Регулирование внешнеэкономической деятельности в Южной Корее

РЕГУЛИРОВАНИЕВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ

Содержание
 
Введение
1. Регулирование внешней торговли
2. Регулирование импорта сырья
3. Антидемпинговая политика
4. Поддержка экспорта
Заключение
Список использованной литературы

/>Введение
 
Экономика РеспубликиКорея считается одной из динамично развивающихся и сильных – сегодня оназанимает 4 место среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и 10-е вмире по номинальному объему ВВП. Тем не менее, происходящее в последние годызамедление темпов роста экономики до 4% в год при мировом уровне в 5-6% иначавшийся глобальный финансовый кризис заставили руководство страны сконцентрироватьсяна вопросах экономического развития, расширении международного сотрудничества всфере финансов и внешней торговли, а также на преодолении последствий кризисныхявлений.
Резкий рост экономикиЮжной Кореи берет начало в 60-х годах XX столетия, когда вступил в реализациюпринятый правительством первый 5-летний план развития страны (1962 – 1967 гг.).С этого момента в течение последующих 30 лет экономика молодого государстварастет очень высокими темпами, в среднем 9% в год, и претерпевает кардинальныеизменения: преимущественно от сельскохозяйственной структуры к многоотраслевой,с развитой тяжелой промышленностью и высокотехнологичной электроникой. Валовойнациональный продукт на душу населения за этот период вырос со $100 в 1963 г.до $20 тыс. в 2008 г[1].
Республика Корея менеечем при жизни двух поколений стала одним из мировых лидеров в судостроении,автомобилестроении, в производстве полупроводников и электроники. Кроме того,она получила мировую известность как мощный центр развития информационныхтехнологий.
Целью данной работыявляется исследование участия Южной Кореи в мировой экономике и регулировании внешнеэкономическойдеятельности.
Актуальность выбранной темы,по мнению автора, основывается на уникальном примере бурного экономическогоразвития Южной Кореи благодаря активной внешней торговле./>1.Регулирование внешней торговли
 
Стремительный росткорейской внешней торговли начался в 60-х годах, когда страна перешла кэкспортной стратегии экономического развития.
Содействие экспортерамвыражалось в поддержке ограниченного числа крупных компаний, ориентированных навнешние рынки. Именно поэтому лидеры южнокорейского бизнеса при развитииэкспортных производств получали преимущества по сравнению с прочимикоммерческими структурами.
На протяжении последних30-ти лет Республика Корея занимала первое место в мире по темпам роста своегоэкспорта, который в среднем увеличивался на 22,4% ежегодно. При этом доляюжно-корейского экспорта в общем объеме мирового экспорта составляет порядка2,6%. экспорта Республики Корея составил 293,8 млрд. долларов США, а всявнешняя торговля — 532,6 млрд. долларов США. Рост экспорта Республики Корея за2008 год. — 19%, импорта — 18% (табл. 1).
Таблица 1
Объем внешней торговлиРеспублики Корея, млн. долл[2]. 2007 год 2008 год Экспорт 246972 293897 Импорт 202400 238832 Сальдо внешней торговли 44572 55065
Крупнейшим внешнеторговымпартнером Республики Корея являются США, объем торговли с которыми в 2008 голусоставил более 19% всего корейского внешнеторгового товарооборота. На второмместе находится Япония — 14,8%, за ней следуют Китай — 10,8%, Гонконг — 3,7% иТайвань — 3,5%.
Главными статьямиэкспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили,сталь, полупроводники, электроника и грузовые морские суда. Все эти изделия восновном производятся на внешний рынок. За границу, в частности, уходитпримерно половина всех произведенных в Корее автомобилей и практически всекрупные корабли, построенные на корейских верфях.
В 2008 году на первомместе находились полупроводники (около 10% всего экспорта). За ними следовалиавтомобили (около 9%), компьютеры (более 7%), средства сотовой связи (около 7%)и корабли (порядка 6% корейского экспорта)[3].
Основными статья импорта Кореиявляется в основном сырье и технологии, что обусловлено отсутствием своихэнергоносителей.
Корея, несмотря на своинебольшие размеры, является пятым в мире импортером нефти. В 2008 году нефтьсоставила более 15% всего корейского импорта в стоимостном выражении. За нефтьюидет газ — примерно 3% всего импорта. Импортируется также заметная часть угля,в том числе и весь коксующийся уголь, являющийся основным сырьем для корейскойметаллургии. Также импортируется примерно половина необходимой стране железнойруды.
В целом целесообразноотметить, что в 2008 году южнокорейские экспортеры добились роста сбыта зарубежом полупроводников (58,8%), мобильного телекоммуникационного оборудования(50,8%), электроприборов (23,1%), автомобилей (7,4%), продукции общего машиностроения(20,2%) и нефтехимической промышленности (7,2%), стали (1,8%), текстиля (5%).
