Порайонные различия Турции

Министерство Образования Республики Беларусь
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
Тема: Порайонные различия Турции

Выполнил студент
фак-та естествознания
504 группы
отделения «География. Охрана природы»
Козлов Евгений Валерьевич
Минск 2010
Порайонные различия Турции

Принимая во внимание уровень развития и особенности размещения производи­тельных сил, а также учитывая тенден­ции общественного прогресса, в Тур­ции можно выделить три крупных эконо­мических района. Это промышленно-аграрный Запад
, аграрно-промышленный Центр и аграрный Восток.
Перечислен­ные экономические районы отличаются между собой прежде всего не физико-географической неоднородностью, а гос­подствующим типом производственных отношений, особенностями хозяйственно-отраслевой структуры, этнографически­ми и демографическими показателями.
Вместе с тем в границах этих трех глав­ных районов имеются подрайоны с прису­щими только им специфическими природ­ными, социально-экономическими и де­мографическими характеристиками.
Промышленно-аграрный Запад и Юг

Включает вилайеты Западной Анатолии и Турецкой Фракии, а также южные районы Средиземноморья, охватывает чуть больше четверти всей территории страны, но здесь проживает почти 2/5 населения республики. Вот почему плотность на Западе (70 человек на 1 кв. км) в полтора раза выше средненациональной. Также включает такие подрайоны как:
1. Мраморноморский
2. Эгейский
3. Средиземноморский
Мягкий морской воздух, обильные зим­ние дожди, плодородные почвы речных долин и слегка возвышенных равнин, наличие ряда полезных ископаемых бла­гоприятствуют разнообразной деятельно­сти человека. Долины рек Большой Мендерес и Малый Мендерес известны своим инжиром, высушенные плоды которого издавна идут на экспорт в Европу, окрест­ности Измира — садами и виноградника­ми, долина р. Бакыр— маслинами и табаком, р. Гедиз — бескосточковым ви­ноградом, из которого вырабатываются лучшие сорта изюма. Долины других рек района (Марицы, Сакарьи, Суеурлука, Эргене) выделяются техническими (хлоп­чатник, табак, сахарная свекла, опийный мак) и садовыми культурами.
Леса и кустарники занимают здесь 6,6 млн. га, покрывая треть территории района. Особенно крупные массивы леса расположены на севере (вилайеты Болу, Зонгулдак и Коджаэли) и юге (вилайет Мугла).
Западная Турция богата минеральными и энергетическими ресурсами. На севере ее узкой длинной полосой протянулся по Черноморскому побережью единствен­ный в стране каменноугольный бассейн. Обнаружены и в ряде мест разрабатыва­ются месторождения бурого угля, желез­ной руды, хромитов, полиметаллов, воль­фрамовых руд, боратов, асбеста, наждака, мрамора и других полезных ископаемых.
Территория района после выселения от­сюда греков по Лозаннской конвенции 1923 г. и депортации армян имеет одно­родное турецкое население. Лишь в круп­ных портовых городах — торговых цен­трах сохранились немногочисленные ко­лонии греков, армян и евреев, играющих тем не менее важную роль в экономиче­ской жизни данного района и страны в целом. Население района быстро растет за счет притока разорившихся крестьян восточ­ных вилайетов.
В промышленно-аграрном Западе и Юге на­ивысший уровень урбанизации: город­ское население составляет там половину всех жителей. В районе много городов, в том числе семь городов (Стамбул, Из­мир, Бурса, Эскишехир, Измит, Адапазары, Денизли) с населением свыше 100 тыс. жителей в каждом. Там же на­ходится и самый крупный город стра­ны — Стамбул, имеющий 2,5 млн. жите­лей.
