Реконструкция площади Гагарина

Многолетняя история реконструкции площади Гагарина, как и формирование Ленинского проспекта, и освоение значительных территорий юго-запада Москвы, связана с историей строительства комплекса зданий Президиума и научных зон Академии наук. В 1936 году Академия наук СССР переехала из Ленинграда в Москву. Кто бы мог предсказать, какие градостроительные преобразования вызовет это в столице! Тогда ученым были переданы здания и сооружения в районе Калужского шоссе, а Президиум АН расположился в Нескучном дворце. Но вопрос создания единого крупного научно-организационного центра со значительным научным и техническим потенциалом, отвечающего роли и значению Академии наук вкультурной и общественно-политической жизни страны, оставался открытым.
Перед войной был проведен архитектурный конкурс на эскиз-идею комплекса Академии наук СССР. Для застройки предлагался участок за Калужской заставой. В конкурсе приняли участие лучшие советские архитекторы – Фомин, Щусев, Фридман, Троцкий, проектная мастерская ГИПРОГора. Лучшим признали проект, выполненный под руководством академика архитектуры А.В.Щусева. В 1938 году по личному предложению И.В.Сталина было принято решение возводить главное здание Академии наук СССР на новом участке, в непосредственной близости от центра города – на набережной Москвы-реки у Крымского моста, а в районе Калужского шоссе развивать академические институты и их подразделения. На Крымской набережной были проведены большие подготовительные работы, сделан мощный фундамент, но дальнейшее строительство прервала война.
Строительство главного здания Академии здесь кончилось тем же, что и строительство Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя. В обоих случаях дело дошло только до фундаментов. Вместо Дворца Советов появился бассейн, а на фундаменте главного здания Академии наук в конце концов был построен Центральный Дом художника.
После войны юго-западный район получил мощный импульс развития в связи с формированием научной зоны Академии наук на Ленинском проспекте. Здесь располагались институты физического, химического, биологического профиля. Между тем Академия по-прежнему нуждалась в новом представительском здании, которое отвечало бы ее статусу. Этот вопрос ставился в повестку дня неоднократно. Сохранились проектные разработки корифеев отечественной архитектуры – А.Щусева и И.Жолтовского, предлагавших разместить главное здание в пределах площади Калужской заставы (сейчас площадь Гагарина). Чутье мастеров подсказывало, что эта площадь имеет крупные градостроительные перспективы и станет одним из мощных планировочных узлов города.
В 1966-1997 годах, рассматривая варианты размещения главного здания, президент АН академик М.В.Келдыш и главный ученый секретарь академик Н.М.Сисакян приняли предложение Ю.П.Платонова, тогда главного архитектора ГИПРОНИИ АН (“Академпроекта”), считать участок на высоком берегу Москвы-реки вблизи площади Гагарина – основным. Конкурс проектов был объявлен в 1968 году. Работа предстояла ответственнейшая. Ведь Академия наук – это огромный комплекс, объединяющий сотни научных центров по всей стране. В нашем сознании она ассоциируется с именами Петра I, Екатерины Великой, Ломоносова, Менделеева, Лобачевского. Академия наук – один из краеугольных камней российской культуры и государственности. Поэтому объявленный конкурс был всесоюзным и стал одним из крупнейших в истории советской архитектуры.
Участники конкурса получили комплексное задание: не только разработать архитектурно-композиционное решение здания, но и предложить прогноз развития данного градостроительного узла и прилегающих территорий. В состав жюри вошли крупнейшие отечественные архитекторы, представители Академии наук и государственных учреждений. Решение жюри было для нашего коллектива триумфальным – первую, вторую и три поощрительных премии получили архитекторы мастерских ГИПРОНИИ АН. На конкурсе в полной мере проявились качества, свойственные школе “Академпроекта”: прекрасное знание отечественной архитектуры, сочетание традиций и новаторства, умение мыслить широкими архитектурно-градостроительными категориями.
Во всех проектах предусматривалось частичное перекрытие русла окружной железной дороги, проходящей через площадь Гагарина, чтобы воссоздать связи пространств Нескучного сада и Воробьевых гор. Но, к сожалению, в силу экономических причин это так и не было реализовано.
В середине 80-х годов здание Президиума АН встало на берегу Москвы-реки в ряду парадной застройки Фрунзенской набережной, придав совершенно новое архитектурно-художественное звучание предлужниковской излучине реки. По отзывам коллег-архитекторов, зарубежных и отечественных, а главное – москвичей, трудно представить теперь панораму здешних высоких берегов без золотого блеска завершений-корон этих белокаменных корпусов. Однако при взгляде со стороны Ленинского проспекта было очевидно, что появление на периферии площади Гагарина такого масштабного сооружения требует переосмысления всей прилегающей застройки.