Не существует каких-либосерьезных ограничений внешнеэкономической         деятельности, если только этадеятельность не подпадает под производство в целях национальной безопасности иобороны, а также под лицензии и ограничения в области международногоэкспортного контроля, которые применяются в РК на основании местного торговогозаконодательства. Данные ограничения и изъятия перечислены в ежегоднопубликуемом МТПЭ РК «Публичном уведомлении об экспорте и импорте товаровстратегического назначения» (или Public Notice on Export and Import ofStrategic Goods в последней редакции от июля 2008 г., этот перечень наанглийском языке раскрыт для открытого ознакомления в библиотеках KITA, KOTRA,FKI и других)[4].
Данный перечень описываеттовары и технологии, входящие в списки экспортного/импортного контроля, исходяиз соглашений, в которых Республика Корея активно участвует, об ограничениираспространения оружия массового поражения группой стран-поставщиков ядерногооружия (NSG, части 1 и 2), включая «комиссию Цангера», основных элементов иконтрольных списков Вассенаарских соглашений (WA), режима контроля за ракетнымитехнологиями (MTCR) и обязательств (контрольных листов) в рамках Австралийскойгруппы (AG) по контролю за распространением химического и биологического оружияи оборудования для производства продукции двойного назначения, которое можетбыть использовано для производства этих видов оружия против живых организмов.
На 1 янв. 2008 г., на 21товарных позиции импорта из РК были установлены ставки корректирующихтаможенных пошлин, 43 импортируемых товаров квотировались (причем дополнительнок 11 наименованиям продукции, включая, например, шелк-сырец, переработанноенатуральное волокно, алюминиевый прокат и др., тарифные квоты могут бытьприменены по рекомендациям уполномоченных правительством РК общественныхпромышленных ассоциаций), 1 074 товарных позиций (или 1% их общего количества)подлежали нетарифным ограничениям, установленным 54 законодательными актами,причем значительный список товаров подлежал экспортному контролю.
Список товаров,включающий 778 позиций (из которых 90% квотируются, а на оставшиеся 10% требуетсяполучить лицензии с целью охраны естественных ресурсов или зашиты правпромышленной собственности), подлежит экспортным ограничениям, согласноСоглашению о защитных мерах в рамках обязательств перед ВТО. Из РеспубликиКорея запрещен вывоз 13 видов товаров (включая, например, китовое мясо,продукты переработки собачьих шкур или их меха)[5].
Стимулирование экспорта.Одним из важных видов поддержки экспортеров является госкредитование частиэкспортных сделок (особенно, связанных с поставками машин и оборудования),которое производится по линии Экспортно-импортного банка Республики Корея(КоЭксимбанка) и Корпорации содействия малому и среднему бизнесу (кредитыпредоставляются с оплатой в течение 8 лет, включая 3-летний льготный период поддостаточно небольшой процент).
Наиболее льготные условияпо ссудам предоставляются в рамках госкредитования из средств Фондаэкономического сотрудничества и развития, чья деятельность контролируетсяминистерством финансов и экономики (МФЭ).
С 01.07.02 г. всевременные пределы (до 180 дней) для коммерческого кредитования импорта иэкспорта, включая поставки от авансового платежа, с целью развития отечественногоэкспорта были окончательно отменены.
Объем экспорта и импортане ограничен и включает также агентскую деятельность. Регистрации на участие вовнешней торговле подлежат корпорации и компании с капиталом не менее 10млн.вон, а также частные лица, имеющие возможность удерживать ежедневноесостояние расчетного счета 10 млн.вон и более, по крайней мере, в течениепоследнего месяца.
Занятие внешнеторговойдеятельностью в РК носит «декларативный» (заявительный) характер. Все товарныепозиции, не перечисленные в официальном правительственном извещении,ограничивающем экспорт и импорт, считаются «автоматически одобренными» дляпроведения этих операций и требуют лишь получения разрешения от уполномоченногобанка без всяких дополнительных разрешений или одобрений. Верхний пределопераций по экспорту или импорту не лимитирован.
Южнокорейскоеправительство помимо мер преодоления кризиса внутри государства предпринялошаги, направленные на активизацию международного сотрудничества с 20-ю странамис крупнейшими мировыми экономиками, а кроме того, объявило о том, что будетпродолжать укреплять региональные связи, сосредоточенные вокруг Южной Кореи,Китая и Японии. Прежде всего, имелось в виду то, что Южная Корея продолжитраспространение схемы двухсторонних валютных своп-операций на страны G-20, а впределах АТР приложит усилия по скорейшей реализации планов в рамках«Инициативы Чианг Май». Это соглашение, подписанное в Таиланде 4 мая министрамифинансов 13 стран Азии по созданию антикризисного валютного фонда, который в итогедолжен прийти на смену существующей схеме двусторонних валютных свопов,трансформировав ее в мощный механизм аккумуляции ресурсов. Объем фонда долженсоставить минимум $80 млрд в валютных запасах. До 80% взносов в фонд будутосуществлены Японией, Китаем и Южной Кореей. Оставшиеся 20% вносимых средстввозьмут на себя 10 стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии(АСЕАН). По оценке финансистов, это будет региональный эквивалентМеждународного валютного фонда, который создается с целью минимизациизависимости азиатских стран от влияния МВФ. Как заявлял в мае текущего годазаместитель министра финансов Южной Кореи Син Чже Юн, создание валютного фонда«продемонстрирует мировому сообществу, что страны Азии прилагают все усилия кобеспечению финансовой стабильности»[6].
