Политика компании в области оборотного капитала. Способы финансирования текущих активов

–PAGE_BREAK–1.2.        Управление денежными средствами
Управление денежными средствами включает[5]:

1.     расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл);

2.     анализ денежного потока;

3.     прогнозирование денежного потока;

4.     определение оптимального уровня денежных средств на расчетном счете и в кассе.

Финансовый цикл = операционный цикл — время обращения кредиторской задолженности.

Операционный цикл = время обращения запасов + время обращения дебиторской задолженности.

Для оптимального расчета остатка денежных средств на расчетном счету используются модели, позволяющие оценить общий объем денежных средств и их эквивалентов, долю, которую следует держать на расчетном счете, долю, которую нужно держать в виде быстрореализуемых ценных бумаг, а также оценить моменты трансформации денежных средств и быстрореализуемых активов.

1)     Модель Баумола

 В ней предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень денежных средств, а затем постепенно расходует их в течении некоторого периода. Как только запас денежных средств истощается, т.е. становится равным нулю или достигает уровня безопасности, то предприятие продает свои краткосрочные ценные бумаги и пополняет запас денежных средств до первоначальной суммы.

           (4),

где: Q– сумма пополнения;

V– прогнозируемая потребность в денежных средствах в периоде (год, квартал, месяц);

с – расходы по конвертации денежных средств в ценные бумаги;

r– принимаемый и возможный для предприятия процентный доход по краткосрочным финансовым вложениям, например, в государственные ценные бумаги.

Таким образом, средний запас денежных средств составляет Q/2, а общее количество сделок по конвертации ценных бумаг в денежные средства:

k= V/Q              (5),

где: k– общее количество сделок.

Общие расходы по реализации такой политики управления денежными средствами составляет:

           (6),

где: OP– общие расходы.

Первое слагаемое в этой формуле представляет собой прямые расходы, второе – упущенная выгода от хранения средств на расчетном счете вместо того, чтобы инвестировать их в ценные бумаги.

Эта модель приемлема только для предприятий, денежные доходы которых стабильны и прогнозируемы.        

2)     Модель Миллера – Орра

Логика модели следующая: остаток денежных средств на расчетном счете меняется хаотически до тех пор, пока не достигает некоего верхнего предела. Как только это происходит, предприятие начинает покупать ценные бумаги для того, чтобы вернуть запас денежных средств к некоторому нормальному состоянию, называемому точкой возврата.

Если запас денежных средств достигает нижнего предела, то в этом случае предприятие продает свои ценные бумаги и получает денежные средства, доведя их запас до нормального предела.                                 
                                              

Реализация модели осуществляется в несколько этапов:

1.     Устанавливается минимальная величина денежных средств (QН). Она определяется из средней потребности предприятия в оплате счетов, возможных требований банка и др.

2.     По статистическим данным определяется вариация ежедневного поступления средств на расчётный счёт (V).

3.     Определяются расходы (PX) по хранению средств на расчётном счёте и расходы (PT) по взаимной трансформации средств и ценных бумаг.

4.     Рассчитывается размах вариации остатка денежных средств на расчётном счёте (S) по формуле:

      (7)

5.     Рассчитывают верхнюю границу денежных средств на расчётном счёте (Qв), при превышении которой необходимо часть денежных средств конвертировать в краткосрочные ценные бумаги.

         (8)

6.     Определяют точку возврата (TВ) величину остатка денежных средств на расчётном счёте, к которой необходимо вернуться в случае, если фактический остаток средств на расчётном счёте выходит за границы интервала (QН, QВ).

      (9)

Эти модели позволяют формировать оптимальный остаток денежных средств на расчетном счете (это ключевой показатель для расчета денежного потока).
1.3.       
Управление запасами

Политика управления запасами представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ), минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечению эффективного контроля за их движением.

Разработка политики управления запасами включает следующие этапы:

1.     Анализ запасов ТМЦ в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является выявление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами ТМЦ в предшествующем периоде и оценка эффективности их использования. Анализ проводится в разрезе основных видов запасов.

