Содержание
Введение
1. Семья. Её влияние навоспитание детей
2. Несколько слов опсихической депривации
3. Дети из детского дома
4. «Я, каким кажусь себе»?
5. Психологическая помощьдетям, лишённым родительского попечительства
Заключение
Список литературы
Введение
Детство – период, когдазакладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическуюустойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность ицелеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, аформируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает уребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоватьсядругим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научитьсямногому.
Мне кажется,чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимыусловия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер егообщения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всехтипах учреждений, где воспитываются сироты и дети, лишенные родительскогопопечительства, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная.
Но вместе стем никуда не деться от фактов. Мне бы хотелось бы привести данные одного измассовых обследований, проведенного НИИ физиологии детей и подростков АПНСССР.Среди воспитанников интернатов преобладают дети, родители которых лишеныродительских прав (68%); одиноких родителей (8%); родителей,отказавшихся от своих прав при рождении ребенка (7%); недееспособныхродителей по болезни и родителей, находящихся в заключении (соответственно 7или 4%); сироты и подкидыши (5 или 1%).
Такимобразом, в детских домах и школах – интернатах большинство составляют дети,имеющие родителей, но или больных и недееспособных, или в основном тех, которыхгосударство лишило родительских прав.
Вообще, лишениеродительских прав в нашей стране возможно только по решению суда итолько в тех случаях, когда «родители (или один из них) уклоняются от своихобязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими правами, либо оказываютна детей вредное влияние» (5, стр. 4). Часто причиной лишенияродительских прав становится вовлечение ребенка в противоправные поступки вкачестве жертвы, или невольного соучастника (изнасилования, хулиганство). Понекоторым данным, лишение родительских прав в 88% случаев связано стяжелым алкоголизмом обоих родителей.
Сказанноемною выше означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья, сучетом отягченной наследственности, неблагоприятного протекания пренатальногоразвития, тяжелых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие втаких семьях составляют по существу «группу риска».
Это такжеподтверждается данными обследования, о котором упоминалось выше. Результатыкомплексной оценки состояния здоровья воспитанников школ – интернатов показали,что среди них практически отсутствуют здоровые дети и подростки с нормальнымразвитием и уровнем функционирования организма (1 группа здоровья).Воспитанники, имеющие функциональные отклонения (2 группа здоровья), составляютдо 10% в 1 – 3 и до 30% в 4 – 8 классах. Наиболее многочисленной(до 70%) является 3 группа, в которую включены учащиеся, имеющиехронические заболевания в компенсированном состоянии. Воспитанники схроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации составляют около 10%и относятся к 4 группе. Для сравнения – в массовой общеобразовательной школе 4группа здоровья встречается лишь в единичных случаях.
В школе –интернате эту группу составляют в основном воспитанники, имеющие тяжелыенарушения психоневрологической сферы. В 1 классе к 4 группе здоровья отнесенодо 1/3 детей. У них имеются существенные отклонения в физическом развитии.Наблюдается его дисгармоничность, один из показателей которой – низкий (нижесреднего рост), отмечающийся у 59% воспитанников младших классовинтернатов и 36% подростков 10 – 16 лет, и нарушения осанки у 55%детей младших классов. У 43% первоклассников обнаружены остаточныепроявления рахита (деформация костей черепа и грудной клетки) и т.п.
Широкораспространены (около 90% случаев) расстройства психоневрологическойсферы, а также общая соматическая ослабленность организма. У 10%воспитанников младших классов отмечаются нарушения в поведении типапсихоподобного синдрома; каждый 3 – 5-й ребенок страдает энурезом или другимипроявлениями неврозов; у подростков наблюдается патохарактерологическоеформирование личности, а также астеноневротические состояния.
Обсуждаемаяпроблема – считать детей, воспитывающихся вне семьи, здоровыми или больными –чрезвычайно сложная и острая. Однако обе эти крайние позиции игнорируютпринципиально важное обстоятельство – специфику психического, или,точнее, психологического, развития детей в учреждения интернатного типа,специфику, которая не определяется по критерию «норма и патология».
В своемреферате, мне бы хотелось подробнее рассмотреть вопрос о том, как влияет наразвитие детей нахождение их в школах – интернатах; о роли семьи в воспитаниинесовершеннолетних; о психологических проблемах детей – сирот, а самое главноео помощи, которая им так необходима.
1. Семья. Еёвлияние на воспитание детей
Каждая семьяотличается индивидуально организованными внутренними отношениями, бытом,традициями. Психологический микроклимат семьи играет большую роль в воспитаниидетей и отражает, прежде всего, нравственный, этический и эстетический характерсемейных отношений.
Состав семьии межличностные отношения ее членов, умение в процессе становления семейногоуклада преодолевать трудности, адекватно реагировать на происходящие события,адаптироваться к возникающим изменениям – все это отличительные признаки,которые создают определенный тип семьи.