Тем не менее, меры постабилизации в финансовой сфере вышли и за пределы страны, и за пределырегиона, в ноябре их пришлось обсуждать в формате всемирного форума вВашингтоне (США). Принимавшая в нем участие Южная Корея поддержала стремлениеведущих государств по координации совместных усилий и выработке общих принциповборьбы с кризисом. Правительство Южной Кореи внесло свои инициативы в общую системувыработанных мер и сделало ряд конкретных предложений отдельным государствам.
Так, 17 ноября 2008 годамежду Республикой Корея и Бразилией был подписан меморандум по увеличениюэкспорта между двумя странами, использованию корейских судов с буровымиустановками для нефтеразведки бразильского шельфа, по оказанию финансовойпомощи судостроительным корпорациям, компаниям, ведущим строительствонефтеперерабатывающих и химических заводов, а также предприятияминдустриального сектора, обеспечивающим поставки оборудования[7].
Южная Корея договориласьс Китаем и Японией обсудить ее предложение о разработке трехстороннегофинансового соглашения этих стран, обладательниц крупнейших мировых экономик, –первая встреча должна состояться 14 декабря 2008 года в г. Фукуока (Япония).
Англии и Бразилии былопредложено заключить тройственный Союз по совместной разработке пяти основныхнаправлений стабилизации мировой экономики и финансовой системы и представитьразработанную программу к очередному международному саммиту в 2009 году.
Кроме того, южнокорейскоеправительство решительно настроено осуществить подписание договора о свободнойторговле с оставшимися странами Восточной Азии (блок ASEAN): с Китаем в 2010году, с Индией, Австралией в 2011-м, с Японией в 2012 году. С другими странамиблока договор подписан ранее./> 2. Регулирование импорта сырья
корея внешнеэкономический торговля экспорт
При ввозе сырьевыхматериалов в Республику Корея, используемых в производстве экспортной продукции(далее сырье для экспорта) применяется система компенсации таможенных платежейи внутренних налогов (далее таможенных сборов), которыми облагается импортсырьевых материалов (Customs Drawback System). Система компенсации таможенныхсборов является одной из мер поддержки национального экспорта, направленной нарост конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.
До середины 1975 г. в РКимпорт сырьевых материалов не подлежал таможенному налогообложению в случае,если ввозимое сырье перерабатывалось для производства экспортной продукции.Однако ввиду высоких темпов экономического роста такая система имеласущественный недостаток – рост числа сделок на внутреннем рынке не позволялотслеживать в дальнейшем потоки растаможенного сырья и использование его поназначению.
Порядок налогообложенияпри ввозе сырьевых товаров на таможенную территорию РК с последующим экспортомготовой продукции регулируется Законом «О возмещении таможенных сборов и др.налогов, взимаемых с сырья для экспорта» Act on Special Cases concerning theDrawback of Customs Duties, and Other Taxes Levied on Raw Materials for Export,обеспечивающим особые условия, направленные на эффективную поддержкунационального экспорта и сбалансированное развитие промышленности[8].
Согласно Закону ввозсырья для изготовления экспортной продукции подлежит компенсации: экспортные сделки,прошедшие таможенное оформление и отвечающие положениям Закона «О таможне»(Customs Act) PK (обычный товарный экспорт); поставки предприятиям-резидентам,находящимися в беспошлинных зонах и в свободных экспортных зонах (СЭЗ),определяемых указами премьер-министра страны.
Специальные случаисделок, подлежащих компенсации: поставки для национального судостроения иавиастроения в счет контрактов корейских организаций с зарубежными партнерами;поставки для строительства рыболовных судов; товары, поставляемые дляконтингента Вооруженных сил США в РК; ввоз сырья для выполнения строительныхподрядов, выполняемых внутри страны с оплатой в инвалюте в случаях определяемыхуказами премьер-министра (строительство объектов для ВС США,диппредставительств и т.п.); др. экспортные сделки, определяемые указамипремьер-министра страны.
За товары и сырье,поставляемые в беспошлинные зоны (включая промпредприятия), места беспошлиннойторговли (в т.ч. и магазины duty-free), а также для компаний, расположенных вСЭЗ, процедура компенсации таможенных сборов и т.д. происходит по следующейсхеме: расчет коэффициента затрат сырья на производство готовой продукции –ходатайство о компенсации таможенных сборов – определение размера компенсации –возмещение таможенных сборов.
