Управленческий и социокультурный аспекты конфессиональной сети социальной поддержки населения

Содержание
Введение
1. Сетьсоциальной поддержки населения в Российской Федерации: сущность и основныепонятия
1.1Сущность института социальной защиты и поддержки населения
1.2Социальная поддержка населения в системе социальной защиты
1.3Система социальной поддержки населения на муниципальном уровне
2.Развитие конфессиональной сети социальной поддержки населения в РоссийскойФедерации
2.1Социальное служение конфессиональных объединений как основа деятельности посоциальной поддержке населения
2.2Социокультурный аспект социальных сетей мусульманского сообщества
Заключение
Списоклитературы

Введение
Актуальность темыисследования. В процессе жизнедеятельности никто не застрахован отнаступления обстоятельств, обусловленных действием социально-экономических,демографических, экологических и иных факторов, по большей части не зависящихот воли людей. В силу этого преодолеть их самостоятельно они не могут.
В этих условиях государство иобщество, стремясь оказать содействие лицам, оказавшимся в особо сложномположении, на основе комплекса постоянных и долговременных экономических,социальных, медико-психологических, организационных, правовых и иных меробеспечивает таким категориям граждан социально-приемлемый уровень жизни, атакже создает условия для полноценного их участия в жизни общества[1].
Надлежащие условия жизни, доступк трудовой деятельности, система здравоохранения и образования, доступ ксистеме социального обеспечения и обслуживания — право человека в современномобществе. Поэтому основная цель государства в социальной сфере — повышение качестважизни населения, обеспечение всестороннего развития личности на основе образования,культуры, здравоохранения, здорового образа жизни, соответствующих условий труда,заботы о малообеспеченных[2].
В соответствии с Конституцией«Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена насоздание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В РоссийскойФедерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированныйминимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержкасемьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,пособия и иные гарантии социальной защиты»[3].
Социальнаяподдержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяютсясоциальной политикой государства[4].
Последнее десятилетие ХХ векаявилось периодом наиболее активного становления и развития системы социальнойзащиты в нашей стране. Естественным катализатором этого процесса в Россииявилась радикальная экономическая реформа. Она потребовала адекватных измененийв сфере социальной политики, что предопределило необходимость поступательногоразвития механизмов, обеспечивающих социальную защищенность человека в рыночныхусловиях[5].
Включение церкви иконфессиональных организаций и объединений в систему социальной работыобосновано не только тем обстоятельством, что значительная часть населения — люди верующие или находящиеся под нравственно-духовным и психологическимвлиянием религии. Главным образом это делается потому, что церковь реализуетсамостоятельную, но дополняющую государственные усилия социальную политику[6].
Конфессии в России занятыактивным поиском эффективных организационных форм своего функциональногопотенциала в рамках социального служения, нравственного просвещения,религиозного образования, решения проблем духовной консолидации общества.
Развитие конфессиональной сетисоциальной поддержки населения направлена на укрепление институтов гражданскогообщества и утверждает курс реального становления религиозно-церковногокомплекса государства на восстановление духовных ценностей, усиление потенциалацеркви в стратегии национального развития.
Все вышесказанное определилоактуальность темы курсовой работы «Развитие конфессиональной сети социальнойподдержки населения: социокультурный и управленческий аспекты».
Цель курсовой работы — исследовать управленческий и социокультурный аспекты конфессиональной сетисоциальной поддержки населения.
Задачи исследования:
1) Выявить сущность ключевыхпонятий социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь.
2) Определить место социальнойподдержки населения в системе социальной защиты.
3) Рассмотреть системусоциальной поддержки населения на муниципальном уровне.
4) Исследовать социальноеслужение конфессиональных объединений как основу деятельности по социальнойподдержке населения.
5) Проанализировать особенности социокультурногоаспекта социальных сетей мусульманского сообщества.
Курсовая работа содержитвведение, основной текст, включающий две главы и пять параграфов, заключение исписок литературы.

1. Субъектысоциальной поддержки населения в Российской Федерации: сущность и основныепонятия 1.1 Государственныеи негосударственные учреждения социальной поддержки населения
Складывающаяся системасоциальной поддержки в нашей стране пока не привела к формированию единойсистемы категорий, понятий и терминов. О не устоявшемся процессесвидетельствует неоднозначность самого понятия «социальная поддержка». Это являетсясвидетельством того, что «указанное общественное явление сложно и многогранно»[7].
Теоретическое исследованиелитературы показало неоднозначность подходов к определению ключевых понятий«социальная поддержка», «социальная защита», «социальное обеспечение»,«социальная помощь».
С.Д.Соловьева считает, чтоинститут социальной защиты населения является комплекснымконституционно-правовым институтом, реализующим одну из фундаментальных основконституционного строя Российской Федерации. Он прямо проистекает из сущностисоциального государства и направлен на его реализацию, хотя сущностьсоциального государства им не исчерпывается[8].
О.А. Снежко анализируетконституционные основы социальной защиты, под которыми понимает«основополагающие начала (принципы), закрепленные в Конституции РоссийскойФедерации, направляющие всю деятельность по социальной защите граждан». Поэтомупонятие «социальная защита» рассматривается автором достаточно широко, так как«только комплексный подход к данной правовой категории позволяет выявить еесущность»[9].
В литературе часто встречаютсяподходы, когда определения социальной защиты формулируются одновременно как вшироком, так и в узком смысле слова.