Психиатрическойнауке детского и подросткового возраста известна зависимость различныхотклонений в поведении и характере детей от семейных взаимоотношений иродительского воспитания. Одной из основных причин отклоняющегося от нормповедения подростка является неправильное воспитание в семье. «Трудный»подросток, как правило, живет в «трудной семье», он является свидетелемконфликтов между родителями, болезненно переживает невнимание к своемувнутреннему миру. Но не всегда благополучные семьи бросаются в глаза. Кнеблагополучным семьям, которые создают условия «повышенного риска» дляотклоняющегося поведения подростка относятся следующие их типы: «неполная»семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых воспитаниемподростка занимаются прародители (бабушка, дедушка); «конфликтная»семья, в которой существует психологическая напряженность взаимоотношений,семья, в которой мир и согласие держаться на временных компромиссах, в которойв трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой; «асоциальная»семья – преобладают антиобщественные тенденции, члены семьи вступают впротиворечие с законом; семья с «алкогольным бытом» – основные интересычленов семьи определяются употреблением спиртных напитков; «формальная»семья – отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважениемежду членами семьи, семейные обязанности выполняются формально; семья, вкоторой имеется душевнобольные родители (в таких случаях вообще несоздаются условия полноценного развития личности).
Психологическиеисследования показали, что именно в неблагополучных семьях чаще всеговстречаются и неправильные приемы воспитания, которые приводят к нарушениямформирования характера и проблемам поведения подростков. Воспитание по типубезнадзорности наблюдается в неполных семьях, а также в семьях, где родителинаходятся в конфликтных отношениях или злоупотребляют алкоголем, а иногда ведути аморальный образ жизни. Причиной безнадзорности может явиться также нежеланиеродителей уделять внимание и время воспитанию детей, которые рассматриваютсякак помеха достижению личных эгоистических целей.
У подростков,выросших в условиях безнадзорности, могут наблюдаться трудности поведения, склонностьк вредным привычкам (раннее курение, употребление алкогольных напитков и т.д.).Часто отмечается незрелость нравственных установок (чувства долга,ответственность, стремление к добру с неприятием зла и т.п.), что можетстановиться источником асоциального поведения. У таких подростков, как правило,формируются патологические черты характера в виде повышенной аффектности,возбудимости, несдержанности, в связи с чем, они часто конфликтуют, вступают вдраки.
Мне кажется необходимымобратить особое внимание на семьи, которые объединены общим понятием – «полные,формально благополучные». Действительно, при первом знакомстве с такойсемьей определяется статус полного семейного благополучия. Однако болеепристальное их изучение позволяет вскрыть глубоко запрятанные сложные проблемы.В таких семьях не скрываются принципиальные расхождения в подходе к подростку.Родители непоследовательны в своих требованиях и установок, они не понимают ине стараются понять характерологические особенности своих детей. В связи, с чемвоспитательные меры вызывают у подростков различные характерологические ипатохарактерологическое реакции. Нередко подросток становится арбитром всложных, напряженных взаимоотношениях между родителями. Поэтому не удивительно,что именно в этих семьях, согласно полученным данным, за внешнейблагопристойностью скрываются самые разнообразные типы аморального воспитания.Внешнее семейное благополучие, как правило, дезорганизуют окружающих,педагогов, воспитателей, а сами родители понимают всю серьезность положениялишь тогда, когда нарушенные формы поведения детей ставят их переднеобходимостью держать ответ перед различными общественными организациями, втом числе и перед правоохранительными организациями.
Такимобразом, семья оказывает влияние на всестороннее развитие детей, прививает имтрудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, готовность оказатьпомощь, реализовать свои физические и духовные возможности, вести домашнеехозяйство и т.п. отношение родителей между собой и их отношение к детям, внутрисемейнаяатмосфера в целом – незаменимая практическая школа отцовства и материнства дляподрастающего поколения. Исследователи подтвердили уже известное положение отом, что неблагоприятная атмосфера в семье и неправильные приемы воспитаниямогут приводить к нарушению поведения и искажению характера. Именно этисведения должны стать предметом широкой пропаганды, быть доведены до сведениякаждой семьи, – в чем и стоит одна из важнейших задач психопрофилактики.
2. Несколькослов о психической депривации…
Депривация–термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский языкпришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ограничениевозможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Для пониманиясути этого термина важно обратиться к его этимологии. Латинский корень privare, что значит «отделять»,лежит в основе английских, французских, испанских слов, переводимых на русскийязык как «частный, закрытый, отдельный»; отсюда же и используемое врусском речи слово «приватный».
Такимобразом, говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей,которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников ихудовлетворения, имеющие пагубное последствие. Существенна психологическая сторонаэтих последствий: ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культурыили от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви? Это проявлениедепривации психологически схожи. Тревожность, депрессия, страх,интеллектуальные расстройства – вот наиболее характерные черты так называемогодепривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватыватьвесь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не входящих за рамкинормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллектаи личности.
В зависимостио того, что именно лишен человек, выделяют разные виды депривации –двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие (5,стр. 30)
Сенсорнаядепривация
Можетвозникнуть в жизни, когда по тем или иным причинам человек испытывает такназываемый сенсорный голод, не получает достаточного количества стимулов –зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Для описания жизненных условийпсихологи обычно пользуются понятием «обеднённая среда». В эту средучасто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате илидругом учреждении закрытого типа. Такая среда вредна для человека в любомвозрасте, для ребенка она особенно губительна. Последствия сенсорного голода сравнимыс последствиями глубоких сенсорных дефектов. Таким образом, обедненная средаотрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но ивсей его личности.
Двигательнаядепривация
Сдвигательной депривацией возникает в результате резкого ограничения движения.Например, в результате травм или болезней. Особенно тяжелы последствиядвигательной депривации для детей. Способы преодоления последствий двигательнойдепривации, равно как и способы ее профилактики, очевидны – необходимосоздавать условия, всемерно способствующие развитию двигательной активностиребенка.
