Нормативное регулирование бухгалтерского учета

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СИСТЕМАНОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1 Закон РФ о бухгалтерском учете
1.2 Положения бухгалтерского учета
1.3 Основные требования к ведениюбухгалтерского учета
2.   МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ
МИНФИНА РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Ведениебухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с различныминормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны кприменению, другие носят рекомендательный характер.
Потребностьв выработке общих принципов и требований к бухгалтерскому учету и возможностиосуществления контроля за их выполнением обуславливает необходимостьформирования системы законодательного и нормативного регулированиябухгалтерского учета.
Таккак регулированию подлежат вопросы разной степени сложности, системарегулирования бухгалтерского учета должна быть многоступенчатой — на болеевысоких уровнях устанавливаются общие принципы, на более низких — эти принципыдетализируются.
Отзнания законов, содержания нормативных документов, регулирующих бухгалтерскийучет, зависит достоверность бухгалтерской отчетности и как, следствие, успехфирмы. В связи с этим вызывает интерес рассмотрение современного состояния иперспектив развития нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
Системанормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупностьзаконодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся кбухгалтерскому учету. С момента введения в действие Федерального закона от21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» можно по сути дела говорить оначале формирования подотрасли права — системы законодательных и нормативныхактов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Принятие Законаспособствовало «уравниванию в правах» норм бухгалтерского учета с нормамидругих отраслей права, повышению статуса норм бухгалтерского учета, поставилобухгалтерский учет на одну ступень с налогообложением, которое изначальноформировалось на основе федеральных законов.

1.СИСТЕМАНОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
 
Системанормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно устанавливаетединые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерскогоучета в Российской Федерации.
Действующиенормы основаны на единообразии ведения бухгалтерского учета имущества,обязательств и хозяйственных операций, составлении и представлении сопоставимойи достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходахорганизации, необходимой пользователям бухгалтерской информации.
Общееметодологическое руководство бухгалтерским учетом на государственном уровнеосуществляется Правительством Российской Федерации. Приоритетное праворегулирования бухгалтерского учета предоставлено Министерству финансов, котороеосуществляет разработку и утверждение положений по бухгалтерскому учету (национальныхстандартов), методических указаний по бухгалтерскому учету отдельных операций,имущества, обязательств, доходов, расходов и капитала. Нормативные акты,утвержденные Министерством финансов, составляют основу системынормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и являютсяобязательными к применению на территории Российской Федерации.
Другиеорганы, которые наделены правом нормативного регулирования бухгалтерского учетав пределах своей компетенции (отраслевые министерства и ведомства), не имеютправа издавать нормативные акты, противоречащие нормативным актам иметодическим указаниям Министерства финансов РФ.
Однииз утверждаемых нормативных актов обязательны к применению (законы, положенияпо бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов,методические указания, комментарии).
Внастоящее время в отечественной практике учета сложилась четырехуровневаясистема регулирования бухгалтерского учета и отчетности:
1-йуровень — законодательные акты, указы Президента РФ и постановленияправительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведениебухгалтерского учета в организации;
2-йуровень — стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
3-йуровень — методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письмаМинистерства финансов РФ и других ведомств;
4-йуровень — рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.
Федеральныйзакон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» является основным актом первогоуровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, егосодержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельностии составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вестибухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.
Кпервому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговыйкодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Обакционерных обществах», постановление Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283 «Обутверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии смеждународными стандартами финансовой отчетности » и др.
Федеральныйзакон «О бухгалтерском учете» занимает центральное место в системе нормативногорегулирования бухгалтерского учета и отчетности, поскольку: определяетюридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций,закрепляет обязанность юридических лиц по ведению бухгалтерского учета,определяет ответственность за организацию учетной работы. В Законе даноопределение бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации,ее обязательства и хозяйственные операции), обозначены задачи бухгалтерского учета,приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический ианалитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).
ВФедеральном законе «О бухгалтерском учете» изложены требования к ведениюбухгалтерского учета в организациях, к документированию хозяйственных операций,ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств,порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
Второйуровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учетапредставлен учетными стандартами.
Учетныйстандарт представляет собой свод основных правил, устанавливающих порядок учетаи оценки определенного объекта или их совокупности.