2.     Определение целей формирования запасов. Цели могут быть:

–         обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);

–         обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции);

–         накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде.

       3. Оптимизация размера основных групп текущих запасов. Наибольшее распространение получила «Модель экономически обоснованного размера заказа». Она основана на оптимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии.

Модель оптимальной партии заказа имеет вид:

 ,         (10)

где: EOQ– объем партии, ед;

F– стоимость выполнения одной партии заказа;

D– общая потребность в запасах на период, ед;

H– затраты по хранению единицы запасов.

1.4.       
Управление дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность является весьма многообразной и содержит задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил или не оплаченные в срок.

Политика управления дебиторской задолженностью включает[6]:

1) Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде в целях оценки уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестирования в нее финансовых средств. Здесь анализируются сроки погашения дебиторской задолженности, периоды ее инкассации, размер отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, состав по ее возрастным группам, выявляется безнадежная и сомнительная дебиторская задолженность.

2) Формируются определенные принципы и подходы кредитной политики по отношению к покупателям продукции. Решаются два основных вопроса: 1. в каких формах осуществляется реализация продукции, 2. какой тип кредитной политики следует избрать.

Различают три основных типа кредитной политики по отношению к покупателям:

1.     Консервативный. Направлен на минимизацию кредитного риска,

—  существенно сокращает круг покупателей в кредит. В первую очередь за счет групп покупателей с повышенным риском; за счет минимизации сроков предоставления кредита и его размера, ужесточения условий предоставления кредита и повышения его стоимости, за счет более жесткой процедуры инкассации дебиторской задолженности.

2.     Умеренный тип ориентируется на средний уровень кредитного риска и соответственно более мягкие условия предоставления коммерческого кредита.

3.     Агрессивный тип предусматривает максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска.

3) Формирование системы кредитных условий включает:

а) срок предоставления кредита,

б) лимит предоставляемого кредита,

в) стоимость предоставления кредита, т.е. система ценовых скидок при осуществлении расчетов за приобретенную продукцию,

г) системе штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств.

Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью является определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций руководству предприятия по работе с неплатежеспособными покупателями.
                                          
1.5. Способы финансирования текущих активов

Существует 4 модели стратегии финансирования текущих активов. Выбор модели сводится к установлению величины долгосрочных пассивов и расчету на ее основе величины чистого оборотного капитала как разницы между долгосрочными пассивами и внеоборотными активами (ОК=ДП-ВА). Каждой стратегии поведении соответствует свое базовое уравнение.   

Идеальнаямодель означает, что текущие активы по величине совпадают с краткосрочными обязательствами, т.е. чистый оборотный капитал равен нулю. В реальной жизни такая модель практически не встречается. Кроме того, с позиции ликвидности она наиболее рискованна. Суть в том, что долгосрочные пассивы устанавливаются на уровне внеоборотных активов, т.е. базовое балансовое уравнение будет иметь вид: ДП=ВА

Агрессивная модель означает, что долгосрочные пассивы служат источниками покрытия внеоборотных активов, т.е. того их минимума, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности. В этом случае оборотный капитал в точности равен этому минимуму (ОК=СЧ). Базовое балансовое уравнение будет иметь вид: ДП=ВА+СЧ.

Консервативная модель предполагает, что варьирующая часть текущих активов также покрывается долгосрочными пассивами. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности нет, отсутствует риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине текущим активам (ОК=ТА). Эта стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением: ДП=ВА+СЧ+ВЧ.

Компромиссная модель наиболее реальна. Внеоборотные активы, системная часть текущих активов и приблизительно половина варьирующей части текущих активов покрывается долгосрочными пассивами. Чистый оборотный капитал равен по величине сумме системной части текущих активов и половине их варьирующей части (ОК=СЧ+0,5*ВЧ). Базовое балансовое уравнение: ДП=ВА+СЧ+0,5*ВЧ.

Глава 2. Характеристика предприятия
1 марта 1934 года был принят в эксплуатацию Молочный комбинат №1, 29 декабря 1992 года был преобразован в Открытое Акционерное Общество «Санкт-Петербургский молочный комбинат «Петмол»» (сокращенное название ОАО «Петмол»). Устав предприятия утвержден общим собранием акционеров.  Общество учреждено в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества от 1.07.92 г. №721.

