Исследование уровня и качества жизни современной молодёжи

–PAGE_BREAK–1.2. Особенности культурных ценностей молодёжи

На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности — это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Очень важен для социологического исследования ценностного мира современной молодежи и исторический подход, анализ жизненных планов и установок, которыми руководствовались предшествующие поколения.

В социологических исследованиях недопустим разрыв между теорией и эмпирией, необходим учет целого комплекса обстоятельств, особенностей ценностных ориентаций и образа жизни молодежи.

В ценностных ориентациях студенческой молодежи появляется ряд новых тенденций, которые свидетельствуют о дифференциации потребностей в образовании. Прежде всего, это касается различий в целевых установках студенчества и профессорско-преподавательского состава по назначению обучения в вузе. Более 90% преподавателей считают вуз учреждением, где будущий специалист получает профессиональные знания. Основная же масса студенчества (1-3 курсы) высказали мнение, что институт позволяет им решать жизненные проблемы, не имеющие прямого отношения к образованию и получению профессии. Доля таких мнений снижается к моменту перехода студентов на старшие курсы, но в целом продолжает превалировать над другими ценностями.

Современное подрастающее поколение проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в себя и общество. Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о «прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы». Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют «все и вся», занимаются поисками «врагов», на которых можно было бы свалить причины всех бед. Третьи, отчаявшись, уходят в «никуда», становятся на преступный путь, превращаются в алкоголиков и наркоманов. Четвертые ищут «путь к богу», вступают в различные секты, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, объективно оценивают новые реалии, ищут пути решения возникающих проблем.
Духовные ценности определяются собственно духовными потребностями молодёжи, к которым можно отнести:

·        потребность в знании (теоретико-познавательная), интерес человека к познанию окружающей действительности и применение этого знания в практической деятельности с целью воздействия на природу и общество и создания нового продукта материальной и духовной жизни;

·        нравственная потребность, стремление к развитию таких нравственных сторон поведения и характера личности, как чувство социальной справедливости, совести, милосердия, доброты, порядочности, чести, ответственности за общество и за собственные поступки. На реализацию этих потребностей не в последнюю очередь влияют такие факторы, как разница в культурном развитии разных социальных слоев общества, в их интересах, занятиях в свободное время;

·        потребность в духовном общении (коммуникативная), желание человека устанавливать связи и взаимоотношения в различных условиях своей деятельности, в том числе и в сфере семейных отношений. Эта потребность человека удовлетворяется путем обмена информацией, усвоения произведений художественной культуры, потребления духовных благ, что способствует формированию благоприятных условий для развития личности;

·        художественно-эстетическая потребность является реализацией природного чувства прекрасного как проявление гармонии и эстетических стимулов в мироощущении человека. Эта потребность реализуется в процессе приобщения к художественной культуре и в значительной степени отражает показатели конкретной субкультуры.

Относительно ценностных ориентации молодежи важно подчеркнуть: несформированность ценностного поля, полярность суждений, расплывчатость нравственных позиций, большую ориентацию на материальные блага, нежели на духовные ценности; слабый интерес к проблемам общества и страны.
1.3. Особенности молодежи современного российского общества
Несомненно, на образ и менталитет всего населения, и молодежи, как особой социальной группы оказывает территория. Ареал проживания, особенности ЭГП региона по отношению, как ко всей стране, так и к административному центру районов, откладывает отпечатки на жизненные ценности и стереотипы молодого поколения. Функциональная направленность городов, как оказывается, так же меняет палитру социального образа молодежи. Из этого следует, что объект исследования – это жизненная среда и социальные проблемы молодежи, а предмет исследования – это современный социальный портрет молодежи в городах разных функциональных типов.