Это наиболее развитая часть Турции, ее индустриальное ядро. Здесь сосредоточено 2/3 фабрично-заводского пролета­риата и производится 69% промышленной продукции. Сравнительно высоко разви­ты черная металлургия (комбинаты в Карабюке и Эрегли, небольшие сталели­тейные и трубопрокатные заводы в Стам­буле, Измире и Измите) и транспортное машиностроение (сборка автомобилей в Стамбуле, Бурсе, Измире, Измите, произ­водство железнодорожного подвижного состава в Адапазары, Эскишехире, судо­строение в Стамбуле, самолетостроение в Эскишехире). Большое развитие издавна получили традиционные отрасли инду­стрии: текстильная (хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, производство ков­ров) и пищевая (мукомольная, кондитер­ская, мясо-молочная, маслобойная, сахар­ная, овоще- и рыбоконсервная, произ­водство алкогольных и безалкогольных напитков). К перспективным отраслям от­носятся химическая, энергетическая и производство строительных материалов (цемента, стекла, кирпича). Запад Тур­ции — важный центр выработки и потре­бления электроэнергии, что обусловлено как наличием энергорссурсов, так и кон­центрацией потребителей. Крупнейшие промышленные узлы района: Стамбуль­ский, Измирский, Зонгулдакский и Измитский.
В сельском хозяйстве района гос­подствующее место занимает капитали­стический уклад. Здесь много крупных ферм, оснащенных современными земле­дельческими орудиями. На этот район приходится 46% тракторного парка стра­ны. Тракторным плугом здесь вспахива­ется около 1/2 площадей. Район, концен­трирующий 29% всех посевных площадей страны, дает 90% общего сбора подсолнеч­ного семени, около 75% урожая табака, инжира, аниса, роз, до 50% урожая хлопка- волокна, сахарной свеклы, кунжута, но менее 25% годового сбора пшеницы, ячме­ня, ржи и риса. Здесь сконцентрировано почти все производство оливкового масла и опийного мака. Поэтому промышлен­ный Запад, несмотря на преобладание современных методов земледелия, соб­ственным хлебом себя не обеспечивает и часть потребностей покрывает за счет завоза зерна из соседнего Центрального района и импорта его из-за границы.
Животноводство — вторая после земле­делия отрасль сельского хозяйства — также ориентировано в значительной сте­пени на производство рыночных товаров. Здесь сосредоточено до 28% крупного рогатого скота страны и 24% мелко­го. Вокруг крупных потребительских центров возникла сеть современных птицеводческих ферм, базирующихся на продукции заводов комбикормов.
Стамбул — основной промышленный и торгово-финансовый центр Турции. В нем производится свыше четверти всей промышленной продукции страны. Ка­жется, нет отрасли, которую нельзя было бы встретить в этом городе. Это и легкая (текстильная, кожевенно-обувная, сте­кольная) и пищевкусовая (мукомольная, кондитерская, мясо-молочная, табачная) и тяжелая промышленность (машино­строение и судостроение). Стамбул — военно-морская база турец­кого флота. Через его торговый порт про­ходит большинство импортных грузов страны и часть экспортных.
Южнее Стамбула в азиатской части страны (Анатолии), на восточном берегу одного из глубоких заливов Эгейского моря, находится не менее древний го­род — Измир, основанный примерно в X в. до н. э.. Ныне это третий по величине и эко­номическому значению город Турции. Измир— промышленный и торговый центр богатого экономического подрай­она. В промышленности преобладают от­расли, перерабатывающие сельскохозяй­ственное сырье: мукомольная, маслобойная, хлопкоочистительная, хлопчатобумажная, табачная, а также машиностро­ение и судостроение. Хорошо оборудо­ванный и доступный для судов любого класса порт Измир по объему грузооборота второй в стране после Стамбула. Но если Стамбул — главные ворота для им­портных товаров, то через Измир прохо­дит свыше половины экспортных грузов. В городе располо­жен штаб командования объединенными сухопутными войсками НАТО в юго-вос­точной части южной зоны Европы.
Другим важным экономическим и культурным центром Западного района является Бурса — пятый по населению город Турции, город памятников средневековья и лечебных источников стал ныне центром текстильной (шерстяной, шелкоткацкой и трикотажной), пищевой (мясо-молоч­ной и овощеконсервной), машиностро­ительной (производство автомобилей и электромоторов) промышленности. Раз­витие индустрии не лишило, однако, города его типично восточного колорита.
