Эластичность спроса и предложения

Московский государственный университет экономики,статистики и информатикиФилиал в г. МинскеКафедра экономики и информатикиКурсовая работа
по дисциплине «МИКРОЭКОНОМИКА»Тема: «ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ИПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Выполнил
 студент I курса                                                       МинецНаталья Владимировна
Руководитель                                                           СавроцкаяНаталья Георгиевна
 
МИНСК

СОДЕРЖАНИЕ
1.  ВВЕДЕНИЕ                                                                                                       1
2.  СПРОС                                                                                                               4
3.  ПРЕДЛОЖЕНИЕ                                                                                            9
4.  ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСАИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                 13
4.1. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА                                                                   13
4.2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                   17
5.  ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМФАКТОРАМ.                                                                                                   18
6.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                             24
7.  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ                                        25
 

1.ВВЕДЕНИЕ
Любой рынок, независимоот его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе ипредложении, конкуренции.
Рынок—косвенная,опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции вформе купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, атакже вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовыхнорм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок —это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементамикоторой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей,информации и т.д. Рынок — основа рыночной экономики.
Рынок — это инструмент,или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов(поставщиков) отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогдакак другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличаютсяличным контактом между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являютсябезличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знаютдруг друга.
С микроэкономическойточки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим являетсяследующее: рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другимисловами, соотношение спроса и предложения.
У экономики есть оченьдейственный инструмент для объяснения этих и многих других изменений вэкономическом окружении. Он называется теорией спроса и предложения. Эта теорияпоказывает, как потребительские предпочтения определяют потребительский спросна товары, в то время как затраты предприятий являются основой предложениятоваров.
Понятие предложения и спросапоказывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельнымблагам (товарам и услугам). Сначала мы рассмотрим кривую спроса, а затем кривуюпредложения. Используя эти основные понятия, можно увидеть, как определяютсярыночные цены. Именно движение цен — механизм цен, уравновешивает или приводитк равновесию предложение и спрос.
Инструменты, способствующиеустановлению равновесия на рынке:
Во-первых,это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителяпри определении необходимости изменения объемов производства. Изменение ценповлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределилии то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.
Во-вторых, это спрос ипредложение. Спрос — это представленная на рынке потребность в товарах,определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купитьпри сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение — это количество товаров,которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросоми предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой ценыравновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при которомобеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесиепроизводства и потребления.
Наконец, в третьих, этоконкуренция. Цель каждого предпринимателя — максимизация прибыли, а,следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это снеизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодныеусловия производства и сбытов товаров, рост объемов производства, и онивыступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Еслипредложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливаетсяконкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар,зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращениеданного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг сдругом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитныйтовар, каждый из них  старается предложить по возможности более высокую цену, чемэто могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличениепредложения данного товара.
Конкуренция являетсянеобходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции можетбыть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночногоравновесия.
Наиболее эффективнорыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции,т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей ипродавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм нарынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам посебе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
Но для того,чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоитьдва фундаментальных понятия:
/>  Спрос;
/>  И предложение.
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяетсяплатежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение —совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношениемежду ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяясоответствующие изменения в уровне цен на товары.
2.СПРОС
Экономический анализпредложения и спроса является универсальным средством, которое может бытьприменено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать:прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену иэффективность производства; оценка влияния правительственных мер по контролюцен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов,субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей.
Спрос – это обобщающийтермин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей товара.Спрос – это потребность, выраженная в денежной форме. Объем спроса – этоколичество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый периодвремени (день, месяц, год и т.д.). «Желание приобрести» здесь означает, чтопокупатели действительно имели бы желание и возможность заплатить за требуемоеколичество товара, если бы таковое имелось в наличии. Важно различать объемспроса и объем фактической покупки. Объем спроса определяется только поведениемпокупателей, тогда как объем покупки определяется и покупателями, и продавцамисовместно. Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров,неценовых детерминант, включающих доходы покупателей и их вкусы, накопленноеимущество, инфляционные и дефляционные ожидания покупателей, цены навзаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Поэтому спрос очень подвижен иизменчив.  Есть и другие неценовые факторы (возраст покупателей, национальныеособенности и т.д.), которые способны влиять на объем спроса. Их необходимовыявлять, прежде чем начинать внедрять на рынок тот или иной товар.
В зависимости от уровняэкономики, на котором формируется спрос, выделяют:
1. Совокупный спрос.
        Он формируется науровне макроэкономики.
2. Отраслевой спрос.
 Он формируется намезоуровне и представляет собой спрос со стороны других отраслей и домохозяйствна продукцию данной отрасли.
3. Рыночный спрос.
Этоспрос на какой-либо определенный вид продукции.   
4. Спросиндивидуального покупателя.
   Зависит от размеровденежных средств,      находящихся на руках населения, в сберкассах, отразличных выплат и наследства, размеров рынка, цены, полезности и качестватоваров, субъективных вкусов и предпочтений. 
Как уже говорилось выше,объем спроса зависит от многих факторов. Одним из основных является цена наданный товар. Устойчивая, повторяющаяся взаимосвязь между объемом спроса иценой, имеющая обратно пропорциональный характер, называется законом спроса.
Количество товаров,которое покупается людьми, всегда зависит от цен на товары. Между рыночнойценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегдасуществует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос нанего, уменьшение цены на этот товар, как правило, обуславливает возрастаниеспроса на него. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товараможно отразить на графике (рис.1)
Рис.1  Кривая спроса
/>/>Р
                            