Также на уровень жизни молодёжи в обществе оказывает проблема занятости. В широком смысле слова занятость — это участие граждан в общественно полезной деятельности, связанной с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящей им, как правило, заработок (доход). В узком смысле занятость — совокупность общественных (экономических) отношений по поводу участия граждан в хозяйственной деятельности, обеспечение граждан рабочими местами. Будучи функциональной характеристикой населения, занятость определяет степень его включения в процесс труда и, как следствие, распределение трудоспособных граждан по конкретным родам, видам и формам деятельности. В молодежной среде сложились две достаточно устойчивые основные тенденции, характеризующие её состояние в процессе становления и развития рыночных отношений. Во-первых, часть молодежи, выдержав первые «удары» демократизации экономики, приспособилась к рыночным условиям. В их число можно включить молодое поколение менеджеров, банковских служащих, управленцев среднего звена. Эта же категория работников оказалась и наиболее уязвимой в условиях обвала рубля в августе 1998 года. В результате сегодня она пополнила обновленные ряды незанятого населения. Вторая тенденция связана с появлением на рынке труда новых отрядов молодежи, которые пополняются за счет молодых людей, закончивших средние специальные и высшие учебные заведения, выпускающие специалистов, не обеспеченных рабочими местами. В настоящее время доля безработной молодежи составила 36% от общего числа незанятого населения. При этом 32% молодых людей не работают более года. Если учесть, что среди молодых людей только 0,8-1% способны заниматься предпринимательством, дающим средства к существованию цивилизованным способом, то понятно, насколько трудно молодежи найти достойное место в системе рыночных отношений.

При наличии этих двух тенденций на современном рынке труда четко определяются социально обусловленные молодежные группы.

Значительная часть молодых людей попадает в ту категорию, которая имеет низкий уровень образования, не соответствующий современным требованиям, низкую общую культуру. Такая молодежь не вписывается в новые условия. По разным подсчетам она составляет до 80-90 % неработающей молодежи.

Другая ее часть относится к группе, которая после некоторого периода трудовой деятельности прерывает ее из-за низкой квалификации, отсутствия необходимых знаний или вследствие отмирания профессии.

Наибольшую озабоченность вызывают те группы молодых людей, которые обречены на «перспективную» безработицу. Это особенно касается той части молодежи, которая выбрала интеллектуальные профессии. Невостребованность последних дополняет картину интеллектуального рынка труда. 8 % молодых людей, получивших высшее образование, изъявили желание уйти из интеллектуальной сферы, около 2 % считают возможным уехать за рубеж для работы ради денег, в том числе и не по специальности и только 10 % считают возможным не порывать со своей профессией окончательно.

Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако, доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет лишь около 9% сельского населения России.

Исходя из этого, можно утверждать, что в понятие «молодежь» входят следующие группы молодого населения, разделяющиеся по месту в общественном труде.

Производственные рабочие. Механизаторы, работники ферм, транспортники, строители. В основном они имеют специальное образование на базе курсов и ПТУ.

Лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом, представляют еще довольно многочисленную группу молодежи. Хотя она в 2 раза меньше, чем среди людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ.

Техники, технический обслуживающий персонал. Активно растущая прослойка молодежи в условиях компьютеризации труда и появления новых профессий по обслуживанию современной техники.

Особую группу молодежи составляют менеджеры, риелторы, агрономы, зоотехники, а также организаторы производства и специалисты различных сфер хозяйства. Эта группа достаточно многочисленна и по разным данным составляет от 33% до 50% молодого населения. В этой группе самый высокий уровень среднего и высшего образования.

В последнее время активно формируется еще одна группа молодежи — научная и творческая интеллигенция. К ее числу следует отнести медицинских работников, учителей и работников народного образования, культуры. В этой группе самый большой процент «утечки мозгов».

Учащаяся молодежь не однородна по своему возрастному составу и по структуре. Во-первых, это школьники, обучающиеся в средних учебных заведениях. Во-вторых, учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ. В-третьих, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающиеся по различным формам (очно, очно-заочно, заочно). Возрастные границы этой группы молодежи от 14 до 30 лет, их потребности весьма разнообразны.

В последние годы в России появились многие возможности финансового самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего. Сегодня образование стало фактором укрепления социального неравенства. Дети «власть имущих» и богатых имеют возможность попасть в узкую группу, которая в будущем получит доступ к рычагам власти в экономике и политике. В области образования все большую популярность приобретают нетрадиционные виды обучения. Многие люди не смущаются и даже стремятся к платным формам учебных заведений предпочтительно делового, профессионального характера. Отрицая официальные учебные заведения, они связывают свои надежды с иными формами образования, так как понимают его как средство выживания в новых условиях, максимально безболезненного перехода к новому образу жизни.

Анализ показывает, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, и семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к детям и старикам, — все это признаки социального нездоровья семьи. В области образования — отрицательное отношение к школе и детей, и родителей, бесчисленные конфликты с учителями, деградация педагогической профессии (масса примеров профессиональной несостоятельности преподавателей), падение престижа образования, низкий уровень подготовки специалистов в вузах и т.д. — это также картина кризиса.