Акционерное общество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, имеет гражданские права и обязанности, круглую печать, бланки, эмблему, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак.

Основной целью предприятия является получение прибыли, а также улучшение качества жизни населения.

Основными видами деятельности предприятия являются:

1.                 Производство пищевых продуктов на основе переработки молока и сливок.

2.                 Разработка, внедрение, производство, реализация конкурентоспособной пищевой продукции.

3.                 Торгово-закупочная деятельность.

4.                 Оптовая и розничная торговля с использованием сети своих магазинов.

5.                 Предоставление консультационных услуг, рекламная и информационная деятельность.

6.                 Организация и проведение выставок, ярмарок и т.п.

7.                 Транспортно-экспедиционные услуги.

8.                 Внешнеэкономическая деятельность.

Предприятие является ком­мерческой организацией, уставный капитал которой разделен на оп­ределенное число акций, удостоверяющих обязательные права учас­тников общества по отношению к обществу. Уставный капитал предприятия составляет 109725 рублей. Уставный капитал разделен на момент учреждения на обыкновенные и именные акции в количестве 21945 штук, номинальной стоимостью 5 рублей каждая. Все акции выпущены в бездокументарной форме.

В обществе создается резервный фонд в размере 20% от его ус­тавного капитала. Резервный фонд общества формируется путем обя­зательных ежегодных отчислений в размере 5% от чистой прибыли до достижения им установленного размера. Общество вправе иметь дру­гие фонды, формируемые в порядке и размере, определенными Сове­том директоров.

Специализируется предприятие, в основном, на производстве масла и сухого молока. Но наиболее трудоемкой является цельномолочная продукция, сюда входит: йогурт, сырки сладкие, кефир, творог, мороженое, сыры плавленые. Кроме вышеперечисленной продукции, выпускается молоко фляжное и фасованное в пакеты, сметана фляжная и фасованная в стаканчики. Кисломолочная продукция отпускается населению, детским и лечебным учреждениям Санкт-Петербурга.

Все операции по производству молочной продукции (основному виду деятельности) механизированы.

Управление процессами автоматическое, с пультов и щитов управления, производится высококвалифицированными работниками. Рабочие, в основном, заняты на производстве по 5 и 6 разрядам.

Штат лаборатории содержит специалистов разных областей: химиков, микробиологов, экспертов.

На предприятии ОАО «Петмол» имеется своя организационная структура. Тип структуры линейно-функциональная, т.е. это структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные – обязательные для исполнения и функциональные – рекомендуемые для исполнения.

Ключевой фигурой управления предприятия является его лидер – генеральный директор. Деятельность директора заключается в решении задач общественного характера, основанная на интегральной информации, поступающей как от информационных систем, персонала компании, так и от внешней среды. Все бремя ответственности за сочетанием дел в компании полностью лежат на нем.

Высшим органом управлением предприятием является общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить общее собрание акционеров. На нем решаются вопросы об избрании совета директоров, ревизиционной комиссии общества, утверждается годовая отчетность, предлагаемая советом директоров, годовая отчетность общества.

Генеральный директор и правление организует выполнение реше­ний общего собрания акционеров и Совета директоров общества. Генеральный директор осуществляет оперативное руководство текущей деятельностью общества и несет полноту власти и ответственность за повседневную деятельность общества.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия.

   За 67 лет своего существования, ОАО «Петмол» стал одним из крупнейших заводов не только в городе, но и на всей территории Северо-Западного региона.

   В основу работы комбината заложен критерий — обеспечение конкурентоспособности, что подтверждает теория и практика в условиях ведения рыночного хозяйства. ОАО «Петмол» пользуется преимуществом «высшего порядка», вкладывая средства в уникальные технологии, как-то, производство экологически чистой продукции без консервантов, используя труд высококвалифицированных специалистов, зная, что это обеспечит длительный успех на рынке.

    продолжение
–PAGE_BREAK–