Впрочем, идея реконструкции площади Гагарина была изначально заложена в проектных предложениях авторского коллектива Президиума АН. В течение двух десятилетий мы разработали несколько вариантов застройки площади. Особый импульс эта работа получила в конце 80-х годов, когда возникла мысль о строительстве здесь, естественно, с включением и комплекса Президиума АН, – Центра науки, информатики и новых технологий. Во всех крупнейших столицах есть такие международные центры. Они быстро расширяются, подчас занимая целые кварталы. Именно так произошло в Токио, Лондоне . Стало ясно, что Центр – ключ ко всему проекту реконструкции площади Гагарина, в котором до этого не было единого стержня.
К тому времени в Париже в районе Дефанс создание такого Центра уже началось. Он должен был вобрать в себя достоинства всех аналогичных комплексов, существующих в других столицах мира. При поддержке Правительства Москвы наши архитекторы связались с авторами парижского проекта. В Москве была устроена выставка макетов, во время которой российская и французская стороны предложили совместные версии архитектурного решения темы. В качестве консультантов выступали выдающиеся архитекторы Франции: Жорж Кандилис – один из крупнейших зодчих современности – и знаменитый автор градостроительной идеи района Дефанс и парижского Центра науки, информатики и новых технологий архитектор Бернар Зерфюст. Возникшие в результате сотрудничества проекты были выставлены в Союзе архитекторов на общественное обсуждение. Так начала оформляться окончательная концепция реконструкции площади Гагарина. Важно, что в ней нашла место значительная социальная составляющая: реконструкция в границах проекта всего жилого фонда, снос “пятиэтажек”, переселение людей.
К середине 90-х годов сформировалась градостроительная программа “Комплексная реконструкция площади Гагарина и прилегающих территорий”. Правительство Москвы выделило территорию общей площадью около 50 га. Было создано совместное российско-французское акционерное общество. Но французы, не поняв “чудес” нашей действительности, ретировались. Пришлось налаживать сотрудничество с новыми российскими и германскими партнерами. Однако до настоящего времени дело продвигалось исключительно на голом энтузиазме. Причина банальна – отсутствие инвестиций.
Все эти годы создатель проекта “ТПО-5 – Архитектурное бюро “Платонов” сотрудничало с институтом Генерального плана Москвы и с Москомархитектурой. Ведь площадь Гагарина – это бывшая Калужская застава и входит в зону Камер-Коллежского вала, на котором в новом Генплане намечено создание крупных разгружающих историческое ядро города многофункциональных центров.
В наши дни работа над проектом получила второе дыхание, и дальнейшая судьба его оказалась тесно связанной со строительством Третьего транспортного кольца, начавшимся по решению Правительства Москвы после завершения реконструкции МКАД. В решении Московского Правительства указывалось, что на пересечениях с радиальными направлениями первоочередного участка Третьего кольца (площадь Гагарина – Сити) должны быть изменены трассы основных магистралей. В частности, это касается отрезка в районе площади Гагарина, где трассы Малой кольцевой железной дороги и Третьего автомобильного кольца совпадают. На главных пересадочных узлах – площадь Гагарина, Лужники, Сити, на новых, отчуждаемых от железной дороги и реабилитируемых территориях, предусмотрено строительство общественно-деловых центров.
Согласно проекту реконструкции Андреевский мост, связывающий между собой Лужники и площадь Гагарина, будет перенесен*. Железная дорога, проходящая по дну Андреевского оврага, и восьмиполосный хайвэй Третьего кольца уйдут в тоннели. На площади Гагарина автомобильная трасса и железная дорога пересекаются с радиальной веткой метро, а значит, здесь образуется крупнейший транспортный узел с пересадочной станцией. Но жителям окрестных домов беспокоиться нечего: и железная дорога, и автомагистраль перекроются сверху платформой. То есть мы получаем новый уровень земли – ни много ни мало 15 га. Здесь встанут новые общественные здания, будут устроены скверы, образуется естественная связь между территориями Президиума Академии наук и Нескучного сада. Ведь сегодня площадь Гагарина – экологически и эстетически враждебный людям гигантский перекресток магистральных автотрасс.
Железная дорога и новый восьмиполосный мост с низкого лужниковского берега вместе входят в высокий берег под площадь Гагарина. В точке пересечения этих трасс с метрополитеном (станция “Ленинский проспект”), как уже сказано, образуется пересадочный узел. Над ним планируется построить современный торговый центр, центр досуга и развлечений с катком и кинотеатрами, деловой центр, общедоступную трехзвездочную гостиницу “Метро”. По периметру площади, вдоль существующих девятиэтажных домов располагаются традиционные для России двух- и трехэтажные торговые ряды. Вероятнее всего, в основном это будут книжные магазины и художественные салоны, ведь рядом – здание Академии наук и перед Домом ткани на Ленинском проспекте – Международный Российский Центр науки, информатики и новых технологий: дом-символ, дом-окно в третье тысячелетие.