Молодежь в возрасте 18-25 лет — является в большинстве своем студентами, самой интеллектуальной ее частью. Большинство молодых людей удовлетворяет жизнь в целом и отдельные ее стороны. Основная масса современной молодежи предпочитает развлечения, чаще пассивные, реже активные. Лишь незначительная часть посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию. Жизнь студента очень насыщена. 7-8 часов в день он проводит за учебой. Остальное же время в полном его распоряжении.

Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения. Примером такого поведения может служить массовое распространение алкоголизма среди молодежи. В результате анализа приведенного анкетного исследования в общежитии №2 г.Оренбурга, выявлено, что пристрастие к алкоголю укоренилось среди молодёжи. Большинство молодых людей подвержены данной вредной привычке, в частности: 93% парней и 86% девушек. Основной целью потребления спиртных напитков является повышение настроения — 50% (53% — девушки, 46% — парни). Кроме того, 46% молодых людей употребляют спиртное, чтобы поддержать компанию — также 46%; среди девушек более популярна такая причина, как снятие стресса — 53%. Отказаться от предложения выпить уже не могут 20% юношей и 6,7% девушек.

Степень зависимости от алкоголя показана следующими показателями:

ежедневно употребляют спиртные напитки 6,7% мужчин и 0% женщин;

не более трёх раз в неделю — 67% мужчин и 46% женщин;

не более трёх раз в месяц — 33% мужчин и 46% женщин.

Таким образом, на лицо виден дефект социализации молодых людей, когда в роли социализирующего агента выступали улица, общение с какими-либо неформальными молодежными группами, также возможно негативное воздействие семьи, в которой живет и воспитывается молодой человек.

Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества — усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентаций отражается в настроениях молодежи. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия.

Проблематика состоит в том, что появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях. В настоящий момент происходит люмпенизация и криминализация молодежи.
    продолжение
–PAGE_BREAK–1.4. Положение молодежи в обществе

К началу XXI в. в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет более 32 млн человек, или 22% населения страны.

Естественное изменение численности населения обусловлено главным образом постоянным снижением числа родившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин. В ряду причин на первое место выдвигаются такие, как несчастный случай, гибель в результате транспортных происшествий и др.

Немало проблем связано со здоровьем молодых: резко снизилось его качество; возросло число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям; наблюдается рост венерических заболеваний и числа ВИЧ-инфицированных.

Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия — некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ.

В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше.

Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовывать свой досуг, отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т. д.

Невольно встает вопрос о системе социальной защиты, направленной на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека. Необходимы целевая поддержка молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет за чертой бедности.

Для того чтобы наглядно выявить проблемы жизни современной молодёжи, узнать что их волнует, целесообразно было провести анкетирование, вопросы которого приведены в Приложении №1. В данном исследовании приняло участие 17 девушек и 19 юношей, в общем 36 молодых людей. Некоторые результаты опроса приведены в виде диаграмм, что позволяет визуально определить уровень жизни молодёжи.

1.5.Проблемы занятости молодежи

         С переходом на рыночные отношения молодежь оказалась одной из самых слабо защищенных в отношении трудоустройства категорией населения.

         Попадая, на рынок труда молодые люди сталкиваются с рядом серьезных проблем: не всегда могут найти работу по специальности, нет опыта общения с работодателем, у многих нет достаточных предсталений о механизме функционирования рынка труда. Система образования не берет на себя решение проблемы трудоустройства. До 40% молодежи ежегодно меняют место работы из-за различных факторов (уровень оплаты труда, психологическая несовместимость в коллективе, монотонность труда и т.д.). Трудоустройство чаще остается проблемой личной, чем государственной. Попытки принятия и внедрения программ поддержки молодежи носят зачастую ограниченный характер. Базы вакансий по работодателям не своевременно отражают потребности предприятий.

         Согласно статистическим данным службы занятости по г. Омску за 2009г., среди омских вузов места по подготовке большого числа дипломированных безработных специалистов распределились следующим образом: 1 место – Омский государственный аграрный университет, 2 место – Омский государственный педагогический университет, 3 место Сибирская  автомобильно-дорожная академия, 4 место – Омский государственный технический университет, 5 место – Омский государственный университет, 6 место – Институт сервиса, 7 место – Омский институт иностранных языков “Ин-яз — Омск”, 8 место Омская транспортная академия. Только Медицинская академия вообще не значится в списках безработных [21, стр. 68-69].

