-отфирменной торговли 316 млн.р.
-отпрочей деятельности 980 млн.р.
Фонднакопления и пополнения СОС забирает 47% прибыли, остающейся в распоряжениипредприятия, 50% направляется в фонд потребления, незначительная часть идет насоздание резервного фонда — 3%.
Готоваяпродукция, созданная в процессе производства, должна быть реализована. Дляэтого в составе предприятия создается коммерческаяслужба по реализации — служба сбыта, организующая и осуществляющая поставкупродукции к потребителю.
В новыхусловиях хозяйствования вопросы изучения рынка сбыта приобретают на предприятиипервостепенное значение: это способствует не только формированию реальных планов сбыта продукции, нои является основой разработки стратегии развития предприятия. В связи с этим все большее значение находит системамаркетинга.
Уровень реализации продукции за март 2005 г.Представлен в таблице 1.2
Таблица 1.2. Удельный весреализованной продукции в общем объеме реализации за март 2005года на ОАОТолочинский МСЗ.Реализовано Реализовано в оптовых ценах, млн. руб. Удельный вес,% г. Минск 13183,1 81,53 По областям РБ 1733,4 10,72 В т.ч. Жлобин 84,5 0,52 Брест и Брестская область 130,5 0,81 Витебск и Витебская область 333,2 2,06 Полоцк, Новополоцк 135,1 0,84 Гродно и Гродненская область 65,5 0,41 Гомель и Гомельская область 392,8 2,43 г. Червень 29,3 0,18 Могилев и Могилевская область 278,8 1,72 г. Бобруйск 283,7 1,75 Прочая реализация 824,1 5,1 Экспорт 429,4 2,66
Всего
16170
100
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 2005годуреализовано продукции на сумму 16170 млн.руб. Из них прочая реализациисоставила 5,1%; экспорт- 2,66%.
В 2006 году экспорт составил 3363,5 тыс. долл. США, чтосвидетельствует об увеличении экспорта, по сравнению с 2005г. почти в 1,5 раза.
В связи с политико-экономической ситуацией в республике,улучшением материального благосостояния населения, стабильной работойпредприятий и широким ассортиментом выпускаемой продукции, конкуренция растет скаждым днем все больше. Это говорит о том, что предприятие- изготовитель должноочень строго отслеживать качество выпускаемой продукции, постоянно расширятьассортимент, удивлять новыми оригинальными видами продукции, красочной,стильной упаковкой. В целом увеличение объема продаж в 2007 году планируетсяосуществить за счет еще более гибкой ценовой политики предприятия, разработкии ввода в производство новых видов продукции, постоянном удержании на высокомуровне качества выпускаемой продукции. Данный курс развития предприятия будетбазироваться именно на данной маркетинговой политике и в последующие пять лет.
/>2. Учет затрат и калькулирование себестоимости услугвспомогательных производств
Стоимость выполненных работ и оказанных услуг вспомогательногопроизводства ОАО Толочинский МСЗ в течении отчетного периода (месяц, квартал)относится на затраты основных производств по соответствующим объектам учетазатрат исходя их объемов выполненных работ, оказанных услуг и фактическойсебестоимости единицы этих работ.
Учет затрат и калькулирование себестоимости услуг вспомогательногопроизводства рассмотрим на примере ремонтного цеха Толочинского МСЗ.
Объектами учета затрат в ремонтно-механических мастерских являютсяотремонтированные объекты (автомобили, оборудование и др.) или изготавливаемыеизделия.
Затраты мастерских Толочинского МСЗ делятся на прямые и цеховые. Всостав прямых затрат включаются: оплата труда с отчислениями на социальныенужды рабочих, занятых ремонтом объектов или изготовлением изделий, стоимостьизрасходованных запасных частей, ремонтных материалов, топлива» смазочныхматериалов, затраченных на ремонт и изготовление объектов.