На восток от Бурсы на полпути к Анкаре находится быстро растущий про­мышленный центр Эскишехир. В нем много значительных по турецким масштабам предприятий: военных (заво­ды артиллерийского оборудования, ми­нометный, самолетосборочный) и гра­жданских (локомотивостроительный, це­ментный и сахарный заводы, хлопчатобу­мажная фабрика). Это важный узел железных и шоссейных дорог, а также торговый центр.
Экономически тяготеющий к Стамбулу и лежащий в глубине одного из заливов Мраморного моря город Измит встречает приезжего лесом фа­бричных труб или, как говорят турки, «минаретов Ататюрка». Это пять неболь­ших бумажно-целлюлозных фабрик, два завода автомобильных шин, предприятия нефтепереработки, нефтехимии, мине­ральных удобрений, автосборки, произ­водства кабеля, сварных труб.
Наконец, важными промышленными городами Западного экономического района являются: Адапазары, с заводами по сборке сельскохо­зяйственных машин, локомотивов и ваго­нов, стекольно-керамических и деревян­ных изделий; Зонгулдак — центр промышленной агломера­ции, включающей угольные шахты ка­менноугольного бассейна и металлурги­ческие комбинаты в Карабюке и Эрегли; Кютахья, издревле сла­вится как город турецкой керамики. Мерсин — один из важнейших портов на Средизем­ном море. Промышленность города состоит из принадлежащего ино­странцам нефтеперерабатывающего завода, автосборочного предприятия, заво­да минеральных удобрений, двух тек­стильных фабрик, небольших мукомоль­ных, маслобойных и спирто-водочных за­вводов.
Важное значение в экономике страны играет Средиземноморский район. Здесь находится второй по зна­чению (после Западной Анатолии) центр турецкой индустрии туризма, привлека­ющий многие тысячи людей своими яркими многокрасочными пейзажами, ла­сковым, даже зимой сине-голубым мо­рем, воздухом, настоенным на аромате лавра, йода, сосен пиний и других экзоти­ческих средиземноморских растений. В этой части района сконцентрированы ис­ключительно интересные архитектурные памятники седой старины: руины древних амфитеатров, первых христианских хра­мов, крепостей и гротов, овеянных ска­зочными легендами.
Связь районов через Босфор раньше поддерживалась с помощью паромов и пассажирских судов. В октябре 1973 г., в пятидесятую годовщину Турецкой Респу­блики, было открыто движение по новому висячему мосту, протянувшемуся на 1,5 км и поднявшему свои пролеты над водами Босфора на высоту 64 м.
Аграрно-промышленный Центр

Аграрно-промышлснный Центр, или Среднюю Турцию, составляют 14 вилай­етов Центральной Анатолии и по четыре вилайета, расположенных на Черномор­ском и Средиземноморском побережьях. Общая площадь района 300 тыс. кв. км. т. е. почти 2/3 территории страны. Включает подрайоны:
1. Внутренняя Анатолия
2. Черноморский
Этот экономический район в физико-географическом отношении отличается большим разнообразием почвенно-климатических условий и растительности. Если северная окраина района — среднее Причерноморье — с умеренными осад­ками и температурным режимом, а южная — знойные субтропики Средизем­номорья с вечнозеленой растительно­стью, то остальная территория — обшир­ные просторы плоскогорий с континен­тальным климатом и большими сезон­ными перепадами температуры.
В Средней Турции разведаны и эксплу­атируются в небольших количествах месторождения бурого угля, железной руды, хромитов, медной руды, бокситов, ртути, серы, поваренной соли. С прогрессом национальной индустрии экспортный сек­тор добывающей промышленности посте­пенно сокращается, но по ряду минералов (хромиты, медь, полиметаллы, бораты), по существу, сохраняется полная зави­симость производства от спроса на миро­вом рынке.
