Социальная ответственность бизнеса в западных странах и в России

Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
 «Социальнаяответственность бизнеса в западных странах и в России»
Выполнил: студент гр. ЭЗ-2с
Коваленко Дарья Геннадьевна
Специальность 080100.62 «Экономика»
З/к №0931439
Преподаватель:
Санкт-Петербург
2010

Введение
Социальнаяответственность бизнеса в России традиционно складывалась на основегосударственного патернализма. Подобные принципы были обозначены и в старомКЗоТе, и в социальном законодательстве, где основополагающую функцию социальнойответственности выполняло государство. В конце концов, это привело к тому, что ответственностьработодателя за свои действия не только по обеспечению социального благополучиясвоих работников, но и простому соблюдению обозначенных законом минимальных социальныхгарантий фактически не исполнялись. Государство со своей стороны в переходныйпериод не могло требовать жёсткого исполнения социального и трудовогозаконодательства, что вылилось в задержки по заработной плате, не говоря уже одобровольном социальном страховании для членов рабочего коллектива. Ситуация, когдав стране наблюдалась полная анархия в трудовых отношениях между работниками иработодателями, массовые сокращения штатов и постоянный рост теневого сектораэкономики, никак не могла способствовать устойчивому развитию ответственностибизнеса за общественное благополучие в стране.
В то же время, впоследние годы получает распространение практика участия хозяйствующихсубъектов в решении актуальных социальных проблем на федеральном и региональномуровнях, что является одним из важнейших ресурсов для повышения уровнясоциальной стабильности в обществе. В основе такой практики лежит принятиеценностей и принципов социальной ответственности бизнеса. Вмешательствобольшого бизнеса в социальные нужды стаёт всё более и более актуальной задачейдля современного российского общества.
Так что же такоесоциальная ответственность бизнеса. Это ведение бизнеса по тем нормам изаконам, принятым в той стране, где он находиться. Это создания рабочих мест.Это благотворительность и создание различных фондов помощи различным социальнымслоям общества. Это обеспечение защиты окружающей среды своего производства, имногое другое поддерживающие социальный статус в стране.

1. Чтотакое корпоративная социальная ответственность
Прежде чем приступить кисследованию названой темы, хотелось бы понять, что это такое и дать конкретноеопределение этому понятию, итак.
Корпоративнаясоциальная ответственность (КСО, также называемаякорпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальныевозможности) — это концепция, в соответствии с которой организации учитываютинтересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности назаказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочиезаинтересованные стороны, а также на окружающую среду. Это обязательство выходитза рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство ипредполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры дляповышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества иобщества в целом.
Практика КСО являетсяпредметом многочисленных споров и критики. Защитники утверждают, что имеетсяпрочное экономическое обоснование КСО, и корпорации получают многочисленныепреимущества от того, что работают на более широкую и продолжительнуюперспективу, чем собственная сиюминутная краткосрочная прибыль. Критики спорят,что КСО уводит в сторону от фундаментальной экономической роли бизнеса; одниутверждают, что это не что иное, как приукрашивание действительности; другиеговорят, что это попытка подменить роль правительств в качестве контролерамощных мульти национальных корпораций.

2. История развитиясоциальной ответственности бизнеса в западных странах ив России
В 90-е годы ХХ векатема социальной ответственности бизнеса стала широко обсуждаться в деловых инаучных кругах ведущих индустриальных стран. Многие владельцы и менеджерыкомпаний начали осознавать, что помимо традиционных факторов, на уровеньполучаемой прибыли влияет и репутация их компании в обществе.
Для того, чтобы ихкоммерческая деятельность была успешной, уже недостаточно производить товары иуслуги — необходимо активно развивать различные социальные программы. Системнои продуманно выстраивать отношения менеджеров компании с бизнес сообществом,акционерами, СМИ, органами государственной власти, потребителями иобщественными организациями.
Концепция социальнойответственности бизнеса в западном мире уже известна довольно долгое время. Ноинтенсивное развитие данная тема получила лишь в последние десятилетие, когдапредставители мирового сообщества стали широко обсуждать проблемысбалансирования интересов развития бизнеса с более масштабными интересами всегообщества, особенно по вопросу сохранения окружающей среды. Таким образом,важность концепции социальной ответственности бизнеса и общественный интерес кэтой теме постоянно растут.
