–PAGE_BREAK–1.2. Понятие идеологии
Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена, вот некоторые: К. Маркс как ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества; Маннгейм как искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; А. Гоулднер как продукт социокультурных изменений, связанных с кризисом традиционных способов социального воспроизводства и формированием новой рациональности европейских обществ.
Состояние общественного сознания всегда было показателем нравственного здоровья страны. Морально-этические ценности, ориентация общества свидетельствуют о направленности его развития, в то время как знание, социальное настроение, мироощущение – о качестве его развитии. Ряд авторов, рассматривая противоречивое, конфликтное состояния общества, предлагают преодолеть данную противоречивость социальных ориентиров за счёт абсолютизации ценностей одной из сфер общественной жизни: экономической, политической, правовой, духовной. Или же правильными будут те нормы и направления, которые продиктованы, скажем, идеологиями монетаризма, правового государства, национального или геополитического интереса, поскольку системность – есть неотъемлемый признак любой идеологии. Большинство исследователей при всём разнообразии своих оценок и представлений о значимости идеологии, сходятся в том, что идеология является действенным инструментом, способным вырабатывать определенные цели политического развития, обеспечивать укрепление власти.
В таком случае можно ли применить к определению идеологии понятия истинности или ложности? Идеология не истинна и не ложна. Её отдельные фрагменты, будучи вырваны из контекста идеологии в целом и взятые сами по себе, могут сопоставляться с реальностью и оцениваться как истинные или ложные. Но идеология как целое оценивается степенью адекватности той реальности, в которой живут её потребители. Эта степень зависит от многих факторов, в том числе и от того, какие явления отражены в данной идеологии, насколько они важны для людей и, каково в ней соотношение истинных и ложных суждений. Степень адекватности может меняться с годами. Так, колоссальные перемены в жизни человечества во второй половине XXвека привели к тому, что степень адекватности марксистской идеологии резко упала. Марксистская идеология утратила былую эффективность, поскольку упала степень её адекватности и потому её отменили в качестве государственной идеологии России.
Следует отличать идеологию вообще, от политической в частности. Суть политической идеологии сводится к отправлению властных полномочий. Идеология также использует результаты научного познания, но опять-таки в целях формирования и стандартизации сознания людей. Наука отличается от идеологии, прежде всего своей социальной функцией. Функция науки – познание реальности, разработка методов познания и вооружения людей результатами познания. Идеология может быть институционально оформлена в соответствующих политических и не политических группировках, союзах, партиях, движениях.
Отношения между политикой и идеологией определяются рядом специфических особенностей, которые их сближают: они представляют собой явление сознания; подпитываются экономической, культурной и духовной жизнью общества; включены в исторический процесс. Идеология универсальна, как и политика, т. е. способна охватывать самые различные области деятельности, мысли, поведения и определять их направление, цели и средства (образ мыслей, особые интересы). Идеология тесным образом связана с процессом сопоставления идеалов и конкретных задач и возможностей, которые занимают в политике центральное место. Именно идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться (процесс идеализации, т. е. выбора целей, ориентация этого выбора). Поэтому и возникают такие её виды как консервативная, либеральная, прогрессивная либо реакционная политика.
Политика и идеология – это наиболее экспансивные, навязчивые системы общественного сознания и организации, они не только способны проникать в другие сферы его жизни, но и сочетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая её слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений немедленно и неизбежно замещается идеологией. Она способна и вытеснять политику и подчинять её себе, особенно, когда идеологизация политики стимулируется какими-либо внешним событием: угрозой извне или внутренними обстоятельствами – спад в экономике, трудовые конфликты, в социальной сфере и так далее. Политика и идеология в равной мере активны и связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, решений, программ. Они неизбежно поляризуются на различные направления с положительными и отрицательными оценками по принципу «да – нет». Поэтому они делятся на правые и левые, реакционные и т. д. И политика, и идеология способны в то же время на компромиссы, взаимоприемлемые решения.
По этим причинам естественным отношением политики и идеологии является их непосредственное объединение в политико-идеологический комплекс. Тем не менее существуют, по общему правилу, допустимые пределы взаимного проникновения идеологии в политику, за которыми гиперидеологизация разрушает политику, делает её нефункциональной, неспособной определять и решать общественно важные задачи, порождает тоталитарные и тиранические режимы, репрессии, кризисы, войны. Избыток идеологии порождает потребность деидеологизации политики, освобождения её от идеологических приоритетов. Требование деидеологизации может распространяться на исполнительскую деятельность в политике, который не должны решать идеологические пристрастия.
Существует и другая схожая проблема несоответствия политики и идеологии: несовпадение частных, групповых, классовых, так сказать, идеологий с большой политикой. Что способно придать политике направление, которое более не отвечает общим интересам страны и народа. Отсюда возникает вождизм, авторитарное правление, личная и групповая диктатуры, диктатура партий, кланов и т. д.
продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 2. Функции и уровни идеологии
Политическая идеология, как и любая другая, складывается спонтанно или создается специально с целью выполнения ею главной функции, а именно: обеспечивать протекание процессов в охватываемой ею области в наиболее эффективном режиме и связности, с определённым заданным ею содержанием. Функции идеологии, прежде всего, сводятся к овладению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев настоящего и будущего развития общества. Она определяет цели и задачи, к которым люди должны стремиться.
Идеология – система идей, вызывающих к жизни определенную политическую практику, идеи, дающих начало интеллектуальным или массовым движениям, и поэтому эти идеи должны быть поняты и приняты людьми, объяснять, во имя чего жить, бороться, как строить отношения с другими людьми. Такое объяснение основывается на упрощении реальной сложности мира. Например, с позиций науки может исследоваться сложная феноменология конфликтов, а для идеолога все будет просто и ясно – он абсолютизирует один фундаментальный вид – классовый или расовый, с позиций которого и объяснит жизнь и смысл деятельности своим последователям.
При этом идеология должна создавать положительный образ проводимой политики. Указывать на её соответствие интересам того или иного класса. Идеология должна заниматься не столько пропагандой и распространением идеалов, ценностей, сколько стимулировать действия и поступки граждан в нужном направлении. Выполняя свои политические функции, идеология стремится сплотить общество. Способность к сплочению населения будет зависеть от того, насколько идеи и положения идеологии соответствуют взглядам и предпочтениям людей.
В то же время, помимо рациональных положений, любая идеология представляет собой частично миф и некоторые цели предлагает населению воспринять на веру.
Среди основных функций идеологии можно выделить следующие:
1. Ориентационную, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, она задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности
2. Мобилизационную, то есть, предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию
3. Интеграционную, связанную с тем, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии задают ему значимость, превосходящую по своим масштабам любой индивидуальный или групповой интерес. Политические идеологии противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором
4. Амортизационную, которая заключается в том, что, будучи способом интерпретации политической действительности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации
5. Выражения и защиты интересов определённой социальной группы, поскольку политические идеологии возникают на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить их интересам других групп.
Эти функции политические идеологии выполняют благодаря двум свойствам, которые отличают их от других форм политического сознания, например, политической психологии – претензии на глобальность и нормативность. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своём великом призвании изменить мир и использовать все возможные средства во имя реализации выдвинутой идеи. Предлагаемая конкретной идеологией интерпретация требует преданности со стороны её приверженцев ценностям и нормам, которые она культивирует.
Ценность – это значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей или общества в целом. Это не свойство самих объектов, а результат их вовлечённости в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей человека. Система ценностей – это мир значений, благодаря которому человек приобщается к чему-то более важному и непреходящему, чем его собственное существование, так как именно благодаря приобщению к миру ценностей жизнь отдельного человека приобретает смысл. Идеология является теоретическим обоснованием системы ценностей определённых социальных субъектов, она определяет им их мир значений и смыслов, приобщая к делу, которое выходит за рамки индивидуального существования.
Есть ещё одна сторона ценностного отношения это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему нужно стремиться, относиться с уважением и так далее. Идеологии как теоретические обоснования тех или иных ценностей взывают не только к разуму, но и к чувству. Ценностное отношение к действительности рассматривалось ещё М. Вебером в его типологии социального действия. Вебер различал несколько типов социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное. В современной политологии идеологию и идеологическое сознание рассматривают на трех уровнях.
Первый, самый высокий – концептуально-теоретический или уровень социальной философии, суперидеологии. Это уровень, на котором создаются политико-идеологические теории, разрабатываются, изобретаются новые системы ценностей, способные регулировать поведение людей, а творцами, изобретателями новых ценностей являются малоизвестные широкой публике философы и учёные, учителя человечества, которые будут признаны только тогда, когда разработанные ими идеи востребуются жизнью.
Второй – программно-политический, собственно идеология. На этом уровне система идей, ценностей, идеалов переходит в цели, переводится на язык партийно-политических программ, требований, уставов, норм, лозунгов, предполагает выработку стратегии и тактики действий. Иными словами, вместе с целями движения разрабатывается вопрос о методах и средствах их достижения с выработкой соответствующих нормативных правил.
Третий – актуализированный, уровень массового сознания, идеологии-чувства. Он характеризует степень усвоения массовым сознанием идей, целей, идеалов и ценностей соответствующей идеологии. Как говорили о демократических идеях Руссо во времена французской революции: «он спустил философию с небес на землю, принес её в каждый город, в каждый дом».
Четвёртый – пограничный, аффективное действие, направленное на немедленное удовлетворение душевного волнения, страсти, владеющей индивидом, находится на границе осмысленности. Чувство довлеет над человеком в аффективном действии.