В остальных случаях кчислу налогов, подлежащих возмещению относятся таможенная пошлина, налог натранспорт (transportation tax) и налог на образование (education tax).
Расчет размеракомпенсации за эти налоги определяется суммированием величины таможенной пошлиныи внутренних налогов, которыми облагается ввоз сырья для экспорта. Существуетдва варианта определения размера компенсации – индивидуальный и упрощенныйфиксированный. В случае индивидуального определения размер компенсацииподсчитывается суммированием всех тарифов, которыми облагается ввозимое сырьедля производства экспортной продукции.
При этом необходимоналичие следующих документов, представляемых в таможенный орган: описание,объемы и параметры сырьевых товаров, ввозимых с целью производства экспортнойпродукции (Спецификация затрат сырья, Specification of Yield Ratio);свидетельство уплаты таможенных сборов и т.д. по каждому сырьевому товару,указанному в Specification of Yield Ratio (Сертификат импортной декларации либосертификат об уплате таможенных сборов); документ, подтверждающий экспортнуюотгрузку произведенной продукции (Сертификат экспортной декларации или егоэквивалент).
Для подсчета коэффициентазатрат сырья определяется объем сырья, необходимого для производства единицыготовой продукции. Помимо чистого компонента входящего в состав готового товарав расчет принимаются и потери в ходе переработки.
При расчете размеракомпенсации коэффициент затрат сырья подсчитывается импортером (до 1.01.2000 г.существовал также метод стандартного определения коэффициента затрат), сиспользованием методики расчета Korea Customs Service (Корейская таможеннаяслужба – КТС). Заявитель рассчитывает коэффициент затрат по каждому виду сырьядля производства экспортной продукции и производит калькуляцию размеракомпенсации таможенных сборов и т.д. самостоятельно.
В случае получения в ходетехнологического процесса побочных продуктов (остатков), не входящих в готовуюпродукцию для экспорта, расчет компенсации таможенных сборов и т.д.производится за вычетом таких побочных продуктов (остатков).
Индивидуальный расчеткомпенсации усложняется в случае использования нескольких видов сырья дляпроизводства экспортной продукции, или в случае комплексности сделок навнутреннем рынке (к примеру поставка комплектующих для готовой продукции наэкспорт)[9].
В подобных случаяхзаявитель имеет право применить упрощенную систему фиксированной компенсации.Данная компенсация для ряда товаров уже определена заранее империческим путем.Система упрощенной фиксированной компенсации может использоваться только дляпредприятий малого и среднего бизнеса, ежегодный объем компенсации у которых запоследние 2г. не превышал 300 млн.вон.
В соответствии супрощенной системой КТС устанавливает перечень ставок компенсации по товарнойноменклатуре HS Code с десятизначным кодом. Ставки компенсации обновляются КТСежегодно по среднему арифметическому размеру компенсации за единицу каждогоэкспортного товара, произведенной в пред.г. Для применения упрощеннойфиксированной системы определения размера компенсации заявитель вместе стиповой формой ходатайства на компенсацию представляет сертификат экспортнойдекларации.
Такая система определенияразмера компенсации распространяется на компании малого бизнеса. КТС невозражает, если заявитель выбирает для себя индивидуальное определение размеракомпенсации таможенных сборов, однако в этом случае переход к упрощеннойфиксированной системе не разрешается в последующие 2г. Упрощенная фиксированнаясистема используется для определения размера компенсации для компаний малогобизнеса, хотя сам размер компенсации чаще бывает ниже, чем в случае егоиндивидуального подсчета.
Сырье для производстваэкспортной продукции используется двумя типами субъектов хоздея-тельности: длявнутреннего потребления сырьевых материалов, либо для производстваполуфабрикатов. В последнем случае, сделки с сырьевыми материалами происходятна внутреннем рынке, и часто экспортеры не могут установить наименованиеимпортировавшей организации и подтвердить факт уплаты таможенных сборов приввозе сырья.
Для решения этих проблемвведены Сертификат уплаты налогов за ввезенные сырьевые материалы (Certificateof Tax Payment of Fundamental Raw Materials – CTPFRM) и Сертификат участия вимпортной декларации (Certificate of Import Declaration Partition – CIP).
В сертификате CTPFRM,выписываемом таможенными органами и необходимым для сделок с полуфабрикатами навнутреннем рынке, отражены размеры уплаченных таможенных сборов за сырье,использованное в процессе производства этих полуфабрикатов. Переходящий размертаможенных сборов исчисляется с использованием методики, описанной выше.
Для получения сертификатаCTPFRM (передаваемого впоследствии экспортеру для получения компенсации)продавцам полуфабрикатов, произведенных с использованием импортного сырьянеобходимо подготовить следующие документы: копия внутреннего аккредитива либокопия контракта (для случаев, когда руководитель таможенного пунктаудостоверяет поставки в счет производства экспортной продукции),свидетельствующих о сделках, совершенных с товаром на внутреннем рынке;спецификация затрат сырья; сертификат импортной декларации, свидетельствующийоб уплате таможенных сборов при импорте сырья; письменное подтверждение осделке, совершенной с полуфабрикатом с указанием даты[10].
