Современные тенденции развития журнального бизнеса

Оглавление
/>Введение
1. Теоретические аспекты издательского дела
1.1 Предпосылки и факторы развитияиздательской деятельности
1.2 Классификации издательств и структура издательскогорынка
1.3Последствия мирового финансового кризиса, отразившиеся на издательском бизнесе
2. Анализ основных тенденций развития журнального бизнесаРоссии
2.1 Общая характеристика журнальногобизнеса
2.2 Функции и признаки классификации журналов
2.3 Конъюнктура журнального рынка ифакторы, способствующие ее развитию
2.4 Структура журнального рынка (ассортимент журналов)
2.5 Инвестиционная привлекательностьжурнального рынка
2.6 Современные проблемы журнального бизнеса
2.7 Обзор крупнейших издательских домов
Заключение
Список литературыВведение
С того момента, как журналы пришли в нашу жизнь прошло несколькодесятков лет, но, уже сейчас глянцевая продукция занимает прочное место в повседневностикаждого современного человека. Журнал стал неотъемлемой частью нашей цивилизации.
Понятие «рынок прессы» появилось в России в конце 20столетия, в 1990 году, когда полностью спал «железный занавес», а ЗаконСССР «О печати и других средствах массовой информации» устранил все преградыдля развития СМИ. С того времени количество зарегистрированных в стране периодическихпечатных изданий увеличилось в несколько раз и по состоянию на 1 января 2005 годапревысило 46 тысяч наименований.
Российский рынок печатной продукции — подающая большие надеждыи перспективная отрасль. В последние годы российский рынок печатных изданий прогрессируеткак интенсивно, так и экстенсивно. Это происходит не просто так, а под воздействиемнекоторых причин: благоприятная экономическая среда, новое законодательство о печати,которое способствует интенсивному развитию рынка печатных СМИ, стремительный рострекламного рынка, значительное повышение спроса на высококачественные издательскиеуслуги, бурное развитие новых технологических средств, отсутствие ограничений дляиностранных компаний на владение российскими печатными СМИ, приток капиталов.
Из всех сегментов рынка печатной продукции рынок журналов в Россииявляется наиболее перспективным: ассортимент различных журналов и других периодическихизданий за 13 лет увеличился более чем в 2,5 раза, а годовые тиражи ежегодно возрастаютна 5-15% и в целом увеличились почти в 6 раз [11, с.96].
К 2004г. в Российской Федерации было зарегистрировано 13849 журналов,включая 9793 общероссийских и 4056 региональных. Среди них — 1271 общественно — политических, 355 литературно-художественных, 10739 тематических и 1479 рекламно-информационныхизданий. В отличие от газетного рынка журнальный рынок России в целом развиваетсякак бизнес в относительно чистом виде. Очевидно, что реально выходящих в свет журналовнамного меньше зарегистрированных, а состояние рынка в целом определяют не более600 глянцевых журналов так называемого общего спроса с совокупным годовым объёмомв 61 млрд. полос. [8]
Несмотря на бурное и непрекращающееся развитие Интернет — технологийколичество людей, предпочитающих журналы в печатном виде — Интернет — ресурсам,не сокращается, а доходы журнальных изданий только увеличиваются. Чем же вызвантакой интерес аудитории к печатной продукции? И есть ли вероятность того что черезнекоторое время продукция журнальных издательств вообще не будет пользоваться спросом?Поиск ответов на эти вопросы и является главной целью курсовой работы.
Объект исследования — современный российский журнальныйрынок, все его характеристики и аспекты/>.
Задачами, решить которые необходимо для достижения поставленнойцели, являются:
дать характеристику структуре журнального рынка в России;
сделать обзор крупнейших издательских домов;
проанализировать состояние журнального рынка до мирового финансовогокризиса 2008 года и после него;
сделать обзор конъюнктуры журнального рынка;
выявить возможные перспективы развития.
/>1. Теоретические аспектыиздательского дела/>1.1 Предпосылки и факторыразвития издательской деятельности
Издательский бизнес берёт своё начало в далёком прошлом,в 1440 году, когда Иоганн Гутенберг создал первый способ книгопечатания. И, хотяв нашу страну книгопечатание пришло только через столетие (первая изданная книгана Руси — «Апостол»-1564г.), Россия быстро заняла лидирующие позиции всписке стран, участвующих в мировом издательском деле. Уже в начале XX столетия она занимала второе местов этом списке, сразу после Германии.
Издательская система такой, какой мы её представляемсейчас, образовалась совсем недавно, примерно 15 лет назад. На ее устройстве и функционированиисказались разные внутренние и внешние факторы, важнейший из которых — преобразованиесоциально-политической опоры развития общества.