Основнымнормативным документом второго уровня является Положение по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н. Данный документконкретизирует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и занимает по своейзначимости второе место.
Положениепо бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:
— название и номер ПБУ;
— сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующегообъекта учета;
— основные определения и понятия по соответствующему объекту учета;
— способы оценки, применяемые по данному объекту;
— порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта
учета;
-данные,подлежащие раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерскойотчетности.
Всистеме нормативного регулирования План счетов относится к документам второгоуровня. В практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придаетсяпервостепенное значение.
Плансчетов бухгалтерского учета представляет собой систему регистрации игруппировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В немприведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) исубсчетов (счетов второго порядка).
Плансчетов и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от31.10.2000 г. № 94н. На основании Плана счетов и Инструкции по его применениюорганизации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полныйперечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учетаспецифических операций организации могут по согласованию с Минфином Россиивводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободныекоды счетов. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются организациейисходя из требований управления организацией, анализа, контроля и отчетности.Организация может при необходимости уточнять их содержание, исключать иобъединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Методическиеуказания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулированиябухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Онипризваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативныхдокументах первого и второго уровней, с учетом отраслевых и иных особенностей.
Основныминормативными документами третьего уровня являются:
— Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств,утвержденные приказом Минфина России от 13.06.95 г. №49;
— Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденныеприказом Минфина России от 13.10.03 г. № 91н;
— Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента,специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды,утвержденные приказом Минфина России от 26.12.02 г. № 135н;
— Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов,утвержденные приказом Минфина России от 28.12.01 г. № 119н.
Всистеме нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документыконкретной организации относят к четвертому уровню нормативно-правовойсистемы регулирования бухгалтерского учета.
Основнымирабочими документами конкретной организации являются:
— документ по учетной политике предприятия;
— утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
— графики документооборота;
— утвержденный руководителем рабочий план счетов бухгалтерского учета;
— утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Рабочиедокументы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учетав нем. Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установленыПБУ 1/98 «Учетная политика организации».
Учетнаяполитика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организациии утверждается руководителем организации. Формы первичных учетных документовутверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны всамой организации.

1.1Закон РФ о бухгалтерском учете
Основнымзаконодательным актом, регулирующим организацию и ведение бухгалтерского учета,является Закон о бухгалтерском учете.
Законо бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:
•определяет объекты и основные задачи бухгалтерского учета; однозначноопределяет основные понятия, используемые в законодательном регулированиибухгалтерского учета;
•устанавливает права и обязанности должностных лиц организаций за организациюведения бухгалтерского учета, а также ответственность за нарушение требованийзаконодательства о бухгалтерском учете; определяет основные требования кведению бухгалтерского учета, оформлению и ведению первичных бухгалтерскихдокументов и учетных регистров бухгалтерского учета;
•устанавливает общие принципы оценки имущества и обязательств организации;
•устанавливает сроки и общие требования к проведению инвентаризации имущества иобязательства организации;
•определяет сроки, адреса и порядок представления бухгалтерской отчетности;
•устанавливает порядок хранения бухгалтерских документов.
1.2Положения (стандарты) бухгалтерского учета
Внастоящее время в России разработано и утверждено 21 положение побухгалтерскому учету и отчетности (табл. 1).
 

Таблица1.