Часто на внутреннем рынкесовершаются сделки с импортированным сырьем, не подвергавшимся переработке. Вэтом случае сертификат CIP свидетельствует о распределении размеров таможенныхсборов во время внутренних сделок. Такой сертификат выдается в случае продажиимпортером сырьевых материалов производителям экспортных товаров, а кходатайству о его получении прикладываются те же документы, что и для получениясертификата CTPFRM за исключением спецификации затрат сырья.
Ходатайство о компенсациитаможенных сборов и т.д. подается экспортером или производителем экспортируемойпродукции. Система упрощенной фиксированной компенсации возможна только дляпроизводителей. Заявление о компенсации представляется в течение 2 лет с датыакцепта экспортной декларации.
С 1 июля 2002 г. всясистема компенсации, с момента подачи заявления и до момента возмещения таможенныхсборов, управляется таможенной службой через компьютерную сеть (Customs EDIDrawback System – CEDID), используемой компаниями-заявителями, таможеннымиброкерами и банками. Предприятия, которым требуется компенсировать таможенныесборы направляют заявление установленной формы через службу CEDIDнепосредственно из своих офисов. Служба CEDID автоматически обрабатываетзаявление и направляет компании результат с указанием выявленных несоответствийзаявления и введенных данных, а также может ли быть заявление принято вэлектронном виде, либо подкреплено фактическими документами. В случаеподтверждения соответствия заявления оператор сети там же производитрегистрацию решения о компенсации. После чего требуемая сумма поступает набанковский счет заявителя, указанный в форме.
Последующий аудиткомпенсированных денежных средств производится ретроспективно. Исключениясоставляют компании с высокой степенью риска, а также товары, для которыхрасчет коэффициента затрат сырья требует отдельной проверки./> 3. Антидемпинговая политика
Вопросы предоставлениягосподдержки национальным производителям и экспортерам, а также вопросы защитывнутреннего рынка регламентируются в Республике Корея следующими законами иподзаконными актами: Законом о внешней торговле Республики Корея, Законом орасследовании случаев недобросовестной торговли и о мерах по предотвращениюущерба национальной промышленности, Законом об экспортном страховании, Закономо таможенных формальностях, соответствующими указами президента, ведомственнымиинструкциями и положениями по применению вышеперечисленных законов.
В 1986 г. приминистерстве торговли, промышленности и энергетики Республики Корея быласоздана Комиссия по торговле, которая является головным органом, отвечающим запроведение расследований и принятие решений о нанесении ущерба национальнойпромышленности в результате импорта, в 1992 г. ей были переданы функциипринятия петиций о фактах демпинга, а также право принятия решения об инициацииантидемпинговых расследований. В 1996 г. ей были в полной мере переданыполномочия по проведению антидемпинговых расследований, ранее принадлежавшиеТаможенной службе Республики Корея[11].
В соответствии сположениями Закона о расследовании случаев недобросовестной торговли и о мерахпо предотвращению ущерба национальной промышленности Комиссия обладает всемиполномочиями по проведению расследований и принятию решений относительнослучаев ведения недобросовестной торговли, а также нанесения ущербанациональной промышленности, вызванного ростом импорта, фактами демпинга,предоставлением субсидий. Она отвечает за проведение расследований о влиянииимпорта на конкурентоспособность национальной промышленности.
Если рост импортаопределенного вида продукции нанес или может нанести серьезный ущербнациональной отрасли промышленности, производящий схожую или полностьюаналогичную продукцию, любое заинтересованное лицо, представляющее интересыданной отрасли национальной промышленности, может подать в Комиссию прошение опроведении расследования по данному факту, представив при этом подробнуюинформацию, подтверждающую наличие ущерба национальной промышленности.
В течение 30 дн. смомента получения данного прошения председатель Комиссии должен на основанииполученных материалов принять решение о целесообразности инициированиярасследования и уведомить о нем подателя прошения. В случае принятияположительного решения, Комиссия не позднее, чем через 4 мес. с момента егопринятия, должна определить, был ли нанесен или существует ли реальная угрозананесения значительного ущерба национальной промышленности. В особо сложныхслучаях срок принятия данного решения может быть один раз продлен не более, чемна 2 мес.
В случае принятияположительного решения о факте наличия значительного ущерба национальнойпромышленности. Комиссия принимает решение о применении одного или несколькихвидов следующих защитных мер: повышение таможенных тарифов; установлениеколичественных ограничений на импорт данной продукции; оказание финподдержкиместным производителям или предоставление им соответствующих налоговых льгот;повышение квалификации работников, занятых в данной отрасли промышленности (засчет бюджетных средств); оказание поддержки технологическому развитию даннойотрасли.