         Анализ структуры занятости Омской области показывает, что основная доля граждан занята в сфере услуг (57,5%), а в индустриальной сфере деятельности и науке — соответственно лишь 20,8% и 5%.

  Проблема молодежной занятости обостряется и предъявляемыми требованиями работодателей к уровню и качеству профессиональной подготовки специалистов. Сегодня в жестких, специфически изменяющихся условиях формирования рынка, предприятиям требуются специалисты качественно нового уровня. Они должны быть восприимчивыми к инновациям, целеустремленными и коммуникабельными, умеющими работать как самостоятельно, так и в команде, обладающими трудовой мобильностью, высоким потенциалом для дальнейшего профессионального обучения, работоспособностью, энергичностью, отсутствием стереотипа профессионального поведения. Предприятиям требуются специалисты, владеющие иностранными языками, современными компьютерными технологиями и программами, готовые развивать свои знания и адаптировать их к новым ситуациям, возникающим в производстве и экономике в целом.

         Выпускники профессиональных образовательных учреждений должны быстро и легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка труда, гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональным знаниям, а также максимально реализовать свой личностный потенциал. В то же время не следует рассчитывать на то, что выбранная человеком специальность будет служить ему всю жизнь. Современные компании, как правило, меняют направления бизнеса, характер выпускаемой продукции, рынки сбыта, формы работы, специализируясь на той или иной сфере деятельности. Поэтому специалист, не обладающий такими качествами, как гибкость и мобильность, может остаться не у дел.

         Поскольку рынок образовательных услуг на сегодняшний день оказался в значительной мере не готов оперативно реагировать на качественные изменения в спросе на локальных рынках труда, что не позволяет решать проблемы дефицита квалифицированных кадров, необходимо менять идеологию системы профессиональной подготовки.

         Предъявляемые работодателями повышенные требования к уровню и качеству профессиональной подготовки специалистов напрямую связаны с проводимой государством политикой в области образования, направленной на сближение рынка образовательных услуг и рынка труда. Сегодня представляет интерес практика заключения соглашений между крупными промышленными компаниями, планирующими свое дальнейшее развитие, и высшими профессиональными образовательными учреждениями о совместном обучении специальностям, которые в перспективе будут востребованы на предприятии. Студенты в процессе обучения в вузе проходят практику по избранной специальности на производстве. По мере повышения своих профессиональных знаний постепенно перемещаются с начальных должностей на более престижные, а после окончания вуза назначаются на соответствующие полученной квалификации должности в данной компании.

         Предприятие берет на себя практическое обучение специальности, в то время как в профессиональной школе преподаются дополняющие его теоретические и общеобразовательные предметы. Такая система подготовки позволяет выпускникам после окончания обучения более свободно адаптироваться к профессии, 50% рабочих мест молодежь получает сразу после завершения ученичества.

         Эффективное управление развитием персонала должно заключаться в предоставлении финансовых средств на его обучение не как безвозвратных расходов, а как прибыльных вложений в человеческий капитал.

         Проблема занятости молодежи весьма актуальна, ее реализация требует комплексного подхода на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Она должна быть учтена при принятии соответствующих законодательных актов. Следует подчеркнуть, что деятельность по всем направлениям работы с молодежью должна отвечать требованиям времени, когда новые возможности сопряжены с новыми задачами, которые стоят особенно актуально в связи с существенными социально-экономическими изменениями в обществе. Представляется, что при решении этой проблемы следует опираться на применение качественно новых методологических подходов к работе с молодежью.

1.6.Проблемы обеспечения жильем молодых специалистов

         На сегодняшний день, проблема обеспечения жильем молодых специалистов по Омску и Омской области, является очень актуальной.  Для большинства молодых людей до сих пор покупка собственного жилья является не доступным.

