ВМФ

Историческая справка:
Отечественный военно-морской флот – составная часть вооруженных сил нашей страны – создавался для ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий. Он включает в себя несколько родов сил, качественно отличных друг от друга и способных в определенных условиях решать боевые задачи самостоятельно или совместно с другими силами.
До недавнего времени к родам сил ВМФ относились: надводные силы, подводные силы, морская авиация, морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска.
Исторически они возникли и окончательно сложились в разное время под влиянием многих причин, выполняя главную задачу – защиту Отечества. Первый надводный боевой корабль, первая подводная лодка, первый самолет морской авиации, первый батальон морской пехоты, первая береговая батарея . Если учитывать современные приоритеты значимости различных родов для обороны Родины, то наш рассказ можно было бы начать с подводных сил и, следовательно, с изобретения первой подводной лодки, однако история русского флота началась задолго до того, как вышли в море субмарины-родоначальники нынешних подводных гигантов-основы мощи Российского ВМФ. И поэтому историю флота мы начинаем с постройки первого русского боевого корабля Орел.
Основание регулярного Российского военно-морского флота относится к бурной эпохе Петра I. Историческая необходимость свободного выхода к морям становилась первостепенной и неотложной задачей, от решения которой зависело дальнейшее развитие Российского государства. Петр I отлично понимал, что добиться этого можно лишь совместными действиями армии и флота. Всякий потентант,- гласило крылатое изречение Петра I, вошедшее в Книгу устав морской .,-который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет. Поэтому в неслыханно короткий срок, с ноября 1695 по май 1696 г., в Воронеже, Брянске, Преображенском, Козлове и других городах, расположенных по берегам рек, впадающих в Азовское море, были построены 36-пушечные корабли Апостол Петр и Апостол Павел, 4 брандера, 23 галеры, 1300 стругов, морских лодок и плотов, составившие Азовский флот-первое регулярное формирование отечественного военно-морского флота. В результате 19 июля 1696 г. Россией при поддержке флота была одержана первая крупная победа в борьбе за выход к морю – взята турецкая крепость Азак (Азов).
Обсудив результаты боевых действий на Азове, Боярская дума 20 октября 1696 г. по представлению Петра I приняла указ, в котором постановила: Морским судам быть. После принятия этого указа для строительства судов организуются так называемые кумпанства. Они представляли собой объединения владельцев, имевших более ста дворов крепостных крестьян, для строительства кораблей военного флота.
Петру I был хорошо знаком опыт русских мастеров в постройке судов, но он считал необходимым ознакомиться с состоянием судостроения и за границей. В 1697 г. он поехал в Голландию и Англию, взяв с собой для учебы около ста молодых людей; в то время эти страны считались наиболее передовыми в строительстве кораблей. Однако Петр I, принимавший практическое участие в постройке современного фрегата на одной из верфей Голландии, остался недовольным полученными здесь знаниями. В письме к Ф.М. Апраксину он писал: Строят суда просто по навыку и опыту без всяких хитростных чертежей. Поэтому он незамедлительно перебрался в Англию, где и изучил эту премудрость – постройку корабля по чертежам.
Особое место среди морских баталий петровской поры принадлежит Гангутскому сражению. Оно произошло 26-27 июля 1714 г. у п-ова Гангут (нынешнего Ханко). В ходе этой яростной битвы отряд кораблей шведского флота 1 фрегат, 6 галер и 3 шхербота – вместе с командиром отряда контр-адмиралом Н.Э. Эреншельдом были захвачены в плен. Эту морскую викторию Петр I приравнивал к победе над шведами под Полтавой в 1709 г. 24 мая 1719 г. у о. Эзель русская эскадра выиграла артиллерийскую дуэль парусных кораблей в открытом море и без абордажа захватила три шведских судна. Петр I назвал эзельскую победу добрым почином Российского флота.
27 июля 1720 г. у о. Гренгам отряд русского гребного флота – 52 галеры и 14 лодок – под командованием генерала М.М. Голицына нанес жестокое поражение шведской эскадре в составе линейного корабля, 4 фрегатов, 3 галер и 6 малых судов. Русские моряки захватили в этом бою все шведские фрегаты. Такая замечательная победа позволила нашему флоту закрепиться в районе Аландского архипелага и успешно действовать отсюда против морских коммуникаций неприятеля.
Блестящие победы созданного Петром I русского флота в Гангутском, Эзельском сражениях и у Гренгама показали превосходство морских сил России над военным флотом Швеции. Шведы, понеся крупные потери, оказались не в состоянии защищать собственную территорию от русских десантов, которые начали совершать успешные рейды на их побережье. Эти обстоятельства, а также экономическое истощение вынудили Швецию подписать с Россией 30 августа 1721 г. Ништадтский мир, положивший конец Северной войне.
Главным итогом Северной войны явилось окончательное закрепление России на берегах Балтийского моря. Русское государство стало, таким образом, морской державой.
После кончины Петра I, в 1725 г., постройка военных кораблей в стране почти прекратилась – были лишь достроены те суда, которые уже находились на стапелях. В море было приказано не выходить во избежание убытков. Флот бездействовал, корабли ветшали. Екатерина II писала в 1763 г.: У нас в излишестве кораблей и людей, но нет ни флота, ни моряков.
С началом войны с Турцией, располагавшей в то время первоклассным флотом, в июле 1769 – феврале 1770 г. эскадра адмирала Григория Андреевича Спиридова совершила переход из Балтийского моря в Эгейское для действия в районе турецкого побережья. В мае 1770 г. туда же прибыла вторая российская эскадра – под командованием контр-адмирала Эльфинстона. Формально начальство над обеими эскадрами (9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль, всего 820 орудий) принял на себя генерал-аншеф граф А.Г. Орлов, получивший впоследствии титул Чесменского. Однако фактически всеми действиями русского флота руководил Г.А. Спиридов.
Замечательным флотоводцем проявил себя Ф.Ф. Ушаков и в боевых действиях объединенной эскадры на Средиземном море против французов. Он соперничал здесь в боевой славе со знаменитым британским адмиралом Горацио Нельсоном. 18 февраля 1799 г. вице-адмирал Ушаков предпринял с моря штурм крепости Корфу. После высадки десанта через два дня упорного сопротивления французский гарнизон сдался. Было захвачено 629 орудий, 16 судов французского флота (в том числе линейный корабль и фрегат), взят в плен 2931 человек, в том числе 4 генерала.
Ключи от Корфу, кормовые флаги и гюйсы вражеских военных судов вице-адмирал отправил императору Павлу I.
Великий русский полководец А.В. Суворов, узнав о победе русских моряков при Корфу, воскликнул: Ура! Российскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом?. За эту победу Павел I пожаловал Ушакову чин адмирала и бриллиантовые знаки к ордену Александра Невского.
Все лучшее от Ф.Ф. Ушакова унаследовал его верный ученик адмирал Д.Н. Сенявин. В годы русско-турецкой войны (1806-1812) Дмитрий Николаевич, командуя русской эскадрой в Средиземном море, разгромил турецкий флот в Дарданелльском и Афонском сражениях.
В сентябре 1809 г. экипажи российской Средиземноморской эскадры прибыли в Ригу. Из принятых англичанами судов только два в 1813 г. возвратились в Россию, остальные же пришли в полную ветхость.
К моменту возвращения этих кораблей на Балтику русский флот находился в состоянии упадка: корабли держали в гаванях, они ветшали и гнили, а новые суда строили в малом количестве и из сырого леса. Их срок службы был не более шести лет, в то время как корабли такого же ранга, построенные в Швеции из добротного, выдержанного, сухого леса, находились в строю до двадцати лет.
Ни один из самодержцев России не принес отечественному флоту столько вреда, сколько Александр I. Лишь в середине 20-х годов XIX в. (то есть после его смерти) состояние Российского военно-морского флота начало улучшаться – приступили к строительству новых кораблей, начали проводить в жизнь многие технические новшества. Д.Н. Сенявин, восстановленный в чине адмирала, был вновь призван на службу и назначен командующим Балтийским флотом.
В 1853 г., накануне Крымской войны, ввиду натянутости отношений с Турцией эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова все время находилась в море. С началом боевых действий адмирал начал активный поиск османского флота.
18 ноября 1853 г. П.С. Нахимов с шестью линейными кораблями и двумя фрегатами (всего 720 орудий, в том числе 76 бомбических, стрелявших разрывными снарядами) наголову разгромил стоявший на рейде в Синопской бухте под прикрытием береговых батарей (38 орудий) турецкий флот в составе семи фрегатов, трех корветов, двух пароходофрегатов, двух бригов и двух военных транспортов (всего 510 орудий). Синопское сражение стало лебединой песней в истории боевых действий парусных флотов, а применение русскими кораблями бомбических пушек, стрелявших разрывными снарядами, ускорило переход к строительству парового броненосного флота.