Системанациональных стандартов бухгалтерского учета
Наименование стандарта
Номер и дата приказа Минфина,
утвердившего стандарт
Объект регулирования Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н от 29.07.98 г. Определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) № 60н от 09.12.98 г. Определяет принципы формирования учетной политики, методику бухгалтерского учета, способы оценки имущества, обязательств, порядок признания доходов и расходов Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94) № 167 от 20.12 94 г. Определяет принципы учета операций по капитальному строительству Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000) № 2н от 10.01.2000 г. Определяет порядок учета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) № 43н от 06 07 99 г. Определяет порядок составления и представления бухгалтерской отчетности
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов»
(ПБУ 5/01) № 44н от 09.06.01 г. Определяет принципы учета и способы оценки материально-производственных запасов Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) № 26н от 30.03.01 г. Определяет принципы учета, способы оценки и амортизации основных средств
Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты»
 (ПБУ 7/98) № 56н от 25.11.98 г. Определяет события после отчетной даты и их отражение в бухгалтерской отчетности Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01) № 96н от 28.11 01 г. Определяет условные факты хозяйственной деятельности и их отражение в бухгалтерской отчетности Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) № 32н от 06.05.99 г. Определяет принципы учета и признания доходов организации Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) № 33н от 06.05.99 г. Определяет принципы учета и признания расходов организации Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000) № 5н от 13.01.2000 г. Определяет порядок раскрытия в отчетности информации об аффилированных лицах
Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам»
 (ПБУ 12/2000) № 11 н от 27.01.2000 г. Определяет порядок раскрытия в отчетности информации по сегментам Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000) № 92н от 16.10.2000 г. Определяет порядок учета и раскрытая в отчетности информации о государственной помощи Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000) № 91 н от 16.10.2000 г. Определяет принципы учета, способы оценки и амортизации нематериальных активов Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01) № 60н от 02 08.01 г. Определяет принципы учета займов, кредитов и процентов по заемным средствам Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02) № 66н от 02 07.02 г. Определяет порядок раскрытия в отчетности информации по прекращаемой деятельности Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02) № 115н от 19.11 02 г. Определяет порядок учета расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) № 114н от 19.11.02 г. Определяет порядок расчетов по налогу на прибыль
Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений»
 (ПБУ 19/02) № 126н от 10.12.02 г. Определяет принципы учета и способы оценки финансовых вложений
Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности»
(ПБУ 20/03) № 105н от 24.11.03 г. Определяет порядок раскрытия в отчетности информации о совместной деятельности Положение по бухгалтерскому учету  «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/08) № 106н от 06.10.2008 Устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ информации об изменениях оценочных значений.
1.Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика Организации». В ПБУ 1/98изложены требования по формированию учетной политики организации, порядок ееутверждения, а также порядок внесения изменений в учетную политику. Кроме того,в ПБУ 1/98 сформулированы основные принципы бухгалтерского учета — требования идопущения.
2.Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальноестроительство». ПБУ 2/94 является самым старым из действующих стандартов. Как следуетиз названия ПБУ, регулирует отдельные вопросы организации бухгалтерского учетав строительных организациях. Отдельные разделы и пункты Положения устанавливаюттребования по организации бухгалтерского учета в организациях, являющихсяучастниками договора строительного подряда, — заказчиками строительства иподрядными строительными организациями, порядок осуществления расчетов за выполненныестроительно-монтажные работы, порядок определения доходов и финансовогорезультата по договорам на строительство.
3.Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимостькоторых выражена в иностранной валюте». Данный стандарт применяется теми организациями,которые осуществляют расчеты в иностранной валюте. В Положении дано определениекурсовых разниц, установлен порядок их учета. Кроме того, определены датыосуществления отдельных операций, что необходимо для определения курсовыхразниц.
Вэтом же ПБУ устанавливается порядок пересчета выраженной в иностранной валютестоимости активов и обязательств в рубли, правила учета активов и обязательств,используемых организацией для ведения деятельности за пределами РоссийскойФедерации, а также порядок формирования учетной и отчетной информации обоперациях в иностранной валюте. В отдельном приложении приведен перечень датсовершения отдельных операций в иностранной валюте (банковские и кассовые операции,признание доходов и расходов, формирование финансового результата и т.п.).
4.Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99)). В нем установлен состав бухгалтерской отчетности и общие требования кее составлению.
Положениемопределены: содержание бухгалтерского баланса, содержание отчета о прибылях иубытках, пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, правилаоценки статей бухгалтерского баланса, примерный состав информации,сопутствующей бухгалтерской отчетности, правила составления и представленияпромежуточной бухгалтерской отчетности (квартальной и месячной).
5.Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально — производственных запасов».ПБУ 5/01 устанавливает порядок оценки материально-производственных запасов взависимости от источников их поступления (приобретение за плату, изготовлениесилами организации, внесение в качестве вклада в уставный капитал и т.п.),методы оценки материалов при их списании в производство, состав информации осостоянии материальных запасов, подлежащей отражению в отчетности. Кроме учетаматериалов и готовой продукции в организациях всех сфер деятельности ПБУ 5/01регулирует порядок оценки, оприходования и списания товаров в организацияхторговли и общественного питания.