При определении понятия«социальная защита» используются такие термины, как «деятельность», «действия»,«функция», «меры», «мероприятия» и т.п.
В ходе анализа указанногопонятия выделяются объект и субъект социальной поддержки, уточняются смысловыеособенности понимания социальной защиты в широком и узком смыслах, целевыеустановки, функциональная нагрузка, механизм осуществления социальной защиты иобстоятельства, вызывающие необходимость осуществления этой деятельности. Указанные аспекты рассматриваются авторами не только вобщем плане, но и применительно к конкретным категориям граждан[10].
В условиях перерастания системсоциального обеспечения в системы социальной защиты вновь встает вопрос болеечеткого разграничения базовых понятий.
В литературе можно встретитьмнение о том, что термин «социальное обеспечение» в значении комплексагосударственных мероприятий по обеспечению нуждающихся граждан в настоящеевремя имеет скорее исторический характер, поскольку он относится только копределенному периоду ХХ века. В последнее десятилетие, считают авторы,выявилась тенденция использовать в качестве обобщающего термина в этой сферегосударственной деятельности выражение «социальная защита», и это выражениезаменило собой термин «социальное обеспечение». В то же время признаетсянеобходимость сохранения этого термина для обозначения того направлениягосударственной деятельности, которое относится к социальной защите граждан,имеющих заслуги перед обществом, но не охваченных социальным страхованием(авторы сюда относят военных ветеранов)[11].
В ряде случаев авторы не делаютразличий между понятиями «социальное обеспечение» и «социальная защита», чтоотражается в соответствующих определениях. В качестве примера можно привестиследующее определение: «В промышленно развитых странах социальное обеспечениеили социальная защита населения рассматриваются как совокупность законодательнозакрепленных правовых и социально-экономических гарантий гражданам,обеспечивающих приемлемый уровень жизни».
Встречаются случаи полногоотождествления понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», когдауказанные понятия предлагается рассматривать в качестве синонимов «в силуопределения их сущности в законодательной базе России как равнозначной».
Недостаточная четкость иопределенность в разграничении понятий приводит к противоречивым суждениям. Содной стороны, высказывается мнение о том, что термин «социальная защита» — «более широкое понятие, которое предполагает не только гарантии по социальномуобеспечению, но и гарантии прав наемных работников во взаимоотношениях сработодателями».
С другой, здесь же утверждается,что «социальную защиту можно рассматривать как широко понимаемое социальноеобеспечение».
Иногда такой же подход имеет место и при оценке содержательных аспектовсоциальной защиты как структурированного образования, когда к социальной защите(социальному обеспечению) относят социальное страхование и социальную поддержку.
Вопрос о содержательном аспектесоциальной защиты имеет принципиальное значение. Если социальную защитурассматривать только как социальное страхование и социальную поддержку, тоневозможно говорить о социальной защите как о более широком понятии, включающем,согласно Конституции РФ, социальное обеспечение.
В.П.Юдин констатирует, чтотермин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок, границ и объемасодержания[12].Как следствие этого по вопросу об основных блоках или составных частяхсоциальной защиты в литературе высказываются разные мнения.
По мнению М.К. Мироновойсоциальная защита в самом широком ее понимании (статья 7 Конституции РоссийскойФедерации) осуществляется на государственном и негосударственном уровнях, вразных формах (включая социальное обеспечение), с предоставлением различныхвидов материальных и нематериальных благ и преимуществ, посредствомустановления режимов смягчения обременений либо установления мерответственности (исходя из особой социальной значимости осуществляемыхмероприятий)[13].
Вопрос о содержании понятий«социальная защита» и «социальная поддержка» не оставлен без внимания западнымиучеными.
Например, Х. Ламперт к формамсоциальной защиты относит различные виды социального страхования (пенсионное,медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальнуюподдержку в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охранытруда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты науровне предприятий[14].
Однако, наиболее четкиеразграничения в понятиях, входящих в систему социальной защиты населения даны вучебнике В.М. Доброштан и статьях Н.А. Казибековой.
Подсоциальной защитой понимают системумероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, пообеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержаниюжизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Социальная поддержка– этоспециальныемеры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования«слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду впроцессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.
Социальная помощь − это система социальных мер, оказываемыхотдельным лицам или группам населения, социальной службой для преодоления илисмягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса иполноценной жизнедеятельности.
Социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановленияосновных социальных функций личности, общественного института или социальнойгруппы.
Важноеместо в системе социальной защиты занимает понятие «социальные гарантии»— этосистема мер, нормативных установок и условий, направленных наудовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержанияжизнеобеспечения и деятельного существования людей[15].
«В самом широком смысле подсоциальной защитой населения понимают деятельность государства, направленную наформирование свободного развития личности, предоставление возможности длясамоопределения индивида, а также на создание условий, обеспечивающих достойнуюжизнь граждан России.
При этом под достойной жизньюимеют в виду, прежде всего, материальную обеспеченность граждан на уровнестандартов современного развитого общества, широкий доступ к ценностямкультуры, прав личной безопасности, а под свободным развитием — физическое, умственноеи нравственное совершенствование человека»[16].
«Социальная поддержкаосуществляется в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи,предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказаниямедицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства,усыновления.
