Социальное пространствои времяВозникновение социально организованной материи связанос формированием новых, качественно специфических простран ственно-временныхструктур.Пространственн ые структуры, характеризующиеобщественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к био логическомупространству. Здесь возникает и исторически разви вается особый типпространственных отношений, в котором развивается человек как общественноесущество.
Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы икосмоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функцио нально расчленено наряд подпространств, характер которых и и взаимосвязь исторически меняются помере развития обществ.Уже на ранних стадиях человеческой истории формируютсяособые пространственные сферы жизнедеятельности, значимые для человека.Функционально выделены из окружающей среды пространство непосредственного обитания жилище и поселения , территория вокруг него, включающая особые зоныхозяйственных
циклов. У племен, ведущих охотничье-собирательский образ жизниэти зоны образуются в зависимости от циклов восстановления леcных растений и животных в той экосистеме, в которуювключено племя. С возникновением древних земледельческих обществ особоезначение приобретают зоны плодоносных земель. Например, для жителей ДревнегоЕгипта зона по берегам Нила была особым пространством, имевшим решающеезначение для судеб этой цивилизации.
Освоенное человеком, очеловеченное , инеосвоенное про странство природы с точки зрения природных свойств не разли чаются.Но в социальном плане их различие существенно. Оно определено отношениямичеловека к миру, исторически складывающимися особенностями воспроизводстваспособов человеческой деятельности и поведения.Специфические черты и характеристики социальногопростран ства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человекасоответствующей исторической эпохи. Например, в древ них мифах яснопрослеживается представление о качественном различии частей пространства,противопоставление упорядочен ного пространства человеческого бытия остальномупространству, в котором действуют недобрые и непонятные человеку силы. В этихпредставлениях в фантастической форме отражалось реальное раз личие между очеловеченным пространством и пространством природы, остающимся вне сферычеловеческой деятельности.Привычные нашему здравому смыслу представления о про странстве,где все точки и направления
одинаковы физика эти свойства определяет какоднородность и изотропность простран ства , возникли в качестве доминирующихмировоззренческих образов на относительно поздних этапах человеческой истории.Их становление в качестве мировоззренческих ориентиров в европейской культурепроисходило в эпоху формирования ранних бур жуазных отношений и было связано сломкой мировоззренче ских ориентации, возникших в эпоху средневековья.Средневеково му мышлению было свойственно рассматривать пространство как некоторуюсистему
разнокачественных мест. Каждое из них наде лялось определеннымсимволическим значением. Различался зем ной греховный мир и мир небесный мир чистых сущностей .Чтобы понять особую природу социального пространствакак объективно существующего, важно выработать представление о це лостнойсистеме общественной жизни. Эта система включает в качестве своих компонентовпредметный мир, который человек создает и обновляет в своей деятельности,самого человека и его отношения к другим
людям, состояния человеческогосознания, регулирующие его деятельность. Все это единое системное целоесуществует только благодаря взаимодействию составляющих его частей мира вещей второй природы , мира идей и мира чело веческих отношений. Организация этогоцелого усложняется и ме няется в процессе исторического развития. Оно имеетсвою особую пространственную архитектонику, которая не сводится только котношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, егосоциальные связи и те смыслы, которые фикси руются в системе общественнозначимых идей. Мир вещей второй природы , окружающих человека, ихпространственная организа ция обладает надприродными, социально значимымихарактеристиками. Пространственные формы технических устройств, упоря доченноепространство полей, садов, орошаемых земель, искус ственно созданных водоемов,архитектура городов все это со циальные пространственные структуры.
Они невозникают сами но себе в природе, а формируются только благодаря деятельностилюдей и несут на себе печать социальных отношений, характерных для определеннойисторической эпохи, выступая как культурно-значимые пространственные формы.Специфика социальногопространства тесно связана со специ фикой социального времени, которое являетсявнутренним време нем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отноше ниюк нему время природных процессов.Социальное время является мерой изменчивостиобщественных процессов,
исторически возникающих преобразований в жизни лю дей.На ранних стадиях общественного развития ритмы социаль ных процессов былизамедленными. Родо-племенные общества и пришедшие им на смену первыецивилизации древнего мира воспроизводили на протяжении многих столетийсуществующие социальные отношения. Социальное время в этих обществах носи локвазициклический характер. Ориентиром общественной прак тики было повторениеуже накопленного опыта, воспроизводство действий
и поступков прошлого, которыевыступали в форме свя щенных традиций. Отсюда особая ценность прошлого временив жизнедеятельности традиционных обществ. Человек древнейших цивилизаций жил,как бы оглядываясь в прошлое, которое пред ставлялось ему золотым веком. Неслучайно в традиционных об ществах понятия древний и хороший , добрый былипочти синонимами.Идея направленности времени и ориентация на будущеевоз никли в культуре значительно позднее. Линейно направленное историческоевремя проявляется наиболее отчетливо в обществе эпохи формированиякапиталистических отношений. Капиталисти ческая система производства посравнению с предшествующими ей формациями привела к резкому ускорению развитияпроизводительных сил и всей системы социальных процессов. Еще в боль шей мереэто ускорение свойственно современной эпохе, когда бурно развертываетсянаучно-техническая революция.Таким образом, социально-историческое время течетнеравно мерно.
Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественно гопрогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходитнеравномерно. В эпоху революционных преоб разований это ускорение, своеобразноеспрессовывание историче ского времени, его насыщение социально значимымиисториче скими событиями, происходит в значительно большей степени, чем впериоды относительно спокойного развития.Социальное время, как и социальное пространство, имеетслож
ную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга раз личныхвременных структур. В рамках исторического времени, в котором происходятсобытия, характеризующие историю народа, нации, развитие и сменуобщественно-экономических формаций, можно выделить время индивидуальногобытия человека, которое определяется протеканием различных социально ииндивидуально значимых для него событий.Особую важность приобретает анализпространственно-временной структуры на разных этапах истории общества,
изучениемеханизмов ее изменения и развития как важ ного аспекта динамики социальноорганизованной материи, что своеобразно проявляется в индивидуальной жизнилюдей.