/> 
 

/>/>P2                                                A    
 
                                                                                                                           
/>/>P1                                                                                    B
                                                                                                                              Qd2
/>                                                                                                                Qd1               
                                                  Q2                              Q1                                  Q
 
                                                                                                                        
При цене Р1, котораяявляется более низкой по сравнению с ценой Р2, спрос предъявлен на большееколичество продукта Q1. Когда цена повышаетсядо Р2, спрос снижается. Причина этого кроется в том, что при росте цены людиделают выбор, какие продукты им потреблять. Из закона спроса можно сделатьвывод, что при равноценности других составных величин результатом повышенияцены всегда будет уменьшение количества покупаемого товара.
Этот закон впервыесформулировал французский математик Антуан Огюстен Курно в работе «Исследованиематематических принципов теории богатства». В соответствии с его формулировкойзакона, спрос на товар составляет некоторую функцию цены, причем, как правило,убывающую. Такое положение вполне обосновано и не противоречит рынку.
Формула закона падающегоспроса А.Курно такова:
D = f(P),
где f(P)
Данный закон выражаетследующую зависимость:
/>  цены имеют тенденцию кснижению;
/>  при этом количествотоваров, на которое предъявлен спрос, наоборот, повышается;
/>   но повышение количестватоваров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чемснижение цены;
/>  отсюда кривая спроса — убывающая.
Закон падающего спросапод воздействием многочисленных факторов действует как тенденция.
Точки А и В (рис.1).ТочкаА — это позиция на линии спроса, которая обозначает количество потребляемогопродукта по данной цене. Точка В обозначает то же самое, определяя количествопродукта, которое будет потребляться по более низкой цене. Когда мы имеем делос изменением цены, линия спроса движется из точки А в точку В. Вот это движениепо линии спроса и будет результатом смены цены.
Таким образом, подспросом следует понимать всю кривую спроса, а обозначение отдельной точки накривой спроса означает «купленное количество товара» по определенной цене.Движение по данной кривой спроса представляет собой изменение объема покупок врезультате сдвигов в ценах, но вовсе не означает изменения самой кривой спроса.
Линия справа,обозначенная как Qd2, отражаетперемену спроса и свидетельствует о том, что на рынке появился новый фактор,который вызывает значительные перемены во взаимоотношениях между ценами иколичеством продукта, пользующимся спросом. Перемена в спросе может бытьвызвана увеличением дохода покупателей, внедрением экзогенного (внешнего)спроса в экономику или сменой цен на альтернативные продукты. Другими причинамиизменения спроса могут быть перемены вкусов в пользу данного продукта, новыйприток потребителей на рынке. Повышение или снижение цен на элементыпроизводства продукта меняют себестоимость и цену всего продукта. Уменьшениеколичества продукта высокого спроса приводит к повышению цены напродукт-заменитель.
Линия спроса на рис.1подразумевает только один продукт. Смена цен и наличие альтернативных продуктовпо различным ценам, которые несут в себе такую же или подобную полезность,будут влиять на движение этой линии. Изобразив на рис.1 совокупную линиюспроса, мы покажем совокупные производственные возможности страны в целом. Нотакой рисунок обычно используется для выражения перемен в спросе на примерецены одного какого-либо товара или услуги. Перемена спроса обычно бывает вызваназначительным изменением в рыночной структуре, что находит свое выражение вреальном снижении или повышении цены. Повышение спроса может наступить врезультате серьезного открытия в области технологии, что значительно снизитстоимость производительных затрат при выпуске продукта. В этом случае большееколичество продукта становится доступным по более низким ценам и,следовательно, у людей повышается на него спрос.     
/>

