Общая оценка современной конъюктуры торговли

1. Отличия форм и методов коммерческой работы до экономической реформы и после перехода к рыночной экономике. 2. Сущность конъюнктуры торговли. Общая оценка современной конъюнктуры торговли. 3. Необходимость оптовой торговли, её коммерческие функции 4. Хозяйственные связи в торговле 5.Требования к составлению договора поставки. 6. Виды биржевых сделок 8. Характеристика понятий и видов экспортно-импортных операций 9.

Перечень внешнеторговых документов, подтверждающих исполнение сделки 10. Средства рекламы для субъекта коммерческой деятельности Список литературы 1. Отличия форм и методов коммерческой работы до экономической реформы и после перехода к рыночной экономике Коммерция – предпринимательская деятельность, доход от которой образуется за счет посреднической и/или торговой деятельности. До экономической реформы государственная система строилась

на чётком разделении – предприятия производящие продукцию и торгующие предприятия. Смешивать эти виды деятельности, как правило, запрещалось. Существовали, правда, договоры поставок продукции, сырья, комплектующих для производства тех или иных видов продукции промышленных предприятий, но эти договоры были согласованы с Госпланом, со всеми заинтересованными министерствами по ценам, срокам, составу и проч.

Отступить от этих поставок или наоборот, отправить «свою» продукцию другому, более выгодному клиенту предприятие не имело права. За это строго наказывали – отдавали под суд. Торговые предприятии получали товар от строго определённых поставщиков в строго определённом количестве и по строго определённой номенклатуре. Увязкой всех поставок занимался Госплан. После распада СССР были разрушены все экономические и торговые связи, предприятия как промышленные,
так и торговые остались без поставщиков, без рынков сбыта. Учитывая это обстоятельство и ориентируясь в целом на переход республики к рыночной экономике, правительство упразднило Госплан и убрало все прочие ограничения на товарооборот. Предприятия, производящие продукцию вынуждены стали заниматься коммерцией – самостоятельно, в рамках одного предприятия, искать поставщиков сырья, комплектующих, осваивать рынки сбыта готовой продукции.

Торговые предприятия стали самостоятельно изыскивать поставщиков, заниматься регулированием цен, номенклатуры, качества, заниматься изучением конъюнктуры и проч т.е. «перешли на рынок» Маклаков Г.В. Теоретические основы коммерческой деятельности: Учебное пособие Новосибирск: СКАПК, 1997 342 с 2. Сущность конъюнктуры торговли. Общая оценка современной конъюнктуры торговли.

Товарные ресурсы – это предметы потребления, предназначенные для реализации на внутреннем рынке или для экспорта. Состоят из готовых товаров, произведённых в промышленности и сельском хозяйстве в течение данного и предшествующих периодов, а также существующих в виде переходящих запасов или закупаемых по импорту. Товарные ресурсы не охватывают всей продукции предметов потребления, так как часть её остаётся у производителей для внутрихозяйственных нужд и натурального потребления.

Но они могут и превышать объём производимой продукции за счёт переходящих запасов и импорта товаров из др. стран. Основным источником образования товарных ресурсов является промышленное и с х. производство. Поэтому развитие и совершенствование их составляют необходимое условие обеспечения населения предметами народного потребления в соответствии со спросом. Товарные ресурсы состоят из 2 групп: продовольственные и непродовольственные товары. Основная часть товарных ресурсов планируется государством и составляет
товарные фонды. Другая часть реализуется на местах в порядке децентрализованных хозяйственных связей, через колхозный рынок или потребительскую кооперацию на началах комиссионной торговли. В государственных планах определяются размер Т.р. (в натуральном и стоимостном выражении), источники их образования и использование по назначению: рыночные фонды (для продажи населению), для экспорта, на промышленную переработку и потребление, для снабжения госбюджетных учреждений, на спецодежду и прочие

государственные нужды. Развитие социалистического производства ведёт к неуклонному возрастанию Т.р. 3. Необходимость оптовой торговли, её коммерческие функции Оптовая торговля – это торговля партиями товара. Оптовая торговля согласно ГОСТ Р 51303-99 – торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Она является основной частью внутренней торговли, начальной стадией обращения товаров, движение их

от производителей до предприятий розничной торговли или, в части средств производства – до предприятий – потребителей продукции. Оптовая торговля это продажа оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу. Оптовая торговля осуществляется через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров) по ценам, предусматривающим дилерские скидки. При социализме функция оптовой торговли представляла собой организацию сбыта в народном хозяйстве,