Срок действия защитныхмер не должен превышать 4 лет, в дальнейшем срок их действия может быть продленпо рекомендации Комиссии, при этом совокупный срок их действия не долженпревышать 8 лет. Комиссия имеет право на введение в действие временных защитныхмер на время проведения расследования, при этом срок их действия не долженпревышать 200 дн.
В соответствии сположениями Закона о таможенных формальностях министр финансов и экономики РКможет по результатам проведения соответствующих расследований принять решение оприменении следующий таможенных тарифов:
– «компенсационные»тарифы для защиты национальных производителей от импорта продукции,производство которой дотировалось (в наст. вр. не задействованы);
– «карательные» тарифы,применяемые в отношении импорта продукции из стран, ущемляющих торговыеинтересы РК, в пределах нанесенного ими ущерба (в наст. вр. не задействованы);
– «экстренные» тарифы,применяемые в случае нанесения ущерба или угрозы его нанесения национальнымпроизводителям в результате резкого роста импорта конкретных продуктов (в наст.время применяются в отношении чеснока тертого, чеснока мороженного и чеснока,обработанного в уксусной кислоте);
– «специальныеэкстренные» тарифы на продукцию сельского хозяйства, лесхоза и животноводства,применяемые для защиты национальных производителей  данных  видов  продукции от ущерба вследствие значительного роста импорта данной продукции илизначительного снижения импортных цен на данную продукцию;
– «квотированные» тарифы,применяемые для стимулирования импорта определенных наименований продукции вцелях развития отраслей национальной промышленности, стабилизации внутреннихцен и т.д., при которых в пределах установленной квоты импортируемая продукцияоблагается нулевой или пониженной таможенной ставкой, а в случае ее превышенияприменяется более высокая тарифная ставка (в наст. вр. данные тарифыприменяются в отношении 46 наименований импортируемой продукции. Из них 16наименований продукции относится к высокотехнологичным компонентам, необходимымдля развития передовых технологий; 23 являются сырьевыми товарами,потребляемыми импортзависимыми отраслями национальной промышленности; к 4товарам квотированные тарифы применяются для обеспечения их сбалансированногоимпорта; еще 4 товара введено под их действие с целью оказания поддержки маломуи среднему предпринимательству. В отношении еще 13 наименований импортируемойпродукции данные тарифы могут быть введены в действие в случае получениясоответствующей рекомендации уполномоченной правительством промышленнойассоциации);
– «сезонные» тарифы,применяемые для защиты национальных производителей от возможных сезонныхколебаний импортных цен на аналогичную или схожую с производимой ими продукцию(в настоящее время не задействованы)[12].
Что касается проведенияантидемпинговых расследований, то в данном случае на имя министра финансов иэкономики РК подается прошение об инициировании Комиссией по торговлерасследования по предполагаемым фактам демпинга, при этом к прошениюприлагается подробная информация о поставщиках демпинговой продукции, ситуациина данном сегменте внутреннего рынка, после чего данное прошение со всемиприлагающимися документами передается на рассмотрение в Комиссию по торговле.
В течение месяца со дняполучения такого прошения Комиссия должна принять решение о целесообразностиинициирования расследования и уведомить о принятом решении министра финансов иэкономики. В случае принятия положительного решения Комиссия извещает об этомподателя прошения, правительство страны поставщика предполагаемой демпинговойпродукции, ее поставщика, прочие заинтересованные стороны, а также в течение 10дн. публикует принятое решение в официальном правительственном издании.
После этого в течение 3мес. со дня публикации в официальном правительственном издании Комиссия должнапровести предварительное расследование и уведомить министра финансов и экономикио его результатах относительно целесообразности принятия соответствующих мер.На основании заключения предварительного расследования министр финансов иэкономики должен в течение месяца принять решение о том, применять или нетвременные антидемпинговые пошлины в отношении импортируемой продукции (данныйсрок может быть однократно продлен максимум на 20 дн.).
На следующий день послеуведомления министра финансов и экономики о результатах предварительногорасследования Комиссия должна приступить к проведению заключительногорасследования, о выводах которого она должна уведомить министра финансов иэкономики не позднее, чем через 3 мес. со дня его начала (в случае наличиявеских причин данный срок может быть продлен, но не более, чем на один месяц).В течение месяца со дня получения выводов заключительного расследования министрфинансов и экономики должен принять окончательное решение о введении в действиеантидемпинговых пошлин, определив их размер, а также все пр. необходимыевопросы.
Являясь членом ВТО, в своихотношениях с другими Членами этой организации Республика Корея полностьюсоблюдает требования антидемпингового и др. соглашений ВТО. В отношениях с другимигосударствами позиция корейской стороны бывает более жесткой.
