Рефератпо предмету “Финансы, денежное обращение и кредит” выполнил: ст. гр. Э-6-2
КарапетянХачатур
МосковскийГосударственный Технологический Университет “Станкин”
Москва2001
Понятие налоговой системы
В каждой стране существуют свои видыналоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга. Свое особое«национальное лицо» имеют налоговые системы США, Японии, Франции,Германии, Швеции, Великобритании. Во многом это связано с традициями,накладывающими отпечаток на количественные и качественные характеристики, атакже с конкретной социально-экономической ситуацией и соответственно с темизадачами, которые решает налоговая система в тот или иной период времени. Темне менее, налоговые системы объединяют общие черты, характерные для всех стран.
Налоговая система, в ее обобщенномпонимании, представляет собой совокупность налогов, установленных законом;принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер,обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органичносвязанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговыймеханизм.
Система налогов — это совокупность налогов,сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых натерритории государства в тот или иной период времени. Основными налогами,посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как вроссийской, так и в мировой практике являются: налог на добавленную стоимость,акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физическихлиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонду, налог с продаж.
Налоговый механизм — понятие болееобъемное, чем система налогов, представляет собой совокупность всех средств иметодов организационно-правового характера, направленных на выполнениеналогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуетсяналоговая политика государства, формируются основные количественные икачественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность нарешение конкретных социально-экономических задач.
Наиболее важную роль в налоговом механизмеимеет налоговое законодательство, а внутри него — механизм налогообложения(уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемойбазы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные сисчислением налогов).
Посредством изменения механизманалогообложения (порядка исчисления того или иного налога) можно придатьналоговой системе качественно новые черты, например, изменить ее структуру, неменяя при этом количественного и видового состава налогов. В самом простомслучае это достигается путем изменения ставок наиболее значимых налогов. Но вмировой практике обычно используется другой способ: система налогов и уровниставок меняются, как правило, лишь в случаях крайней необходимости, однакодостаточно часто пересматриваются системы льгот. Последние и устанавливаются наотносительно короткий срок — на 2-3 года, по истечении которых льготы перестаютдействовать автоматически, но могут быть продлены. Серьезная переориентацияналоговой системы достигается также при изменении налогооблагаемой базы за счетсостава налогоплательщиков, объектов налогообложения и т.д.
Принципы построения налоговых систем
В современном мире налоговая система любойстраны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства,неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономическогорегулирования. Налоговые системы используются как действенный инструментреализации финансово-экономической политики государства. С помощью налоговрегулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив,сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности винтересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпысоциально-экономического развития и уровень занятости населения.
Решение этих задач не происходитавтоматически путем введения системы налогов. Способность налоговой системы вцелом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функциизависит от принципов, на которых она построена.
Принципы построения налоговых систем вналоговой теории трактуются с разных позиций. Общее признание получили покатолько фундаментальные (классические) принципы налогообложения:
принцип справедливости (равенства)налогообложения;
определенность и точность налогов (размерналогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены ипонятны налогоплательщику);
удобство сроков и способов уплаты;
экономичность (эффективность) налогов,т.е. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньшеотносительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иногоналога.
Общепризнанно, что при всей важностикаждого из этих принципов главным из них является принцип справедливости,однако понимается он по-разному. Проблема здесь заключается в том, чтосправедливость — категория, прежде всего социальная, нравственно-этическая; вэкономике же она является «чужеродным» элементом, понятием весьмаотносительным, субъективным по своей сути и поэтому далеко неоднозначным.Различные понятия о справедливости вызывают различные понятия экономической иналоговой справедливости.
В настоящее время в мировой налоговойтеории имеются две основные точки зрения на справедливость налогов; остальныемнения обычно приближаются либо к той, либо к другой позиции. Первая состоит втом, что налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтальногоравенства, т.е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо отобъема их доходов, условий их получения и каких-либо других факторов. Уровеньналоговых ставок должен быть при этом минимальным (низким, насколько этовозможно), льготы также должны быть сведены к минимуму, а в идеале — их недолжно быть совсем.
В соответствии с другой позицией,напротив, считается, что номинальный уровень налоговых ставок не имеетпринципиального значения (он может быть весьма высоким). Налоги же должнысодержать разветвленную сеть льгот и дифференциацию налоговых ставок взависимости от уровня дохода. В данном случае провозглашаются принципыгоризонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых достигаетсяпутем выравнивания доходов налогоплательщиков.
В соответствии с этими двумя позициямипринцип справедливости формулируется в первом случае как принцип вертикальногои горизонтального равенства налогов, основанный на пропорциональном обложениидоходов при постоянной налоговой ставке, независящей от величины облагаемогодохода.
Во втором случае принцип справедливостипонимается как сочетание двух принципов:
принципа вертикальной справедливости, всоответствии с которым субъекты, находящиеся в различных условиях, должнытрактоваться налоговыми законами по-разному;
принципа горизонтальной справедливости — субъекты, находящиеся в одинаковых условиях, должны трактоваться налоговымизаконами одинаково.
Реализация этого принципа достигаетсяпутем прогрессивного налогообложения, при котором налоговые ставкиувеличиваются в зависимости от роста уровня облагаемого доходаналогоплательщика.
Та и другая позиция в налоговой теорииобосновываются достаточно аргументирование, поэтому каждая из них имеет правона существование. Если же обратиться к практике развитых стран, то налоговыесистемы строятся большей частью на принципах вертикальной и горизонтальнойсправедливости. Дифференциация ставок основных налогов — явление широкораспространенное: как в прямой форме — в виде прогрессивных налоговых ставок взависимости от уровня доходов (как, например, взимаются основные подоходныеналоги в США), так и в скрытой — преимущественно через систему льгот, иногда впрямой и скрытой форме одновременно.