Москве и москвичам предлагается эпохальный проект. Архитектоническая концепция Дома одновременно проста и фантастична: это образ современности и образ будущего. Здание, парящее над землей, состоит из двух связанных в единое целое параллельных мембран (160х160 м), которые образуют гигантский, диаметром около 100 м, круглый проем, открытый во Вселенную. Между мембранами фасадов, держащих Окно, сжаты диски 40 этажей, поднятые на 20 метров над стилобатом. Стилобат представляет собой платформу, занятую культурно-развлекательными и торговыми пространствами и площадью-форумом над Ленинским проспектом, где могут проводиться массовые мероприятия любого масштаба.
Каркас сооружения композиционно объединяет стеклянные призматические и цилиндрические элементы и несет выходящие на зеркальные плоскости фасадов информационные табло, цветные экраны и кольца лифтов обозрения. Двадцать скоростных лифтов связывают уровни здания и 45-50 метров пролетают в пространстве кольца – Окна. Динамические элементы, включенные в величавую статику, позволяют по-новому увидеть и пережить панорамы Москвы и Подмосковья.

Дом-окно.
Общий вид со стороны центра.
Замечательную мысль высказал Ю.М.Лужков. Он предложил использовать Окно как своего рода сцену для феерических постановок, которые можно будет наблюдать почти во всех концах города: в дни общероссийских национальных праздников в проеме Окна вывешиваются гигантские полотнища стягов, проецируются с помощью лазерной техники изображения национальных святынь. Все это – свет, цвет, фантастические картины – превратит Дом-окно в дворец воздушных феерий.
Этот замысел – реконструкция площади Гагарина – вынашивался давно. В свое время упрощенный вариант замысла лег в основу проекта для конкурса Тэд-Дефанс в Париже. Проект вызвал большой интерес и после конкурса объехал с персональной выставкой автора ряд стран .
Однако вернемся к нашим делам и задачам. Уже на первом этапе реконструкции чрезвычайно актуальной станет проблема пятиэтажного жилого фонда. Блочные “пятиэтажки”, амортизационный срок которых на исходе, строились для рабочих находящейся рядом ТЭЦ. Их жители уже потеряли всякую надежду улучшить свои жилищные условия. Поэтому в составе проекта реконструкции площади Гагарина существует жилищная программа. Планируется построить жилой комплекс на 150-170 тыс.кв.м. Начальные средства должен дать микрорайон у Андреевского монастыря на берегу Москвы-реки – там встанут дома с дорогими эксклюзивными квартирами. Средства от реализации этой программы предполагается направить на реконструкцию жилья вдоль улицы Вавилова. В настоящее время уже образован и активно действует совет жителей “пятиэтажек” в поддержку проекта реконструкции площади Гагарина.
Мы считаем самым важным – улучшить условия проживающих здесь людей и не повредить границы Нескучного сада и территории Академии наук, потому что весь этот комплекс – уникальный ландшафтный, архитектурный и исторический памятник.
В проекте предусмотрен специальный раздел экологической защиты жителей. Прежде всего, будут изменены функции железной дороги – она станет пассажирской. Уже разрабатываются новые виды подвижного состава. Далее, на мостах и на подходах автомобильных и железнодорожных трасс к берегу Москвы-реки, до входа их под землю запроектированы шумоизолирующие конструкции. Предусмотрены системы очистки воздуха от выхлопных газов. Транспортные развороты в тех местах, где они близко подходят к поверхности, перекроются стеклянными шедами. Вообще подобные экологические решения являются обязательным условием для всех проектов, связанных с Третьим кольцом, как того требует новый Генеральный план развития Москвы.
Красивое и смелое предложение академика архитектуры Ю.П.Платонова намечает перенести Андреевский мост ниже по течению реки, в промежуток между 1-й Фрунзенской улицей и набережной ЦПКиО в районе Нескучного сада, и сделать пешеходным. Русло здесь шире, поэтому мост будет поставлен опорами в воду, удлине

н переходами через Фрунзенскую и Пушкинскую набережные, перекрыт стеклянной галереей. В настоящее время мост практически подготовлен к транспортировке, которая сама по себе явится уникальным инженерным предприятием. Москва получит пешеходную эспланаду длиной около 1200 м между Комсомольским и Ленинским проспектами.