6.Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Действиеданного ПБУ приостановлено до внесения соответствующих изменений в Положение поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и другие документысистемы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. ПБУ 6/01устанавливает подходы к оценке объектов основных средств в зависимости отисточников их поступления в организацию, способы и порядок начисления амортизации,порядок отражения в учете операций по восстановлению основных средств(реконструкции, модернизации и ремонта), порядок отражения в учете выбытияосновных средств, а также операций по их переоценке.
7.Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной Даты». Положениеприменяется исключительно для целей бухгалтерской отчетности и только приналичии соответствующих условий — событий после даты составления бухгалтерскойотчетности. В ПБУ 7/98 сформулировано понятие «события после отчетной даты»,приводятся перечень таких событий и методология оценки их последствий. Отдельнорегулируется бухгалтерский учет последствий событий, подтверждающихсуществовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организациявела свою деятельность, и событий, свидетельствующих о возникших после отчетнойдаты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность.Примерный перечень обеих групп событий после отчетной даты приведен вприложениик ПБУ 7/98.
8.Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности». ДанноеПоложение также применяется при составлении бухгалтерской отчетности.
Условнымифактами являются такие виды деятельности, которые могут либо произойти, либонет, но результаты этих фактов весьма существенны для того, чтобы пользовательотчетности мог составить представление о финансовом состоянии организации. ВПБУ 8/01 приведены примерный перечень подобных фактов и методика их оценки, атакже порядок раскрытия информации о последствиях условных фактов вбухгалтерской отчетности организации. Примерная оценка вероятности последствийусловного факта хозяйственной деятельности приведена в приложении к ПБУ 8/01.
Также как и в случае с ПБУ 7/01, широкое применение ПБУ 8/01 существеннозатруднено в связи с тем, что не определены налоговые последствия применениянорм стандарта.
9.Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации. Положение регулируетпорядок определения выручки от продаж (реализации) продукции, работ или услуг, формированияприбыли и учета внереализационных доходов. Устанавливаются условия, при которыхпоступившие суммы (или суммы, подлежащие получению) могут быть отнесены кдоходам организации. Приводится также перечень поступлений денежных средств ииного имущества, которое не учитывается в составе доходов.
10.Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации. В настоящее время этотстандарт является единственным, для которого отсутствует аналог в международныхстандартах финансовой отчетности. ПБУ 10/99 регулирует порядок признания иобщие правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности расходоворганизации, относимых на увеличение себестоимости продукции (работ, услуг) ипринимаемых к уменьшению валовой прибыли организации. Приводится переченьслучаев выбытия активов, которые не отражаются в составе расходов организации (вчастности, выбытие денежных средств и иного имущества в связи с приобретениемвнеоборотных активов, передаче имущества в уставные капиталы другиххозяйственных обществ и товариществ и т.п.).
ПБУ10/99 — основной нормативный документ, который используется при разработкеотраслевых и ведомственных нормативных актов, устанавливающих общий порядок иособенности формирования себестоимости продукции (работ, услуг).
11.Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах». Сферадействия Положения весьма ограничена — оно применяется только акционернымиобществами для формирования бухгалтерской отчетности при условии, что средиакционеров имеются так называемые аффилированные[1] лица. Кчислу таких лиц относятся, например, физические лица или организации, владеющиеболее чем 20 процентами акций акционерного общества.
12.Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам». Данное Положениетакже применяется далеко не всеми организациями. Положение распространяется наорганизацию при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия унее дочерних и зависимых обществ, а также если на нее учредительнымидокументами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданныхна добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерскойотчетности. ПБУ 12/2000 не применяют при формировании отчетности, составляемойдля государственного статистического наблюдения, отчетной информации,представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, исоставлении отчетной информации для иных специальных целей.
Такимобразом, требования ПБУ 12/2000 обязательны к применению организациями,осуществляющими нескольких видов деятельности или имеющими структурныеподразделения в различных регионах. В первом случае речь идет об операционныхсегментах, во втором — о географических.
