ТУРАГЕНТЫ.
РОЛЬ ТУРАГЕНТОВ НА ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ.
Туристическая деятельность в России сегодня регулируетсяФедеральным законом от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристическойдеятельности в Российской Федерации». Причем, впервые туристическую деятельностьрегулирует правовой документ, обладающий второй после Гражданского кодекса РФ(ГК РФ) юридической силой и являющийся стержнем правовой системы такой сферыдеятельности, как туризм. На туризм в полной мере оказывают регулирующеевоздействие нормы различных отраслей права: таможенного, страхового,административного, экологического, о защите прав потребителей и др., но особоеместо отводится гражданскому праву. Так, в ГК РФ прведены основные определения,напрямую связанные с туристической деятельностью, а именно, статья 2 части 1ГК РФ звучит так:
Гражданское законодательство регулирует отношения междулицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием,исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемаяна свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли отпользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуглицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Правила, установленные гражданским законодательством,применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства ииностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Специфика этой сферы бизнеса — формы собственности натуристическом рынке представлены во всем многообразии. Работают, как частныепредприниматели, так и юридические лица, в том числе некоммерческиеорганизации.
статьей 128 ГК РФ к одному из объектов гражданских правотнесены работы и услуги, следовательно, туристический бизнес как деятельностьпо оказанию услуг попадает под действие этой статьи.
Туристическая деятельность предусматривает заключениедоговора возмездного оказания услуг, с одной стороны, и непосредственно связанас договором комиссии, с другой стороны, так как перепродаются услуги стороннихорганизаций.
Туризм и путешествия являются неотъемлемой частьюиндустрии гостеприимства. Путешествия – основная часть туризма. Время,расстояния, места проживания, цели и продолжительность пребывания – все этоотличительные элементы туризма. В целом туризм — многоцелевой феномен,одновременно сочетающий в себе элементы приключений, романтику дальнихстранствий, некоторую тайну, посещение экзотических мест и земные заботыпредпринимательства, вопросы здоровья, личной безопасности и сохранностиимущества граждан.
Туристская деятельность делится на туроператорскую;турагентскую; клубный отдых.
Турагенты
Турагентство– достаточно распространенный вид бизнеса в туризме. Конкуренция подталкиваеттуристические фирмы к поиску своей ниши в турбизнесе, заставляет приспособленияк спросу с учетом различий между отдельными группами потребителей. Значительнаячасть фирм действует как розничные турагентства, работая с клиентами напрямую.
ü Основные задачи турагентства:
полное и широкое освещениевозможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам,туристическим центрам и т.д. продвижение этой информации с помощью рекламы;организация продажи туристического продукта в соответствии с современнымиметодами торговли, а также используя специфику и особенности туристическогобизнеса.
ü Туристические агентства могутиметь разнообразные формы:
чисто туристические агентства попродаже туров, сформированных туроператорами на условиях комиссионноговознаграждения;
транспортно-туристическиеагентства по организации транстуров. Здесь есть перспективы для созданиясовместных предприятий с транспортными организациями: авиационно-транзитнымипредприятиями, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия сперевозчиками также являются агентские соглашения на реализациию транспортныхбилетов.
С точки зрения спецификидеятельности турагентства могут быть многопрофильными (наиболеераспространены), то есть осуществляющими комплексное обслуживание любыхклиентов, включая отпускников, командированных и пр. и специализированными,наиболее распространенными из которых являются коммерческие турагентства,организующие деловые поездки для крупных компаний, включая конгрессноеобслуживание, а также специализирующиеся в организации отдыха.ü Налогообложение прибыли утурагентов:
Если турагент продает путевки попосредническим договорам, то момент реализации путевок в зависимости отвыбранного метода учета доходов и расходов определяется так:при использовании метода начисления – это дата утверждения отчета;при использовании кассового метода – это дата получения от покупателей оплаты за проданные путевки.Предварительная оплата туров также считается выручкой.
РОЛЬ ТУРАГЕНТОВ
НА ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ.
Составлением и продажей туровзанимаются туристко-экскурсионные организации.