т. е. концентрацию продукции различных предприятий промышленности и сельского хозяйства, а также импортной продукции, её хранение, сортировку и формирование ассортиментного комплекса, размещение по стране с учётом нужд потребителей. К оптовой торговле относятся также закупки и сбыт с х. продуктов и сырья. По месту в процессе общественного воспроизводства оптовая торговля различается: Ш оптовая торговля средствами производства; Ш оптовая торговля предметами потребления (потребительскими
товарами) Маклаков Г.В. Теоретические основы коммерческой деятельности: Учебное пособие Новосибирск: СКАПК, 1997 342 с Оптовая торговля средствами производства организационно отделяется от торговли потребительскими товарами и составляет особую отрасль обращения – материально-техническое снабжение. Движение товаров через оптовую торговлю планируется государством в соответствии с балансами производства и распределения товарных ресурсов.

До реформ существовало чёткое разграничение функций промышленных предприятий и организаций, с одной стороны, и оптовой торговлей – с другой, при котором промышленные предприятия освобождаются от торговых функций и почти всю свою продукцию сдают организациям оптовой торговли. Основные формы оптовой торговли: ярмарки; товарные биржи (постоянно действующие оптовые рынки, где обычно продаются массовые товары однородного качества, например хлопок, уголь, лес и т.п.); аукционы,

на которых главным образом происходит массовая продажа с х. продуктов, пушнины и т.д. В развитых капиталистических странах реализация сырья, материалов, обычного оборудования совершается большей частью через оптовые фирмы. Но сбыт заводских установок, технологических линий, нуждающихся в специальном обслуживании, осуществляется, как правило, на основе прямых связей между производственными предприятиями. 4. Хозяйственные связи в торговле Прямые хозяйственные связи – непосредственные научно-

технические и производственные отношения между предприятиями на базе хозяйственных соглашений. Связи бывают внутриотраслевые и межотраслевые, а среди последних – прямые и косвенные. Различают производственно-территориальные связи, хозяйственные связи в торговле и проч. Производственно-территориальные связи это взаимоотношения, которые устанавливаются между производственными единицами (предприятиями, группами предприятий, отраслями, территориально-производственными комплексами
экономического района) в процессе их функционирования Маклаков Г.В. Теоретические основы коммерческой деятельности: Учебное пособие Новосибирск: СКАПК, 1997 342 с. . Производственно-территориальные связи отражают территориальное разделение труда, углубление которого усложнило производственно-территориальные связи и в то же время дифференцировало их.

В каждой отрасли народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, торговля) складываются свои системы производственно-территориальные связи, обусловленные главным образом технико-экономическими особенностями процессов производства и сбыта продукции. Мерилом рациональности этих связей является минимум совокупных народно-хозяйственных затрат на производство и доставку потребителю продукции при условии достижения установленных государством планом производственных

результатов. Формирование связей начинается с производственных предприятий, применительно к которым различают связи по завозу топлива (энергии), сырья и др. исходных материалов, по обслуживанию производства машинами, оборудованием, вспомогательными материалами, по вывозу полуфабрикатов и готовой продукции. Каждый тип связей предприятия может иметь внутрирайонный (местный) и межрайонный характер . 5.Требования к составлению договора поставки. Поставка товаров осуществляется в соответствии с

Договором поставки. Договор поставки оформляется стандартным образом в установленном законом порядке. По договору поставки поставщик – продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ) Гражданский
Кодекс РФ Ч. 1 и 2 Существуют стандартные формы для договоров подобного типа, распространяемые через розничную торговлю на бланках, на магнитных носителях. 6.Виды биржевых сделок Биржевая сделка “Большая Российская энциклопедия” – соглашение о купле-продаже, взаимной передаче прав и обязанностей между участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе торгов.

Биржа – предприятие с правами юридического лица, участвующее в формировании оптового рынка товаров, сырья, продукции, ценных бумаг, валюты и др. путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых по устанавливаемым биржей правилам. Биржа обеспечивает брокеров помещением, связью, осуществляет учет операций, определяет биржевые цены, содействует расчетам, разрабатывает типовые контракты, ведет арбитражное разбирательство споров.