13.Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000. ДанноеПоложение применяют организации, получающие государственную помощь или средствабюджетного финансирования под выполнение определенного заказа (выпуск продукции,выполнение работ или оказание услуг). ПБУ 13/2000 определяет порядок признанияполученных средств суммами государственной помощи, а также устанавливает схемубухгалтерского учета поступления и использования бюджетных средств. Положениемотдельно регулируется учет бюджетных средств, бюджетных кредитов и прочих формгосударственной помощи. Отдельным разделом установлен состав информации,обязательной к представлению в бухгалтерской отчетности организациями,получающими государственную помощь.
14.Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных Активов». Положениерегулирует порядок оценки, учета и списания такого вида внеоборотного имуществаорганизации, как нематериальные активы. В Положении приводится переченьобъектов нематериальных активов, а также затрат, которые не могут быть включеныв состав объектов нематериальных активов. Установлено несколько обязательныхусловий, когда имущество может быть принято к учету как отдельный объектнематериальных активов. Все условия должны выполняться одновременно. Отдельныйраздел ПБУ 14/2000 посвящен методам оценки объектов нематериальных активов(определения их первоначальной стоимости).
15.Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по ихобслуживанию». Положение устанавливает общеметодологические подходы к учетузаемных средств и расходов, связанных с их привлечением. В частности, установленпорядок учета задолженности по полученным займам, кредитам, выданным заемнымобязательствам, состав и порядок признания затрат по займам и кредитам, а такжесостав и порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности. ПБУ 15/01устанавливает различные схемы для бухгалтерского учета долгосрочных кредитов изаймов и краткосрочных заемных средств. Также отдельно регулируется отражение вбухгалтерском учете привлечения заемных средств, осуществленного посредствомвыпуска и продажи ценных бумаг (облигаций, векселей и т.п.).
16. Положение по бухгалтерскому учету«Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02). Настоящее Положениеустанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности вбухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитныхорганизаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.  Данное положениене применяется организацией при прекращении деятельности вследствиеобстоятельств, носящих чрезвычайный характер (стихийного бедствия, пожара,аварии и т.п.), вследствие принудительного изъятия имущества по основаниям,предусмотренным законодательством, а также вследствие обращения имущества вгосударственную собственность (национализации).
17.«Учетрасходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологическиеработы» (ПБУ 17/02). Настоящее Положение устанавливаетправила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетностикоммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательствуРоссийской Федерации (за исключением кредитных организаций), информации орасходах, связанных с выполнением научно — исследовательских, опытно — конструкторских и технологических работ. 18.«Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Устанавливаетправила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерскойотчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций,признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядкеналогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых организаций ибюджетных учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающегоприбыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовымиактами по бухгалтерскому учету Российской Федерации (далее — бухгалтерскаяприбыль (убыток)), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период(далее — налогооблагаемая прибыль (убыток)), рассчитанной в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
19.«Учетфинансовых вложений» (ПБУ 19/02). Устанавливает правилаформирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации офинансовых вложениях организации.
20.«Информацияоб участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03). НастоящееПоложение устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии всовместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций(кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами позаконодательству РФ.  21. Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/08). Для целей настоящего Положенияизменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива(обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива,обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя изоценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод иобязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности. Оценочнымзначением является величина резерва по сомнительным долгам, резерва подснижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочныхрезервов, сроки полезного использования основных средств, нематериальныхактивов и иных амортизируемых активов, оценка ожидаемого поступления будущихэкономических выгод от использования амортизируемых активов и др.
1.3Основные требования к ведению бухгалтерского учета
Длярешения основных задач бухгалтерского учета необходимо соблюдение определенных правили принципов ведения бухгалтерского учета, определенных Федеральным законом«О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерскойотчетности в Российской Федерации:
1)обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего планасчетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином России;
2)учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичныеучетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный переводна русский язык;
3)бухгалтерский учет текущих затрат на производство продукции, выполнение работ иоказание услуг осуществляется отдельно от затрат, связанных с капитальными ифинансовыми вложениями;
4)обязательность документирования хозяйственных операций.
Первичныедокументы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций илисразу по окончании операции.
Онидолжны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам илиформам, утверждаемым руководителем организации.