Русско-японская война 1904-1905 гг. наглядно показала, что малютки миноносцы превратились в грозную опасность, вызвавшую необходимость использования специальных мер по защите от них самых больших военных кораблей – могучих броненосцев. Это привело к появлению минных крейсеров и так называемых контрминоносцев (дистройеров), то есть судов, специально предназначенных для поиска и уничтожения обычных миноносцев. Экспансия России на Дальнем Востоке заставила ее принять две новые кораблестроительные Программы – 1895 и 1898 гг. для нужд Дальнего Востока. В соответствии с ними на отечественных и иностранных верфях к началу русско-японской войны удалось построить десять эскадренных броненосцев, одиннадцать крейсеров 1 ранга, значительное число миноносцев и других судов. Эти корабли вошли в состав 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр и Владивостокского отряда крейсеров.
Тактико-технические характеристики построенных кораблей, особенно эскадренных броненосцев типа Бородино, находились на уровне мировых стандартов того времени.
После русско-японской войны Россия довольно долго не могла приступить к восстановлению своего флота. Война и революция 1905-1907 гг. ввергли страну в глубокий финансово-экономический кризис. Правительство не могло выделить средств, достаточных для реализации разработанных Морским генеральным штабом послевоенных кораблестроительных программ. Флот незначительно пополнялся лишь за счет кораблей, заложенных еще во время русско-японской войны, и нескольких крейсеров, заказанных за границей и на отечественных верфях. Морское министерство предпринимало огромные усилия, чтобы отремонтировать и перевооружить уцелевшие корабли на более чем скромные ежегодные средства, отпускаемые министерству.
11 февраля 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). В наследство от Российского императорского флота, на базе которого он и был сформирован, ему досталось огромное количество боевых кораблей всех классов и вспомогательных судов: на Балтике √ 4 линкора-дредноута, 9 крейсеров, 62 эскадренных миноносца и миноносца, 26 подводных лодок, 5 канонерских лодок, 23 минных и сетевых заградителя, 110 сторожевых кораблей и катеров, 89 тральщиков, а также свыше 100 различных вспомогательных судов, 70 транспортов и 16 ледоколов (всего около 600 боевых кораблей и судов); на Черном море √ 7 линейных кораблей, 2 крейсера, 20 эскадренных миноносцев и 4 миноносца, 11 подводных лодок (всего около 400 кораблей и вспомогательных судов). Немало кораблей находилось в составе Флотилии Северного Ледовитого океана, Каспийской, Амурской и Сибирской флотилий. Однако уже в первые месяцы своего существования РККФ стал заложником политических игр новых правителей России.
На Балтике флот, находившийся в Гельсингфорсе (Хельсинки) и Ревеле (Таллине), в результате срыва Брестского договора Л. Троцким оказался под угрозой захвата его белофиннами и германскими войсками, высадившимися в Финляндии. В феврале 1918 г. начался знаменитый Ледовый поход Балтийского флота, который возглавил бывший капитан 1-го ранга А.Н. Щастный. 19-24 февраля из Ревеля в Гельсингфорс были переведены 55 кораблей и судов. 12 марта из Гельсингфорса в Кронштадт вышли линкоры Севастополь, Гангут, Петропавловск и Полтава, крейсера Богатырь, Рюрик и Адмирал Макаров. Через пять суток отряд без потерь прибыл в Кронштадт. Линейный корабль Андрей Первозванный при содействии двух малых ледоколов с 4 по 10 апреля благополучно довел до Кронштадта второй отряд. Третий отряд насчитывал 167 боевых кораблей и транспортов со слабыми корпусами – эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей, тральщиков и подводных лодок. Последним кораблям 7 апреля приходилось отдавать швартовы под пулеметным огнем финских белогвардейцев.
24 апреля в Кронштадт прибыли 16 судов из Котки. Кроме того, по железной дороге из Ревеля и Гельсингфорса были вывезены две авиабригады Балтийского флота,
Всего в Кронштадт прибыло 236 боевых кораблей и вспомогательных судов из 350, находившихся в Ревеле, Котке и Гельсингфорсе. Кроме кораблей и самолетов, из этих портов были вывезены запасы вооружения, военной техники и снаряжения.
В результате интриг и личной неприязни Троцкого к руководителю Ледового похода Щастному последний был вскоре арестован, обвинен в измене и приговорен Высшим революционным трибуналом при ВЦИК РСФСР к расстрелу.
В аналогичной обстановке оказался и Черноморский флот. 29 и 30 апреля 1918 г. революционно настроенные офицеры и матросы, отказавшиеся сдать германскому командованию свои корабли, под обстрелом немецких батарей увели из Севастополя в Новороссийск часть боевых кораблей флота: линейные корабли Воля, Свободная Россия, 9 эсминцев и 5 миноносцев. 1 мая 1918 г. немцы заняли Севастополь. Главнокомандующий германских оккупационных войск генерал Эйхгорн ультимативно потребовал немедленного возвращения флота в Севастополь. В противном случае он угрожал продолжением наступления по побережью и захватом Новороссийска. Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель СНК В. Ульянов (Ленин). 28 мая 1918 г. – телеграмма такого содержания была отправлена в Новороссийск из Москвы. Мнения экипажей разделились.
В период Гражданской войны у пирса Балтийского завода в Петрограде сгорел линейный корабль Михаил Фрунзе(Полтава), три эсминца типа Новик погибли на минных заграждениях в Копорской губе, а два таких же корабля по вине Ф.Ф. Раскольникова вместе с ним попали в плен к англичанам. Несколько вполне боеспособных кораблей – линкоры Андрей Первозванный, Император Павел 1(Республика), крейсера Рюрик, Адмирал Макаров, Баян и др., – прослуживших к тому времени не более 10-15 лет, в 1922 г. были проданы на металлолом в Германию. От мощного в недавнем прошлом Балтийского флота осталось лишь несколько кораблей, могущих выйти в море.
Россия также полностью лишилась кораблей Сибирской флотилии и Флотилии Северного Ледовитого океана. Часть кораблей Амурской флотилии угнали японцы.
Всего иностранные интервенты и белогвардейцы уничтожили, захватили и угнали более 800 боевых кораблей, вспомогательных и транспортных судов.
Однако сталинский постулат об обострении классовой борьбы, а также о том, что молодая страна Советов окружена кольцом враждебных империалистических государств, которые в любую минуту могут развязать вооруженную агрессию против СССР, заставил партийное руководство любой ценой, несмотря на голод и разруху, срочно приступить к укреплению вооруженных сил страны. Решения о восстановлении Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ) были приняты 8-16 марта 1921 г. Х съездом РКП(б) и 16 октября 1922 г. V съездом комсомола.
Восстановление РККФ началось с ремонта и достройки немногих кораблей, оставшихся от бывшего Российского императорского флота.
. Полярной ночью 22 декабря 1943 г. две группы катеров Г-5, ведомые капитаном 2-го ранга В. Чекуровым и старшим лейтенантом А. Шабалиным, в районе бухты Берлевог были наведены авиаразведкой на конвой противника, шедший в порт Киркенес. Три крупных транспорта двигались в охранении эсминца, шести сторожевых кораблей и десяти катеров-охотников за подводными лодками. Впереди конвоя шли четыре тральщика. Командир одного из катеров Паламарчук на большой скорости направляет свой корабль в просвет между тральщиками и эсминцем и с дистанции в 2 кабельтова (370 м) наносит удар обеими торпедами. Фашистский эскадренный миноносец разламывается на две части и мгновенно тонет. Второй наш катер отправляет на дно транспорт противника. Опомнившись, фашисты перестроили ордер и продолжили путь. И вдруг сквозь строй сторожевых кораблей пронесся еще один Г-5 – катер Шабалина. Торпеды понеслись к сторожевикам, и два взрыва сотрясли воздух. Вскоре Александру Шабалину и Георгию Паламарчуку присвоили звание Героя Советского Союза.
Последующие советские программы военного кораблестроения не имели самостоятельных наименований и финансирования. Они включались в пятилетние планы развития народного хозяйства страны, а средства на их реализацию отпускались Народному комиссариату судостроительной промышленности.
Индустриализация страны в 30-х годах, проведенная партийным руководством за счет варварского ограбления деревни и снижения уровня жизни народа, а также милитаризация экономики быстро дали свои результаты – резко увеличились выплавка чугуна и стали, производство цветных металлов, добыча угля и нефти. Это дало возможность, забыв об оборонительной доктрине, в годы довоенных пятилеток перейти к постройке крупных надводных кораблей и океанских подводных лодок.