До середины 1970-х гг.доминирующая философия отношений бизнеса и общества утверждала, что есликомпания не стремиться уйти от налогов, устанавливает уровни заработной платыдля своих сотрудников выше среднего по отрасли и выполняет базовые требования кбезопасности труда и защите экологии, то такая организация полностьюсоответствует этической норме деловой практики. Чаще всего для решенияважнейших социальных проблем общество полагалось на государство, а не накомпании и предпринимателей. Одним из первых, кто четко сформулировал даннуюпозицию, был нобелевский лауреат по экономике Милтон Фридман. Его теория ограничиваламотивы решения бизнесом социальных проблем максимизацией прибыли («бизнесбизнеса есть бизнес»). В это время периодически появлялись выступления,направленные против корпоративной ответственности перед обществом, аргументируязанимаемую позицию тем, что подобная ответственность уводит бизнес в сторону отего основной цели — извлечения прибыли, и в принципе является опасной длясоциума. Конечно, это не означало, что негосударственные компании не занималисьблаготворительностью или не выступали спонсорами социальных программ. Однакодоля такой деятельности была гораздо меньшей, чем сейчас. Понижениеналогооблагаемой базы и получение хорошего эффекта публичности выступалиосновными мотивами спонсорской деятельности. Общество не ожидало от бизнесаактивного участия в решении социальных проблем.
Однако в 1990-е гг. сусилием взаимозависимости элементов цивилизационного процесса (глобализацияэкономики, экология, права человека, гражданское общество) концепции социальнойответственности были существенно переосмыслены. Новые взгляды на проблемузаключались в том, что узкая ориентация бизнеса на извлечение прибыли можетобострять социальные проблемы (усиливать социальное неравенство, вести кмассовой бедности, загрязнять окружающую среду). Этому способствовали действиямногочисленных групп интересов и общественных объединений, которые требовалиусилить контроль за деятельностью частных компаний и добиться их участия врешении проблем, создаваемых, в том числе, и им самим. Экологические аварии, вкоторые оказались вовлечены крупные транснациональные компании, также заставилиобщественное мнение пересмотреть свое отношение к большому бизнесу. В итогелидеры транснациональных компаний, — по крайней мере, в своих публичныхвыступлениях — стали уделять социальным проблемам и социальной ответственностисвоих корпораций гораздо больше внимания. «Социальная ответственность» сталапониматься очень широко, включая в себя весь круг вопросов от влияния бизнесана здоровье работников, до экологии или состояния местного сообщества. И всечаще понятие социальной ответственности стало включать в себя и вопросы отношениймежду компанией и ее акционерами (область корпоративного управления).
Таким образом, мыподошли к современному определению социальной ответственности бизнеса какдобровольному вкладу бизнеса в развитие общества в социальной, экономической иэкологических сферах, связанному напрямую с основной деятельностью компании ивыходящему за рамки определенного законом минимума.

3.Социальнаяответственность бизнеса в западных странах
3.1 становлениесоциальной ответственности бизнеса за рубежом
Понятие “социальная ответственностьбизнеса” сформулировано в середине прошлого века в качестве концепции, согласнокоторой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественногопродукта, услуги, добровольно берет на себя дополнительные обязательства передобществом, вносит значительный вклад в улучшение качества жизни людей.
Проявление социальнойответственности бизнеса в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе в ХХвеке прошло в своем развитии три этапа:
— первый (60-е — середина 70-х гг.) характеризовался расцветом традиционной филантропии илиблаготворительности. Помощь наиболее незащищенным категориям населения,учреждениям культуры выделялась в виде натуральных или денежных пожертвованийна основе личных симпатий руководителя. Деловая и социальная активность былимаксимально разграничены;
— второй (середина 70-х- начало 80-х гг.) — становление стратегической филантропии, отличаетсяготовностью получить оптимальную прибыль вместо максимальной и нацеленностью нарешение социальной проблемы, а не борьбу с ее результатами. Бизнесдемонстрирует желание увязать решение социальных проблем со стратегическимицелями самой корпорации;
— третий (конец 80-хгг.) — развитие концепции социальных инвестиций. За счет совместной работыкоммерческого, некоммерческого и государственного секторов решаются актуальныесоциально значимые проблемы местных сообществ. Учитываются интересы всехпартнеров при главенстве бизнес-выгоды.