Руководительтакже утверждает правила документооборота и технологию обработки учетнойинформации;
5)для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах,используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином России,органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета,федеральными органами исполнительной власти или самой организацией присоблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Содержаниерегистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности являетсякоммерческой тайной;
6)объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества,приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактическипроизведенных затрат на его покупку; оценка имущества, полученногобезвозмездно, по рыночной стоимости на дату оприходования; оценка имущества,произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления. Применениедругих методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минфина России иорганов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета;
7)обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств.
Порядокпроведения инвентаризации определяется руководителем организации, заисключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательногопроведения инвентаризаций;
8)для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика всоответствии с установленными допущениями и требованиями.
Законодательноустановленные правила, и принципы ведения бухгалтерского учета являются единымидля всех организаций независимо от их организационно-правовой формы.
Приформировании учетной политики[2]организациям следует руководствоваться рядом допущений и требований, которыенаряду с основополагающими правилами также относятся к правилам (принципам)ведения бухгалтерского учета. Допущения и требования установлены, в частности,ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».
Кустановленным допущениям относятся:
•допущение имущественной обособленности, означающее, что имущество иобязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательствсобственников этой организации и имущества и обязательств других организаций. Изданного допущения следует, что на балансе организации должно отражаться толькото имущество, которое признается ее собственностью на законных основаниях.
•допущение непрерывности деятельности, означающее, что организация будетпродолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намеренияи необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и,следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.
•допущение последовательности применения учетной политики, означающее,что принятая организацией учетная политика будет применяться последовательно отодного отчетного года к другому.
•допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, означающее,что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетномупериоду, в котором они имели место, независимо от фактического временипоступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Крометого, в целях реализации этого принципа хозяйственные операции должныотражаться в бухгалтерском учете в хронологической последовательности.
Кустановленным требованиям относятся:
•          требование полноты — должна быть обеспечена полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактовхозяйственной деятельности. Каждый факт хозяйственной деятельности должен бытьзафиксирован в первичном бухгалтерском документе, являющемся подтверждениемсамого факта совершения хозяйственной операции;
•          требование своевременности — должно быть обеспечено своевременное отражение фактов хозяйственнойдеятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
•          требование осмотрительности — должна быть обеспечена большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходови обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытыхрезервов. То есть из всех возможных оценок для активов и доходов применяется наименьшая,для обязательств и расходов – наибольшая оценка, а также доходы не должныотражаться в бухгалтерской отчетности преждевременно;
•          требование приоритета содержания перед формой — должно быть обеспечено отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственнойдеятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономическогосодержания фактов и условий хозяйствования;
•          требование непротиворечивости — должно соблюдаться тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам посчетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
•          требование рациональности — должно быть обеспечено рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя изусловий хозяйственной деятельности и величины организации.

2.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ МИНФИНА РОССИИ
Болеенизкий уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерскойотчетности образуют методические рекомендации и методические указания,разрабатываемые и принимаемые Минфином. Эти нормативные документы должны пройтирегистрацию в Минюсте, для того чтобы их использование в организациях всех формсобственности и всех организационно — правовых форм стало правомерным.Исключение составляют внутренние отраслевые документы. Эти документы процедурурегистрации не проходят и обязательны к исполнению только службами и отдельнымиработниками, подчиненными органам, которые разработали такие указания.
Вметодических указаниях и методических рекомендациях осуществляется еще болеедетальная проработка основных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учетузаконодательными и нормативными актами более высоких уровней. В частности, вметодических рекомендациях и указаниях приводятся конкретные схемыбухгалтерских проводок, корреспонденция счетов бухгалтерского учета, применяемаяв отдельных хозяйственных ситуациях, а также подробно характеризуютсяобстоятельства и условия, при которых те или иные проводки могут бытьоформлены.
Разницамежду рекомендациями и указаниями состоит в обязательности практическогоприменения их требований. Так, требования методических указаний, как правило,являются максимально конкретными и предметными и, по существу, обязательны квыполнению. При наличии указании по соответствующему поводу организация неимеет права применять другие подходы к отражению той или иной хозяйственнойоперации или иного объекта бухгалтерского учета в учете или отчетности.Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначеныдля использования органами отраслевого и ведомственного управления приразработке и принятии на своем уровне нормативных актов по бухгалтерскомуучету, учитывающих специфику осуществления хозяйственной, административной,производственной, торговой и иной деятельности в данной отрасли. Кроме того,положения методических рекомендаций используются непосредственно ворганизациях, ведущих бухгалтерский учет, при проработке методологической базыучета, а также при формировании и раскрытии учетной политики организации.