/>Р
                            
/> 
 

/>/>P2
 
                                                                                                                            
/>/>P1                                                                                    
                                                                                                                             Qd2
                                                                                                                Qd1                
/> 

                                                                                   Q2                             Q1      Q
                                                                                                                     
Рис.2  Кривая спроса
На рис.2 горизонтальныелинии Р1 и Р2 вышли за линию Qd1.Новая линия, обозначенная Qd2,означает, что у потребителя имеется больше денег на покупки и в результатебудет увеличено количество продукта, которое он приобретет на рынке. Предположим,что  эти линии спроса обозначают только единичные продукты. В действительностиже мы имеем дело со взаимодействием предложения и спроса на примеребесконечного множества продуктов, которые могут быть в продаже в любом месте ив любое время.
Передвижение линии спросаможет произойти при внедрении в экономику экзогенного спроса — спроса,изменение которого вызвано вмешательством правительства или внедрениемкаких-либо сил извне свободного рынка.
На рис.2 видно, что ценаподнялась и установила новые соотношения между требуемым количеством продукта ипредлагаемой ценой. Механизм цен — это лучший путь регулирования, чемвмешательство правительства. В системе рынка потребители продукта имеютвозможность сами определить, в каком количестве им потреблять продукт и сколькоза него платить. Если этому механизму не дать работать самостоятельно,результатом, скорее всего, будет сокращение объема полезности, производимой ипотребляемой обществом.
Эндогенный или внутреннийспрос — это тот спрос, который генерируется внутри общества благодаря факторам,существующим в данном обществе.
Таким образом, рынокможет регулироваться с помощью своего собственного механизма (спроса,предложения, цен и др.) и государством прямо или косвенно через госзаказы,налоги и т.д.
Различные товарыотличаются друг от друга по степени изменения спроса под воздействием того илииного фактора. Степень реакции спроса на эти факторы поддается количественномуизмерению с помощью коэффициента эластичности спроса. Понятие эластичностиспроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменениям в основных факторах(цене данного товара и других товаров, доходов потребителей и т.д.),определяющих спрос.
Эластичность — это способность спроса реагировать наизменение на рынке различных факторов (цены,
3.ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение, точно такжекак и спрос, это обобщающий термин. Он характеризует поведение фактических ипотенциальных продавцов товара.
Объеми структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке состороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностямипроизводства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибочасть производимой продукции потребляется в производстве.
В каждый данный моментположение производителей, предлагающих свой товар на рынке, не являетсяодинаковым. Некоторые из них произвели много товаров, а другие мало. Одни изних затратили на их производство меньше средств производства и труда, у другихэти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись нарынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятсяполучить самую высокую цену. При этом чем выше цена товара, тем активнее онибудут пытаться продать большее его количество, то есть увеличивать предложение(при наличии конкурентов).
Объем предложения товара– это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый периодвремени (день, месяц, год).
«Желание продать» здесьозначает, что продавцы действительно желали и могли бы поставить на рынокпредлагаемое количество товара при наличии достаточного числа покупателей. 
Как важно различать объемспроса и объем покупки, так же важно отличать объем предложения от объемапродаж. Объем предложения определяется только поведением продавцов, тогда какобъем продаж определяют и продавцы, и покупатели.
Объем предложения зависитот цены товара и других факторов, прежде всего от цен, используемых впроизводстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственныхтехнологий. Также объем предложения зависит от неценовых детерминант:количества продавцов на рынке, инфляционных и дефляционных ожиданийпроизводителей, налогов на производителей, дотаций производителям, природные ипогодные условия в сельскохозяйственной и добывающих отраслях. Помимо указанныхфакторов в каждой стране существуют и специфические факторы, от которых зависитповедение инвесторов. 
Так же как и спрос,предложение можно классифицировать в зависимости от уровня экономики, накотором оно возникает:
1. Совокупноепредложение.
2. Отраслевоепредложение
3. Предложениеиндивидуального производителя.Также предложение можно классифицировать в зависимости от натурально –вещественной формы производства товаров и услуг.Объемпредложения регулирует экономические интересы производителя, которые зависят отрыночной цены товара. Чем выше цена товара, тем большая возможность, чтопроизводитель окупит затраты и получит прибыль. Поэтому между ценой и объемомпредложения есть прямая связь, которая называется законом предложения.Нарынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами иколичеством товара, которое производители желают предложить покупателям. Этузависимость можно отразить графически (рис.3).
/>Р/>                                                                            Qs
/>/> P2