В районе проживает 38% жителей стра­ны. Показатель плотности населения рай­она (45 человек на 1 кв. км) почти совпа­дает с общенациональным, но значи­тельно ниже соответствующего показате­ля на западе страны. Однако в этом отно­шении различные местности значительно отличаются одна от другой. В прибреж­ных вилайетах и на низменных равнинах плотность иногда вдвое превышает рай­онный показатель, а в полупустынных областях опускается намного ниже рай­онного.
Средняя Турция имеет девять городов с населением свыше 100 тыс. человек. Это Анкара, Адана, Газиантеп, Конья, Кайсе­ри, Самсун, Сивас, Мерсин и Марат. Но доля городского населения (36%) здесь значительно ниже, чем на промышлепно-аграрном Западе.
Промышленность, занимающая в Сред­ней Турции второе место по объему производства, в ряде мест довольно значи­тельно развита. Повсеместно встречаются небольшие предприятия по переработке продукции земледелия и животноводства: мукомольные, овоще-мясоконсервные, сыроваренные, маслобойные, сахарные, пивоваренные, винокуренные, табачные. В южных городах района (Адана, Газиантеп, Искендерон, Мерсин, Тарсус) создана текстильная промышленность. Помимо крупного металлургического завода в Искендероне, в городах Анкара, Кайсери, Конья, Кырыккале, Сивас имеются пред­приятия «малой» металлургии, которые удовлетворяют местные потребности в черном металле.
В целом предприятия аграрно-промышленного Центра концентрируют четверть рабочего класса страны и дают 24% про­дукции промышленности.
Центр района Анкара (до начала 30-х годов называлась Ангора). Полагают, что первое поселение на этом месте было основано в VII в. до н. э. Город расположен почти в центре Анатолии. В декабре 1919 г. тихий провинциальный городок Анкара стал центром национально-освободительного движения турецкого народа, а в октябре 1923 г. был провозглашен столицей Ту­рецкой Республики. С этого времени население его стало быстро расти: в 1927 г. насчитывалось 75 тыс. жителей, а сейчас около 2 млн.
Ныне это промышленный (пищевая, машиностроительная, цементная, деревообрабатывающая отрасли производства), торговый и культурный центр страны и важный узел железных и шоссейных дорог.
В 70 км на восток от Анкары находит­ся быстро растущий город Кырыккале с рядом военных заводов. Анкара и Кырыккале, составляющие вместе про­мышленный узел, представляют собой индустриальный оазис в обширном аграрном районе.
Юго-восточнее Анкары расположен город Кайсери. Это промышленный и торговый центр Сред­ней Турции. В городе работает хлопчатобумажный комбинат, построенный в 30-х годах при техниче­ской и экономической помощи Совет­ского Союза, а также самолетосборочный завод, мясокомбинат, сахарный и молочный заводы. Кайсери — один из старейших центров кустарного производ­ства турецких ковров, имеющих широкий спрос на рынках Западной Европы.
На крайнем востоке Анатолийского плоскогорья, в верхнем течении р. Кызыл-Ирмак, находится город Сивас. В го­роде име­ются заводы цементный и вагоноремонтный, а также мебельные и ков­ровые мастерские.
Из всех городов района наибольшей популярностью не только у иностранных туристов, но и у самих турок пользуется Конья. Этот город, основан­ный еще при хеттах (XIV—XII вв. до н. э.), с 1097 по 1307 г. служил столи­цей империи турок-сельджуков. Ныне Конья — круп­ный транспортный узел и торговый центр зернового и скотоводческого района. В городе имеется ряд мелких и средних предприятий по пере­работке местного сырья: мясокомбинат, сахарный, молочный, цементный, кир­пичные и керамические заводы, ковровые мастерские.