Методическиерекомендации и методические указания можно условно разделить на две большиегруппы:
•разъясняющие применение отдельных положений (стандартов) по бухгалтерскомуучету;
•устанавливающие порядок организации учета отдельных хозяйственных операций илииных объектов бухгалтерского учета, которая другими документами системынормативного регулирования бухгалтерского учета не урегулирована. К этой жегруппе относятся нормативные документы, являющиеся отечественными аналогамимеждународных стандартов бухгалтерской отчетности, если для них разработкасоответствующего положения по бухгалтерскому учету Программой реформированиябухгалтерского учета не предусмотрена.
Впервую группу входят, в частности, следующие документы:
Методическиеуказания по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов,утвержденные приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н. В данном документенашли отражение вопросы, не урегулированные ПБУ 5/01. К ним относятся: порядокформирования и отражения в учете транспортно — заготовительных расходов, учетотдельных операций с готовой продукцией, отражение в учете сумм налога надобавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам иналоговых вычетов, учет товаров в неторговых организациях, учет недостач ипотерь материально-производственных запасов; уточнен порядок проведенияинвентаризаций, учета неотфактурованных поставок и т.п.;
Методическиеуказания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказомМинфина от 20 июля 1998 г.
Ковторой группе относятся: рекомендации по применению единой журнально-ордерной формысчетоводства, утвержденные письмом Минфина от 24 июля 1992 г. №59;
Методическиеуказания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденныеприказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49. Оба документа регулируют вопросы организациибухгалтерского учета, но не имеют непосредственного отношения к формированиюбухгалтерской отчетности.
Положения(стандарты) по бухгалтерскому учету ориентированы на международные стандартыфинансовой отчетности и, следовательно, регулируют процессы формированияотчетной информации;
Указанияоб отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных сосуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденныеприказом Минфина от 28 ноября 2001 г. № 97н.
 Методическиерекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию,утвержденные приказом Минфина от 21 марта 2000 г. № 29н. Данному документу в международныхстандартах финансовой отчетности соответствует отдельный стандарт. Вотечественном бухгалтерском учете соответствующие операции регулируютсядокументом, который по статусу ниже, чем стандарт, это объясняется тем, чтотакая организационно-правовая форма, как акционерные общества, менеераспространена у нас, чем в развитых странах Запада.
Вданных Методических рекомендациях определен порядок расчета дивидендов,причитающихся акционерам по результатам очередного финансового года. Отдельнорегулируются вопросы расчета базовой и разводненной прибыли (убытка) на акцию ивопросы раскрытия соответствующей информации в бухгалтерской отчетности;
Указанияпо отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций при исполнениисоглашений о разделе продукции, утвержденные приказом Минфина от 11 августа1999 г. № 53н. В настоящее время существует только три соглашения о разделе продукции,и процесс развития данной схемы международной интеграции капитала и ресурсовидет сравнительно медленно.
Изэтого следует, что утверждение подобного документа в виде общего стандартанецелесообразно;
Типовыерекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малогопредпринимательства, утвержденные приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. №64н. Данный документ регулирует упрощенный (по сравнению с общепринятым)порядок организации и ведения бухгалтерского учета организациями, которыесоответствуют критериям, установленным федеральным законодательством. В данныеТиповые рекомендации изменения и дополнения в связи с изменением нормативнойбазы бухгалтерского учета не вносились. Следовательно, для того чтобы отдельныеположения Типовых рекомендаций могли применяться на практике, они должны бытьскорректированы с учетом происшедших изменений (в частности, следует уточнитьномера счетов бухгалтерского учета).
