Начальный этап обучения в вокальном ансамбле. Развитие музыкально–творческих способностей у детей

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ИСКУССТВ
Кафедра теории, истории музыки и методики музыкального воспитания
Реферат
Начальный этап обучения в вокальном ансамбле.
Развитие музыкально-творческих способностей у детей.
ПЕРЕВОРОЧАЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА
Научный руководитель:
доцент кафедры теории, истории музыки
и методики музыкального воспитания,
кандидат педагогических наук
Митус И.В.
Майкоп 2010

«Любовь и понимание» музыки во всем богатстве ее форми жанров… это в сущности музыкальная культура. Способность воспринимать музыку какживое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное. …Творческоеразвитие учащихся, то есть… стремление к самостоятельному мышлению, к проявлениюсобственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее”.
На этой основе определяются следующие ведущие задачи музыкальноговосприятия в музыкальной школе: формирование интереса к жизни через увлеченностьмузыкой, творческого художественно — образного мышления, вкуса.
Решение каждой из этих задач ведет к формированию у ребенка личностногонравственно-эстетического отношения к жизни через музыку, развитию его базовых способностей(мотивационной сферы, творческого мышления, речи как фундаментальной способностив формировании интеллекта, навыков общения), то есть таких качеств личности, которыепозволяют успешно развиваться на их основе любым другим специальным способностям.
«Человек должен родиться дважды, — писал Гегель, — одинраз естественно, а затем духовно».
Формирование музыкальной духовности ребенка — основа урока, егосодержание, которое всегда будет иметь бесконечное разнообразие в искусстве и вжизни.
Формирование духовности личности, ее «нравственного стержня»,в основе которого лежит стремление к красоте, добру, к тому, что возвышает человека.Поэтому вся музыкально — педагогическая деятельность подчинена воспитанию человека.
Вопросам развития творческих способностей учащихся посвященоне мало исследований, в которых подчеркивается активная природа творческой деятельностии определяются 4 ее компонента: действующее лицо (созидатель), процесс действия(творчество), продукт действия (произведение) и контекст, в рамках которого происходитдействие.
Большое значение имеет умение действовать творчески, поэтомуразвитие такого умения — важная музыкально-педагогическая задача.
Пение — одна из самых активных и доступных форм коллективногомузицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие.Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка, пение вхоре несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал. Специфика работы учителяхорового пения в классе музыкального развития заключается в том, что все ученикинезависимо от уровня их индивидуальных музыкальных и вокальных способностей приобщаютсяк хоровому пению — искусству коллективного вокального музицирования.
Поэтому главная задача педагога-хоровика состоит в том, чтобынаучить ребят правильно и красиво петь, развить их музыкальный и вокальный слух,привить им эстетичный и художественный вкус.
Применяется разработанная методика, согласно которой урок хоравключает в себя следующие компоненты:
а) Дыхательная гимнастика. Чтобы освоить ее, прежде всегонеобходимо научиться правильно дышать. Свободное носовое дыхание нормализует работуне только органов дыхания, но голосового и артикуляционного аппарата.
На уроке можно использовать дыхательную гимнастику Э.М. Чарели,доцента Уральской консерватории, автора 40 печатных работ в области исследованийразвития дыхания, дикции и постановки речевого голоса.
б) Приемы формирования навыка певческого дыхания (тригруппы приемов)
Первая группа приемов — специальные физиологические упражнения:
«Крепкий выдох»;
«Шипящий выдох»;
«Йога»;
«Качаем носом»;
«Чередование вдоха и выдоха с поворотом головы»;
«Вдыхаем цветочный аромат»
Вторая группа приемов — технические приемы, способствующиевыработке навыков дыхания: «Музыкальная цепочка»
Третья группа приемов — приемы, употребляемые в процессеработы над песней: «Дыхание + Жест»
Главное назначение дыхательных упражнений — улучшить дыханиево время пения, совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровнеего работоспособность, вырабатывать умение дышать всегда правильно.
Распевание. Представляет собой одну из важнейших частейработы по воспитанию певческих навыков.