Правовой основой становления новой издательской системыстал Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятыйпарламентом России в декабре 1991 г.
Демократизация сфер СМИ и книгопечатания происходилана фоне неизбежно связанных с ней экономических процессов, обеспечивших переходна рельсы рыночной экономики, когда издательства, формировавшиеся в этих условиях,сразу становились самостоятельными хозяйствующими субъектами нарождающегося книжногорынка. Плюрализм форм собственности в книгоиздательском секторе экономики привелне только к активизации товарно-денежных отношений, но и к разнообразию способови методов внутри издательского менеджмента, к широкому использованию маркетингаи других хозяйственных механизмов рыночного плана.
журнальный бизнес издательский рынок
Важнейшим фактором совершенствования издательского делав те годы стало бурное развитие информационных технологий. Издательский бизнес получилнаучно-технологическую основу, что дало возможность за несколько лет сделать огромныйскачок вперёд.
Установлению новой издательской системы в России такжеспособствовала глобализация информационного пространства, внедрение российскогокнижного рынка в мировое издательское сообщество. Этот фактор помог отечественнымиздателям обрести бесценный опыт и научиться основам печатного дела у ведущих мировыхспециалистов.
Преобразования правовых основ издательского дела непрошли зря, в результате их действия расширились возможности открытия новых предприятийв сфере массовой информации. На протяжении всего времени с момента принятия этогозакона происходит рост издательских структур.
Полиграфия во всем мире является одним из самых привлекательныхсекторов для инвестиций. Это рентабельный и прибыльный бизнес. По годовому оборотуотрасль занимает 4 место в мире и приносит миллиарды долларов в бюджеты развитыхстран. [2] 1.2 Классификации издательств и структура издательскогорынка
Понятие издательское дело очень широко и включает всебя не только сам процесс печатания и редактирования каким-либо издательством,но и покупку авторских прав, раскрутку авторов и продажу изданий.
Издательская деятельность — действия, направленныена редакционно-издательскую подготовку и получение полиграфически оформленного тиража(или части тиража) издания (издательской продукции), которое имеет установленныевыходные сведения и предназначено для передачи информации. [3, c.6]
Издательство — предприятие (государственное, общественное,кооперативное или частное), осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукциина принципах самостоятельной коммерческой деятельности и в соответствии с требованиямигосударственных стандартов [3, c.7]
Издательства классифицируются по следующим признакам:
по видам выпускаемой продукции: книжные,книжно-журнальные, газетные, газетно — журнальные, издательства по выпуску изобразительнойпродукции, картографические, нотные и др.;
по масштабу деятельности: крупные(«мейджоры») — более 100 названий (книг, например) в год, средние и малые- от нескольких названий в год;
по репертуару и целевому назначению выпускаемойпродукции: универсальные и специализированные (то есть по читательскому назначению,выпускающие литературу определённого профиля);
по форме собственности: частные, кооперативные,акционерные и государственные;
по целям предпринимательской деятельности:коммерческие и некоммерческие;
по административно — территориальному признаку:местные, региональные, национальные (центральные или общероссийские) и транснациональные;
по материальной конструкции выпускаемыхизданий (твёрдая, мягкая обложка и др.);
по знаковой природе информации (тексты,ноты, электронные издания и др.) [9, c.17]
На издательском рынке выделяют несколько основных секторов:
Газетная продукция. Книжная продукция. Журнальнаяпродукция и каталоги. Рекламная продукция. Упаковочная продукция. Этикеточнаяпродукция
Наибольшая доля — 32% (на конец 2002 года) в объемахпотребления полиграфической продукции в РФ принадлежит газетам и журналам. Несколькоменьшая доля приходится на книжную продукцию — 19%. Доля упаковки в общем объемепотребления составила 16%, 14% — доля рекламной продукции. Этикетка занимает 11%,на бланочную продукцию приходится 4%, на прочие виды — 4%.
/>
Рисунок 1 — Виды полиграфической продукции в процентномсоотношении, доходы от продаж полиграфической продукции
Как можно увидеть на этой диаграмме самый покупаемыйи пользующийся спросом вид издательской продукции — это газеты и журналы. И этонеудивительно, ведь газеты и журналы являются одним из основных средств массовойинформации, оказывают огромное влияние на общественное мнение и его формирование.Особенно много инвестиций поступает в журнальный бизнес, так как журналы раскупаютсяв основном представителями аудитории молодого и среднего возраста, а они имеют самуюбольшую покупательную способность. 1.3 Последствия мирового финансового кризиса, отразившиесяна издательском бизнесе
Бурное и интенсивное развитие российского издательскогорынка было сильно подорвано мировым финансовым кризисом, который накрыл всю мировуюэкономическую систему в 2008 году и с последствиями которого даже сейчас всё ещёборются многие бизнес — структуры.