Социальнаядепривация
С ней,например, часто сталкиваются пожилые люди после выхода на пенсию, когдаразрываются привычные круги общения, уходит ощущение своей нужности обществу ив этом смысле связанности с ним. Подобная форма депривации встречается и умолодых людей. Чем богаче внутренний, духовный мир человека и чем сильнее он всвоих жизненных помыслах, задачах, представлениях связан с миром, с культурой,тем более стойким и толерантным оказывается человек к возникновениюдепривационного синдрома.
В этой главея попыталась рассказать о разных видах психической депривации. Конечно, вчистом виде каждый из этих видов депривации можно выделить только в специальныхэкспериментах. В жизни они существуют в достаточно сложном переплетении.Особенно трудно понять, как действуют отдельные депривационные факторы вдетском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий всебя и физический рост, и созревание нервной системы, формирование психики. Темболее трудно это в условиях воспитания в детском учреждении, когда сенсорная,двигательная, социальная депривация являются следствием материнской депривации.
3. Дети издетского дома
Сегодня внашей стране в детских домах и школах – интернатах растут около трети миллионадетей, оставшихся без попечения родителей. Какие они, эти дети? Как ни странно,ответить на этот вопрос довольно трудно. Игнорируемая обществом проблема детей,оставшихся без родителей не исчезла, а, напротив, катастрофически разрослась,превратившись в последствие в усиление алкоголизма, потери духовных ценностей иморального разложения, проблему сирот при живых родителях. Я уже писала ввведении, что такие дети составляют на сегодняшний день почти 95%воспитанников соответствующих детских учреждений.
В результатев детских домах и школах – интернатах оказался сосредоточенным специфическийконтингент детей, которые отличаются, с одной стороны, отягощенной наследственностьюи часто не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны, ярко выраженнымдепривационным синдромом. Необходимо отметить, что и беспризорники, иподавляющее число сирот военных и послевоенных лет были, как правило, детьми снормальным ранним семейным опытом, у которых связь с семьей прервалась лишь всилу трагических обстоятельств. Проблемы психической деривации достаточношироко исследуются учеными разных стран, однако прямое заимствование полученныхв этих исследованиях результатов в теории и практике отечественной психологии ипедагогике малоэффективно по ряду причин.
Во-первых,сравнительный анализ проведенных исследований убеждает в том, что их результатыво многом определяются конкретными социокультурными условиями: традициямивоспитания в той или иной стране, типом детского учреждения, величиной иособенностями контингента учреждений и т.д. Во-вторых, большинствоисследований, посвященных проблеме психической деривации, проведены с детьмираннего и дошкольного возраста. Все это делает актуальным изучение особенностейпсихического развития детей в учреждениях интернатного типа. В данной главе,мне хотелось бы представить результаты экспериментальных исследований,проведенных авторами. Обследуя детей младшего школьного и подростковоговозраста, они стремились разносторонне изучить специфику их интеллектуального,личностного развития, особенностей поведения, общения с окружающими и т.п.
Ø Коэффициентинтеллекта
Для тогочтобы выявить уровень и наиболее общие характеристики интеллектуальногоразвития воспитанников школы – интерната воспользуемся вариантом тестаВекслера. Результаты теста дают возможность определить общий коэффициентинтеллекта (IQ), представляющий собой процентное отношениеуровня умственного развития (умственного возраста) к хронологическому возрастуиндивида. При их совпадении уровень развития интеллекта индивида считаетсясоответствующим возрасту. Испытуемые могут быть разделены на семь групп – от оченьвысокого уровня интеллекта до умственной отсталости. В данной выборкемаксимальное количество испытуемых (68, 4%) попали в группу со «средниминтеллектом» (IQ– 90 до 109); 10,5% – в группу с интеллектом«выше среднего» (IQ– 110 до 120); ни одного испытуемого –в группу с «высоким интеллектом»; 5,3% – в группу с «очень высокиминтеллектом» (IQ– выше 130); 10, 5% испытуемых оказались вгруппе с «тяжелым интеллектом» (IQ– от 80 до 89); ни один не попал в зону «границаумственной отсталости», и у 5, 3% испытуемых общий показатель интеллектасвидетельствовал об умственной отсталости (IQ– ниже 70).
Ø Школьныеуспехи детей
Как соотноситсяуровень развития интеллекта, психологически определяемый с помощью коэффициентаинтеллекта, со школьными успехами детей? Низкая школьная успеваемость –следствие низкого интеллекта. Однако Й. Лангмейер и З. Матейчек наосновании специальных исследований пришли к выводу: данная предпосылкаполностью подтверждается у группы детей из «хороших семей», уже менее – угруппы детей из «плохих семей» и еще менее – у детей, воспитывающихся в детскихучреждениях (5, стр. 97)
Ø Желаниядетей
Мотивационныепредпочтения детей, свидетельствуют о том, что для воспитанников школы –интерната характерно ярко выраженное доминирование желаний, непосредственносвязанных и их повседневной жизнью, учением, выполнением режимных моментов,правил поведения. В то же время их сверстников из обычной школы наряду сповседневными заботами волнуют и многие проблемы, выходящие за рамки их личногоопыта. Если школьники выражают свои пожелания в изъявительном наклонении, товоспитанники интерната – чаще всего в сослагательном. И это неслучайно.Воспитанники школы – интерната как бы не уверены в своем праве на желание,частицей «бы» они как бы отстраняют себя от своего желания, не чувствуя себяхозяевами своих желаний.