На распевание нельзя смотреть лишь как на разминку голосовыхсвязок перед исполнением репертуара: это путь к овладению техническими основамивокального искусства. Работа строиться на специальных упражнениях, которые подбираютсясоответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей.
Возможно использование системы Емельянова В.В. «Фонопедическийметод развития голоса».
Фонопедический подход, имеющий, прежде всего, технологическуюнаправленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетическойэкономической и акустической эффективности голосового аппарата в пении.
Фонопедические упражнения являются вспомогательными по отношениюк вокальной работе, они стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании.
«Голосовой аппарат — саморегулирующаяся система, в которойможно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компонентыможно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действиямеханизма саморегуляции» — утверждает сам В. Емельянов в одной из своих методическихработ.
Упражнения делятся на несколько групп, в зависимости от поставленныхзадач:
голосовые сигналы доречевой коммуникации: шип, сип, скрип, хрип,свист и т.д.;
управление артикуляционной мускулатурой;
произвольное управление регистрами;
выработка певческого вибрато;
интенсификация и регуляция фонационного выдоха;
формирование механизма прикрытия.
Эти фонопедические упражнения помогают расширить диапазон, значительноувеличить силу звучания хора, яркости. Усилить насыщенность звука, полетность, проявитьбольшую певучесть звука.
Заметнее освободить, раскрепостить певческое звучание и певческийпроцесс в целом.
Разучивание вокально-хорового произведения ставит перед учителемзадачу подбора интересного, высокохудожественного и доступного в исполнительскомплане репертуара. На начальном этапе обучения могут исполняться несложные одноголосныепроизведения с фортепианным сопровождением, народные песни, детские песни современныхкомпозиторов. По мере развития вокально-хоровых навыков в репертуар включаются произведениябез сопровождения, каноны, в том числе на народном и национальном материале, произведениядвухголосные и с элементами трехголосия, сочинения зарубежных и русских композиторов- классиков, музыка современных композиторов.
О факторе доступности хорового произведения
При выборе хорового репертуара учитывают ряд факторов. Произведениедолжно быть, прежде всего, доступным для исполнения. Подразумевается доступностьдиапазона, чисто вокальные возможности исполнения.
Правильный выбор репертуара в сочетании с распеваниями, можетпо-настоящему помочь развитию голоса ребенка.
Доступность репертуара предполагает также восприятие детьми образногостроя произведений. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чемони поют.
Еще один аспект доступности: доступность исполнительско-техническая.Речь идет о том, насколько дети подготовлены в техническом отношении для исполнениятого или иного произведения.
Условно путь развития в исполнительско-техническом отношенииделится на 3 этапа:
1. Одноголосие.
2. Одноголосие, двухголосие.
3. Развитое двухголосие, трехголосие в самых разных проявлениях: гомофонных,полифонических.
Вокальное воспитание в хоре — важнейшая часть всей хоровой работыв коллективе. В связи с этим выделяют следующие задачи:
1. Элементарные навыки первичного вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных.
2. Развитие протяжности дыхания, работа над кантиленой и дикцией.
3. Выработка подвижности голоса.
4. Элементарные навыки многоголосного пения.
Вся вокальная работа в хоре подчинена задаче развития певческогоголоса и слуха у детей.
Основные вокально-технические требования при разучивании и использованиипроизведений:
эмоциональный вдох;
активная артикуляция;
ощущение зевка;
энергичная атака звука;
прикрытие гласных;
ощущение опоры дыхания;
связное исполнение мелодической линии, особенно скачков;
ровное вибрато;
сохранение микста на всем диапазоне;
твердое, быстрое произношение согласных; утрированное «Р».
Следует подробно остановиться на работе каждого хорового коллектива.
 Подготовительная группа
Состоит из учащихся 1го класса. Характеризуется ограниченнымголосовым диапазоном. Главная задача — добиться унисонного звучания хора.
Перед хором ставят задачи усвоения правильной посадки, усвоениядирижерских жестов и выработки хорошей реакции на них (внимание, дыхание, вступление,снятие).
На хоре у каждого свое место.