При сохранении и даже увеличении себестоимости производствагазет и журналов, а также затрат по их распространению, рекламные доходы, объёмыпечатных изданий и загрузка полиграфических предприятий в 2009 году резко упали.На кризисную обстановку в мире именно печатные СМИ страны отреагировали одними изсамых первых. Осенью 2008 года началась массовая ликвидация неэффективные изданий,приостановилось финансирование новых проектов, выросли отпускные цены, сократилисьрасходы на полиграфические работы и услуги. Практически все издания резко уменьшилисвои объёмы.
Последствия кризиса:
—  2009 год оказался едва ли не самым сложным в истории российской индустриипечатных СМИ
—  Падение рекламных поступлений на 42% (данные АКАР), по крупнейшимиздателям — 15-22%
—  Перераспределение и сокращение читательского спроса, особенно на дорогиеиздания
—  Потеря качества и объема ряда изданий, особенно в регионах
—  Рост цен на услуги дистрибуции (реформа ЕНВД для розничных компаний)и на издания
—  Дорогие кредиты, сокращение внешних и внутренних инвестиций
—  Возврат к нецивилизованным методам на рынке (откаты, демпинг,«серые» схемы, пр.)
Мировой финансовый кризис больно ударил по журнальномурынку. Реклама в печатных СМИ за год упал на 43%. Но самые крупные мировые издателивсё — таки смогли удержаться на плаву и продолжают свою работу.
В2010 году ситуация на рынке СМИ приходит в состояниеравновесия. Открываются и планируются новые проекты, увеличиваются объёмы изданий.В связи с этим появляются положительные прогнозы развития рынка СМИ:
/>
Рисунок 2 — Прогноз развития рекламного рынка Россиина ближайшие 5 лет.
Глядя на общую картину, российские издательские дома достойноотреагировали на сложнейшую ситуацию, сложившуюся на мировом рынке и по целому рядунаправлений боролись с кризисом довольно успешно. Организации проводили политику,благодаря которой смогли без особых финансовых затрат и потерь выйти из кризиса.Издательства проводили оптимизацию расходов, повышали эффективность своей работы,доводили до совершенства свою стратегию и тактику. Где-то кризис даже пошел на пользу,так как издательский рынок избавился от многих нерентабельных проектов.
И всё — таки чтобы удержаться на плаву издательским домам всёвремя нужно внедрять новейшие инновации и технологии в свою деятельность. Издательскийбизнес должен идти в ногу со временем, иначе аудитория обратится к более доступными удобным источникам для получения информации, например к Интернету. Чтобы этогоне произошло, издательствам следует:
Продолжить работу, связанную с продлением отмены таможенныхпошлин на ввоз в Россию мелованной бумаги, предоставлением предприятиям печатныхСМИ права на уплату пониженных ставок страховых взносов в государственные внебюджетныефонды на период до 2015 года, снижением для них налога на прибыль с 24% до 20% ипереводом таких предприятий на уплату данного налога по фактически полученной прибыли.
Рассмотреть возможность выделения индустрии СМИ (печатныеи электронные) и книгоиздания в отдельный класс ОКВЭД с последующей реализациейкомплекса мер, направленных на законодательное и иное правовое стимулирование предприятийотрасли печати к снижению издержек производства и конечных цен на свою продукциюза счёт предоставления печатным СМИ права на списание нереализованного тиража впределах до 30% от его объёма, отмены предоплаты НДС и налога за распространениебесплатных тиражей; снижения ставки НДС до 10% при распространении газет и журналовпо подписке и др. пока не реализованных мер.
Готовиться к тому, что профессия «издатель печатныхСМИ» трансформируется в «производителя и распространителя контента»,объединять отраслевые усилия для создания эффективных сетей и логистических центровраспространения традиционных и нетрадиционных продуктов печатных СМИ (газет, журналов,мобильных копий и пр.). Осуществить переход от издания только печатных копий газети журналов к созданию медиабрендов на мультимедийных платформах, для чего сосредоточитьсяна стратегии обновления производства и распространения СМИ, а также повышении квалификацииих кадров.
Не отказываясь от традиционных «бумажных»продуктов, внимательно отслеживать мировые тенденции их трансформации в цифровыеносители и следовать этим тенденциям, менять мышление и стереотипы, утвердитьсяв мысли, что Интернет — не обременение, а новые возможности расширения аудиториии доходов.