В зависимости от биржевого товара биржи подразделяются на: Ш фондовые, на которых торгуют ценными бумагами; Ш валютные, на которых торгуют валютой; Ш товарные, обеспечивающие торговлю массовым товаром по стандартам или образцам; Ш фьючерсные, торгующие контрактами; Ш универсальные, на которых торговля идет разными видами биржевых товаров. Биржевое законодательство – совокупность правовых норм, действующих в государстве и регулирующих

отношения биржевой деятельности. Биржевое кольцо – примитивная форма расчетного соглашения на первых биржах, в соответствии с которым прослеживалось движение контрактов по цепи (рингу) покупателей и продавцов, а выплате подлежала только разница. Биржевой бюллетень – периодический орган биржи, в котором публикуются курсы ценных бумаг, биржевые цены товаров, сведения о заключенных сделках. Биржевой бюллетень выпускается к каждому торговому дню.
Биржевой зал – операционный зал биржи, разделенный на сектора в зависимости от количества и типа контрактов. Заключение сделок разрешено лишь в пределах определенной для них ямы и в течение официально установленного на бирже времени. Купля-продажа конкретного фьючерсного контракта осуществляется в ямах, разделенных на секции. Секции предназначены для заключения сделок на определенные месяцы. Биржевой склад – склад, аттестованный и контролируемый биржей и используемый ею как место поставки

товара при исполнении контрактов. Биржевые операции – операции, проводимые на товарных и фондовых биржах, заключение сделок купли-продажи на биржах. Биржевые товары – товары полностью или частично продаваемые через биржи. Биржевые торги – совокупность действий биржевых посредников и трейдеров, направленная на совершение сделок в ходе биржевой сессии. Публичная биржа – биржа, на которой сделки могут совершать как члены биржи, так и предприниматели, не являющиеся таковыми.

Деятельность публичных бирж регулируется правительственными законам. Расчетная палата – подразделение биржи, отвечающее за ежедневное урегулирование биржевых операций клиентов и других связанных с ними операций. Торговая мера – на бирже – установленное каждой биржей индивидуально минимальное количество ценных бумаг, образующих одну партию. Продажа или покупка товаров, ценных бумаг, услуг в количестве, не совпадающим с фасовкой, сопровождается

премией (скидкой). Универсальная биржа – биржа, на которой торгуют разными видами биржевых товаров: оптовыми партиями товара, валютой, ценными бумагами, фрахтовыми контрактами. Фондовая биржа – организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг: акций, облигаций и т.д. Фондовая биржа мобилизует и перераспределяет временно свободные денежные средства между компаниями, отраслями хозяйства и другими сферами приложения, устанавливает рыночную стоимость
ценных бумаг. Частная биржа – биржа, организованная в форме акционерной компании или закрытой корпорации. Заключать сделки на частной бирже могут только ее члены. Обычно члены частной биржи выступают в роли брокеров. Электронная биржа – биржа, ведущая торги с использованием информационной сети. Операции купли-продажи осуществляются пользователями с помощью абонентских систем, включенных в информационную

сеть. 7.Отличия между биржевыми торгами и аукционом Аукцион – это продажа с торгов Зубцовская А.А. Аукционная торговля: Лекция Новосибирск: СибУПК,2000, с наддачи, с молотка, с публичного торга. Это форма проведения торгов. Аукцион – способ продажи товаров на основе конкурса покупателей. Существует понятие «Аукционная камера» -это место этой продажи.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. Фьючерсный аукцион – биржевая сделка, при которой товар приобретается с целью последующей перепродажи на бирже. Биржа отличается от аукциона тем что на бирже торгуют ценными бумагами ( акции и т.д.) происходят ежеминутные, ежесекундные сделки, купли продажи которые рассчитаны на ежеминутное повышение цены на определённый товар или продукцию, и из-за разницы цены на проданный товар или продукцию получается прибыль

брокера или трейдера. На аукционе продаются старинные вещи картины и т.п. и он рассчитан на однократную продажу чего – либо и многократное повышение цены на основе конкурса на один и тот же товар и владельцем приобретённого товара является покупатель предложивший более высокую цену. 8. Характеристика понятий и видов экспортно-импортных операций Внешняя торговля – торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров
и услуг. Внешняя торговля осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. Экспорт – вывоз за границу товаров, услуг и капитала для реализации на внешних рынках. Экспорт – в экономической теории – расходы на закупки произведенных в стране товаров и услуг, осуществляемые отдельными лицами, фирмами и правительствами других стран. Экспорт выступает как результат международного разделения труда и служит материальной предпосылкой