США являютсязаконодателем моды в понимании социальной ответственности бизнеса. Основусовременного подхода к этому явлению заложила опубликованная в 1953 г. книгаамериканского экономиста Г.Боуэна ”Социальная ответственность бизнесмена”, гдеданный термин упоминается впервые. По мнению Боуэна, обязанностью бизнесменовявляется осуществление такой политики, принятие таких решений или следованиетой линии действия, которая отвечает целям и ценностям общества.
Феномен КСО уходиткорнями в систему отношений между наемными работниками, бизнесом и государством- социальное партнерство. Анализ мировой практики позволяет выделить триразновидности социального партнерства, каждая из которых повлияла наформирование страновой модели КСО.
· Первая(Бельгия, Нидерланды, Финляндия, Швеция) — предполагает активное участиегосударства в регулировании социально-трудовых отношений, происходящее науровне страны, отрасли, отдельного предприятия.
· Вторая(США, Канада, Япония, страны Латинской Америки, англоязычные страны Африки) — характеризуется регулированием социально-трудовых отношений на уровнепредприятия и в значительно меньшей степени на уровне отрасли или региона. Рольгосударства заключается в принятии соответствующих законодательных инормативных актов, рекомендаций и требований. В странах Северной Америкиобъединения предпринимателей предпочитают не вмешиваться в процесс социально-трудовыхотношений на предприятии, однако принимают активное участие в законотворческойи политической деятельности.
· Третья(Австрия, Германия, Франция, частично Великобритания) — объединяет черты двухпредыдущих разновидностей. Так, согласно немецкой концепции социальногорыночного хозяйства, основоположником которой был Л.Эрхард, государствовмешивается в социально-трудовые отношения, но при этом предприниматели ипрофсоюзы сохраняют автономию.
Развитиесоциально-трудовых отношений и социального партнерства привело к вполнеконкретным результатам. Например, в индустриально развитых странах приняты иуспешно функционируют общенациональные системы социального обеспечения,включающие обязательное социальное страхование. Одним из важнейших результатовсовместных усилий представителей работников и государства стало сокращениерабочего дня, повышение минимальных размеров оплаты труда работников (чтообеспечивает рост платежеспособного спроса населения) и т.д.
3.2 Европейская модель
Импульсом к дальнейшемуразвитию КСО на континенте стало создание в 1996 г. Европейского движенияпредпринимателей за социальную консолидацию (EBNSC), учрежденного при поддержкеГенерального директората по вопросам занятости, производственных отношений исоциальных вопросов Еврокомиссии. Существенную роль в становлении европейскоймодели КСО сыграл чрезвычайный саммит Евросоюза (Лиссабон, март 2000 г.), посвященныйвопросам социальной сплоченности, экономического развития и занятости. Главыгосударств и правительств 15 стран приняли Специальное обращение по вопросамКСО, в котором отмечалось, что расширение социальной ответственности бизнесаявляется важным элементом экономических и социальных реформ, фактором повышенияконкурентоспособности компаний. Во многих европейских странах законодательнозакреплены обязательное медицинской страхование, пенсионное регулирование,природоохранная деятельность предприятий. Основные усилия в рамках КСОнаправлены на борьбу с безработицей посредством уменьшения текучести кадров,создания новых рабочих мест, осуществления региональных социальныхбизнес-проектов.
Как показалиисследования добросовестной корпоративной практики 500 европейских компаний,которое в 1999 г. по заказу EBNSC провела Warwick Business School:
· 74%компаний-респондентов участвуют в решении проблемы занятости, 26% стремятсяукрепить сферу образования и здравоохранения; д 94% компаний заявили, что имелифинансовый выигрыш от мероприятий КСО, 95% компаний осуществляют постоянныесоциальные программы, а участие компании в качестве одной из сторон проекта происходитв 78% случаев;
· почтивсе компании участвуют в программах КСО по коммерческим соображениям(большинство мероприятий включены в основные программы бизнеса — 69%);
· вГермании и Дании большое внимание уделяется вопросам трудоустройствавысвобождаемого сотрудника в той же компании (77%), тогда как в Великобританииудельный вес таких корпоративных социальных программ составил всего 13%;
· вВеликобритании доля мероприятий КСО в области развития местных сообществ вобщем числе социально ориентированных программ составляют 41%; масштабныеинвестиции в развитие местных сообществ осуществляют компании Бельгии, Испании,Италии и Франции.