Прямые затраты группируют в журнале учета затрат на аналитическихсчетах по видам ремонтов (работ) и изготовляемым изделиям на основанииведомостей дефектов машин, лимитно-заборных карт, накладных, нарядов по каждойремонтируемой машине и прочим работам по изготовлению изделий и инвентаря.Здесь же учитывают и затраты по ремонту и техническому обслуживанию,произведенному непосредственно в бригадах, затраты на ремонт, выполняемый всторонних организациях.
В течение года фактические (прямые и цеховые) затраты собираются вдебетовой части счета 23 субсчета «Ремонтно-механические мастерские».
Предварительно цеховые расходы мастерских ОАО Толочинский МСЗ собираютсяна отдельном аналитическом счете. К ним относят оплату труда с отчислениями насоциальные нужды цехового персонала (заведующего мастерской, механика, бухгалтера),расходы на ремонт, износ основных средств мастерской (здания, оборудования). />2.1 Документальное оформление и учет материальных затрат,учет расходов на оплату труда в организации
Техника, поступающая в мастерскую ОАО Толочинского МСЗ для ремонта(трактора, автомобили, станки), подвергаются тщательному осмотру в присутствииинженера-механика и заведующего ремонтной мастерской. В необходимых случаяхпроводится разборка соответствующих узлов и агрегатов. В результате этогоопределяется степень износа отдельных деталей и узлов, устанавливаетсясложность ремонта, объем работ, потребность в запасных частях и ремонтныхматериалах.
На основании такого осмотра составляется ведомость дефектов на ремонтмашины. В этом документе дается краткая характеристика состояния основных узлови агрегатов машины, приводится объем ремонтных работ, указываются потребность взапасных частях и исчисляется сметная стоимость ремонта машины. Стоимостьзапчастей и ремонтных материалов устанавливается исходя из их фактическойсебестоимости. Затраты на оплату труда определяют на основе действующих норм ирасценок.
Ведомость составляют в 2 экземплярах: один передается заведующемускладом для подбора и выдачи деталей и материалов, необходимых для ремонтамашины; второй остается в ремонтной мастерской как сметный документ для проведения ремонта.
На основании ведомостей дефекта выписывают наряды на выполнениеремонтных работ. Отпуск со склада запасных частей и ремонтных материалов производитсяна основании ведомостей на получение запасных частей или требований –накладных, которые выписывают по данным дефектной ведомости. При этом имеютместо дублирующие записи. В ведомости дефектов приводится перечень иуказывается количество, стоимость необходимых для ремонта запасныхчастей и ремонтных материалов. Все эти данные из ведомости дефектов переносятсяв ведомость на получение запасных частей и ремонтных материалов. Затем введомости на получение запасных частей и ремонтных материалов указываютколичество фактически отпущенных запасных частей и ремонтных материалов.После этого в ведомости дефектов опять записывается фактическое количество истоимость израсходованных (поставленных на машину) запасных частей и ремонтныхматериалов.
В дебет счета 23 в течение месяца относятся все затраты вспомогательныхпроизводств ОАО Толочинского МСЗ с кредита соответствующих материальных,расчетных и денежных счетов (10 “Материалы”, 70 “Расчеты с персоналом по оплатетруда”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 28 “Бракв производстве”, счетов 02, 05, 10,15,16, 23, 50, 60, 69,76 и др.).
Расходы по обслуживанию производства можно накапливать на счете 23 безпредварительного накапливания на счете 25.
По окончании месяца затраты вспомогательных производств ОАОТолочинского МСЗ распределяют пропорционально количеству потребленных услуг илипроизведенной продукции в соответствующих единицах измерения.
При журнально-ордерной форме учета затрат по каждому цехувспомогательных производств осуществляют в ведомости учета затрат обслуживающихпроизводств и хозяйств (форма № 13). В них затраты учитывают по отдельным видампродукции (услуг) и статьям затрат. Месячные итоги ведомостей переносят вжурнал-ордер № 10.