Принцип посадки: самые слабые — в первый ряд, сильные — в последний.Поют на занятии не все и не все время. Вначале должно звучать чистое пение, затемподключаются постепенно другие группы. Первый ряд (обычно «гудошники»)большую часть времени слушают других, поют «про себя»; накапливая музыкально-интонационныйбагаж. Те из «гудошников», которые поют неточно из-за нарушения координациимежду слухом и воспроизведением, обычно очень скоро начинают правильно интонировать.Хочется остановиться на проблеме неточного интонирования у детей, ведь, не знаяпричину, невозможно устранить следствие.
Перечислю ряд таких причин.
Острые и хронические заболевания уха, горла и носа. Психическиеи психологические изменения личности. Любые нарушения координации нервных и физиологическихпроцессов, двигательной деятельности.
Нарушение координации между слухом и голосом, как правило, связанос неквалифицированным обучением пению; подражанию взрослым в манере вокализировать;нарушение функции мягкого неба. Иногда ребенок воспринимает пение «в отрыве»от двигательной деятельности. Но пение — это движение мышц, действие, отсюда вытекаетнеобходимость прибегать к помощи других нервных анализаторов, поэтому помогает напервых порах обучения метод «свободного» дирижирования.
«Дирижирование» вообще очень помогает детям. Они показываютфразу рукой, показывают характер звука, манеру звукоизвлечения (legato, staccato), помогают себе рукойв начале пения (ауфтакт), показывают окончание фразы.
На занятиях подготовительного хора важное место занимает дыхательнаягимнастика, распевание длиться от трех до пяти минут. Произведения часто меняются.
Хоровой урок должен походить стремительно и эмоционально.
Все занятия хора на подготовительном этапе должны быть подчиненыглавной цели: увлечь детей хоровым пением, коллективным творчеством, самой музыкой.
Для достижения этой цели особенно важна творческая атмосфера.Очень важно вызвать интерес к разучиваемой песне, воспитать у детей любовь к самомупроцессу совместного пения.
В конце года подготовительный хор будет участвовать в отчетномконцерте, и ученики перейдут в младший хор.
Младшая группа хора
Состоит их учеников 2-4 классов. Продолжается работа над певческимдыханием. Большое значение придается приемам звукообразования, а именно атаке звука.
Репертуар младшего хора немного усложняется: вводится простейшеедвухголосие, каноны, песни с подголосками, народные песни без сопровождения.
При исполнении классической части репертуара по сути дела и формируетсякачество звука. Освоив классику, хор обычно легко справляется с любым репертуаром,и с современным в том числе.
Используя классическую музыку, очень важно следить за соотношениемпартии хора и аккомпанемента: воспитание ансамблевских исполнительских качеств ухористов — важный элемент культуры хорового пения.
Появляются и новые задачи: исполнение произведений крупной формы.Сначала на смену крупным песням приходят развернутые двух — и трехчастные формы,рондо («Форель» Шуберта, «Мой садик» Чайковского).
Можно попробовать учить и небольшие вокальные циклы, фрагментыиз них: «Песни в стиле разных народов» Р. Бойко, «Планета детства»Журбина.
Ощущение формы — очень важный исполнительский навык, его оченьважно постепенно воспитывать у хора.
Выбрать для хора современную музыку довольно сложно: то оченьтрудно, то не соответствует учебным задачам, а наиболее распространенный недостаток- «не вокально». Исполнение многих произведений детского репертуара требуетсовершенного владения вокалом, а мы еще только учимся, и нам нужен репертуар обучающий,научающий нас!
хоровое пение голос музыка
В младшем хоре серьезное внимание должно уделяться работе надразличными способами звуковедения, осваиваться прием цепного дыхания, работать надрасширением диапазона.
Соответственно возрастает роль вокальных упражнений.
Распеванию уделяется 10-15 минут используя фонопедические упражненияВ. Емельянова.
За год хор должен выступить 5-6 раз. Надо помнить о том, чтокаждое выступление должно быть тщательно подготовлено. Особое внимание надо уделитьпостроению, умению выйти на сцену, и уйти с нее, вести себя на сцене. С младшимхором эти навыки надо отрабатывать.