В 1987-2007 гг. вКомиссию было подано 105 заявлений об инициировании расследований по принятиюантидемпинговых пошлин и введению в действие защитных мер./> 4. Поддержка экспорта
Официально правительствоРК не субсидирует деятельность экспортеров, что не исключает возможностипредоставления субсидий в скрытой форме. Министерство торговли США провелорасследование относительно импортируемых в страну электронных полупроводниковыхчипов корейского производства янв. 2007 – июня 2008 гг., и пришло кпредварительному заключению, что в случае продукции производства компании Hynixуровень полученных субсидий составил 57,37%. Для продукции компании SamsungElectronics эта цифра составила 0,16%[13].
Если окончательноерешение министерства торговли США, которое должно быть принято 16 июня 2009 г.,поддержит выводы предварительного расследования, и Торговая комиссия СШАсогласится с окончательным решением, в отношении импортируемой в США продукциикомпании Hynix могут быть введены компенсационные пошлины. Американская сторонаобосновывает данное решение тем, что в процессе реструктуризации компании Hynixв 2007-08 гг. правительство оказывало ей финансовую поддержку.
Министерство иностранныхдел и внешней торговли РК официально заявило, что в указанный периодправительство РК не оказывало никаких субсидий компании Hynix, а все решения попроведению реструктуризации компании принимались ее кредиторами на основерыночных принципов, без какого-либо давления со стороны правительственныхкругов. Европейский Союз заявил о возможности введения в отношении продукциикомпании Hynix компенсационных пошлин в 33%, с 25 апр. 2008 г. Это решение тожемотивируется получением компанией субсидий со стороны государства.
В Республике Кореядействует несколько правительственных организаций, занимающихся вопросамиоказания помощи национальным экспортерам. Из их числа следует отметитьЭкспортно-импортный банк Кореи, созданный в 1969 г. в соответствии с Законом обЭкспортно-импортном банке Республики Корея. Помимо прочих, в число его функцийвходит:
– выделение кредитовгражданам Республики Кореи (включая юрлица) с целью обеспечения ими экспорта зарубеж средств производства и продукции, имеющей существенное значение длянационального экспорта и поступления валютных средств в экономику страны;
– выделение кредитовгражданам Республики Кореи с целью передачи ими технологий за рубеж (включаяпроведение стройработ за рубежом);
– выделение кредитовправительствам иностранных государств (включая правительственные агентства ипредставительства местных органов власти) под закупки экспортной продукциикорейского производства;
– выделение кредитовгражданам Республики Кореи с целью установки ими за рубежом производственногооборудования и обеспечения его функционирования.
Эти кредитыпредоставляются на более выгодных условиях, чем в комбанках, т.к.Экспортно-импортный банк является госорганизацией, не ставящей перед собойзадачи получения прибыли. Он может пойти на предоставление кредитов и тогда,когда комбанки отказываются идти на это вследствие наличия высоких рисков. Банкимеет свои представительства в ряде стран, и в конце ноября 2002 г. он вновьоткрыл свое представительство в Москве, ранее закрытое в 1998 г. вследствиевалютно-финансового кризиса в Республике Корея.
Также вопросамикредитования национальных производителей и экспортеров занимается Корейскийнациональный инвестиционный фонд, созданный в 1973г. в соответствии сположениями Закона о национальном инвестиционном фонде. Задачей данного фондаявляется предоставление кредитов, необходимых для развития ключевых отраслейпромышленности, а также для увеличения объемов национального экспорта.
Страхованием экспортныхсделок занимается Корейская корпорация страхования экспорта, которая быласоздана в 1992 г. в соответствии с положениями Закона об экспортном страхованиис целью способствования развитию национального экспорта и др. видов зарубежнойдеятельности корейских компаний путем принятия на себя части рисков, связанныхс данными видами международных сделок[14].
Корпорация являетсяспециализированной некоммерческой организацией, находящейся под прямым контролемминистра торговли, промышленности и энергетики и ее обязательства полностьюгарантируются правительством. Деятельность Корпорации финансируется из средствспециально созданного для этих целей Фонда экспортного страхования, порядокфинансирования которого определяется Национальным собранием Республики Корея.На конец 2008 г. общая стоимость активов Корпорации составила 1,3 млрд. долл.
Корпорация отслеживаеттенденции развития экономической и политической ситуации в различных странах ина их основании присваивает им степень риска. 239 странам присвоена одна из 7степеней риска, в соответствии с которыми определяются условия страхованияэкспортных сделок. Корпорация оказывает национальным экспортерам платные услугипо проверке благонадежности потенциальных партнеров через посредство своих 4зарубежных представительств, а также с помощью 45 кредитных агентств из 33стран.
Корпорация страхуеткорейских экспортеров от краткосрочных (срок платежа до 2 лет), средне- идолгосрочных (срок платежа более 2 лет) рисков, связанных с возможнымиполитическими и экономическими переменами в стране импортера, невыполнениемимпортером своих обязательств, резким изменением мировых цен на экспортируемуюпродукцию, со значительным колебанием валютных курсов, различных процентныхставок и т.д.