Фактическую себестоимость произведенной продукции, выполненных работ иоказанных услуг списывают со счета 23 в дебет счетов:
20 “Основное производство”— при отпуске продукции (работ, услуг)основному производству или основному виду деятельности,
90 “Реализация”— при выполнении работ и услуг для стороннихпредприятий;
29 “Обслуживающие производства и хозяйства”— при отпуске продукции(работ, услуг) обслуживающим производствам и хозяйствам,
других счетов (08, 10, 15, 43 и др.).
В бухгалтерских записях движение полуфабрикатов не отражают, а контрольза их движением от одного цеха к другому осуществляет бухгалтерия по даннымоперативного учета в натуральном выражении. В соответствии с таким порядкомучета затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют,а исчисляют лишь себестоимость готового продукта.
При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляютбухгалтерскими записями и калькулируют себестоимость полуфабрикатов послекаждого предела. При этом бухгалтерские записи на счете основного производствастолько раз повторяют ранее учтенные производственные затраты, сколько фазобработки проходят сырье и основные материалы. Такое наслоение ранее учтенныхзатрат на производство усложняет учет и калькулирование себестоимостипродукции, возникает необходимость очистки сводных показателей предприятия озатратах на производство от внутризаводского оборота. Вместе с тем этот вариантпозволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях егообработки и тем самым обеспечивает более действенный контроль за процессомформирования себестоимости продукции.
В ОАО Толочинский МСЗ применяется смешанный, или частично полуфабрикатныйвариант, при котором полуфабрикаты отражаются в учете на первых стадиях пополуфабрикатному, а на последующих стадиях — по бесполуфабрикатному варианту.
Затраты на производство продукции входят в себестоимость продукции тогоотчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты —предварительной (арендная плата и др.) или последующей (оплата отпусков рабочихи др.).
При журнально-ордерной форме учета сводный учет затрат на производствоосуществляют в журнале-ордере № 10.
Журнал-ордер № 10 составляют на основании итоговых ведомостей учетазатрат цехов (форма № 12), учета затрат обслуживающих производств и хозяйств(форма № 13), учета потерь в производстве (форма № 14), учета общехозяйственныхрасходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных расходов (форма № 15)и др.
Указанные ведомости составляют на основании ведомостей и разработочныхтаблиц распределения сырья и материалов, заработной платы, услугвспомогательных производств и непромышленных хозяйств, расчетов поамортизационным отчислениям, листков-расшифровок но прочим денежным расходам.
В статью «Оплата труда рабочих вспомогательного производства»учитывается оплата труда рабочих, занятых на вспомогательном производстве (времонтных мастерских) включаются:
– оплата работ по сдельным нормам и расценкам, а также повременнаяоплата труда;
– доплаты по сдельным и повременно-премиальным и другим системамоплаты труда;
– все виды доплат рабочим вспомогательного производства засверхурочные часы работы, работы в ночное время, совмещение профессий и другие;
– выплаты, предусмотренные законодательством о труде занепроработанное на производстве (неявочное) время, оплата очередных идополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, оплатальготных часов подростков, оплата времени, связанного с выполнениемгосударственных и общественных обязанностей, и другие виды выплат, включаемых всоответствии с установленным порядком в фонд оплаты труда (за исключениемрасходов по оплате, финансируемых за счет прибыли, остающейся в распоряженииорганизаций, и других целевых поступлений). Сюда относятся доплаты в случаевременной утраты работоспособности до фактического заработка, установленныезаконодательством, затраты по назначенному возмещению утраченного заработкаработником (нетрудоспособным иждивенцам работника в случае его смерти) врезультате увечья, профессионального заболевания либо иного поврежденияздоровья, связанного с исполнением им трудовых обязанностей, при осуществлениивыплат в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, в том числеи выплачиваемые субъектом хозяйствования как правопреемником в соответствии сзаконодательством (при этом не имеет значения, работает получатель у нанимателя- причинителя вреда либо вообще прекратил трудовую деятельность), другие видыоплат;
– выплаты работникам, высвобождаемым из организаций в связи с ихреорганизацией, сокращением численности работников и штатов. В эту жекалькуляционную статью включаются премии производственным рабочим.