импорта; выручка от экспорта является основным источником средств для оплаты импорта. Импорт – ввоз в страну заграничных: Ш товаров и технологий для реализации на внутреннем рынке или транзита в третьи страны; Ш услуг – в форме платного пользования услугами иностранных фирм; Ш капитала – в форме предоставления кредитов и займов. Импорт выступает как результат международного разделения труда, способствует экономии времени и более

полному удовлетворению потребностей национальной экономики. Объем импорта зависит от размеров экспортной выручки и валютных резервов страны. Реэкспорт – вывоз из страны ранее импортированных в нее товаров для перепродажи другим странам. Товары могут реэкспортироваться как в неизменном виде, так и после незначительной обработки. Различают: Ш прямой реэкспорт – реэкспорт с завозом в страну;

Ш косвенный реэкспорт, когда закупленные за границей товары отправляются непосредственно в третьи страны. Добровольные ограничения экспорта – метод государственного регулирования внешнеэкономических связей; обязательство одного из партнеров по внешней торговле ограничить объем экспорта определенных товаров. 9. Перечень внешнеторговых документов, подтверждающих исполнение сделки Внешнеторговый контракт – основной коммерческий документ внешнеторговой операции, свидетельствующий
о достигнутом соглашении между сторонами. Предметом внешнеторгового контракта могут быть купля-продажа товара, выполнение подрядных работ, аренда, лицензирование, предоставление права на продажу, консигнация и др. Расчеты за поставки товаров и оказание услуг по внешнеторговому контракту могут производиться в иностранной, международной, национальной валюте и на безвалютной основе. Факт импорта фиксируется таможенной статистикой. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения продукцией

границы страны или предоставления услуги иностранному партнеру. 10. Средства рекламы для субъекта коммерческой деятельности Современными средствами рекламы служат печать (газеты, журналы, афиши, бюллетени, проспекты и пр.), радио, телевидение, кинематограф, а также витрины, вывески, световые объявления, упаковка товаров, товарные и фирменные знаки и др. В индустриально развитых странах по затраченным средствам занимает:

1-е место газетно-журнальная (около 40%); 2-е – телевизионная; 3-е – радиореклама. В рекламе широко используются промышленная графика, плакат, оформительское искусство, малые формы архитектуры. Развитие рекламы вызвано борьбой за рынки сбыта, за получение максимальных прибылей. Реклама – один из методов неценовой конкуренции, одна из функций маркетинга. Помимо достижения чисто экономических целей, она используется для политической и идеологической обработки

населения. Рекламой занимаются специальные фирмы и агентства, имеющие разветвленную сеть отделений и представительств, а также рекламные отделы промышленных и торговых компаний, предприятий, издательств и т. д. Находясь в роли субъекта коммерческой деятельности любой здравомыслящий человек (и автор этих строк в частности) стремился бы использовать все возможные средства. Для предпочтительного отношения к какому-либо виду рекламы однако, необходимо предварительно провести
анализ (опрос, анкета и т.п.) потребительского интеллекта, потребительского спроса. В зависимости от его результатов – использовать те или иные средства. Существуют районы, например, где нет телевидения, и почта отсутствует. Здесь придётся изучать рынок сбыта и пользоваться даже старинным рекламным российским средством – «сарафанным радио» – «завезли, мол, в лавку керосин; но мало завезли – всем не хватит».

Реклама – дело тонкое. Список литературы 1. Гражданский Кодекс РФ Ч. 1 и 2 2. Закон РФ «О защите прав потребителей» 3. Большая Российская энциклопедия 4. Гоголь Б. И © 2001 Russ Portal Company Ltd. Copyright © 2001 2005 «Яндекс» 5. Зубцовская А.А. Аукционная торговля: Лекция Новосибирск:

СибУПК,2000 -15 с. 6. Зубцовская А.А.Оптовый продовольственный рынок: Учебное пособие Новосибирск: СибУПК,2000 -156 с. 7. Ленчинский И.Ю Зубова Н.И. Организация и регулирование международных коммерческих операций : Учебное пособие для вузов М.: Колос, 1998. 8. Маклаков Г.В. Теоретические основы коммерческой деятельности:

Учебное пособие Новосибирск: СКАПК, 1997 342 с.