 Средняя группа
Состоит из учащихся 5 классов.
Основные задачи хора: добиться развитого двухголосия с самымиразнообразными сочетаниями, навыков пения простых трехголосных произведений — гармоническихи простейших имитационных (например, трехголосные каноны), народных песен без сопровождения.
Укрепление самостоятельности каждой хоровой партии.
Большая работа над чистотой строя и ансамблем.
Единая вокальная манера формирования гласных и согласных звуков,чуткая реакция на указания дирижерского жеста.
 Старшая группа
Состоит из учащихся 6-7 классов и имеет две разновидности.
Однородный. В хоре поют девочки и мальчики (до мутации).
Смешанный. Девочки и мальчики (после мутации).
Из мальчиков, поющих на октаву ниже, формируется отдельная хороваяпартия — мужская. Это еще не тенора и басы, но уже определенная краска в тембровомотношении. Для такого хора необходимо аранжировать произведения специально, учитываяеще очень небольшие в диапазонном отношении возможности мальчиков — подростков.
Старший хор продолжает серьезную работу в области развития музыкальныхспособностей, в области освоения вокала, расширения навыков многоголосного пения,совершенствования исполнительских навыков.
Каждое занятие начинается с распевания. Оно длиться 15-20 минут.Есть постоянные вокальные упражнения, которые поются в течение всех лет обучения.
Вся работа в хоре ведется только по партитурам.
На репетиции работают в основном всем коллективом, но так какхор состоит из детей разного степени одаренности и разного уровня развития музыкальныхспособностей, то необходимо работать и отдельно по партиям.
 Обучение игре на музыкальном инструменте
Обучение игре на музыкальном инструменте — один из путей развитиямузыкально — творческих способностей.
Многие дети, занимающиеся в хоре, обучаются игре на музыкальноминструменте.
Учащиеся получают более широкое музыкальное воспитание, посколькукроме обучения пению, музыкальной грамоте и сольфеджио, они овладевают основамиигре на инструменте.
Цель занятия в классе музыкального инструмента направлена нато, чтобы познакомить детей с основами фортепианной игры, подготовить к чтению слиста то есть к самостоятельному домашнему музицированию, умению разобраться в интересующемих нотном материале.
Игра на музыкальном инструменте так же, как и хоровое пение,пробуждает и укрепляет любовь к музыке, развивает музыкальные способности и исполнительскиенавыки детей, расширяет кругозор, воспитывает эстетический вкус.
Практика показала, что дети, которые обучаются игре на музыкальноминструменте, проявляют себя в хоре гораздо ярче, их восприятие музыки становитсяболее осознанным. В связи с большим развитием музыкального слуха облегчается усвоениехоровых партий, возрастает творческая активность.
Учащиеся, добиваются успехов в обучении игре на музыкальном инструменте,участвуют в концертной деятельности.
На протяжении всех лет обучения проводится систематическая ипланомерная работа над развитием техники игры, двигательного аппарата учащихся.
В основном эти задачи класса музыкального инструмента тесно переплетаютсяс задачами, которые ставятся перед занятиями хоровым пением: приобщить детей к пониманиюпрекрасного и помочь им пронести это чувство через всю жизнь.
Все знания и умения, все то новое, что открывает школа детскомууму, должны приходить к детям в живом виде, таким, каким все это приходит к намв жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрылосьдля жизни как можно полнее, чтобы широкий многозвучный мир вскрывался перед нимии чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом,радуясь жизни. И этому может сильнее помочь музыка.
Поскольку задачей общего образования является, главным образом,развитие человека, постольку, говоря о музыкальной его стороне, нужно понимать подмузыкальным развитием учащегося, конечно, не техническую умелость, а близость ксамому искусству, навык воспринимать его и полно усваивать настолько, чтобы искусствовошло большой и важной частью во всю жизнь человека, заняло бы значительное местов его духовном обиходе.
Литература
1. Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса».
2. Чарели Э.М. «Дыхательную гимнастика».