Другими словами, бумажные и электронные форматы в сочетаниис интерактивными интернет-сайтами, применением e-paper, децентрализацией печати,уникальные рекламные предложения издателей в постоянном взаимодействии с IT-компаниямидолжны носить комплексный характер для поиска, экспериментов и организации прорывов.[1]
/>2. Анализ основных тенденцийразвития журнального бизнеса России 2.1 Общая характеристика журнального бизнеса
С середины XIX в. на протяжении более чем столетия журналы оставались источникомновостей и развлечений, и экономика журнальной индустрии представляла улучшенныйвариант газетной: более редкая периодичность позволяла журналам избегать «подводныхкамней» высокозатратной системы распространения.
Опыт развитых журнальных рынков показывает, что нарубеже XIX-XX вв.развитие журналов общего характера, имевших статус общенациональных, начинает уступатьпрогрессу тематических изданий. Женские журналы, начиная с успеха первых женскихмассовых журналов, созданных в 1830-е годы, и триумфа Ladies Home Journal, преодолевшего рубеж миллионного тиража в самом началеXX в., становятся индикатором новогоподхода к индустрии СМИ. Вместо попытки охватить массовую аудиторию многие журналыСША и Великобритании ограничивают свою аудиторию более узкими сегментами, стремясьлучше удовлетворить интересы читателей в тематической, профессиональной или развлекательнойинформации, при этом эффективнее обслуживая рекламодателей.
Прогресс журнальной индустрии в XX в. привел к превращению журналов в самое избирательное сточки зрения содержания и рекламы СМИ. [5, c.432]
Тенденцию преобладания среди всех печатных изданийименно журналов и газет можно увидеть на рис.1.
/>
/>
Рисунок 3. Структура покупателейпо группам товаров 2.2 Функции и признаки классификации журналов
Журналы — это периодическиетекстовые издание, имеющие постоянную рубрикацию, содержащее статьи, рефераты поразличным общественно-политическим, научным, производственным и другим
вопросам, литературно-художественныепроизведения; официально утвержденные в качестве данного вида издания. [14]
Журналы как разновидностьиздательской продукции появились в мире только после того, как книги и газеты окончательнооформились и прочно заняли свою нишу в общественной жизни. В процессе историческогоразвития постоянно происходят метаморфозы, поиск новых разновидностей и явлений.Во второй половине XVII века общественная потребность вызвала рождение новой формыпечатной продукции — журнала. Журнал стал таким видом издания, который синтезировали фундаментальность, консервативность книги и оперативность, общедоступность газеты.
Журналы очень специфическийвид печатной продукции, так как имеет особые функции:
Реферативная функция. На современном этапе любой журнал,независимо от его тематики, имеет раздел с рефератами изданий, выходящих в даннойобласти знания. Помимо этого, многие журналы помещают рефераты статей, опубликованныхв данном выпуске.
Аналитическая функция является одной из главных, определяющихспецифику информации, присущей данному виду издания. Например, газета предназначенадля подачи новостей, журнал — для анализа информации, комментариев.
Обозренческая функция. Эта функция является одной изважнейших. Журнал должен предоставлять читателю полное, всестороннее рассмотрениеинформации, касающейся той темы, которой он посвящён.
Идейно-лидирующая функция. Журнал должен быть лидеромв сфере своей компетенции, в избранном направлении, или хотя бы стремиться к тому,чтобы занимать лидирующие позиции, ведь журнал при своем создании принимает на себяответственность за данное направление.
Функция закрепления авторского приоритета Журнал впервыепозволил автору своей работы закрепить авторское право на часть знания или фрагменттворчества, предоставленную в виде публикации.
Собирательная. Любое журнальное издание представляетсобой собрание информации по своей тематике. Если у издательства, выпускающего журналдостаточно высокий, профессиональный уровень, то со временем такое издание можетстать собранием сочинений в какой — либо области.
Именно эти специфическиефункции отличают журналы от всех других видов печатной продукции и средств массовойинформации.