Таким образом, к XIX веку сложились четыре основных типа идеологии:
1) либеральная
2) консервативная
3) социалистическая (социал-демократическая)
4) националистическая
Характерным современным явлением стало обновление традиционных идеологий, появление их неоклассических форм: неомарксизма, неолиберализма, неоконсерватизма. Они сохраняют основные установки прежних течений, но в некоторых отношениях способны радикально перестраиваться, например, в оценке экономической деятельности государства.
продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 3. Типология идеологий3.1. Либерализм
В истории либерализма в целом можно выделить следующие этапы развития:
1. Классический либерализм XVII-XIX вв., представляющий собой религиозно-светский тип идеологии, где наряду с религиозными протестантскими ценностями, сосуществовали светские либерально-просветительские ценности.
2. Новый либерализм, или неолиберализм, также представляет собой светский тип идеологии. Своего рода дополнением к неолиберализму является либеральный неоконсерватизм, получивший своё развитие в США и Великобритании, в периоды нахождения у власти Р. Рэйгана и М. Тэтчер, или просто в идее приватизации государственной собственности.
К «классикам» либерализма относятся Локк, Монтескьё, Бентам и другие. Многие представители современной западной политической науки относят себя к либералам. В XVIII в. и на протяжении большей части XIX в. либералы выступали главным образом в качестве апостолов свободы. Однако развитие производства, урбанизация, появление крупных предприятий, нестабильность, крайности конкуренции и монополизма, а особенно последствия Великой депрессии в США и двух мировых войн постепенно привели к преобразованию либерализма. От проповеди крестового похода против государственного вмешательства, либерализм перешёл к идеям защиты слабых и предупреждению нестабильности экономической системы.
С точки зрения либералов, государство существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять рамки осуществления индивидуальной свободы. В сфере политики либерализм возник как реакция на авторитарные режимы. Либералы стремились ограничить права наследственной власти, установить институты парламентского правления, расширить круг лиц, имеющих право голоса, и обеспечить гарантии гражданских свобод. Такого рода меры рассматривались одновременно как реализация политической свободы и как средство достижения экономических реформ, на которых настаивали либералы.
В экономической области либерализм был реакцией на вмешательство государства в решение экономических вопросов. Либералы выступали за свободную конкуренцию внутри страны и свободу торговли между различными странами. С их точки зрения, частное предпринимательство, действующее на рынке согласно принципу конкуренции, является прямым выражением фундаментальных экономических свобод и источником политической свободы. На взгляд либералов, свобода торговли между различными странами служит средством разрешения конфликтов и предупреждает возможные военные столкновения. Внутри отдельной страны индивиды, преследующие свои собственные интересы в условиях конкуренции, косвенным образом способствуют реализации интересов всей страны в целом.
Совершенно другой смысл слово «либерализм» приобрело в XX в., особенно в США. Это различие почти не касается конкретных политических форм общественного устройства, предлагаемых старыми и новыми либералами. Различия между либерализмом XIX в. и либерализмом XX в. принимает значительно более резкие формы в сфере экономики. Первые либералы выступали за частное предпринимательство и минимальную степень вмешательства государства. Сегодняшние либералы меньше верят в рынок и выступают за самое широкое государственное вмешательство в экономическую деятельность.
В XX в. некоторые учёные либерального толка, в частности Саймонс, и Ф. Хайек, высказывали мысль, что эта связь может иметь и обратную направленность, то есть экономический либерализм является средством достижения политической свободы. Сам по себе он, конечно, не служит гарантией свободы, однако является её необходимой предпосылкой. История не знает примера страны, в которой бы имелась политическая свобода, но не было свободы экономической. С точки зрения теории, сохранение политической свободы требует существования относительно независимых центров сосредоточения власти. Политическая власть по своей природе стремится к централизации. Экономическая власть может носить весьма децентрализованный характер, и поскольку она организована посредством безличностно действующего рынка, то способна противостоять власти политической. Стоит отдать рычаги экономической и политической власти в одни руки, и существование политической свободы будет зависеть исключительно от доброй воли тех, кто находится у её руля.
Современный либерализм представляет собой одну из наиболее влиятельных в западном мире идеологий, воплощающих триумф её триумф, у которой даже не осталось альтернативы. В настоящее время, начиная с 90-х г. XX в. либерализм вступил в новую фазу своего развития. Это своего рода спекулятивно-финансовый либерализм стран «золотого миллиарда». Радикальный либерализм с негативным предубеждением относится к государству, недооценивает государственное регулирование экономики и других неполитических сфер деятельности, преувеличивает значение рыночных механизмов в осуществлении общественной свободы, а также меру независимости личности от общества. Практика либерализации цен, то есть освобождения их от государственного регулирования, является характерным примером радикально-либерального мышления.