Первым крупным военным кораблем, построенным в советское время, стал крейсер Киров. При его проектировании и строительстве для оказания технической помощи пришлось привлечь итальянских кораблестроителей – сказались репрессии 20-х и 30-х годов.
Крейсер Киров вступил в строй 23 сентября 1938 г. В те годы он считался одним из лучших легких крейсеров в мире. При водоизмещении 9436 т он имел длину 191,3 м, ширину 17,6 и осадку 7,2 м. Киров при мощности механизмов 110000 л.с. развивал скорость 35,5 узла (около 64,8 км/ч), а орудия его главного калибра – три трехорудийные башни со 180-мм пушками – могли поражать противника на расстоянии 36 км (194 кабельтова). На крейсере было также установлено восемь 100-мм универсальных орудий, а от нападения с воздуха его защищали десять 37-мм зенитных автоматов и восемь крупнокалиберных зенитных пулеметов. Корабль также имел два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата и мог принять на борт 90 якорных мин заграждения. Для ведения разведки и корректировки огня Киров располагал одной катапультой и двумя гидросамолетами. Его экипаж составляли 872 моряка.
При прорыве кораблей Балтийского флота из Таллина в Ленинград 28-29 августа 1941 г. Киров шел под флагом командующего флотом вице-адмирала В.Ф. Трибуца. Один за другим пикировали на Киров фашистские самолеты. Прицельным огнем зенитчиков врага отгоняли, но ненадолго. За первой волной фашистских самолетов следовала вторая, и так без перерыва – почти до самого Кронштадта.
Киров отбил атаки 52 самолетов, но ни одна из 80 бомб, сброшенных на крейсер, к счастью, не достигла цели. 29 августа Киров стал на якорь в Кронштадте, а 4 сентября его артиллерия уже вела огонь по немецким войскам, рвавшимся к Ленинграду.
В сентябре 1941 г. более 100 моряков крейсера покинули палубу корабля, чтобы защищать Ленинград в морской пехоте.
21 сентября 1941 г. крейсер в течение всего дня вел непрерывный бой с фашистской авиацией. Юнкерсы шесть раз налетали на корабль волнами по 50-70 самолетов с четырех направлений, обрушивая на Киров и стоящие рядом суда сотни бомб. И на этот раз атаки были отбиты огнем корабельных зенитчиков, сумевших сбить один Юнкерс.
С 1 сентября по 23 октября 1941 г. крейсер Киров выпустил из орудий главного калибра около 500 снарядов по врагу, а его зенитная артиллерия сбила три и подбила 12 Юнкерсов.
Весной 1942 г., когда Киров стоял в Неве, немецкое командование предприняло операцию Айсштосс (Ледовый удар) с целью уничтожения вмерзших в лед кораблей Балтийского флота. В течение 28 марта – 30 апреля по ним наносились комбинированные удары авиацией и артиллерией. 24 апреля в крейсер попали две 250-кг бомбы и один крупнокалиберный снаряд. На корабле начался пожар, стали рваться зенитные боеприпасы, но через 45 минут огонь удалось потушить. Одновременно на корабле были выведены из строя все 100-мм орудия, повреждены кормовая труба и грот-мачта, разрушены отделение вспомогательных котлов и камбуз, 82 человека погибли, а 42 получили ранения. Но уже через два месяца Киров снова вернулся в строй, продолжал сражаться с фашистами.
За годы Великой Отечественной войны он провел более 300 боевых стрельб. Его снарядами уничтожены тысячи фашистских солдат, сотни автомашин с боеприпасами и снаряжением, подавлены десятки артиллерийских батарей противника. 27 февраля 1943 г. Киров первым из надводных кораблей Балтийского флота был награжден орденом Красного Знамени.
После войны, пройдя модернизацию, Киров еще долгие годы нес службу в составе Балтийского флота. В 1965 г. он стал учебным кораблем, на котором проходили корабельную практику курсанты высших военно-морских училищ. В 1980 г. в состав Северного флота вошел новый, атомный ракетный крейсер Киров. Артиллерийские же башни старого корабля установлены как реликвии на набережной в Петербурге.
К началу Великой Отечественной войны в строй вступили три крейсера, подобных Кирову, – Максим Горький, ⌠Ворошилов и ⌠Молотов, а к 1944 г. еще два – Каганович и Калинин.
За годы предвоенных пятилеток надводный флот пополнился также тремя лидерами эскадренных миноносцев типа Ленинград, тремя лидерами типа Минск и лидером Ташкент, построенным в Италии. В строй вступило значительное число эскадренных миноносцев типа Гневный (21 единица) и Сторожевой (11 единиц). В первые месяцы войны закончили приемные испытания еще 14 эскадренных миноносцев.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны ВМФ располагал внушительными надводными силами. В его составе было более 500 надводных боевых кораблей различных классов: три линейных корабля, семь крейсеров, 56 лидеров и эскадренных миноносцев, 22 сторожевых корабля, 62 тральщика, 12 минных заградителей, 290 торпедных катеров, 92 сторожевых катера и охотника за подводными лодками и другие корабли.
В ходе войны флот высадил на побережье, занятое неприятелем, более 110 оперативных и тактических десантов, обеспечивал оборону внутренних и внешних морских, а также речных коммуникаций, по которым перевезено 112 млн.т. военных и народно-хозяйственных грузов. Флот надежно прикрывал с моря от ударов кораблей противника фланги сухопутных войск, оказывал огневую поддержку в обороне и наступлении войскам приморских фронтов, решал многие другие задачи. Для их выполнения надводные корабли совершили тысячи боевых походов, участвовали в многочисленных столкновениях с морскими силами, самолетами и подводными лодками гитлеровцев, в прорывах через минные поля. В годы войны тральщики обеспечивали безопасность плавания на рейдах своих военно-морских баз и на подходах к ним, а после войны полностью устранили минную опасность в Балтийском, Баренцевом и Черном морях, на Волге и Дунае.
Многие соединения торпедных катеров, больших и малых охотников за подводными лодками, тральщиков, сторожевых катеров и др. удостоились награждения орденами Красного Знамени, Ушакова, Нахимова и заслужили почетные наименования.
В конце 30-х годов на советских верфях были заложены линейный корабль типа Советский Союз и тяжелый крейсер типа Кронштадт, но достроить их помешала война. К реализации ряда других проектов, разработанных в предвоенные годы, вообще не приступали. К ним, в частности, относятся проект легкого крейсера типа Чапаев и проект эскадренного миноносца 30-бис с башенной 130-мм артиллерией. К постройке кораблей по этим уже готовым проектам и приступили сразу же после окончания войны.
Дальнейшим развитием крейсеров типа Чапаев явились крейсера типа Свердлов. Крейсер Свердлов, спущенный на воду в 1950 г., при водоизмещении 15450 т имел длину 210 м, ширину 21,6 и осадку 7,5 м. При мощности механизмов 130000 л.с. он развивал скорость 34,0 узла. Вооружение крейсера составляли двенадцать 152-мм орудий в четырех башнях, шесть 100-мм универсальных спаренных артиллерийских установок, 32 ствола 37-мм зенитной артиллерии и два пятитрубных торпедных аппарата калибром 533 мм. Крейсер мог принимать на борт 250 мин. По своей архитектуре это был один из красивейших кораблей мира.
В 50-х годах были построены крупные серии крейсеров типа Свердлов, в том числе Адмирал Ушаков, Адмирал Нахимов, Адмирал Сенявин, Александр Невский и др., а также башенных эскадренных миноносцев. В этот же период в строй вступило большое количество сторожевых кораблей типа Ягуар, торпедных катеров проекта 183 и тральщиков.
Таким образом, в первый послевоенный период строительств во флота шло по пути создания тех же классов боевых кораблей, которые строились накануне и в ходе войны, но с улучшенными тактико-техническими характеристиками.
60-е годы ознаменовались массовым принятием на вооружение во всех флотах мира боевых кораблей, имеющих в качестве основного оружия крылатые ракеты класса корабль-корабль. Одновременно резко возрастает роль подводных лодок как главной ударной силы флотов. Это не могло не привести к появлению новых классов боевых кораблей-носителей крылатых ракет и кораблей, специально предназначенных для борьбы с подводными лодками.
В советском ВМФ такими кораблями стали ракетные крейсера типа Варяги большие противолодочные корабли, которые на первых этапах своего развития мало чем отличались от таких многоцелевых кораблей, как прежние эскадренные миноносцы. Одновременно появились малые ракетные корабли и ракетные катера, которые строились в корпусах торпедных катеров.