По статье «Отчисления на социальные нужды» отражаются отчисления поустановленным нормам от сумм оплаты труда рабочих вспомогательного производства(кроме тех выплат, на которые отчисления не производятся) в соответствии снормативными правовыми актами./>2.2 Учет накладных расходов вспомогательных производств
Накладные расходы образуются в связи сорганизацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят изобщепроизводственных и общехозяйственных расходов.
К расходам по обслуживанию производстваи управлению в ОАО Толочинский МСЗ относят расходы на содержание иэксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственныерасходы. Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживаниемпроизводства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных иобщехозяйственных расходов.
Указанным расходам, имеющим общие характеристики, свойственнынекоторые различия. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования считаютсяусловно-переменными, т. е. зависящими от объема производства продукции, ацеховые и общезаводские расходы — условно-постоянными, т. е. не зависящими отобъема производства продукции.[10, с.160]
По окончании месяца расходы на содержание и эксплуатацию оборудования вОАО Толочинский МСЗ списывают на счета 23 «Вспомогательное производство» и 28«Брак в производстве» (в части исправимого брака) и распределяют междуотдельными видами продукции и незавершенным производством пропорциональносметным (нормативным) ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования. Приотсутствии сметных ставок расходы на содержание и эксплуатацию оборудованияраспределяют между видами продукции, как правило, пропорционально сумме основнойзаработной платы производственных рабочих.
Следует отметить, что распределение косвенных расходов между объектамикалькуляции может осуществляться несколькими способами: пропорционально основнойзаработной плате, нормативным или плановым затратам, сметным (нормативным)ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования, массе и объему продукции,количеству отработанных рабочими человеко-часов, количеству машино-часовоборудования и др.[11, с.201]
При выборе способа распределения косвенных расходов ОАО Толочинский МСЗучитывает специфику его работы, в том числе уровень механизации иавтоматизации отдельных подразделений, уровень квалификации счетных работникови другие факторы.
Распределение накладныхрасходов на различные объекты затрат даст полную их себестоимость. Чащевсего это производится пропорционально уровням отдельных показателей,связанных с соответствующими объектами затрат, — факторам распределениянакладных расходов: суммой прямых трудозатрат в человеко-часах,стоимостью прямых трудозатрат в виде фонда оплаты труда основногопроизводственного персонала, затрат машинного времени, объема производства илипродаж и т.п. Каждый раз выбирается фактор, наиболее точно отражающий причинно-следственныесвязи между объектами затрат и возникновением накладных расходов. При этомважным моментом является то, что для одного вида накладных расходов (или дажевсех накладных расходов) выбирается всего один фактор распределения. Этоявляется критическим недостатком традиционной системы калькуляции. Очевидно,что на возникновение накладных расходов (даже в пределах одного вида) влияет неодна характеристика объекта затрат, а некоторая их совокупность. Традиционныйметод калькуляции усредняет это влияние, выбирая фактор с наибольшим весом иигнорируя прочие причины возникновения накладных расходов.[11, с.203]
Аналитический учет расходов по содержанию и эксплуатации производственногооборудования ведут по каждому цеху вспомогательного производства в отдельностипо следующей типовой номенклатуре статей:
1) «Амортизация оборудования и транспортных средств»;
2) «Эксплуатация оборудования» (стоимость смазочных, обтирочных ипрочих вспомогательных материалов, заработная плата рабочих, обслуживающихоборудование, отчисления на социальные нужды, стоимость потребленного топлива ивсех видов энергии, услуги вспомогательных производств и т. п.);
3) «Текущий ремонт оборудования и транспортных средств»;
4) «Внутризаводское перемещение грузов»;
5) «Износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов иприспособлений»;
6) «Прочие расходы».
Внекоторых организациях по статье 2 «Эксплуатация оборудования» отражают затратыэлектроэнергии, как силовой, так и технологической, вследствие отсутствия ихраздельного учета и большого удельного веса силовой энергии.