     В Омске и Омской области действует “Целевая программа обеспечения молодых специалистов жильем”, но по данной программе могут претендовать на жилье только специалисты работающие в  муниципальных учреждениях социальной сферы. В соответствии с вышеназванной программой молодые специалисты, устроившиеся на работу в муниципальные учреждения социальной сферы, могут претендовать на получение жилья на следующих условиях:
1) молодой специалист должен быть участником долгосрочной целевой программы «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в муниципальных бюджетных организациях города Омска»;
2) он должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилье, предоставляемом по договору социального найма.
         Чтобы попасть а список очередников, молодые специалисты в срок до 1 ноября, предшествующего году, в котором планируется обеспечение молодых специалистов жилыми помещениями, представляют руководителю муниципальной организации (сферы образования, здравоохранения, молодежной политики, физической культуры и спорта, культуры, архитектуры и градостроительства города, в которых они осуществляют трудовую деятельность) следующие документы: – заявление о включении в список молодых специалистов, работающих в муниципальных бюджетных организациях города, претендующих на получение жилых помещений;
– копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов
его семьи;
– копию документа об образовании;
– копию свидетельства о браке (для лиц, состоящих в браке);
– копию свидетельства о рождении или усыновлении ребенка (детей) – для лиц, имеющих детей;
– копию трудового договора с руководителем муниципальной организации;
– выписку из домовой книги или копию лицевого счета на занимаемое жилое помещение;
– копию правоустанавливающего документа на занимаемое жилое помещение;
– справки о наличии (отсутствии) в собственности жилых помещений на всех членов семьи;
– копию правового акта органа местного самоуправления города Омска о постановке заявителя на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
     Руководители муниципальных организаций, структурные подразделения администрации города формируют отраслевые списки молодых специалистов, нуждающихся в жилых помещениях на планируемый год, и в срок до 1 января планируемого года направляют их в департамент жилищной политики города, который и составляет окончательный список молодых специалистов, работающих в муниципальных бюджетных организациях города, претендующих на получение жилья.
    Для получения мер социальной поддержки молодому специалисту необходимо представить в соответствующее структурное подразделение администрации города следующие документы:
– заявление;
– копию документа, удостоверяющего личность;
– копию документа о высшем профессиональном или среднем специальном образовании;
– копии трудового договора и приказа (распоряжения) работодателя о приеме на работу;
– копию трудовой книжки;
– письменное обязательство работника отработать в муниципальном учреждении города после назначения единовременной денежной выплаты не менее трех лет.
         В случае расторжения трудового договора до истечения трех лет с момента назначения единовременной денежной выплаты по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, молодой специалист в месячный срок с момента расторжения трудового договора возвращает работодателю полную сумму единовременной денежной выплаты.

    продолжение
–PAGE_BREAK–
Глава 2 Социализация молодёжи в современном российском обществе

2.1. Теоретические аспекты социализации
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Существует два наиболее выраженных взгляда на существо социализации. Согласно одному из них, она означает процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, с другой — они трансформируются в социально значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека. Согласно иной позиции социализация выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется.

Таким образом, можно сделать вывод, что социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Следует сказать также, что одним из важнейших в теории социализации личности является вопрос о ее этапах и фазах. При пристальном внимании оказывается, что это не одно и то же. Количество этапов называют разное, а фазы, как правило, рассматриваются одни и те же. При этом каждый этап социализации личности может включать в себя те же фазы, что присущи другим этапам.

Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их принято определять как фазы адаптации и интериоризации (интернализации). Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, студента или работника — члена трудового коллектива, в любом случае придется анализировать обе эти фазы. Поэтому, прежде чем рассматривать последовательно этапы социализации, необходимо раскрыть содержание каждой из ее фаз.

Фаза адаптации.

Адаптация — это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации — освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.

Адаптация выступает как недостаточно глубокий, преимущественно внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении личности не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в неудовлетворенности ими и желании их изменить. Пассивная форма адаптации проявляется в «молчаливом» принятии этих норм и ценностей и безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.

Процесс адаптации может быть успешным и безуспешным, что выражается в соответствующих социологических показателях. В первом случае это может быть высокий социальный и профессиональный статус индивида, его удовлетворенность содержанием предметной деятельности и взаимодействием с социальной средой. Во втором случае эти показатели будут диаметрально противоположными, крайней же формой безуспешной адаптации станет дезадаптация, и ее конкретные проявления — текучесть кадров, миграция, разводы, отклоняющееся поведение и т.д.