Ø Яхочу… Я мечтаю…
В отличие отмладших воспитанников, у подростков из интерната достаточно много высказываний,в которых отражаются переживания, связанные с их семейным неблагополучием, ихжеланием жить в нормальной семье и посещать обычную школу: «Я бы хотел,чтобы у меня были родители»; «Я мечтаю, что мама начнет новую жизнь»; «Яхочу помочь маме разобраться в жизни». С такими ответами в обычной школе невстречаются. Особенно обращает на себя внимание незначительное число, бедностьи однообразие у подростков из интерната действий, в которых отражаются мотивы,связанные с собственной личностью, с ее развитием: «Я хочу стать сильным ичестным», «Я мечтаю избавиться от своих недостатков». Таких высказываний винтернате значительно меньше, чем в обычной школе.
Такимобразом, можно сделать вывод, что физическое развитие (рост, размер головы,вес) в основном тем лучше, чем длительнее период времени, прожитый ребенком вучреждении. Но уровень интеллекта оказался в очевидном противоречии сфизическим развитием: чем раньше дети поступали в учреждение, тем заметнее былозапаздывание развития их интеллекта. Следствием этого является низкая школьнаяуспеваемость, нарушения мотивационной сферы, а также заниженная самооценка. Вотпочему данные, полученные в интернате, вызывают тревогу.
4. «Я,каким кажусь себе»?
В психологиисуществует метод парного сравнения. Суть его в том, что сопоставляютсярезультаты выполнения некоторого задания, теста попарно у людей, которые похожимежду собой во всем, кроме того, что интересует исследователя. В каждой пареподростки отличаются друг от друга тем, что один растет в семье и учится вобычной школе, а другой воспитывается и обучается в школе – интернате (5, стр. 164)
þ 1пара.
Самоописаниемальчика из интерната. На самоподготовке я не всегда делаю уроки. По утрам редкосмотрюсь в зеркало. Я всегда встаю после пяти минут. Я ухожу за территориюинтерната без разрешения всегда, как только удается. Я думаю только о себе, ани о ком другом думать не хочу, и если это кому-то надо, все равно не хочу. Янеаккуратный. После школы я пойду в ПТУ, в какое пошлют. Но потом все равнозаймусь тем, чем хочу. А чем – не скажу. Из уроков мне нравится физкультура игеография. У меня часто в голове не бывает никаких мыслей, только песни. Влюдях мне нравится гордость и смелость. Я считаю себя человеком так себе. Мненравится в себе неумение ладить с людьми и воспитателями. Но с ребятами я умеюладить. Я люблю играть в карты.
Самоописаниемальчика из массовой школы. Мнеуже 14 лет.Я многое умею – умеюкопать, строгать, делать любую физическую работу. Я очень люблю работать топором,рубанком, но люблю еще чинить часы. Я умею водить автомобиль, ездить намотоцикле. Я занимаюсь в секции «хоккей – футбол», но больше люблю футбол. Влюдях мне нравится честность и смелость. Мой характер мне очень нравится. Он уменя всякий, но чаще средний. Что мне в себе нравится – это то, что я умеюдружить. Я дружу со многими (но не со всеми). Еще я очень люблю петь. Я думаю,что я смогу выполнить все свои мечты, если смогу пересилить себя.
þ 2пара.
Самоописаниемальчика из интерната. Я, Л.А., ученик 7 класса. Я высокий, нравлюсьдевочкам, у меня хорошая спортивная фигура. Я считаю себя не совсем хорошимчеловеком, но все-таки не так уж, чтобы и совсем плохим. Раньше мне казалось,что я многое могу и умею, а теперь нет. Мой воспитатель говорит, что я врун,грубый, недобрый, полный эгоист. Но я могу прийти другому на помощь, сделатьдругому что-нибудь хорошее. Я люблю физкультуру и спорт. Я смелый, хотя в это ине верят. Я считаю, что я вполне умный. Я хотел бы стать шефом дальнихперевозок, но, наверное, пойду в ПТУ – 36. Я не выполняю правил внутреннегораспорядка, но делаю все так, чтобы меня ругали пореже. Я не коллективист, нолюблю сборы и обсуждения.
Самоописаниемальчика из массовой школы. Я мальчик, мне 14 лет. Я увлекаюсь плаванием (вбассейне), настольным теннисом, футболом. Я учусь в музыкальной школе. Я оченьхочу иметь настоящего друга. Но у меня это плохо получается. Я думаю, что еслилюди дружат, то они должны дружить всю жизнь и помогать друг другу. Мненравятся люди смелые, сильные. Когда я закончу школу, я пойду в военноеучилище. Я люблю заниматься спортом, играть и ходить в школу. У меня многонедостатков: главный мой недостаток, у меня нет силы воли и очень плохой,драчливый характер. Но я воспитываю свой характер, стараюсь сделать сначала вседела, а потом идти гулять. Я хочу стать человеком, которого уважают. Мнехочется быть полезным.
Анализсодержания самоописания дает возможность составить представление об образе Я,имеющемся у подростков. Содержание образа Я выражает то, что человек считает всебе наиболее значимым, что, по его мнению, может отличить его от других.Поэтому с психологической точки зрения образ Я имеет ценностно-различительныйхарактер. Из приведенных протоколов видно, что в школе, и в интернате встречаютсяразличные самоописания подростков. И выбраны они были не случайно, так какотражают некоторые типичные для сравниваемых групп тенденции.