Приведенныйперечень методических рекомендаций и указаний не является исчерпывающим. Минфинведет постоянную работу по созданию, утверждению и внедрению новых рекомендацийи указаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаключение хотелось бы отметить, что для нормальнойорганизации бухгалтерского учета и эффективного его функционирования необходимоналичие проработанной законодательной и нормативной базы. Система законодательногои нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации внастоящее время находится в стадии реформирования и приближения к международнымстандартам. Поэтому требования отдельных законодательных актов и документовсистемы нормативного регулирования бухгалтерского учета нуждаются вдополнительных разъяснениях по их применению и адаптации к конкретным условиямпроизводственной, торговой и иной деятельности.
Дляформирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, наиболееполно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране,необходимы значительные усилия для наполнения всех ее уровней. Речь идет впервую очередь о принятии нового закона «Об официальном бухгалтерском учете»,переработке национальных стандартов, максимально приближенных к МСФО иразработке отраслевых методических рекомендаций, например, по планированию,учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и указаний обособенностях состава затрат в определенной отрасли, подотрасли или видедеятельности, по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях и др.
Существующие проблемы внормативном регулировании бухгалтерского учета существенно усложняютпрофессиональную деятельность сотрудников бухгалтерской службы организаций,ведут к возникновению споров с контролирующими органами и аудиторами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
БакаевА.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д. Бухгалтерский учет:Учебник / / Под ред. П.С. Безруких. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Бухгалтерскийучет, 2005.-28 С.
Захарьин В.Р. Теориябухгалтерского учета: Учебник. — М.: ИНФРА-М:  2003. — 304 с. — (Серия «Высшееобразование»).
КондраковН.П.Бухгалтерский учет: Учебное пособие.4 – е изд., перераб.и доп.-М.: ИНФРА-М,2001., 3-10 С.
Комментариик новому Плану счетов бухгалтерского учета / А.С. Бакаев, Л.Г. Макарова, Е.А.Мизиковский. / Под ред. А.С. Бакаева. — М.: ИПБ — БИНФА, 2006.15-38 С.
Лытнева Н. А., Малявкина Л. И., ФедороваТ. В. Бухгалтерский учет: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,2006. — 496 с. — (Профессиональное образование).

ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание 1. Вывестисальдо по счетам.Номер счета Наименование счета Остаток на 01.12.2009 Примеры бухгалтерских проводок дебет кредит Дт Кт Операция 01 Основные средства 45000 01 08 ОС введены в эксплуатацию 02 Амортизация 5000 20 02 Начислена амортизация по ОС, используемым в основном производстве 10 Материалы 10000 10 60 Поступили материалы от поставщика 51 Расчетный счет 2800 51 62 Поступили денежные средства от покупателей
Задание 2. Рассчитатьприбыль от реализации продукции и начислить налог на прибыль.
Прибыль от продажтоваров и готовой продукции формируется по 90 счету, для этого сформируемоборотно — сальдовую ведомость с остатками по счетамНомер счета Наименование счета дебет кредит Бухгалтерские проводки Дт Кт Операция 43 Готовая продукция 30000 90.2 43 Списание себестоимости готовой продукции 50 Касса 3120 50 51 Поступление денежных средств с расчетного счета 51 Расчетный счет 40000 51 62 Поступление денежных средств от покупателей на расчетный счет 62 Поставщики 40000 40000 51 62 Поступление денежных средств от покупателей на расчетный счет 62 90.1 Начисление выручки с продаж 68.3 НДС 6102 90.3 68.2 Начисление НДС с продаж 68.4 Налог на прибыль 780 99 68.4 Начисление налога на прибыль 90.1 Выручка 40000 62 90.1 Начисление выручки с продаж 90.2 Себестоимость 30000 90.2 43 Списание себестоимости готовой продукции 90.3 НДС 6102 90.3 68.2 Начисление НДС с продаж 90.9 Прибыль и убыток от продаж 3898 3898 90.1 90.9 Прибыль, убыток от продаж (закрытие 90-ых счетов) 90.9 90.2 90.9 90.3 90.9 99 Учтена прибыль от продаж 99 Прибыль и убыток 780 3898 90.9 99 Начислен налог на прибыль, сальдо 99 счета 3118 руб. попадет на 84 счет как нераспределенная прибыль 99 68.4
Таким образом, на 90.9сформировалась прибыль (40000-30000-6102) 3898 руб., на которую мы начислилиналог на прибыль в размере 20 % — 780 руб.