Адаптация молодых людей имеет большое видовое разнообразие — социально-профессиональная, социально-бытовая, социально-политическая, социально-психологическая, социокультурная. В основу этой классификации положено видовое разнообразие адаптационных процессов. Конечно, в объективной реальности все названные направления адаптации не изолированы, а взаимосвязаны и взаимообусловлены. В условиях современной России, переживающей переходное состояние от социализма и постсоветского общества к новому обустройству, проблема адаптации молодежи приобретает особое значение в рамках общего процесса развития общества. Адаптация превращается в социальную и психологическую способность молодых людей пережить чрезвычайную, кризисную ситуацию перехода от одних общественных порядков к другим.

Фаза интернализации.

Интернализация означает сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превращение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характерных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека. Интернализация как фаза социализации осуществляется всегда на основе адаптации и в этом смысле оказывается более «затянутой» по времени своего осуществления, более длительной и фундаментальной. В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности (либо социального института, организации).
Говоря о критериях этапов социализации, нужно иметь в виду, прежде всего три главных:

·        время физического и социального созревания;

·        характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности;

·        основные социальные институты (агенты) социализации.

В соответствии с этим критериями можно выделить следующие этапы социализации:

Первый — младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на этом этапе — общение. По мнению некоторых исследователей (достаточно спорному), на данном этапе «социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия». Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники.

Второй — детство (от 3 до 6-7 лет). Здесь основной формой деятельности, становится игра, причем, прежде всего ролевая. Ребенок учится, «примеривает» на себя различные социальные роли — мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации — дошкольное образовательное учреждение.

Третий этап охватывает период от 6-7 до 13-14 лет, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя часто продолжает сохранять значительное место, в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений; на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей), фактор социализации; происходит половое созревание, накладывающее свою особую печать на процесс социализации.

Четвертый этап имеет нижней границей подростковый возраст (13-14 лет) и характеризуется известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение учения и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других в 23-25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серьезную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и чаще всего начинается половая жизнь. Происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения. Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся — учреждений образования и резко возрастающее — социальной микросреды, товарищеского окружения.

Пятый этап охватывает временные рамки функционирования социально зрелой личности (от 20-25 до 35-40 лет). Он характеризуется ее высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе происходит полное раскрытие личностного потенциала, чему могут способствовать основные институты социализации — производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образование и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, досуговая и общения.

Шестой этап связан с возрастным периодом от 35-40 до 55-65 лет, т.е. от времени пика зрелости до выхода на «заслуженный отдых» пенсионерского бытия. Некоторые ученые придают этому этапу социализации чрезвычайное значение. Особую роль приобретает институт работы и его способность создать условия для интересного, насыщенного, активного труда. Основными формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, являются семейно-бытовая (включая воспитание детей и внуков), социально-политическая, досуговая.

Седьмой этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Большое значение в процессе социализации может иметь переключение человека на иные формы деятельности, которые могли бы стать для него доминантными и приносить глубокую удовлетворенность. На этом этапе происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание, что может приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась никчемной и не принесла никому пользы. Не очень хорошее физическое состояние человека, вызванное возрастом и пошатнувшимся здоровьем, может усугубиться психологически и привести к невротизации.

При рассмотрении социализации молодого поколения важнейшим периодом является либо фаза начала трудовой деятельности, либо — профессиональная подготовка к ней. Именно здесь формируется самосознание, социальное сознания и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни. Для этого этапа характерна большая роль воспитательного воздействия. Отказ общества, от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты приводит к деформации социализации, доминированию в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи в транзитивном обществе, отличающемся потерей четких социальных ориентиров и норм.

В настоящее время особую роль на стадии; профессиональной подготовки играет социализация в период обучения в вузе. Это объясняется тем, что вузовский этап социализации отличается содержанием большой доли воспитательного воздействия на личность. Социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия индивида с социальной средой. Воспитание же представляет собой процесс целенаправленного воздействия на личность, когда «воспитатель» изначально имеет некую программу воспитания, направленную на формирование у личности заданных качеств. В условиях спада производства и массовой безработицы, которой охвачена в наибольшей степени молодежь, учебные заведения остаются тем социальным институтом, который направлен на формирование профессиональных ориентиров и трудовой этики. Высшая школа определяет формирование трудовой этики у той группы, которая пополнит ряды управленческого и интеллектуально-гуманитарного слоев профессионалов и которые, в свою очередь, будут определять вектор дальнейшего социального развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что социализация представляет собой процесс развития личности длинною в жизнь, который осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами и чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает.
    продолжение
–PAGE_BREAK–