Для аналитического учета расходов по содержанию и эксплуатацииоборудования используютведомости учета затрат цехов (ф. № 12),которые открывают на каждый цех в отдельности. Запись в ведомость производят наосновании первичных документов и разработочных таблиц распределенияматериалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств, расчетаамортизации основных средств, износа малоценных и быстроизнашивающихсяпредметов и листков-расшифровок по прочим денежных расходам, отраженным вжурналах-ордерах./>2.3 Методика калькулирования себестоимости услуг и работвспомогательного производства
Методику калькулирования себестоимости услуг и работ вспомогательного производстваОАО Толочинский МСЗ рассмотрим на условном примере.
1. Начислена зарплата:
рабочимосновного производства Д-т 20- Кт 70 – 2 730 тыс.руб.( в т.ч. 1530 тыс. руб.рабочим, занятым на производстве сыра и 1200 тыс. руб. – производстве творога)
рабочим цехов Д-т 25 – К-т 70 – 700 тыс.руб.
рабочимремонтных мастерских Д-т 23 – К-т 70 – 510 тыс.
2. Начислены взносы в ФСЗН (35% от ФОТ):
рабочим цехов Д-т 25 – К-т 69 – 245 тыс.руб.
рабочимремонтных мастерских Д-т 23 – К-т 69 – 179 тыс.руб.
3. Начислена амортизация:
здания цехаД-т 25 – К-т 02 – 161 тыс.
здания иоборудования ремонтной мастерской Д-т 23 – К-т 02 – 60 тыс. руб.
4. Приняты к оплате счета поставщиков за э\энергию, воду,:
здания цехаД-т 25 – К-т 60 – 15 тыс. руб.
зданияремонтной мастерской Д-т 23 – К-т 60 – 50 тыс. руб.
5. Списаны материалы, использованные:
В цехах Д-т 25– К-т – 10 – 45 тыс. руб.
В ремонтноймастерской Д-т 23 – К-т 10 – 21 тыс.руб.
6. В результате распределения списываются общепроизводственные расходы насодержание основного производства Д-т 20 – К-т 25 – 1156 тыс. руб.
7. В результате распределения списываются расходы вспомогательногопроизводства на содержание основного производства Д-т 20 – К-т 23 – 820 тыс.руб.
Порядок распределения вспомогательных расходов по видам продукцииотражен в таблице 2.2.
Таблица2.2 Расчет распределения общепроизводственных и расходов вспомогательногопроизводства по видам продукции за июнь 200_№ п\п Показатели Ед. измер. Всего В том числе по видам продукции Сыр Творог 1 2 3 4 5 6 1. Заработная плата производственных рабочих Тыс. руб. 2730 1530 1200 2. Удельный вес заработной платы по видам работ % 100 56 44 3. Общепроизводственные расходы Тыс. руб. 1156 647 509 4. Вспомогательное производство Тыс.руб. 820 459 361
В течение года ежемесячно цеховые расходы в плановых размерах(пропорционально прямой зарплате рабочих) списываются на себестоимостьвыполненных работ в ремонтно-механических мастерских (кредит аналитическогосчета «Цеховые расходы»), а в конце года плановый размер цеховых расходовкорректируется до фактических затрат, при этом часть их относится нанезавершенное производство.
Следовательно, аналитический счет «Цеховые расходы» закрывается первымв составе субсчета «Ремонтные мастерские».
В течение года фактическая себестоимость законченного ремонта илиизготовленного объекта в ремонтной мастерской списывается на те производства,для которых выполнялись работы, и оформляется записью: дебет счетов 20/1, 20/2,20/3, 25, 26 и другие кредит счета «Ремонтно-механическая мастерская ».
В связи с этим объектами калькуляции в ремонтно-механических мастерскихявляются отремонтированные объекты и изготовленные изделия, калькуляционнойединицей — 1 шт. Метод калькуляции — простой.