/>/>P1
                                                             
 
                                                                                                                                   
/> 

                                     Q1                               Q2                                              Q                                                                                                                 Рис.3   Кривая предложения
Кривая предложения награфике (рис.3) иллюстрирует функциональную зависимость между рыночными ценамии тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовностьпроизвести и продать. Под предложением следует понимать всю кривую предложения.Главный фактор, воздействующий на предложение — издержки производства,производственные затраты. Также на кривую предложения оказывает влияние степеньмонополизации производства и рынка.
На кривую предложения возрастающую роль оказывает технический прогресс. Он позволяет снижать издержкипроизводства и изменить предложение товара. Форма кривой предложения товара вомногом обусловлена технологией его производства, доступностью ресурсов,используемых при его изготовлении. Если мобильность производства и используемыхв нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, то естьнезначительное изменение цен означает существенное увеличение предложениятовара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов итруда, кривая предложения более крутая.
На графике криваяпредложения поднимается снизу вверх. Это обусловлено законом измененияпредложения. Суть его состоит в том, что, если цена какого-либо товараповышается при неизменности других условий рынка, то предложение этого товараувеличивается, и, наоборот, падение цены ведет к сокращению предложения.А.Курно вывел следующую формулу закона :
  S = f(P),
причем f(P)>0, где S — предложение, f — функция, P —
цена.
Криваяпредложения может менять свое положение на графике (рис.4).
/>

/>Р                                                                    Qs1  
                             Qs2
/> 
 

/>                                                                                    Qs3 
     
                                                             
 
                                                                                                                                   
      