· Говоряо европейских тенденциях развития социальной ответственности бизнеса, следуеткоснуться опыта Нидерландов: с мая 2000 г. по декабрь 2002 г. здесь действовалафинансируемая государством через специальные некоммерческие фонды программа”Национальная инициатива устойчивого развития” под девизом ”От финансовойвыгоды к выгоде устойчивого развития”.
Цель программызаключалась в достижении устойчивого развития в первую очередь благодаряустранению противоречий между интересами акционеров и остальных стейкхолдеров.В ее рамках в 19 голландских компаниях были осуществлены два проекта — внедрение КСО и маркетинг КСО.
Реализация программывыявила, что, во-первых, КСО может привести к увеличению добавленной стоимостипредприятия (за счет повышения репутации компании среди собственных сотрудникови клиентов), а также росту творческого потенциала сотрудников и экономическойэффективности (благодаря введению социальных и экологических новшеств). Крометого, внедрение принципов КСО способствует повышению ответственноститоп-менеджмента компаний, восприимчивости к общественным настроениям и т.д.
Особо следует выделитьбританскую модель КСО, для которой наряду с типично европейским вниманиемгосударства и общества к социальной деятельности организаций характерныэлементы инициации социальных программ частными компаниями. Немаловажно, что вбританском правительстве учреждена должность министра по КСО, а в газете”Таймс” еженедельно публикуются индексы социально ответственных компаний.
социальныйответственность бизнес
3.3 Американская модель
Американская модель КСОотличается от европейской:
· во-первых,американский подход к правоприменению основан на принципах прецедентного права,тогда как в европейских странах законодательство более кодифицировано;
· во-вторых,долгие годы социальные программы американского бизнеса реализовывались черезблаготворительные фонды, в Европе же, напротив, упор делался на адресныесоциальные программы и бизнес-проекты;
· в-третьих,в США отношения в сфере труда построены на принципах индивидуализма, тогда какв Европе доминирует принцип коллективной солидарности; д в-четвертых, методыинформационного сопровождения мероприятий КСО в США более разнообразны, нежелив Европе, однако на европейском континенте ”общий градус” КСО выше.
В 1996 г. по инициативеКонгресса США ассигнования некоммерческим организациям на период 1999-2002 гг.были сокращены на 90 млрд. долл., что привело к упразднению или существенномуурезанию программ социальной защиты, ограничению субсидий на строительствожилья, снижению доступа к бесплатной медицинской помощи. Правительство СШАобратилось к бизнес-сообществу с призывом заполнить образовавшиеся лакуны, темболее что острота проблем, связанных с бедностью, наркоманией, алкоголизмом,бездомностью и т.п., не уменьшалась. Американский бизнес откликнулся,по-видимому, осознав, что инвестиции в школьное образование, развитие физкультурыи системы социального обеспечения способствуют формированию квалифицированныхкадров и в конечном счете повышению конкурентоспособности национальнойэкономики.
3.4 Германия
Сегодня в Германиимодно проявлять социальную ответственность. В противном случае бизнесменырискуют лишиться не только репутации, но и потерять прибыль.
Среди немецкихбизнесменов стало популярно говорить о социальной ответственности. Как грибыпосле дождя появляются компании, которые дают консультанции немецкимпредприятиям по вопросам этики и морали. Есть даже специальная награда длясамого социально-ответственного предприятия. Победителя награждают престижнойпремией Arbeit Plus («Работа плюс»).
Следуя примеру США,немецкие предприниматели открывают в своих офисах целые отделы, которые следятза соблюдением моральных, этических и экологических норм. Два года назад министерствотруда и социальных дел ФРГ представило широкой общественности национальнуюстратегию по корпоративной социальной ответственности. Согласно этомудокументу, социально-ответственным немецкое предприятие может назвать себя втом случае, если его руководство заботится о создании комфортного климата нарабочем месте, создает места для обучения молодых специалистов, не нарушает праваперсонала, выплачивает зарплату в соответствии с тарифным договором, ведетдружелюбную политику по отношению к семейным сотрудникам, заботится о повышенииквалификации своих кадров, ценит компетенцию и опыт пожилых коллег, а такжесотрудников, имеющих инвалидность, и работает по экологическим нормам, непричиняя вреда окружающей среде.