Социальная поддержка каксодействие человеку в преодолении его жизненных трудностей, решении личностныхпроблем в методическом плане может быть сгруппирована по двум основаниям. Посвоему содержанию социальная поддержка может быть материально-экономической,социально-бытовой, организационно правовой, коммуникативно-психологической ипрофессионально-трудовой. По характеру деятельности, связанной с осуществлениемсоциальной поддержки, различают постоянную, периодическую и ситуационнуюподдержку»[17].
По мнению Н.А. Казибековой,структура системы социальной защиты обширна и включает следующие компоненты:социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь, социальнуюработу, социальную поддержку, реабилитацию и адаптацию, социальные льготы игарантии, самозащиту и самопомощь, систему социального контроля заосуществлением функционирования социальной защиты.
Особенностью структурысоциальной защиты является то, что её элементы одновременно являютсясоциальными институтами и основными функциями данной системы.
Центральный элемент и функциясистемы социальной защиты – социальное обеспечение как система, созданная ирегламентируемая государством и несущая на себе основную нагрузку по социальнойзащите[18].
Таким образом, социальная защитанаселения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной иобщественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальномуобеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальномуобеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением ивоспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.
Особенность социальной поддержкинаселения выражается, прежде всего, в том, что это форма распределенияматериальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности,а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей стариков,больных, безработных, лиц, имеющих минимальные доходы. Словом, — тех, кто неспособен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а такжевсех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводстварабочей семьи.
Система социальной защитынаселения сегодня – это сложная, многофункциональная отрасль, от работы которойво многом зависит стабильность и социальное благополучие общества, решениепроблем малообеспеченных его слоев, людей, оказавшихся в трудной жизненнойситуации.
Г. Скачко на основе анализамирового опыта выделяет пять базовых институтов социальной защиты населения:
1) государственная социальнаяпомощь (поддержка);
2) государственное социальноеобеспечение;
3) обязательное социальноестрахование (по закону);
4) добровольное дополнительноесоциальное страхование;
 5) добровольное личноестрахование[19].
По мнению Т.Ф.Романовой, вмировой практике сложились и являются выверенными следующие основные институтысоциальной защиты населения: социальное страхование; социальная помощь(поддержка), оказываемая государством и муниципалитетами; частная инициативастрахования; социальные услуги, оказываемые хозяйствующими субъектами/>[20].
А.Н.Старшинов считает, чтосоциальная защита включает в себя не только социальное страхование и социальнуюподдержку, но и социальное обеспечение, а также государственный инегосударственный благотворительный секторы[21].
А.М.Бабич, Е.В.Егоров,Е.Н.Жильцов отмечают следующие основные элементы современной системы социальнойзащиты: традиционная форма государственного вспомоществования (социальнойпомощи); совокупность государственных социальных гарантий, включая социальныельготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги);социальное страхование (добровольно-корпоративное и обязательное,государственное)/>[22].
Т.Д. Викулина придерживаетсямнения, что государственная социальная защита реализуется в виде социальнойпомощи (поддержки) и социального страхования. Однако далее в своей работе онаотмечает, что дальнейшее развитие социальной защиты связано с реформированиемтаких ее составляющих, как социальное страхование, социальное обеспечение, атакже с введением института вспомоществования[23].
В.И.Шарин считает, что системасоциальной защиты населения состоит из четырех основных блоков или звеньев:
1) системы социальногообеспечения, включающей социальное обслуживание;
2) системы социальногострахования, представленной федеральными фондами: социального страхования,пенсионным, обязательного медицинского страхования и негосударственнымсектором;
3) системой социальной помощи(поддержки), включающей в себя систему фондов социальной поддержки населения, атакже негосударственный благотворительный сектор;
4) блок остальных,предоставляемых государством социальных преференций и форм социальной защиты,таких, как индексация доходов населения, обеспечение минимальных социальныхгарантий доходов, предоставление льгот (скидок и субсидий), установлениедотаций к ценам, государственное регулирование потребительских цен, нормыпрямого действия социально-трудового законодательства[24].
По мнению А.В.Пашкова,социальная защита выражается через три больших институциональных комплекса:социальное обеспечение, социальную помощь, дополнительную социальную защиту[25].
М.И.Лепихов выделяет следующиеорганизационно-правовые формы социальной защиты: обязательное социальноестрахование, обязательное государственное страхование, социальное обеспечениеза счет прямых ассигнований из государственного бюджета, государственнуюсоциальную помощь[26].
В.Е.Шарков утверждает, чтоправовыми средствами (формами) конституционно-правовой состоятельностисоциальной защиты населения России являются: 1) социальное обеспечение; 2)социальное страхование; 3) социальная помощь; 4) социальное обслуживание; 5)социальная служба; 6) медицинское обслуживание; 7) защита трудовых правработников; 8) защита имущественных и личных неимущественных прав граждан; 9)защита прав, свобод и интересов супругов, родителей и детей; 10)благотворительность; 11) добровольные формы социального обеспечения. Наиболееважными и распространенными формами социальной защиты являются, по мнениюавтора, социальное обеспечение и социальное страхование[27].
В.П.Галаганов, выделяяорганизационно-правовые формы социального обеспечения, включает социальнуюзащиту в одну из таких форм. Автор считает, что в общем виде социальноеобеспечение Российской Федерации может представлять собой дополняющие другдруга организационно-правовые формы: а) государственное социальное страхование;б) государственное социальное вспомоществование (социальная защита, социальнаяпомощь, социальная забота); в) частное социальное страхование; г) общественнаяблаготворительность[28].
