Краткие Энциклопедические сведения. Хохлома.
Хохломскаяроспись.
Русскийнародный художественный промысел; возник в 17 веке. Название происходит от селаХохлома (Нижегородская область). Декоративная роспись на деревянных изделиях(посуда, мебель) отличается тонким узором с изображением различных растений,выполненное красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистомуфону.
ПАЛЕХ.
Палехскаяминиатюра.
Вид русской народной миниатюрной живописитемперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары).Возникла в 1923 году в посёлке Палех на основе иконописного промысла. ДляПалехских миниатюр (бытовые, фольклорные, исторические, литературные сюжеты),выполненных яркими локальными красками по черному фону, характерны тонкийплавный рисунок, обилие золота, изящество удлиненных фигур.
Городец.
Городецкая роспись.
Русский народный художественный промысел;существует с середины 19 века в районе г. Городец (Ныне Нижегородская область).Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сценки, фигурки коней, петухов,цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графическойобводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1938 г. основана артель (с1960 г. фабрика Городецкая роспись), выполняющая сувениры.
Жостово.
Жостовскаяроспись.
Русский народный художественный промысел;возник в начале 19 века в деревне Жостово (ныне Мытиженский район Московскойобласти). Декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемыхзатем лаком: букеты, фрукты, исполненные яркими красками на черном или цветномфоне. В 1928 году основана артель (ныне Жостовская фабрика декоративнойросписи).
Мстёра.
Мстёрская миниатюра.
Вид русской народной миниатюрной живописитемперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки и др.). Возниклав 1923 году в посёлке Мстёра (Владимирская область) на основе иконописногопромысла. Для мстёрской миниатюры (бытовые, фольклорные, литературные,исторические сюжеты) характерны теплота и живописная мягкость колорита,небольшие фигурки, пейзажные фоны.
Холуй.
Холуйская миниатюра.
Вид русской народнойминиатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Возникла в1932 году в поселке Холуй (Ивановская область) на основе иконописного промысла.Сюжетные композиции (современные, фольклорные, исторические, литературныесюжеты) на фоне пейзажа.
Гжель.
Гжельская керамика.
Изделия керамических предприятий врайоне села Гжель (Раменский район Московской области) Во 2-й половине 18 века“черные” (простые) и “муравленные” (поливные) гончарные изделия сменяютсямайоликой с разноцветной росписью по белой поливе. В 19 веке производилисьфарфор, фаянс и полуфаянс. В наше время традиции гжельской керамики продолжаетзавод художественной керамики в посёлке Турыгино.
Хохлома.
На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русскиедеревни — Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет свою историюизвестный во всем мире хохломской промысел. В этих деревнях и поныне живутмастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традицииотцов, дедов и прадедов.
Однако установить время появления хохломской росписи исследователям покане удалось. Ведь деревянную посуду и другую утварь долго не хранили. От частогоприменения она изнашивалась, приходила в негодность. Её выбрасывали илисжигали, заменяя новой. До нас дошли изделия хохломских мастеров в основномлишь XIX века. Но различныедокументальные сведения указывают на то, что промысел зародился в более раннеевремя, возможно в XVII веке.
Характерная для хохломы оригинальная техника, где роспись киноварью ичерной краской исполнялась по золотому фону, находит аналогии в древнерусском искусстве.
В документах есть упоминание о том, что в конце XVI и начале XVII века вТроице-Сергиевой лавре при торжественном приеме гостей им подносили деревянныековши, украшенные золотом и киноварью, а также кубки.
В начале XVII века к Троице-Сергиевой лавре были приписаны заволжскиеземли, среди которых находилась и Хохлома. Крестьяне не только видели этузолоченную посуду, но и могли знать способ её окраски. Но у хохломских мастеровбыл свой способ “золочения”. Посуду натирали оловянным порошком, покрывалиолифой и нагревали в резные позолоченные печи. Олифа от высокой температурыжелтела, а олово, просвечивающее сквозь неё, становилось золотом.
Один из лучших мастеров хохломской росписи так говорил об этом промысле:(Самый характер росписи, подражающий золотой и серебряной посуде был подсказандекоративным искусством Древней Руси… Хохлома, вероятно, была лишь поздним отражением этого большогоискусства…)
В XIX веке промысел настолько разросся, что поставлял свой товар вбольшом количестве не только на внутренний рынок, но и за границу в страныСредней Азии и Западной Европы. Изготовлением посуды и других предметов бытазанималось сразу несколько деревень Семеновского и Балакнинского уездовНижегородской губернии, Макарьинского и Варнавинского — Костромской. Среди нихбыло что-то типа разделения труда. В одной деревне обрабатывалось дерево, вдругой — наносился рисунок.