А сейчас, мнебы хотелось более подробно остановиться на рассмотрении вопроса о психологическихпроблемах детей, проживающих в различных условиях (дети из школ –интернатов, лишенных родительского попечительства и дети из массовых школ).
w ОбразЯ
Сравнивая содержание Яу воспитанников интерната и учащихся массовой школы, обнаружилось, что только втой части, которая касается взаимоотношений подростка с другими людьми, оносходно. Это, по-видимому, отражает сензитивность подросткового возраста кданной проблематике, так как для подростков общение со сверстниками, равна каки перестройка взаимоотношений со взрослыми. При детальном анализе здесь нашлисьразличия. Школьники, как правило, акцентируют внимание на тех своих качествах,которые помогают или мешают им стать хорошим другом, на своих умениях, я точнеенеумениях, трудностях в понимании других людей. У воспитанников интерната такиетемы совершенно непопулярны. Сравнение образа Я в данном аспекте создаетвпечатление, будто воспитанники детского дома более социализированы, лучшеумеют подчинить себе ситуацию, использовать ее в своих целях. На деле это нетак. Они значительно более инфальтильны, зависимы в поведении, в самооценке отокружающих. В образе Я это, в частности, ярко проявляется в том, чтоесли школьники открыто выражают свое стремление к самостоятельности, протестпротив опеки и контроля, то и интернате в качестве ценности выделяетсяпрямопротивоположное – признание необходимого контроля над собой. При сравнениисамооценок подросток обращает внимание на себя то, что у воспитанниковинтерната они в большинстве случаев негативны и относятся к личности в целом.Основой для такой самооценки служат отрицательные нравственные качества («злой»,«грубый», «врун», «непослушный», «ленивый», «полный эгоист»). У школьников, какправило, отношение к себе положительное, а самооценка обычно носит весьмасложный характер, включая общее принятие – неприятие себя по типу «Я себялюблю – я себя не люблю»,оценки своих отдельных умений, достижений,недостатков, а также оценки своего характера как чего-то относительноавтономного от Я, с чем подросток ведет борьбу, воспитательную работу ит.п. Типичным высказыванием может служить: «Я хороший, умный и добрыйчеловек, но у меня просто невыносимый характер; больше всего в моем характеремне не нравится его вспыльчивость и вредность, поэтому я воспитываю свойхарактер».
w Любовьк себе
Психологическиеисследования свидетельствуют, что любовь к себе – одна из важнейших, базовыхпотребностей человека. На психологическом языке вместо «любви к себе» чащеиспользуются другие слова: принятие себя, Я – концепция, высокая самооценка ит.д. Психологи отмечают, что воспитанники детских учреждений в большинстве всвоем имеют негативную Я – концепцию, не уверены в себе. Как показываютисследования, при наличии устойчивой негативной Я – концепции у человекавозникает так называемый дискомфорт успеха, когда ему бывает неуютно и даженеприятно, что его хвалят. Дискомфорт успеха объясняются тем, что человекуважнее сохранить привычное отношение к себе, пусть даже отрицательное, чемиметь неопределенное. В психологии есть такое понятие – идентичность,или самоидентичность. Имеется при этом в виду чувство тождества самомусебе, чувство постоянства своего Я. Самоидентичность, чувство Я,формируется у человека очень рано, в первые месяцы жизни, причем увоспитанников детских учреждений этот процесс протекает иначе, чем у «семейных»детей.
w Самоидентичность
Центральныйкризис идентичности – кризис подросткового возраста. Главным его симптомом считаетсяобостренность, аффективная значимость чувства Я. Как показали данные, увоспитанников интерната это чувство Я практически не выражено. Если разделитьвысказывания о себе, даваемые подростками в самоописаниях на три категории: 1)типичные для детей дошкольного и младшего школьного возраста; 2)типичные для подростков; 3) типичные для взрослых. И в группе подростковиз массовой школы, и в группе воспитанников интерната встречались высказываниявсех трех категорий, но если в первой из этих групп высказывания из категории 1)были единичны, а основное их число относилось к категории 2), то увоспитанников интерната все три категории высказываний по численности оказалисьпримерно равными
w Мультипликацияматеринской заботы
Основнуюпричину развития негативной Я – концепции является то, что ребенок изучреждений с раннего детства имеет дело не с одним любящим и заботливымвзрослым, каковым для ребенка обычно является мать, а с множеством постоянноменяющихся взрослых, очень разных и по особенностям своего поведения, и похарактеру эмоционального отношения к ребенку. Распределение материнской функциимежду несколькими воспитателями многие ученые считают не только источникомнеправильного формирующейся самоидентичности, или Я – концепции, но и вообщефактором, определяющим практически все дефекты психического развития ребенка издетского учреждения. Наиболее однозначны в такой оценке представители психоаналитическогонаправления, полагающие, что мать ничем не заменима для маленького ребенка.