Н.П.Черноморченко считает, чтогосударственная система социальной защиты населения предусматривает не толькомеры социального страхования и социального обеспечения (пенсии, пособия,компенсации, льготы и др.), но и меры по охране природной среды, смягчениюнегативных результатов экономической реформы и др[29].
По мнению Г.А.Коробова иВ.Ф.Макарова, на современном этапе развития государственности системасоциальной защиты должна представлять собой две дополняющие друг другаорганизационно-правовые формы – страхование и вспомоществование[30].
Как считает Н.А. Казибекова,социальная защита, являясь комплексной системой, имеет определенную структуру[31].
В системе социальной защиты онавыделяет следующие элементы: социальные гарантии, социальную индексацию,социальное страхование и социальную поддержку (рис. 1).
/>
Рис. 1. Система социальнойзащиты населения
Социальные гарантии определяюткак законодательно оформленные и закрепленные права человека, имеющие механизмреализации и ресурсную базу. Основой системы социальных гарантий являются определенныестандарты (нормативы), присущие данному обществу: гарантия минимумаматериальной обеспеченности (прожиточный минимум), гарантированный минимальныйразмер заработной платы, пенсий, пособий.
В том случае, когда социальныегарантии недостаточны для поддержания нормального уровня жизни, применяетсясистема социальных компенсаций и индексаций доходов населения. Индексацияпредставляет собой компенсацию за повышение уровня цен путем систематическогорегулирования номинальных показателей (дохода, процентных ставок, заработнойплаты и т.п.) в целях поддержания ранее установленного уровня доходов на моментвремени в который происходит изменение индекса стоимости жизни[32].
Особым институтом социальнойзащиты населения является социальное страхование. В действующем у насфинансовом механизме социального страхования не оценивается финансовая нагрузкана плательщиков, страхованиями отстранены от участия в управлении фондами,размер страховых выплат не увязан с уровнем профессионального и социальногориска. В связи с этим формирование взаимосвязанной системы социальной защиты наоснове принципов социального страхования рассматривается сегодня какконцептуальный подход к разрешению социальных проблем.
Социальная поддержкаосуществляется в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи,предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказаниямедицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства,усыновления.
Многочисленные правлениясоциальной поддержки как содействия человеку в преодолении его жизненныхтрудностей, решении личностных проблем можно сгруппировать по несколькимоснованиям:
— по содержанию социальнаяподдержка может быть материально-экономической, социально-бытовой,организационно правовой, коммуникативно-психологической,профессионально-трудовой;
— по деятельности осуществленияразличают постоянную, периодическую и ситуационную поддержку. Постояннаясоциальная поддержка оказывается, например, престарелым, проживающим в домахинтернатах или детям-сиротам, периодическая — работникам, обучающимся безотрыва от производства, ситуационная — людям, оказавшимся в трудной ситуации.
Сущность социального обеспечениякак экономической категории наиболее полно и последовательно раскрывается впенсионном обеспечении, которое является важнейшей составной частьюобщественных фондов потребления. Именно поэтому пенсионное обеспечение припереходе к рынку, как и прежде должно оставаться основным и наиболее значимымнаправлением реализации социальной защиты населения, а пенсии и пособия — центральным звеном системы прямых денежных выплат[33].
Разновидностью социальногообеспечения является такое направление социальной защиты нетрудоспособныхграждан, как социальное обслуживание. Под социальным обслуживанием понимается«деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых,медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг иматериальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан,находящихся в трудной жизненной ситуации»[34].
Социальное обслуживание можетосуществляться как государственными, так и муниципальными учреждениями системысоциальной защиты.
Для лиц, оказавшихся вкритической ситуации, социальная поддержка осуществляется в виде социальнойпомощи — обеспечение в натуральной и денежной форме, посредством предоставленияльгот и услуг, носящих характер единовременных доплат к пенсиям и пособиям.
Социальная помощь такжеоказывается в целях ликвидации и нейтрализации неблагоприятных жизненныхситуаций, в виде предоставления кредитов на строительство жилья и приобретениедомашнего имущества. Особым видом социальной помощи является медицинскаяпомощь, в значительной степени бесплатная[35].
Рассмотрение сущности социальнойзащиты позволяет представить ее в качестве целостного образования, состоящегоиз совокупных компонентов (частей), взаимодействующих и взаимосвязанных нетолько друг с другом, но и с внешней средой, при этом четко прослеживаетсяместо социальной поддержки в целостной системе.
При этом социальная поддержкавключает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не нижепрожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи струдной жизненной ситуацией.
Важнейшей составной частьюсоциальной защиты являются органы социальной защиты и поддержки населения — субъекты социальной поддержки.
Под органом социальной защитынаселения понимается созданное в установленном порядке образование,характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностямии соответствующей компетенцией.
Выделяют следующие группысубъектов социальной защиты населения:
В соответствии с действующимзаконодательством в России функционирует система социальных служб, основанныхна различных формах собственности, которая включает:
а) Государственные социальныеслужбы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов РоссийскойФедерации и находящиеся в их ведении. Указанные службы не подлежатприватизации, не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. Онитакже не вправе сдавать в аренду или отдавать в залог закрепленное за нимиимущество. Виды учреждений социальной защиты определяются как в федеральныхзаконах, например в Федеральном законе «О социальном обслуживании населенияРоссийской Федерации», так и в законах субъектов Российской Федерации.