В конце 60-х годов подводные лодки ВМС США с атомными энергетическими установками, вооруженные межконтинентальными ракетами с ядерными боеголовками, выходят в океан и становятся практически неуязвимыми. Для борьбы с ними с целью предупреждения нанесения ядерного удара в советском ВМФ создаются оперативные соединения противолодочных кораблей, которые стали нести боевое дежурство в выявленных районах патрулирования ударных подводных лодок (вероятного противника).
Длительное пребывание в море в отрыве от своих баз, требование быстрого обнаружения подводных лодок и последующего поддержания с ними надежного контакта для возможности эффективного уничтожения, а также необходимость самозащиты в автономном плавании послужили резким толчком к качественному изменению тактико-технических характеристик противолодочных кораблей.
На вооружении ВМФ появляются новые типы противолодочных кораблей с большой автономностью плавания, оснащенных эффективными гидроакустическими средствами, мощным противолодочным оружием и крылатыми ракетами. Дальнейшим развитием противолодочных кораблей стало создание противолодочных крейсеров.
Для авиационного прикрытия оперативных соединений противолодочных кораблей и придания им боевой устойчивости потребовались новые для советского ВМФ классы кораблей – ими стали авианесущие крейсера и тяжелые авианесущие крейсера. Одновременно получили дальнейшее развитие (как ударные корабли надводных сил) ракетные крейсера.
Такова до недавнего времени была логика мышления, определявшая развитие надводных сил советского ВМФ, – мышления, которое трудно отвергнуть одним махом, но приведшего, как известно, к невероятным военным расходам, которых не смогла выдержать экономика.

Сейчас в составе нашего флота находится несколько типов авианесущих
Современное развитие и роль в обороне страны:
ВМФ играет важную роль в обеспечении национальной безопасности России. Он располагает примерно 32 процентами носителей ядерных зарядов. В составе ВМФ находится 26 атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, которые являются одним из трех компонентов (наряду с РВСН и ВВС) стратегических ядерных сил России.
Корабельный состав ВМФ России включает 2 тяжелых авианесущих крейсера (“Адмирал Кузнецов”, “Адмирал Горшков”), 4 тяжелых атомных ракетных крейсера (” Петр Великий”, “Адмирал Ушаков”, “Адмирал Лазарев”, “Адмирал Нахимов”), 4 ракетных крейсера, а также около 300 других боевых кораблей морской и океанской зоны (в том числе 80 многоцелевых подводных лодок).
За период 1992-1997 годов корабельный состав ВМФ пополнился более 10 атомными подводными лодками.
В настоящее время ВМФ организационно состоит из четырех флотов (Балтийского, Северного, Тихоокеанского и Черноморского) и одной флотилии (Каспийской). В его состав входят соединения надводных и подводных кораблей, морская авиация, морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска.
Основные районы сосредоточения сил и базирования СФ Кольский полуостров; ТОФ Камчатка и Приморье (район Владивостока); БФ Калининградская область и Кронштадт, ЧФ Крым (Севастополь) и Новороссийский военно-морской район.
Со вступлением в строй тяжелого авианесущего крейсера “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” российский ВМФ получил совершенно новый тип корабля. Наличие на авианосце взлетного трамплина, с которого могут стартовать самые современные истребители четвертого поколения Су-27К, аэрофинишеров, обеспечивающих их посадку, оборудованного под взлетной палубой ангара для хранения самолетов, оснащенного двумя лифтами-подъемниками, поворотными площадками и транспортировочными рельсами, – впервые обеспечили создание в нашем ВМФ настоящего авианосного объединения, способного решать широкий спектр задач как по времени, так и в пространстве, причем на большом удалении от баз.
Тяжелый атомный ракетный крейсер “Петр Великий” – это корабль с самым мощным в мире вооружением. Его характеристики поистине уникальны: размеры √ 251х28,5х9,1 метра, водоизмещение 28 тысяч тонн, скорость – 32 узла, то есть 60 с лишним километров в час. Каждый из двух реакторов имеет мощность в 300 мегаватт. Оружие “Петра” – крылатые ракеты “Гранит” – не имеют аналогов в мире.
2 ноября 1996 года в Государственном российском центре атомного судостроения в Северодвинске состоялась закладка головного ракетного подводного крейсера стратегического назначения нового поколения “Юрий Долгорукий”. Это будет лучший в мире корабль данного класса. Вследствие его малошумности его очень трудно будет обнаружить по инверсионному и тепловому следу. Процесс выхода в торпедную и ракетную атаку упрощен благодаря применению современных достижений в области электроники.
Данные о морской составляющей стратегических наступательных вооружений (СНВ) России
Стратегические наступательные вооружения (морская составляющая)
По состоянию на 1991 год
По состоянию на 1.01.1998 год
По договору СНВ-1 к 2002 г.
По договору СНВ-2 к 2003 г. (в случае ратификации)
МБР, БРПЛ и СБ*
2500
.
1600
.
В том числе БРПЛ
904
416
.
.
Ядерные боезаряды на МБР, БРПЛ и СБ
10271
.
6000
3000 – 3500
В том числе ядерные боезаряды на БРПЛ
2804
1824
до 1750
до 1750
Примечания: * МБР- межконтинентальные баллистические ракеты БРПЛ – баллистические ракеты на подводных лодка СБ – стратегические бомбардировщики
Атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения
Номер проекта/ шифр (принятое наименование)
Год вступления в строй головной подводной лодки
Число подводных лодок
Ракетное вооружение
667Б/ “Мурена” (“Дельта”)
1972
4
12 ПУ БР Моноблок
667БДР/”Кальмар” (“Дельта 3”)
1976
11
16 ПУ БР с 3 РРЧ
667БДРМ/ “Дельфин” (“Дельта 4″)
1985
7
16 ПУ БР с 4 РГЧ
941/”Акула” (“Тайфун”)
1981
4
20 ПУ БР с 10 РГЧ
Как и все виды Вооруженных Сил России, Военно-Морской Флот вступил в полосу реформирования. Основными направлениями развития ВМФ на период до 2001 года станут оптимизация его штатной структуры, поддержание морских стратегических ядерных сил на необходимом уровне готовности, совершенствование систем управления и судоремонта. Однако изменениям флот подвергнется в сравнительно меньшей мере. В составе ВМФ останутся надводные корабли высокой боевой эффективности, ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные подводные лодки, силы обеспечения. Возможно, подвергнется сокращению обслуживающий флот. Ожидается, что в результате реализации российско-американских договоренностей по сокращению стратегических наступательных вооружений доля морских стратегических ядерных сил составит более 50 процентов.
И. Сергеев “Реформы – наша общая забота” “Красная звезда” 27.06.97г.
О. Фаличев. “Новый облик армии: реалии и перспективы” “Красная звезда”, 22.07.97г.
В. Манилов “Оптимизация. Качество. Эффективность. Параметры реформирования Вооруженных Сил России.””Красная звезда”, 15.08.97г.
Н. Михайлов “Реформирование Вооруженных Сил не мыслится без реструктуризации оборонной промышленности” “Красная звезда”, 16.09.97г.
И. Сергеев “Военная доктрина и реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации ” “Красная звезда”, 17.06.98г.
Д. Литовкин “Проблемы нужно называть задачами” “Красная звезда”, 29.08.98г.
В. Притула. “Хотя российский флот живет в долг, реформируется он по плану” “Правда”, 8.09.98г.
В. Манилов “Военная реформа – ответ на вызов времени” “Красная звезда”, 12.01.99г.
А. Гавриленко “Флот живет надеждой” “Красная звезда”, 20.02.99г.
А. Гавриленко “Море ставит оценку” “Красная звезда”, 24.07.99г.
В. Манилов “Новая Военная доктрина России – адекватный ответ на вызов времени” “Красная звезда”, 08.10.99г.
Н. Михайлов “Национальная безопасность на рубеже веков” “Красная звезда”, 16.11.99г.
Описание первичных офицерских специальностей:
ВУЗы готовящие специалистов:
Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова
197045 Санкт-Петербург, Выборгская наб. 73/1. т. (812) 242-16-18
Высшие специальные офицерские классы ВМФ
195196 Санкт-Петербург, Заневский пр., 4. т. (812) 444-35-43
Военно-морские институты
Санкт-Петербургский военно-морской институт
199162 Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, 17; т. (812) 213-71-47 (Ранее: ВВМУ им. М.В. Фрунзе и ВВМУПП им. Ленинского Комсомола, – 198093 Санкт-Петербург, Морской пер., 3.)
Военно-морской ордена Ленина инженерный институт
190195 Санкт-Петербург, Адмиралтейский проезд, 2. т. (812) 312-56-76 (Ранее: ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского и ВВМИУ им. В.И. Ленина – 189620 Санкт-Петербург, Пушкин, Кадетский бульвар, 1.)