Журнальная продукция характеризуется двумя основными типологическимипризнаками: характером аудитории и характером информации, которые неразрывно связанымежду собой. Также к этим двумя характеристикам добавляется ещё один немаловажныйпризнак — величина тиража. Следовательно, можно проследить связь между этими тремяхарактеристиками: тематика журнала — сегмент целевой аудитории — величина тиража.[11,c.98]
По характеру аудитории существует разделение изданий на следующиетипы:
по гендерному признаку — для женщини мужчин (Maxim, Men’s Health, Лиза,Cosmopolitan);
по возрасту — для детей (Простоквашино,Мурзилка), молодежи (Yes!, Все звёзды), для людей любоговозраста (Огонек, Отдохни);
по территориальному признаку — международные(Cosmopolitan, Elle), общероссийские(Наша молодёжь, Патриот отечества), межрегиональные (Алтайский бизнес журнал), территориальныхобщностей (городские — СПБ, Собака.ru);
по профессиональному признаку — в медицине,в бизнесе, коммерции, армии и др. (Финансы и бизнес, Фарматека, Военная мысль);
по характеру социальных групп — дляродителей (Хорошие родители, Няня);
для других групп населения — Преодоление(для инвалидов). [4,c.261]
В этой классификации явно прослеживаетсянеразрывная связь сегмента аудитории, на которую направлен какой — либо вид журнальнойпродукции и информации, которую сообщает этот журнал. 2.3 Конъюнктура журнального рынка и факторы, способствующиеее развитию
На сегодняшний день журнальный рынок является однимиз самых прибыльных и престижных областей, благоприятный для инвестирования, с довольноустойчивой конъюнктурой.
Конъюнктура рынка — экономическая ситуация,складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночнойактивностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса,заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления. [12]
Основныминормами измерения экономической ситуации на журнальном рынке считаются:
• Количество проданных журналов
• тираж
• величина аудитории
• доходы от продаж рекламы
• доходы от продаж тиража
• доходы от продаж по подписке.
Всего на 2007 год в РФ зарегистрировано 23.500 наименованийжурналов. Ядро — 242 журнала. Совокупная аудиториячитателей журналов- 12 млн.614,7 тыс. человек. С 2000 года прирост аудитории журналов составил 35%.(По данным Hachette Filipacchi Shkulev + ИнтерМедиаГруп).
Доходы от продаж рекламы в 2008 году составили 50 202млн. руб., доходы от розничных продаж — 28 млрд. руб., доходы от продаж по подпискепримерно 16 млрд. руб. Среднегодовые темпы роста журнального рынка в последние тригода превышали отметку в 13%.
В тоже время, в 2005 г. объем рынка (доходы от реализации тиражей и размещения рекламы), составил $ 2,3-2,4 млрд, а надолю журналов приходилось около 35% совокупного дохода рынка печатных СМИ России,включая газеты и рекламно-информационные издания.
В масштабах журнальногорынка России в структуре доходов преобладают поступления от реализации тиражей,однако их доля сокращается, что связано с более высокими темпами роста поступленийот рекламы.
/>

/>/>
Рисунок 4. Процентное соотношениедоходов, поступающих из журнальной индустрии
Основными факторами, способствующимидинамичному развитию журнального рынка, являются:
1. Высокие темпы экономического роста страны и доходовот экспорта энергоносителей.
2. Рост конкуренции в ведущих секторах экономики страны,повышение расходов компаний на рекламу.
3. Рост доходов населения, оборота розничной торговлии, соответственно, спроса на рекламу в СМИ, включая журнальный сектор.
4. Консолидация журнального рынка, концентрация рекламныхресурсов в наиболее крупных издательских домах, повышение качества журнальной продукции.
5. Запуск новых издательских проектов, в том числелицензионных, прежде всего в сегменте потребительских журналов.
6. Освоение новых тематических ниш и формирование целевойаудитории журналов.
7. Развитие сегмента корпоративных, отраслевых и профессиональныхжурналов (прежде всего экономической тематики), что связано с ростом бизнес-активностив России и расширением аудитории деловых СМИ.
8. Постепенный переход журнального рынка от стадии«престижного вложения средств» к эффективному бизнесу.
9. Перераспределение рекламных бюджетов и рост значенияпечатных СМИ на медиарекламном рынке в свете нового Закона «О рекламе»(сокращение рекламного времени на телевидении и значительное удорожание демонстрациирекламных роликов, запрет на рекламу алкоголя и сигарет на наружных носителях.[13] 2.4 Структура журнального рынка (ассортимент журналов)
В журнальном бизнесе принято выделять три основные,крупные группы журнальной продукции:
отраслевые, профессиональные журналы;
потребительские журналы;
журналы со смешенной целевой аудиторией.
Самым значительным по количеству наименований остаётсясегмент отраслевых, профессиональных журналов. Эта группа включает в себя как узкоспециализированныеотраслевые и научные журналы, так и издания общеэкономической тематики, так называемаяделовая пресса.