/> 

                                                                                                                             Q
Рис.4  Кривые предложения
                                 
Qs1 — это линия перемены в предложении.То есть был введен какой-то элемент, который вызвал значительное структурноеизменение во взаимоотношении между ценой и количеством товара. Стоимость товараповысилась. Qs1 имеет больший объем ценностей, судяпо осям P и Q, чем Qs2.
Qs2 — это условие, когда что-товмешалось в процесс рынка. Например, налог на товар или другой элемент, которыйвызвал подъем цены. Это может быть условие, которое увеличивает прибыльпродавца, но подрывает рынок.
Qs3 — это ситуация, повлекшая за собойпонижение цены. Она обычно возникает при введении более современной технологии.Поэтому на рис.4 изображена ситуация перемены предложения: сначала повышениецены на продукт (Qs1), а затем — понижение цены (Qs3). Найдяподходящую цену и соответствующее ей количество товара на рис.4, можно легкоопределить, каким образом эти перемены в предложении отражаются на рынке.
Наиболее простые элементы, вызывающие изменения впредложении, — это новая технология и налоги. Налог вызовет изменение впредложении  от Qs2 до Qs1. Технология приведет к изменениямот Qs2 до Qs3. Вмешательства в систему рынка также вызовут изменения вэтом графике. Например, дотации на продукт могут привести к изменению предложения.Нормирование товара тоже подрывает предложение
4.ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
4.1.ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
В экономикешироко распространено использование процентного исчисления для выраженияспособности одной переменной реагировать на изменение другой. Для обозначенияподобных зависимостей, выраженных как отношение их процентных изменений,используется термин эластичность.
Спрос ипредложение разных товаров по-разному чувствительны к изменению факторов, ихопределяющих. Эластичность — это степень чувствительности спроса и предложенияк различным факторам.
Рассмотримсначала эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, являетсяцена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) — это степеньчувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар.Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится(уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на одинпроцент.
Математическипрямая эластичности может быть выражена в видекоэффициентаэластичности:
Относительное (процентное) изменениеобъема спроса =ld
Относительное(процентное) изменение цены
Процентноеизменение называется относительным, т. к, показывает, насколько измениласьданная величина по отношению к прежнему, настоящему или среднему значениюданной величины.
Рис. 5 Относительное изменениевеличины спроса и цены.
                           
/> Р                                              
                                                            
/> 

/>/> P2
            rР                                         
/>/>                                                                                          
/> P1                                     rQ                                                                                         
/> 

                                     Q2                               Q1                                  Q                           
Рис. 3
                                                                    
Формула средней точки, иначе называемая дуговойэластичностью, не единственная, позволяющая вычислить эластичность, и имеетсвой недостаток: она может ввести в заблуждение, если ее применять к оченьшироким интервалам изменений цены и величины спроса. Поэтому ее рекомендуютприменять к относительно небольшим интервалам изменений величины спроса и цен.Существует иная возможность вычисления коэффициента эластичности для однойточки на кривой спроса. Для линейной зависимости спроса приемлема следующаяформула:
Q=A-BP, где Q-величина спроса,
P-цена, A и B—константы.
Тогдакоэффициент эластичности в точке для эластичности спроса будет выглядеть так:
Эластичность = BP/ (A-BP).
Представляемыйгоризонтальной кривой спроса, численно не может быть определен, т. к. по мереприближения кривой спроса к линии, параллельной оси абсцисс, знаменательформулы эластичности стремится к нулю, а само численное значение эластичностистремится к бесконечности. Иначе говоря, любое сколь угодно малое повышениецены приводит к падению спроса до нуля, а любое сколь угодно малое понижениецены приводит к увеличению спроса до бесконечности. Спрос абсолютночувствителен к цене.
 