3.2. Консерватизм
Этимология термина «консерватизм» восходит к латинскому слову conservare – сохранять и означает в широком смысле сбережение, защиту. Включение понятий «консерватизм», «консерватор» в научный лексикон связано с именем французского писателя Ф. Шатобриана (1768-1848). Как правило, отправным пунктом современного консерватизма считается выход в свет в 1790 г. знаменитого эссе Э. Берка «Размышления о Французской революции». Сам термин «консерватизм» вошёл в обиход после основания Шатобрианом в 1815 г. журнала «Консерватор». Серьёзный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи и политические мыслители, такие как К. Леонтьев, Н. Данилевский, В. Соловьев, И. Ильин.
В политический обиход термин «консервативный» ввёл британский премьер-министр Р. Пиль, лидер партии консерваторов в 30-40-х г. XIX в. Ведущим мотивом при этом явилось стремление «избавить тори от идентификации исключительно с землевладельцами и объединение всех, кто заинтересован в сохранении существующего порядка». Оформление консерватизма как политической идеологии принято связывать с эпохой Нового времени. События Великой Французской революции, формирование новой картины мира в век Просвещения стали главными катализаторами генезиса консерватизма как ответной реакции на исторический вызов.
Если либерализм и социализм с самого начала возникли в качестве классовых идейно-политических течений, соответственно буржуазии и рабочего класса, то в этом смысле значительно сложнее обстоит дело с консерватизмом. В целом как тип общественно-политической мысли и идейно-политического течения консерватизм отражает идеи, идеалы, установки, ориентации, ценностные нормы тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных социальных группировок, которые испытывают всёвозрастающие трудности и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоёв населения.
Консервативная идеология базируется на представлениях незыблемости традиций прошлого. Она ставит во главу угла ценности, проверенные веками, из чего следует сопротивляться любым инновациям, даже тем, которые несут в себе какие-то позитивные элементы. В области экономики консерватизм предполагает абсолютизацию традиционных для данного общества отношений, обычно аграрно-патриархальных, и противостоит идее свободного рынка и индустриальной модернизации. Будучи местнической идеологией, консерватизм тяготеет к принципам национальной обособленности, сильной государственности в традиционных для данного общества формах. Исторический обзор становления консерватизма позволяет учёным заключить, что его главная традиция вытекает из взаимосвязанных концепций традиционализма, скептицизма и органицизма (органицизм — методологическая ориентация, получившая распространение во второй пол.XIX в. В ней общество рассматривается как целостный организм, поведение которого неразложимо на отдельные элементы).
Органицизм можно считать ядром консерватизма. Из него вытекает отрицательное или скептическое отношение к теоретическому знанию в сфере политики. Это влечёт за собой привязанность к традициям и нежелание изменений. Идеология обычно выводит рекомендации по улучшению существующего положения вещей исходя из представлений о человеческой природе.
Консерватизм отрицательно относится к теории. Если считать идеологию теорией в строгом смысле слова, то консерватизм не является идеологией. Любая идеология включает теоретические положения. Поэтому она отличается от обычных мнений, убеждений, принципов поведения, политических взглядов, идеалов и утопий. Традиционализм включает несколько убеждений: политика должна опираться на сложившиеся традиции; существующие учреждения, институты и виды практики должны быть сохранены при любых обстоятельствах; социальные и политические изменения (прежде всего революционные) не заслуживают доверия. Иначе говоря, консерватизм аккумулирует склонности большинства людей.
Консервативный традиционализм не исключает изменений, Э.Берк писал: «Если государство лишено возможности изменений, то у него нет и возможности заботиться о собственном состоянии». Забота в данном случае означает выдвижение ряда требований по отношению к изменениям: они должны быть ответом на изменение внешних обстоятельств существования государства прирост населения, числа образованных людей, новое отношение равновесия между сельским хозяйством и промышленностью, динамика межгосударственных отношений и т.п.); они должны быть реакцией на потребности больших масс людей, вытекающих из изменения конкретных обстоятельств; они должны быть настолько постепенными, чтобы можно было противодействовать негативным побочным последствиям.
Вместе с тем истинный консерватизм должен учесть изменяющиеся реалии и приспосабливаться к ним. Свою способность к этому консерватизм продемонстрировал на поворотных этапах истории. Так, в период господства свободного предпринимательского капитализма он интегрировал идеи свободной конкуренции, свободного рынка, а после великого экономического кризиса и особенно после Второй Мировой Войны кейнсианские идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ, государства благосостояния и так далее. В этом аспекте в 70-80-е г, консерватизм претерпел далеко идущую трансформацию.
Неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии, крепком государственном порядке. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных слоёв, неоконсерваторы чётко ориентировались на сохранение в обществе и гражданине чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не может заполнить образовавшийся в человеческих сердцах духовный вакуум.
продолжение
–PAGE_BREAK–