/>
Рисунок 5 Журнальный рынок России в распределении по основнымсегментам на 2006г, %
Вторую позицию занимают потребительские журналы с максимальноширокой читательской аудиторией — 37%; на третьей позиции издания со «смешанной»целевой аудитории — 24% (в эту группу включают тематические направления, представленныежурналами, направленными на массового читателя, и изданиями, ориентированными наспециалистов, профессионалов определенной области).
В 2005-2006 годах активно пополнялись новыми наименованиями подсегменты«Мода. Стиль жизни», «Архитектура и дизайн», «Туризм иотдых». В то же время тиражи и суммарное количество молодежных и детских изданийнеуклонно сокращалось, так же как и научно-популярных и литературно-художественныхжурналов. Ассортимент женских и мужских журналов, развлекательной прессы, автомобильныхи спортивных изданий активно насыщался лицензионными проектами.
Также можно рассмотреть другую классификацию журнальнойпродукции:
Женские журналы — периодические издания для женщин,в которых в основном затрагиваются темы о красоте, моде, женском здоровье, диетахи фитнесе, семье и детях и т.д.
Развлекательные — издания, затрагивающие Интересныесобытия из мира знаменитостей кино, музыки, моды и спорта
Молодёжные — специализированные периодические издания,рассчитанные на молодёжную аудиторию.
Мужские — журналы, основной читательской аудиториейкоторых являются мужчины. Такие издания в основном затрагивают темы: мода и стиль,бизнес, политика, технологии, эротика и т.д.
Автомобильные — специализированные издания, пользующиесяособым успехом у мужчин. Новости рынка автомобилей, статьи о машинах и связанномс ними стиле жизни.
Деловые и экономические — издания для деловых людей,публикующие статьи о проблемах современного бизнеса, технологиях управления, вопросахкорпоративной стратегии и др.
Интерьер, дизайн, строительство — журналы по ремонту,дизайну интерьеров, благоустройству жизненного пространства и т.д.
Детские — периодические издания для детей дошкольного,младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Прочие — различные периодические издания, не выделенныев какую — либо отдельную категорию.
/>
                                                               Дом/интерьер;8%
Рисунок 6. Структура журнального рынка в процентномсоотношении основных видов продукции
Анализируя представленную диаграмму, мы имеем возможностьсделать следующие выводы:
наиболее покупаемым и популярным сектором журнальногорынка являются женские журналы — 28% от всего объёма.
второе место разделили между собой телегиды и автожурналы.
последняя группа с примерно одинаковыми значениями — это развлекательные журналы, журналы посвящённые строительству и интерьеру помещений,мужские журналы и общественно — политические журналы. 2.5 Инвестиционная привлекательность журнального рынка
15 лет назад российскому журнальному рынку было известноимя только одного иностранного издательского дома «Бурда», работающегона российском рынке, который выпускал журнал с одноимённым названием. Но, уже начинаяс 1990-х годов выпуском журналов в России занялись такие крупные издательства, какIndependent Media, Hachette Filipacchi Medias, Axel Springer, Conde Nast, Edipress,Bauer, Gruner+Jahr, Marshall Cavendish, Egmont, Reader’s Digest, Karl Gibert Media,Sanoma Magazines и др. Каждая из этих компаний — это бренд. Такие издательские домаимеют многолетний опыт работы и владеют последними информационными технологиями,а также технологиями раскрутки своей продукции. Основа их продукции, издаваемойв России — дорогие глянцевые журналы, имиджевые, позиционирующие «правильный»стиль жизни нацеленные прежде всего на получение доходов от рекламы, а также массовыеразвлекательные журналы. В целом на российском рынке выпускают свою продукцию около14 тыс. издательств. Иностранных издательств из этих 14 тыс. не более 30, но именнопродукцию этих издательских домов раскупает основная часть читательской аудитории,и именно к ним поступает самый большой процент доходов с продаж печатной продукции.
В 2006 году тройку лидеров журнального рынка Россиипо совокупному разовому тиражу составили издательские дома, принадлежащие или контролируемыеиностранным капиталом — ИД «Бурда», «Индепендент Медиа. Sanoma Magazines»,Bauer.
По данным ГИПП на август 2006 году, на восемь зарубежныхиздательских домов приходилось 74% совокупного разового тиража и более половиныжурналов, выпускаемых 15 крупнейшими издательствами России. Характерно, что по сравнениюс началом 2005 года доля ведущих иностранных издательских домов несколько сократилась(с 80% на февраль 2005 года), что было связано с относительно более высокими темпамироста совокупного разового тиража российских ИД. 