В Корее активно действуетряд правительственных организаций, защищающих интересы малого и среднегобизнеса, таких как Корейская федерация малого и среднего бизнеса. Корпорациясодействия малому бизнесу и Администрация малого и среднего бизнеса. Онипроводят сбор и обобщение всей информации, имеющей отношение или могущей бытьполезной для представителей малого и среднего бизнеса, оказывают имконсультационные услуги, предоставляют на льготных условиях кредиты дляразвития бизнеса, организуют проведение международных семинаров и конференций,имеющих своей целью установление и развитие деловых связей между корейскими изарубежными предпринимателями и т.д.
Особо следует отметитьдеятельность Корейского агентства содействия торговле и инвестициям, котороебыло создано и ведет свою деятельность в соответствии с положениями Закона оКорейском агентстве содействия торговле и инвестициям. Kotra имеет своизарубежные представительства на территории всех основных торговых партнеровРеспублики Корея, в т.ч., и в России (в Москве и во Владивостоке), имеющиестатус экономических отделов посольств Республики Корея в этих странах. В ихзадачи входит сбор информации о состоянии экономики стран пребывания, оказаниепомощи установлению прямых контактов между корейскими предпринимателями иделовыми кругами страны пребывания, предоставление корейским экспортерамконсультационных и переводческих услуг, организация ознакомительных поездокпредставителей потенциальных импортеров страны пребывания в Республику Корея,подготовка и проведение посещений страны пребывания представителями бизнесаРеспублики Корея. Агентство создало собственную электронную базу данных, вкоторую внесена информация как о национальных, так и о зарубежных предприятиях[15].
Поддержка национальныхпроизводителей и экспортеров осуществляется и на уровне региональных органоввласти. В составе администраций каждой из 9 корейских провинций существуюткомитеты по поддержке местного бизнеса и развитию международных связей. Этикомитеты как самостоятельно, так и совместно с представителямивышеперечисленных правительственных организаций регулярно организуютпрезентации местной промышленности, на которые приглашаются представителипотенциальных зарубежных покупателей, а также оказывают пр. виды помощипроникновению местных бизнесменов на рынки зарубежных стран. Деятельностьправительства Республики Корея по оказанию господдержки национальнымпроизводителям и экспортерам и по защите внутреннего рынка носит планомерныйхарактер. При этом госорганы сотрудничают и с общественными организациями,такими как Корейская ассоциация международной торговли, Федерация корейскихпромышленников, объединения национальных отраслей промышленности.
/>Заключение
Стремительный росткорейской внешней торговли начался в 60-х годах, когда страна перешла кэкспортной стратегии экономического развития.
Содействие экспортерамвыражалось в поддержке ограниченного числа крупных компаний, ориентированных навнешние рынки. Именно поэтому лидеры южнокорейского бизнеса при развитииэкспортных производств получали преимущества по сравнению с прочимикоммерческими структурами.
Главными статьямиэкспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили,сталь, полупроводники, электроника и грузовые морские суда.
Основными статья импортаКореи является в основном сырье и технологии, что обусловлено отсутствием своихэнергоносителей.
В Южной Корее внутреннийрынок был первоначально закрыт для иностранных производителей при помощикомбинации тарифных и нетарифных барьеров. Но сейчас наблюдается либерализациюимпорта. Каждый год ряд позиций в товарной структуре импорта освобождается отзапретительных тарифов, хотя и ясно, что темпы этой либерализации достаточномедленны.
Политика Южной Кореинаправлена на стимулирование притока иностранного капитала и технологии встрану при достаточно ограниченных мерах по либерализации валютного контроля.Формула здесь следующая: как можно больше зарабатывать валюты путем экспортатоваров, как можно меньше допускать утечки капиталов путем ограничениядоступности товаров иностранного производства на внутреннем рынке.

Список использованной литературы:
1. Киреев А.П.Международная экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. – М.:Международные отношения. – 2008.
2. Потапова Р.Возможно ли азиатское евро? // Азия и Африка сегодня. — 2009. — № 5. – с. 25 –29.
3. Тихонравова Ю.Торопливость и созерцательность // Бизнес-журнал. – 2008. — № 7 – с. 41 – 44.
4. Толорая Г. Корейская стабилизация // КоммерсантЪ-Деньги. – 2009. — № 4 – с. 34 – 36.
5. Турбан Г.В.Внешнеэкономическая деятельность. — М.: Инфра-М, 2009. – 446 с.
6. Федоровский А.Южная Корея: реформы продолжаются // Азия и Африка сегодня – 2009. — № 9 – с.11 – 14.
7. Целищев И.Восточная Азия: интеграция? // МЭ и МО. – 2009. — № 2 – с. 16 – 20.
8. Информационноеагентство Полпред www.korea.polpred.ru/
9. Интернет-журналКонтинент www.continent.kz/
10. Международнаяторговая ассоциация Кореи www.kita.org/
11. Торговоепредставительство Российской Федерации в Республике Корея />http://www.economy.gov.ru/merit/countries/korea.htm