б) Муниципальные организациисоциальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в веденииорганов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный секторсоциальной защиты населения. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации», социальная поддержка находится в ведении местного самоуправления[36].
Система социальной поддержкинаселения на муниципальном уровне включает в себя взаимодействующие подсистемы,которые можно представить следующим образом (рис. 2).
/> 

Рис. 2. Система социальнойподдержки населения на муниципальном уровне

в) Негосударственные службысоциальной защиты и социального обслуживания основаны на формах собственности,не относящихся к государственной и муниципальной. Негосударственные социальныеслужбы различных организационно-правовых форм, а также частные лица,осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социальногообслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты исоциального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также иорганизации социального обслуживания, образованные на базе имуществаобщественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозныхи общественных организаций, деятельность, которых связана с социальнымобслуживанием.
Учреждения социальногообслуживания независимо от форм собственности пользуются льготнымналогообложением, а организации и юридические лица (банки, предприятия,учреждения), направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценностина развитие социальных служб и оказывающие им поддержку, пользуются льготами,предусмотренными законодательством РФ[37].
Таким образом, системасоциальной защиты – это совокупность институтов и комплекс мер экономического,правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение илисмягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступленииопределенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков),а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социальногоблагополучия.
2. Развитие конфессиональной сети социальнойподдержки населения в Российской Федерации2.1 Социальное служение конфессиональных объединений какоснова деятельности по социальной поддержке населения
Большие традиции социальногослужения имеют религиозные конфессии, традиционно существующие в России.
Конфессия — особенностьвероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединениеверующих, придерживающихся этого вероисповедания[38].
Современные российские конфессии,в зависимости от того, на какую часть населения они ориентируются, можноразделить на три группы, среди которых наиболее влиятельные — религии, тесносвязанные с этническим составом населения, география которых отражает картинурасселения народов, традиционно придерживающихся этих вероисповеданий.
Наиболее крупные — православие,представленное, в первую очередь, Русской Православной Церковью (РПЦ), а такжеислам и буддизм, имеющие несколько сопоставимых по влиятельности религиозныхобъединений.
Эти религии лежат в основенаиболее распространенных религиозно-культурных традиций, которые, взятыевместе, полностью охватывают территорию страны[39].
В современной России наиболеевлиятельными конфессиями уже разработаны программные документы социальногоучения, а также существуют устойчивые, возобновляющиеся практики социальногослужения.
В настоящее время социальноеслужение христианских церквей развивается, становясь все болеевысокоорганизованным и структурированным[40].
 «Основы социальной концепцииРусской Православной церкви» были приняты Юбилейным Архиерейским собором вавгусте 2000 г. [41]:
 «Церковь призвана всоработничестве с государственными структурами и заинтересованнымиобщественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровьянации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное,физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальнойпродолжительности жизни».
РПЦ ведет несколько социальныхпрограмм. Антиалкогольная программа осуществляется по принципу так называемых«семейных общин трезвости», где параллельно с лечением алкоголиков проводитсятерапия с членами их семей.
Оказание консультативной иматериальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам, особенно на территорииСеверного Кавказа. Помощь оказывается независимо от национальной и религиознойпринадлежности.
РПЦ постоянно осуществляетДетские программы:
— духовно-религиозноеобразование,
— профессиональная подготовкавоспитанников детских домов,
— помощь сиротам идетям-инвалидам,
— открытие школ-приютов,
— разработана модель«территориальных центров реабилитации детей-инвалидов»[42].
Не оставляет РПЦ без вниманияпрестарелых и инвалидов, ветеранов войн.
Нередко РПЦ действует приблаготворительной и финансовой поддержке зарубежных церквей, частных спонсоровиз Франции, Италии, Англии, Германии.
Отдел по церковнойблаготворительности и социальному служению Московской патриархии активноразвивает сотрудничество с фондами других конфессий, в том числе и мусульманскими.
В учебном пособии «Милосердие»[43] есть приложение с перечнем религиозныхсоциальных организаций, с которыми сотрудничает РАЦ в области социальнойподдержки населения, среди них:
1) Штаб-квартира Армии Спасения(Москва);
2) Христианский центр служенияРО «Церковь Божия» (Москва);
3) Информационно-аналитическийцентр при Московской методистской церкви;
4) Христианская медицинскаяассоциация при ЕХБ (Москва);
5) Департаментблаготворительности и милосердия Духовного управления мусульманЦентрально-Европейского региона России (Москва).
Милосердие и благотворительностьв мусульманской социальной практике является фактором сглаживания социальных,межэтнических и межрелигиозных противоречий[44].
Программным документом,определяющим социальное учение российских мусульман, являются «Основныеположения социальной программы российских мусульман», принятые Советом муфтиевРоссии и опубликованные в 2001 году.
Во второй главе документаназываются права и свободы человека:
— свобода совести и свободавероисповедания;
— право на жизнь, честь идостоинство;
— право на имущество;
— право на равенство, запрещениевсех форм дискриминации;
— права на безопасность,правосудие, защиту от злоупотребления властью, убежище от гонений;
— на образование, социальную имедицинскую помощь;
— на труд и справедливоевознаграждение за него;
— на участие в управленииобщественными и государственными делами.