2.6 Современные проблемы журнального бизнеса
Хотя журналы в нашем современномобществе имеют достаточно высокий спрос, в журнальном бизнесе, как и в любой другойструктуре, существуют некоторые проблемы, которые в будущем могут существенно изменитьдеятельность организаций, занимающихся этим видом деятельности:
нетерпеливость нынешнихчитателей. Современные потребители привыкли получать все незамедлительно, и последнююинформацию они стараются извлекать мгновенно и без особых трудностей, поэтому издательскиморганизациям приходится соответствовать новым запросам аудитории. Реакцией на этоявляется увеличение числа еженедельных изданий, публикация более коротких статей,ориентация на поверхностные материалы, без углубления в подробности.
движение доходов от рекламыиз издательской продукции в Интернет, в частности, в поисковые системы.
проблема дистрибуции. Повышениерасходов и неэффективное распространение во многих странах влияет на розничную продажутиража издательской продукции. Во многих ситуациях поиск решения этой проблемы приводитиздателей к тому, что применяются неверные способы распространения — прежде всегоэто касается различных дополнительных вложений (CD, DVD, книг, футболок, полотенеци т.д.). Это не только приводит к повышению цен на журнальную продукцию, но и размываетзначение цели покупки того или иного издания.
широкое распространениеинтернет технологий, большая их доступность, а, следовательно большая популярностьу потребителей, чем журнальные издания. [13]
Несмотря на все вышеперечисленныепроблемы в ближайшем времени журнальному бизнесу ничего не грозит, в данный моментбольшинство журналов являются процветающими или растущими. Но если журнальные брендыхотят сохранить свою привлекательность для потребителя, то без поиска новых решенийи внедрения инноваций продолжение такого же успешного бизнеса не представляетсявозможным. Новое технологическое окружение предоставляет журналам возможности длянового и продолжительного роста, для выхода к новым, ещё не задействованным сегментамаудитории. 2.7 Обзор крупнейших издательских домов
Журнальный рынок развивается, процветает и активнорасширяет свои границы. Регулярно открываются новые издания, как традиционные печатные,так и Интернет-журналы. Большинство из них быстро прекращают свою работу или поглощаетсякрупными концернами и группами, которые смогут обеспечить новичков связями с рекламодателями,а в перспективе — лучшим распространением тиража. Фактически же, большинство наиболеепопулярных журналов издается несколькими крупными издательскими домами, лидерамижурнальной индустрии.
Таблица 1 — Лидеры Российского рынка журналов Издание Газета/журнал Тематика Периодичность Аудитория одного номера. Россия тыс. чел Аудитория одного номера. Москва, тыс. чел Тираж, экз. 1 Cosmopolitan mini (in mini format) Журнал Женские Ежемесячно 3563,45 1143,96 1 000 050 2 Cosmopolitan Украина  Журнал  Женские Ежемесячно – –
120
000 3 Cosmopolitan Петербург Журнал Женские Ежемесячно – –
87
900 4 Cosmopolitan Урал Журнал Женские Ежемесячно – –
86
100 5 Cosmopolitan Казахстан Журнал Женские Ежемесячно – –
25
000 6 Cosmopolitan Грузия Журнал Женские Ежемесячно – –
15
000 7 Cosmopolitan Сибирь Журнал Женские Ежемесячно – –
92
800 8 Cosmo shopping Журнал Покупки Ежемесячно 693,69 169,34
150
000 9 Магия Cosmo Журнал Женские Ежемесячно 297,79 111,25 185 000 10 Cosmopolitan beauty Журнал Женские Ежеквартально – –
187
500 11 Top Sante Журнал Здоровье. Домашняя медицина Ежемесячно – –
120
000 12 Harper`s Bazaar Журнал Женская мода Ежемесячно – 62,99
100
000 12 Harper`s Bazaar Казахстан Журнал Женская мода Ежемесячно – – 10 000 13 Trends (приложение к Harper’s Bazaar) Журнал Женская мода 1 раз в год – – 100 000 14 Гороскоп (приложение к Harper’s Bazaar) Журнал Магия. Астрология. Эзотерика 1 раз в год – – 100 000 15 Лучшие часы и украшения. Базель-Женева. (приложение к Harper’s Bazaar) Журнал Стиль жизни 1 раз в год – – 100 000 16 Светский календарь (приложение к Harper’s Bazaar) Журнал Стиль жизни 1 раз в год – – 100 000 17 Men`s Health (in mini format) Журнал Мужские Ежемесячно 731,27 338,37 240 000 18 Men`s Health Украина (in mini format) Журнал Мужские Ежемесячно – 45 000 19 FHM Журнал Мужские Ежемесячно 216,84 137,85
110
000 20 The 100 sexy’s women of the planet (приложение к FHM) Журнал Мужские Ежегодно – –
110
000 21 Девушка с твоей улицы Журнал Мужские Ежегодно – –
110
000 22 YES! Журнал Издания для девушек Ежемесячно 560,22 225,07
150
000 23 Домашний очаг Журнал Женские Ежемесячно 1 069,32 368,54 280 000 24 Популярная механика Журнал Научно-популярные издания Ежемесячно 231,68 157,78 110 000 25 Robb Report Журнал Стиль жизни Ежемесячно – – 20 000 26 Esquire Журнал Мужские Ежемесячно – 45,57 100 000 27 Esquire Казахстан Журнал Мужские Ежемесячно – – 10 000 28 YES! — Звезды Журнал Молодёжные Ежемесячно – 106,33 450 000 29 Вкусно и полезно (приложение к «Домашнему очагу») Журнал Приготовление пищи. Еда Ежемесячно – – 100 000 30 Seasons Журнал Женские Ежемесячно – 31,45 75 000
 
/>Проанализировав представленнуютаблицу можно сделать вывод, что основной процент прибыли от продажи журнальнойпродукции приходится на несколько издательских домов, которые выпускают продукцию,пользующуюся особым спросом у аудитории, в основном это журналы, относящиеся к категорииженских журналов.