Фактическую себестоимость отремонтированного объекта или изготовленногоизделия можно определить по формуле 2.1:
Фс = Пз + Пц +(-) Оц (2.1)
где Фс — фактическая себестоимость отремонтированногообъекта или изготовленного изделия;
Пз — фактические прямые затраты в течение года;
Пц ,— плановый размер цеховых расходов в течение года;
Оц — отклонения фактических цеховых расходов от плановых вконце года.
Например, по данным журнала учета затрат в ремонтной мастерской,затраты на ремонт станка составили 12800 тыс. руб., в том числе затраты наоплату труда — 3200 тыс.руб. Плановый размер цеховых расходов мастерской поотношению к прямым расходам на оплату труда равняется 10%. Следовательно, наремонт станка следует отнести 320тыс. руб. (3200: 100х10) цеховых расходов.Это оформляется записью: дебет счета «Ремонтная мастерская» и кредит счета«Цеховые расходы». Фактическая себестоимость ремонта станка составит 13120 тыс.руб.(12800 + 320), которая по окончании ремонта списывается: дебет счета 20 «Основноепроизводство», кредит счета 23 «Ремонтная мастерская».
В конце года на тех же потребителей услуг мастерской относятотклонения фактических цеховых расходов от плановых методом дополнительногосписания или сторнирования.
После чего субсчет «Ремонтная мастерская» закрывается и сальдо неимеет.
/>3.Совершенствование учета затрат и калькулирования себестоимости продукции вспомогательного производства
В современной жизни важнейшей категорией становится прибыль. Прибыль предприятияобусловлена ею доходами и расходами, причем в условиях рыночной доходы взначительной степени зависят от конъюнктуры, а расходы- в существенно большейстепени от работы самого предприятия, деятельности его администрации и усилийтрудового коллектива.[6, с.159] Поэтому учет затрат и калькуляция себестоимостипродукции вспомогательного производства, а также аналитические методы нахожденияоптимальных управленческих решений выдвигаются в центр внимания теоретиков ипрактиков учета.
Сегодня существуют две проблемы учета затрат. Первая — заключается впереориентации отечественной теории и накопленной в этой области практическогоопыта на решения новых задач, стоящих перед системой управления в условияхразвития рыночных отношений в Беларуси.
Вторая, не менее важная проблема- изучение зарубежного опыта организацииуправленческого учета, создания новых нетрадиционных систем полученияинформации об издержках производства (в том числе вспомогательного)отечественных предприятий, применение современных подходов к калькулированиюсебестоимости продукции, определению финансовых результатов, а такжеиспользование этой информации для контроля, анализа, прогнозирования ирегулирования производственной деятельности.
В зарубежной теории и практике учета в настоящее время самой точнойсчитается калькуляция, в которую включены только затраты, непосредственно связанныес выпуском данной продукции, а не калькуляция, которая после многочисленныхрасчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия.[10,с.209]
Поэтому в целях совершенствования методики принятия управленческих решенийбыл разработан учет переменных затрат (директ-костинг).
При системе директ-костинг определяется ограниченная себестоимость, включающаяв себя только сумму переменных затрат. Этот показатель сравнивается с выручкойза период и определяется маржинальный доход за отчетный период (бруттоприбыль, сумма покрытия). Нетто-прибыль предприятия представляет собой разницумежду полученной величиной и суммой постоянных затрат, которые не распределяютсямежду изделиями, а списываются общей суммой на финансовые результаты отчетногопериода (одноступенчатый учет сумм покрытия): Выручка от реализации — Переменныепроизводственные затраты (распределены по носителям затрат) — Переменныеуправленческие и сбытовые затраты (распределены по носителям затрат) = Маржинальныйдоход по носителям затрат — Постоянные затраты = Нетто-результат за отчетныйпериод (прибыль).
Относительно составления точных калькуляций. Не существует такойсистемы калькулирования затрат, которая позволила бы определить себестоимостьединицы со стопроцентной точностью. Любое косвенное отнесение затрат наизделие, как бы хорошо оно ни было обосновано, искажает фактическуюсебестоимость. Если смотреть с этих позиций, то наиболее точной являетсякалькуляция по прямым (переменным) расходам, которая получается прииспользовании западной системы «директ-костинг», то есть при второмподходе к учету затрат. В этом случае в калькуляцию включаются расходы,непосредственно связанные с изготовлением данного изделия.