Профессор Европейскойшколы менеджмена и технологий EMTS в Берлине Константин Коротов наблюдаетпрактику работы различных компаний по всему миру. Он считает, что условия трудав Германии одни из самых лучших в мире.
«Работающие люди вФРГ наиболее защищены. Здесь наиболее успешно применяется охрана труда, — считает Коротов. — Здесь применяются правила и подходы, которые позволяютрабочим психологически и комфортно ощущать себя на месте».
По словамроссийско-немецкого эксперта, безопасные и комфортные условия труда,психологический климат, в котором люди себя чувствуют уважаемыми, защищеннымиот произвола от конкретного руководителя или начальника-самодура, способствуютповышению производительности труда.
Социальнаяответственность бизнесменов в Германии имеет давнюю традицию. Еще в XIX векепредприниматели, воспитанные на христианских ценностях, считали своим долгом нетолько выплачивать зарплату своим работникам, но и начислять им пенсию.
После Второй мировойвойны за рыночной системой ФРГ прочно закрепился атрибут«социальная». А в Основном законе появилась статья 14, котораягласит: «Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременнослужить общему благу». Так немецкая модель социально-ответственногопредпринимательства стала неотъемлемой частью рыночной системы на западестраны.
Еще одна причина,которая привела к столь благоприятной ситуации в Германии, — это ситуацияжесткой конфронтации западной системы и социалистического режима ГДР, гдегосподствовал коммунизм. Такого мнения придерживается немецкий профессор поэкономике и ведущий эксперт по вопросам корпоративной ответственности ЙозефВиланд (Josef Wieland).
«Немецкий бизнеснаходился под перманентным давлением, так как должен был постоянно доказыватьсвоим работникам, что условия труда при рыночной системе экономики намноголучше, чем при социалистической», — считает Виланд.
Как показываютпоследние опросы, 20 лет спустя после объединения Германии 32 процента западныхнемцев имеют положительное мнение о немецком бизнесе. На Востоке страны этотпоказатель меньше и составляет 18 процентов.
По словам профессораВиланда, социальная ответственность в Германии приобрела особое значение:«Детский сад на предприятии, дополнительная медицинская страховка,комфортные условия работы, охрана здоровья — это традиционные ценностинемецкого бизнеса». Виланд в этой связи указывает, что новым все чащеобсуждаемым аспектом данной темы является вопрос корпоративной ответственностине только перед своим персоналом, но и перед обществом в целом.
Профессор считает, чтоиз-за глобализации наряду с традиционными немецкими предпринимательскимиценностями, неотъемлемой частью этической культуры немецких компаний становятсяновые вызовы. К ним относятся следующие: борется ли компания противиспользования труда детей и заключенных на производствах своих филиалов встранах со слабо развитой экономикой, соблюдаются ли ею экологическиестандарты, экономно ли она использует энергию.
По словам ЙозефаВиланда, в Германии от социальной ответственности (или безответственности)компании напрямую зависит фактор ее успеха на рынке и размер прибыли. «Впервую очередь речь идет о репутации компании, — отметил профессор Виланд винтервью Deutsche Welle. — Немецкие потребители в целом критичны. Они не готовыпокупать продукты, произведенные на предприятиях, где используется детскийтруд, где господствуют плохие условия труда и ущемляются интересытрудящихся».
Во-вторых, отметилэксперт, чем лучше рабочий климат, тем меньше текучка кадров. В третьих,социальная ангажированность компаний открывает новые перспективыпредпринимателям для участия в политических процессах страны.
По оценке профессораВиланда, зачастую именно рынок выступает в роли своеобразного контролеракомпаний на предмет их социальной ответственности. Так, недавний скандал водной из сетей немецких супермаркетов, где велась тайная слежка за персоналом,привел к снижению ее оборота. Помимо этого, контроль осуществляетсяпрофсоюзами, которые в Германии имеют сильное лобби, а в последнее время всечаще и самими предприятиями, которые на добровольных началах вводят в своихкомпаниях этические кодексы поведения руководящего звена и рядовых сотрудников.
Несмотря насравнительно высокий уровень социальной ответственности немецких компаний,ситуация в Германии в нынешнее время все-таки далека от идеальной.