/>Заключение
Российская журнальная индустрияодна из самых прибыльных и привлекательных для инвесторов отрасль российской экономики.Журнальный рынок «здоров» на сегодняшний день, приносит прибыль и оченьбыстро растет и развивается. В журнальной отрасли, также как и во всех остальныхСМИ, происходит много технологических изменений. Никогда потребители СМИ не имелитакого огромного выбора, как сейчас. Именно потребители СМИ сейчас задают направлениежурнальной индустрии. И поэтому издательства должны приспосабливаться к желаниями стилю жизни аудитории СМИ потому, что они решают, что они хотят потреблять и когда.
Происходят глобальные измененияи в издательском бизнесе. С одной стороны, внедрение новых технологий предоставляетновые возможности прессе, а с другой стороны, читателям газет и журналов предоставляютсяновые возможности в других медиа — интернет, телефонии, телевидении и так далее.Периодические издания сегодня очень сильно меняются, во всем мире издания становятсяболее актуальными и оперативными, сокращаются сроки издания журналов и газет, исамые свежие, последние новости чаще имеют возможность попадать в прессу.
Другой аспект, достаточноважный — вырастает новое интернет-поколение, которое свое детство начинало с детскихэлектронных игр, для которых общение с компьютером становится таким же легким, каки общение с книгой, журналом, поэтому меняется способ общения с различными медиа.Получается так, что бренд медиа-компании для полного удовлетворения читательскогоспроса должен предоставлять комплексный сервис своим читателям-пользователям, потомучто на выбор пользователя информацию можно получить в виде либо электронной версиив интернете, либо в виде печатной версии. Такой комплексный подход и нужно осуществлятьсовременным издательствам по отношению к своей деятельности в настоящее время.
/>Список литературы
1. «Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективыразвития», отраслевой доклад, 2010 год
2. http://www.upakovano.ru[электронный ресурс]
3. Акопов А.И. «Общий курс издательского дела: учеб пособие для студентов».Воронеж, 2006
4. Алексеева М.И., Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др.; под ред. Я.Н. ЗасурскогоСредства массовой информации России: Учеб. Пособие для студентов вузов /. — М.,2006.
5. Бове К., Аренc У. «Современнаяреклама» Тольятти.: Издательский дом «Довгань», 1995. С.432
6. Википедия [Электронный ресурс] Электрон. дан.: www.wikipedia.ru
7. Григорьев В. «Российское книгоиздание вышло из кризиса», интервьюRuPrint.ru от 5.03.2010 [электронный ресурс]
8. Кудий Г.Н. «О состоянии и перспективах развития российского рынка журналов»,2004
9. Кузнецов Б.А. «Экономика и организация издательской деятельности»АСТ, 2006, с.17
10. Мельчик А.Э. «Издательские словарь — справочник», М, 1998
11. Морозова Е.Я., Н.Н. Погостинская, Э.Д. Тихонова «Экономика социально- культурной сферы»
12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономическийсловарь». — 5-е изд., перераб. и доп. — М., 2006
13. РБК, Маркетинговое исследование «Основные сегменты и тенденцииразвития российского рынка журналов»
14. Словарь полиграфических и издательских терминов [Электронный ресурс] Электрон.дан. Режим доступа: www.printtender.ru
15. Элисон Бэйверстон «Книжный маркетинг» СПб