В третьей главе, котораяназывается «Ислам и социальные проблемы», указано, что для ислама характернасоциальная направленность учения, которая раскрывается далее в пунктах«Отношение к неимущим», «Ислам и семья», «Запреты на употребление наркотиков иалкоголя»[45].
М.П. Мчедлов так определялосновы социального служения в исламе: вероучение ислама предусматриваетнеобходимость проявления как общественной заботы о всех нуждающихся, так ииндивидуальную сострадательность. Автор приходят к мнению, что в Коране достаточночетко указывается, по отношению к кому должна проявляться забота и благотворительность,а также что она должна быть оказана тактично, без всякого подобия показной щедрости,благодеяние не должно задевать чувство собственного достоинства получающегопомощь[46].
Этой же цели служат также ицелые социальные и религиозно-социальные институты, один из которых – закят — относится к числу основ ислама. Впрочем, этот принцип заложен также и в другихстолпах и их частях. Именно таково одно из объяснений необходимости проведенияколлективных намазов, особенно джума-намазов. Поэтому образование социальныхсетей в исламе не только не считается чем-то предосудительным, но даже являетсяего неотъемлемой органической частью[47].
Сравнительный анализ социальныхдоктрин основных конфессий России позволяет говорить о существующем единствепонимания роли религиозных общин в деле устроения социального служения. Вкачестве основных элементов стоит выделить следующие:
— доступность социальной помощилюдям религиозным и нерелигиозным;
— сотрудничество различныхконфессиональных организаций;
— взаимодействие сгосударственными учреждениями в процессе реализации целей социального служения,в том числе направленного на социальную поддержку населения любых религиозныхубеждений.
Таким образом, возрожденная вконце 80-х годов ХХ века благотворительная деятельность религиозных организацийРоссии за последние годы прошла нелегкий путь к превращению в социальноеслужение.
Русская Православная Церковьстановится полноправным субъектом социальной политики, которая направлена насоциальную поддержку населения.
Российское мусульманскоесообщество – не исключение, просто формирование социальных сетей внутри негосвязано с региональными особенностями развития.
Объединение нравственных иинтеллектуальных сил государства и церкви пойдет на пользу людям.
Взаимодействие государственныхструктур, общественных организаций и конфессий могут в перспективе статьосновным фактором объединения усилий в решении важнейших социальных проблем, втом числе и по реализации мер социальной поддержки населения.
2.2 Социокультурный аспект социальных сетей мусульманскогосообщества
Социальные сети внутримусульманского сообщества России можно разделить на несколько групп.
Первая из них – общины,устойчиво существующие на протяжении длительного времени (многие поколения). Ктаковым относятся сельские и в несколько меньшей степени городские общины,внутри которых существуют устойчивые социальные связи.
Как показывают полевыеисследования, представленные А. Макаровым, следование исламским традициям,пусть даже и в несколько опосредованной форме, не прекращалось на протяжениивсего периода советской власти в Урало-Поволжье, Центральной России, на Кавказеи в Центральной Азии[48].
Что же касается городских общин,то здесь ситуация несколько отличается. С одной стороны, старые городскиеобщины (Каргалы, Дербент, татарские слободы и районы компактного расселенияКазани, Касимова, Тобольска, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и многие другие)в существенно большей степени были разрушены в советское время.
Причин этому было как минимумтри:
— репрессии противпредставителей зажиточных слоев, составлявших немалую часть мусульманскогогородского населения;
— целенаправленное разрушениекомпактных общин (это касается не только мусульман, но и иных этническихменьшинств) через их расселение;
– урбанизация, вызвавшаямассовый приток сельского населения.
Последняя, с одной стороны,размыла старые городские общины, способствовала утрате ими части традиций, сдругой, скрепила и увеличила их новыми людьми.
Наряду с общинами, существующимив формате религиозных организаций, также имеется множество общин и социальныхсетей, объединенных неформальными отношениями.
Они бывают очень разные – отсельских джамаатов (несмотря на упорно вдалбливаемые стереотипы, джамаат – небанда, а общество), существующих на протяжении столетий и продолжающихся всреде выходцев из того или иного села (син кайсы аулдан? – ты из какого аула –спрашивают при знакомстве, находя в ответе массу информации, прежде всего отвоей репутации, нраве и т.д.), и заканчивая профессиональной средой, где также«все друг друга знают».
При этом А. Макаров отмечает итот факт, что именно эти самые социальные сети становятся наиболее влиятельнымисилами в сегодняшнем мусульманском сообществе России[49].
Наиболее традиционные. В первуюочередь это социальные сети, образованные по родственным связям и меступроисхождения своих членов. Общеизвестно, что именно мусульманские народыРоссии в наибольшей степени сохранили свои родственные и семейные традиции ипродолжают их сохранять по сей день.
Каждый выходец из традиционногообщества по-прежнему гордится своим происхождением и поддерживает самыеразнообразные связи с родственниками, односельчанами, земляками и далее повозрастающей.
Очень тесно связаны по условиямсвоего формирования с последними и мигрантские социальные сети. Приезжающие вРоссию узбеки, таджики, азербайджанцы, арабы, турки не могут не объединятьсяздесь. Просто хотя бы для того, чтобы выжить, особенно в условиях позициижесткого их неприятия вмещающим сообществом. Не отличаются от них и российскиеграждане – чеченцы, дагестанцы, ингуши.