Военно-морской ордена Красной Звезды институт радиоэлектроники имени А.С. Попова
198903 Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Разводная, 15. т. (812) 427-52-45 (Ранее: ВВМУРЭ им. А.С. Попова)
Балтийский военно-морской институт им. Ф.Ф. Ушакова
236026 Калининград, Советский просп., 82. (Ранее: Калининградское ВВМУ)
Тихоокеанский военно-морской институт имени С.О. Макарова
690002 Владивосток, Камский пер., 6. (Ранее: Тихоокеанское ВВМУ им. С.О. Макарова)
Ломоносовский морской колледж ВМФ РФ
189510 Санкт-Петербург, Ломоносов, ул. Красного Флота 18/48. т. (812) 422-57-98
Нахимовское военно-морское училище
197048 Санкт-Петербург, Петроградская наб., 4 т. (812) 232-86-94
Военно-морские факультеты
Российская военно-медицинская академия, военно-морской факультет
195009 Санкт-Петербург, ул. академика Лебедева, 6. т. (812) 542-21-39
Оренбургское высшее военное авиационное училище, военно-морской факультет
Военное образование
Военное образование в Российской Федерации является составной частью системы профессионального обучения страны, осуществляемого на основе Закона РФ “Об образовании”. В Советской Армии в 1991 году имелось 166 вузов (18 военных академий, 3 военных института, 7 военных факультетов, 130 высших и 8 средних военных училищ). В последующие годы сеть вузов МО РФ приводилась в соответствие с реальными потребностями ВС РФ. К началу 1997 года в Российской армии имелось 102 вуза. В настоящее время в связи с реформированием Вооруженных Сил РФ количество военных вузов значительно сократилось.
В вузы МО РФ принимаются граждане Российской Федерации:
– со средним (полным) общим образованием или средним профессиональным образованием; – не проходившие военную службу – которым до конца года исполняется 17 лет, но не старше 21 года включительно на год поступления; – проходящие или прошедшие военную службу – до 23 лет включительно на год поступления.
Среди преподавательского состава военно-учебных заведений ВС РФ военнослужащие составляют 70 процентов, остальные – гражданский персонал. Все преподаватели-офицеры имеют высшее образование, большинство из них окончили военные академии. Около половины (44 процента) имеют педагогический стаж до 5 лет, а 24 процента – свыше 10 лет. 35 процентов военнослужащих-педагогов и 50 процентов педагогов из числа гражданского персонала имеют ученые степени.
Выпускники военно-учебных заведений МО РФ получают:
– высшее военно-специальное образование; – гражданскую специальность в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования; – диплом государственного образца о соответствующем образовании и квалификации.
По окончании военного вуза выпускникам присваивается офицерское звание “лейтенант”.
Чтобы поступить в военное училище надо .
. подать документы
Гражданская молодежь в апреле, не позже 1 мая, подает в военкомат, либо, при отсутствии разнарядки, непосредственно в вуз: а) заявление (указывает Ф.И.О., год и месяц рождения; домашний адрес; наименование вуза; куда хочет поступить); б) автобиографию; в) характеристику с места работы (учебы); г) копию документа об образовании (справку о текущей успеваемости); д) три фото без головного убора 4,5х6 см. В случае, когда заявление о приеме подается непосредственно в вуз, начальник этого вуза направляет в военкомат по месту жительства заключение о возможности оформления в качестве кандидата. В апреле-мае, не позже 15 мая, проходит предварительный профотбор, организуемый призывной комиссией. До 3 июля готовиться к вступительным экзаменам самостоятельно либо на подготовительных курсах при ближайщем вузе МО РФ; К 3 июля по направлению военкомата или по вызову вуза приезжает в училище (академию), предъявляет паспорт (военный билет), подлинный документ об образовании. С 5 по 25 июля проводится окончательный профотбор. Если кандидат не прошел профотбор, он откомандировывается в военкомат по месту жительства.
. сдать экзамены
Перечень предметов, по которым проводятся вступительные экзамены в военно-учебные заведения: 1. Военный университет; факультет военно-юридический и прокурорско-следственный – русский язык и литература (письменно), иностранный язык (устно), основы государства и права (устно); факультеты культуры и журналистики, зарубежной военной информации, иностранных языков – русский язык и литература (письменно и устно), иностранный язык (устно); 2. Военные академии (инженерные специальности со сроком обучения 6 лет) – русский язык и литература (сочинение), математика (письменно и устно), физика (устно). Поступающие в Военную академию химической защиты вместо экзамена по физике сдают экзамен по химии (устно); 3. Военная академия противовоздушной обороны Сухопутных войск РФ (инженерные специальности). Военная инженерно-космическая академия; военные институты и высшие военные училища (кроме указанных в пп.5,7,8) – русский язык (диктант), математика (письменно), физика (устно). Поступающие в высшие военные училища Тыла, химической защиты на специальность химической защиты Высшего военно-морского инженерного училища (г.Пушкин) вместо экзамена по физике сдают экзамен по химии; 4. Военно-медицинская академия (факультеты подготовки врачей) – русский язык (письменно), биология (устно), химия (устно); 5. Военный институт физической культуры – русский язык (письменно), биология (устно), физкультура и спорт (практически); 6.Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории – инструменты военного оркестра и дирижирование (практически), гармония и сольфеджио (письменно и устно), русский язык (письменно); 7. Новосибирское высшее общевойсковое командное училище (специальности тактической разведки) – русский язык и литература (письменно и устно), иностранный язык (устно); 8. Ярославское высшее финансовое училище – русский язык (письменно), математика (письменно и устно); 9. Средние военные училища – русский язык (письменно), математика (письменно).
. льготами могут воспользоваться
От проверки общеобразовательной подготовки освобождаются и зачисляются без экзаменов в вуз при соответствии требованиям профотбора: а) в любой вуз (академию, училище, институт) – Герои РФ; , б) в любой вуз по результатам собеседования – те, кто окончил с медалью образовательное учреждение среднего (полного) общего или начального профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, а также окончившие с отличием образовательное учреждение среднего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию; в) в конкретный вуз (после собеседования), если закончил первый и последующие курсы гражданского вуза по специальности, соответствующей профилю данного вуза.
Освобождаются от сдачи вступительных экзаменов по каким-либо предметам призеры олимпиад и конкурсов по этим предметам. Вне конкурса при получении положительных оценок на экзаменах и на основании результатов профотбора зачисляются: а) в любой вуз – сироты и оставшиеся без попечения родителей; б)только в военное училище – имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта. Во всех случаях кандидат поступает в вуз по конкурсу.
Абитуриент получает также: а) при поступлении: – бесплатный проезд в вуз (и обратно в случае непоступления), проживание, питание, медицинское и культурное обеспечение; б) в ходе учебы: – отпуск 2 раза в год и бесплатный проезд туда и обратно, бесплатное обучение, проживание, питание, вещевое довольствие, медицинское и культурное обеспечение, денежное довольствие; в) по окончании вуза: высшее военно-специальное образование (по окончании среднего вуза – среднее военно-специальное), гражданскую специальность в соответствии с государственными образовательными стандартами – воинское звание лейтенант – служебную жилплощадь или общежитие в 3-месячный срок со дня прибытия к месту службы – беспроцентную ссуду на три года в размере 12 окладов денежного содержания в течение 3 месяцев с момента назначения на должность – право на пенсию за выслугу на военной службе 20 лет и более – другие виды гарантии и льготы, предусмотренные законом
Важную роль в становлении и развитии отечественного флота сыграли ученые военных учебных заведений, готовивших для флота командный и инженерно-технический состав, и ученые Военно-морской академии.
Первое в России учебное заведение, носившее название Морской академии (или Академии морской гвардии), было учреждено в Санкт-Петербурге в 1715 г. До открытия в 1725 г. Петербургской академии наук она частично выполняла ее функции. Морская академия готовила изначально специалистов в области навигации, артиллерии, фортификации, устройства корабля. С 1718 г. Морская академия стала также выпускать первых в стране геодезистов, топографов и картографов. Ее общественное значение было настолько велико, что в России практически не было ни одной знатной фамилии, которая не была бы представлена в академии.
Морская академия подготовила много флотоводцев, мореплавателей, ученых. Среди них – один из создателей Черноморского флота адмирал Ф.Ф. Ушаков, президент Адмиралтейств-коллегии адмирал А.И. Нагаев, генерал-адмирал М.М. Голицын, адмирал Н.Ф. Головин, С.Г. Малыгин и многие другие.