Самые ранние произведения хохломы в собрании Русского музея относятся ковторой половине XIX века. Они насчитывают около 170 разнообразных по назначениюпредметов быта. Посуда представлена мисками и чашками любых размеров: отмаленьких, похожих на десертные розетки, до огромных 70-80 сантиметров вдиаметре; различными поставцами и бочатами солонками и множеством ложек.
Дешевую обиходную посуду можно было отличить по простым узорам, нанесённымспециальными штампиками из фетровой ткани или гриба-дождевика. Это спирали,ромбики, мелкие розетки и листики.
Более дорогие вещи расписывали кистью от руки, создавая различныекомпозиции травного орнамента, где ритмично сочетаются слегка изгибающиесятоненькие красненькие и черные веточки с пышными перистыми листьями-травинками.Иногда красно-черная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотиввьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался краснойягодкой.
В 1960-е годы стали выполнять многопредметные наборы и сервизы.
Современная хохлома по праву получила широкое признание не только внашей стране, но и далеко за её пределами. Украшенные яркой росписью столовыенаборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международныхвыставках. И всегда это неповторимое жизнерадостное искусство находит любовь ипонимание людей всех национальностей.
Мстёра.
В коллекции произведений современных художественных промыслов,хранящихся в Русском музее, значительное место занимает лаковая миниатюраМстёры.
Изготовление лакированных шкатулок с миниатюрной росписью накрышках возникло в нынешнем посёлке Мстёра Владимирской области в тридцатыегоды нашего столетия. Собрание Русского музея даёт представление о путиразвития и становления искусства Мстёры за почти полвека его существования.Среди экпонатов есть и такие, которые открывают нам одну из страниц предысториипромысла. Это различные бытовые предметы из дерева, расписанные темпернымикрасками и покрытые слоем лака: круглые плоские коробочки с орнаментом, лоток слубочной сценкой, сосуды с крышками (так называемые кубышки), одни сперсонажами песен Кольцова, другие — с библейскими сюжетами. Изображение святойтроицы или скачущих на лошадях волхвов, помещенные на закругленных стенкахсосудов, вызывают невольное удивление. Чтобы понять, как появились на свет этипредметы из дерева, созданные в постреволюционные годы, нужно обратиться к ещёболее раннему периоду истории Мстёры.
Богоявленская слобода Мстёра Возниковского уезда Владимирской губернии,начиная с XIV века была одним из многих в то время центров иконописи. Ксередине XVIII столетия на долю владимирского края выпала миссия продолженияиконописного дела, когда в других центрах оно шло к затуханию. Именно воМстёре, а также в Палехе и Холуе с этого времени сосредоточилось основноепроизводство икон, расходившихся по всей России.
В 1923 году на международной выставке Полешане представили свои шкатулкис миниатюрами. Деревянные предметы мстёрцев не выдержали конкуренции с яркимипроизведениями палешан. Обидным было такое поражение для мстёрцев. Решили и онииспользовать под миниатюру тот же материал — папье-маше.
Шкатулки, ларцы, папиросницы, из папье-маше стали прекрасной основой дляминиатюрной темперной живописи, в которой мастера нашли новые возможности дляразвития своего искусства.
В 1931 году во Мстёре образовалась артель (Пролетарское искусство), гдебыл создан цех в котором стали работать над созданием шкатулок многие бывшиеиконописцы. Зачинателями этого искусства были Н.П. Клыков, А.Н.Брягин, А.Ф.Катягин, Е.В. Юрин, И.Н. Морозов, В.Н. Овчинников, Г.Т. Дмитриев.
С 1930-х до начала 50-х годов во Мстёре сложились и получили развитиеосновные особенности стиля местной лаковой миниатюры. За это время мстёрцыдостигли высокого профессионального мастерства и создали немало замечательныхпроизведений. В отличие от образов палехских художников персонажи Н.П. Клыкова- вполне реальные люди, действующие вреальной, даже конкретной обстановке. Но здесь есть необходимая в лаковойминиатюре степень условности и обобщения. Постепенно нам открываются средстваеё достижения. В композиции явно читаются три плана. Первый — полоса земли — как бы отодвигает действие вглубь своеобразной сцены, обрамленной декорацией,представляющей густой лес на фоне светлого неба. Большую роль играет колорит,построенный на сочетаниях открытых, чистых красок, которыми Клыков лепит фигурыперсонажей, подчеркивая их объёмность не светотенью, а бликами. Пейзажоставляет ощущение реального, благодаря голубым небесам с облаками, ветвистымдеревьям и колориту, передающему атмосферу тёплого, солнечного дня.