Ситуацию усугубляют периодическислучающиеся стычки со скинхедами и подобными им элементами – необходимостьпротивостоять им вынуждает объединяться внутри своей этнической среды, а такжес представителями иных этносов, испытывающими те же проблемы. Внутри всех этихсообществ плотность коммуникаций гораздо выше, чем с представителями «внешнегомира».
Также традиционным является ивозникновение социальных сетей по субконфессиональному признаку.
По сути дела многие суфийскиетарикаты и вирды, саляфитские, ихванские, таблиховские, шиитские джамаатыпредставляют из себя ни что иное, как социальные сети, образованные посубконфессиональному признаку. К таковым также относятся и сети, членов которыхобъединяет особо ревностное соблюдение того или иного мазхаба.
Нередко социальные сети такоготипа сочетаются с определенным этническим наполнением – последователи вирдаКунта-хаджи кадиритского тариката вайнахского происхождения, выходцы изнекоторых даргинских сел являются наиболее последовательными хранителямишафиитского наследия, а члены Национальной организации русских мусульманзаявили о своем следовании маликитскому мазхабу. Нередки случаи, когда в сетяхсубконфессиональной направленности лидирующее положение устойчиво занимаютпредставители какого-то определенного этноса при наличии представителей разныхнаций в общей массе членов данной социальной сети.
Все вышеперечисленные формысоциальных сетей возникали и существовали на протяжении длительного времени.Но, в дополнение к ним, в последнее время также возникают и сети иного плана,объединенные на другой основе. Их членами являются выходцы из разных мест,представители разных этносов и субконфессиональных направлений.
Что же их объединяет? Этойосновой бывают разные факторы. В одних объединяющим началом является общаяпрофессия, в других – даже не сама по себе профессия как таковая, а занятиесвоей деятельностью на исламской ниве. Дело в том, что те времена, когдаспециалистов–мусульман было крайне мало, уже прошли, и образуется инаяситуация, диктующая новые правила.
Объединяющим началом длясоциальных сетей «нового типа» является в большей степени высокая социальнаяактивность их членов. Остальные факторы (этническая и субэтническаяпринадлежность, земляческие связи, субконфессиональная принадлежность) имеютзачастую подчиненное значение.
При этом образование этихсоциальных сетей происходит по следующему алгоритму:
1) профессионал приходит косознанному исполнению исламских религиозных предписаний;
2) он начинает приниматьактивное участие в деятельности уже существующих структур;
3) он начинает объединяться сдругими такими же, как и он, специалистами.
Таким образом, возникаютсоциальные сети, образованные на основе совместных действий, как правило, всоциальной сфере. На сегодняшний день именно ими в значительной степени ведетсядеятельность по оказанию помощи неимущим, пропаганде здорового образа жизни ит.д.
Нередко сети, образованные иработающие по такому принципу, институционализируются, как правило, черезрегистрацию общественных или религиозных организаций. При этом принцип действияи отношения внутри структуры продолжают соответствовать сетевым – отсутствуетзамкнутость на одного человека, единоличное руководство, соблюдается принципсовета. За счет данных моментов, возможно, наблюдается некоторая видимостьрыхлости структуры.
Но при этом достигается большаястепень открытости, коллегиальность руководства, которая помогает избежатьмножества системных ошибок, значительно снижающих эффективность работы.
Практически на сегодняшний деньмобилизационный ресурс мусульманских организаций в России обеспечен лишь засчет самого ислама как религиозной и идеологической системы.
Поддержка этого мобилизационногоресурса и его использование осуществляется преимущественно социальными сетями(в их институционализированных и неинституционализированных формах).
Сегодня социальные сети вроссийском исламе недостаточно изучены, но, тем не менее, многие из нихявляются наиболее мощным фактором общественных отношений в этойконфессиональной среде. Они обладают колоссальным потенциалом для осуществлениядеятельности, направленной на социальную поддержку населения[50].

Заключение
Исследование управленческого исоциокультурного аспекта конфессиональной сети социальной поддержки населенияпозволило сделать следующие выводы:
1) Теоретическое исследованиелитературы показало неоднозначность подходов к определению ключевых понятий«социальная поддержка», «социальная защита», «социальное обеспечение»,«социальная помощь».
2) Социальная защита населенияохватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественнойподдержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению,понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан встарости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей,медицинскому обслуживанию и лечению.
3) Социальная поддержка каксодействие человеку в преодолении его жизненных трудностей, решении личностныхпроблем в методическом плане может быть сгруппирована по двум основаниям.
4) По своему содержаниюсоциальная поддержка может быть материально-экономической, социально-бытовой,организационно правовой, коммуникативно-психологической и профессионально-трудовой.
5) По характеру деятельности,связанной с осуществлением социальной поддержки, различают постоянную,периодическую и ситуационную поддержку.
6) Особенность социальнойподдержки населения выражается, прежде всего, в том, что это форма распределенияматериальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовойдеятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иныхпотребностей стариков, больных, безработных, лиц, имеющих минимальные доходы — тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своейсемье, а также всех членов общества в целях охраны здоровья и нормальноговоспроизводства рабочей семьи.
При этом социальная поддержкавключает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не нижепрожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи струдной жизненной ситуацией.
7) Управленческий аспектсоциальной поддержки населения позволил выявить, что социальная поддержкавходит в систему социальной защиты и находится в ведении местногосамоуправления.