Важным достоинством системы директ-костинг является возможность детальногои качественного изучения зависимости между объемом производства, затратами,маржинальным доходом и прибылью.
/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя работу можно придти к ряду заключений. Во-первых, учет затратна вспомогательное производство не возможен без знаний о классификации затраткак по экономическим элементам, так и по статьям калькуляции. Однако знаниетолько этих двух классификаций не сможет обеспечить безупречный учет затрат напроизводство, для этого здесь, и приведены другие виды классификаций затрат напроизводство, а так же дан конкретный перечень затрат, входящих в ту или инуюклассификацию. Во-вторых, учет затрат на производство может быть осуществлен несколькимиметодами, выбор которых зависит от отрасли, в которой занято данноепредприятие, организации производства на данном предприятии, мнения администрации,условий рынка и ряда других факторов. В-третьих, предприятия постоянновынуждены искать способы совершенствования учета себестоимости продукциивспомогательного производства, снижения себестоимости производимой продукции,дабы получать максимальную прибыль от своей деятельности.
Основной целью данной курсовой работы является получение знаний о:затратах на производство продукции вспомогательного производства, принципахучета и контроля затрат на производство, методологии учета затрат напроизводство и калькулирования себестоимости произведенной продукции
Был рассмотрен учет вспомогательного производства организаций пищевойпромышленности на примере ОАО Толочинский МСЗ.
В ходе выполнения курсовой работы были решены следующие задачи:
– определена экономическая сущность и задачи учета затраткалькулирование себестоимости продукции вспомогательных производств организацийпищевой промышленности;
– описан учет затрат и калькулирование себестоимости услугвспомогательных производств;
– предложены меры по совершенствованию учета затрат икалькулирования себестоимости продукции вспомогательного производства/
Подводя итоги всей работы, можно сказать, что пищевая иперерабатывающая промышленность остается самой крупной и жизненно важнойотраслью экономики. В условиях рыночной экономики эффективность отраслей пищевойпромышленности достигается за счет высокой специализации производства исовершенствования управления им.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон Республики Беларусь о внесении изменений и дополнений в Закон РеспубликиБеларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 25.06.2001
2. Типовой план счетов бухгалтерского учета и инструкция по применениюплана счетов бухгалтерского учета. Постановление Министерства финансов РБ от30.05.2003 №89
3. Основное положение по составу затрат, включаемых в себестоимостьпродукции (работ, услуг), утвержденные Минэкономики 26.01.1998 № 19-12/397,Минстатом 30.01.1998 № 01-21/8, Минфином 30.01.1998 № 3 и Минтрудом РБ30.01.1998 № 03-02-07/300, с учетом изменений «БНПИ», 1998, № 5.«ГБ», 2002, № 28, с. 24–40
4. Е.П. Козлова, Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Раланина.Бухгалтерский учет: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Финансы истатистика, 2001 г. – 573 с.
5. Ковалев А.И., Привалов В.П Анализ финансового состояния предприятия:.-Изд. 4-е исправл., доп. –М: Центр экономики и маркетинга, 2000г. –208с.
6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций.Анализ отчетности:- М.: Финансы и статистика, 2002г. –
7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет:Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и допол. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 640с.
8. Кутер М. Бухучет: основы теории: Учебное пособие. М., 1997.
9. Ларионов А.Д., Ерофеева В.А., Леонтьева Ж.Г., Станков П.А.Управленческий учет: Учебник /. Под ред. Ларионова А.Д… –М.: Гроссбух. Проспект,2004 г. – 390 с.
10. Папковская П.Я. Курс теории бухгалтерского учета.- Мн.: ООО Инфопресс,1999г.с.386
11. Щадилова С. Н. «Основыбухгалтерского учета». — Минск, Вышейшаяшкола, 2000.- с.380