Очень важным фактором явилось создание при Морской академии типографии, в которой издавались книги по важнейшим отраслям морского дела. К числу первых крупных трудов Морской академии можно отнести руководство по навигации С.Г. Малыгина (1733 г.), получившее высокую оценку Л. Эйлера.
Академия наук и Морская академия с самого начала поддерживали между собой тесные связи в выполнении научных работ, направленных на решение флотских проблем, которым уделял внимание и великий русский ученый М.В. Ломоносов. Члены Академии наук тогда и позже принимали активное участие в учебном процессе, повышая уровень подготовки специалистов для Военно-Морского Флота. В свою очередь, моряки-ученые избирались членами Академии наук и входили в ее руководство.
Вместе с тем отечественная историография дату создания Военно-морской академии в современном ее осмыслении относит к 1827 г., когда по инициативе почетного члена Петербургской академии наук адмирала И.Ф. Крузенштерна был создан Офицерский класс (при Морском кадетском корпусе), преобразованный в 1862 г. в Академический курс морских наук в составе трех отделений: гидрографического, кораблестроительного и механического. В 1877 г. рескриптом Александра II Академический курс морских наук был переименован в Николаевскую морскую академию. Был объявлен список 10 ее почетных членов, среди которых назовем президента Академии наук адмирала Ф.П. Литке, вице-президента Академии наук В.Я. Буняковского, министра путей сообщения вице-адмирала К.Н. Посьета, управляющего Морским министерством вице-адмирала С.С. Лесовского, историка флота генерала Ф.Ф. Веселаго.
С именами моряков, получивших высшее образование, связаны крупнейшие гидрографические исследования в морях и океанах и наиболее важные географические открытия. Эти исследования и открытия были выполнены на Балтике под руководством А.И. Нагаева и Г.А. Сарычева, на Каспии – Ф.И. Соймонова, в дальневосточных морях – А.И. Чирикова, в северных морях – С.В. Муравьева, С.Г. Малыгина, Д.Л. Овцына, Д.Я. и Х.П. Лаптевых и под руководством других морских исследователей.
С развитием парового броненосного флота появилась острая необходимость в разработке теоретических основ боевого использования сил, боевых и технических средств флота. Пионером в вопросах разработки способов ведения войны на море в новых условиях был выдающийся русский адмирал Г.И. Бутаков, который в 1863 г. за работу Новые основания пароходной тактики был удостоен академической премии. Здесь следует также отметить труды по девиации И.П. Белавенца, организатора магнитно-компасного дела в русском флоте, труд Вооружение военных судов К.Н. Посьета, труды в области метеорологии М.А. Рыкачева. В конце 80-х годов гидрографическое отделение окончили Б.Б. Голицын и М.Е. Жданко, кораблестроительное – К.П. Боклевский и А.Н. Крылов.
Приведенный перечень трудов свидетельствует как о широком диапазоне охватываемых проблем, так и фундаментальности теоретического обоснования. В годы первых пятилеток, в соответствии с принятыми программами военного судостроения, быстрыми темпами шло восстановление флота, строительство новых надводных кораблей и подводных лодок.
В августе 1945 г. решением правительства на базе инженерных факультетов Военно-морской академии была сформирована Военно-морская академия кораблестроения и вооружения им. А.Н. Крылова.
Главная направленность научных работ в обеих академиях в этот период – осмысление, освоение и внедрение опыта первой мировой и Великой Отечественной войн. Во главе преподавательского состава стояли видные ученые и опытные педагоги, такие как академики В.В. Шулейкин, А.Н. Щукин, члены-корреспонденты АН СССР П.Ф. Папкович, М.И. Яновский.
Многие выпускники академий стали видными учеными, занимали руководящие должности на флоте и в научных учреждениях. В настоящее время многие из них продолжают вести научную и преподавательскую работу в организациях флота, промышленности и Российской академии наук.
Особую значимость приобрела разработка вопросов стратегического использования ВМФ и взаимодействия его с другими видами Вооруженных сил, проблем развития всех видов обеспечения боевой и повседневной деятельности флота. Получила новое осмысление теория военно-морского искусства, определяющая пути планирования развития сил флота и применения их в войне. В инженерно-технической области было получено несколько сот авторских свидетельств на изобретения, охватывающие широкий круг проблем деятельности ВМФ.
Ведущее место в объединенной академии занял командный факультет, предназначенный для подготовки руководящих кадров для всех родов сил Военно-Морского Флота. Подготовка руководящих и исследовательских инженерных кадров с высшим военным образованием для флота стала осуществляться на трех инженерных факультетах: вооружения, кораблестроения и радиоэлектроники.
Научно-технический прогресс в военном деле и коренные изменения в составе флота, во взглядах на его задачи, развитие и боевое применение, оснащение его современным оружием и техническими средствами потребовали серьезной перестройки учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности академии.
В Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова сложился ряд самостоятельных научных школ, включающих крупные коллективы ученых. Важное значение приобрело научное прогнозирование на основе системного подхода. В исследованиях широкое применение нашли методы теории вероятности, теории игр, теории информации, теории массового обслуживания, линейного и динамического программирования, математического моделирования, а также комплексная автоматизация решения оперативно-тактических, инженерно-технических задач и задач управления на основе использования электронно-вычислительной техники.
Знаменательные даты:
1724г.
Основан военно-морской архив флота при Адмиралтейств-коллегии (ЦГАВМФ). Испытано “Потаенное судно” Е.П.Никонова. Охотск объявлен военным портом.
1725г.
В Кронштадте открыта Гардемаринская школа.
1726г.
Родился Чичагов Василий Яковлевич, – полярный исследователь, адмирал.
1728г.
При Морской академии в Санкт-Петербурге основана гардемаринская рота.
1730г.
Открыта Архангельская адмиралтейская школа.
1731г.
Открыта Охтинская навигационная школа.
1732г.
Учреждена воинская морская комиссия для изучения вопросов улучшения состояния флота.
1733г.
Создана Донская (Азовская) военная флотилия.
1735г.
Родился Грейг Самуил Карлович, – адмирал, командующий Балтийским флотом.
1736г.
При поддержке Донской флотилии взят Азов.
1737г.
Создана Днестровская военная флотилия.
1739г.
Основана Якутская навигационная школа.
1744г.
Родился Ушаков Федор Федорович, флотоводец, адмирал.
1752г.
При Морской академии в Санкт-Петербурге основан шляхетский корпус.
1753г.
Основана Иркутская навигационная школа.
1754г.
Основана Нарчинская навигационная школа.
1763г.
Родился Сенявин Дмитрий Николаевич, флотоводец, адмирал.
1766г.
В Ревеле образовано Морское собрание для занятий флотских офицеров. Родился Гамалея Платон Яковлевич, – капитан-командор, автор работ по метеорологии, астрономии, навигации, морской практике, гидрологии, истории флота.
1767г.
Родился Чичагов Павел Васильевич, – адмирал.
1768г.
Начало русско-турецкой войны (1767-1774).
1769г.
Учрежден орден “Св.Геогия” 4-х степеней.
1770г.
Чесменская победа. Учреждена медаль “За участие в Чесменском бою”. Родился Крузенштерн Иван Федорович, – мореплаватель, адмирал.
1771г.
Основание Дунайской гребной флотилии.
1772г.
Родился Амосов Иван Петрович, – ученый кораблестроитель.
1773г.
Родился Лисянский Юрий Федорович, – мореплаватель.
1774г.
Окончание русско-турецкой войны. Заключен Кучук-Кайнарджийский мир.
1776г.
Родился Головнин Василий Михайлович, – мореплаватель, вице-адмирал.
1778г.
Родился Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич, – адмирал, мореплаватель, открывший в 1820г. Антрактиду.
1781г.
Родился Ершов Василий Артемьевич, – кораблестроитель, генерал-лейтенант. В Холмогорах открыта первая в России мореходная школа.
1782г.
Открыт Херсонский морской корпус. Учрежден орден “Св. Владимира” 4-х степеней.
1783г.
Морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом. Основание Севастополя.
1784г.
В Санкт-Петербурге открыто водоходное училище.
1786г.
Родился Шильдер Карл Андреевич, инженер-кораблестроитель, автор проекта подводной лодки.
1787г.
Начало русско-турецкой войны за Крым.
1788г.
Родился Лазарев Михаил Петрович, – адмирал, мореплаватель, флотоводец, первооткрыватель Антарктиды. Учреждена медаль “За храбрость в водах очаковских” в честь победы российской гребной флотилии под Очаковым.
1798г.
Учреждена медаль на георгиевской ленте “За победу над шведами в водах финских”.
1790г.
Учреждена медаль на владимирской ленте “На заключение мира со Швецией”.
1791г.
Окончание русско-турецкой войны.
1791г.
В Херсоне открыто Черноморское Артиллерийское училище.