Ведущая отрасль эко­номики — сельское хозяйство, причем в прибрежных вилайетах севера и юга явно преобладает земледелие, а в центре животноводством занимаются наравне с земледелием. На весь этот район прихо­дится чуть более половины (52%) посев­ных площадей Турции, 40% — мелкого и крупного рогатого скота страны. Во вну­тренних вилайетах основу земледелия со­ставляет зерновое хозяйство, на окра­инах — технические и садово-огородные культуры. В целом аграрно-промышленный Центр производит в масштабе стра­ны 58% пшеницы, ячменя — 52, хлоп­ка — 55, картофеля и сахарной свеклы — около 45%, а также 87% цитрусов и 42% винограда. Район не только полностью покрывает внутренние потребности, но и значительную часть зерна вывозит в Западный экономический район. Техни­ческие культуры, плодоводство и вино­градарство в значительной мере ориентированы на экспорт. На вывоз идут также живой скот, овечья шерсть и особенно тифтик, или мохер,— шерсть знамени­тых ангорских коз (район дает почти 100% этого ценного продукта).
Данный экономический район, занимая в стране срединное географическое поло­жение, играет большую роль в транспорт­ном отношении. В широтном и долготном направлении территорию района пересе­кают железнодорожные линии и ряд пер­воклассных шоссе, имеющих выходы к морским воротам Средней Турции: Мерсину и Искендерону на Средиземном море, Самсуну и Инеболу на Черном.
Аграрный Восток

Включает 22 вилайета Восточной Турции общей площадью 276 тыс. кв. км (35% плошали страны), на которой проживает 23% всех жителей Турции. Это самая редконаселенная часть страны: средняя плотность 29 человек на 1 кв. км против 70 на Западе и 45 человек на 1 кв. км в Центре. В него входят такие районы как:
1. Восточная Анатолия
2. Юго-восточная Анатолия
Район аграрного Востока, протянув­шийся с севера на юг от побережья Чер­ного моря до окраин Сирийской пустыни, охватывает различные климатические зоны. На северной окраине района влаж­ный воздух черноморских субтропиков способствует культивированию чая, ци­трусов, на крайнем юге — выжженная знойным солнцем и горячим дыханием Сирийской пустыни степь, имеющая кое-где полупустынные ландшафты, в цен­тре — сменяющие одна другую гряды гор, на вершинах которых отливают голу­бизной вечные снега, а у подножия гор и в долинах возделываются маслины и виноград.
Лесов мало — около 4 млн. га, и они занимают не более 15% территории рай­она. Вырубаемые в течение столетий, они во многих местах ныне почти совсем сведены.
В горных районах летние температуры определяются в основном высотой мест­ности. Поэтому в долинах на высотах 700—900 м культивируются хлопчатник и рис, а на возвышенных плоского­рьях — не требующие высоких темпера­тур зерновые культуры и овощи.
Для этого района в отличие от первых двух характерна большая национальная пестрота. Примерно половину населения Востока составляют турки, остальные курды, имеющие в ряде вилайетов (Агры, Бингёле, Битлисе, Диярбакыре, Муше, Сиирте, Ване) абсолютное большинство, арабы, обитающие в пограничных с Ира­ком и Сирией районах, лазы, расселенные в восточном Причерноморье. Процессы урбанизации протекают здесь более медленно, чем в других рай­онах: города концентрируют не более 1/5 жителей района. Кроме того, сами города по благоустройству и степени индустриализации заметно уступают го­родам Западной и Средней Турции: в них отсутствуют централизованное водоснаб­жение, отопление и канализация, мало современных предприятий. В районе лишь пять городов с населением свыше 100 тыс. человек: Диярбакыр, Малатья. Урфа, Элязыг, Эрзурум.
Что касается промышленности» то здесь размещено лишь 18% мощности сахарных заводов страны, 14% — цементных и менее 10% общего числа хлопчатобумажных веретен и ткацких станков.
Однако все сказанное отнюдь не озна­чает, что на востоке страны социально- экономические условия сохраняются не­изменными. С расширением транспорт­ных артерий Восточная Турция, не оставаясь более хозяйственно изолированным краем, постепенно втягивается во внутренние и внешнеторговые связи страны. Ныне повсеместно возникают и укрепля­ются капиталистические формы ведения хозяйства как в земледелии, так и в животноводстве. В различных городах района работают и строятся предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: сахарные и молочные заводы, тек­стильные фабрики. Развивается промыш­ленность строительных материалов.