8) Большие традиции в областисоциальной поддержки населения имеют религиозные конфессии, традиционносуществующие в России.
9) Было выявлено, что конфессия- особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, атакже объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Средизначимых на территории Российской Федерации являются Русская православнаяцерковь и объединение мусульманских общин.
10) Русская Православная Церковьтрадиционно и на современном этапе является полноправным субъектом социальнойполитики, которая направлена на социальную поддержку населения. Российскоемусульманское сообщество является полноправным субъектом социальной политики,просто формирование социальных сетей внутри него связано с региональнымиособенностями развития.
11) Сравнительный анализсоциальных доктрин основных конфессий России позволяет говорить, несмотря насоциокультурные различия, о существующем единстве понимания роли религиозныхобщин в деле социальной поддержки населения. При этом в качестве основныхэлементов стоит выделить следующие:
— доступность социальной помощилюдям религиозным и нерелигиозным;
— сотрудничество различныхконфессиональных организаций;
— взаимодействие сгосударственными учреждениями в процессе реализации целей социального служения,в том числе направленного на социальную поддержку населения любых религиозныхубеждений.
Таким образом, взаимодействиегосударственных структур, общественных организаций и конфессий могут вперспективе стать основным фактором объединения усилий в решении важнейшихсоциальных проблем, в том числе и по реализации мер социальной поддержкинаселения.

Списоклитературы
1. Конституция Российской Федерации – Консультант +,2010.
2. Федеральный Закон «Об основахсоциального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95. № 195 —ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1995.-№50.
3. Федеральный Закон «О социальном обслуживанииграждан пожилого возраста и инвалидов» от 2.08.95 № 122 — ФЗ // Собраниезаконодательства РФ. — 1995. №132.
4. Федеральный Закон «О социальнойзащите инвалидов в Российской Федерации» от 24. 11.95. // Собраниезаконодательства РФ. -1995. -№ 48.
5. Федеральный Закон «О прожиточномминимуме в Российской Федерации» от 24. 10.97.//Собрание законодательстваРФ.-1997.№ 143.
6. Федеральный Закон «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от28.08.95. № 43 // Новый сборник законов РФ с изм. и доп. — М.,2003.
7. Буянова М.О. Право социальногообеспечения. Учебное пособие. М., 2006.
8. Волгина Н.А. Социальная политика.Учебник. — М.: Издательство «Экзамен», 2004.
9. Гончаров А.И., Гончарова М.В.Концепция финансового обеспечения системы социальной поддержки населения вРоссии// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007.- № 4.
10. Доброштан В. М. Теориясоциальной работы: Учебное пособие для студентов – СПб: Санкт-Петербургскийгосударственный университет технологии и дизайна, 2008.
11. Еремин А.В. Формированиесоциальной концепции Русской православной церкви в контекстегосударственно-церковных отношений/ Формирование социальной концепции Русскойправославной церкви в контексте государственно-церковных отношений: Ярославль:Ярослав. гос. пед. ун-т им.К.Д. Ушинского, 2004.
12. Казибекова Вопросы формированияуслуг социальной защиты и помощи населению в условиях кризисной ситуации / Транспортноедело России. – 2009. — №2.
13. Казибекова Н.А. Субъекты,объекты и механизмы социальной защиты населения в современной России//Транспортное дело. – 2009. — № 3.
14. Казибекова Н.А. Вопросыформирования услуг социальной защиты и помощи населению в условиях кризиснойситуации / Транспортное дело России. – 2009. — №2.
15. Казибекова Н.А. Теоретическиеподходы к определению дефиниций социальной защиты населения// Проблемысовременной экономики. – 2009. — № 3(31).
16. Ламперт Х. Социальная рыночнаяэкономика. Германский путь. — М., 1994.
17. Макаров А. Конфессиональные сетив мусульманском сообществе // «IslamNews» — www.islam.ru/pressclub/analitika/socetil/
18. Милосердие. Учебное пособие /Под ред. М.П.Мчедлова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),1998. — 214 с.
19.Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальнаязащита»// Журнал «Трудовое право». – 2008. — № 3.
20. Основы социальной концепцииРусской Православной Церкви // ЭКО. — 2000. — № 11. — С. 86–98; 2000. — № 12. — С. 101–109; 2001. — № 1. -С. 112–124.
21.Основные положения социальнойпрограммы российских мусульман — www.archipelag.ru/agenda/ strateg/ konfess/conception/islam/]
22.Петрова И.Э. Социальное учение исоциальное служение конфессиональных организации России// ВестникНижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, № 3.
23. Право социального обеспеченияРоссии / Под ред. К.Н.Гусова. — М., 2007.
24. Саралиева З.Х. Церковь иконфессиональные объединения в системе социальной работы /Социологическийвестник — www.unn.ru/pages/issues/ vestnik. — 2004. с. 279-285.
25. Снежко О.А. Конституционныеосновы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. —,2006, № 7.
26. Соловьева С.Д. Правовое регулированиесоциальной защиты населения — М., 1997.
27. Социальное государство. Краткийсловарь-справочник. — М., 2002.
28. Старшинов А.Н. Институциализациясоциальной защиты населения России: — Казань, 2004.
29. Шарин В.И. Фонды социальнойзащиты. — Екатеринбург, 2001.
30. Юдин В.П. Социальная защита:понятие, сущность, границы. — Казань, 1995.