ПРАВИЛО 1. Чембольше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, темвыше эластичность спроса на этот товар.
ПРАВИЛО2. (следствие первого). Спрос на товар тем более эластичен, чем уже иконкретнее этот товар определен. Чем более агрегирован товар, тем нижеэластичность спроса.
Агрегирование—этообъединение товара с другими товарами во все более и более расширяющиесягруппы.
ПРАВИЛО3. (следствие первого). Спрос на товар одной фирмы обычно более эластичен, чемрыночный спрос на тот же самый товар, производимый во всей совокупности.
ПРАВИЛО4. (следствие первого). Товары, расходы на которые имеют значительный удельныйвес в бюджете потребителя, обладают более высокой эластичностью, чем товары,требующие незначительных бюджетных расходов.
С этой точки зрения, 20% снижение ценна автомобили окажет большее влияние на бюджет потребителя, чем такое жепроцентное понижение цены на зубные щетки. Спрос на автомобили ощутимовозрастет, на зубные щетки—слабо.
ПРАВИЛО5. (следствие первого). Невысокую эластичность имеет обычно спрос на предметыпервой необходимости, т. к. не располагают близкими знаменателями, тогда какспрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью.
ПРАВИЛО6. (следствие первого). Для большинства товаров с ростом их цен эластичностьспроса повышается, а с уменьшением цен—падает.
Это происходитпотому, что снижение цены какого-либо товара при неизменном спросе означаетрасширение его предложения. Появление на рынке дополнительных более дешевыхединиц этого товара вытеснит товары—заменители, и эластичность спроса на негопонизится.
ПРАВИЛО7. (следствие первого). Повышение спроса при неизменном предложении также вбольшинстве случаев приводит к снижению эластичности спроса, т. к. в этомслучае данный товар начинает вытеснять с рынка конкурирующие товары-заменители.
ПРАВИЛО8. (следствие первого). Эластичность спроса по цене в значительной степениопределяется временными рамками, в пределах которых принимается решение опокупке.
Существует ряд причин, покоторым на коротких временных интервалах спрос менее эластичен, чем на длинных.
Причина первая. Полное приспособление к изменениюцены какого-либо товара может потребовать изменений в структуре потребленияпокупателя.
Причина вторая. Увеличение цены одного товарастимулирует предпринимателей наладить в ходе долгосрочного периода выпуск болееширокого ассортимента товаров-заменителей, влияние которых на эластичность намуже известно.
Причина третья. Медленная, постепенная адаптациявкусов потребителей.
4.2.ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
/>Эластичностьпредложения показывает степень реакции производителя на изменение величиныкакого либо фактора. Ценовая эластичность предложения характеризуетчувствительность изменения объема производства (продаж) к изменению ценытовара. Эластичность предложения рассчитывается как отношение процентногоизменения количества производимой (продаваемой) продукции к процентномуизменению цены:
ES= ((Q2-Q1)/Q1): ((P2-P1)/P1)
Если интенсивностьреакции производителя на изменение цен велика, то предложение эластично, инаоборот.
Факторы, влияющие наэластичность предложения:
1. Фактор времени
2. Степеньсохранности товара, стоимость его хранения
3. Возможности(гибкость) технологического процесса.
Важнейший фактор,влияющий на эластичность предложения, имеющегося в распоряжении производителя(продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменениецены продукта — время. Чем больше времени, тем легче изменить объемпроизводства, т.е. тем больше эластичность.
Кроме фактора времени напредложение влияет также степень сохранности товара (например, помидоры немогут долго храниться, а грецкие орехи — могут, поэтому цены на помидорыснижаются достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительноговремени), а также стоимость и условия его хранения
Возможноститехнологического процесса также влияют на эластичность предложения. Например,если легко и быстро можно перепрофилировать или приспособить оборудование дляпроизводства пользующейся спросом продукции и т.д.
В отличие от эластичностиспроса показатель суммарного (валового) дохода для предложения просто несуществует, поскольку зависимость между ценой и количеством предлагаемойпродукции является прямой. Поэтому, независимо от степени эластичности илинеэластичности, цена и валовой доход всегда изменяются в одном и том женаправлении.
Следуетподчеркнуть огромное практическое значение использования концепцииэластичности: Показатели эластичности используются при обосновании введенияразличных налогов и, прежде всего, акцизных налогов; при разработке мергосударственного воздействия по регулированию выпуска сельскохозяйственнойпродукции; установление минимума заработной платы, и т.д.
5.ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ИПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФАКТОРАМ.
Мера реакции одной величины на изменение другой называетсяэластичностью.
Эластичность показывает, насколько процентов измениться однапеременная экономическая величина при изменении другой на один процент.Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичностьспроса, которая показывает на сколько изменится в процентном отношении величинаспроса на товар при изменении его цены на один процент.
Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовойэластичности спроса Ep равен:
/>
гдеDQ — изменение величины спроса, %; DР — изменение цены, %; «Р» в индексеозначает, что эластичность рассматривается по цене.
Аналогично можно определить показатель эластичности подоходам или какай-то другой экономической величине.
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаровявляется отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности частоиспользуется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
Если абсолютная величинапоказателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело сотносительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случаеприведет к большему количественному изменению величины спроса.
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичностиспроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменениецены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.
При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят о единичнойэластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественномуизменению величины спроса.
Существует два крайних случая. В первом возможно существованиетолько одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любоеизменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара(если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если ценаснизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показательэластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой,параллельной горизонтальной оси. /> /> /> /> />
 Р   /> /> />
 Р/   />