Наряду с общими (классическими) принципамипостроения налоговых систем в налоговой теории разработан ряд специальных(частных) принципов. В их числе: стабильность налогового законодательства;однократность взимания налогов; предъявление равных финансовых требований кналогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования ивидов собственности; оптимальный уровень налоговых ставок; обоснованностьсистемы налоговых льгот; оптимальное сочетание налоговых функций (прямых икосвенных налогов в доходах бюджета) и др. Каждый из этих принципов (влитературе встречаются другие их формулировки) относится к тому или иномуэлементу налоговой системы, поэтому их перечень можно многократно расширить. Всовокупности же они составляют принцип эффективности и оптимальности налоговойсистемы (см. раздел 4 данной главы).
Для российской налоговой системы, как идля других налоговых систем, функционирующих в странах федеративного типагосударственного устройства, в особом ряду находится принцип единства налоговойсистемы, в соответствии с которым налоговая система должна быть в своих главныххарактеристиках единой на территории всего государства. Налоговые полномочия,предоставляемые региональным органам государственной власти и органам местногосамоуправления, не должны приводить к формированию индивидуальных региональныхналоговых систем, разрушению тем самым единого налогового пространства.
Принципы построения налоговой системы всвоей совокупности должны создавать условия для эффективного выполненияналогами своих функций.
Функции налоговой системы
Налоговая система как единое целое икаждый отдельный налог обладают рядом функций. Функции налоговой системыявляются производными от объективных функций налогов; в налоговой теорииоднозначное признание получила пока только одна функция — фискальная. По поводудругих функций существуют различные мнения: от отрицания наличия каких-либодругих функций, кроме фискальной и, в лучшем случае, контрольной, дочрезмерного расширения их количества. Это связано с тем, что в современном мирефункции государства многократно возросли: помимо традиционных общественно-политическихфункций, государство в той или иной форме регулирует всесоциально-экономические процессы. Не дискутируя по этому поводу, отметим лишь,что наибольшее признание в этой связи получили следующие функции налоговойсистемы: уже отмеченная фискальная, макроэкономическая (регулирующая),распределительная, социальная, стимулирующая, контрольная.
Фискальная функция состоит в обеспечениидоходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем ивоздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающийинтерес государства в реализации бюджетной (фискальной) функции, естественно,проявляется в стремлении максимально увеличить налоговые источники, как этоимеет в России, что может вести к гипертрофированию фискальной функции переддругими функциями и задачами налоговой системы и налоговой политики.
Макроэкономическая (регулирующая) функция- это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулированиямакроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста изанятости. В условиях России налоговая система проявила себя как факторограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства,формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.
Распределительная функция налоговойсистемы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом,динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментомраспределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических ифизических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение нетолько доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
Социальная функция налогов носитмногоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежныхресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственногопроцесса, несет в себе возможность их обращения на непроизводственные цели. Вусловиях Российской Федерации социальная функция налоговой системы бюджетавесьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государствоперед населением и которое «по наследству» перешло к РоссийскойФедерации. Многие социальные затраты, финансируемые в западных странах за счетчастных средств, в России финансируются государством за счет налогов(бесплатное образование, здравоохранение, пенсионные расходы, социальноестрахование
Социальная функция налогов проявляется инепосредственно через механизм налоговых льгот и налоговых ставок, что входитво внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль, подоходного налогас физических лиц и т.д.).
Социальная функция налоговой системытребует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точкизрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характерурыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям(например, неоправданные налоговые льготы некоторым республикам, входящим всостав Российской Федерации).
Стимулирующая функция налоговой системыявляется одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая»функция. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования,поскольку она непосредственно обращена и взаимодействует с экономическимиинтересами юридических и физических лиц. Как и любая другая функция,стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементыналогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных илиограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговойполитики.
Стимулирующая функция налогов является всовременной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
Контрольная функция налогов выступаетсвоего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговыхотношений государства и предприятий, реализацию и действенность силыгосударственной власти. Без контрольной функции другие функции налоговнеосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.
Контрольная функция, опираясь на закон,право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения,подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственнойвласти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И наоборот,ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственнойвласти или ведет к такому ослаблению.
В конкретном отношении контрольная функцияналогов проявляется в обязательности исполнения налогового законодательствавсеми юридическими и физическими лицами, в полноте сбора налоговых платежей идейственности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто невыполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством,предписываемые законом.
Контрольная функция налоговой системыпредопределяет и определяет, как уже отмечено, эффективность других функций.Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то этосоответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.
Крупные функциональные недостатки идиспропорции в соотношении и взаимодействии функций налоговой системы,рассмотренные в макроэкономическом масштабе, наиболее открыто проявляются науровне отдельных предприятий.
Анализ показал, что в современных условияхимеется «расстыковка» функций налогов с функциями предприятий, ещенедостаточно адаптированных к закономерностям рынка и конкурентной борьбе.Функции налоговой системы не «настроены» соответствующим образом нафункции деятельности предприятий, на содействие воспроизводственным процессамих капитала, ускорению его оборота и окупаемости. В этом главный резерв ростаэффективности налоговой политики и перестройки налогового механизма.
В результате первых этапов налоговойреформы действительно сложился качественно новый механизм финансовых отношенийпредприятий и государства, в связи с чем можно сказать, что одна из целейреформы достигнута. Что же касается других, более важных задач, стоявших передналоговой реформой, то введенный в действие налоговый механизм оказалсяструктурно деформированным и неэффективным, он до сих пор не только неспособствует преодолению кризисных явлений, но, напротив, во многом усиливаетих.