w Общениесо взрослыми
Внешнийрисунок этого общения у воспитанников школ – интернатов значительно отличаетсято наблюдаемого в обычной школе, в семье. Необходимо отметить два момента вобщении воспитанников детского дома со взрослыми: с одной стороны,напряженность данной потребности, а с другой – примитивность и неразвитостьформ общения. Д. Боулби и У. Голдфарб зафиксировали подобные фактытрудностей в общении со взрослыми и объясняли их тем, что ребенок в детскомучреждении с раннего возраста сталкивается с большим количеством людей, врезультате чего у него не формируются устойчивые эмоциональные связи,развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных отношениях (5, стр. 122)
w Реакцияна фрустрацию
«Фрустрация» – психическое состояние,возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующейдостижению цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности,отчаяния. Она нередко является причиной неврозов. В связи с этим особоезначение имеет проблема толерантности (устойчивости) личности к фрустрации.Ситуация фрустрации возникает в жизни каждого человека, но реагируют на неелюди по-разному. Сопоставление данных по группам интерната и массовой школывыявляет следующие различия между ними: реакции на фрустрацию потребности удетей из массовой школы более разнообразны. В интернате доминируют ответы,содержащие враждебность, обвинения, угрозы, упреки по отношению к окружающим.Специальный анализ реакций воспитанников в ситуациях конфликтов со взрослымивыявил, что у них доминируют экстрапунитивные реакции, в то время как вмассовой школе в аналогичных ситуациях преобладают интропунитивные реакции. Этотфакт выглядит как минимум странно на фоне отмечавшейся выше потребности вобщении со взрослыми, характерной для детей, воспитывающихся вне семьи.
w Общениес другими детьми
Учитываяособенности жизни в детском учреждении, где дети поневоле находятся в ситуациипостоянного контакта со взрослыми и сверстниками, следовало бы ожидатьэффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи,находить выход из конфликтов. Это действительно характеризует общение в школе –интернате. Но воспитанники интернатов менее успешны в решении конфликтов вобщении и со взрослыми, и со сверстниками, чем учащиеся обычных школ. Бросаетсяв глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежеланиепризнать свою вину, т.е., по существу, доминирование защитных форм поведения вконфликтных ситуациях соответственно неспособность конструктивно решитьконфликт. Чтобы понять причины, по которым возникают описанные особенностиповедения лишь у воспитанников школы – интерната, недостаточно лишь указать наузость, ограниченность их контактов со взрослыми, с одной стороны, и высокуюинтенсивность контактов со сверстниками, с другой. Необходим качественныйанализ специфики общения детей со взрослыми и сверстниками в условиях детскогоучреждения. Наблюдения за воспитанниками, у которых не было опыта общения состаршими братьями и сестрами, показали, что дети не имеют к ним родственнойпривязанности, а в процессе общения их отношения находятся на очень низкомуровне (им нечем заняться друг с другом, они не проявляют ни доброжелательности,ни заботы, ни заинтересованности). Ребенок, растущий в условиях учрежденийинтернатного типа не осваивает навыки продуктивного общения. Егоконтакты поверхностны: он одновременно домогается внимания и отторгает его,переходя на агрессию или пассивное отчуждение, нуждаясь в любви и внимания, онне умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этойпотребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, чторебенок занимает по отношению к другим негативную позицию.
w Профессиональноесамоопределение
Подростковыйвозраст – последний период пребывания большинства оставшихся без родителейдетей в учреждениях интернатного типа. В дальнейшем они вступают всамостоятельную жизнь. Лишаясь привычной опеки и образа жизни, бывшиевоспитанники часто оказываются не готовыми к этому. Различия социальныхситуаций развития подростков из массовой школы и их сверстников из интернатаобуславливается не только тем, что одни дети воспитываются в семье, а другие –вне семьи, в детском учреждении интернатного типа, но и занимаемым ими неодинаковым«местом в системе доступных им общественных отношений». Важная сторонавременной перспективы и у подростков из школы, и у подростков из интерната –представление о будущей профессии, однако их формирование идет разными, посуществу противоположными путями. В интернате подростки часто не указывают какую-токонкретную профессию, а говорят, например, так: «Я бы хотел получитьхорошую специальность». Для учеников массовой школы подобное совершенно нехарактерно. Это может свидетельствовать о том, что учащиеся массовой школыболее ориентированы на содержательную сторону выбираемой профессии и меньшезадумываются об ее материальной стороне, а выпускники интерната демонстрируетболее практичное отношение к данному вопросу. В интернате намного чащевстречаются высказывания, связанные с желанием иметь в скором или болееотдаленном будущем материальные ценности: часы, велосипед, автомашину, многоденег и т.д.
w Половойвопрос
Дети, социальновыбитые из колеи, довольно часто рано развертывают свою половую жизнь. Причинойэтого избыточного возбуждения (гиперсексуальности) является невозможностьдля детей в современной противоречивой социальной и педагогической средеиспользовать свою энергию по правильным, творческим, радующим ребенка путям. Моментом,благоприятствующим чрезмерно раннему половому развитию, является повышеннаяврожденная общая возбудимость ребенка (повышенная эмоциональность,реактивность). Большую роль играет также и раннее, социально-половое подражаниеполовой жизни окружающих (при скученности семьи в одной комнате или в условияхбеспризорности). Гиперсексуальные дети часто отличаются повышеннойневропатичностью, неуровнавешанностью, что объясняется как отрывом их от многихобластей окружающей повседневности.
w Феномен«мы»
У детейвозникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегдаесть фамильное «мы» – чувство, отражающее причастность именно к своей семье.Это очень важная, организующая эмоционально и нравственная сила, котораясоздает условие защищенности ребенка. В условиях жизни без родительскогопопечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы».Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мирна «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются,проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Уних своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим». Однако внутри своейгруппы детей, живущие в интернате, чаще всего также обособлены: они могутжестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Этапозиция формируется по многим причинам: из – за неразвитой и искаженнойпотребности в любви и признании; из – за эмоционально нестабильного положенияребенка, лишенного родительского попечительства.
w Особаяпсихологическая проблема – отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог быпобыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Каждый человек с детствануждается в общении с другими людьми, но одновременно – в одиночестве иобособлении от других, так как именно в этом состоянии происходит внутренняяработа, формируется самосознание. Отсутствие условий для внутреннегососредоточения стандартизует определенный социальный тип личности.Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологическогообособления приводит к тому, что дети из учреждений интернатного типа в большихгородах осваивают чердаки и подвалы соседних кварталов. У детей, живущих всложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственномобеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»),отсутствует бережливость и ответственность.