Нередко в целяхэкономии средств предприятия прибегают к использованию низкооплачиваемого трудавременных сотрудников, либо бесплатного труда практикантов и стажеров. Немецкиепрофсоюзы жалуются на многочисленные отказы оплатить сверхурочный труд,ухудшения условий работы, а также невозможность получения постоянного контрактадавно работающими временными сотрудниками

4.Особенности становления российской модели КСО
Нельзя сказать, чтоформирование деловой этики в нашей стране началось с нуля: традициидореволюционного предпринимательства оставили свой след в истории. Так, еще в1912 г. российскими предпринимателями были сформулированы принципы ведения дел- уважение к власти, честность и правдивость, уважение прав частнойсобственности, верность слову и др.10 Стоит напомнить, что газета деловыхкругов ”Биржевые ведомости” выходила под девизом ”Прибыль превыше всего, ночесть превыше прибыли”. Среди русских промышленников и купцов были широкораспространены благотворительность и меценатство (Морозовы, Мамонтовы, Алексеевы,Третьяковы, Щукины).
Попытки укрепить нагосударственном уровне нравственные основы предпринимательства в Россииотмечаются уже в XVIII в., когда российская Коммерц-коллегия начала издаватьуказы, регламентирующие правила торговли с иностранными купцами, а такжепринципы биржевой этики; предпринимались усилия по борьбе с нечестнойторговлей. Распространенной практикой было общественное осуждениенедобросовестных дельцов, что приводило к потере репутации и часто, какследствие, к их разорению. Честность и соблюдение торговой тайны выделялись вкачестве основных принципов работы биржевых маклеров, что зафиксировано в”Банковской энциклопедии”, изданной в 1916 г.
В начале 90-х годоввектор развития России радикально изменился. Отличительной чертой переходногопериода стало избавление хозяйствующих субъектов от всякой социальной”нагрузки”. Криминальный капитализм, господствовавший в стране, характеризовалсяполным отсутствием социальных обязательств бизнеса. Пока предприятия не всталина ноги и не добились первых успехов, о применимости концепции КСО вопрос дажене стоял. Заработная плата не выплачивалась месяцами, а сотрудники могли бытьуволены после прохождения испытательного срока, в течение которого выплачиваласьтолько половина предполагаемой в дальнейшем зарплаты. Однако по мерестабилизации экономики социальная ответственность бизнеса постепенно сталапревращаться в фактор долгосрочной экономической эффективности и социальнойстабильности.
За последние годыинтерес к КСО значительно вырос; прежде всего это относится к крупнымнефтегазовым и металлургическим компаниям. Важнейшим тормозом на путиутверждения КСО является ориентированность компаний на краткосрочную прибыль, атакже отсутствие стабильной институциональной среды, что не позволяетпредприятиям инвестировать в долгосрочные проекты (медицинское страхованиеработников, отчисления на улучшение условий труда и т.д.).
Тем не менее кнынешнему моменту КСО закрепилась в повестке дня многих организаций, которыеосознают, что социально ориентированная деятельность способна принестиэкономический эффект. ”Хорошим тоном” в любой компании становится указание насоответствие условий труда Трудовому кодексу РФ. Более прогрессивная частьделового сообщества уже трактует КСО как систему управления рисками в рамкахдолгосрочной стратегии развития бизнеса и роста его стоимости на мировыхфинансовых рынках.
Общие дляпредпринимателей правила поведения, основанные на европейском опыте, началиразрабатываться в российских деловых кругах примерно с середины 90-х годов.Принят ряд профессиональных этических кодексов — ”Кодекс чести банкира” (1992г.), ”Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциацииучастников фондового рынка” (1994 г.), ”Кодекс чести членов Российской гильдиириэлторов” (1994 г.), ”Кодекс профессиональной этики членов российскогообщества оценщиков” (1994 г.).
Особо следует выделитьинициативу РСПП, в соответствии с которой в ноябре 1995 г. была принята ”Хартиябизнеса в России”, в которой декларировались принципы, исключающие обман,фальсификацию качества, возможность получения незаконных доходов и т.д. ЧленыРСПП подчеркивали, что в российской деловой среде созрело ”понимание тогофакта, что отечественному бизнесу нужны некие этические рамки, за пределамикоторых — беззаконие, попрание прав личности и в конечном счете крах экономикикак системы цивилизованного обмена товарами, услугами и информацией”.