1960-е годы ознаменовались принципиально новым этапом в искусствеМстёры. Это время можно считать периодом поисков нового подхода к лаковойминиатюре, Что выразилось в стремлении художников расширить круг сюжетов иобразов и обновить средства выразительности. Большой интерес проявился кисторической теме. В работах 60-х годов встречается и попытка осмыслитьизображаемые события, и выразить своё отношение к ним.
В произведениях художников 70-х годов, которыми коллекция Русского музеядостаточно богата, предстает сложная и многогранная картина современного искусстваМстёры, своими корнями уходящего в глубь веков, а целями и задачами уходящего вбудущее. Многие из особенностей, появившихся в последнее десятилетие, получаютразвитие в миниатюре 70-х годов. Это всё большее развитие декоративного начала,причём декоративность понимается художниками иначе, чем её понималиосновоположники мстёрского искусства.
Не случайно и то, что фольклор и русская история являются источникамивдохновения художников современной Мстёры. Наряду с желание воплотить в своихпроизведениях исконные черты русского народа, мстёрские художники видели в этихтемах большие возможности и для создания декоративных композиций.
В последние годы у мстёрцев появилось стремление вернуться к пейзажной миниатюре1930-50 гг. с её голубыми небесами, пространственным построением композиций,передачей окружающей жизни. Во Мстёре растёт новое поколение молодыххудожников. Пройдет немного времени, и коллекция пополнится произведениями, вкоторых перед нами предстанет новое лицо уникального искусства Мстёры.
Жостово.
Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже более полуторавеков владеют мастерством украшения всего одной вещи — подноса. Под кистьюнародных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения.Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые иполевые цветы украшают поднос и несут людям чуство радости души, поэззиювечного цветения природы. Ведь врядли найдется человек, не любящий природу,равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силежизни. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовскоготаланта не только в нашей стране, но и за рубежом.
А когда-то, в начале XIX века, открывая в Жостове первую мастерскую попроизводству изделий из папье-маше, купец Филипп Никитьевич Вишняков и неподозревал, что основал новый промысел, которому суждено будет со временемвойти в число уникальных очагов русской народной культуры. Здесь сложилосьсамобытное искусство декоративной живописи, вобравшей в себя традиции народныхросписей на бытовых предметах и станкового живописного натюрморта, по-своемупонятово и переработанного народными мастерами. Первые подносы изготовлялись изпапье-маше, как и выпускающиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы ишкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой — пейзажи, писанныес гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. Помещённыена черном фоне в центре поля хорошо читались силуэтами фигур, локальнымицветовыми пятнами.
В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль озамене папье-маше на более прочный материал жостовцев навели подносы НижнегоТагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке вТагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным дляпредметов уральской народной расписной утвари.
Другим известным центром производства подносов стал Петербург. Здесьбыли в моде подносы фигурных форм, сложного рисунка, изображавшей цветы,фрукты, птиц среди различных раковин и прихотливых завитков.
Жостовские мастера учли опыт живописцев Нижнего Тагила и Петербурга, ноне просто использовали понравившиеся стили и приёмы, а создали на их основесвой собственный неповторимый стиль и характер украшения подносов. Он сложилсяв 1870 — 1880-е годы.
В это время увеличился спрос на подносы в городах. В трактирах, впитейных заведениях и гостиницах подносы использовались по прямому ихназначению, и как украшение интерьера. Подносное производство в Жостовепостепенно отделилось от лаковой миниатюры на папье-маше. Возникло немаломастерских, производивших подносы на продажу в Москве, в Петербурге и другихместностях. С тех пор и поныне Жостово и окрестные деревни являются своего родазаповедниками этого уникального искусства.
Коллекция жостовских подносов в Русском Музее невелика. Но в ней естьпервокласные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла инаглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени.
К числу самых известных произведений принадлежит овальный поднос,украшенный живописью по перламутру.
Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой онбыл выполнен. Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определитьвремя создания подноса.
.
гжель.
На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменскомрайоне, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собойкрасивых сёл и деревень.
Гжель — название одного из сёл — бывшего волостного центра, ставшегособирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народногомастерства.