1797г.
Родился Литке Федор Петрович, адмирал, исследователь Арктики. Родился Врангель Фердинанд Петрович, – мореплаватель, адмирал.
1798г.
В Санкт-Петербурге открыто училище корабельной архитектуры.
1799г.
Взятие острова Корфу объединенным русско-турецким флотом под командованием Ф.Ф.Ушакова.
1800г.
Родился Амосов Иван Афанасьевич, – кораблестроитель, инженер-генерал.
1802г.
Родился Нахимов Павел Степанович – флотоводец, адмирал.
1805г.
Основана Главная морская библиотека (ЦВМБ).
1806г.
Начало русско-турецкой войны (1806-1812).
1808г.
Родился Крузенштерн Павел Иванович, – мореплаватель, адмирал.
1809г.
Родился Истомин Владимир Иванович, – контр-адмирал.
1810г.
Сформирован 2-й Балтийский флотский экипаж, как береговая часть балтийского флота.
1812г.
Родился Зеленой Семен Ильич, – ученый, гидрограф, адмирал.
1813г.
Родился Невельской Геннадий Иванович, – путешественник, исследователь, адмирал.
1815г.
В Санкт-Петербурге построен первый в России пароход “Елизавета”.
1817г.
Родился Александровский Иван Федорович, – изобретатель в области подводного судостроения.
1819г.
Учрежден кормовой Георгиевский флаг, сохранивший основу рисунка Андреевского флага. Выход из Кронштадта шлюпов “Мирный” и “Восток” под командованием М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена в первую антарктическую экспедицию.
1820г.
Родился Бутаков Григорий Иванович (1820 – 1882) – адмирал (1878), создатель тактики военного парового флота.
1821г.
Родился Попов Андрей Александрович (1821-1898) – кораблестроитель, адмирал (1891).
1823г.
Заложен первый российский паровой военный корабль “Метеор”.
1825г.
Родился Можайский Александр Федорович (1825-1890), – контр-адмирал (1886), изобретатель в области воздухоплавания.
1827г.
Наваринское сражение. Разгром турецко-египетского флота объединенной русско-англо-французской эскадрой. Основана гидрографическая служба.
1829г.
Учреждена медаль “За турецкую войну”. Легендарный бой брига “Меркурий” (командир – капитан-лейтенант А.И. Казарский) с двумя турецкими линейными кораблями.
1830г.
Родился Беловенец Иван Петрович (1830-1878), – ученый-девиатор, организатор магнитно-компасного дела в России.
1831г.
Родился Алымов Илья Павлович (1831-1884), – ученый в области теории корабля.
1834г.
По проекту К.А. Шильдера в Санкт-Петербурге построена первая в мире цельнометаллическая подводная лодка, приводимая в движение матросами-гребцами. Родился Крузенштерн Павел Павлович (1834-1871), – исследователь Арктики, капитан-лейтенант.
1836г.
Спущен на воду первый 28-пушечный колесный пароходофрегат “Богатырь”.
1839г.
Родился Колонг Иван Петрович (1839-1901), – генерал-майор (1893), ученый в области морской навигации.
1841г.
Учреждена медаль на анненской ленте “За усердие” (награждались нижние чины, прослужившие в Гвардейском экипаже 22 года или во флоте 25 лет).
1843г.
Родился Джевецкий Степан Карлович (1843-1938), – инженер, изобретатель подводных лодок. Родился Титов Петр Акиндинович (1843-1894) – кораблестроитель, изобретатель кессона для ремонта подводной части корабля без постановки его в докю
1846г.
По проекту К.А. Шильдера построен военный пароход “Отважность” – прообраз эсминца. Родился Гуляев Эраст Евгеньевич (1846-1919), – конструктор военных кораблей, генерал-лейтенант (1908).
1847г.
Родился Жуковский Николай Егорович (1847-1921), – ученый в области кораблестроения.
1848г.
Спущен на воду первый винтовой фрегат “Архимед”. Начало выхода в свет периодического военно-морского журнала “Морской сборник”.
1849г.
Родился Макаров Степан Осипович (1849-1904), – флотоводец, вице-адмирал (1896).
1853г.
Начало Крымской войны (1853-1856). Синопское сражение. Первый в истории морской бой паровых кораблей – пароходофрегатов “Владимир” и “Перваз-Бахри”.
1854г.
Начало героической обороны Севастополя в Крымской войне.
1855г.
Учреждена медаль “За защиту Севастополя”.
1856г.
Учреждена медаль “В память о войне 1853-1856гг.”. Родился Шокальский Юлий Михайлович (1856-1940), – ученый-океанограф, картограф.
1858г.
Родился Вилькицкий Андрей Ипполитович (1858-1913), – исследователь Арктики, гидрограф-геодезист, генерал-лейтенант.
1863г.
Родился Крылов Алексей Николаевич (1863-1945), – ученый-кораблестроитель, механик, математик. Первый в истории дружественный визит эскадры российского флота в США.
1864г.
Постройка первого в мире ледокола “Пайлот” (проект М.О. Бритнева).
1865г.
И.Ф. Александровским создана первая самодвижущаяся мина – торпеда.
1866г.
По проекту И.Ф. Александровского построена подводная лодка с двигателем на сжатом воздухе.
1867г.
А.А. Поповым разработан проект мореходного броненосца.
1869г.
Родился Налетов Михаил Петрович (1869-1938), – создатель первого в мире подводного минного заградителя.
1872г.
Спущен на воду первый в мире брустверно-башенный броненосец “Петр Великий”. Родился Бубнов Иван Григорьевич (1872-1919), – основатель строительной механики корабля.
1873г.
Спущен на воду первый в мире океанский броненосный крейсер “Генерал-адмирал”.
1874г.
Построен первый в России минный заградитель “Гальванер”. Родился Шершов Александр Павлович (1874-1959), – инженер-кораблестроитель, вице-адмирал.
1875г.
Родился Тарле Евгений Викторович (1875-1965), – историк, внесший значительный вклад в исследование военно-морской истории России.
1877г.
Начало русско-турецкой войны (1877-1878). Первое применение минно-торпедного оружия. В Санкт-Петербурге спущен на воду первый в мире мореходный мононосец “Взрыв”.
1878г.
Учреждена медаль “В память русско-турецкой войны 1877-1878гг.”. Для нижних чинов учреждена медаль “За храбрость” (С 1913г. называлась Георгиевской). Первое в истории применение торпедного оружия катерами.
1879г.
Родился Матусевич Николай Николаевич (1879-1950), – вице-адмирал (1943), гидрограф -геодезист.
1880г.
Джевецким С.К. представлен проект первой в мире подводной лодки с электрическим двигателем, работающим от аккумуляторов.
1881г.
Родился Костенко Владимир Полиевктович (1881-1956), – кораблестроитель, организатор судостроения в СССР.
1883г.
Родился Поздюнин Валентин Львович (1883-1948), – ученый-кораблестроитель. Родился Шиманский Юлиан Александрович (1883-1962), – кораблестроитель, профессор (1938).
1884г.
Спущена на воду первая в мире подводная лодка с электрическим двигателем от аккумуляторных батарей (автор пректа – Джевецкий С.К.).
1885г.
Родился Вилькицкий Борис Андреевич (1885 – 1961) – ученый, гидрограф-геодезист. Родился Зубов Николай Николаевич (1885-1960), – океанолог, контр-адмирал-инженер (1945). Родился Ляхницкий Валерий Евгеньевич (1885-1960), – ученый в области гидротехники и проектирования портовых сооружений.
1887г.
В Санкт-Петербурге построен первый минный крейсер “Лейтенант Ильин”. Создание Амурской военной флотилии.
1888г.
Родился Яновский Михаил Иосифович (1888-1949), – ученый-кораблестроитель, специалист в области конструирования судовых турбин.
1889г.
Родился Малинин Борис Михайлович (1889-1949), – ученый-кораблестроитель, автор проектов подводных лодок типов Д, Л, Щ.
1892г.
Родился Ногид Лев Маркович (1892-1972), – ученый-кораблестроитель.
1894г.
Родился Исаков Иван Степанович (1894-1967), – адмирал флота Советского Союза (1955).
1896г.
Родился Власов Василий Григорьевич (1896-1959), – ученый, крупнейший специалист в области теории корабля.
1897г.
Джевецкий С.К. изобрел беструбный торпедный аппарат для подводных лодок.
1901г.
Разработана первая боевая подводная лодка “Дельфин” (автор проекта – И.Г. Бубнов). Родился Кочин Николай Евграфович (1901-1944), – ученый, крупнейший специалист в области теории качки корабля.
1902г.
Родился Кузнецов Николай Герасимович (1902-1974), – адмирал флота Советского Союза (1955).