В 2004 г. была принята”Социальная хартия российского бизнеса”, разработанная РСПП. В нейсформулирована общественная роль, миссия, ценности и цели корпоративногосектора. Принципы, изложенные в Хартии, касаются вопросов экономической ифинансовой устойчивости, прав человека, качества продукции, взаимоотношений спотребителями, участия в развитии местного сообщества и экологическойбезопасности. ”Социальная хартия” подтвердила приверженность российскихпредпринимателей принятому в мировой практике пониманию корпоративнойответственности. На начало 2007 г. к этому документу присоединилось более 190компаний и организаций, объединяющих 5 млн. работников.
В 2004 г. былопубликован Доклад о социальных инвестициях в России, подготовленныйАссоциацией менеджеров совместно с Программой развития ООН, в котороманализировалась роль бизнеса в общественном развитии.
За последние три-четырегода процесс освоения российским бизнесом принципов КСО принял необратимыйхарактер. На данный момент основной задачей многих компании является поддержаниепрактики составления нефинансовых отчетов, позволяющих получить представление одеятельности компании, а также о проводимых ею социальных мероприятиях.
Вопрос о социальнойответственности российского бизнеса повторно стал подниматься в последнее времяпосле начала выхода экономики страны из кризиса, напоминает сопредседательсовета по национальной стратегии Иосиф Дискин:
«В/>о-первых,если в условиях кризиса было административно застопорено сокращение численностирабочей силы и увольнений, и безработицы было немного, то по мере выхода изкризиса бизнес начинает решительно рационализировать производство. Вырослипоказатели безработицы, и в этой ситуации вопрос о социальной ответственности,в какой мере высвобождение рабочих возможно, в какой мере это сочетается скритериями социальной ответственности, стало опять очень остро.
Бизнес стимулируют,чтобы он создавал новые качественные рабочие места, чтобы людям было, кудаустроиться. Это одно направление. Но по мере выправления финансового положенияэкономики встает вопрос и о других направлениях. Прежде всего, привлечениебизнеса к решению крупных социально-политических задач. Всем памятно, какпрезидент в Махачкале вел разговор о том, чтобы выходцы из республик СеверногоКавказа приняли участие в программах рабочих мест там, в инвестициях, с тем,чтобы переломить очень тяжелую экономическую ситуацию в этих регионах».
Напомним, что этозаявление Дмитрия Медведева прозвучало в качестве одного из пунктов борьбы стерроризмом, который на Кавказе опирается как раз на социальную неустроенностьжителей республик региона. Тогда же президент России заметил, что самибизнесмены, которые будут вкладывать не только в Москву и заграницу, но и вродные республики, могли бы получить определенные преференции. Одним словом,Идея социальной ответственности бизнеса, несколько померкшая во время кризиса,обретает новое звучание.

5.Заключение
С идеологической точкизрения, вопрос «выгодна ли социальная ответственность?» не корректенв принципе: внедряя такие программы, вы теоретически вообще не должны думать оприбыли. Социальная ответственность происходит от убеждений и ценностей, а неиз соображений выгоды.
• По большому счету, смакро-экономической точки зрения, России вряд ли актуально делать акцент на социальнойответственности, поскольку это будет, прежде всего, увеличивать общественныеиздержки, а следовательно, делать экономику менее конкурентоспособной. Однако,если выбирать между обязательным регулированием и добровольными программами,последние, разумеется, являются куда более предпочтительными.
• Областями, гдесоциальная ответственность окупается лучше всего, являются прежде всегоотношения с властями (GR) и связи с общественностью (PR). Как показывает примерВеликобритании, наиболее чувствительными к вопросам социальной ответственностиявляются государственные чиновники — скорее всего, то же самое будетсправедливо и для России.
• Наиболее успешными сточки зрения PR являются экологические программы — если, конечно, деятельностькомпании оказывается существенное влияние на окружающую среду.
• Использованиесоциальной ответственности для целей управления персоналом (HR) оправдываетсебя только в том случае, если известно, что материальные стимулы себяисчерпали. Социальная ответственность с целью заботы о сотрудниках может иметьсмысл для компаний, использующих в своей работе прежде всего человеческий,интеллектуальный и творческий потенциал.
• Средние и малыепредприятия, скорее всего, какое-то время смогут избежать общественногодавления по внедрению программ социальной ответственности, однако вдолгосрочной перспективе на это рассчитывать не стоит. При этом не исключено,что многие СМП уже сейчас несут весьма существенную нагрузку — в такой ситуациинаилучшей стратегией будет всячески привлекать к этому общественное внимание.