Другой крайний случай представляет собой пример абсолютнонеэластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса. Графикабсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярнаягоризонтальной оси.
/>

Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, безкоторых больной не может обойтись, и т.п.
Таким образом, абсолютная величина показателя ценовойэластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:
1
0£ |Eр|
     |Eр| = 1 — спрос с единичной эластичностью.
Как измерить эластичность спроса по цене? Для этогонеобходимо подсчитать процентное изменение величины спроса, процентноеизменение цены и соотнести их:
/>
Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит нетолько от соотношения приростов цены и объема, или от наклона кривой спроса, нои от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса являетсяпостоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этойкривой.
Существует еще одно обстоятельство, которое следует учитыватьпри определении эластичности. Какой объем продукции и какой уровень ценыследует использовать при расчете? Существовавший до изменения или полученныйпосле него?
На участках эластичного спроса снижение цены и рост объемапродаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, научастке неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будетстремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициентэластичности меньше единицы.
Важным моментом, оказывающем воздействие на эластичностьспроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов,призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей дляпокупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случаеповышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовуюэластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имееттенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Такая тенденция измененияэластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждыйпотребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найтитовар-заменитель.
Различия в эластичности спроса объясняется также значимостьютого или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимостинеэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя,обычно эластичен. Понятие перекрестной эластичностиспроса используетсядля определения степени влияния на величину спроса на данный товар измененияцены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности — это отношениепроцентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:
/>
где«с» в индексе означает перекрестную эластичность. Значение коэффициента оттого, какие товары рассматриваются — взаимозаменяемые или взаимодополняемые.
Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициентперекрестной эластичности будет положительным.
Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являютсяли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно,как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, можетотразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчетыпомогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.
Для оценки эластичности спросаможет быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные.Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса натовар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можноопределить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда ростдоходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).
Основная масса потребительских товаров относится к категориинормальных.
Измерив эластичность предложенияпо цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или инойпродукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложениярассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичностиспроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величинапредложения:
/>
гдеQ0и Q1 -предложение до и после измененияцены; Р0и Р1 — цены до и после изменения; «s» в индексе означает эластичностьпредложения.
Предложение, поскольку оно связано с изменениямпроизводственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос.Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателяэластичности.
Обычно при оценкеэластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный,среднесрочный и долгосрочный.
а) в краткосрочномпериоде, когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спросаприводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.В этом случае предложение неэластично;
б) в среднесрочном периоде, когда предложение может внекоторой степени отреагировать на изменение спроса и, соответственно, цены,могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, путемпривлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится,но незначительно. Эластичность предложения в этом случае повышается;
в) в долгосрочномпериоде, когда возможностей для увеличения объема производства продукциигораздо больше, т.к. все факторы производства являются переменными (в т. ч.производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.). Эластичностьпредложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимодействие спроса ипредложения, колебательное движение цен как его результат выражают сущностьзаконаспроса и предложения.
А.Маршалл правильносчитал, что закон спроса и предложения есть результат действия болеефундаментальных причин, способ реализации единства производства и потребления врыночной экономике. Этот закон –  всеобщая форма, через которую реализуетсядействие основных факторов, определяющих движение производства и цен.
7.СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика.Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1994 год.
2.  Микро- и макроэкономика, практикум.АО “Литера плюс”, “Санкт-Петербург оркестр”, 1994 год.
3.  Экономика. Учебник для экономическихакадемий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук,доцента А.С.Булатова. Издательство БЕК. Москва 1995.
4.  Рыночная экономика. Учебник. Том 1,часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 1992.
5.  Микроэкономика. Учебное пособие.Науч.ред.акад. В.Г. Тимирясов.
6.  В. Ф. Максимова. Микроэкономика. М.:Соминтэк., 1996.
7. .Борисов Е.Ф., Экономическая теория. Учебное пособие.
8. .Райзберг, «Курс экономики», Учебник.