1903г.
Спущен на воду первый в мире дизель-электроход.
1904г.
Начало русско-японской войны (1904-1905). Героический бой крейсера “Варяг” и канонерской лодки “Кореец” с японской эскадрой. Гибель вице-адмирала С.О. Макарова при взрыве броненосца “Петропавловск”. В Санкт-Петербурге на Балтийском заводе спущена на воду первая боевая подводная лодка “Дельфин”. Вступил в строй броненосец “Потемкин”. Учреждена медаль на Андреевской ленте “На бой “Варяга” и “Корейца” при Чемульпо”.
1905г.
Трагическая страница истории Российского флота – поражение флота в Цусимском сражении, потеря 12-ти броненосных кораблей.
1906г.
В Либаве (Лиепае) создан первый в России учебный отряд подводного плавания.
1907г.
По проекту Джевецкого С.К. построена подводная лодка “Почтовый” с единым бензиновым двигателем для подводного и надводного хода. Эскадренные броненосцы переименованы в линейные корабли. Учреждена медаль на александровско-георгиевской ленте “В память русско-японской войны”.
1909г.
Построена подводная лодка “Минога” (конструктор – Бубнов И.Г.), на которой впервые в мире были применены реверсивные дизельные двигатели.
1910г.
Разработан проект дизельного броненосного крейсера (автор – Н.Н. Кутейников). Введен в строй первый в мире противоминный корабль “Минреп”.
1911г.
Впервые осуществлен поиск подводной лодки с аэроплана (летчик – В.В. Дыбовский). В Севастополе сформирована первая команда военно-морских летчиков. Вводятся в строй линкоры типа “Севастополь”.
1912г.
Создание морской авиации на Балтийском флоте. Спущен на воду первый в мире подводный минный заградитель “Краб” по проекту М.П. Налетова.
1913г.
Введен в строй эскадренный миноносец “Новик” – первый в России турбинный боевой корабль, установивший мировой рекорд скорости для военных кораблей (37,7 узла).
1914г.
Создание первых отечественных линейных кораблей – дредноутов. Начало применения морской авиации в условиях Крайнего Севера (поручик Я. Нагурский на аэроплане “Фарман” при поиске исчезнувшей экспедиции Г. Седова). Под Севастополем впервые в мировой практике морская авиация нанесла бомбовые удары по боевому кораблю (немецкому линкору “Гебен”).
1915г.
Спущен на воду подводный минный заградитель “Краб”. В состав Балтийского флота вошли подводные лодки типа “Барс”. Готландский бой – отражение попытки германского флота войти в Рижский залив.
1916г.
Создание флотилии Северного Ледовитого океана.
1917г.
Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. Андреевский флаг заменен Интернациональным – красным полотнищем без эмблем и надписей.
1918г.
Подписан декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). Ледовый поход Балтийского Флота из Ревеля в Кронштадт. Затоплена значительная часть Черноморского флота. Создание Азовской, Чудской, Волжской, Онежской флотилий и военного флота Астраханского края.
1919г.
Мятеж на фортах “Красная горка” и “Серая лошадь”. Потопление английского эсминца “Виктория” подводной лодкой “Пантера”. Создание Донской и Днестровской военных флотилий.
1920г.
Создание Беломорской военной флотилии.
1921г.
Кронштадский мятеж.
1923г.
Образование Народного комиссариата по военным и морским делам.
1924г.
Выход в первый заграничный поход отряда кораблей Рабоче-Крестьянского Красного Флота.
1925г.
Введен в действие первый устав корабельной службы Рабоче-Крестьянского Красного Флота.
1926г.
Закладка первой серии подводных лодок типа “Декабрист” (главный конструктор – Б.М. Малинин). Испытание первого советского торпедного катера “Первенец” АНТ-3 (главный конструктор – А.Н. Туполев). Закладка серии сторожевых кораблей типа “Ураган”.
1928г.
Спущен на воду серийный торпедный катер АНТ-4. За заслуги в Гражданской войне Балтийсукий флот награжден орденом Красного Знамени.
1929г.
Введен в действие первый боевой устав Воеено-Морских Сил РККА (БУ-30). На смену “Барсам” вступили в строй подводные лодки типа “Декабрист”.
1932г.
Основание Тихоокеанского флота. Введен в действие корабельный устав (КУ-32).
1933г.
Основание Северного флота. Ввод в строй подводных лодок “Щука” и “Ленинец” (проект Б.М. Малинина).
1934г.
Ввод в строй подводной лодки “Малютка” (проект Б.М. Малинина).
1935г.
Учрежден Военно-морской флаг СССР. Испытание первого в мире судна на воздушной подушке (проект В.И. Левков). Введена система воинских званий.
1937г.
Морская авиация окончательно определилась как один из основных родов сил флота (ВВС ВМФ). Введен в действие временный боевой устав морских сил (БУМС-37).
1938г.
Создан Главный военный совет ВМФ.
1939г.
Создание Ладожской военной флотилии. Ввод в строй подводной лодки “К-1” (проект М.А. Рудницкого). Организационно, как род сил ВМФ, оформилась морская пехота. Установлен День ВМФ.
1941г.
Начало Великой Отечественной войны. Самолеты ВВС ВМФ бомбили Берлин. Героическая оборона Лиепаи. Героическая оборона Ханко. Начало обороны Заполярья. Первый артиллерийский бой надводных кораблей при обороне Рижского залива. Участие моряков в Ленинградской битве. Оборона главной военно-морской базы Краснознаменного Балтийского флота – Таллина. Оборона Одессы. Прорыв кораблей из Таллина в Кронштадт. Рождение советской гвардии. Оборона Севастополя – главной военно-морской базы Черноморского флота. Керченско-Феодосийская десантная операция.
1942г.
Оборона Новороссийска. Отражение нападения тяжелого крейсера “Адмирал Шеер” на порт Диксон. Оборона Туапсе.
1943г.
Крейсер “Киров” первый из надводных кораблей КБФ награжден орденом Красного Знамени. Образование нахимовских военно-морских училищ. Новороссийская десантная операция. Керченско-Эльтигенская десантная операция.
1944г.
Одесская операция, высадка николаевского десанта. Выборгская наступательная операция. Нарвская наступательная операция. Прибалтийская стратегическая наступательная операция. Моондзундская десантная операция. Петсамо-Киркенесская операция.
1945г.
Подводной лодкой “С-13” (командир А.И. Маринеско) потоплены лайнер “Вильгельм Густав” и крупный транспорт “Генерал фон Штойбен”. Капитуляция Германии. Сейсинская десантная операция. Курильская десантная операция – последняя операция второй мировой войны.
1950г.
Ввод в строй легких крейсеров типа “Свердлов”. Образовано Военно-морское министерство СССР.
1953г.
Начало строительства атомных ракетных и многоцелевых подводных лодок, надводных кораблей второго послевоенного поколения.
1955г.
С советской подводной лодки стартовала первая баллистическая ракета.
1959г.
Вступил в строй первый в мире атомный ледокол “Ленин”.
1962г.
Достижение Северного полюса атомной подводной лодкой “Ленинский Комсомол”.
1963г.
Награждение Краснознаменного Балтийского флота, Черноморского флота, Северного флота и Тихоокеанского флота орденом Красного Знамени. Подледное плавание и достижение Северного полюса подводной лодки.
1966г.
Первое в мире групповое кругосветное плавание советских атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала А.И. Сорокина.
1970г.
Маневры “Океан” советского Военно-морского флота на Атлантическом, Тихом и Северном Ледовитом океанах и прилегающих морях.
1974г.
Боевое траление кораблями ВМФ Суэцкого канала.
1975г.
Ввод в строй первого советского авиационного крейсера “Киров”.
1978г.
Первое групповое подледное плавание атомных подводных лодок в Северном Ледовитом океане.
1981г.
Ввод в строй атомного ракетного крейсера “Киров”. Учение “Запад-81” в Балтийском море.
1982г.
Антарктическая экспедиция на океанографических судах “Адмирал Владимирский” и “Фаддей Беллинсгаузен” по маршруту первой русской антарктической экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Группа атомных подводных лодок Северного флота совершила 47-суточный подледный поход.
1983г.
Ввод в строй ракетных крейсеров типа “Слава”.
1985г.
Ввод в строй тяжелого авианесущего крейсера “Адмирал Кузнецов”.
1990г.
Береговые ракетно-артиллерийские войска и морская пехота преобразованы в Береговые войска Военно-морского флота.
1992г.
Учрежден Андреевский военно-морской флаг.
1993г.
Визит военных кораблей России в США и Канаду. Российские боевые корабли совершили заходы в порты 11 государств.