Гжелью называют выпускаемые в этих местахвысокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.
Гжель — название одного из ведущих предприятий, где возрождено истиннонародное керамическое искусство старинных русских мастеров.
Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовнойграмоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна изнаиболее прибольных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московскихкнязей и царей, принося им немалый доход.
Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также вЯузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там иработать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах спривозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран.
На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новыйтип крестьянского населения Гжели.
К 70 — 80 годам XVIII века Гжель становится центром производства вРоссии художественной майолики. Дело в том, что со времени открытия мануфактурыАфанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистыеи расторопные, они быстро схватывали секреты нового производства майоликовыхизделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленныеновые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, какраньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями другихсортов глин и минеральных добавок.
Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом.Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неёнеобходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия,вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушекопределялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярностьгжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарнымцелям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века вРоссии довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однакогжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамикираспространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московскойгубернии.
Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особеннобольшого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов,кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись недопускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённомучерепку, покрытому белой эмалью. Гжедьцы выпускали отдельно и мелкуюмайоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни,наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятыхтеми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ястностьюзамыслов, наивностью их создателей — простых народных умельцев.
Здесь изготовлялись и изделия промышленно-хозяйственного назначения,как, например канализационные трубы для московских улиц.
В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительныепо красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.
Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и вдругих местах России.
Полуфаянс Гжели пытались делать ещё в последние годы XVIII века.Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, чтоих могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладетьтехнологией их производства.
Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не посырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку,что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак.
Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как имайолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса вначале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал,названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали изнего десятки тысяч необходимых предметов быта.
Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, нопостепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становитсяклассическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новыйизобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку сполихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краскалучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучаетсияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения,одухотворения вещей.
К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщикомкерамических изделий страны.
Во второй половине XIX века в русском керамическом производствепроисходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированныезаводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цендавали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.
В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности поГжельской области составляло 506 человек.
Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цеховразных деревень в 1972 году.
В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково иФенино — гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно ситальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. Вдеревне Коломино — Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современныепроизводства в д. Турыгино и Бахтеево — главные центры производствахудожественного фарфора.
Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков,творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемоммастерами — керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу междуискусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назадв душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по- прежнему остаётсямогучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственноститрадиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярностигжельской керамики в наше время.
История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству сужденадолгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. Вразные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей,воспитывать чуство прекрасного.
Холуй.
В семье современных промыслов лаковой миниатюрной живописи на папье-машехолуйский является самым младшим по времени возникновения.
Холуй, ныне посёлок, а раньше Холуйская слобода, расположен по обоимберегам реки Тузы, притока Клязьмы.
Дома в Холуе большей частью деревянные, одноэтажные. Многие украшеныпрекрасной резьбой с изображениеми фантастических существ — полурыб-полулюдей.Красота жилища в сочетании с красотой местной природы создавала окружение,которое способствовало творчеству. Издавна жители Холуя, не имея пахотнойземли, вынуждены были заниматься каким-либо ремеслом. Главным у них было писаниикон и вышивание.
Холуй славился своими ярмарками, которые лет сто назад соперничали снижегородской. Из разных мест сюда привозили на продажу различные изделия иматериалы. Вся округа — Холуй, Мстёра, Палех, Шуя — являлась средоточием народногоремесленного иконописания. Оно сложилось несколько веков назад.
Иконы писали темперой. В конце XIX века перешли на масляную живопись. Кконцу XIX века иконопись в Холуе изжила себя.
Первые робкие шаги в искусстве миниатюрной живописи были сделаны в1930-х годах.
Для холуйской лаковой миниатюры характерна близость к натуре, живописнаякартинность. Это одно из её направлений. В нём много бытовых сюжетов; вкомрозициях нет перегрузки подробностями, они лаконичны и ясны. Колоритотличается свежестью и чистотой. Золотой орнамент создаёт переход к нейтральнойплоскости предмета. Миниатюра прочно слита с вещью, которую она украшает.
Уже в самый ранний период деятельности иконописцев Холуя определилосьразличие их творческих манер, которое проявилось в работах над миниатюрах и вдальнейшем.
В 1960-е годы, помимо прежних однообразных шкатулок и коробок,появляются ларцы старинной формы, которые при росписи позволяют использоватьнесколько сюжетов.
Промысел холуйской лаковой живописи, самый молодой по временивозникновения, наравне с Палехом и Мстёрой вносит свой вклад в общее развитиеэтого искусства.
.