В экономике района возрастает зна­чение добывающей промышленности. В этой части Турции находятся основные центры добычи нефти (Гарзан, Рамандаг,Кяхта), железной руды (Дивриги. Хеким- хан), медной руды (Мургул, Эргани) хромитов (Гулеман) и полиметаллов (Ке­бан, Коюлхисар, Орду). На базе разрабо­ток полезных ископаемых создаются пер­вые предприятия по переработке про­мышленного сырья: небольшой нефтепе­рерабатывающий завод в Батмане (мощность 1 млн. т. нефти в год), медепла­вильные заводы в Эргани и Мургуле, завод по выплавке свинца в Кебане.
Большого эффекта в экономическом раз­витии района ожидают от гидроэнергети­ческого комплекса на р. Кебан («турец­кого Асуана») — крупнейшей в Юго- Занадной Азии ГЭС мощностью 1 240 гыс. кВт.
Центр северной части этого экономи­ческого района — Эрзурум (160 тыс. жителей) — узел железных и шоссей­ных дорог, расположенный в юго-восточ­ном углу Эрзурумской равнины, близ руин старинного армянского города Ка­рин. Здесь размещено около десятка маломощных предприятий пищевой, ме­таллообрабатывающей и деревообраба­тывающей промышленности. Диярбакыр — крупный административный и экономический центр, главный город турецкого Курдистана. Он распо­ложен на правом берегу р. Тигр на пере­сечении старинных путей, ведущих к Закавказью, Месопотамии и Сирии. Имеется небольшой за­вод алкогольных напитков, ковроткацкая фабрика мельницы и рисорушки — вот и вся его промышленность.
На западе района кое-какой промыш­ленностью располагает Малатья (155 тыс. жителей). Это сахарный и спиртовой заводы, хлопчатобумажная и табачная фабрики.
На северо-востоке от Малатьи нахо­дится другой индустриализируемый город Элязыг (130 тыс. жителей). В городе и его окрестностях до десятка небольших предприятий пищевой, текстильной, хи­мической и цементной промышленности.
В целом на аграрный Восток прихо­дится лишь 9% промышленных рабочих, и там создается только 7% промышленной продукции страны.
Главенствующее место в экономике района принадлежит сельскому хозяй­ству, и прежде всего животноводству. Подсчитано, что аграрный Восток дает лишь 16% национального сбора зерновых культур, менее 10% —технических и садо­вых культур, но обеспечивает четверть дохода страны от животноводства.
На обширных яйлах Карса и Эрзурума пасутся большие стада коров. Молоко используется для приготовления масла, сыров, а также вывозится на завод молоч­ного порошка в Карсе. Производство молока и молочных продуктов харак­терно и для вилайетов Гиресун, Трабзон. Район в целом сосредоточивает 2/3, удой­ных коров и является в стране основным производителем молочных продуктов.
Повсеместно разводят здесь и мелкий рогатый скот. Аграрный Восток дает треть всей производимой в стране овечьей шерсти и 43% козьей шерсти. Он является главным поставщиком мяса на внутрен­ний рынок. Выращиваемый здесь убой­ный скот большими партиями отправля­ется в потребительские центры Турции.
Из сельскохозяйственных культур пре­обладают зерновые, ведущее место среди которых принадлежит пшенице. Ее возде­лывают главным образом в юго-восточ­ных вилайетах: Диярбакыре, Малатье, Мардине, Урфе, дающих почти половину сбора зерновых района. В общенацио­нальном балансе пшеницы на Восточный район приходится лишь 17% производст­ва этой важнейшей продовольственной культуры.
Северо-запад района славится чаем и фундуком, а юго-запад — фисташками.
В целом Аграрный Восток — наиболее отста­лый в экономическом и культурном отно­шении район. В нем, особенно в местах, населенных курдами и арабами, сильны феодальные пережитки. Обрабатываемая земля сосредоточена в руках небольшой горстки помещиков, которые ведут хозяй­ство на полуфеодальной основе. На полях этого обширного района работает менее 8% всего тракторного парка.