Попробуюподытожить результаты проведенного исследования. Для этого предельно схематичнопредставлю данные в таблице, где в первом столбце выпишем изучавшиеся стороныпсихического развития, личности и поведения, а во втором и третьем –соответственно выводы по интернату.
Предмет исследования
Интернат
Школа
Интеллект
1. Ситуационность, наглядность мышления
2. Классификационное мышление
1. Образный характер мышления, наличие идеального плана
2. Творческое мышление
Мотивация
1. Узость и бедность содержания мотивов
2. Привязанность к ситуации
1. Разнообразие и богатство содержания мотивов
2. Свобода от ситуации
Произвольность Ориентация на внешний контроль, привычка к пошаговому контролю Ориентация на самоконтроль, произвольная саморегуляция
Временная транспектива Ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего Глубокая перспектива прошлого и будущего
Самосознание
1. Чувство «Мы»
2. Неопределенная идентичность
3. Неприятие себя, недоверие себе
4. Ориентация в самооценке на мнение других
5. Опора на отрицательный эталон в развитии сексуальной идентичности
1. Чувство «Я»
2. Определенная идентичность
3. Принятие себя, доверие к себе
4. ориентация в самооценке на собственные критерии
5. Опора на положительный эталон в развитии сексуальной идентичности
Общение
1. Недоверие к другим людям
2. Зависимость
3. Деструктивная агрессия
1. Доверие к другим людям
2. Самостоятельность
3. Конструктивная агрессия
В даннойглаве я показала, какие психологические проблемы встречаются у детей из школыинтерната в сравнении с детьми из обычной школы, как они сами себя оценивают,что они чувствуют и, что переживают, когда рядом нет родных им людей. Еслирассмотреть результаты работ о развитии детей в учреждениях, можно отметить:
þ ихбольшинство указывает на невыгодные стороны учреждения, как воспитательнойсреды для ребенка, плохое развитие детей из учреждений в области интеллекта,чувств, характера.
þ детипрактически от своего рождения, подвергаются поражениям значительно больше, чемте дети, которые поступают в учреждение только в школьном возрасте.
þ приобычных условиях, существующих в учреждениях, развитие детей задерживаетсяболее всего в области речи и в социальном поведении, однако это не относитсяабсолютно ко всем случаям; здесь бывают отклонения как в связи с возрастом, таки с возможностью учения.
Всематериалы, полученные при изучении особенностей психического развития детей,воспитывающихся вне семьи, свидетельствуют о том, что личность в этом пониманииу них оказывается несформированной или слабо сформированной. У них отмечается:привязанность к ситуации, зависимость от нее, неумение опираться на собственноемнение, реактивность, импульсивность, непосредственность поведенческих реакций,низкий творческий потенциал при преобладании классификационных форм мышления ит.п. Этот общий радикал – дефект личности, проявляется практически вовсех сторонах психического развития и поведении детей, лишенных родительскогопопечительства.
5. Психологическаяпомощь детям, лишённым родительского попечительства
Я хотела бырассмотреть вопрос психологической помощи детям – сиротам и детям, лишенныхродительского попечительства, воспитывающихся в условиях учрежденийинтернатного типа.
Эти дети, какправило, имеют непростые показатели в своем анамнезе: могут быть отклонения вфизическом и психическом развитии, выявляется задержка умственного развития,искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы),нарушение половой идентификации и др. В этом источник склонности к наркотизациии формирования криминогенности.
Чтобы ребеноккомфортно чувствовал себя в эмоциональном плане, необходимы специальныеусловия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер егообщения с окружающими людьми, его личные успехи.
Попечительская,психологическая обоснованная помощь должна состоять и в умении создать уэтих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позициюпотребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым идетям, но и к людям вообще. Для оценки значения реальной помощи детям важнообсудить методологическую позицию, исходя из которой, строятся основыпсихологической помощи. Для оказания психологической помощи детям, лишеннымродительского попечительства пользуются методом идентификационной коррекцииличности. Этот метод сочетает собственно диагностику личности ребенка икоррекционные приемы. Диагностика осуществлялась методом соотношения депривациис основной схемой структуры самосознания личности. Диагностику депривируемогозвена структуры самосознания осуществляется через: прожективный методидентификации; метод депривации реализации потребности в признании;доверительную беседу, метод проблемных прожективных ситуаций и другие методы,работающие с данным контингентом детей.
Доверительнаябеседа и метод проблемных прожективных ситуацийпроводится с ребенкоминдивидуально в атмосфере доброжелательности, сочувствия и поддержки. Психологустанавливает биографические данные в интерпретации самого ребенка, такжеисследует особенности его психологического времени. Все это делается длявыявления стресогенных факторов и для последующего их снятия и реабилитациидетской личности. Включенность психолога в судьбу ребенка, заинтересованностьего проблемами, правильное (психологически обоснованное) поведение с ребенкомпозволяет перейти на следующий этап реабилитации.