На практике они могут носитьлюбое название — от туристического бюро до ассоциации туристов ипутешественников. Однако с точки зрения вида предпринимательства их можноподразделить на туристические агентства и туристических операторов.
Что означают эти термины, в чемих основные различия и особенности?
Туристический продукт формируетсяиз услуг предприятий, причастных к обслуживанию людей на отдыхе и впутешествиях: транспортных фирм и компаний, гостиниц, ресторанов, кафе,экскурсионных фирм, музеев и выставочных залов, парков аттракционов, азартныхмероприятйя и заведений, спортивных и курортных организаций.
Комплектацией туристическогопродукта в соответствии с требованиями и пожеланиями клиентов, то естьформированием набора услуг под названием «тур», занимаются турооператоры.
Турагент реализует туристическийпродукт клиенту в виде комплексов (инклюзив-туров) или свободного набора услуг(заказных туров).
Туроператор комплектует туры иформирует комплекс услуг для туристов, разрабатывает туристические маршруты,насыщает их услугами путем взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечиваетфункционирование туров и предоставление услуг, готовит рекламно-информационныеиздания по своим турам, рассчитывает цены туров, передает туры турагенту для ихпоследующей реализации туристам.
Турагент – организация-посредник,занимающаяся продажей сформированных туроперетором туров потребителю. Турагентдобавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места проживания до первогопо маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещенияобратно.
Главной рыночной ролью этихорганизаций является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами. Этоспецифический вид туристического бизнеса. Здесь важен правильный выборпоставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристического рынка,бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления.
Основные функции туристическихорганизаций: комплектующая; сервисная; гарантийная.
Комплектующая функция – этокомплектация тура из отдельных услуг — для рецептивного туроператора;комплектация комбинированных туров из туров рецептивных — для инициативноготуроператора; комплектация пакетов туров с транспортными и некоторыми другимивидами услуг – для турагентств.
Сервисная функция – этообслуживание туристов на маршрутах и в офисе при продаже пакетов туров.
Гарантийная функция — этопредоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристическим услугам вобусловленном количестве и на обусловленном уровне. Согласно действующемумеждународному и российскому законодательству за качество предоставленнойуслуги полную ответственность перед туристом несет та организация, котораясформировала и продала ему пакет услуг, независимо от того, сама онапредоставляет эти услуги или третье лицо (поставщик услуг).
Обычно туроператор – это болеекрупная, чем турагент, компания. Она имеет головной офис и несколько филиалов –агентскую сеть. Независимо от собственной агентской сети, туроператор заключаетагентские соглашения с независимыми турагентствами на продажу своих туров.
Турагенты и тураператоры могутиметь разнообразные формы собственности: частную, государственную, акционерноеобщество, однако суть предпринимательской деятельности и рыночные функции отэтого не меняются.
Главной рыночной задачей, кактурагента, так и туроператора, остается обеспечение устойчивого положения натуристском рынке и получение устойчивой прибыли.
Основные различия междутурагентами и туроператорами:
по системе доходов.
Туроператор имеет некоторыйтуристический продукт, и его прибыль формируется из разницы между ценой покупкии ценой продажи. Туроператор может приобретать отдельные услуги, из которыхзатем формирует комплексный туристический продукт со своим механизмомценообразования. В это время турагент действует как розничный продавец, и егоприбыль получается из комиссионных за продажу чужого туристического продукта.Турагент реализует туристический продукт (часто и отдельные услуги: авиабилеты,номера в гостиницах и т.д.) по реальным ценам туроператоров или производителейуслуг;
по принадлежности туристическогопродукта.
Туроператор всегда имеет запастуристического продукта для продажи, а турагент запрашивает определенныйпродукт (услугу), только когда клиент проявляет покупательский интерес.
В повседневной практике бываеттрудно определить различие между туроператорами и турагентами. Чаще всего обеэти функции выполняет одно предприятие. Законом РФ «О туристическойдеятельности» это не запрещено, и на практике фирма может сама разрабатыватьмаршруты как туроператор и продавать их туристам и другим агентам, одновременно как турангент, приобретая туры у других фирм для своих клиентов.