Вместе сребенком психолог устанавливает, какое из звеньев структуры самосознания у негодепривируется («Тебя постоянно дразнят», «Ты хочешь быть успешным (признанным,принятым), но у тебя не получается») и т.д. Самооценка зависит также отпсихологического бытия личности во времени, которое является пространствомразвития его как индивидуальности. Прошлое, настоящее и будущее личностиодинаково значимо для ее нормального самочувствия. Бытие личности, обладающейправами и обязанностями, среди людей также имеет принципиальное значение длятого, как ощущает себя человек. Вместе с ребенком психолог выявляетдепривируемые звенья самосознания и анализирует причины депривации.
Следующийэтап коррекционной рабаты состоит в расширении ценностной сферы ребенка суровня эгофиксированности до уровня бытия общественных отношений людей доуровня «мы» как представителя человеческого рода. Ребенку объясняют егособственную уникальность, а также необходимость освободиться от зависимости отпрошлых стрессов: соотнести свои проблемы, свое горе с таковыми и других; найтив себе силы и обрести уверенность в своем будущем; осознать, что его энергия испособности должны посвящаться служению на пользу другим людям. С ребенкомпроводятся доверительные беседы о суженном сознании обиженных судьбой людей (нетолько детей – сирот и детей, лишенных родительского попечительства), о том,что это усугубляет их страдания. В этом случае пользуются техникойидентификации. Разрабатываемая технология психологической помощи эффективноработает с детьми всех возрастов (от дошкольного до старшего школьного).
Для малышей(дошкольники и младшие школьники) применяется метод идентификации с куклой илилюбимой игрушкой. Эти игрушки могут стать для ребенка объектом эмоциональногообщения, выступить в качестве заместителя идеального друга, который всепонимает и не помнит зла. Метод идентификации с игрушкой дает возможностьдиагностировать особенность личностного развития ребенка и корректироватьтрудности, присущие его личности.
Так как удетей, лишенных родительского попечительства отмечается нарушения в половомматериале из – за возможности приковываться к своим ощущениям, родительского заласкивания,более частого одиночество. Меры воздействия на половую перевозбудимость могут бытьдвух родов: а)индивидуальные,– когда лечебно –воспитательное влияние направлено непосредственно на ребенка; б) коллективные,– когда это влияние проводится через детский коллектив. Конечно, оба видавлияний могут многообразно объединяться и комбинироваться (4, стр. 113)
Из всеговышесказанного можно сделать вывод, что такие дети нуждаются в особомгуманистическом и профессиональном отношении к ним. Ребенку нужен друг,способный к пониманию, – тот человек, который поможет правильно ориентироватьсяв жизни. Поражения детей, воспитывающихся в учреждениях, не является неизбежнымии возможны весьма действенные мероприятия для их предотвращения. Например,специальная психологическая помощь, приближение воспитателя в учреждении ксемейному воспитанию, более совершенное персональное и вещественное оснащение,особый отбор персонала, организация в малой группе, последовательностьвоспитания).
Заключение
В своемреферате я раскрыла особенности психологии детей, воспитывающихся в детскомдоме, лишенных родительского попечительства. Я рассказала, чем эти детиотличаются от своих сверстников, растущих в семье, как видят окружающий мир,оценивают себя, поступают в трудных ситуациях, представляют свое будущее. Убольшинства из них имеются отклонения в личностном развитии, которые, хотя и нев столь крайних формах, встречаются и в неблагополучных семьях. Исследования,проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьиразвитие ребенка идет по особому пути и у него формируются специфические чертыхарактера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они илилучше, чем у обычного ребенка, – они просто другие.
У детей,лишенных родительского попечительства, наблюдается не просто отставание илинедоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторыхпринципиально иных механизмов, позволяющих ребенку приспособиться к жизни вдетском доме и тем самым как бы заменяющим им личность. Физическое развитие(рост, размер головы, вес) в основном тем лучше, чем длительнее период времени,прожитый ребенком в учреждении. Но уровень интеллекта оказался в очевидномпротиворечии с физическим развитием: чем раньше дети поступали в учреждение,тем заметнее было запаздывание развития их интеллекта. Следствием этогоявляется низкая школьная успеваемость, нарушения мотивационной сферы, а такжезаниженная самооценка. Вот почему данные, полученные в интернате, вызываюттревогу.
В заключениемне бы хотелось отметить, что эти дети нуждаются в специальной психолого –педагогической помощи, направленной на создание у них правильной позиции поотношению к людям, в умении снять позицию негативизма и отчуждения, такимобразом, этим детям нужна поддержка со стороны взрослых.
Списоклитературы
1. Джайнот Х.Дж.: Родители и дети. – М.:1986.
2. Ежемесячный журнал для родителей Академия педагогическихнаук СССР №9, сентябрь 1979 года.
3. Залкинд А.Б.: Соч.: к вопросу осущности психоневрозов. – М., 1913
4. Лишенные родительского попечительства:Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов пед. ун – тов и ин – тов/ Ред. – сост.В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991.
5. Прихожан А.М., Толстых Н.Н.:Дети без семьи: (детский дом: заботы и тревоги общества). – М.: Педагогика,1990.
6. Раттер М.: Помощь трудным детям. –М.: 1997.